Научная статья на тему 'Репрезентация благотворительной деятельности в пространстве отечественных исследований'

Репрезентация благотворительной деятельности в пространстве отечественных исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
827
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быкасова Лариса Валентиновна

Представлен историко-культурный обзор трудов ученых дореволюционного, советского и современного периодов, изучавших феномен благотворительной деятельности в России. Анализируется историческая и социально-экономическая сущность и роль филантропии в общественно-культурной жизни России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентация благотворительной деятельности в пространстве отечественных исследований»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 364.054:008

Л.В. Быкасова

Сибирский государственный индустриальный университет

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование теоретических конструктов благотворительной деятельности представляет общенаучную и практическую значимость. Это связано с тем, что за последнее 20-летие благотворительная деятельность в России стала рассматриваться одним из социо-культурных феноменов, способствующим реализации задачи духовного возрождения и росту национального самосознания. При рассмотрении благотворительной деятельности как исторического явления в культуре будет оправданным обращение к трудам ученых дореволюционного, советского и современного периодов, изучавших феномен филантропии в России.

Теоретическое исследование истории благотворительности в России началось гораздо позже практической деятельности. Одной из первых публикаций по данной проблеме считается работа А. Стога «Об общественном призрении», опубликованная в 1818 г., в которой автор предпринял попытку показать эволюцию государственной поддержки нуждающихся. До середины XIX века эта работа являлась единственным исследованием, посвященным данному вопросу.

На рубеже XIX - начала XX века появляются работы, посвященные исторической реконструкции благотворительной деятельности. Так, вопросы частной и общественной благотворительности нашли отражение в историкостатистических очерках о филантропии и общественном призрении в России ученого Е.Д. Максимова.

Известный русский историк В.О. Ключевский, исследуя методологию социального призрения в работе «Добрые люди Древней Руси», сформулировал важнейший вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья.

Значительным трудом можно назвать монографию Н.О. Лосского «Условия абсолютного добра», в которой приводится мысль о том, что многие поступки, в том числе благотворитель-

ные деяния, совершаются человеком, по-видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды.

Теоретический анализ феномена благотворительности как социо-культурного явления был предпринят отечественным дореволюционным исследователем П.И. Георгиевским. В работе «Призрение бедных и благотворительность» он рассматривает вопросы оказания помощи неимущим в различные исторические эпохи на примере европейских государств и России.

Изучение благотворительной деятельности проводили не только светские ученые, но также и исследователи церковной филантропии. Исследование церковного призрения осуществил С.Г. Рункевич («Приходская благотворительность в Петербурге»). Генезис и развитие благотворительности изучали В.М. Бензин («Приходская благотворительность на Руси после 1864 года»), А.Н. Кудрявцев («Исторический очерк христианской благотворительности»). Они выводили истоки феномена благотворительной деятельности из опыта раннехристианских общин.

Феномен дореволюционной отечественной благотворительности не исследовался в советский период, так как противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. Толковые словари и энциклопедии, если и упоминали такое явление, как благотворительность, то давали ей негативную оценку, либо рассматривали филантропию как «пережиток старого общества». В подтверждение приведем следующее определение благотворительности: «Благотворительность - это одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы» .

Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. - М.: Мир, 1951. - С. 419.

Подобным образом велось изучение системы взглядов буржуазных идеологов о природе и сущности филантропии. Особо следует отметить работу С.В. Воронина «Теория филантропии», опубликованную в 1981 г., в которой автор, ограниченный идеологическими установками КПСС, не смог представить в полной мере объективную картину исследований благотворительности.

В России советского периода не существовало интереса к изучению благотворительной деятельности как своего времени, так и предшествующих исторических периодов. Освещение вопросов филантропии в значительной степени зависело от идеологических и политических установок в стране.

Из-за негативного отношения к благотворительности, которое культивировалось в советском обществе на протяжении многих лет, не упоминается о роли меценатов в создании музеев России в статье А.М. Разгона «Предварительный музейный съезд», посвященной итогам развития музейного дела в России к началу XX века.

Исследование дореволюционного опыта российской благотворительной деятельности начинается в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Значительным вкладом в изучение истории дореволюционной благотворительности стала монография А.Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России», изданная в 1989 г., в которой проблема благотворительной деятельности раскрывалась на примере жизни и деятельности выдающихся русских меценатов К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, Саввы Морозова и Саввы Мамонтова.

Большое значение для понимания опыта дореволюционной благотворительности имеет работа П.А. Бурышкина «Москва купеческая», разрушавшая укоренившийся в общественном сознании образ купца - предпринимателя из «темного царства». В ней определены ценностно-поведенческие стереотипы московской буржуазии, среди которых П.А. Бурышкин выделяет благотворительность как «значительное общественное явление».

Заслуживает внимания публикация Я.Н. Щапова «Благотворительность в дореволюционной России». В ней автор впервые высказал мнение о необходимости многоаспектного изучения истории благотворительности, которая может быть не только интересна, но и практически полезна в наше время, когда создаются новые формы социальной и духовной помощи нуждающимся.

Исследование значительного материала о культурно-исторических предпосылках и тра-

дициях развития благотворительности в России содержится в книге «Теория и методика социальной работы», написанной коллективом авторов под редакцией В.И. Жукова. В работе дан анализ исторических документов Древней Руси и рассмотрены основные вехи становления и развития благотворительной деятельности. Отмечены основные традиции благотворительных обществ и их проявление в современных условиях.

Вопросам изучения мотивов и вклада династий русских благотворителей в развитие отечественной культуры посвящена работа А.А. Аронова «Золотой век русского меценатства». В ней автор характеризует «золотой век» меценатства в России, подчеркивая то обстоятельство, что пожертвования меценатов нередко были основным источником развития целых отраслей народного хозяйства, например здравоохранения.

Большое значение для понимания роли российских предпринимателей в развитии национальной культуры в конце XIX - начале XX века имеют факты частной благотворительности и меценатства, проанализированные Е.П. Хорьковой. В монографии «История предпринимательства и меценатства в России» автор сравнивает мотивы меценатства на Западе и в России. Е.П. Хорькова указывает, что меценатство на Западе наряду с нравственными имело и юридические основания, например, снижение налогов или освобождение от них. В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общества.

Большую научную ценностью представляют работы Р.Г. Апресяна («Дилеммы благотворительности», «Филонтропия: милостыня или социальная инженерия»), дающие методологическую основу для исследования благотворительности. В них рассматриваются понятие «благотворительность» (филантропия) и ситуации проявления благотворительной деятельности. Основная мысль автора этих работ заключается в том, что «филантропия направлена на общее благо». Р.Г. Апресян проанализировал критику в адрес филантропии, рассмотрев типичные аргументы, выдвигавшиеся против благотворительности.

Важным вкладом в изучение проблемы благотворительности является монография В.Л. Прохорова «Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы XIX -начала XX вв.». В ней имеется один из разделов, посвященный социальным истокам благотворительности. Основное внимание автор сосредоточил на сущностных социально-

исторических критериях благотворения. В.Л. Прохоров делает вывод о том, что главным, определяющим социальным критерием квалификации деятельности как благотворительной является наличие общественно полезной цели.

К числу работ исследовательского характера следует отнести публикацию В.Г. Афанасьева и А.Р. Соколова «Благотворительность в России», которые одними из первых в современной научной литературе предприняли попытку рассмотреть в историографическом плане проблему становления и развития благотворительности в России, уделив особое внимание ее состоянию в XVIII - начале XX вв. Авторы считают необходимым дать краткое представление о том, что такое благотворительность, анализируя энциклопедические издания дореволюционного и советского периодов.

Одной из основных тем исследования в сборнике «Духовно-культурные процессы в современной России» является анализ основных этапов становления системы государственного призрения и частной благотворительности. Отмечается, что частная благотворительность стала зарождаться с конца X века, с принятием христианства на Руси, в то время как основы начала государственной системы общественного призрения были заложены гораздо позже, Петром I. В работе выделены три побудительных мотива благотворительной деятельности русских филантропов: патриотизм, религия и желание получить социальные, налоговые льготы. Внимание уделено двум категориям благотворителей - это меценат-организатор, меценат-коллекционер.

Возникновение феномена благотворительности в России и становление традиций филантропии на Дальнем Востоке представлено в работе А.А. Белоусова «На алтарь Отечества. Из истории меценатства и благотворительности в России». Ученым отмечаются мотивы благотворительности, распространившейся на Дальнем Востоке, среди которых он особенно выделяет гражданский и нравственный долг.

В ряде своих трудов («Обитель милосердия», «Благотворительность и милосердие в России») затронул проблемы развития благотворительности П.В. Власов. Он начинал с исследования благотворительных заведений Москвы и перешел к изучению исторического опыта благотворительности и милосердия в России. И сделал выводы о том, что благотворительность была не столько средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здо-

ровья: она больше была нужна самому нище-любцу, чем нищему.

Некоторый дополнительный материал по истории благотворительности в России и по дефинициям «благотворительность», «милосердие», «меценат», «спонсорство» содержится в работе А.Ю. Горчевой «Нищенство и благотворительность в России». Важный аспект исследований А.Ю. Горчевой - закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый в РФ в 1995 г. Она делает вывод о том, что Закон точно определяет понятие благотворительной деятельности, тем не менее до 1917 г. в Российской империи более подробно объяснялись не только особенности благотворительных обществ и организаций, но и виды контроля над этой деятельностью и пути движения благотворительных капиталов. Это позволяет глубже исследовать социально-экономическую сущность филантропической деятельности.

История благотворительности в дореволюционной России стала предметом исследований современных зарубежных ученых. В статье Г.Н. Ульяновой «Новейшая американская историография российской благотворительности» дан анализ работ американских ученых (У.К. Джордана, Б.К. Мэдисон, Д.Л. Рэнсела и др.), созданных в 80-е - 90-е годы XX века и посвященных проблеме благотворительности. Автор отмечает глубокую проработку представителями американской гуманитарной науки некоторых аспектов истории русской благотворительности, сгруппированных по трем направлениям: история отдельных благотворительных заведений; социально-психологические особенности практики благотворительности; роль женщин в филантропической деятельности.

Большое значение для исследования благотворительной деятельности имели труды тех, кто занимался проблемами изучения духовных и социально-психологических мотиваций благотворительной деятельности. Это публикации М.Л. Гавлина, А. Глаголева, Л.Е. Душацкого, А.Л. Свердловой, Ю.Н. Тазьмина, и др. В статье А. Глаголева «Экономическая философия великих русских меценатов конца XVIII - начала XX вв.», изданной в 1994 г., рассматриваются три важнейших стимула благотворительной деятельности (религиозность, патриотизм, социальные льготы) и соответственно три группы русских филантропов конца XIX -начала XX вв. Рассматривая побудительные мотивы благотворительной деятельности, автор делает вывод о том, что в большинстве

случаев действовали одновременно как эгоистические, так и альтруистические мотивы.

Масштабам благотворительной деятельности второй половины XIX - начала XX вв. посвящена работа М.Л. Гавлина «Российские Медичи. Портреты предпринимателей», в которой рассмотрены не только мотивы филантропии на примерах известных российских меценатов (К.Т. Солдатенкова, П.М. Третьякова, П.И. Щукина, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова), но и причины, способствовавшие развитию феномена благотворительности.

К работам методологического характера относится статья Л.Е. Душацкого «Ценностномотивационные доминанты российских предпринимателей», в которой анализируются мотивы благотворительной деятельности у современных российских предпринимателей, главные из которых, по мнению автора, деловые, потребительские и статусные.

Серьезным вкладом в изучение истории меценатства в России стала небольшая по объему публикация А.Л. Свердловой «Меценатство в России как социальное явление». В ней автор выявила динамику развития деятельности предпринимателей-меценатов и сделала важные выводы о социальных функциях меценатства.

Историографический обзор мотивов филантропии представлен в статье Ю.Н. Тазьмина «Меценатство и благотворительность в России». Автор в рамках данной работы попытался определить с точки зрения социологии мотивы благотворительной и меценатской деятельности предпринимателей царского периода.

Особое поле исследовательских материалов представляют диссертации по истории благотворительной деятельности в России. В работе Л.А. Темниковой «Благотворительность в контексте духовного развития общества» обосновывается положение о необходимости возрождения изначального смысла «благотворительности», «благотворителя», «милосердия» не только в сознании, но и в практической деятельности, в реальных взаимоотношениях людей. В диссертации автор раскрывает одну из важных социокультурных особенностей российской благотворительности, которая заключается в пассивно-иждевенческой направленности. Отдельная глава посвящена выявлению и характеристики традиций благотворительности в дореволюционной России - это филантропическая деятельность органов государственного управления, частная и церковная благотворительность. Л.А. Темникова, анализируя источники финансирования благотворительных учреждений, указывает, что важная роль в

становлении и развитии частной благотворительности принадлежала купечеству, которое вносило пожертвования в благотворительные учреждения всех типов и направлений.

Кандидатская диссертация Е.Ю. Горбуновой «Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX - XX вв.» представляет собой исследование, в котором проанализированы основные тенденции в развитии общественноблаготворительного движения. Изучен вклад филантропии в развитие таких областей российской культуры, как поддержка научных изысканий и организация музейного дела в Москве. В работе представлена история создания и деятельность «Общества для содействия успехам опытных наук». Особое внимание уделено открытию общественно-полезных культурных учреждений, в частности, Третьяковской и Цветковской галерей, театральному музею Бахрушина, музею изящных искусств при Московском университете (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Проблемам развития меценатства в современный период посвящена диссертационная работа И.С. Ждановой «Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России». Автор отмечает, что в условиях современной экономической нестабильности, когда выделяются незначительные бюджетные средства на культуру, на первый план выходят структуры частного бизнеса, спонсоры, которые, жертвуя средства на науку, искусство, образование, действуют не бескорыстно, думая, прежде всего о рекламе, имидже, налоговых льготах.

Положительным моментом является то, что в начале XXI века появились работы, посвященные региональной благотворительности. К их числу относится диссертационное исследование Н.Д. Нагайцевой «Благотворительность в Забайкалье в XIX в.: исторический аспект». В работе рассматриваются формы и виды благотворительной деятельности второй половины XIX века. Отмечается, что филантропия в указанном регионе развивалась по тем же направлениям, что и в центральной России, но имела отличия, исходящие из территориальных, геополитических, национальных, географических, климатических и демографических условий.

Следует отметить появление в последнее время первых учебных пособий, посвященных истории благотворительности в России. В учебном пособии «Милосердие», изданном под редакцией М.П. Мчедлова, особое внимание уделяется благотворительной практике

религиозных организаций различной конфессиональной принадлежности. В работе Т.Б. Кононовой «Очерки истории благотворительности» рассматриваются перспективные направления развития благотворительности и социальной защиты населения в современный период.

Выводы. Отечественная историография благотворительной деятельности насчитывает большое количество наименований: от фундаментальных исследований до публицистических выступлений в периодической печати. При этом многие стороны благотворительно-

сти не получили должного изучения, в частности отсутствуют обобщающие исследования, посвященные роли благотворительной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации историко-культурного наследия. Назрела необходимость комплексного, междисциплинарного осмысления феномена благотворительной деятельности и создания единой концепции трансформации форм и видов филантропии в отечественном дискурсе.

© 2012 г. Л.В. Быкасова Поступила 1 июля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.