Научная статья на тему 'Меценатство как часть благотворительной сферы и феномен культуры XIX века'

Меценатство как часть благотворительной сферы и феномен культуры XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2735
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МЕЦЕНАТСТВО / МЕЦЕНАТ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / XIX ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазанова Юлия Ринатовна

В данной статье проанализировано понятие меценатства, определены его функции и проведен обзор культурно-исторической обстановки Российской Империи в XIX в. с целью выявления характерных черт меценатства как феномена культуры. Кроме того, обозначена периодизация благотворительности и меценатства, выявлены предпосылки развития меценатства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меценатство как часть благотворительной сферы и феномен культуры XIX века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЦЕНАТСТВО КАК ЧАСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА Мазанова Ю.Р.

Мазанова Юлия Ринатовна - магистрант, кафедра истории России, историографии и источниковедения, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в данной статье проанализировано понятие меценатства, определены его функции и проведен обзор культурно-исторической обстановки Российской Империи в XIX в. с целью выявления характерных черт меценатства как феномена культуры. Кроме того, обозначена периодизация благотворительности и меценатства, выявлены предпосылки развития меценатства. Ключевые слова: меценатство, меценат, благотворительность, XIX век.

С давних времен на Руси были распространены среди народа традиции милосердия, сострадания и жертвенности. С приходом Христианства эти традиции только укрепились и стали национальной идеей. Меценатство выросло из благотворительности - социально полезного действия, направленного на материальную помощь нуждающимся, в первую очередь на удовлетворение первичных потребностей человека и поддержание его жизнеспособности в обществе, т.е. благотворительность занималась открытием приютов, больниц, общественных столовых, школ, училищ, и редко финансировало конкретную личность. Меценатство, как самостоятельное направление, выросло из благотворительности и выполняло миссию просвещения, сохранения духовного наследия и развития культурного потенциала страны.

Изначально слово меценат было именем собственным. Принадлежало оно римскому аристократу Гаю Цильнию Меценату, который положил начало бескорыстной помощи деятелям культуры. Покровительство искусств было распространенным явлением в античном мире, однако Меценат, чье имя живет уже два тысячелетия, как нарицательное, отличался от других знатных людей именно уникальными личностными качествами [13, с. 103]. Многие авторы в своих работах делают акцент на черты характера Мецената, путем анализа исторических источников, приходят к выводу, что именно благодаря своей личности, он стал знаковой фигурой в поддержке мастеров искусства. Особенно ученые выделяют такие качества как: щедрость, скромность, отсутствие честолюбия и личных интересов при государственном служении, свобода мышления, мудрость, эрудированность [11, 13, 3, 7]. Меценат любил литературу и покровительствовал известным поэтам Виргинию, Горацию, Сексту Проперцию [11]. С тех пор имя одного человека стало обозначать целое явление общественной жизни, нацеленное на процветание культуры, искусства и науки.

Большинство отечественных исследователей феномена меценатства дают схожее определение этой дефиниции. Обобщая данные из работ Быкасовой Л.В., Воробьевой О.Б., Демяхиной Е.В. понятием меценатства можно считать социально культурную активность, связанную с материальной протекцией научной и культурой сферы общества. Целью меценатства является поддержание таланта и идеи, которые могли выражаться как в определенном человеке, так и некой группе людей или в конкретном культурном учреждении - музее, театре, библиотеке и т.п. М.В. Федорова пишет, что меценатство способствует культурному и нравственному совершенствованию общества [2, 3, 6, 14].

Изучая меценатство, Свердлова А. Л. в своей работе уделяет внимание функциям этого явления.

Коммуникативная функция, по мнению автора, заключается в том, что меценаты выступают проводниками между производителями культурных ценностей и потребителями, организуя взаимодействие между элитарной культурой и массовой культурой. Посредством сохранения произведений искусства зарубежных авторов меценаты выполняли кросс культурную коммуникацию между разными народами [10]. В дополнение Федорова М.В. указывает на особую связь между творцом (объектом) и меценатом (субъектом), в которой оба участника нуждались в друг друге [15]. В силу социального расслоения общества, творцу была необходима материальная поддержка своего творчества. Меценат, как уникальная личность, оказывал поддержку в совокупности множества объективных и субъективных причин.

Аксиологическая функция или «функция формирования социального сознания», по мнению Свердловой А. Л. оформилась благодаря созданным меценатами культурным учреждениям, которые через духовное просвещение устанавливали ценностные ориентиры российского общества; оказали влияние на социально -культурный облик россиян; создавали новые идеалы общества [10].

Культурное наследие, благодаря меценатам, сохранилось по сегодняшний день и представляет большую ценность для общества. Поприще деятельности меценатов: театры, музеи, библиотеки до сих пор приобщают население к духовным традициям прошлого и настоящего и несут свою историю сквозь века. Это и является функцией социальной памяти меценатства [10].

Так как меценатство выросло из благотворительной сферы, и зачастую рассматривается как ее часть, есть смысл изучить этапы развития этой более обширной деятельности, откуда впоследствии меценатство обрело самостоятельное движение. Периодизацию традиции благотворительности описывает в своем исследовании Демяхина Е.В. Первый этап до IX века «догосударственный» являет собой простейшие формы милосердия в виде милостыней, помощи сиротам, странникам, старикам. Второй этап занимает значительный отрезок времени IX -конец XVII века и характеризуется как «княжеско -церковный» - появляются государственные объекты призрения: богадельни, приюты, воспитательных домов. Третий этап «государственный» относится к XVIII - первой половине XIX считается пересмотром социальной политики - зарождаются государственные благотворительный общества и первые частные формы благотворительности и в том числе меценатства. На четвертом этапе 1861 - 1917 гг. случается небывалый подъем русской культуры. По многим обстоятельствам, которые будут рассмотрены далее, происходит расцвет меценатства и возникает огромное количеств благотворительных обществ, поддерживаемых за счет частных средств [5, с. 52].

С этой части исследования далее можно использовать периодизацию конкретно феномена меценатства отечественного культуролога Федоровой М.В. Исходя из ее работ [14, 15] меценатство в России появляется тогда, когда поддержание культуры становится не только делом государства и церкви, но и частных лиц. Автор выделяет два значительных периода развития меценатства. Первый относится ко второй половине XVIII- первой половине XIX вв. и считается временем дворянского покровительства просвещению. Именно в этот период меценатство начинает выделяться в самостоятельную область и выражается в основном в дворянском просветительстве, коллекционировании и пожертвованиях. Известными именами становятся в благотворительной и меценатской сфере становятся: Шуваловы, Строгановы, Шереметьевы и др. Второй период начинается с половины XIX века и заканчивается Октябрьской революцией. В это время происходят значительные перемены в российском обществе, предопределившие высокие темпы развития филантропии. Меценатская деятельность получает широкий размах не только в дворянской среде, но и в буржуазной: появляются ценители прекрасного среди купцов и промышленников [15]. Ряд авторов называют его «золотым веком», потому что в это время у всех слоев населения наблюдается небывалая тяга к «прекрасному»;

41

возникают новые направления в художественной сфере; активно развивается наука и литература. Главное, что начинания творческой прослойки общества, имели материальную поддержку крупных предпринимателей, тем самым культивировалось развитие и распространение культурных идей и ценностей. Заявившие о себе тот период меценаты стали важными фигурами в русской истории: К.Т. Солдатенков, С.И. Мамонтов, братья Третьяковы, династия Морозовых, династия Рябушинских и многие др. [1, 4, 12].

Как отмечает А. Л. Свердлова, благоприятное развитие меценатства «золотого века» определилось объективными и субъективными предпосылками. Объективными предпосылками стали экономические, политические, культурные, социальные и религиозные изменения в образе жизни общества России [10].

К экономическим предпосылкам относится проведение экономических реформ, способствующие активному развитию предпринимательских начал в обществе. Преумножался капитал буржуазии, благодаря которому впоследствии осуществлялась благотворительная деятельность.

К политическим предпосылкам можно отнести некоторое ослабление цензуры во время правления Александра II, относящееся к литературному и художественному творчеству. Со стороны государства также были предприняты меры по стимулированию меценатства и благотворительности в обществе в виде наград, чинов, особого налогообложения.

Социальные предпосылки вытекают из указа об отмене крепостного права, уничтожившего слой крепостных крестьян, таким образом, обеспечив приток людей в предпринимательскую деятельность. Медведева Н.В. и Шиманская И.Ю. в своей статье отмечают значимость земской реформы в формировании социально-правового государства и указывают большие заслуги земств в попечительской деятельности [8, с. 78]. Также, в этот период происходит переход с домашнего обучения на университетское, и множество людей получают доступ к образованию. Вследствие развивается эстетический взгляд на вещи и формируется новое отношение к культурной сфере.

Культурные предпосылки сформировались на макро- и микроуровнях. К макроуровню относится общий подъем культуры во второй половине XIX века; возникновение новых направлений во всех областях культуры. На микроуровне происходит влияние культурных ценностей на личности меценатов и их близость к народной культуре, к традициям, обычаям своих предков.

Духовная сфера всегда занимала важное место в жизни русского человека. К религиозным предпосылкам можно отнести тот фактор, что многие купцы происходили из старообрядческой общины. Как и христианские каноны, так и старообрядческие устои сыграли значимую роль в деятельности меценатов, сформировали их сознание и мышление, научили сохранять духовное наследие.

Субъективными предпосылками широкого распространения меценатства являются личные черты характера российских меценатов. Фигура мецената - это уникальный набор личных качеств, благодаря которым произошло осознанный выбор служения культуре, искусству, науке и обществу в целом. Люди, посвятившие себя меценатству, острее других чувствовали творческий потенциал русского общества и прилагали все усилия, чтобы этот потенциал развивался дальше [10].

Стоит отметить, что меценаты также занимались благотворительностью в социальной сфере, т.к. в стране находилось большое число нищих, и нельзя было дать духовную пищу людям, не имеющим пищи и крова в прямом смысле слова.

Таким образом, исходя из совокупности объективных и субъективных причин, явление меценатства с середины XIX века ускорено распространялось. В основном меценатской деятельностью занимались следующие социальные слои: дворянство, буржуазия. Отдельно Н.В. Медведева, И.Ю. Шиманская выделяют земское меценатство, которое появилось после создания земств в 1864 году [8, с. 80]. Купцы и

42

промышленники активно проявили себя в XIX веке вследствие приведенных в жизнь государством реформ, которые позволили купцам и промышленникам значительно улучшить свое материальное положение. Большинство исследований посвящено именно изучению меценатства среди предпринимателей как самому распространенному во второй половине XIX века. Ученые по-разному объясняют причины повышенного уровня альтруизма у купцов и промышленников того времени. Свердлова А.Л., Павлова Н.П., Щитова Н.Г. видели практическую подоплеку в филантропии предпринимателей. Владельцу крупного промышленного или торгового предприятия было необходимо иметь высококвалифицированный персонал, способный разобраться в новейшем оборудовании, освоить новые технологии или разработать их. Поэтому отсюда вытекает финансирование меценатами профессионального образования: училищ, институтов, университетов [10, 9, 16]. Следующая причина религиозного характера. Ляхова Ж. А. пишет, что алчность, являясь одно из смертных грехов, побуждала глубоко религиозных купцов искупать благотворительностью грех своего богатства. Также автором указываются другие причины: с помощью заслуг в области культуры, чинов и наград выйти за пределы замкнутости своего сословия, получить всеобщее признание; государственное законодательство обеспечивало меценатов разными поощрениями за их заслуги. Последняя причина, но не последняя по значимости - это личные высоконравственные качества меценатов, которые выражались в виде бескорыстного жертвования на благо культуры [7, с. 272].

Подводя итоги можно сказать, что рассмотрев научные теоретические труды, удалось наметить первоначальные черты феномена меценатства: определены дефиниции «меценатство» и «золотой век»; на основании изучения зарождения меценатства, его периодизации и предпосылок развития в России в XIX в. становится понятно, что меценатство внесло значительный вклад в русское наследие культуры; также выявленные функции меценатской деятельности показывают что, эта традиция способствует просвещению общества и формированию духовно ценностного сознания у населения. Определено, что ведущую роль в развитии культуры и искусства того периода получили крупные промышленники и купцы.

Список литературы

1. Астахова Н.В. Традиции меценатства в отечественной культуре / Н.В. Астахова // Вестник ТГУ, 2011. № 3. С. 134.

2. Быкасова Л.В. Репрезентация благотворительной деятельности в пространстве отечественных исследований / Л.В. Быкасова // Вестник СибГИУ, 2012. № 2. С. 61-65.

3. Воробьева О.Б. Культурно-исторический анализ русской благотворительности XXV веков / О.Б. Воробьева // Наука и образование, 2014. № 1. С. 382-383.

4. Воробьева О.Б. Периодизация процесса формирования меценатства в истории русской культуры / О.Б. Воробьева // Уральский научный вестник, 2017. № 3. С. 13-15.

5. Демяхина Е.В. Генезис традиций благотворительности в России / Е.В. Демяхина // Вестник ТИУиЭ, 2016. № 2 (24). С. 52-57.

6. Дмитриенко Н.М. Благотворительность и пожертвования в музейном деле Сибири в XIX - начале XX в. / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк // Вестн. Том. гос. ун-та, 2017. № 28. С. 126-139

7. Ляхова Ж.А. Благотворительность и меценатство российских предпринимателей: история и современность / Ж.А. Ляхова // Вестник МИЭП, 2015. № 10. С. 271-274.

8. Медведева Н.В. Практика общественного участия в развитии социокультурной сферы: отечественный опыт / Н.В. Медведева, И.Ю. Шиманская // Вестник ПАГС, 2016. № 3 (54). С. 76-83.

9. Павлова Н.П. Альтруизм меценатов в общественной жизни России конца XIX -начала XX вв / Н.П. Павлова // Историко-педагогический журнал, 2015. № 1. С. 130-139.

10. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление / А.Л. Свердлова // Социологические исследования, 1999. № 7. С. 134-137.

11. Соколов А.Н. История зарождения меценатства и благотворительности в России как важнейшего социально значимого явления / А.Н. Соколов // Архивы и история российской государственности: сб. тр. Науч.-практич. Конф., 2015. С. 185-197.

12. Тимофеева Ю.В. Благотворительность в библиотечном строительстве в западной Сибири (конец XIX - началоXX вв) / Ю.Ф. Тимофеева // Гуманитарные науки в Сибири, 2014. № 4. С. 103-106.

13. Фёдорова М.В. История развития и особенности русского меценатства / М.В. Фёдорова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2016. № 4 (23). С. 103-109.

14. Фёдорова М.В. Социокультурный феномен русского меценатства / М.В. Фёдорова // Культура и образование, 2016. № 2 (21). С. 5-9.

15. Филатова Т.В. Меценатство в современном предпринимательстве / Т.В. Филатова // Общество и право, 2005. № 1 (7). С. 213-215.

16. Щитова Н.ЛБлаготворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа / Н.Г. Щитова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2012. № 2 (46). С. 216-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.