Научная статья на тему 'Влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию у детей к детскому саду'

Влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию у детей к детскому саду Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2159
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УРОВЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ / КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ / НОВООБРАЗОВАНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGIC ADAPTATION / PSYCHOLOGIC SUPPORT / LEVEL OF ADAPTATION / THREE-YEAR-OLD CRISIS / PHENOMENA OF THREE-YEAR-OLD CRISIS / PLAYING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спицына Валерия Вячеславовна, Ковылина Татьяна Николаевна

Анализируются осoбeннoсти кризисa трех лeт и осoбeннoсти психoлoгичeскoй aдaптaции к детскому саду. Выявляется уровень новообразования «гордость за достижения». Определяется значение психoлoгичeскoго сoпрoвoждeния дeтeй и взрослых пo aдaптaции дeтeй к дeтскoмy сaдy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the three-year-old crisis and the features of psychologic adaptation to a kindergarten. The level of the phenomenon “pride in achievements” is determined. The meaning of the psychologic support of children and adults in adaptation of children to a kindergarten is found out.

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию у детей к детскому саду»

известия вгпу

В.В. СПИЦЫНА, Т.н. КОВЫЛИНА (Волгоград)

влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию детей к детскому саду

Анализируются осoбeннoсти кризисa трех лeт и осoбeннoсти nсихoлoгичeскoй aдaп-тaции к детскому саду. Выявляется уровень новообразования «гордость за достижения». Определяется значение психoлoгичeскoго сoпрoвoждeния дeтeй и взрослых ш aдaптa-ции дeтeй к дeтскoмy сaдy.

Ключевые слова: психологическая адаптация, психологическое сопровождение, уровень адаптированности, кризис трех лет, новообразования кризиса трех лет, игровая деятельность.

В последние годы повышение возрастного порога поступления ребенка в дошкольное учреждение с 2,5 до трех лет совпадает с периодом кризиса трех лет. В то время, когда ребенок нуждается в понимании и поддержке, к психической нагрузке кризиса добавляется адаптация к детскому саду. Вследствие этого актуальным является изучение особенностей кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста в период психологической адаптации к детскому саду.

Основные аспекты адаптации в зарубежной психологии исследовали Е. Шмидт-Коль-мер, А. Адлер, Ф. Дольто. Большой вклад в изучение проблем адаптации детей к условиям ДОУ внесен отечественной психологией. Вопросы социальной адаптации рассматривались в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Н.М. Аксариной, С.Н. Теплюк, А.С. Русаковой, А.В. Мудрик, Г.М. Андреевой, Ш.А. Амона-швили, Г.Ф. Кумариной и др., где рассматриваются особенности психологической адаптации детей к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Большинство авторов рассматривают психологическую адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкрет-

ного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду [1].

Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка как устойчивой характеристики личности. Психологическая готовность ребенка к детскому саду -это один из важнейших итогов психического развития при переходе от раннего возраста к дошкольному.

В связи с этим актуальной является целенаправленная организация процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения с учетом особенностей проживания ребенком кризиса трех лет, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в психологической диагностике, психологической консультации, психопрофилактике, психологическом сопровождении участников адаптационного процесса детей и родителей с целью эффективного повышения адаптационных возможностей детей, снятия стрессового состояния, благоприятного влияния на становление личностных новообразований кризиса трех лет.

Противоречие нашего иследования заключается в том, что процесс адаптации к детскому саду сопровождается проживанием ребенком кризиса трех лет и связанными с ним, с одной стороны, устойчивыми отрицательными, врожденными или приобретенными поведенческими проявлениями, с другой стороны, тем, что новообразования данного кризиса могут стать благоприятным, положительным фактором для психоэмоционального развития в период адаптации, т. к. смена социального статуса ребенка дает ему широкий спектр возможностей выстраивания взаимодействия со сверстниками, близкими и социальными взрослыми.

Цель нашего исследования: выявление особенностей влияния кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста в период психологической адаптации к детскому саду.

Внутри ведущей деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования [3]. Д.Б. Элько-нин выделяет два новообразования, оформляющиеся в переходный от раннего к дошкольному возрасту период: возникновение личного

© Спицына В.В., Ковылина Т.Н., 2016

действия и сознания «я сам» [12]. По мнению Л.И. Божович, центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система Я» [2]. Т.В. Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования кризиса трех лет - «гордость за достижение» [4].

В нашем исследовании мы способствовали развитию у детей личностного новообразования «гордость за достижение». Один из факторов его возникновения связан с психологической грамотностью родителей.

С учетом этого фактора, гипотеза исследования состоит в предположениях о том, что:

1) кризис трех лет влияет на психологическую адаптацию детей младшего дошкольного возраста к детскому саду;

2) психологическое сопровождение родителей и детей будет способствовать благоприятному проживанию ребенком кризиса трех лет.

Эмпирическое исследование осуществлялось с группой детей младшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в период с июня по декабрь 2015 г. Все обследованные нами дети поступили в детский сад в июне 2015 г. Таким образом, дети находились в равных условиях, и у нас была возможность проследить характер адаптации детей к детскому учреждению в течение шести месяцев.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

1) диагностика психологической грамотности родителей; диагностика степени адаптации детей; диагностика уровня личностного новообразования «гордость за достижение»;

2) психологическое сопровождение участников адаптации родителей и детей;

3) контрольная диагностика результатов психологического сопровождения.

Диагностика психологической грамотности родителей была проведена еще до поступления детей в детский сад. При встрече родителей и педагогов мы провели анкетирование родителей по методике: «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (анкета «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?») [7] (см. табл. 1 на с. 31).

Анализ результатов исследования психолого-педагогических параметров готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение показал, что, по мнению родителей, почти у всех детей в группе нормальный сон, соответствующий возрасту, неустойчивый ап-

КИЕ НАУКИ -

петит, есть интерес к общению со сверстниками и взрослыми, присутствуют перепады настроения. Эти показатели свидетельствуют о том, что период адаптации к условиям детского сада у большинства детей в группе будет проходить на среднем уровне. Однако, как указали родители, у большей части детей отсутствовал опыт разлуки с близкими, поэтому последний вопрос о том, как ребенок перенесет разлуку, в большинстве остался без ответа.

С целью выявления осведомленности родителей о кризисе трех лет мы предложили им ответить на вопросы анкеты «Что Вы знаете о кризисе трех лет?» [10].

Анкета содержит пять открытых вопросов. Первый вопрос выявляет, что родители знают о «кризисе трех лет» у ребенка. 18% родителей предпочли оставить данный вопрос без ответа. 16% отмечают, что мало знают о «кризисе трех лет» у ребенка. 18% представляют «кризис трех лет» как переходный возраст. Большая часть родителей (48%) сходится во мнении, что при кризисе у ребенка проявляются определенные симптомы.

Следующий вопрос позволяет понять, откуда родители получили информацию о данном кризисе у ребенка. 7% оставили вопрос без ответа, 16% родителей получили информацию о «кризисе трех лет» из литературы. С помощью других лиц (родственников, знакомых, друзей) о кризисе узнали 18% опрошенных. Из личного опыта о кризисе узнали 26% родителей. Наиболее частым оказался ответ «из средств массовой информации», что составляет 33% родителей.

На вопрос «Переживает ли ребенок "кризис трех лет" и почему?» 4% родителей затруднились ответить, 33% отметили, что ребенок не переживает кризиса, большинство (63%) считают, что ребенок действительно переживает «кризис трех лет», и объясняют это рядом изменений в его поведении.

На вопросы «Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка в период кризиса? Связываете ли их с кризисом трех лет?» ответы родителей поделились практически поровну: 52% испытывают трудности в воспитании ребенка в период кризиса и связывают это именно с ним, другие 48% не испытывают трудностей.

Как помочь ребенку в период «кризиса трех лет»? 11% родителей затруднились дать ответ. 26% указали, что важно проводить беседы с ребенком, большинство (63%) считают, что важно в такой период поддерживать его морально.

Диагностика степени адаптации детей проводилась нами при поступлении их в детский сад. Для определения степени адаптации ребенка мы использовали метод А. Остроуховой: исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения [6]. Наблюдая за детьми и внося данные в индивидуальные адаптационные карты, мы сделали вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и продолжительности адаптационного периода.

В данном методе выделяются четыре основных фактора поведенческой адаптации:

• эмоциональное состояние ребенка;

• социальные контакты ребенка;

• послеполуденный сон;

• аппетит ребенка.

По перечисленным параметрам проставлялись баллы по шкале от +3 до -3, баллы по каждому дню суммировались, сверялись с таблицей и определялся уровень адаптации по взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций. Результаты наблюдения представлены в табл. 2.

При анализе полученных результатов было отмечено, что присутствуют различия между мнениями родителей и данными исследования. Это связано с тем, что у 55% родителей один ребенок в семье либо он старший и степень трудности адаптации родителями несколько преувеличена. Также наблюдаются завышенные данные легкой степени адаптации. Так, по параметру «социальные контакты» родители указали, что ребенок вступает в контакты со сверстниками и взрослыми по своей инициативе, ошибочно считая социальными взрослыми близких взрослых и детей, состоящих в родстве.

Для изучения основного личностного новообразования - чувства гордости за собственные достижения - у детей в период кризиса трехлетнего возраста мы использовали диагностическую методику, разработанную Т.В. Гуськовой и М.Г. Елагиной [5].

Проявления личностного новообразования «чувство гордости за собственные достижения» в ходе выполнения заданий определялись по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром:

- принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности;

- настойчивость в выполнении задачи;

- включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности);

- самостоятельность;

- оценка ребенком продуктивности своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым:

- потребность в оценке взрослого;

- отношение к оценке взрослого.

После процедуры проведения и обработки данных мы разделили детей на три группы, соответствующие трем уровням проявления личностного новообразования «чувство гордости за достижения». I группа соответствует низкому уровню (4% детей) и характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров. II группа соответствует среднему уровню (74 %); III группа соответствует высокому уровню (22 %);

результат диагностирования на первом этапе эксперимента представлен далее в табл. 1 (см. с. 31).

При анализе полученных данных было отмечено, что дети достаточно хорошо владеют предметной деятельностью, они принимают задачу, поставленную перед ними, включаются в ее решение, проявляют самостоятельность, целеустремленность, могут оценить продуктивность своей деятельности, стремятся, чтобы взрослый оценил их успех. Однако все вышеперечисленные показатели только формируются в этом возрасте.

Так, дети в основном безразлично реагируют на оценку взрослого, поведение в ответ на положительную или отрицательную оценку существенно не меняется. Активность детей для оценки взрослого примитивна (чтобы получить оценку, ребенок дольше играет с построенной машинкой), дети обращаются взглядом к социальному взрослому за знаками одобрения или порицания их действий, но при отсутствии оценки не настаивают на ней.

Чувство гордости за достижения преимущественно выражено на среднем уровне. Полученные результаты объясняюся тем, что без поддержки взрослого дети не всегда могут самостоятельно выполнить предлагаемые действия и оценить продуктивность своей деятельности.

В результате анализа данных нами была выявлена следующая зависимость. у детей с высоким уровнем проявления личностного новообразования - чувства гордости за свои достижения - адаптация проходила в легкой степени, у детей со средним уровнем - сред-

няя степень адаптации и адаптация в усложненной степени, у детей с низким уровнем наблюдалась дезадаптация.

На основе анализа результатов диагностирующей работы мы считаем целесообразным проведение психологического сопровождения в двух направлениях. Первое направление в большей степени сопряжено с повышением уровня психологической культуры родителей как важного условия успешной адаптации детей к условиям детского сада. Второе направление связано с повышением уровня проявления чувства гордости за свои достижения у детей младшего дошкольного возраста как основного личностного новообразования и конструктивной составляющей кризиса трех лет.

На данном этапе важно, чтобы в условиях детского сада и семьи были установлены общие требования к ребенку, между родителями и педагогами было налажено доверительное общение, с возможностью обсуждения волнующих родителей вопросов. С родителями была проведена психологическая профилактика в форме консультации, родительского собрания, оформления информации на стендах.

У всех родителей появился отклик на предоставленную информацию. Родителей волновали частные вопросы развития ребенка. По всем запросам нами проводились индивидуальные беседы, психологические консультации.

По второму направлению психологического сопровождения, связанному с повышением уровня проявления чувства гордости за свои достижения как основного личностного новообразования и конструктивной составляющей кризиса трех лет, нами была адаптирована и апробирована программа А.С. Роньжи-ной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по созданию комфортного климата для ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада [8]. Выбор развивающей программы обусловлен тем, что при переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит смена ведущей деятельности - от манипуляций с предметами к процессуальной и отобразительной играм, что учитывается авторами программы.

Развивающая программа по повышению чувства гордости за собственные достижения в адаптационный период состоит из цикла игровых встреч. Она сформирована по принципу иерархической лестницы: «ребенок - мама -другие взрослые», «ребенок - взрослые - бли-

кие науки -

жайшее окружение», «ребенок - взрослые -дети».

С помощью игровых встреч решались задачи комплексного развития детей:

- развитие уровня игровой деятельности;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие умения выражать эмоции.

Игровые встречи проводились после прихода детей в детский сад. В тот момент малыши находились в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые встречи проводились с участием родителей. В их присутствии дети с большей готовностью шли на контакт с социальным взрослым, активнее интересовались окружающей обстановкой и игрушками, взаимодействовали со сверстниками, участвовали в совместных подвижных играх. Поддержка близкого взрослого важна при первом опыте пребывания ребенка в детском саду.

В основную часть встреч мы включали игры и упражнения, которые давали детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Встречи завершались спокойными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомлялись и теряли интерес к игровой деятельности. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одну встречу, мы объединяли игровым сюжетом.

Каждая игровая встреча проводилась в 2 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых она состоит, варьировались нами. Игровые упражнения сокращались, чтобы избежать переутомления детей, изменялась последовательность частей в зависимости от настроения детей. Встречи длительностью 15 минут проводились 2 раза в неделю. Игры из цикла встреч проводились ежедневно во время приема детей и сразу после ухода родителей. Каждая игровая встреча повторялась по 5 раз, чтобы у детей было больше возможности запомнить слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети любят повторения, знакомые игры и упражне-

ния воспринимаются ими легче. Они выполняли их с большим интересом и радостью.

мы приглашали родителей из следующих соображений:

- совместные игры создают зону ближайшего развития для ребенка, способствуют обогащению опыта детей, активному и открытому общению с родителями, поощрению близкого взрослого, стимулируют игровую деятельность детей и способствуют возникновению зоны актуального развития в игровой деятельности ребенка на этапе игровых встреч;

- неформальная атмосфера также способствует более активному и открытому общению с родителями.

Нами были разработаны рекомендации по проведению игровых встреч по программе занятий А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» для социальных взрослых:

• социальный взрослый (психолог, воспитатель, инструктор физической культуры) -активный участник игровой деятельности, заряжает детей положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий;

• начинать игры нужно с теми детьми, которые готовы к ней приступить. Вначале часть детей может только наблюдать за происходящим, что является естественным;

• важно, чтобы дети проявляли собственные спонтанные живые и естественные реакции. Оценивая детей, не нужно настаивать на единственно правильном действии или ответе, т. к. в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется;

• в процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей предлагается участвовать в игровой деятельности и в дальнейшем; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.

В процессе развивающей работы мы сохраняли общее положительное отношение ребенка к самому себе. учитывая тот факт, что упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, приводят к неуверенности в себе, гасят любознательность, мы исключали возможность давать отрицательную оценку личности ребенка, если он не смог справиться с заданием. В случае неудачи подбадривали ребенка,

внушали ему уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь делать! Ты молодец! Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу».

мы избегали сравнения неудачи ребенка с успехами других детей, т. к. дети очень ревниво относятся к похвалам взрослых, и подчеркивание неудачи на фоне достижений другого ребенка могло вызвать недобрые чувства к сверстнику. В тех случаях, когда ребенок упрямился, противопоставлял себя окружающим, мы не вступали с ним в споры, помогая ему справиться с самим собой. Там, где это возможно, давали ему право самому выбирать, что и как он будет делать, что оказалось действенным, и дети совершенно серьезно принимали собственное решение.

Работу с детьми мы строили на уважении их замысла, внимательном выслушивании их вопросов, отвечали так, что ребенок чувствовал нашу заинтересованность в его делах. Неприятные процедуры, которые необходимо делать детям (например, умывание и высмаркивание, что любят не все дети), переводили в увлекательную игру. Подробное описание проведения игровых встреч по развивающей программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» представлено в [11].

На этапе проверки эффективности психологического сопровождения с детьми и близкими взрослыми мы исследовали уровень развития чувства гордости за собственные достижения, уровень психологической культуры родителей, уровень процесса адаптации у детей младшего дошкольного возраста с помощью тех же диагностических методик. Сравнительный анализ распределения уровней проявления «чувства гордости за достижение» представлен в табл. 1 (см. с. 31).

Анализ результатов опроса родителей по анкете «Что Вы знаете о кризисе трех лет?» показал, что родители отвечали на все вопросы, исключали возможность оставить вопрос без ответа и не испытывали затруднений при ответах.

Первый вопрос выявил, что родители знают о «кризисе трех лет» у ребенка. 33% представляют «кризис трех лет» как критический возраст, называя основные симптомы его протекания, 67% отмечают, что у детей в этот период формируются новообразования. На вопрос, откуда получили информацию о дан-

педагогические науки

Таблица 1

сравнительный анализ рaспрeдeлeния yрoвнeй прoявлeния чyвствa гoрдoсти зa дoстижeниe, %

Уровень проявления чувства гордости за достижения До психологического сопровождения После психологического сопровождения

Низкий 4 -

Средний 74 48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий 22 52

Таблица 2

сравнительный анализ исследования уровней адаптации детей, %

До психологического сопровождения После психологического сопровождения

Уровень адаптации по анкетам родителей по результатам наблюдения по анкетам родителей по результатам наблюдения

Дезадаптация - 7 - -

Усложненная адаптация 37 30 11 7

Средняя адаптация 29,6 41 33,4 41

Легкая адаптация 33,4 22 55,6 52

ном кризисе у ребенка, 18% родителей ответили, что из литературы. С помощью педагогов детского сада о кризисе узнали 82% опрошенных. Родители указали, что расширили свои знания с помощью средств массовой информации, учитывая наши рекомендации при выборе источников.

На вопрос «Переживает ли ребенок "кризис трех лет" и почему?» 100% опрошенных родителей считают, что действительно ребенок переживает кризис трех лет, и объясняют это рядом изменений в его поведении. На вопрос о том, испытывают ли родители трудности в воспитании ребенка в период кризиса, связывают ли их с кризисом трех лет, 93% ответили, что продолжают испытывать трудности в воспитании ребенка и связывают это именно с кризисом, однако отмечают положительные тенденции. Другие 7% не испытывают трудностей в воспитании ребенка.

Как помочь ребенку в период кризиса трех лет? Большинство родителей (89%) считают, что важно в такой период прислушиваться к мнению ребенка, учитывать его интересы, предоставлять ему больше самостоятельности, поощрять активность. 11% считают, что в детском саду грамотные педагоги найдут правильные подходы к воспитанию детей.

Сравнительный анализ результатов опроса родителей до поступления ребенка в детский сад и после проведенной работы позволил отметить значительное повышение психологической культуры родителей, их осведомлен-

ности по вопросу проживания ребенком кризиса трех лет.

Сравнительный анализ данных, полученных по результатам опроса родителей по анкете К.Л. Печора «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?», и данных исследования уровней адаптации ребенка к детскому саду на контрольном этапе эксперимента представлен в табл. 2.

Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях поведенческих параметров детей младшего дошкольного возраста в процессе целенаправленной работы, в ходе которой у детей отмечены улучшение аппетита, спокойный сон, эмоциональное общение с окружающими, активная игровая деятельность.

В процессе повышения уровня развития личностного новообразования «чувство гордости за собственные достижения» ребенок младшего дошкольного возраста получает возможность для улучшения общего эмоционального фона поведения, проявления активности в познавательной деятельности, инициативы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Способствуя развитию чувства гордости за собственные достижения, можно повысить уровень адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

В данном детском саду не внедряется специальная программа по развитию основного личностного новообразования в период кризиса трех лет - чувства гордости за собственные

ИЗВЕСТИЯ вгпу

достижения. Контрольный этап исследования позволил убедиться в подтверждении гипотезы.

Проведенные исследования и полученные выводы позволяют нам определить направления дальнейшей работы:

- во-первых, необходимость учета одного из важных факторов адаптации - типов дет-ско-родительских отношений;

- во-вторых, влияние гендерных особенностей детей на процесс психологической адаптации к детскому саду;

- в-третьих, необходимость теоретической разработки подготовки кадров дошкольной образовательной организации, готовых психологически сопровождать ребенка;

- в-четвертых, психологическое сопровождение социальных взрослых детского сада, работающих с детьми в период адаптации.

Список литературы

1. Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Наука, 2011. Вып. 3.

2. Божович Л.И. Личность ребенка, и ee формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

3. Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

4. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: дис. ... канд. психол. наук. М.: Ин-т общей педагогической психологии АПН СССР, 1988.

5. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.

6. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. 2008. № 3.

7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2002.

8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению: [пособие]. М. : Книголюб, 2003.

9. Смирнова E. О. Детская психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: ВЛАДОС, 2006.

10. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Волгоград: учитель, 2008.

11. Спицына В. В., Ковылина Т. Н. Особенности психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 11. С. 56-60. URL: М1р://е-копсер! ru/2015/95128.html.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические

труды. М.: Педагогика, 1989.

* * *

1. Adaptacija lichnosti v sovremennom mire: mezhvuz. sb. nauch. tr. Saratov: Nauka, 2011. Vyp. 3.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' rebenka, i ee for-mirovanie v detskom voz-raste. M.: Prosveshhenie, 1968.

3. Vygotskij L.S. Krizis treh let. Voprosy detskoj psihologii. SPb.: Sojuz, 1997.

4. Gys'kova T.V. Psihologicheskij analiz krizisa treh let: dis. ... kand. psihol. nayk. M.: In-t obshhej pedagogicheskoj psihologii APN SSSR, 1988.

5. Gus'kova T. V., Elagina M. G. Lichnostnye novoobrazovanija u detej v period krizisa 3 let // Voprosy psihologii. 1987. № 5.

6. Ostroyhova A. Uspeshnaja adaptacija // Obrych. 2008. № 3.

7. Pechora K.L., Pantjuhina G.V. Deti rannego vozrasta v doshkol'nyh ychrezhdenijah. M.: VLADOS, 2002.

8. Ron'zhina A.S. Zanjatija psihologa s det'mi 2-4 let v period adaptacii k doshkol'nomy ychrezhdeniju: [posobie]. M. : Knigoljub, 2003.

9. Smirnova E. O. Detskaja psihologija: ychebnik dlja styd. vyssh. ped. ycheb. zavedenij, obych. po spec. «Doshkol'naja pedagogika i psihologija». M.: VLADOS, 2006.

10. Sokolovskaja N.V. Adaptacija rebenka k yslovijam detskogo sada: ypravlenie processom, diagnostika, rekomendacii. Volgograd: Uchitel', 2008.

11. Spicyna V. V., Kovylina T. N. Osobennosti psihologicheskoj adaptacii detej mladshego doshkol'nogo vozrasta k detskomu sadu // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2015. T. 11. S. 56-60. URL: http://e-koncept.ru/2015/95128. html.

12. Jel'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trydy. M.: Pedagogika, 1989.

Influence of three-year-old crisis on children's psychologic adaptation to a kindergarten

The article deals with the three-year-old crisis and the features of psychologic adaptation to a kindergarten. The level of the phenomenon "pride in achievements" is determined. The meaning of the psychologic support of children and adults in adaptation of children to a kindergarten is found out.

Key words: psychologic adaptation, psychologic support, level of adaptation, three-year-old crisis, phenomena of three-year-old crisis, playing activity.

(Статья поступила в редакцию 09.09.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.