КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ
24.00.00 - Культурология
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОГО МЕЦЕНАТСТВА
Мария Владимировна ФЁДОРОВА,
аспирантка кафедры менеджмента социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: klit@mguki.ru
В статье рассмотрено меценатство как социокультурный феномен, выделены его сущностные особенности. Отмечается, что меценатство есть бескорыстная помощь представителям культуры, коммуникативное соединение творца (объекта) и мецената (субъекта) в творческом процессе. Основополагающими для статьи являются вопросы, связанные с историей меценатства в России. Автор подчёркивает огромную роль этого явления в развитии русской культуры. Особое внимание уделяется рубежу XIX-ХХ веков.
Ключевые слова: меценатство, благотворительность, культура, искусство.
SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON OF RUSSIAN PATRONAGE OF THE ARTS
M. V. Fedorova, doctoral student of Department of management of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture e-mail: klit@mguki.ru
In article patronage as a sociocultural phenomenon is considered, his intrinsic features are marked out. It is noted that patronage is disinterested aid to representatives of culture, communicative connection of the creator (object) and the patron (subject) in creative process. For article the questions connected with patronage history in Russia are fundamental. The author emphasizes a huge role of this phenomenon in development of the Russian culture. The special attention is paid to a turn of the 19-20th centuries.
Key words: patronage, charity, culture, art.
Меценатство представляет собой социокультурный феномен, сущностной чертой которого является бескорыстное покровительство какому-либо делу. Чаще всего это деятельность отдельных личностей, реже социальных групп, посредством которой частные ресурсы, в число которых входят финансовые и материальные средства, а также способности и энергия людей [11], добровольно и безвозмездно направляются на поддержку и поощрение талантливых личностей или творческих групп путём обеспечения им возможностей образования и самовыражения в целях созидания интеллектуальных, культурных, нравственных, этических ценностей общественной значимости. Потому меценатство, как вид благотворительной деятельности, всегда имеет в виду общественно значимые цели [11] и оказывает большое влияние на культурное развитие и нравственное совершенствование общества, помогая выстроить оптимальные взаимоотношения между различными общественными силами.
Возникновение коммуникативного соединения творца (объекта) и мецената (субъекта), готового оказывать ему помощь и поддержку в деле созидания и просвещения, обусловлено социальным расслоением общества, разделением труда и собственности, которая редко в значительных количествах выпадала на долю людей творческих. Последним для реализации своих художественных замыслов и проектов приходилось искать помощи и покровительства у «сильных мира сего».
Явление меценатства зародилось в античной культуре, в Древнем Риме. Своим наименованием оно обязано Меценату, римскому аристократу I века до н.э., сподвижнику императора Октавиана Августа. Согласно сохранившимся сведениям, Меценат был человеком ярким и неординарным, во многом непохожим на других римских аристократов. Будучи очень богатым и родовитым, состоя в многолетних дружеских отношениях с императором, он никогда не стремился к официальной карьере, не занимал высоких государственных должностей, избегал активной политической деятельности. Исследователи отмечают, что «честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды» [9, с. 221]. Меценат страстно увлекался философией, литературой, изобразительным искусством, покровительствовал лучшим представителям интеллектуальной и творческой элиты Древнего Рима. В частности, Меценат очень много сделал для знаменитых поэтов Вергилия, Горация, Секста Проперция. В итоге имя Мецената стало в мировой культуре символом всесторонней поддержки мастеров искусства.
Следует отметить, что определённое покровительство культуре и искусству в целом было достаточно популярно у римских аристократов. Однако Меценат, что кардинально важно, положил начало бескорыстной помощи деятелям культуры. Позднее, в христианскую эпоху, это получило новое воплощение.
Так, собственность и власть, в том числе и для поднятия своего авторитета в глазах общества, стремились поддерживать тех, кто мог творить, но не имел для этого достаточных средств. Прекрасным примером может служить Флоренция ХУ-ХУ1 веков - времени возникновения и процветания сеньории Медичи. Это был сложный переход от владычества олигархов-патрициев, стремившихся в наиболее благоприятный для них политический период прославиться и прославить свой город строительством, искусством и наукой, к утверждению сеньорально-тиранического правления Медичи. Последние, собственно, в пику патрициям, как бы соревнуясь с ними, создали некоторое подобие двора с придворными -учёными, художниками, писателями.
Традиции итальянских властителей получили продолжение при дворах многих европейских монархов. Вспомним в связи с этим французских королей XVI века -Франциска I, Екатерину Медичи, Генриха III. Они не только сделали придворную жизнь максимально изысканной и утончённой, но и немало содействовали просвещению и развитию культуры. Например, Франциск I учредил в Париже Коллеж-Руайаль и Коллегиум трёх языков, преобразованный потом в Коллеж де Франс. Эти учебные заведения, основанные по совету гуманиста Гийома Бюде, были для своего времени очень передовыми, уровень преподавания гуманитарных дисциплин в них был выше университетского.
Вспомним также немецкого короля Фридриха II, энтузиаста искусства, собравшего при своём дворе лучших представителей творческой и гуманитарной интеллигенции.
Этим традициям активно следовала и русская императрица Екатерина II. Она, что примечательно, поддерживала не только своих талантливых подданных, но и чтимых ею французских просветителей.
Следует отметить, что пример просвещённой императрицы отнюдь не является единичным для русской истории. Несмотря на то, что слово «меценат» отсутствует в «Толковом словаре» В. И. Даля, явление меценатства издревле стало органичной частью русской культуры, духовной жизни России. Здесь, несомненно, очень большую роль сыграли православные традиции.
Меценатство и благотворительность очень ярко представлены в русской истории. А. А. Аронов объективно отмечает, что «есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющее значимость и актуальность не только для России, но и для других стран, для "старых" демократий и цивилизаций» [2, с. 3].
Практически все исследователи приходят к той мысли, что главным источником меценатского движения в России являлись внутренние побуждения жертвователей, остро осознающих личную ответственность перед обществом, приоритет общественного блага над личным, духовного над материальным.
Истинные русские меценаты воспринимали своё материальное благополучие как пролог к богатству духовному, к свободе самовыражения, которая виделась им в меценатской деятельности. Имея значительный капитал, его обладатель мог жертвенно перевести средства из материально-производственной сферы в культурно-художественную и тем самым самореализоваться, оставив свой след в культуре и истории страны. Художники, пишет С. Новикова, создавали отечественное искусство, учёные - науку. Меценаты же, бескорыстно вкладывая средства и в то, и в другое, «буквально растили самих художников и учёных, а их произведения собирали и берегли» [6, с. 26]. Исследовательница отечественного меценатства полагает, что именно в России меценатство реализовалось в полной мере. «Ведь деяния российских меценатов - это не набор единичных случаев, это не выдающийся фактор истории, это... явление. И явление для России обычное, естественное. Его социальное представительство не исключало ни одного слоя, тем более - класса» [6, с. 27].
Обращаясь к истории русской культуры, можно заметить, что меценатской деятельностью занимались не только люди богатые. Выделим в связи с этим историка и археолога И. Е. Забелина, который, не имея других доходов, кроме скромного
жалования, на свои средства создал уникальную библиотеку старопечатных книг. Вспомним также филолога и искусствоведа И. В. Цветаева, создателя и первого директора (1911-1913) Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете (ныне - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Профессор Цветаев, сын бедного сельского священника, вложил в своё детище немало личных средств.
Высшего расцвета меценатство в России достигло на рубеже XIX-XX веков. К тому времени сформировались династии меценатов из среды русских промышленников: Шелапутины, Рахмановы, Пуговкины, Бутиковы, Кузнецовы, Рябушин-ские и другие. Вновь процитируем С. Новикову: «Меценатство, рождённое с глубокой древности, по монастырям да по усадьбам, в руках деловых российских людей... получило солидную материальную базу, а значит и новый - большой -размах» [6, с. 28]. Принципиально важно, что знаменитые русские меценаты практически никогда не проявляли интерес к сферам, перспективным в плане извлечения прибыли. Как объективно отмечает А. А. Аронов, приоритетным для них было «духовное просвещение и духовное обогащение как самих меценатов, так и русского общества в целом» [2, с. 44].
Не стремясь к материальной выгоде, русские меценаты не менее равнодушны были и к славе. Они проявляли себя как подлинные энтузиасты и подвижники. Ныне широко известно, что С. Т. Морозов согласился помогать основателям Художественного театра лишь при условии, что его имя не будет фигурировать в газетах [3, с. 77]. Вспомним также в связи с этим фрагмент из письма П. М. Третьякова к дочери, в котором основатель Третьяковской галереи пишет следующее: «Моя идея - чтобы нажитое от общества вернулось бы так же к обществу (народу) в каких-либо полезных убеждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь» [4, с. 236].
Подчеркнём, что меценатская деятельность в России - это, прежде всего, бескорыстное служение людям, обществу и государству. Это, как отмечалось ранее, во многом основывалось на православных духовных традициях. Обратимся к мыслям из неоднократно выделяемой в настоящей статье работы С. Новиковой: «В прошлом каждый город, каждый уезд знал своего "глубокоуважаемого" прежде всего по построенным на его средства больницам и школам, приютам и богадельням. И только потом его славили за театр и библиотеку, галерею или музей» [6, с. 28].
В приведённом выше отрывке говорится о явлении благотворительности. Благотворительность, как неотъемлемая часть православного мировоззрения, много шире, нежели поддержка культуры. В западноевропейской традиции меценатство ассоциируется прежде всего с последним. Кардинально важно, что и эта составляющая меценатской деятельности сложилась в России под влиянием общих принципов благотворительности и традиционных особенностей национальной культуры.
Литература
1. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства.- Москва : МГУК, 1995.- 153 с.
2. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 1 (63).- С. 38-45.
3. Бахревский В. Савва Мамонтов // Наш современник.- 1996.- № 6.- С. 68-116.
4. Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве/ [вступ. статья В. Кеменова].- Москва : Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 1951.- 311 с.
5. Неженец Н. И. Концепты русского национального характера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 4 (66).- С. 10-14.
6. Новикова С. Из истории отечественного меценатства // Посев.- 1992.- № 2.-С.21-30.
7. Тихонова В. А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 2 (58).- С. 52-57.
8. Флиер А. Я. Некоторые закономерности исторического социокультурного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 4 (66).- С. 30-34.
9. Энциклопедический словарь. Т. XIX.- Санкт-Петербург : Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1896.- 950 с.
10. Ярошенко Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 4 (60).-С. 70-78.
11. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина.- Москва : Гар-дарики, 2004.- 1072 с.- (Enciclopaedia).