Научная статья на тему 'Традиции народной культуры и патриотческое воспитание молодежи'

Традиции народной культуры и патриотческое воспитание молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
177
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Азизханова К. Д., Шулунова Л. И.

В процессе истории каждого народа складывается его культура, отражающая в своих формах его исторические судьбы. Поэтому народная культура в определенном плане выступает как этническая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции народной культуры и патриотческое воспитание молодежи»

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПАТРИОТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

© Азизханова К.Д., Шулунова Л.И.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шемкент

В процессе истории каждого народа складывается его культура, отражающая в своих формах его исторические судьбы. Поэтому народная культура в определенном плане выступает как этническая культура. Понятие этнической культуры исторично, так как в ней проявляются все особенности этноса, характерные для конкретного этапа его исторического развития. Этническая, народная культура - это образ жизни данного народа, это его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования. Язык, обычаи, праздники, традиции и многое другое.

По мнению этнографов, в этот комплекс входят определенные социально-бытовые установки, стереотипы поведения, предпочтения в проведении свободного времени, в обязательном порядке включающие обращение к разным видам и жанрам народного искусства, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, этикет в еде, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя своего рода этнический стиль. А все, что передается от старшего поколения молодому поколению, относится к традициям.

Традиции могут играть разную роль в различные периоды исторического развития. Особенности функционирования традиций как регуляторов деятельности и общения людей, их форма и выражение во многом зависят от конкретно-исторических условий, этнических черт культуры, способа производства, характера каждой сферы деятельности. Для традиций характерно выполнение в жизни общества двух взаимосвязянных функций: стабилизирующей и инновационной. С их помощью, в первую очередь, обеспечиваются стабильность и преемственность в развитии культуры, согласованность ориентаций поведения и мышления людей. Вместе с тем традиции служат той основой, тем плодоносящим слоем культуры, который питает творческую мысль создателей, субъектов культуры, поскольку традиции существуют до тех пор, пока в них вливается поток инноваций.

Традиции представляют собой сплав объективного и субъективного, поскольку включают в себя те ценности и явления культуры, которые старшее поколение посчитало необходимым передать младшему поколению для сохранения преемственности в развитии культуры. В жизни идет постоянный процесс появления, изменения и отмирания традиций. В связи с ускорением социального развития ускорился и процесс формирования

и исчезновения традиций. В эпоху, когда очень быстро стираются культурные особенности разных народов, сохранение этих особенностей для будущих поколений становится задачей далеко не музейного характера.

Внимание к этой проблеме является не случайным, поскольку в современном быстро изменяющемся мире наблюдается повышенный интерес к традиционным формам национальной культуры - фольклору, декоративно-прикладному и изобразительному искусству, национальным видам спорта, народной педагогике и медицине, народным праздникам, обычаям и обрядам, национальной кухне. Недаром вторую половину ХХ века называют эпохой «этнического ренессанса», и для этого есть все основания [1].

Наиболее этномаркированными формами каждой национальной культуры выступают различные формы традиционной народной культуры. В качестве причины такого усилившегося интереса к традиционной народной культуре можно назвать широкое движение в современной общественной жизни -рост национального и этнического самосознания каждого народа [2].

Обычно национальное самосознание обусловлено этническим, но нередко они не совпадают. Особенно это характерно для современных многонациональных государств (Казахстан, Россия, США), многие жители которых попали туда в результате миграции. На обыденном уровне национальное самосознание проявляется в приобщении современного урбанизированного человека к национальному фольклору, в интересе к истории своего народа, к великим личностям - представителям данного этноса, в туристском паломничестве к историческим и культурным памятникам, в стремлении подчеркнуть свою этническую принадлежность какой-нибудь этноспецифической деталью, тогда в современном этнически безликом костюме мы видим украшение с национальным традиционным орнаментом, традиционный национальный головной убор, пояс, изготовленный в традициях народного декоративно-прикладного искусства. Этнический акцент может вноситься и в интерьер современного жилища: на полу -ковры, кошмы и половики традиционного способа изготовления, на видном месте - декоративный сосуд традиционной формы, посуда и т.п.

Этнически маркированные формы культуры не только утверждают самобытность каждого народа, но и направлены против тенденции индивидуализированной разобщенности, особенно характерной для урбанизированной среды обитания с ее недостатком межличностного и преобладанием ролевого формализованного общения, поскольку традиционное народное искусство наряду с обычаями, обрядами и праздниками, объединяет людей, способствует их консолидации и взаимопониманию, причем не только представителей одной, но и разных наций, что является актуальным для Казахстана как многонациональной страны. Этому способствуют этноинтегрирующая и коммуникативная функции, присущие любой народной культуре.

302

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Использование традиций народной культуры в воспитании молодого поколения особенно важно в настоящий период развития Казахстана, когда старые социалистические идеалы отошли в прошлое, а рыночные отношения в стране иногда влекут за собой негативные последствия, связанные с безработицей среди молодежи, с введением платного образования и здравоохранения, с сильным расслоением населения по доходам и т.п. В этих условиях идеей, объединяющей народ Казахстана в стремлении сохранить стабильность, гражданское и общественное согласие в продвижении по пути к процветанию и благополучию, может стать идея патриотизма, способная сплотить народ, дать надежду на лучшее будущее. Формирование патриотизма особенно актуально для молодежи, которой предстоит жить и развивать экономику и культуру Казахстана в XXI веке.

Усвоение идеи патриотизма напрямую связано с формированием личности, воспитанной на ценностях национальной культуры, к которым, несомненно, относятся ее этно-фольклорные традиции. Традиции, как коллективная память, способствуют формированию национальной гордости и чувства патриотизма. Приобщение к прогрессивным традициям является необходимым аспектом воспитания молодого поколения, организуют жизненный опыт, вырабатывают социально полезные жизненные ориентации. Традиции способствуют духовному развитию личности, поскольку знакомят ее с ценностями и достижениями родной культуры. Коллективный опыт поколений, переданный каждому человеку в процессе воспитания, задает программу действий для стереотипных ситуаций, освобождая мозг для неординарных решений, которые не должны быть трафаретными, а носи задает программу действий для стереотипных ситуаций, освобождая мозг для неординарных решений, которые не должны быть трафаретными, а носить оригинальный творческий характер. Таким образом, знакомство с традициями своего народа не только обогащает человека культурным опытом предшествующих поколений, но и создает более благоприятные условия для творческого развития, тем самым, способствуя развитию творческого потенциала молодого человека.

Обращение к традициям казахской национальной культуры и культуры народов, проживающих в Казахстане, в деятельности современных культурно-досуговых учреждений может принести большую пользу в деле патриотического воспитания молодежи, которая составляет основной контингент посетителей и участников художественно-массовых мероприятий, связанных с организацией досуга. Здесь можно согласиться с Д. С. Лихачевым, который писал: «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [3].

Именно традиционные формы культуры способствуют возникновению национально-этнического «притяжения», сходных эмоциональных переживаний, а значит, способствуют сплочению этноса, формированию патриотических чувств. Непосредственное знакомство с формами народной культуры через проведение народных праздников, обрядов, экскурсий в краеведческий музей, через участие в деятельности фольклорных коллективов, таких как ансамбли народной песни и танца, оркестры и ансамбли народных инструментов, народные хоры, а также в секциях национальных видов спорта поможет молодежи обрести уважение к культуре своих предков, понять ее практическую ценность и целесообразность.

Для формирования чувства патриотизма необходимо знание корней своей родной культуры. Использование традиций народной культуры в работе культурно-досуговых учреждений может поставить заслон негативному влиянию на молодежь массовых форм западной культуры, которые не всегда отличаются высокими художественными достоинствами. А традиционные формы культуры народов Казахстана прошли длительную проверку временем, так как народ сохраняет в своей памяти все лучшее, что было создано за века его существования. Особенно это относится к произведениям казахского устного народного творчества, в котором отражены мировоззрение, нравственно-этические и эстетические взгляды народа, передававшиеся из поколения в поколение. Особенностью восприятия фольклора является установление состояния сотворчества между исполнителем и аудиторией.

По этому поводу исследователь художественной культуры казахского народа К.Ш. Нурланова пишет: «Культура сотворчества была той одухотворяющей основой, благодаря которой устная художественная культура преемственно осуществляла себя, являясь непосредственным источником и Знания, и Доброты, и Красоты» [4]. А подчеркнуть значение традиционной народной культуры и возбудить интерес к ней призваны современные культурно-досуговые учреждения, что сыграет свою роль в патриотическом воспитании молодого поколения.

Список литературы:

1. Тобайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс... Правомерен ли термин? // Дружба народов. - 1989. - № 2.

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1999. - С. 163-182.

3. Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. - 1980. -№ 2. - С. 15-16.

4. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. - Алма-Ата, 1987. - С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.