Научная статья на тему 'Межэтническая толерантность как феномен культуры'

Межэтническая толерантность как феномен культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
852
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTER-ETHNIC TOLERANCE / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / CULTURAL DIALOGUE / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-ETHNIC RELATIONS / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Селиверстова Светлана Николаевна

В статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности как индикатора зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры, показателя нравственной высоты нации, общественного сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation of inter-ethnic tolerance as an indicator of the maturity of the political, legal, psychological and ecological culture, indicator of morality of the nation, the public consciousness.

Текст научной работы на тему «Межэтническая толерантность как феномен культуры»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

4. Хомяков А. С. Церковь одна / А. С. Хомяков. - М., 2001. - 252 с.

5. Цит. по: Герцен А. И. Систематическая хрестоматия / А. И. Герцен; [сост. А. Розем-блюм; под ред. Иванова-Разумника]. - Берлин: Издательство «Скифы», 1923.

6. Цит. по: Древнерусская литература. - М.: Дрофа, Вече, 2004.

7. Шкуринов П. С. Философия России XVIII века: [учеб. пособие для вузов] / П. С. Шкуринов. - М.: Высш. шк.

8. Щербатов М. М. О повреждении нравов в России / М. М. Щербатов. - М., 1908.

С. Н. Селиверстова

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности как индикатора зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры, показателя нравственной высоты нации, общественного сознания. Ключевые слова: теория и история культуры, межэтническая толерантность, культура, культурный диалог, межнациональные отношения.

The problems of formation of inter-ethnic tolerance as an indicator of the maturity of the political, legal, psychological and ecological culture, indicator of morality of the nation, the public consciousness. Keywords: theory and history of culture, inter-ethnic tolerance, culture, cultural dialogue, inter-ethnic relations.

Период конца ХХ - начала XXI века стал временем обострения межэтнических противоречий и конфликтов во всем мире. Эти явления обусловлены целым рядом объективных факторов. Увеличивающиеся миграционные потоки обостряют конфликты вокруг «жизненного пространства»: усиливают конкуренцию за рабочие места, жилье, государственную социальную поддержку. Мигранты «привозят» с собой и элементы «своей» культуры, что часто приводит к возникновению конфликтов представителей разных культур на территории одного государства (3).

ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год - год 50-летия обеих организаций - Международным годом толерантности. В юбилейный год столь значимых международных организаций Декларация принципов терпимости стала квинтэссенцией понимания, что должно и может стать основой мировой и национальной безопасности и, следовательно, нормальной жизнедеятельности всего мирового сообщества. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.

А. Я. Флиер - один из ведущих отечественных культурологов - дает следующее определение культуры: «Культура - это исторически выработанный порядок устойчивых взаимоотношений между людьми по поводу их коллективного существования в имеющихся природных и исторических условиях, а также совокупность продуктов, идей, структур и технологий, порожденных в процессе этих взаимоотношений» (6, с. 9).

В России проживает более ста этносов и иных культурных групп, имеющих свои культурные традиции и обычаи, в связи с этим значимость исследования проблемы межэтнической толерантности имеет особую актуальность.

Наиболее активно изучение феномена толерантности, в первую очередь -межэтнической, начинается во второй половине ХХ века, и с тех пор можно констатировать возрастание интереса исследователей к данному вопросу. Проблемы

межэтнической толерантности в поликультурном обществе разрабатываются учеными многих стран. Среди них - Б. Б. Барбер, Дж. Берри, Г. Мейн, Дж. Оллпорт, М. Плизент, А. Тешфел, М. Уолцер.

Важнейшими задачами, стоящими перед современным — поликультурным — обществом, становятся преодоление негативных тенденций в сфере межэтнических отношений, формирование межэтнической толерантности.

Философ Иван Алексеевич Ильин писал: «Безбрежна и прекрасна культура всякого народа. Есть закон человеческой природы и культуры, все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все человечное родиться именно в лоне национального опыта, уклада и духа. Отвергая это, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны; в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли...».

Жизнь всегда ставит перед нами выбор: какими нам быть и как выстраивать отношения друг с другом и на личностном, и на межнациональном уровне. Культурный диалог надо начинать с самого себя, приняв толерантность по отношению к другим культурам как высочайшую ценность. Один из гуманистов прошлого сказал, что самые непреодолимые стены находятся в нашем сознании. Сложившиеся этико-этнические стереотипы, искажённые представления о других народах и их культуре мешают нам свободно ощущать духовное родство. Но всё это — от элементарного невежества, которое, как ни странно, часто уживается с прекрасными порывами и благими мыслями.

Подлинная культура всегда толерантна. Мир литературы и музыки, архитектуры и живописи глубоко человечен. Однако, говоря о взаимоотношениях цивилизаций, надо иметь в виду, что возникают они не только на уровне правительств и государств, но и на уровне бытового общения между людьми. К сожалению, в каждой стране, наряду с замечательными личностями и прекрасными идеями, существует такое явление, как культурный радикализм, нацеленный на принижение роли чужих культур. Хотя это и нелегко, но в процессе взаимодействия культур следует преодолевать идеи собственной исключительности. Нужно идти на взаимные уступки, отступать от принципов превалирования своей культуры над другими. Беззаветная любовь к собственной национальной самобытности не должна ослеплять. Но чаще всего именно так и происходит. Не подлинные носители высокой толерантной культуры, а люди, весьма далекие от неё, берут на себя смелость говорить от имени всех в своей стране и за её пределами. Поэтому очень важно проводить работу с политической элитой, потому что, к сожалению, идеи культурной толерантности близки не всем её представителям. Ведь именно на политической и творческой элите и её лидерах лежит огромная ответственность за влияние на общество, в особенности на молодёжь. Воспитание человечности в новых поколениях — вот трудная, но поистине достойная цель (4).

Процесс глобализации культуры связан с ускорением процесса интеграции наций в мировую систему, что имеет позитивные и негативные моменты. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуюет сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование чревато потерей культурной самобытности.

Распад СССР негативным образом сказался не только на материальном положении больших групп населения, но и породил ряд проблем, в том числе межнациональных, связанных с переходом от одного типа государственного устройства к другому. Есть примеры проявления национализма, шовинизма со стороны отдельных молодежных группировок, которые призывают к уничтожению представителей

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

некоренных народов. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблему формирования толерантного сознания и поведения у представителей всех этносов, населяющих современную Россию.

В течение почти четырехсот лет в России формировалась система взаимодействия между различными народами на основе ведущей роли русской нации. В царской России отсутствовало реальное равенство между различными этносами в овладении материальной и духовной культурой, развитии национального творчества, формировании собственных национальных кадров в различных отраслях производства. В то же время предпринимались попытки для создания отношений терпимости к национальным традициям, обычаям, религиозным воззрениям, которые существовали у представителей народов, входящих в огромное российское государство.

Советский период также характеризовался огромными миграционными процессами представителей различных народов. В каждом регионе в составе населения можно было найти представителей не менее чем 20—30 национальностей. Переход к рыночной экономике привел не только к распаду союза различных наций и народов, построенного на классовой солидарности. Возникла качественно новая ситуация в формировании толерантности в отношениях представителей разных этносов. Прежде всего возникла проблема формирования основы для бесконфликтного взаимодействия представителей разных этносов, проживающих на территории нового государственного образования. Рыночная Россия не может воспроизводить опыт подавления русской нацией остальных народов, который был выработан при царизме. В то же время невозможно на основе пролетарской идеологии строить союз разных народов и культур. Должна возникнуть новая единая цель, открывающая перспективы для совершенствования жизнедеятельности каждого народа путем объединения ценностей, традиций и обычаев всех этносов, проживающих на одной территории.

В условиях современной глобализации малые и большие народы могут решить проблемы собственного процветания только путем объединения своих усилий, направленных на обеспечение как общего развития различных форм создаваемых союзов, так и отдельных этносов, входящих в них (1).

Толерантность достигается во многом благодаря поиску форм и методов взаимодействия культуры, государства, общества и церкви. В результате этой деятельности формируются совместные государственно-церковные фонды, чья деятельность направлена на сохранение, реставрацию, экспонирование ценностей религиозной культуры; проводятся совместные научные экспедиции и эксперименты, направленные на пополнение знаний в областях, представляющих взаимный интерес; разрабатываются совместные социальные проекты, направленные на улучшение психологического состояния подростков, пожилых, инвалидов; устраиваются объединенные акции и культурные мероприятия, направленные на пропаганду высокого духовного искусства, против культа силы, агрессии и наживы любыми средствами, против двойной морали и стандартов.

Стабильность в государстве и развитие культуры во многом зависит от следующих факторов:

— бесконфликтного и равноправного взаимодействия государственных и церковных институтов, структур и должностных лиц;

— отсутствия государственной религии и политической идеологии;

— взаимопонимания, уважения, соблюдения принципа сотрудничества между государственными органами, общественностью и религиозными объединениями.

И. Кант считал практической философией — моральную философию, которая

позволяла ответить на вопрос, каким надо быть, чтобы быть человеком? Культура толерантности указывает путь, как жить в поликультурном обществе, с учетом плюрализма мнений, при этом оставаясь человеком целостным (2).

Толерантность в национально-этнических отношениях подразумевает необходимость признания обществом не только существующих национально-культурных различий, но и признание еще одного современного феномена - это двойное этническое самосознание. Толерантность требует, чтобы эта двойственность, присущая человеку полиэтнического общества, была признана как законное человеческое состояние. Тогда имеющимся национально-культурным отличиям не будет придаваться самодавлеющего и институционального значения, а мы перестанем быть помехой друг другу. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям, является одной из предпосылок достижения гармонии в современном мире. Прогресс терпимости в мировом сообществе становится индикатором зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры, показателем нравственной высоты наций, общественного сознания.

Толерантность не решит всех национально-этнических проблем, но она поможет нам научиться жить врозь, чтобы прийти - через это - к новому вместе. И, наоборот, и одновременно - от нового вместе к неумолимому врозь, но тогда уже без оружия (5).

Примечания

1. Абдулкаримов Г. Г. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: Социологический анализ / Г. Г. Абдулкаримов. - Екатеринбург, 2004.

2. Данилова М. И. Культура толерантности в современной парадигме образования (г. Краснодар) / М. И. Данилова // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: [сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций 2002-2004 годов]. - Краснодар,

3. Клименко Е. В. Социально-культурная деятельность как средство формирования межэтнической толерантности личности в современном российском обществе / Е. В. Клименко. - СПб., 2008. - 200 с.

4. Курс на толерантность // Литературная газета. - 2009. - № 32 (6236).

5. Магомедова Е. В. Толерантность как принцип культуры / Е. В. Магомедова. - Ростов-на-Дону, 2000. - 132 с.

6. Флиер А. Я. Культура: между рабством обычая, рабством статуса и рабством потребления / А. Я. Флиер, А. В. Костина. - Вестник МГУКИ. - 2009 - №3.

Сун Гуйцзюань

ЭПОС «ГЭСЭРИАДА» И ЕГО КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ

Статья посвящена исследованию вопроса о происхождении героического эпоса «Гэ-сэриада», его тибетским, монгольским, бурятским и калмыцким корням. Рассматривается вопрос о степени историчности его героя и его культурной типологизации в качестве народного или культурного, а также элементов образа трикстера в нем. Исследуется роль Гэсэра в культурном сознании народов Центральной Азии. Ключевые слова: теория и история культуры, эпос, Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, народный герой, культурный герой, трикстер, спаситель, демоноборец.

The article is devoted to study on the origin of the heroic epos "Geser", its Tibetan, Mongolian, Buryat or Kalmyk roots. The question on degree of historicity of its hero and its cultural typology as national or cultural, and also elements of trikster image in it. The role of Geser is investigated in cultural consciousness of the people of the Central Asia. Keywords: theory and history of culture, epos, Tibet, Mongolia, Buryatiya, Kalmykia, national hgro, cultural hero, trickster, saviour, fighter with the demon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.