Научная статья на тему 'Благотворительность и меценатство как специфический феномен и экономическое явление в истории России'

Благотворительность и меценатство как специфический феномен и экономическое явление в истории России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1291
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / SOCIO-ECONOMIC PHENOMENON / CHARITY / PATRONAGE / RUSSIAN TRADITIONS / RETROSPECTIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виватенко Сергей Валентинович, Сиволап Татьяна Евгеньевна

В последние годы особо возрос интерес к возрождению в России традиций благотворительности в различных сферах социальной жизни и меценатства для поддержки науки, культуры, образования. Это связано с тем,что в обществе постоянно возникает необходимость поиска и совершенствования негосударственных форм поддержки, в том числе социально-экономической сферы. Статья посвящена проблеме осуществления благо-творительной помощи и развития меценатства в России. Представлена авторская позиция на осмысление значимости социальных мер, осуществляемых государством, понимание сущности российских традиций благотворительной деятельности. В современной жизни особенно остро встает вопрос осмысления экономических основ благотворительности, а также определение ее современных форм и перспектив развития в XXI в., что и представлено в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY AND PATRONAGE AS A SPECIFIC PHENOMENON AND ECONOMIC PHENOMENON IN THE HISTORY OF RUSSIA

In recent years interest in the revival of charity traditions in Russia in variousspheres of social life and philanthropy to support science, culture, and educationhas increased in particular. This is due to the fact that the society is constantly inneed of finding and improving non-state forms of support, including the socio-economic sphere. The article is devoted to the issue of the implementation ofcharitable assistance and the development of philanthropy in Russia. The authors’point of understanding the significance of social measures carried out by thestate, understanding the essence of the Russian traditions of charitable activity ispresented. In modern life, the question of understanding the economic foundationsof charity as well as defining its modern forms and development prospects in the21st century is particularly acute, which is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Благотворительность и меценатство как специфический феномен и экономическое явление в истории России»

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ

CHARITY AND PATRONAGE AS A SPECIFIC PHENOMENON AND ECONOMIC PHENOMENON IN THE HISTORY OF RUSSIA

УДК 94(47) DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.17

ВИВАТЕНКО Сергей Валентинович

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, [email protected]

VIVATENKO, Sergey Valentinovich

Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, [email protected]

СИВОЛАП Татьяна Евгеньевна

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, [email protected]

SIVOLAP, Tatyana Evgenievna

Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В последние годы особо возрос интерес к возрождению в России традиций благотворительности в различных сферах социальной жизни и меценатства для поддержки науки, культуры, образования. Это связано с тем, что в обществе постоянно возникает необходимость поиска и совершенствования негосударственных форм поддержки, в том числе социально-экономической сферы. Статья посвящена проблеме осуществления благотворительной помощи и развития меценатства в России. Представлена авторская позиция на осмысление значимости социальных мер, осуществляемых государством, понимание сущности российских традиций благо-

© Виватенко С. В., Сиволап Т. Е, 2018.

творительной деятельности. В современной жизни особенно остро встает вопрос осмысления экономических основ благотворительности, а также определение ее современных форм и перспектив развития в XXI в., что и представлено в статье.

Ключевые слова: социально-экономическое явление, благотворительная деятельность, меценатство, российские традиции, ретроспективный анализ.

Abstract.

In recent years interest in the revival of charity traditions in Russia in various spheres of social life and philanthropy to support science, culture, and education has increased in particular. This is due to the fact that the society is constantly in need of finding and improving non-state forms of support, including the socioeconomic sphere. The article is devoted to the issue of the implementation of charitable assistance and the development of philanthropy in Russia. The authors' point of understanding the significance of social measures carried out by the state, understanding the essence of the Russian traditions of charitable activity is presented. In modern life, the question of understanding the economic foundations of charity as well as defining its modern forms and development prospects in the 21st century is particularly acute, which is presented in the article.

Key words: socio-economic phenomenon, charity, patronage, Russian traditions, retrospective analysis.

Развитие России связано со значительными изменениями в политической и социально-экономической сферах. Следует отметить, что происходит увеличение количества населения, проживающего за чертой бедности. Это связано с происходящими в государстве политическими процессами, стихийными и техногенными бедствиями, недостаточностью финансового обеспечения со стороны государства сферы науки, культуры, образования, здравоохранения и других областей. Поэтому в обществе возникает необходимость поиска и совершенствования негосударственных форм поддержки социально-экономической сферы.

В последние годы возрос интерес к возрождению традиционных основ осуществления благотворительной помощи, развития

меценатства на поддержку науки, культуры, образования, поскольку все те меры социального воздействия, которые оказывает государство, являются незначительными и недостаточными.

В современной жизни особенно остро встает вопрос осмысления экономических основ благотворительности, а также определение ее современных форм и перспектив развития в XXI в. При изучении данного явления важно установление основополагающих принципов деятельности благотворительных организаций, в связи с чем представляется целесообразным проведение ретроспективного анализа экономических отношений благотворительности в России и определение социально-экономической значимости деятельности благотворительных организаций.

Благотворительность и меценатство - это исторические феномены, возникшие одновременно со способностью человека сочувствовать, сопереживать. Но это было не только проявлением филантропических чувств, а часто возникало и из прагматических целей. Традиции таких явлений, как благотворительность и меценатство, формировались на российской почве на протяжении нескольких веков [1].

Большое значение в общественной и политической жизни России играло купечество, начиная еще со времен Древней Руси. Целые династии русского купечества, такие как Морозовы, Рябушинские, Бахрушины, Третьяковы и многие другие, занимались благотворительной деятельностью: сооружали школы, больницы, богадельни, оказывали поддержку людям искусства, создавали музеи, заботились о сохранении памятников старины.

Для большинства предпринимателей XVIII-XIX вв. благотворительность становилась целью и смыслом жизни, фактически определяла новый образ жизни. Появившиеся крупные банкиры и фабриканты имели свои корни среди купцов-старообрядцев, поэтому унаследовали особое отношение к богатству, предпринимательству. С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса.

Раскольники-староверы появились в России в конце XVII в., когда патриарх Никон провел церковную реформу, чтобы привести существовавшие церковные обряды в соответствие с греческими. Реформа шла долго и туго - с жесточайшими репрессиями против несогласных, с ущемлением их прав и массовым их переселением на окраины государства. К началу XIX в. старообрядчество изменило свои формы взаимодействия с государством и православной церковью, перешло к новым методам сопротивления: оно видоизменилось в новое конфессионально-экономическое сообщество, базирующееся на коллективной ответственности, в целях сохранения и увеличения числа своих адептов [2]. Это проявлялось таким образом, что и заслуги общие, и наказание - на всех. Подавлять такую общину

было гораздо труднее - за счет очень сильной горизонтальной организации старообрядческий уклад стал в данный период исключительно жизнеспособен.

Первоначальное накопление капитала у староверов проходило не так, как у других россиян. Деньги староверы получали от своей общины или из специального «общага». Последний, как правило, хранился при контролируемых староверами кладбищах. Так, к примеру, в Москве общинные деньги аккумулировали три «общества»: Рогожское кладбище, Преображенское кладбище и Покровская монинская часовня.

В различных целях применялись средства, которые собирались в общую конфессиональную казну. Они использовались для обучения детей, осуществления заботы о сиротах и нетрудоспособных, а также шли на дачу взяток представителям светской и духовной власти, употреблялись в качестве выкупа общинников-старообрядцев из крепостной зависимости. Главной задачей являлось укрепление экономической основы конфессионального сообщества, которую составляли общинные хозяйства и формально-частные предприятия членов общин [3].

Существовала система подчинения по иерархической лестнице своим более богатым сотоварищам, которые управляли в братстве, что имело большое значение для купцов-старообрядцев. Купцы верили, что в случае необходимости всегда могут рассчитывать на поддержку вышестоящих членов. Им смогут в кризисной ситуации дать денег в безвозвратный долг, окажут помощь в доставке и продаже товара на ярмарке и т. п. Все это было связано с той причиной, что для купцов-старообрядцев зарабатывание денег не являлось самоцелью.

Известный московский купец и общественный деятель начала XX в. П. А. Бурышкин писал в своих воспоминаниях: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета» [4, с. 27]. Предприниматели-староверы относились и к работе, и к труду, в целом, а также и к исполнению

религиозных обрядов столь серьезно и ревностно, что придавало их повседневной жизни регламентированность и упорядоченность. В своей жизни они вводили много жестких ограничений, отказывались от роскоши, имели достаточно аскетический быт. Все это способствовало тому, что деловые старообрядцы так быстро богатели.

К середине XIX в. старообрядцы прибрали к рукам почти всю торговлю в Поморье, Поволжье и Сибири. Они практически полностью контролировали закупку хлеба, владели большинством предприятий прядильной промышленности и банками, строили корабли. Старообрядцы фактически создали в России государство в государстве, с собственной внутренней структурой управления и со своими лидерами.

Действуя напористо и спаянно, предприниматели-староверы легко оттесняли конкурентов. Отчасти по этой причине в старообрядчество потянулись купцы, через которых сбывалась продукция раскольников, а также огромная масса офеней и других мелких торговцев и ремесленников.

Об офенях нужно сказать особо, т. к. они играли достаточно большую роль в развитии розничной торговли в дореволюционной России. Офенями называли в Российской империи, в основном происходивших из крестьян Владимирской губернии, странствующих по деревням торговцев мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром, а также книгами и лубочными картинками. У офеней сформировался свой особый условный язык -феня. В западных губерниях для определения уличных торговцев-разносчиков было распространено другое название - коробейники [5].

Существуют различные версии происхождения офеней. Согласно одной из них, офени ведут свое начало от переселившихся на Русь в XV в. греков. По другой версии, офени продолжают традиции скоморохов, которые со временем занялись торговлей. Бродячие торговцы считали себя неким тайным обществом. От странствующих скоморохов, купцов и ремесленников они переняли уклад жизни,

а от паломников - книжную премудрость и греческие слова. Это позволило им назвать себя офенями, что с некоторым искажением означало «афиняне», сохранять свой особый жизненный уклад и говорить на тайном профессиональном языке.

Переход в старообрядчество, в частности и для офеней, был достаточно выгодным, поскольку единоверцы получали значительные скидки и бонусы. Массово перекрещивалось в старую веру и крепостное крестьянство. В этом был прямой расчет переходить в старообрядчество, поскольку раскольники выкупали своих из неволи, а еще староверов не брали в армию. Но и староверы-промышленники, которые всегда нуждались в свободных рабочих руках, выгоды своей, разумеется, не упускали. Они устанавливали неограниченную продолжительность рабочего дня, нищенскую заработную плату, а особой «страховкой» от вспышек недовольства со стороны «завербованных» рабочих полагали, что «свой против своего не пойдет!»

Именно староверы сумели сохранить в России для будущих поколений огромные коллекции древних икон и книг, такие древнерусские литературные жанры, как патерик, мартиролог, духовные стихи, а также византийскую традицию пения по крюкам. Старообрядцы с особым уважением относились и к современному искусству: известны знаменитые художественные коллекции миллионеров-раскольников - Третьяковых, Щукиных, Мамонтовых, выходцами из староверческих семей Саввой Морозовым и Константином Станиславским был создан Московский Художественный Театр, до сих пор пользующийся мировой славой. Общины староверов также вкладывали деньги в создание богадельней, приютов, народных домов. Век спустя подобные вложения станут называть «социальной ориентированностью бизнеса» [6, с. 28].

Заслугой старообрядцев считают многие экономические и технологические инновации. Поколение конца XIX в. не было чуждо научных и технических достижений. В частности, в имении Рябушинских появилась первая

в окрестных местах небольшая гидроэлектростанция, которая обеспечивала электроэнергией вплоть до 1930-х гг. все ближайшие села. Также Рябушинские стали владельцами первого в Москве автомобиля. Дмитрий Ря-бушинский у себя в имении в 1905 г. основал научную лабораторию с крупнейшей в Европе аэродинамической трубой [7].

Отдельные новейшие технологии заимствовались за границей, но многие промышленники инициировали и собственные научные исследования. Вообще в староверческой среде активно культивировался авторитет знания. В первую очередь он был связан с религиозным учением, но и общая образованность ценилась высоко: грамотность у старообрядцев была поголовной, общины не скупились оплачивать своей молодежи получение среднего и высшего образования.

Ученых людей староверы называли словом «начетчик». В советское время это слово приобрело негативный отпечаток, означающее бездумное следование написанному. А вот у старообрядцев «начетчик» - это человек, который много прочел («начитался»), что соответствует современному понятию «эрудит» или «знаток».

К началу XX в. в России существовали три финансово-состоятельные группы: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные предприниматели и дворяне-помещики. При этом на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов в России. Неудивительно, что при таком раскладе староверы начали всерьез задумываться о пересмотре былых взаимоотношений с не признававшей их светской властью. Однако история распорядилась по-своему - проекты, капиталы и устремления староверов в одночасье погибли под прессом большевистского эксперимента.

Купцы, банкиры, предприниматели, которые располагали огромными средствами, постоянно чувствовали себя в долгу перед Родиной, перед Богом и людьми, работая, занимаясь благотворительностью, возвращали этот долг. Один из потомков династии

Рябушинских, Д. Толоконников полагал, что это «нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряженный с высокой религиозностью и нравственностью» [8, с. 17]. Меценатов практически не было среди крупных промышленников и торговцев иностранного происхождения.

Благотворительность и меценатство представляют собой особую форму общественной деятельности. Люди, творившие благодеяния, вошли в историю русской и мировой культуры, поскольку способствовали ее обогащению, утверждению новых направлений и форм, сохранению культурно-исторического наследия.

Благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом, хотя при этом сами они не были великими и известными деятелями культуры и искусства. Их профессионализм - это обладание особым даром инициативы, интуиции видеть, понимать и делать то, что для отечественной культуры имело первостепенное непреходящее значение. При этом они заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Российские предприниматели старались всеми возможными способами поддерживать деятелей культуры и искусства.

Подлинная меценатская деятельность не носит разовый характер, не проявляется в случайных или разрозненных акциях, только имея тенденцию к постоянству и системности, меценатство утверждает свою значимость в национальной культуре [9].

Именно особенности национального менталитета, являвшиеся своеобразным источником психологических и ценностных установок поведения предпринимателей, побуждали их заниматься благотворительной деятельностью. Присутствовало преобладание духовно-нравственных мотивов поведения над мотивами материальными, которые определяли сущность этических принципов действия российского предпринимательства. Осуждалось чрезмерная тяга к имуществу, безмерная привязанность к земным благам, превращение богатства из средства в цель жизни.

Следует отметить, что по своей экономической сущности благотворительность представляет собой направление денежных и материальных ресурсов частных собственников в пользу тех членов общества, кто крайне нуждается в них для обеспечения своего существования. Мотивацией к благотворительности служит совокупность обстоятельств, имеющих идеологический, нравственно-этический, религиозный, социальный, правовой характер, побуждающих отдельных лиц или организаций заниматься благотворительной деятельностью - совершать акт пожертвования и отчуждения материальных благ.

Анализируя экономические отношения благотворительности в России, можно сказать, что в осуществлении благотворительности основную роль играют посредники (физическое лицо или благотворительные организации), которые трансформируют в экономическое благо и предоставляют материальный продукт целевой группе, являющейся объектом благотворительной деятельности [10].

Благотворительность в своей сфере деятельности в экономической системе основывается на следующих принципах: равноправия всех членов общества; целенаправленности, т. е. адресности; правовой и информационной обеспеченности; стабильности деятельности; управления системой благотворительности; эффективности функционирования благотворительных организаций.

Существенные изменения, произошедшие в постсоветский период в российском обществе, показали вновь востребованность в благотворительности и меценатстве, в которых участвуют как отдельные граждане, так и крупные компании.

В 2003 г. ряд инициативных деятелей российской культуры образовали фонд «Мецена-

ты столетия», в целях выявления и поддержки людей, стремящихся заниматься благотворительной деятельностью. Фондом учреждены общенациональная премия и награды для стимулирования благотворительности и меценатства [11].

В современных условиях жизни именно отход государства от решения многих социальных проблем явился тенденцией развития благотворительности и меценатства. Определяя социально-экономическую значимость деятельности благотворительных организаций, можно сказать, что благотворительность представляет собой некий независимый от государства механизм перераспределения частных благ в интересах осуществления общественно полезных мероприятий, проведение конкретных адресных программ [12]. При этом формы благотворительности могут быть различными - финансовыми (денежными), материально-техническими (вещными), интеллектуальными, ресурсными (человеческими), порой даже символическими.

Учитывая современные проблемы развития благотворительной деятельности, следует отметить необходимость совершенствования законодательства по регулированию благотворительной деятельности, в частности, в сфере меценатства; усиление государственной поддержки благотворительных фондов, в том числе создание благоприятных условий со стороны государства для осуществления данного рода деятельности: предоставление различных льгот, снижение налогов; оказание помощи со стороны банков и различных фондов, в том числе Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования. Одной из актуальных проблем является проблема более эффективного распространения благотворительности в условиях рыночной экономики.

Список литературы

1. Ярская В. Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 27-33.

2. Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / Г. Л. Туль-чинский, А. Векслер. М.: Вершина, 2006.

3. Ульянова Г. Н. Изучение социальных аномалий благотворительности и общественного призрения в России // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996.

4. Бурышкин П. А. Москва купеческая: записки / П. А. Бурышкин; сост., вступ. статья, указ. - канд. филол. наук С. Б. Михайлова. М.: Современник, 1991. 301 с. (Серия мемуаров «Память»).

5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.

6. Сестринский О. В. Благотворительность - инвестиции в будущее // Инвестиции в России. 2000. № 1. С. 26-29.

7. Семенова Н. Московские коллекционеры. М.: Молодая Гвардия, 2010.

8. Толоконников Д. Меценатство в России // Обозреватель. 2005. № 1.

9. Свердлова А. Л. Меценатство в России как социальное явление // СоцИс. 1999. № 7. С. 134-137.

10. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.

11. Тульчинский Г. Л. Особенности национального спонсорства // PR News. 2007. № 17.

12. Старцев А. В. Меценаты: штрихи к социальному портрету // Милосердие. 2015. № 1. С. 9-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.