Научная статья на тему 'Современные ориентиры в преподавании истории искусств Казахстана: «Художественная картина мира» номадов'

Современные ориентиры в преподавании истории искусств Казахстана: «Художественная картина мира» номадов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
483
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ КАЗАХСТАНА / HISTORY OF KAZAKH ARTS / СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / MODERN GUIDELINES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Золотарева Л.Р.

В статье показана значимость курса истории искусств Казахстана в этнокультурном образовании, современные ориентиры его преподавания: культура Казахстана в контексте евразийства, ментальные факторы, приобщение к основным художественно-культурным традициям, мировоззрение кочевников, скифология и тюркология, Великий шелковый путь, эстетика казахского орнаментально-прикладного искусства. Акцентируется проблема традиции и инновации в изобразительном искусстве ХХ века, модернизации искусства Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN QUIDELINES IN TEACHING KAZAHKSTAN ART HISTORY: NOMADS ARTISITIC WORLD VIEW

The article argues for the importance of the Kazakhstan Art History course in the ethnic and cultural education, examines modern guidelines in its teaching: culture of Kazakhstan in the context of Eurasian culture, mental factors, learning about the main art traditions, nomads world view, Turkology and Scythian history, The Great Silk Way, aesthetics of Kazakh applied arts. The author emphasizes the question of tradition and innovation in fine arts in the 20th century, as well as modernization of Kazakh arts.

Текст научной работы на тему «Современные ориентиры в преподавании истории искусств Казахстана: «Художественная картина мира» номадов»

#

В народе хорошо известны лечебные и пищевые свойства растений. В арсенале таджикской народной медицины насчитывается более 114 видов местной флоры, а также известны способы их сбора и их защиты от исчезновения. Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность, чувство долга за ее сохранение. В результате выкристаллизовались общепринятые в народе приметы, которые имеют большую ценность в деле воспитания, умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности и способности анализировать окружающий мир.

Таким образом, традиции и обычаи таджикского народа в содержании общего образования выступают как целостная система, реализующаяся в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, рассматривая национальные традиции в области экологического воспитания, исходя из анализа социального опыта человечества, мы

видим, что в учебно-воспитательном процессе они представляют собой сумму знаний, постоянно накапливающихся и изменяющихся, опыт эмоционально-целостного отношения к миру. При подготовке специалистов в вузах особое внимание уделяется методике применения народных традиций и обычаев как составной части народной педагогики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе: Шар;и Озод, 2001. - С. 48.

2. Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль, 1992. - С. 33.

3. Амонов Р. Таджикские народные сказки (пер. с таджикского). - М., 1998. - С. 78.

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ КАЗАХСТАНА: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА» НОМАДОВ

MODERN QUIDELINES IN TEACHING KAZAHKSTAN ART HISTORY: NOMADS' 'ARTISITIC WORLD VIEW'

Л. Р. Золотарева

В статье показана значимость курса истории искусств Казахстана в этнокультурном образовании, современные ориентиры его преподавания: культура Казахстана в контексте евразийства, ментальные факторы, приобщение к основным художественно-культурным традициям, мировоззрение кочевников, скифология и тюркология, Великий шелковый путь, эстетика казахского орнаментально-прикладного искусства. Акцентируется проблема традиции и инновации в изобразительном искусстве ХХ века, модернизации искусства Казахстана.

Ключевые слова: этнокультурное образование, история искусств Казахстана, современные ориентиры, традиции, модернизация.

L. R. Zolatareva

The article argues for the importance of the Kazakhstan Art History course in the ethnic and cultural education, examines modern guidelines in its teaching: culture of Kazakhstan in the context of Eurasian culture, mental factors, learning about the main art traditions, nomads' world view, Turkology and Scythian history, The Great Silk Way, aesthetics of Kazakh applied arts. The author emphasizes the question of tradition and innovation in fine arts in the 20th century, as well as modernization of Kazakh arts.

Keywords: ethnic and cultural education, history of Kazakh arts, modern guidelines, traditions, modernization.

В современной образовательной системе наиболее важной задачей преподавания культурологического цикла дисциплин является вовлечение в духовный мир личности более широкого спектра культурно-художественных смыслов, многообразия мировосприятий как в историческом аспекте, так и через раскрытие своеобразия национальных культур. Именно поэтому образовательные учебные планы и программы в Республике Казахстан составляются исходя из

этнокультурной модели общего и профессионального образования, в связи с национально-региональным компонентом. Неотъемлемой частью изучения истории мировой художественной культуры является курс «История искусств Казахстана» («Художественная культура Казахстана»). Поэтому научно-педагогическим основанием для написания данной статьи послужило создание автором одного из первых учебных пособий в Казахстане «История искусств Казахстана», курса лек-

Ф

ции, электронного издания, плодотворный опыт преподавания одноименного курса [1; 2].

Главное назначение преподавания «Истории искусств Казахстана» - формирование этнокультурной личности студента, ориентированной на художественную культуру Казахстана во взаимосвязи с иными культурами; на развитие художественно-гуманитарного сознания будущих специалистов, отвечающего предназначению этнокультурного образования. Основополагающей функцией этнокультурного образования является воспитание поликультурной личности, создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоение других культур; ориентация на диалог культур, их взаимообогащение.

Задачи курса определяются основными тенденциями современного художественно-педагогического образования. История искусств Казахстана должна передавать культурный, духовный опыт тюркского этноса и одновременно профессиональный опыт национального искусства как способа творческой деятельности.

При изучении истории искусств Казахстана представляется актуальным выделить следующие проблемные темы курса.

Методологический характер имеет культурологическая тема «Художественная культура Казахстана в контексте евразийства». Выдвинутая в 1920-е гг. идея евразийства остается влиятельной в современной социокультурной ситуации, обнаруживая в диалоге со временем свой глубинный смысл и непреходящее значение. Евразийство - средоточие двух полюсов человеческой цивилизации; это понятие универсальное или философское: в своем философско-культурологическом определении оно преобразуется в широкие и содержательные понятия «Запад» и «Восток». Запад и Восток выступают как два типа мироот-ношения: предметно-деятельный и духовно-созерцательный. Идея евразийства осмысливается как возможность сближения Запада и Востока. Евразийский тип мироотно-шения - третий мир, объединяющий Восток и Запад, своеобразное явление человеческой истории и культуры. Культура Казахстана, входящая в единый поток культурно-исторического развития человечества как неотъемлемая часть мировой цивилизации, ныне рассматривается как специфический феномен евразийского мироотношения, включающего диалог культур, их взаимовлияние и синтез, а также консенсус. Евразийство - это открытость любому народу, любой культуре; особый тип мироотношения: интегральное, синтезирующее лучшие черты Запада и Востока.

Важнейшим ценностным понятием в структуре образовательно-культурологической аксиологии является менталитет, ассоциирующийся с проблемой национального своеобразия. Национальный менталитет - это глубинные структуры культуры, определяющие на протяжении длительного времени ее этническое (национальное) и историческое (эпохальное) своеобразие.

Рассматривая культурный менталитет Казахстана, важно подчеркнуть мысль известного тюрколога Л. Н. Гумилева о том, что «новые этносы (а стало быть, культу-

ры. - Л. З.) возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Равно благоприятствуют пусковым моментам этногенеза сочетания различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом тут является принцип разнообразия», который можно интерпретировать с наших позиций [3, с. 74].

Сформировавшиеся в своеобразных природно-ландшафтных условиях - внутреннем ареале Великой степи, срединной территории Евразии, соединявшей с древнейших времен Восток и Запад, культурные традиции племен и народов степного края впитывали разнообразные влияния культур сопредельных народов и государств, породив затем свою сложную, самобытную и целостную культуру.

Искусство, моделируя определенный тип культуры, наглядно воссоздает целостную «картину мира» эпохи. Поэтому в процессе изучения истории искусств Казахстана основополагающее значение имеет приобщение к основным художественно-культурным традициям, при выявлении которых обобщены исследования А. Х. Маргулана, А. Г. Медоева, М. К. Кадырбаева, К. А. Акишева, А. К. Акише-ва и др. Древние культуры и традиции на территории Казахстана: петроглифическая, мегалитическая и орнаментальная традиции; последняя представлена андроновской культурой. В ареале Казахстана особенно распространены петроглифы - наскальные изображения, «каменная» информация о духовной жизни древнего человека. Одно из богатейших мест древнего наскального искусства - урочище Тамгалы, рисунки которого в 1957 году были исследованы А. Г. Максимовой; наскальные изображения Актобе изучены в 1957 году Т. Н. Сениговой. При исследовании наскальных изображений наиболее приемлемыми оказались такие методы датировки, как анализ сюжета и стиля, сопоставление наскальных рисунков с аналогичными находками из других археологических комплексов.

При толковании семантического смысла мегалитической архитектуры учитывается: сакральное отношение к пространству и времени - упорядоченный Космос; геометрические символы Космоса - круг, квадрат и др.; числовая символика; соотнесение вертикальных менгиров с Мировым древом, каменных курганов - с Мировой горой.

Ядром оригинальной культуры является мировоззрение, исторический характер которого выражен в его основных формах - мифологии, религии, философии. В связи с этим покажем космогонические и мифологические представления номадов. Для современных народов Центральной Азии интегрирующим фактором выступает кочевая культура. Характерными чертами кочевой «картины мира» выступает синкретизм, единение с природой, восприятие целостности мира. Самым ранним архаическим пластом мировоззрения являются древние культы, мифы и религии. У кочевников были развиты известные формы религий: анимизм, фетишизм, тотемизм, зоолатрия, магия. Номады осваивали мир на уровне мифопоэтического мышления, особенностью которого является эмоциональ-

ное переживание мира. В содержании кочевого мышления выделяются такие сущностные характеристики, как образность, мифологичность, поэтичность, синкретич-ность; архаическое мышление было направлено на гармоническое сосуществование человека и природы.

Больших успехов в ХХ веке достигла скифология как отрасль историко-культурологической науки, благодаря исследованиям нескольких поколений ученых-востоковедов мира; среди них В. В. Радлов, М. П. Грязнов, М. И. Артамонов, К. А. и А. К. Акишевы и др. Самобытный элемент скифо-сакской культуры - «звериный стиль», в котором отражалась картина мира номадов: мировоззрение, этические и эстетические идеалы воина-кочевника, божества, олицетворяющие космические силы и природные явления, опосредованные отношения с окружающей природой, восприятие действительности как вечного поединка Добра и Зла. Характерно воплощение в различном материале образов животных: оленей, хищников-кошачьих, птиц и других - часто в движении, в состоянии борьбы. Фигуры этих животных как бы охраняли владельцев от беды. Изображение несет не только сакральный смысл, но имеет и декоративное значение. Семантика «звериного стиля» до сих пор остается предметом дискуссий.

Современная теория культуры о периоде Средних веков на Востоке, в Великой степи широко пользуется данными тюркологии, объектом изучения которой является крупное тюркоязычное этническое объединение, так называемое «тюрк», известное в истории с древнейших времен и впервые зафиксированное в орхоно-енисейских рунических, древнеуйгурских, манихейских и других письменных памятниках. Важнейшее значение в освоении культуры древних тюрков имеют труды Л. Н. Гумилева, прежде всего книга «Древние тюрки». Культурные доминанты тюркологии: мифология и история о происхождении тюрков; тюркская руническая письменность; памятники материальной культуры; происхождение, канон изображения, типология и семантика древнетюркских изваяний (балбалов), кулпытасы, региональные различия. Эти памятники материальной культуры «сообщают нам о том, что некогда это все было живое» (Л. Н. Гумилев).

Актуализируется проблема сохранения культурного наследия Казахстана, в частности пространства Великого шелкового пути, занимающего значительное место в Программе ЮНЕСКО «Великий шелковый путь - путь диалога, взаимоотношения и сближения культур». В связи с этим особый интерес обретают культурные доминанты средневекового Казахстана: ислам как тип культуры, города и археологические культуры, архитектура средневекового Казахстана.

Если касаться истории вопроса, то известно, что одним из древнейших видов передвижного жилища кочевников является юрта. Воплощая эстетический идеал кочевника, юрта не только аккумулировала достижения в области строительного и декоративного искусства, приспособленные к мобильному образу жизни, но и явилась источником многих конструктивных и художественно-образных решений культовой и светской архитектуры Средней Азии и Казахстана.

Рассматриваются региональные особенности средневековой архитектуры. По архитектурно-художественным характеристикам памятники народного зодчества Сары-арки (мазары) исследователи классифицируют по трем основным видам: круглые (юртообразные), многогранные, прямоугольно-многоугольные. Уникальным памятником древней Сарыарки является мавзолей Алаша-хана (XI—XII вв.). Одним из первых на мавзолей Алаша-хана как на выдающееся достижение архитектуры прошлого и памятник истории культуры обратил внимание Чокан Вали-ханов. Преобладающая часть купольных мавзолеев Западного Казахстана представляет собой небольшие по величине однокамерные сооружения, которые подразделяются на два основных типа: шатровый с конусно-пирамидальными куполами; мавзолеи со шлемовидными куполами (мавзолей Уали на Устюрте). Архитектурные памятники Южного Казахстана отличаются рядом специфических особенностей: монументальностью, богатством декора фасадов и интерьеров. Характерна яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами. Они возводились из долговечных строительных материалов, по архитектурной композиции были портально-купольными. Этому способствовала география культуры: более благоприятные природные, экономические условия, тесные связи с крупными культурными центрами Средней Азии. Наиболее яркий пример -величественный архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане, впечатляющий синтезом искусств, эпиграфическим декором и цветовой символикой.

Обсуждая эстетику казахского быта, юрту как национальный образ мира, следует акцентировать внимание на конструкции и семантике юрты. Кочевник не разрушает и не строит свой мир, а, вторя Природе, живет просто. Мягкие округлые формы юрты органично вписываются в степной ландшафт, не нарушая естественного единства человека и природы. Форма полусферического жилища номадов отражает космическое мироустройство, символику их космогонических представлений. Юрта, имеющая округлую форму и возвышающаяся над поверхностью, -это «мировая гора», основа основ мироздания.

Объединяющей основой прикладного творчества является орнамент. Исследуется история, типология, специфика орнаментально-прикладного искусства. В декоративно-прикладном искусстве воплотился эстетический идеал кочевника, его художественное и космогоническое мировосприятие. Объединяющей основой прикладного творчества является орнамент. Стилистика орнамента: крупный модуль, властно охватывающий плоскость, выражающий энергию и силу, - черты, ярко отразившиеся в народном эпосе казахов, созвучные раздолью и величию Великой степи. Характерно взаимопроникновение мотивов, равноценных на плоскости, выражающих динамику столкновения и вместе с тем гармонию жизни. Преобладает яркий локальный цвет, создающий мажорное мироощущение; символика цвета.

Осмысливаются духовные ценности казахов, национальные традиции и обычаи, их отражение в изобрази-

тельном искусстве. Материальную и духовную жизнь казахов ХУ-ХУШ вв. передают исторические традиции, обычаи народа, возрождающиеся в настоящее время. Казахский героический эпос «Алпамыс батыр» и «Кобыланды батыр» нашел воплощение в изобразительном искусстве - в творчестве талантливого казахстанского графика Е. М. Сидоркина.

В контексте историко-культурной традиции осмысливается современное изобразительное искусство Казахстана ХХ века, рассматриваются основные этапы развития профессионального изобразительного искусства; традиции и новации в изобразительном искусстве Казахстана 1960-1980-х годов, художественно-культурная жизнь Сарыарки; проблема постмодернистского дискурса в художественной культуре Казахстана рубежа ХХ-ХХ1 столетий; исследуются артефакты современного художественного сознания как проявление поисков будущего. Важно проследить влияние постмодернистских установок на развитие искусства Центральной Азии, процесс модернизации искусства Казахстана: новое осмысление в искусстве мировоззренческого комплекса культуры кочевников, модификация современного искусства Центральной Азии, Казахстана, архетипические основания новейшего искусства, обращение современных художников к «культурной памяти», трансформация привычных культурных «текстов» в современных проектах, шаманизм и новейшее искусство. Исследуются новые концептуальные и пластические идеи в теории и художественной практике, специфика творчества современных казахстанских художников и художников центральноазиатского региона - демонстрация открытого типа культурных связей, установка на интерпретационный контекст; основные культурные коды - современный и родовой, архетипический; мисте-риальность; игровая ситуация.

Традиционные архетипы в современном изобразительном искусстве Казахстана. Каждая нация при получении возможности свободного развития своей культуры так или иначе возвращается к своим архетипам. К архетипам определенной культуры относится ее культурный оригинал; в частности, в казахской культуре - кочевая культура тюркских народов и племен, охвативших сложившееся в Средние века евразийское культурное пространство. Эти архетипы многообразны: Коркыт, Шаман, Хан-Тенгри, Умай, Йер-Су и другие.

Пласты древних культур, этнические архетипы находят воплощение в современном изобразительном искусстве Казахстана. В монументальных гобеленах, царственных сырмаках, живописных полотнах и графических листах трансформируется картина мира Великой степи. Необходимость исследовать прошлое стала настоятельной: казахстанские художники приходят к нему из глубин вечности - среди них Е. Айтуаров, А. Аканаев, М. Аманбаев, А. Бегалин, М. Калкабаев, А. Менлибаева, А. Садыханов.

Художественно-культурная жизнь Сарыарки охватывает следующие проблемы: истоки каменной летописи

города Астаны - «сердца Евразии»; эволюция планировочной структуры и застройки города Астаны; архитектурный облик Караганды; история создания и основные направления деятельности карагандинских Союза архитекторов и Союза художников Казахстана; формирование деятельности Союза дизайнеров; творческие поиски и достижения художников, архитекторов и дизайнеров Сарыарки; интенсивная выставочная деятельность; монументально-декоративное искусство в пространстве городской среды; дизайн и среда.

Культура КарЛАГа. Непреходящим является исследование с обновленных позиций ранее идеологически засекреченного, малоизученного культурно-художественного наследия Казахстана 1930-1960-х годов, судьбы и творческой деятельности художников КарЛАГа. Обсуждаются культурологические вопросы, основные положения и терминология: культура, субкультура, маргинальная культура, их соотношение в регионе КарЛАГа и Караганды; маргинальная личность; мемориальное субкультурное наследие лагерного ареала КарЛАГа и Караганды в аспекте теории культуры; методологические тенденции освоения маргинальных феноменов культуры (идеи казахских культурологов и эстетиков Ж. Каракузовой, М. Хасанова, К. Нурлановой); концепция Л. Н. Гумилева о «пассионар-ности». Анализируются исторические факторы возникновения в Казахстане маргинальной субкультуры Караганды, специфические грани культурной деятельности художников от карлаговцев до спецвыселенцев (Л. Гамбургер, Р. Граббе, А. Фонвизин, Г. Фогелер, В. Эйферт и др.), выявляется драматизм КарЛАГа - одно из направлений искусства Караганды конца ХХ - начала ХХ1 столетий [4].

Авторские лекции по истории искусств Казахстана. В связи с реализацией концепции личностно-ориентиро-ванного образования актуализируется проблема авторской лекции в процессе изучения дисциплин искусство-ведческо-культурологического цикла. Наиболее значимыми являются лекции: «Этнокультурное наследие Чока-на Валиханова», «Творческие горизонты темы Абая», «Творческие династии в этнокультуре», «История города в творчестве художников Сарыарки».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Золотарева Л. Р. История искусств Казахстана: Учеб. пособие. - Караганда: КарГУ им. Е. А. Бу-кетова, 2000. - 332 с., 97 илл.

2. История искусств Казахстана: Электр. учеб. пособие. Свид. о гос. рег. № 325 от 12.09.2006. ИС 02008. - 205 Мб.

3. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало / Сост. Н. В. Гумилева. - М.: Ди-Дик, 1994. - 542 с.

4. Гаврилова Е. П. Мемориал Караганды. КарЛАГ, культура, художники. - Караганда, 2003. -200 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.