БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 4, с. 77-80
Библиотековедение
УДК 027.1(47+57X091) ББК 78.347.95+78.33(2Рос)
БИБЛИОТЕЧНО-УСАДЕБНАЯ КУЛЬТУРА: РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ
© С. И. Лякишева, 2013
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна "» 301214, Тульская обл., Щекинскийр-н, д. Ясная Поляна
Представлен авторский термин «библиотечно-усадебная культура», рассмотрены предпосылки и факторы развития библиотечно-усадебной культуры как исторического явления, исследована ее культурологическая сущность с точки зрения библиотековедения.
Ключевые слова: библиотечно-усадебная культура, усадебные библиотеки, семейное чтение дворян, читательские традиции XVIII-XIX вв.
The author's term «library and estate culture» is presented, preconditions and factors of its development as a historical phenomenon are considered, its culturological essence from the point of view of library science is investigated.
Key words: library and estate culture, estate libraries, noblemen family reading, reader's traditions of the XVIII-XIX centuries.
В исследованиях историков, культурологов и усадьбоведов, не достаточно знакомых со спецификой формирования дворянских библиотек с точки зрения библиотековедения, и в работах библиотековедов, в свою очередь, не владеющих историческими знаниями усадьбоведения, возникает ряд стереотипных ошибок. Так, при обращении к отдельно взятой усадебной библиотеке используются фрагментарные упоминания с примитивными характеристиками: «колоссальная по численности», «наиболее ценная по содержанию», «многоязычная», «непревзойденная по фонду», «с редкими изданиями», «фонд библиотеки помещика... представлен обширным ассортиментом». Отсутствует умение выявлять и интерпретировать назначение дворянских книжных собраний, анализировать особенности традиций читательской культуры. Недостаток глубоких профессиональных знаний о дворянских библиотеках снижает значимость многих российских исследований.
Историография проблемы
Внимание к усадебным библиотекам со стороны ученых очевидно, но столь же заметна беспомощность исследователей, когда они касаются теоретических аспектов дворянской книжной культуры. Известны единичные исследования отечественных авторов, в той или иной степени отражающие отдельные аспекты формирования дворянских библиотек. Во второй половине XIX - начала XX в.
вопросами изучения дворянских книжных собраний занимался Г. Н. Геннади. Для своей работы «Русские книжные редкости», выпущенной в 1872 г., он обращался к фондам владельческих библиотек: Чертковской в Москве и собраниям русских книг Н. П. Дурова, Е. А. Львова, П. П. Пекарского, Д. В. Поленова. В одном из трудов У. Г. Иваска -«Частные библиотеки в России», написанном в 1911-1912 гг. - даны сведения о 1346 библиотеках, среди которых частично представлены дворянские. Ф. К. Эксгольц, М. Я. Параделов, Е. А. Шуман-ский, И. В. Аничков в своих работах упоминали о дворянских библиотеках, но в целом их работы носят не обобщающий, а статистически-антикварный характер.
Исследователи рубежа XX - начала XXI в. стремятся уточнить и расширить сведения, почерпнутые в работах их предшественников, пытаются разобраться в мировоззрении владельцев книжных собраний. К числу таких работ относятся исследования О. Е. Глаголевой, Р. Ф. Хохлова, Г. Д. Злочевского.
Изучая дворянское семейное чтение, важно обращаться к теоретическим библиотековедческим работам в области современного семейного чтения И. И. Тихомировой, О. Л. Кабачек, Л. В. Глуховой, Т. В. Холодницкой, Л. В. Сокольской, С. В. Россин-ской, В. П. Чудиновой, В. Я. Аскаровой, Н. К. Сафоновой, Н. Л. Голубевой. В них отражены традиционные особенности общения между читающими родителями и детьми.
Обоснование введения термина «библиотечно-усадебная культура» в научный оборот
В настоящее время отсутствует системный подход в области изучения дворянских библиотек, в вузах культуры и искусств не достаточно отлажена система подготовки библиотечных кадров для работы с редкой книгой в музеях и библиотеках. Несмотря на то, что большинство усадебных библиотек уничтожено, оставшиеся дворянские книжные собрания требуют особенно бережного и грамотного обращения. В связи с отсутствием специальных знаний возникает проблема составления методических пособий для работы с коллекционными описями мемориальных книжных собраний для Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Эти проблемы возникают неслучайно: ограниченность научных контактов библиотековедов с представителями других наук, занимающихся проблемными вопросами усадьбоведения, оставляет в тени тему многоаспектного изучения усадебных библиотек.
Существующее в библиотековедении понятие «дворянская книжная культура» недостаточно объемное, а, скорее, расплывчатое и неточное для представления объема видов деятельности владельцев русской усадьбы, направленных на формирование домашней библиотеки, классификацию ее книжного фонда в соответствии с потребностями и интересами пользователя и описания многообразия результативных форм работы с книгой. В связи с этим разработана профессиональная терминология, которая позволяет сформировать представление о библиотечно-усадебной культуре - уникальном явлении сложноорганизованной, но упорядоченной специфической системы обращения с домашней книгой. Библиотечно-усадебная культура включает выбор способа приобретения домашней книги и все многообразие форм работы с ней с целью извлечения максимальной пользы в зависимости от витальных и духовных потребностей читателя.
В настоящее время с междисциплинарной точки зрения в системе библиотековедческих, исторических и культурологических связей представляется актуальным выделить опыт организации и использования усадебных библиотек в отдельный вид семейной культуры, в основе которой лежит книга.
Доктором филологических наук, профессором В. И. Васильевым рассмотрен термин «книжная культура», относящийся к области книговедения.
В области библиотековедения в процессе изучения специфики дворянских библиотек возникает другой термин - «библиотечно-усадебная культура». Научный анализ исторического смысла организации домашних библиотек в период зарождения и развития русских усадеб выявил их авто-
номную исключительную роль в становлении личности дворянина как читателя и с точки зрения библиотековедения предопределил возможность возникновения отдельного вида культуры в ряду других культурологических категорий [1].
Установлено, что предпосылкой развития биб-лиотечно-усадебной культуры стало появление русских усадеб как большого территориального пространства, места осуществления хозяйственной инициативы, обусловленной жизнью человека. В четких территориальных границах с необходимым ассортиментом технооснащения с прагматичной точки зрения усадьба являлась источником дохода.
Увлечение архитектурно-строительным делом, интерес к садоводству и ландшафтному проектированию стал характерной чертой помещичьего быта. От умения, инициативы и вкуса хозяина усадьбы зависели обустройство парка, сада, быта, строительство дома, хозяйственных сооружений. Основой создания и управления усадьбами послужила домашняя книга. Таким образом, истоки библиотечно-усадебной культуры - в потребности найти информацию, касающуюся обустройства усадьбы.
Отличительными чертами библиотечно-усаде-бной культуры является ее центричность, когда дворянская библиотека постепенно начинала представлять смысловое ядро, вокруг которого концентрировалась хозяйственная деятельность, и по-лицентричность, когда традиционные домашние формы приобщения к чтению становились определяющими в любом векторе направлений многоплановой жизни человека. Наряду с первостепенными задачами строительства дома и хозяйственных объектов возникала необходимость сохранения духовных ценностей в дворянской семье. Библио-течно-усадебная культура не только формировала все стороны хозяйственной, экономической и культурной жизни дворянина, но и способствовала развитию духовных ценностей, обеспечивая целостную полифункциональную усадебную систему.
От государственных преобразований в области политики, культуры и просвещения в дворянских поместьях напрямую зависело развитие библио-течно-усадебной культуры, которое выражалось в возникновении и поддержании интереса к домашней книге и формировании усадебных библиотек.
По мере успешного овладения навыками биб-лиотечно-усадебной культуры у дворян формировалось осознание принадлежности к элитному читающему обществу и вырабатывались универсальные нормативные представления об отношении человека к домашней книге. Владелец и пользователь усадебной библиотеки становился носителем, преемником и продолжателем библиотечно-усадебной культуры, делая ее ценным достоянием семьи. Основные особенности и роль усадебных библиотек
С. И. Лякишева, 2013, № 4, с. 77-80
позволяют выявить специфическое явление со сложной иерархией ценностей, традиций, символов, связанных с книгой, и образующее в ценностном аспекте понятие «библиотечно-усадебная культура».
Теоретические основы культуры как явления представлены в культурологии. Наша задача - выделить функционирование усадебных библиотек в особый вид культуры, связанный с книгой, и показать значимость исторического сегмента в отечественном библиотековедении для других наук в соответствии с культурологическими законами развития.
Базисная терминология библиотечно-усадебной культуры
Библиотечно-усадебная культура не может быть жестко стандартизирована и определена нормами в связи с камерностью закрытых дворянских библиотек, обладавших фамильной ценностью, а также субъективно-творческим подходом в выборе вариативности формирования отношения к книге в дворянской семье. Именно в этом заключалась трудность ученых разных областей наук, безуспешно пытавшихся всеобъемлюще представить уникальность той или иной дворянской библиотеки, каждая из которых оказывалась, за неимением профессиональной терминологии, разве что «громадной» и «уникальной».
Несмотря на разнообразие специфических особенностей при детализации изучения дворянских книжных собраний, образуется понятийно-логический аппарат, доказывающий классическое существование автономной уникальной культуры в библиотековедении: «субъект библиотечно-усадебной культуры», «функции библиотечно-усадебной культуры», «библиотечно-усадебные культурные ценности», «формы библиотечно-усадебной культуры», «библиотечно-усадебное культурное наследие».
Субъект библиотечно-усадебной культуры -единая семья, объединенная специфическими навыками содержания домашней библиотеки и вовлеченная в усадебные читательские традиции, ставшие основой для развития общественной элиты в лице дворянства и имеющие педагогический, социальный и культурно-образовательный статус.
Библиотечно-усадебная культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи опыта обращения с книгой, и ее роль реализуется путем осуществления ряда функций:
• гносеологической, охватывающей сферу сознания, формирующего особое отношение к книге, создающего высокий уровень читательских навыков и умений, связанных с формированием домашней библиотеки;
• исторически-информационной, обеспечивающей механизм передачи семейно-читательского
опыта ряда поколений одной или нескольких родственных генеалогических линий;
• рекреативно-гедонистической (от лат. гесге-айо - восстановление, гедонизм), проявляющейся в создании релаксирующей атмосферы домашней библиотеки, где владелец усадьбы, наслаждаясь отдыхом с книгой, восстанавливал духовные силы;
• знаковой (сигнификативной), со спецификой взаимодействия предметов с особым кодовым языком, находящихся в дворянской библиотеке и несущих смысловую нагрузку для усиления восприятия книги;
• коммуникативной, позволяющей пользователям усадебных библиотек вступать в косвенное, опосредованное тематическое общение, объединяющим началом которого служит домашняя книга;
• регулятивно-нормативной, логически возникающей в определении норм и правил по мере накопления опыта содержания и использования дворянами своих библиотек;
• интегративной, выделяющей пользователей усадебных библиотек в условное читательское сообщество с похожими читательскими пристрастиями и идеалами, сплачивающее дворянство, в том числе желанием распространения специфических знаний в среде людей с низким уровнем читательской культуры;
• гуманистической, формирующей личность читателя-дворянина с тонким восприятием книги и умением воспитывать в себе с помощью книг ценностные человеческие качества, такие как милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям, -идеалы, к достижению которых стремились дворяне;
• креативной, связанной с необходимостью реализации творческих возможностей читателя.
Из всех перечисленных функций фундаментальной в библиотечно-усадебной культуре является функция креативная.
По мере развития стабильность библиотечно-усадебной культуре обеспечил диапазон ценностей: престижность владельца личной библиотеки, опосредованное овладение книжной культурой, почитание традиций домашнего чтения, грамотное психолого-педагогическое родительское руководство детским чтением, мастерство создания прочной взаимосвязи формирования библиотеки с ее функциональным использованием, определение образцов собственного поведения на основе прочитанных книг, преемственность любви к чтению, традиционность содержания домашних библиотек в условиях развития усадьбы, умелый подбор смысловых предметов для интерьера библиотеки, ритуал дарения книги, семейная ментальность читающих членов семьи.
В отличие от других культур, библиотечно-усадебная наиболее приближена к образцам семейного воспитания. Инициируемый и поощряемый
семьей процесс личностного развития, связанный с усвоением норм и правил по организации домашней библиотеки и работе с книгой, оказывал целенаправленное воспитательное воздействие благодаря разнообразию форм библиотечно-усадеб-ной культуры, выраженных в развитии шести читательских традиций:
1) формирование книжного фонда - пополнение домашней библиотеки в столичных и провинциальных книжных магазинах, букинистических лавках, у книгонош, за счет почтовой подписки, распродаж имущества должников, заграничных аукционов, книготорговых агентов в других странах, дипломатических представителей,
2) содержание домашней библиотеки - решая организационные вопросы от приобретения мебели и смысловых предметов, усиливающих эффект восприятия, до систематизации фонда, гигиены его содержания, составления домашних каталогов (реестров, каталогизационных тетрадей), дворяне становились библиотекарями и библиографами своей библиотеки,
3) систематическое чтение вслух с предварительной работой над дикцией, интонационными ударениями, использованием влияния музыки на чувства и психику человека во время чтения, с парковой посадкой кустов сирени в форме круглой беседки со скамейками для чтения (в классической литературе - «сиреневые беседки»),
4) бытовое обращение с книгой - введение нормы рисования или записи жизненных событий на форзацах и страницах домашней книги, подчеркивания, загибания страниц, пометы на полях, использование предметов, способствующих удобному чтению (ножа для разрезания страниц, щипцов для снятия нагара со свечи, книжных закладок) умение работать с газетными вырезками, освоение переплетного дела, бытовой реставрации книги,
5) размышление о прочитанной книге - работа с читательскими дневниками, составление планов самообразования с включением перечня книг, конспектирование книг,
6) доминирование родителей в руководстве детским чтении, когда матери вели дневники, помогающие координировать процесс развития ребенка как читателя.
Универсальных критериев форм библиотечно-усадебной культуры не существует в силу ее пла-
стичности, но результативность созданных в усадьбе традиций семейного чтения с максимальной вовлеченностью детей в читательскую культуру взрослыми, любящими книгу, очевидна. Принцип организации этих форм напоминают китайскую пословицу: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь».
К началу XX в. библиотечно-усадебная культура как сложная, многоуровневая система приобрела государственно-значимый характер. В ней заложен потенциально бесконечный книжно-культурный смысл. Согласимся с утверждением Н. Н. Рубцова: «Не может быть "смысла в себе" - он существует только для другого смысла, т. е. существует вместе с ним. Не может быть ни первого, ни последнего смысла, он всегда между смыслами, звено в смысловой цепи...» [2, с. 138]. Имеющийся опыт элитарной, т. е. созданной привилегированной частью общества библиотечно-усадебной культуры нескольких поколений, зарождение, хранение и передача уникальных читательских семейных традиций, историческое понимание этого явления в целом позволит сохранить библиотечно-усадеб-ное культурное наследие, часть которого в виде книжных собраний хранится в мемориальных библиотеках музеев и отделах редких книг в библиотеках страны.
Установив сущность, смысл и научное определение концепта «библиотечно-усадебная культура», можно ставить задачу вырастить ее носителей, продолжателей традиций, что будет способствовать сохранению части мировой культуры. Библиотековедение как наука не может поставить под сомнение значимость библиотечно-усадебной культуры, адаптируя ее ценности для передачи современному и последующему поколению как лучший опыт целевого и функционального содержания домашних библиотек.
Литература
1. Лякишева С. И. Библиотеки русских усадеб : науч.-метод. пособие. - М. : Либерея-Бибинформ, 2010. -240 с. : ил., табл. - (Библиотекарь и время. XXI век : 100+100 вып. ; № 119).
2. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. - М. : Наука, 1991. - 176 с.
Материал поступил в редакцию 12.02.2013 г.
Сведения об авторе: Лякишева Светлана Ивановна - кандидат педагогических наук, научный сотрудник сектора учета и хранения фондов, тел.: (48751) 76-136, e-mail: silakis@mail.ru