Научная статья на тему 'Историко-культурное наследие Казахстана: взаимодействие традиций и инноваций'

Историко-культурное наследие Казахстана: взаимодействие традиций и инноваций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3554
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кайырханова Фарида Кабировна

В статье кратко рассмотрены история, наследие и перспективы развития национальной культуры народов Казахстана, а также сделан анализ современного состояния изучения истории национальной традиционной культуры казахского народа на рубеже ХХ ХХІ веков, возрождение традиционных основ культуры Казахстана в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кайырханова Фарида Кабировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурное наследие Казахстана: взаимодействие традиций и инноваций»

3. ЦГАРК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 78. Л. 11.

4. ЦГА РК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 449. Л. 27.

5. ЦГАРК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 171. Л. 13-14.

6. ЦГА РК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 335. Л. 60.

7. ЦГА РК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1513. Л. 15.

8. ЦГА РК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1513. Л. 17.

9. ЦГА РК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1513. Л. 19.

10. ЦГА РК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 1075. Л. 48-62.

11. ЦДНИ ВКО. Ф. 74. Оп. 1. Д. 420. Л. 5-6.

12. ЦДНИ ВКО, Ф.415. Оп. 1. Д 381. Л. 9.

13. ЦДНИ ВКО. Ф.415. Оп. 1. Д. 301. Л. 31.

14. История Казахской ССР. Эпоха социализма. Алма-Ата, Издательство АН Каз. ССР, 1963. Т. 2. 911 с.

15. Кайдалова О. Традиции и современность. Театральное искусство Средней Азии и Казахстана. Москва. Искусство, 1977. 296 с.

16. Садыкова У. Театр и воспитание нового человека. Алма-Ата. Жазушы, 1917. С. 144.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСТАНА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ Кайырханова Ф.К.

Кайырханова Фарида Кабировна - кандидат исторических наук, ассоциированный професор, кафедра истории и географии, гуманитарный факультет, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей, Республика Казахстан

Аннотация: в статье кратко рассмотрены история, наследие и перспективы развития национальной культуры народов Казахстана, а также сделан анализ современного состояния изучения истории национальной традиционной культуры казахского народа на рубеже ХХ - ХХ1 веков, возрождение традиционных основ культуры Казахстана в современности.

Ключевые слова: традиционное искусство, национальная культура, культурное наследие, духовное наследие, самосознание, возрождение, духовные ценности.

УДК 908 (574):37,01:78/С 13

Многообразие и богатство культурного наследия являются основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Национальный характер народа, мысли, литературы и искусства - сложные и трудноуловимые категории.

История свидетельствует, что, находясь в затруднительном положении, человечество обращается за помощью к своим истокам - веками накопленной народной мудрости. У кажого народа свое представление о гармонии мира, об идеалах высокой нравствености, духовных ценностях, которые заложены в народной мудрости. Общеизвестно, что национальные и общечеловеческие ценности проявляются там, где имеются духовные предпосылки, соответствующая культура, образование, интеллектуальный потенциал и интерес к их обогощению, через них - к самоутверждению нации в цивилизованном пространстве. В связи с эти необходимо с принципиально новой позиции рассмотреть основные моменты становления и развития традиционной казахской культуры.

Обращение к истокам национальной культуры - веление времени. Казахстанский народ как никогда прежде осознает значимость своих национальных истоков, и, несомненно, понимает важность собственной культурной независимости как, необходимой предпосылки суверенного и многостороннего развития общества. Человечество все острее осознает опасность забвения исторических ценностей.

Возрождение традиционных основ культуры - это всегда положитель-ный процесс, человек обращается к прошлому, пытаясь извлечь из него уроки и выбрать перспективные пути развития. Мы надеемся, что в нашем обществе, в особенности у п4одрастающего поколения еще пробудится чувство причастности к истории своей страны, желание сохранять национальное достояние, которое постепенно перестет в естественную потребность каждого из нас.

От того, насколько серьезно мы будем относиться к национальной музыкальной классике Востока - традиционной культуре казахского народа, зависят сохранность разнообразнейщего, культурного наследия Казахстана, духовное будущее человечества.

Культурное наследие объективно как существующий и проявляющийся факт исторического развития, по своей сути преломляется через субъектив-ное воплощение. Соответсвенно, понятие «поколение» играет существенную роль в сохранении культурного наследия, а это зависит от уровня культуры мышления, от того насколько глубоко сохранено в поколении традиционное сознание с его космичностью и созерцательностью и философской умозрительностью.

На протяжении долгой истории народы, населяющие Центральную Азию -Казахстан, владели одним, двумя и более языками. В силу сложивщихся географических особенностей, находясь на перекрестке различных культур, они всегда взаимодействовали друг с другом, с близкими и дальными соседами. Именно поэтому народы Центральной Азии в том, числе Казахстана являютя наследниками философии-традиционного мышления, суть которой есть целостное видение мира. Согласно этому мирозрению, человек - это малая часть большого мира.

Источники национальных различий культур заложены в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отра-жающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаймозависимости с природой. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающих ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Однако уже с первых шагов цивилизации развитие стран и народов утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. Уже в античной цивилизации начинается процесс взаимодействия культур.

Даже первые шаги к нетривиальному анализу показывают, что уже в древних слоях культуры любого народа обнаруживаются сходные черты, объединяющие духовную жизнь различных национальных общностей. Поэтому не случайно, что и в европейской, и в восточной культуре ценности народной культуры воспризводится чаще всего путем синтетического параллелизма.

Можно привестимного примеров взаимной ассимиляции национальных культур, заимствований в ходе всевозможных контактов, начиная до и после периода бурного завоевания Рима азиатскими культами, «культурной эллинизации Рима», далее начала культурного синкретизма и вплоть до наших дней. Если рассматривать эту проблему в целом, то греко-римская, персидская и арабская культуры, оказавшие благотворное влияние на культуры народов мира, являются классическими образцами [1, 157].

Сегодня становится реальностью мировая культура, возникшая в результате взамоотношения культур, как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества, аккумулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны и тем более Республики Казахстан приобретают культурные связи и

24

духовные контакты с другими странами и народами, а именно, диалог культур, являющийся основой мирного сосуществования народов.

Неотъемлемой составной частью программы духовного возрождения народов Казахстана выступает преодоление былой отчужденности от внешнего мира, интеграции в культурное, образовательное, научное мировое сообщество, что благоприятствует, с одной стороны, обогогащению представлений мирового сообщества о прошлом и настоящем народов Казахстана, которые, издревле питая мировую культуру, внесли достойный вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей, и сегодня играют активную роль в культурных глобальных процессах. а с другой стороны, способствует более глубокому познанию духовного наследия других народов, освоению опыта демократической организации общества.

История показывает, что в процессе общественного прогресса повы-шается роль культуры, морали, традиций и со временем они станут основными регуляторами жизнедеятельности людей [2, 45]. Взаимообмен достижениями культуры ведет к взаимопроникновению в сферу духовной жизни, познанию национальных традиций.

Решение проблемы народного творчества и декоративно -прикладного искусства в Казахстане давно назрело для нужд развития культуры искусства нашей республики, для воспитания эстетического художественного вкус нашего народа на лучших образцах этого замечательного искусства, обогощенного новым демократичным качеством.

Казахский народ имеет богатую национальную художественную традицию в прикладном искусстве,творчестве, широко пользующуюся доброй славой у своего народа и за границей. Изобразительное прикладное искусство, как одна из областей проявления признаков духовной культуры народа, должна существовать в сокровнице, арсенале культурного строительства своего народа.

У казахов развивались новые профессиональные виды искусств: литература, опера и балет, театр и кино, живопись. Но для дальнейшее их развитие не будет полнокровным, если мы не будем их жизненным источником творчеством народа. Маленькая вещица или узор, соотворенная руками народного умельца - художника, есть искусство пропагандирующее массы и воспитывающее любовь к рукоделию и изобразительному мышлению и новое ,юное поколение к чувству изьящного, возвышенного во имя его прекрасного будущего.

Преемственность национальной традиции для художников Казахстана вполне закономерна. В ней мы должны найти нашу собственную, отличи-тельную форму с вынесением нового содержания. В колористическим решении наших полотен мы должны изучать и оптраться на цветовую гамму, орнаментально-изобразительноц культуры прикладного искусства.

Во истории всех народов зарождение и прогресс профессиональных искусств, всегда и неизменно на родные традиции. Так было в эпоху возрож-дения Ренессанса на Западе и в России. В странах Востока, и в Китае и Индии, с древнейшей культурой, в их искусстве сильно развитым прикладным ремеслом не ощущадось грани различия между народным мастером и художником. Только теперь, с установлением демократического строя, начинает зарождаться профессиональное искусство - жипопись [3, 240].

Поэтому для нас изучение процессов пути развития искусства Запада и Востока представляет исключительный интерес для нашего Казахстанского творческого пути развития и именно сейчас, когда мы переосмысливаем классические народные наследия в свете закономерности преемствености культуры прошлого [3, 48].

Наше старшее поколение художников пришло к нам из прикладного искусства. Известный художник А. Кастеев, расписывая кебеже, еще пастухом разрисовал камни изображениями животных и зверей, что впоследствии привело его к профессиональному искусству [3, 56].

В оценке этого вида исксства у нас было проявлено недопонимание, породившее за собою пренебрежительное отношение, как к искусству примитивному несовершенному, ненужному. устаревшему, даже порой некоторые вовсе отчуждали его, как искусство класс - в чуждое, байское-феодальное, наоборот, оно должно было остаться как вековечное исконное искусство наших отцов и дедов, соотворенное и выкованное в глубине веков. как наследство переданное нам, как духовная ценность всего народа, как наш родной язык, музыка, народный фольклор и другие [ 4, 56].

Свежи еще в памяти факты надругательства, когда в период коллективизации прозводили сжигание на кострах юрты со всеми предме-тами ее обихода. Ту юрту, в которой казах родился, радовался жизни, в ней он пел и творил свое искуство, сделав юрту музеем - хранилищем всех видов свого прикладного творения.

Замечательными традициями установились показы - богатые выставки искусства прикладного творчества зарубежных стран, как демонстрация культурной связи и осуществление принципа мира. Посещение главы государства других стран, а также визиты их государственных деятелей, массовый туризм, приковывают к себя сейчас пристальное внимание к этому вопросу и поэтому произведения прикладного искусства выдвигаются сейчас на первый план и приобретает духовно-идеологический характер [5, 148].

За последний период Казахстан приобрел международный авторитет. Часты стали визиты и посещения зарубежных гостей, делегаций и деятелей и каждый из них увозит к себе подарки-сувениры как символы дружбы, богатства и несомненно как ценности нашего национального искусства. На предстоящей международной выставке «ЭКСПО-2017» в Астане мы имеем все возможности выступить с хорощей выставкой прикладного искусства, с возможностью обогатить декаду, если мы этом году предпримем действенные меры к возрождению народного искусства, увеличим промыслы и мобилизуем художников и, главное, активизируем к творчеству народных мастеров.

Список литературы

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.:Гидрогидметеоиздат, 1990. с. 157.

2. Культура Казахстана: традиции, реальность, поиски. Алма-Ата, 1996. с. 45.

3. Шалабаева Г. Казахстан: эволюция культурной политики. Алматы: АГУ им. Абая, 2002. С. 48-49.

4. Умарова Г. ДэстYрлi казак мэдениеп. Алматы, 2005. С. 56.

5. Нурланова К.Ш. Человек и мир. Казахская национальная идея. Алматы, 1994. С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.