ТРАДИЦИИ МЕЦЕНАТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Н.В. Астахова
Традиции меценатства в России имеют давнюю историю. Это социокультурное явление было тесно связано с ростом национального сознания, воплотившиеся в меценатской деятельности выдающихся представителей в области образования, науки, искусства. Деятельность меценатов способствовала распространению достижений европейского просвещения во всем его многообразии.
По сути своей меценатство представляет собой вид негосударственной деятельности, направленной на поддержку и стимулирование различного рода творческих инициатив в области искусства, образования и культуры. Его отличительная особенность состоит в том, что обеспечивает бескорыстную помощь, покровительство талантливым личностям или коллективам.
Меценатская деятельность основывается на инициативе, творчестве, гражданском сознании и потому является при определенных обстоятельствах важным элементом культурного развития и нравственного совершенствования общества, одним из путей достижения социального партнерства и снижения социальной напряженности. В известном смысле меценатство можно также рассматривать как способ сохранения, поддержания и приумножения отечественной культуры. Для меценатства характерно, что финансирование при нем происходит в виде частных даров или денежных вложений без непосредственного расчета на
получение взамен прямых или косвенных выгод, т. е. бескорыстно. Меценатство по сути своей есть форма благотворительности в области культуры.
Основой меценатства становится союз творца и покровителя, корни которого связаны с социальным расслоением общества, разделения труда и собственности. Последняя, в свою очередь, стремилась поддерживать тех, кто мог творить, но не имел для этого достаточных средств. Таким образом, в развитии социальных отношений и культуры складывался союз полифункцио-нальных субъектов, который объективно способствовал прогрессу наций, установлению культурных обменов между ними.
Традиции благотворительности и меценатства были издавна распространены на Руси. Великие русские меценаты воспринимали свое материальное благополучие лишь как пролог к богатству духовному. Имея значительный капитал, его обладатель при желании мог перевести средства из материально-производственной сферы в куль-турно-художсствснную, стать соавтором муз и, таким образом, оставить свой след в культуре, истории. Художники создавали отечественное искусство, ученые - науку. Меценаты буквально создавали, растили самих художников и ученых, а их произведения собирали и берегли.
Все начинания русских меценатов и благотворителей в прошедших веках не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДЕТСТВА Л.В. Монастырская
Каждый ребенок - это гражданин, член общества, способный в будущем к активной деятельности. Сегодняшние результаты воспитания, обучения и социализации далеки от желаемых по той причине, что до сих пор эта проблема рассматривалась как узкопрофессиональная. Связать педагогические усилия в общую структуру возможно лишь с позиций единого медико-психоло-го-педагогического и особенно социально-культурологического подходов к воспитательно-образовательную процессу. Если же сегодня «втискивать» воспитание, обучение, развитие и социализацию подрастающего поколения в старые схемы передачи знаний устаревшими методами, надеяться на лучшее будущее бессмысленно.
Жизнь настоятельно требует, чтобы в основу всей педагогической системы было поставлено
формирование духовно развитой личности и ее успешная социализация в обществе, а это возможно только на гуманистической основе, которая является сущностью человеческой культуры.
Осмысление философско-мировоззренческих проблем современных наук о человеческом детстве позволяет рассчитывать на возможность серьезного обновления воспитания, образования, развития и социализации подрастающего поколения на основе культурологического подхода к этим процессам. Именно культурологический аспект определяет их как «вхождение ребенка вместе с педагогом в контекст современной культуры. О-своение, у-своение, при-своение культуры - это слагаемые образовательно-воспитатель-ного процесса, а знания о мире, умение взаимо-