НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЦЕНАТСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТА
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ О.Н. Синицына
Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Г.В. Алексеев
Сохранение и развитие отечественной культуры и искусства, вопросы науки и образования были и остаются приоритетными направлениями государственной политики, реализации которых в настоящее время препятствуют отсутствие должного правового регулирования, механизма обеспечения и недостаточное финансирование (финансирование по остаточному принципу). Попытки решения этих проблем осуществляются на различных уровнях, в том числе общественными организациями, сообществами граждан, частными предпринимателями и меценатами.
Во всем мире объекты, составляющие национальное культурное достояние, направления культурной деятельности и осуществляющие ее люди находятся под защитой государства. Однако из мировой практики известно, что для сохранения и развития культурного достояния одной государственной поддержки еще недостаточно. Во многих странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки культурного достояния. В России этот институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих эту деятельность - меценатами. В настоящее время для России негосударственная поддержка культуры и искусства является особо актуальной. «Для того чтобы процветало искусство, - писал К.С. Станиславский, -нужны не только художники, но и меценаты».
«Советский энциклопедический словарь» [М., 1980, с. 809] напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля [изд. 2, 1881] слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие - «благотворительность».
Литературная Энциклопедия [т. 7, 1934] определяет меценатство как характерную для эпох господства дворянства и буржуазии материальную поддержку деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т.п.), осуществляемую в порядке личной инициативы отдельными представителями господствующего класса и имеющую своей конечной целью максимальное подчинение деятельности поэта или художника своим интересам, а через это - интересам своего класса.
Понятие «меценат», «меценатская деятельность» в нормативных актах Российской Федерации не содержится, хотя терминология «меценатство», «безвозмездная помощь» в указанных сферах имеет место.
В настоящее время законодательная база, регулирующая сферу негосударственных форм поддержки отрасли, в том числе благотворительности, спонсорства и меценатства состоит из таких законов, как:
• «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1;
• «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ;
• «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
Региональное законодательство в установленной сфере представлено законами субъектов Российской Федерации, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов и модельного закона СНГ «О меценатстве и благотворительной деятельности» от 06.12.1997 № 10-8. Законы о благотворительной деятельности приняты в
26 регионах страны, а закон «О меценатах и меценатской деятельности» принят только Республикой Саха (Якутия).
Российское законодательство, регулирующее формы негосударственной поддержки развития культуры, искусства, науки и образования, характеризуется, с одной стороны, нормативно-правовыми актами разного уровня и отсутствием согласованности данных актов между собой, а с другой - несоответствием содержащихся в них норм реальным потребностям участников правоотношений. Ситуация осложняется тем, что и в мировой практике данная сфера регулирования возникла сравнительно недавно и многие проблемы не решены до настоящего времени.
Для примера рассмотрим некоторые формы материального поощрения, применяемые зарубежными странами:
• в Великобритании нет ограничений на размер благотворительной льготы - компании могут направить до 100% дохода на благотворительные взносы, не платя с этих сумм налог на доходы;
• в США размер благотворительной льготы - до 10% дохода компании; по пожертвованиям в денежной форме можно получить налоговый вычет в пределах 50% годового дохода, по пожертвованиям не в денежной форме - 20-30%;
• в Великобритании при пожертвовании в денежной форме налогоплательщик может получить возврат из бюджета разницы между базовой и максимальной ставкой подоходного налога, исчисленной на сумму пожертвования; при пожертвовании не в денежной форме облагаемый доход уменьшается на рыночную стоимость таких пожертвований [4, с. 63].
В ныне действующем Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» существует ряд определенных проблем, а именно:
• понятие налоговой льготы имеет достаточно условный характер, так как меценат уже внес личные средства в решение задач государственной важности;
• отсутствуют моральные стимулы для меценатов;
• нет социальных стимулов развития меценатской деятельности;
• не затронут вопрос о разделении полномочий, что особенно актуально в свете задач административной реформы и т. д.
Таким образом, стратегические цели развития российского общества и необходимость системного подхода к правовому регулированию культурной деятельности, недостаточность бюджетного финансирования, а также имеющиеся пробелы в действующем отраслевом законодательстве вызывают необходимость разработки и принятия специального Федерального закона [5].
Представители НП «Северо-Западная ассоциация реставраторов» официально вошли в рабочую группы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части регламентации меценатской деятельности). Задачами законопроекта являются установление основ правового регулирования меценатской деятельности как разновидности благотворительной деятельности, определение форм поддержки органами федеральной государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; стимулирование применения негосударственных средств поддержки в сферах искусства, науки, культуры, образования и просвещения.
В целях развития меценатской деятельности и ее поощрения со стороны государства, включая установление льгот по налогообложению требуется законодательное закрепление этого института путем внесения изменений и дополнений в Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и в «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
Введение понятия «меценатства» как бескорыстной, безвозмездной помощи граждан, организаций, в том числе иностранных, выполнение работ или оказание услуг в сфере культуры, образования и науки в Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает возможность подробно (детально) регламентировать данное направление деятельности, отразить ее специфику.
Принимая важность благотворительности (меценатство) именно в области искусства, науки, культуры, образования, просвещения, необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а именно: дополнительные формы государственной поддержки благотворительности в указанных отраслях - установление и присуждение почетных званий и наград для благотворителей, установление порядка увековечивания имени мецената в связи с его меценатской деятельностью.
Настоящий проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» призван защитить интересы тех лиц и организации, которые в действительности хотят послужить своим участием в становлении отечественной культуры, образования и науки. По существу, речь идет о том, что человек или организация (меценат), отдающие свои средства в поддержку культурного строительства, развития, образования и науки, уже помогают государству, тем самым выполняя функции реализации государственной политики в указанных отраслях. Проявив гражданскую инициативу, вложив собственные средства, выполнив необходимые работы или оказав услуги, меценат не должен нести дополнительные расходы в виде налога. Система, в которой вложенные и тем более получаемые благотворительные и меценатские средства облагаются налогом, представляется необоснованной. В связи с этим предлагаем внести изменения в «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
Также одной из существенных проблем является проблема неэффективного и нецелевого использования меценатских средств. Для решения этой проблемы Ассоциация предлагает создать специальную комиссию по меценатской деятельности и закрепить за ней функции по определению получателя меценатской поддержки, определению приоритетных социальных сфер для оказания меценатской поддержки в рамках осуществления социальной политики, координации деятельности меценатов, регистрации договора между меценатом и получателем меценатской поддержки, контролю за надлежащим исполнением договорных обязательств между меценатами и получателями меценатской поддержки, защите законных прав и интересов меценатов и получателей меценатской поддержки и др. [11].
Настоящий закон, выделяя меценатскую деятельность как разновидность благотворительной деятельности, выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. В области социальных отношений его введение в действие позволит в большей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различных сферах жизнедеятельности общества. В политической сфере законопроект служит цели реализации основных направлений государственной политики, в том числе обеспечению развития культуры, образования и науки.
Проект Федерального закона призван обеспечить расширение круга благотворителей и меценатов, практическую эффективность и социальную масштабность их патриотической деятельности по продолжению и развитию славных традиций российской благотворительности и меценатства.
Литература
1. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995.
2. Бирн Дж. Новый облик благотворительности. // Энергия: экономика, техника, экология. 2004. №7.
3. Звягина Е. Философия подаяния. Традиции русской благотворительности. // Наука и жизнь. 2002. №7.
4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб: Лань, 2001.
5. Материалы парламентских слушаний Совета Федерации «О меценатстве и других формах экономической поддержки культуры и искусства» от 23 декабря 1999 года.
6. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1.
7. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ.
8. «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
9. «О меценатстве и благотворительной деятельности» от 06.12.1997 № 10-8.
10. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
11. Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части регламентации меценатской деятельности), разработанный НП «Северо-Западная Ассоциация Реставраторов».