Научная статья на тему 'Традиции межэтнической толерантности на Северном Кавказе'

Традиции межэтнической толерантности на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЭТНОС / ETHNICITY / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTER-ETHNIC TOLERANCE / ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАРОДАМИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / THE RELATIONS BETWEEN THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / МОТИВАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТЕРПИМОСТИ / MOTIVATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богатырева Асият Сагитовна

Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Прогресс терпимости становится индикатором зрелости политической, психологической и экономической культуры, показателем нравственной высоты нации. И по тому этнические группы на Северном Кавказе играют очень важную роль в сохранении и развитии культурной целостности и сохранении уникальности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of interethnic tolerance in the North Caucasus

Tolerance of another person, nation or culture, which differ in their values and lifestyle, is one of the prerequisites for harmony in the modern world. Progress of tolerance becomes an indicator of the maturity of the political, psychological and economic culture, the measure of the moral elevation of the nation. Because ethnic groups in the North Caucasus play a very important role in the preservation and development of cultural integrity and preservation of the uniqueness of large and small Nations, in the growth of socio-political activity of citizens.

Текст научной работы на тему «Традиции межэтнической толерантности на Северном Кавказе»

Психология

УДК:159.9

старший преподаватель Богатырева Асият Сагитовна

ФГБОУ ВО "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск) ТРАДИЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Аннотация. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Прогресс терпимости становится индикатором зрелости политической, психологической и экономической культуры, показателем нравственной высоты нации. И по тому этнические группы на Северном Кавказе играют очень важную роль в сохранении и развитии культурной целостности и сохранении уникальности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан.

Ключевые слова: толерантность, этнос, межэтническая толерантность, отношения между народами Северного Кавказа, межкультурная коммуникация, мотивация этнической терпимости, личность.

Annotation. Tolerance of another person, nation or culture, which differ in their values and lifestyle, is one of the prerequisites for harmony in the modern world. Progress of tolerance becomes an indicator of the maturity of the political, psychological and economic culture, the measure of the moral elevation of the nation. Because ethnic groups in the North Caucasus play a very important role in the preservation and development of cultural integrity and preservation of the uniqueness of large and small Nations, in the growth of socio-political activity of citizens.

Keywords: tolerance, ethnicity, inter-ethnic tolerance, the relations between the peoples of the North Caucasus, intercultural communication, motivation, ethnic tolerance, personality.

Введение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Она исторически сформировалась как многонациональная держава, в которую в свое время вошли сотни народов, составившие ее этническую мозаику, созидающие ее общий социально-духовный потенциал. Полиэтничность и многоконфессиональность России-это ее богатство, огромное историческое достояние, которым важно разумно распорядиться. Поэтому как для этносов, так и для отдельных граждан многонациональной России существенное значение имеет состояние этнических отношений в стране. В настоящее время, когда проблема толерантности стала актуальной и глобальной проблемой, важно изучить сосуществование тенденций толерантности и нетерпимости в конкретных обществах и регионах. Любое общество, характеризующееся культурной, этнической, религиозной гетерогенностью, может стабильно существовать только в том случае, если существует определенная степень терпимости. По мнению исследователей, толерантность повышает способность этничности адаптироваться в окружающем мире.

Формулировка цели статьи. Создание необходимых условий для восстановления стабильности, мира и дружбы в Северо-Кавказском регионе, процветание всех народов является одним из важнейших национальных приоритетов для российского общества в настоящее время. Для решения этих проблем необходим комплексный системный подход, который позволяет координировать и интегрировать соответствующие усилия на федеральном, региональном и местном уровнях для привлечения широких научных и образовательных усилий и ресурсов, которые способствуют формированию культуры и этики межэтнического толерантного взаимодействия народов Северного Кавказа.

Изложение основного материала статьи. Анализ имеющейся литературы показывает, что проблема межэтнической толерантности как фактора мира и безопасности на Северном Кавказе становится предметом специального научного исследования. Существует значительное число научных исследований, посвященных конкретным аспектам темы исследования. Так, в истории научной мысли, анализ взаимодействия религиозной толерантности, этнической принадлежности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества, реализовано в работах как российских, так и зарубежных представителей науки. Понимание этнического, религиозного, политического и правового существования, посвящена работа российских ученых, таких как Н. Бердяев, И. А. Ильин, В. И. Ленин, И. А. Новгородцева, В. С. Соловьев.и др. Среди работ современных зарубежных авторов, известных и широко уважаемых в области исследования: Г. Миндаля, Дж. Андерсона, М. Гектора и Р. Даля, S. Mill, T. Nairn, K. Popper, D. Rothschild, и других авторов. Работа этих исследователей в качестве сравнительного анализа реализации принципа толерантности в различных типах этнических систем, а также особенностей и пределов толерантности имеет важное значение для поддержания демократической системы. Особое методологическое значение в условиях реформирования России имеют эти современные этнополитические теории как доктрина «сообщества демократии» А. Лифхарта, «общественные структуры характера политики» Л. Пай и др. Авторы наряду с теоретическим развитием этнополитические, социологические проблемы, анализ специфики этнических, религиозных, миграционных и других процессов в бывшем Советском Союзе, предлагают субъекту политики собственное видение путей формирования толерантного сознания в российском обществе, достижение стабильности и безопасности.

Толерантность-терпимость, дружеское отношение к другим, стремление к достойному компромиссу и преодоление существующих разногласий и конфликтов, стремление решать проблемы мирными средствами,-все чаще становятся предметом внимания исследователей. И это не случайно. Только на пути терпимости человечество могло избежать опасности взаимного истребления. Толерантность (терпимость) и нетерпимость-качество, одинаково присущее каждой личности, каждому социальному сообществу. Толерантность позволяет устанавливать связи и контакты с другими людьми и обществами, в то же время, нетерпимость к другому, чуждому, чуждому, способствующему некоторой раздробленности, помогает избежать чрезмерного внешнего влияния, сохранять свою собственную идентичность [2].

Толерантное отношение представителей некоторых этнических групп к другим является одним из компонентов культуры межэтнических отношений. Но следует отметить, что нетерпимость способствует формированию межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Учитывая свободу совести и религию в нашей стране, толерантность может быть в большей степени целью образования. Культура межэтнических отношений формируется и выражается в отношениях между людьми разных национальностей в процессе совместной деятельности, включая их общение между собой. Межэтническое общение само по себе является образовательной деятельностью, мотивированной взаимной заинтересованностью представителей разных

этнических групп. В настоящее время, когда проблема толерантности стала глобальной проблемой, важно изучить сосуществование тенденций в толерантности и нетерпимости в конкретных обществах и регионах [7].

Северокавказский регион, сложный и лингвистически, а также в этнических и религиозных отношениях. На территории Северного Кавказа, долгое время, бок о бок живут люди разных национальностей, с различными особенностями экономики, традиций, жизни. Это разнообразие возникло в очень отдаленные времена и сохранилось на протяжении многих веков. Особенностью этой горной области можно считать тот факт, что многие различия существовали не только между этническими группами, но часто внутри одной и той же этнической группы, часто разделяли деревенские общины, группы общин были отделены друг от друга, что привело к формированию их «собственных», местных традиций и обычаев в каждом поселении. Например, перенос грузов на спине в горном Дагестане-это обязанность женщин, а кумыков-исключительно мужчин; мужчина-балкарец за гончарным кругом-ситуация неприемлема, а даргинцев или табасаранцев-обычное дело; мужчина, косящий траву косой в Дагестане, повсюду распространенный обычай, а у тиндинцев-традиционно неприемлемый вариант. У карачаевцев корову доят женщины, что не недопустимо у черкесов, и т.д. [7].

В этих условиях стало неизбежным формирование представлений о «своем» и «чужом», в свою очередь, связанное с идеями о «его добром, а в другом не очень хорошим». Эти концепции стали отражением этноцентризма-чувства превосходства над чужим, противостоящим всем другим народам. «Свое» могло существовать на разных уровнях-«семья», «родные родственники», «соседи», «свое село», «свой народ». Приоритет «своего» четко отражен в фольклоре народов Кавказа. Об этом свидетельствует множество пословиц: лачуга на своей земле лучше, чем дворец на чужбине(карачаевская) лучше свой осел, чем чья-то лошадь (лезгинская). Особенно близкой была связь родственников: самый неприятный родственник и ближайший друг эквивалентны гласит аварская пословица. «Там, где родственников много, и на душе спокойно, - говорит карачаевская пословица [10].

Соседские отношения между народами Кавказа часто рассматривались как родственные, мнение соседей было невозможно не принимать во внимание, чтобы избежать конфликта с соседом, мирно сосуществовать. Соседка считалась «своей», что аж в некоторых из кавказских народов браки с соседями были фактически запрещены. Желательные поведения по отношению к соседям говорят пословицы и поговорки карачаевцев, лезгин, черкесов, чеченцев. Хороший сосед лучше плохого родственника; плохая собака прыгнет на соседа; сосед не ссорится; выберите своего соседа, прежде чем строить дом [3].

Лояльность, верность к своему аулу, селу, общине (Джамаат), признавалось народами Кавказа, как ценность-человек без села,- как мертвый без могилы (ногайская пословица); где аул больше, там больше ума (лакская). Мнение общины, села имело приоритет над взглядами человека. Как сказано в кумыкской, пословице: « аул скажет, что вы слепые-хватайтесь за стену и идите». Справедливость общего решения не ставится под сомнение: если весь аул решил отрезать руку-это не больно (Рука, отрезанная селом, не болит). Предпочтение «своего» сформировало соответствующее отношение к «чужим». Подозрительное отношение к «чужакам» отражено, например, в следующем обычае одного из дагестанского аула: запрещалось включать кого-то из стороны в аул, потому что считалось, что «незнакомец не должен причинять ни хорошего ни плохого аулу». Если кто-то «привел незнакомца в аул, чтобы жить», его штрафовали-коровой [1].

Согласно популярным представлениям, только дома в родном ауле люди могли найти истинное счастье: тот, кто покинул аул своего отца, он никогда не увидит хорошей жизни; лучше быть в своем ауле подошвой, чем на чужбине султаном; Причина формирования таких убеждений-необходимость единства перед лицом различных угроз и опасностей: нападения врагов, стихийных бедствий, болезни и эпидемий [3].

Однако пословицы и поговорки отражали и образ жизни, как социальное неравенство, социальные противоречия внутри «общества»-богатые и бедные, благородные и смиренные, чтобы поддерживать единство. Как правило, принцип дружественных, мирных, толерантных отношений по отношению к другим требуется на всех уровнях-начиная от семьи, заканчивая обществом. В качестве примера истинной толерантности, уважения к другим традициям, можно привести пример поведение Шамиля в годы его пребывания в Калуге. Шамиль говорил: «Хотя государь и позволил мне жить по моим обычаям, но я буду пользоваться этой его милостью только у себя дома. В обществе же, с которым я очень желаю вести знакомство, я не могу, как мне кажется, поступать по моим обычаям, а должен придерживаться ваших обычаев» [9]. Многоязычие на Кавказе поощряло наиболее социально активную часть населения - мужчин -изучать языки соседних народов, и, как правило, горцы стремились выучить языки равнинного населения. Так, по словам дагестанского историка Р. М. Магомедова, молодые люди из урахинских и акушинских аулов отправились на лето, чтобы копать марену, убирать зерновые в Джемикент, Великент, хотя они мало зарабатывали. Их целью было изучение кумыкского языка. Также поступали муталимы-ученики духовенства: они шли служить в дальние мечети, чтобы изучать языки своих соседей, грузины-рачинцы, были заинтересованы в том, чтобы у них в семье знали хорошо карачаево-балкарский язык, отдавали детей на некоторое время в семьи балкарцев и карачаевцев, так же как поступали сваны, и осетины [10]. Об этом в 80-х годах писал М. Кипиани: «Рачинцы отдают мальчиков на службу горцам, в частности карачаевцам, на самых неблагоприятных условиях. Например, мальчик лет десяти в течение семи лет службы получает в общей сложности около 20 коз и в конце очень счастливый идет домой с ними. Весь интерес в этом случае состоит в том, что мальчик изучает язык и ведет знакомства и близкие отношения с карачаевцами, что очень важно для него, поскольку, опираясь на них, он может торговать» [4].

Знание языка и присутствие среди балкарцев и карачаевцев кунака было выгодным, потому что им разрешалось сопровождать купцов, не знающих карачаевского языка, притом за каждого купленного в Карачае быка переводчик получал 1 рубль. Согласно свидетельствам старого жителя С. Геби, в конце XIX -начале XX в. в их деревне ни у кто из мужчин не владел карачаевским языком [5].

Кавказ с его полиэтничным составом населения, несмотря на происходящее время от времени конфликты, военные нападения и т. д., большинство из них не сформировали негативных стереотипов о соседних народах. Толерантное отношение к культуре другого народа ярко выражено среди народов Северного Кавказа, часто подчеркивались положительные качества определенной этнической группы, например: парень хорош как ингуш, девушка-как осетинка, а конь- кабардинский. Согласно нормам «нохчалла»(своего рода кодекс чеченцев) должны были проявлять уважение к любому человеку, особенно более далекого и в родстве и вере [7]. Люди говорят: недовольство, обиду, которое вы причинили

мусульманину, можно простить за возможную встречу в день суда. Не прощается оскорбление, причиненное другой вере, потому что такая встреча никогда не произойдет. У дагестанцев в коммерческие сделки, считались предосудительными, если при равных условиях, отдавалось предпочтение покупателю-мусульманину , а не иноверцу.

Любое общество, характеризующееся культурной, этнической, религиозной гетерогенностью, может стабильно существовать только в том случае, если существует определенная степень терпимости. По мнению исследователей, толерантность повышает способность этничности адаптироваться в окружающем мире. Изучение правовых традиций народов Северного Кавказа в последние годы, многочисленными рассказами путешественников, которые посетили Кавказ в XVIII-XIX веках, о кровавой вражде, якобы продолжавшихся много лет и вызвавших гибель не только отдельных семей, но и целые поселения - довольно сильно преувеличены. На практике, в большинстве случаев, кровная месть была ограничена так называемыми системными композициями - в натуральной форме или денежными штрафами в соответствии с обычным правом. Как отмечал в XIX веке, Л.Ю.Люйлье, «у горцев кровомщение не есть необузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев, это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, требованием крови за кровь» [6]. Предпочтение мирному решение зла влечет за собой новое зло, сказано и в пословицах народов Северного Кавказа: карачаевцы говорили: палка, которая будет нацелена на другого, ударит по твоей голове; не отвечайте на злом на зло, не смывай кровь- кровью; если кто-то ударил камнем, верни пищей.

В последние годы в обществе и образовании активно идет работает над культивированием толерантности. Принят закон, одобрен Федеральной целевой программой (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году [10].

Основные положения обеспечения безопасности страны и регионов изложены в Конституции Российской Федерации (1993 г.), Законе РФ «О безопасности» (1992 г.), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Военной доктрине Российской Федерации (2000), послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 года и другие нормативные государственные документы [8].

Выводы. Потребность в сосуществовании в условиях культурного, социального и этнического разнообразия внесла вклад в народы институтов Кавказа, цель из которых было преодоление существующего разделения и отчуждения этнических и социальных миров, которые смогли установить контакты, установить пути взаимного общения и доверия между различными народами и различными группами людей, терпимости к этническим традициям. Эта цель служит таким традиционным институтам, как гостеприимство, куначество, аталычество, побратимость и другие, чрезвычайно разнообразные формы искусственного родства на Кавказе.

Даже краткий обзор традиций, определяющих межэтническое сотрудничество между народами Кавказа, свидетельствует о их богатстве и разнообразии. Люди региона накопили богатый опыт взаимной терпимости, разумного размещения и достойных компромиссов в многостороннем сотрудничестве. Подобные традиции, нормы, восприятия являются отражением ценностной ориентации представителей народов Кавказа с упором на толерантность.

Литература:

1. Абакарова Р.М. Адат как нравственный принцип в системе этнокультуры // Мир на Северном Кавказе через образование и культуру. Симпозиум 1. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996.

2. Алиев, А. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: [Текст] / А. Алиев // Дагестанская правда. - 2008. - 2 октября. - С. 2.

3. Борисов, М. Горские рецепты выживания: [Текст] / М. Борисов // Эксперт. - 1999. - №8. - С. 45-51.

4. Волова, Л.А. Диалог культур: теория и реальность: (На примере Сев. Кавказа): [Монография] / М-во образования Рос. Федерации. Пятиг. гос. лингв. ун-т. - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. - 380 с.

5. Думанов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность: [Текст] - Нальчик: Эра, 2008. - 289 с.

6. Иванова, С.Ю. К вопросу об этнокультурном взаимодействии: [Текст] / С.Ю. Иванова // Северный Кавказ в условиях глобализации. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 140-144.

7. Игнатович, В.К. Толерантная образовательная среда как пространство развития историко-культурных традиций в многонациональном микросоциуме: [Текст] / В.К. Игнатович. - Краснодар: Изд-во КГУ, 2008. - 190 с.

8. Нормативные документы." Основные положения обеспечения безопасности России и регионов" // Российская газета. - 2003. - 27 июня.

9. Магомедов, Р. М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. — Махачкала, 1991. — 134 с. 13. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые 9 октября 1992 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // Российская газета. - 1992. - 10 окт.; 1999. - 24 июня; 2000. - 30 дек.; 2001. - 31 дек.

10. Тлябичева З.Ч. Толерантность как основа возвышения духовно-нравственных потребностей личности / У Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России: Материалы Международной научно-практической конференции. — Черкесск: Издательство МПУ КНГТА, 2007. — С. 320-323.

Психология

УДК 159.922.736.2

кандидат психологических наук, доцент Василенко Виктория Евгеньевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, ассистент Кузнецова (Уланова) Юлия Юрьевна ГАОУВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); психолог Наталенко Яна Владимировна

Детский развивающий центр «Дочки-сыночки» (г. Санкт-Петербург)

ПРОТЕКАНИЕ КРИЗИСОВ РАННЕГО ДЕТСТВА В СВЯЗИ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ51

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязей проявлений кризисов одного года и трех лет и характеристик эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 35 матерей детей в возрасте от 10 мес. до 1 года 11 мес., средний возраст - 1 год 5 мес. (Санкт-Петербург) и 182 матери детей в возрасте от 2 лет 1 мес. до 4 лет, средний возраст - 3 года (Санкт-Петербург и Всеволожск). С помощью психодиагностических методов выявлено, что в кризисах одного года и трех лет преобладает конструктивный компонент. В оба кризисных периода около 20% матерей имеют проблемы с восприятием состояния ребенка, пониманием причин его состояния и умением воздействовать на него. В кризисе трех лет у матерей также становятся более выраженными трудности принятия своей родительской роли и снижение эмпатии. Значимым различием является то, что в кризисе трех лет у матерей менее выражены позитивные чувства при взаимодействии с детьми. Конструктивные проявления кризиса более тесно взаимосвязаны с характеристиками взаимодействия матерей с детьми в период кризиса одного года по сравнению с кризисом трех лет. Негативистские симптомы кризиса (как и невротические реакции), наоборот, имеют больше взаимосвязей с характеристиками взаимодействия в период активного кризиса трех лет. Так, в кризисе одного года благополучие в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми усиливает конструктивные проявления (за исключением моторного развития) и снижает негативистские симптомы. В кризисе трех лет конструктивный компонент более выражен при чувствительности матери к ребенку, а негативистские симптомы и невротические реакции менее выражены при эмоциональном принятии ребенка и сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.

Ключевые слова: кризис одного года, кризис трех лет, конструктивные новообразования, негативистские симптомы, эмоциональное взаимодействие матерей с детьми.

Annotation. This article is devoted to analysis of the correlations between manifestations of the one and three year old child's crises and characteristics of the mother-child emotional interaction. The study involved 35 mothers, the age of children - from 10 months to 1 year 11 months, Mage = 1 year 5 months (Saint-Petersburg) and 182 mothers, the age of children - from 2 years 1 month to 4 years, Mage = 1 year 5 months (Saint-Petersburg and Vsevolozhsk). The study with using psychodiagnostic methods revealed that in the «one year old child's crisis» and in the «three year old child's crisis» the constructive component is more pronounced. In both crisis periods about 20% of mothers have problems with the ability to perceive the child's state, understanding the causes of child's state and ability to influence to the child's state. In the «three year old child's crisis» mothers have more difficulties in accepting their parental role and reducing empathy. A significant difference is that in the «three year old child's crisis» mothers have less positive feelings in the interaction with children. The constructive manifestations of the crises are more closely correlated with the characteristics of the mother-child interaction in the «one year old child's crisis» compared with the «three year old child's crisis». Negativistic symptoms of the crisis (as neurotic reactions), on the contrary, have more correlations with the characteristics of interaction in the period of the active «three year old child's crisis». So, in the «one year old child's crisis» well-being in the emotional mother-child interaction enhances constructive manifestations (with the exception of motor development) and reduces the negative symptoms. In the «three year old child's crisis» constructive component is more pronounced in the case of mother's sensitivity to a child, negativistic symptoms and neurotic reactions are less pronounced in the case of emotional acceptance of the child and formed block of behavioral manifestations of emotional interaction.

Keywords: «one year old child's crisis», «three year old child's crisis», constructive formations, negativistic symptoms, mother-child emotional interaction.

Введение. Возрастные кризисы - периоды повышенной уязвимости для детской психики, которые сопровождаются перестройкой отношений со значимыми взрослыми. По классификации Д.Б. Эльконина кризис одного года относится к «малым кризисам», а кризис трех лет - к «большим кризисам» [14]. К.Н. Поливанова отмечает, что кризис одного года носит пассивный характер (ребенок реагирует на первые запреты взрослых), в то время как кризис трех лет носит активный характер - ребенок сам провоцирует негативистское поведение, и независимо от реакций взрослых, его негативизм может продолжаться [10].

В каждом возрастном кризисе можно выделить как конструктивный, так и деструктивный (негативистсткий) компоненты. К конструктивному компоненту кризиса одного года можно отнести становление ходьбы [5], развитие моторики, интерес к окружающим предметам и появление особого отношения ребенка к новому способу передвижения - ходьбе [10]. Также к нему относят предречевое развитие и появление автономной детской речи [5], возникновение мотивирующих представлений [1], становление ребенка как «Я-желающий» [10]. К негативистским симптомам кризиса одного года можно отнести повышенную эмоциональность, гипобулические реакции [5], капризы, реакции на запреты [1], возбудимость и агрессию [2].

Конструктивная составляющая кризиса трех лет связывается с возникновением «Я» как стартом развития самосознания [1] и «Я сам» как появлением личного действия [9, 10, 14], появлением «гордости за достижения» [7]. Н.В. Разина связывает начало кризиса 3 лет с «обобщением восприятия», а конец - с «интеллектуализацией восприятия», осознанием себя самостоятельным субъектом речи и общения [11].

51 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 16-06-00392 «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.