Научная статья на тему 'Flowing of the early childhood crises due to parent-child interaction'

Flowing of the early childhood crises due to parent-child interaction Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА / КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ / КОНСТРУКТИВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / CONSTRUCTIVE FORMATIONS / НЕГАТИВИСТСКИЕ СИМПТОМЫ / NEGATIVISTIC SYMPTOMS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ / MOTHER-CHILD EMOTIONAL INTERACTION / "ONE YEAR OLD CHILD?S CRISIS" / "THREE YEAR OLD CHILD?S CRISIS"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Vasilenko Victoria Evgenievna, Kuznetsova (Ulanova) Yuliya Yurievna, Natalenko Yana Vladimirovna

This article is devoted to analysis of the correlations between manifestations of the one and three year old child?s crises and characteristics of the mother-child emotional interaction. The study involved 35 mothers, the age of children from 10 months to 1 year 11 months, Mage = 1 year 5 months (Saint-Petersburg) and 182 mothers, the age of children from 2 years 1 month to 4 years, Mage = 1 year 5 months (Saint-Petersburg and Vsevolozhsk). The study with using psychodiagnostic methods revealed that in the «one year old child?s crisis» and in the «three year old child?s crisis» the constructive component is more pronounced. In both crisis periods about 20% of mothers have problems with the ability to perceive the child's state, understanding the causes of child?s state and ability to influence to the child's state. In the «three year old child?s crisis» mothers have more difficulties in accepting their parental role and reducing empathy. A significant difference is that in the «three year old child?s crisis» mothers have less positive feelings in the interaction with children. The constructive manifestations of the crises are more closely correlated with the characteristics of the mother-child interaction in the «one year old child?s crisis» compared with the «three year old child?s crisis». Negativistic symptoms of the crisis (as neurotic reactions), on the contrary, have more correlations with the characteristics of interaction in the period of the active «three year old child?s crisis». So, in the «one year old child?s crisis» well-being in the emotional mother-child interaction enhances constructive manifestations (with the exception of motor development) and reduces the negative symptoms. In the «three year old child?s crisis» constructive component is more pronounced in the case of mother?s sensitivity to a child, negativistic symptoms and neurotic reactions are less pronounced in the case of emotional acceptance of the child and formed block of behavioral manifestations of emotional interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Vasilenko Victoria Evgenievna, Kuznetsova (Ulanova) Yuliya Yurievna, Natalenko Yana Vladimirovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОТЕКАНИЕ КРИЗИСОВ РАННЕГО ДЕТСТВА В СВЯЗИ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

Статья посвящена изучению взаимосвязей проявлений кризисов одного года и трех лет и характеристик эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 35 матерей детей в возрасте от 10 мес. до 1 года 11 мес., средний возраст 1 год 5 мес. (Санкт-Петербург) и 182 матери детей в возрасте от 2 лет 1 мес. до 4 лет, средний возраст 3 года (Санкт-Петербург и Всеволожск). С помощью психодиагностических методов выявлено, что в кризисах одного года и трех лет преобладает конструктивный компонент. В оба кризисных периода около 20% матерей имеют проблемы с восприятием состояния ребенка, пониманием причин его состояния и умением воздействовать на него. В кризисе трех лет у матерей также становятся более выраженными трудности принятия своей родительской роли и снижение эмпатии. Значимым различием является то, что в кризисе трех лет у матерей менее выражены позитивные чувства при взаимодействии с детьми. Конструктивные проявления кризиса более тесно взаимосвязаны с характеристиками взаимодействия матерей с детьми в период кризиса одного года по сравнению с кризисом трех лет. Негативистские симптомы кризиса (как и невротические реакции), наоборот, имеют больше взаимосвязей с характеристиками взаимодействия в период активного кризиса трех лет. Так, в кризисе одного года благополучие в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми усиливает конструктивные проявления (за исключением моторного развития) и снижает негативистские симптомы. В кризисе трех лет конструктивный компонент более выражен при чувствительности матери к ребенку, а негативистские симптомы и невротические реакции менее выражены при эмоциональном принятии ребенка и сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.

Текст научной работы на тему «Flowing of the early childhood crises due to parent-child interaction»

Психология

УДК 159.922.736.2

кандидат психологических наук, доцент Василенко Виктория Евгеньевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, ассистент Кузнецова (Уланова) Юлия Юрьевна ГАОУВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); психолог Наталенко Яна Владимировна

Детский развивающий центр «Дочки-сыночки» (г. Санкт-Петербург)

ПРОТЕКАНИЕ КРИЗИСОВ РАННЕГО ДЕТСТВА В СВЯЗИ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ51

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязей проявлений кризисов одного года и трех лет и характеристик эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 35 матерей детей в возрасте от 10 мес. до 1 года 11 мес., средний возраст - 1 год 5 мес. (Санкт-Петербург) и 182 матери детей в возрасте от 2 лет 1 мес. до 4 лет, средний возраст - 3 года (Санкт-Петербург и Всеволожск). С помощью психодиагностических методов выявлено, что в кризисах одного года и трех лет преобладает конструктивный компонент. В оба кризисных периода около 20% матерей имеют проблемы с восприятием состояния ребенка, пониманием причин его состояния и умением воздействовать на него. В кризисе трех лет у матерей также становятся более выраженными трудности принятия своей родительской роли и снижение эмпатии. Значимым различием является то, что в кризисе трех лет у матерей менее выражены позитивные чувства при взаимодействии с детьми. Конструктивные проявления кризиса более тесно взаимосвязаны с характеристиками взаимодействия матерей с детьми в период кризиса одного года по сравнению с кризисом трех лет. Негативистские симптомы кризиса (как и невротические реакции), наоборот, имеют больше взаимосвязей с характеристиками взаимодействия в период активного кризиса трех лет. Так, в кризисе одного года благополучие в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми усиливает конструктивные проявления (за исключением моторного развития) и снижает негативистские симптомы. В кризисе трех лет конструктивный компонент более выражен при чувствительности матери к ребенку, а негативистские симптомы и невротические реакции менее выражены при эмоциональном принятии ребенка и сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.

Ключевые слова: кризис одного года, кризис трех лет, конструктивные новообразования, негативистские симптомы, эмоциональное взаимодействие матерей с детьми.

Annotation. This article is devoted to analysis of the correlations between manifestations of the one and three year old child's crises and characteristics of the mother-child emotional interaction. The study involved 35 mothers, the age of children - from 10 months to 1 year 11 months, Mage = 1 year 5 months (Saint-Petersburg) and 182 mothers, the age of children - from 2 years 1 month to 4 years, Mage = 1 year 5 months (Saint-Petersburg and Vsevolozhsk). The study with using psychodiagnostic methods revealed that in the «one year old child's crisis» and in the «three year old child's crisis» the constructive component is more pronounced. In both crisis periods about 20% of mothers have problems with the ability to perceive the child's state, understanding the causes of child's state and ability to influence to the child's state. In the «three year old child's crisis» mothers have more difficulties in accepting their parental role and reducing empathy. A significant difference is that in the «three year old child's crisis» mothers have less positive feelings in the interaction with children. The constructive manifestations of the crises are more closely correlated with the characteristics of the mother-child interaction in the «one year old child's crisis» compared with the «three year old child's crisis». Negativistic symptoms of the crisis (as neurotic reactions), on the contrary, have more correlations with the characteristics of interaction in the period of the active «three year old child's crisis». So, in the «one year old child's crisis» well-being in the emotional mother-child interaction enhances constructive manifestations (with the exception of motor development) and reduces the negative symptoms. In the «three year old child's crisis» constructive component is more pronounced in the case of mother's sensitivity to a child, negativistic symptoms and neurotic reactions are less pronounced in the case of emotional acceptance of the child and formed block of behavioral manifestations of emotional interaction.

Keywords: «one year old child's crisis», «three year old child's crisis», constructive formations, negativistic symptoms, mother-child emotional interaction.

Введение. Возрастные кризисы - периоды повышенной уязвимости для детской психики, которые сопровождаются перестройкой отношений со значимыми взрослыми. По классификации Д.Б. Эльконина кризис одного года относится к «малым кризисам», а кризис трех лет - к «большим кризисам» [14]. К.Н. Поливанова отмечает, что кризис одного года носит пассивный характер (ребенок реагирует на первые запреты взрослых), в то время как кризис трех лет носит активный характер - ребенок сам провоцирует негативистское поведение, и независимо от реакций взрослых, его негативизм может продолжаться [10].

В каждом возрастном кризисе можно выделить как конструктивный, так и деструктивный (негативистсткий) компоненты. К конструктивному компоненту кризиса одного года можно отнести становление ходьбы [5], развитие моторики, интерес к окружающим предметам и появление особого отношения ребенка к новому способу передвижения - ходьбе [10]. Также к нему относят предречевое развитие и появление автономной детской речи [5], возникновение мотивирующих представлений [1], становление ребенка как «Я-желающий» [10]. К негативистским симптомам кризиса одного года можно отнести повышенную эмоциональность, гипобулические реакции [5], капризы, реакции на запреты [1], возбудимость и агрессию [2].

Конструктивная составляющая кризиса трех лет связывается с возникновением «Я» как стартом развития самосознания [1] и «Я сам» как появлением личного действия [9, 10, 14], появлением «гордости за достижения» [7]. Н.В. Разина связывает начало кризиса 3 лет с «обобщением восприятия», а конец - с «интеллектуализацией восприятия», осознанием себя самостоятельным субъектом речи и общения [11].

51 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 16-06-00392 «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития»)

Негативистские симптомы кризиса трех лет включают негативизм, упрямство, строптивость, своеволие/своенравие, протест-бунт, обесценивание и стремление к деспотизму/ревность. Возможны и невротические реакции: ночные страхи, затруднения в речи, гипобулические реакции, энурез и другие проявления [5].

Спорным в психологии возрастных кризисов является вопрос о нормативности кризиса. Изначально возникли 2 крайние позиции: возрастного кризиса можно избежать при определенном воспитании (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская) и кризис как нормативный период (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, отчасти Э.Эриксон) Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович занимают скорее промежуточные позиции по этому вопросу [13]. Затем Т.В. Гуськова предлагает разделить «объективный» кризис -конструктивные новообразования как нормативную часть кризиса и «субъективный» кризис - внешнюю (ненормативную) картину поведенческих симптомов, сопровождающих «объективный» кризис [7]. Следующий шаг делает К.Н. Поливанова, показывая на примере «кризиса семи лет», что все категории симптомов имеют психологический смысл и определяя кризис в целом как «акт развития» [10]. Исследование кризиса трех лет Ю.Ю. Улановой позволило предложить модель нормативности/ненормативности разных категорий кризисных проявлений, в которой показана нормативность конструктивных новообразований, ненормативность невротических реакций и промежуточное положение негативистских симптомов. Так, было выявлено, что характеристики семейного взаимодействия в большей степени взаимосвязаны с «субъективным» кризисом: невротическими реакциями и негативистскими проявлениями и их роль наиболее значима в ситуации пролонгированного кризиса [13].

В последние годы появились исследования, касающиеся взаимосвязи кризисной симптоматики и детско-родительского взаимодействия, но необходимо сопоставление этих взаимосвязей в разные кризисные периоды. Попытка некоторого сопоставления на примере кризисов трех и семи лет показала, что с возрастом снижается роль связи «объективного» кризиса с детско-родительскими отношениями [6].

Актуальность представленного исследования связана с необходимостью сопоставления протекания кризисов раннего детства с учетом детско-родительского взаимодействия и с отсутствием эмпирических исследований по данной теме.

Организация и методы эмпирического исследования.

Цель исследования - сравнительный анализ взаимосвязей проявлений кризисов одного года и трех лет у детей в связи с характеристиками эмоционального взаимодействия матерей с детьми.

Основная гипотеза исследования:

Исходя из пассивной природы кризиса одного года и активной природы кризиса трех лет можно предположить, что «объективный кризис», т.е. конструктивные новообразования будут более тесно взаимосвязаны с характеристиками взаимодействия матерей с детьми в кризисе одного года.

Выборка исследования.

Исследование кризиса одного года проводилось в 2016-2017 гг. на базе Детского развивающего центра «Дочки-сыночки» Колпинского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 35 матерей детей в возрасте от 10 мес. до 1 года 11 мес., средний возраст - 1 год 5 мес. (14 мальчиков и 21 девочка). С целью выявления разных фаз кризиса дети были разбиты на 2 возрастные группы: от 10 мес. до 1 года 5 мес. (19 детей) и от 1 года 6 мес. до 1 года 11 мес. (16 детей).

Исследование кризиса трех лет проводилось в 2012-2014 гг. на базах МОУ «ЦППМ и СП» и ДОУ Всеволожского района Ленинградской области, а также ДОУ Санкт-Петербурга. В нем приняли участие 182 матери детей в возрасте от 2 лет 1 мес. до 4 лет, средний возраст - 3 года (94 мальчика и 88 девочек). С целью выявления разных фаз кризиса дети были разбиты на 3 возрастные группы: от 2 лет 1 мес. до 2 лет 9 мес. (77 детей), от 2 лет 10 мес. до 3 лет 5 мес. (77 детей) и от 3 лет 6 мес. до 4 лет (28 детей).

Критерии для выделения возрастных групп в обоих кризисах были выбраны на основе предыдущих теоретических и эмпирических исследований [2, 6, 7, 10, 13].

Методы исследования: опросник проявлений кризиса одного года В.Е. Василенко, разработанный на основе схемы наблюдения К.Н. Поливановой [3], опросник выраженности симптомов кризиса трех лет В.Е. Василенко [4] и опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой [8].

Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 21: описательная статистика, дисперсионный анализ по факторам возрастной группы и пола, корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования и их обсуждение.

Рассмотрим результаты изучения проявлений кризиса одного года по опроснику В.Е. Василенко.

Показатели проявлений кризиса одного года у детей (по опроснику В.Е. Василенко)

Мах по шкалам = 6, тах по общим показателям = 100% Выборка в целом (п=35) Первая возрастная группа (от 10 мес. до 1 года 5 мес.) (п=19) Вторая возрастная группа (от 1 года 6 мес. до 1 года 11 мес.) (п=16) Значимость различий

Ср. Ст. откл. Ср. Ст. откл. Ср. Ст. откл. Р-кр. Знач.

1. Развитие моторики, рост интереса к предметам, особое отношение к ходьбе 4,33 1,25 4,47 1,07 4,16 1,46

2. Предречевое развитие, появление автономной детской речи 5,01 1,25 4,66 1,33 5,44 1,03 3,63 0,065

3. Появление мотивирующих представлений 4,33 1,28 4,16 1,38 4,53 1,15 - -

4. Капризы, реакции на запреты 2,96 1,44 2,79 1,18 3,16 1,71 - -

5. Повышенная эмоциональность, гипобулические реакции 3,67 1,69 3,32 1,80 4,09 1,51

6. Возбудимость, агрессия 2,51 1,63 1,89 1,37 3,25 1,65 7,04 0,012

Конструктивные новообразования 75,86 13,26 73,68 13,73 78,44 12,61 - -

Негативистские проявления 50,77 23,42 44,42 21,08 58,31 24,46 3,26 0,08

Общий показатель кризиса 63,34 16,57 59,11 15,15 68,38 17,23 - -

Исследование показало, что в обеих возрастных группах ярко выражены конструктивные новообразования кризиса одного года и в целом можно констатировать выраженность кризиса у детей. Что касается негативистских проявлений, то они становятся выраженными после полутора лет, различие значимо на уровне статистической тенденции.

Из отдельных кризисных проявлений в обеих группах наиболее выражены предречевое развитие, появление автономной детской речи, при этом после полутора лет показатель выше на уровне статистической тенденции. Отмечаются новообразования в сфере моторики и появление мотивирующих представлений.

Негативистские симптомы начинают проявляться после полутора лет, при этом во второй возрастной группе значимо выше возбудимость, агрессия (р<0,05).

Значимых различий в связи с фактором пола не выявлено.

Рассмотрим результаты изучения проявлений кризиса трех лет по опроснику В.Е. Василенко.

Показатели проявлений кризиса трех лет у детей (по опроснику В.Е. Василенко)

Симптомы кризиса (тах= 6 баллов) и категории симптомов (тах=100%) Выборка в целом (п=182) Первая возрастная группа (2 г. 1 мес. -2 г. 9 мес.) (п=77) Вторая возрастная группа (2 г. 10 мес. - 3 г. 5мес.) (п=77) Третья возрастная группа (3 г. 6мес. -4 г. 0 мес.) (п=28)

Ср. Ст. откл. Ср. Ст. откл. Ср. Ст. откл. Ср. Ст. откл.

Негативизм 2,70 1,65 2,81 1,78 2,68 1,52 2,50 1,67

Упрямство 3,92 1,40 4,01 1,42 3,88 1,50 3,79 1,07

Строптивость 3,62 1,71 3,60 1,64 3,64 1,73 3,61 1,87

Своеволие 3,64 1,50 3,79 1,37 3,49 1,61 3,61 1,52

Протест-бунт 1,82 1,78 1,52 1,61 2,09 1,82 1,93 2,05

Обесценивание 1,88 1,91 1,21 1,65 2,42 1,95 2,25 1,96

Деспотизм/ревность 3,39 1,70 3,30 1,64 3,44 1,77 3,50 1,73

Изменение отношения к предметному миру 4,61 1,36 4,51 1,48 4,68 1,27 4,71 1,24

Изменение отношения к взрослым 4,35 1,20 3,95 1,21 4,58 1,16 4,82 0,91

Изменение отношения к себе 2,54 1,72 2,08 1,54 2,86 1,80 2,93 1,76

Беспокойный сон, страхи 1,34 1,58 1,27 1,56 1,57 1,69 0,89 1,23

Признаки психического напряжения 0,73 1,20 0,70 1,25 0,78 1,13 0,68 1,31

Затруднения в речи 0,85 1,24 0,65 1,14 0,95 1,27 1,11 1,40

Эмоциональная возбудимость 2,27 1,74 2,01 1,65 2,51 1,68 2,36 2,09

Соматические реакции 0,67 1,05 0,64 1,09 0,65 0,97 0,82 1,16

Психосоматические реакции 0,55 0,89 0,47 0,79 0,70 1,00 0,39 0,79

Негативистские симптомы 49,74 18,50 47,87 16,97 51,37 19,38 50,43 20,22

Конструктивные новообразования 63,56 16,14 57,77 17,24 67,28 13,87 69,25 14,14

Невротические реакции 17,76 12,05 15,78 12,25 19,90 11,43 17,36 12,60

Общий показатель кризиса 40,40 11,98 37,80 11,12 42,57 12,42 41,56 2,03

Исследование выявило, что, как и в кризисе одного года, в симптоматике кризиса трех лет преобладают конструктивные проявления. Негативистские проявления выражены меньше, невротические реакции выражены слабо. Выраженность отдельных симптомов кризиса представлена в табл. 2. Из конструктивных новообразований наиболее выражено изменение отношения к предметному миру, т.е. появление мотивации достижения, а из негативистских симптомов - упрямство.

Что касается значимых возрастных различий, то общий показатель конструктивных новообразований во второй и третьей группах выше, чем в первой (р<0,01). Общий показатель кризиса во второй группе выше, чем в первой (р<0,01).

Выявлены значимые различия и по отдельным симптомам. Симптом обесценивания выше во второй (р<0,001) и третьей (р<0,05) группах по сравнению с первой. Изменение отношения к взрослым выше во второй и третьей группах по сравнению с первой (р<0,01). Изменение отношения к себе более выражено во второй группе, чем в первой (р<0,05) и на уровне статистической тенденции - в третьей группе по сравнению с первой.

Различия в связи с полом на всей выборке проявились в том, что у девочек более выражены признаки психического напряжения (р<0,01) и «деспотизм-ревность» (р<0,05) а у мальчиков - изменение отношения к предметному миру и затруднения в речи (р<0,05).

Далее рассмотрим результаты изучения эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. В оба кризисных периода показатели родителей по всем 3 блокам: чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений близки к среднему уровню и не достигают критических значений. В то же время частотный анализ выявил, что наибольшие проблемы в эмоциональном взаимодействии у матерей в период кризиса одного года связаны со сниженными показателями восприятия состояния ребенка (24% матерей), умения воздействовать на его состояние (24%) и понимания причин его состояния (19%). В период кризиса трех лет у матерей отмечаются трудности с умением воздействовать на состояние ребенка (28%), с пониманием причин состояния (25%), со способностью воспринимать состояние ребенка (19%), с

принятием своей родительской роли (18%) и с эмпатией (17%). Таким образом, триада трудностей для обоих кризисов одинакова, при этом в период кризиса трех лет как активного кризиса спектр сложностей эмоционального взаимодействия увеличивается.

Дисперсионный анализ выявил только одно значимое различие по показателям эмоционального взаимодействия матерей с детьми в периоды двух кризисов - в период кризиса трех лет у матерей на уровне статистической тенденции менее выражены позитивные чувства при взаимодействии с детьми.

Перейдем к результатам корреляционного анализа показателей кризисных проявлений и эмоционального взаимодействия матерей с детьми в период кризиса одного года. Выявлено, что все конструктивные проявления взаимосвязаны с показателями взаимодействия, при этом характер связей различный. Так, возникновение автономной детской речи положительно взаимосвязано с пониманием причин состояния ребенка (р<0,01), умением воздействовать на его состояние и с общим блоком чувствительности матерей (р<0,05). Мотивирующие представления более выражены при ориентации матери на состояние ребенка и при более сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия (р<0,05). При этом интересно то, что развитие моторики и особое отношение к ходьбе, наоборот, отрицательно взаимосвязано со способностью матери воспринимать состояние ребенка (р<0,01). Последнюю взаимосвязь можно объяснить стимулирующим эффектом некоторой самостоятельности ребенка, отсутствием гиперопеки. Умение матери воздействовать на состояние ребенка снижает общий показатель негативистских проявлений (р<0,01) и «капризы, реакции на запреты» (р<0,05).

В период кризиса трех лет выявлено очень большое количество корреляций показателей эмоциональной стороны взаимодействия матерей с детьми и отдельных кризисных проявлений. В связи с этим сделаем акцент на рассмотрении взаимосвязей характеристик взаимодействия с общими показателями кризисных проявлений.

Начнем с показателей блоков эмоционального взаимодействия. Показатель блока чувствительности матери к ребенку положительно коррелирует с категорией конструктивных проявлений кризиса (р<0,05). В то же время 2 других блока не имеют связей с конструктивной симптоматикой кризиса, но взаимосвязаны с негативистскими и невротическими реакциями. Так, блок эмоционального принятия ребенка отрицательно коррелирует с негативистскими симптомами, невротическими реакциями и, соответственно, с общим показателем выраженности кризиса трех лет (р<0,01). Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия также отрицательно коррелирует с негативистскими симптомами (р<0,05), невротическими реакциями (р<0,01) и с общим показателем выраженности кризиса трех лет (р<0,05).

Что касается отдельных характеристик взаимодействия, то рассмотрим их взаимосвязи, отталкиваясь от разных категорий симптомов.

Конструктивные проявления кризиса трех лет имеют только одну взаимосвязь - они более выражены при понимании причин состояния ребенка (р<0,05).

Негативистские симптомы кризиса отрицательно коррелируют с показателями позитивных чувств при взаимодействии, эмоционального принятия ребенка, принятия своей родительской роли, позитивного эмоционального фона взаимодействия, умения воздействовать на состояние ребенка (р<0,01) и эмоциональной поддержки ребенка (р<0,05). Также выявлена одна положительная корреляция негативистских симптомов с ориентацией на состояние ребенка (р<0,01).

Аналогичные взаимосвязи выявлены у невротических реакций. Они менее выражены при умении матерей воспринимать состояние ребенка, позитивных чувствах при взаимодействии, принятии своей родительской роли, позитивном эмоциональном фоне взаимодействия, умении воздействовать на состояние ребенка (р<0,01) и при эмоциональном принятии ребенка (р<0,05).

В результате общий показатель кризиса ниже при более высоких показателях позитивных чувств при взаимодействии, эмоционального принятия ребенка, принятия своей родительской роли, позитивного эмоционального фона взаимодействия и умения воздействовать на состояние ребенка (р<0,01). В то же время кризис более выражен при ориентации на состояние ребенка (р<0,05).

Таким образом, в период кризиса одного года с характеристиками эмоционального взаимодействия матерей с детьми более тесно связаны конструктивные проявления кризиса, а в период кризиса трех лет, наоборот, - негативистские и невротические проявления. Если сопоставить эти данные с исследованием «кризиса семи лет» [61, то можно сделать еще один обобщающий вывод. Чем младше ребенок, тем более в периоды возрастных кризисов выражена взаимосвязь «объективного» кризиса с системой детско-родительского взаимодействия. Эти данные согласуются и с данными Е.О.Смирновой и М.В. Соколовой - в их исследовании обнаружено, что в период от 2 до 8 лет по мере взросления детей доминирование в детско-родительских отношениях личностного аспекта сменяется выраженностью предметного аспекта [12].

Выводы:

1. По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что у большинства детей данных выборок кризисы раннего детства протекают благополучно. При этом кризис одного года не снижается после полутора лет, а, наоборот, даже усиливается за счет негативистских проявлений. Период до 2 лет 10 мес. можно отнести к предкритической фазе кризиса трех лет, далее начинается критическая фаза, при этом не наблюдается значимого снижения кризисных проявлений после 3,5 лет. Половые различия в кризисе одного года не выражены, а в кризисе трех лет выражены незначительно.

2. В оба кризисных периода у части матерей отмечаются проблемы с восприятием состояния ребенка, пониманием причин его состояния и умением воздействовать на него. В кризис трех лет также становятся более выраженными трудности принятия своей родительской роли и снижение эмпатии. Значимым различием является то, что в кризисе трех лет у матерей менее выражены позитивные чувства при взаимодействии с детьми.

3. Подтвердилась основная гипотеза нашего исследования - «объективный кризис», т.е. конструктивные проявления кризиса более тесно взаимосвязаны с характеристиками взаимодействия матерей с детьми в период кризиса одного года по сравнению с кризисом трех лет. Негативистские проявления кризиса (как и невротические реакции), наоборот, имеют больше взаимосвязей с характеристиками взаимодействия а период активного кризиса трех лет.

4. В кризисе одного года возникновение автономной детской речи и мотивирующих представлений более выражено при благополучии в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми, в то время как развитие моторики и особое отношение к ходьбе, наоборот, отрицательно взаимосвязано со способностью

матери воспринимать состояние ребенка. Негативистские проявления кризиса менее выражены при умении матерей воздействовать на состояние ребенка.

5. В кризисе трех лет конструктивные новообразования более выражены при чувствительности матери к ребенку, а негативистские симптомы и невротические реакции (и в результате кризис в целом) менее выражены при эмоциональном принятии ребенка и сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.

В заключение отметим, что, несмотря на выявленную условность границ возрастных кризисов, нуждаются в уточнении данные о возможных границах посткритической фазы обоих периодов, для чего необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования. Также планируется изучение взаимосвязей проявлений кризиса одного года с разными аспектами семейного взаимодействия.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

2. Василенко В.Е., Наталенко Я.В. Проявления кризиса одного года и детско-родительское эмоциональное взаимодействие // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 53. Часть 9. С. 268-277.

3. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. 96 с.

4. Василенко В.Е., Уланова Ю.Ю. Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование рзуе^.ги. 2016. Том 8. № 4. С. 185-198. аоЫ0.17759^уеаи.2016080418

5. Выготский Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Том 36, №2. С. 32-43.

7. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трёх лет: дис....канд. психол. наук. М., 1988. 167 с.

8. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. № 1, 1997. С. 67-76.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

11. Разина Н.В. Психологическое содержание кризиса трех лет: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 180 с.

12. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамка родительского отношения в онтогенезе ребенка. Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68.

13. Уланова Ю.Ю. Возрастно-половые и семейные факторы проявлений кризиса трех лет у детей: дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2017. 235 с.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Гончарова Наталья Андреевна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Фомина Татьяна Федоровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Проблема профессиональных деформаций наиболее остро проявляется в профессиях, субъекты которых не могут быть строго контролируемы обществом, руководством и обладают властью над другими людьми, причем эту власть ограничить весьма проблематично. К такой сфере деятельности относят и профессии правоохранительной системы, где данные проблемы сотрудников дополняются повышенной стрессогенностью, низкой мотивацией, несформированным правосознанием, экстремальными условиями деятельности, повышенной напряженностью. Накапливающиеся отрицательные изменения в деятельности формируют особое психическое состояние субъекта труда, при котором личностные качества подчиняются субъектным обязанностям и детерминируют допуск неконструктивных форм взаимодействия, нарушение нравственных норм поведения, эмоциональную неустойчивость, отрицательные изменения профессионально значимых качеств.

Ключевые слова: профессиональные деформации, эмоциональное выгорание, детерминация деформаций, субъект деятельности, специальные деформации, индивидуальные деформации.

Annotation. The problem of professional deformations is most sharply shown in professions which subjects can't be strictly controlled by society, by the management and possess the power over other people, and to limit this power is also very problematic. Carry to such field of activity also professions of law enforcement officers where these problems are complemented with the raised stressogennost, the low motivation which isn't created by sense of justice, extreme conditions of the activity increased by tension. The collecting negative changes in activity form a special mental condition of the subject of work at which personal qualities submit to subject duties and determine the admission of not constructive forms of interaction, violation of ethical standards of behavior, emotional instability, negative changes of professionally significant qualities.

Keywords: professional deformations, emotional burning out, determination of deformations, subject of activity, special deformations, individual deformations.

Введение. Профессиональные деформации являются психическим феноменом, при котором наблюдаются отрицательные изменения качеств человека, наступающие под влиянием профессиональной деятельности. Проявляется деформация в виде множества негативных стереотипов поведения, которые не подвергаются контролю сознания и мешают эффективности выполнения деятельности. Следует обратить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.