Научная статья на тему 'Традиции как фундамент инноваций в перестройке российского образования'

Традиции как фундамент инноваций в перестройке российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Год педагога и наставника / традиции / инновации / перестройка образования / миссия вузовского педагога / the Year of Teachers and Mentors / traditions / innovations / restructuring of education / mission of university teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Дмитриевна Ладыжникова, Валентина Ивановна Ладыжникова

Авторы рассматривают взаимосвязь традиций советской высшей школы с инновациями российского образования, а также ведущую роль педагогов в этом процессе. Данное исследование является актуальным в рамках стратегии высшего образования, предусматривающей формирование новых образовательных стандартов. Проанализирован новый опыт по оптимизации системы образования с учетом запросов общества, показан рост престижа и популярности педагогической профессии в Год педагога и наставника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Дмитриевна Ладыжникова, Валентина Ивановна Ладыжникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions as the foundation of innovation in the restructuring of Russian education

The authors consider the relationship between the traditions of the Soviet higher school with innovations in Russian education, which is relevant for the strategy of higher education in the formation of new educational standards, as well as the leading role of teachers in this process. The authors analyzed new experience in optimizing the education system to meet the needs of society, demonstrated the growth of prestige and popularity of the teaching profession in the Year of Teachers and Mentors.

Текст научной работы на тему «Традиции как фундамент инноваций в перестройке российского образования»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 6 (117). С. 125-135. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 6 (117), pp. 125-135.

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-6-117-11 EDN: QFlJLE

Традиции как фундамент инноваций в перестройке российского образования

Татьяна Дмитриевна Ладыжникова10, Валентина Ивановна Ладыжникова2

1,2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Россия 'tatlad48@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8721-5412 2ladyzhnikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7752-0886

Аннотация. Авторы рассматривают взаимосвязь традиций советской высшей школы с инновациями российского образования, а также ведущую роль педагогов в этом процессе. Данное исследование является актуальным в рамках стратегии высшего образования, предусматривающей формирование новых образовательных стандартов. Проанализирован новый опыт по оптимизации системы образования с учетом запросов общества, показан рост престижа и популярности педагогической профессии в Год педагога и наставника. Ключевые слова: Год педагога и наставника, традиции, инновации, перестройка образования, миссия вузовского педагога

Для цитирования: Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И. Традиции как фундамент инноваций в перестройке российского образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 6 (117). С. 125-135. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-6-117-11

Traditions as the foundation of innovation in the restructuring of Russian education

Tatiana D. Ladyzhnikova10 , Valentina I. Ladyzhnikova2

1,2 The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St Petersburg, Russia 1tatlad48@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8721-5412 2ladyzhnikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7752-0886

Abstract. The authors consider the relationship between the traditions of the Soviet higher school with innovations in Russian education, which is relevant for the strategy of higher education in the formation of new educational standards, as well as the leading role of teachers in this process. The authors analyzed new experience in optimizing the education system to meet the needs of society, demonstrated the growth of prestige and popularity of the teaching profession in the Year of Teachers and Mentors.

Keywords: the Year of Teachers and Mentors, traditions, innovations, restructuring of education, mission of university teacher

Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И., 2023

ISSN 1994-0637 (print)

©

For citation: Ladyzhnikova T. D., Ladyzhnikova V. I. Traditions as the foundation of innovation in the restructuring of Russian education. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 6 (117), pp. 125-135. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-6-117-11

Введение

Образование является одним из главных приоритетов развития России. 2023 год, объявленный Президентом России В. В. Путиным Годом педагога и наставника, есть свидетельство особого статуса профессии преподавателя, его профессиональной деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения1. Цель проведения в Российской Федерации Года педагога и наставника - обогатить работу вузовского педагога новым опытом, поднять ее на более высокую ступень, способствуя реализации запущенной ранее комплексной программы по модернизации педагогических вузов «Учитель будущего поколения России»2.

В связи с выходом из Болонской системы и формированием новых образовательных стандартов сегодня происходит анализ и обобщение опыта советской школы, а также опыта последних лет. Это позволит, опираясь на лучшие традиции прошлого и новые подходы, оптимизировать систему образования с учетом стратегии национальной экономики.

Основная часть

В 2023 г. определены правила проведения пилотного проекта по изменению уровня профессионального образования, который рассчитан на три учебных года и предусматривает переход от бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию, а от магистратуры - к специализированному высшему образованию. Предусмотрено обновление программы аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Происходит уточнение задач и планов, анализируется полученный опыт, согласуются и корректируются действия различных структур и подразделений по формированию единого образовательного пространства. Данные процессы обсуждаются на разных уровнях В. Н Фальковым, С. С. Кравцовым, Е. Д. Ендовицким, В. А. Садовничим, С. В. Тарасовым, Н. М. Кропачевым, К. М. Гайдар, Л. Д. Наза-ренко и др. В этой связи важным является предпринятое Д. А. Ендовицким «анали-тико-теоретическое осмысление ряда вопросов, связанных с происходящим сегодня развитием образования и науки, а также воспитанием молодого поколения в духе

« 3

традиционных российских ценностей» .

1 Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». URL: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 14.08.2023).

2 Итоги реализации проекта «Учитель будущего поколения России». 26 декабря 2022. URL: https://nspu.ru/news/itogi-realizatsii-proekta-uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii (дата обращения: 14.08.2023).

3 Ендовицкий Д. А. Год педагога и наставника: миссия преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 5-11.

Кроме того, мы считаем традиции советской высшей школы фундаментом для инноваций, которые включают также обучение иностранному языку. Данный аспект является актуальным и определяет предмет нашего исследования: «Парадигмы обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования отражают основные черты современной образовательной системы, требуют развития новых подходов и технологий»1.

Миссия вузовского педагога состоит в том, чтобы не только готовить будущих специалистов, но и стать для них наставником. Деятельность вузовского педагога включает 3 направления: обучение, исследование и воспитание. Это предполагает активное приобщение преподавателей к решению проблем педагогики высшей школы.

Педагогика высшей школы как самостоятельная наука начала формироваться во второй половине XX в. благодаря исследованиям Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова и др. Большой вклад в ее организацию и развитие внесли ученые Герценовского университета: А. Д. Боборыкин, Ю. В. Кожухов, Е. И. Афанасьев, Т. И. Щукина, И. П. Иванов, А. П. Пинкевич, Р. Г. Ламберг, Т. Е. Конникова. Достойна высокой оценки инициатива Г. А. Бордовского и В. А. Козырева по редактированию и изданию, начиная с 2002 г., серии книг «Герценовский университет. Золотые имена», которые раскрывают и популяризируют бесценный научно-педагогический опыт старейшей педагогической школы страны2. Достаточно проанализировать «целостную теорию познавательной деятельности» и «педагогику сотрудничества», чтобы понять: трансформация российского образования возможна лишь на основе единения лучших традиций прошлого и инноваций последних десятилетий.

Мы проанализировали вклад преподавателя-лингвиста, доцента РГПУ им. А. И. Герцена Е. С. Новгородовой в становление новой дисциплины - профессионально-ориентированного иностранного языка и в изучение теории межкультурной коммуникации3. В начале 1960-х гг. Е. С. Новгородова возглавила новую кафедру -межфакультетскую кафедру немецкого языка. Кафедра, в названии которой уже были заложены интеграция и единый подход получения языковых знаний на разных факультетах, открыла особые возможности изучения иностранного языка, виды и формы общения с представителями иноязычной культуры. На химическом, физическом, математическом, историческом факультетах были сформированы спецгруппы, в рамках которых занятия по профильным предметам проводились на немецком

1 Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И. Новый подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 190-200.

2 Лихолетова И. В. Золотые имена Герценовского университета // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 6 (92). С. 71-76. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zolotye-imena-gertsenovskogo-universiteta (дата обращения: 14.08.2023).

3 Ладыжникова Т. Д. К вопросу о становлении теории межкультурной коммуникации в отечественной науке // Две Родины живут в душе...: книга воспоминаний о Елене Семеновне Новгородовой / под редакцией Г. М. Макаровой, А. А. Петрова, С. А. Попов-Сэмен Тумата. Якутск: Бичик, 2013. С. 122-127._

ISSN 1994-0637 127 (print)

языке и тем самым преподаватели готовили специалистов к профессиональной коммуникации. Перед Е. С. Новгородовой стояли следующие задачи:

- проведение исследований, основанных на идее взаимосвязи языка, культуры, контекста, с использованием данных различных наук;

- составление программ по новой специальности с учетом полученных научных результатов и специфики факультетов;

- обеспечение учебного процесса средствами обучения;

- привлечение к работе на кафедре высококвалифицированных специалистов.

На основе ее исследований и исследований ее коллег-единомышленников в программы преподавания иностранного языка по неязыковым специальностям вузов, которые ранее базировались на грамматико-переводческом подходе, прочно вошли модули «Коммуникативный», «Профессиональная коммуникация», «Иноязычная коммуникация в сфере научно-исследовательской деятельности», «Коммуникативно-цифровой». В рамках указанных модулей мы продолжаем исследования, начатые еще советской высшей школой, по совершенствованию и поиску эффективных технологий обучения иностранному языку.

Также в 2023 году празднуется 200-летие со дня рождения основоположника русской научной дидактики К. Д. Ушинского. Возвращаясь к ее истокам, опираясь на труды выдающегося ученого, в Год педагога и наставника еще большую актуальность приобретают его выводы, касающиеся задач «по созданию национальной системы образования, которая должна давать не только знания, но, опираясь на традиционные российские ценности, воспитывать патриотов России»1. Постоянный поиск новых форм переориентации ролей преподавателя и студента в рамках концепции Education 3.0. и его объединение с формированием педагогических функций, позволило нам выступить в роли педагога в рамках дисциплины «Модуль коммуникативный. Немецкий язык». Уроки на тему «Вклад К. Д. Ушинского и немецких педагогов в мировую дидактику» вызвали большой интерес у обучающихся, прошли креативно и нестандартно, способствовали формированию социокультурной и профессионально-ориентированных компетенций. Тем самым был поддержан устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Этому предшествовала большая самостоятельная работа: изучение материалов в Интернете, посещение памятных мест, подготовка презентаций с использованием цифровых носителей, консультации с опытными педагогами-наставниками.

Сегодня «предметом педагогики высшей школы становится образование человека, происходящее в разных сферах его жизни. Она выходит за рамки образовательного учреждения»2. Межвузовское сотрудничество и наметившееся в этом году взаимодействие вузов со структурами Российской Академии наук являются свидетель-

1 Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения 14.08.2023).

2 Ендовицкий Д. А. Год педагога и наставника: миссия преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 5.

ством «действенного взаимопроникновения научного и личностно-ориентированного подхода в общей работе»1. Происходит укрепление единого образовательного пространства и практико-ориентированной подготовки педагогов. Об этом свидетельствует прежде всего календарь мероприятий Года педагога и наставника, среди которых важно упомянуть акцию педагогических университетов «Аллея К. Д. Ушинского», форум «Учитель - будущее России», Всероссийский форум наставников, Всероссийский форум «Наставничество в педагогике: исторический опыт, современное содержание и особенности развития», Всероссийский фестиваль обучающихся и наставников психолого-педагогических классов, Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов, Всероссийский онлайн-урок, посвященный Году педагога и наставника, Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и др.2

Конкурс «Золотые Имена Высшей Школы» последние пять лет входит в перечень значимых мероприятий Министерства науки и высшего образования России. Он проводится в 10-ти номинациях:

- За вклад в науку и высшее образование;

- За подготовку научных и педагогических кадров;

- Молодые научные и педагогические таланты;

- За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы;

- За развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования;

- За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования;

- За развитие практико-ориентированного высшего образования;

- За развитие студенческого научного, конкурсного и олимпиадного движения;

- За вклад в социальную работу и воспитательную деятельность, профессиональную ориентацию детей и молодёжи;

- За достижения в просветительской деятельности.

«Конкурс является площадкой комплексного рассмотрения и обсуждения актуальных научно-методических проектных разработок на межвузовском уровне»3, поэтому он важен для развития интеллектуального потенциала высшей школы. Конкурс направлен на повышение статуса профессии вузовского преподавателя. По его итогам происходит присвоение победителям звания «Золотое Имя Высшей Школы», размещение информации о них на порталах вузов и в книге почета «Золотые Имена Высшей Школы», продвижение победителей и их методик в средствах массовой информации. Таким образом определяются самые достойные представители профес-

1 Ендовицкий Д. А. Год педагога и наставника: миссия преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 5.

2 Календарь мероприятий Года педагога и наставника. URL: https://prof-sferum.ru/calendar-events (дата обращения: 14.08.2023).

3 Положение о Всероссийском конкурсе Золотые Имена Высшей школы. URL: https://.spbume.ru/file/news/5349/polog zol imena 707.pdf (дата обращения 14.08.2023). Вестник Череповецкого государственного университета • 2023 • № 6 Cherepovets State University Bulletin ^2023 • No. 6 (print)

ISSN 1994-0637 129

сорско-преподавательского состава, которые применяют новейшие методики, инновационные практики для повышения качества образования, а также являются наставниками.

Образование остается ключевой сферой международного сотрудничества. Так, продолжает интенсивно развиваться стратегическое партнерство и сетевое взаимодействие с университетами, научными центрами и организациями Азии и Южной Америки, со странами БРИКС, дружественными странами СНГ. Конструктивный разговор по этому вопросу состоялся на июльском форуме 2023 г. «Россия - Африка», где были определены дальнейшие перспективы совместной работы России и Африканского континента. Сегодня 35 тыс. студентов из Африки получают высшее образование в российских вузах. Среди особенно востребованных профессий - профессия педагога.

Непрерывное образование стало определяющим фактором развития личности в современном обществе. В последние годы формируется система непрерывного педагогического образования: школа (психолого-педагогические классы) - педагогический вуз или колледж - школа. Данная система направлена на мотивированного, профориентированного, творческого педагога. Преподаватели Герценовского университета так выстраивают программы, тренинги, занятия, чтобы за время обучения студент сформировал свое профессиональное портфолио. Инновацией последних лет стала подготовка для школ педагогических коллективов, когда из вуза в школу приходит целая команда, которая работает по особой программе развития ученых-герценовцев и руководителей школ, становится ядром педагогического коллектива.

Интересен опыт Санкт-Петербургского государственного университета, где пять лет назад появилось подразделение «Институт педагогики», занимающееся новыми технологиями в образовании: «Это - современное педагогическое образование, реализуемое в парадигме "leaming by doing" ('учимся, действуя')». «Миссия Института педагогики - создавать и развивать сообщество талантливых учителей, методистов, методологов и дизайнеров новых образовательных систем»1. Институт под руководством Е. И. Казаковой успешно выстраивает школьное образование по собственным новым технологиям: Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева, онлайн-курсы на международной образовательной платформе "Coursera" и др. В этом году университет запускает новый проект - онлайн-школу для русскоговорящих учеников в других странах. «Международность» классов делает ее уникальной школой. Те, кто успешно окончит онлайн-школу, получит не только качественное образование, но и, как выпускники других школ России, государственный аттестат зрелости.

Быстро развивается, ставшая популярной у студентов и школьников, сфера дополнительного образования (кружки, студии, курсы, IT-клубы, кванториумы, технопарки и др.), где нужны опытные педагоги-наставники. В Герценовском университете, например, педагогов дополнительного образования успешно готовят в Институте театра, музыки и хореографии и в Институте художественного образования. Активное участие в развитии этой сферы также принимают преподаватели университета.

1 Институт педагогики СПбГУ. URL: https://spbu.ru/universitet/uchebno-nauchnye-podrazdeleniya/institut-pedagogiki-spbgu (дата обращения 14.08.2023)._

Так, в рамках дополнительного образования нами созданы и успешно реализуются общеразвивающие программы «Иностранный язык (немецкий). Практический курс для бытового общения», который дает возможность после окончания курса и аттестации получить сертификаты А1, А2, В1, В2. Программы способствуют формированию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции как средства, позволяющего обеспечить свои коммуникативно-познавательные потребности и решать практические задачи в сфере повседневно-бытового общения с носителями языка. Обновленная в связи с трансформацией российского образования дополнительная общеразвивающая программа «Коммуникативный курс немецкого языка для начинающих» (уровень А1) предусматривает широкое использование цифровых средств обучения, а также системы управления обучением (ЬМБ) и предполагает возможность ее успешной реализации в двух форматах: офлайн и онлайн. При ее составлении учитывались психолого-возрастные особенности цифрового поколения, влияющие на эффективность обучения иностранному языку1.

В современных условиях насущными являются проблемы воспитания молодежи, чему при переходе на Болонскую систему образования уделялось недостаточно внимания. В постсоветский период в вузах были ликвидированы программы и планы воспитательной работы со студентами, но их вернули в последние годы и тем самым наравне с рабочей программой они стали обязательной составляющей структуры образования.

А. А. Корсакова в своей работе рассматривает важность разработки и реализации воспитательной программы вуза «в контексте формирования социальной креативности студентов»2. Она определяет «курс на ее сформированность как интегративного качества личности, готовой к эффективному взаимодействию в социальной и профессиональной среде»3. Механизм формирования социальной креативности личности автор видит в преемственности системы общего, дополнительного и профессионального образования4.

Мы считаем, что очень важно при организации целенаправленной воспитательной работы в студенческой среде использовать возможности преподаваемой дисциплины. В нашем случае - это иностранный язык (немецкий) для иноязычной повседневной и профессионально-ориентированной коммуникации. Таким образом, мы осуществляем воспитательную работу по следующим направлениям: адаптация первокурсника, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, профессионально-

1 Ладыжникова В. И., Ладыжникова Т. Д. Коммуникативный курс немецкого языка для начинающих: дополнительная общеразвивающая программа. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2023. 22 с.

2 Корсакова А. А. Разработка и реализация воспитательной программы вуза в контексте формирования социальной креативности студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 237-248.

2 Там же.

3 Там же.

4 Корсакова А. А. Преемственность системы общего, дополнительного и профессионального образования как механизм формирования социальной креативности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2020. Т. 26, № 4. С. 25-32._

трудовое, научно-образовательное, культурно-просветительское, межкультурное и поликультурное воспитание, профилактика асоциального поведения и пропаганда здорового образа жизни, проектная деятельность. По каждому из этих направлений накоплен значительный положительный опыт. При этом работа осуществляется в условиях единой образовательной среды, в сотрудничестве с другими воспитательными и культурными учреждениями, общественными организациями. Иллюстративный и текстовый материал проведенных мероприятий становится достоянием общественности и регулярно размещается в социальной сети Вконтакте (в официальной группе института иностранных языков РГПУ имени А. И. Герцена).

В последние десятилетия проектная деятельность является инновацией в воспитательной работе высшей школы. В течение нескольких лет мы эффективно используем ее при организации и руководстве проектом «Воспитательный потенциал немецкоязычной культуры в Санкт-Петербурге» ("Erzieherisches Potenzial der deutschsprachigen Kultur in Sankt Petersburg"). При реализации проекта студенты погружаются в иноязычное пространство Санкт-Петербурга, знакомятся с культурой народов, повышают мотивацию и вовлеченность в учебный процесс. Проект расширяет кругозор студентов, способствует их участию в межкультурном диалоге, помогает созданию дружеской атмосферы и развитию навыков командной работы. При этом студенты создают индивидуальные проекты своего видения города в формате презентаций, видеороликов, сайтов на русском и немецком языках. Данный проект участвовал во Всероссийском конкурсе «Моя страна - моя Россия» (2020 г.). Его автор, В. И. Ладыжникова, была выдвинута на премию правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования в номинации «В области воспитательной работы со студентами, развития их профессиональных навыков» (2020 г.), а также отмечена благодарностью Ученого Совета РГПУ имени А. И. Герцена (2022 г.).

Среди актуальных направлений воспитания подрастающего поколения особое место занимает патриотическое воспитание - обязательная составляющая деятельности педагога. Накануне празднования 80-летия Великой Победы важно привлечь молодежь к участию в мероприятиях по сохранению и увековечиванию исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., провести параллель с нашим временем, объединить прошлое и настоящее.

Преподаватели ведут большую просветительскую работу в этом направлении. Следуя традициям советского прошлого, патриотическое воспитание молодежи является важной составляющей педагогической деятельности как в Герценовском университете, так и за его пределами. Используя исторические архивные документы, мы организуем литературные чтения о самой результативной подводной лодке времен Великой Отечественной войны «Л-3» и обсуждение материалов за круглым столом. Заслуживает внимания совместная работа по патриотическому воспитанию с 201 школой Санкт-Петербурга, где открыт музей, посвященный «Л-3».

Перестройка российского образования сопровождается появлением новых научных направлений. Так, на базе педагогики развивается ее инновационная форма -кинопедагогика. В рамках данного направления организуются обучающие вебинары «Практическая кинопедагогика: практика, методика, ресурсы». В рамках образова-

тельно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» планируется проведение. Всероссийского фестиваля методических разработок по кинопедагогике «Лента памяти» для педагогических работников. «Цель фестиваля - поиск и продвижение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством художественных форм киноискусства»1.

В 2023 г. увеличилось число желающих поступить в педагогические вузы. По информации Минпросвещения, количество заявлений от абитуриентов выросло на 90 тыс. по сравнению с 2022 г. и составило 355 тыс. Это свидетельствует о популярности профессии педагога, готовности молодежи принять активное участие в перестройке российского образования, а следовательно, об успешном осуществлении комплексной программы «Учитель будущего поколения России».

Выводы

В Год педагога и наставника происходит модернизация и оптимизация системы образования в соответствии с запросом общества по созданию собственной национальной школы. Анализируется и обобщается советский опыт - фундамент для инноваций сегодняшней перестройки. Происходит укрепление единого образовательного пространства и практико-ориентированной подготовки педагогов. Осуществляется взаимопроникновение научного и личностно-ориентированного подхода в общей работе вузов. Ключевым действующим элементом системы образования является преподаватель как носитель знаний, традиций российской высшей школы, ретранслятор ценностей.

Список источников

Ендовицкий Д. А. Год педагога и наставника: миссия преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 5-11.

Итоги реализации проекта «Учитель будущего поколения России». 26 декабря 2022 г. URL: https://nspu.ru/news/itogi-realizatsii-proekta-uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii (дата обращения: 14.08.2023).

Календарь мероприятий Года педагога и наставника. URL: https://prof-sferum.ru/calendar-events (дата обращения: 14.08.2023).

Корсакова А. А. Преемственность системы общего, дополнительного и профессионального образования как механизм формирования социальной креативности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2020. Т. 26, № 4. С. 25-32.

Корсакова А. А. Разработка и реализация воспитательной программы вуза в контексте формирования социальной креативности студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 237-248.

1 Всеросийский фестиваль методических разработок по кинопедагогике «Лента памяти». URL: https://xn--80aaiacfuflh0amej.xn--p1ai/lenta pamyati (дата обращения 14.08.2023)._

Ладыжникова В. И., Ладыжникова Т. Д. Коммуникативный курс немецкого языка для начинающих: дополнительная общеразвивающая программа. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2023. 22 с.

Ладыжникова Т. Д. К вопросу о становлении теории межкультурной коммуникации в отечественной науке // Две Родины живут в душе...: книга воспоминаний о Eлене Семеновне Швгородовой / под редакцией Г. М. Макаровой., А. А. Петрова., С. А. Попов-Сэмен Тумата. Якутск: Бичик, 2013. С. 122-127.

Ладыжникова Т. Д., Ладыжникова В. И. Швый подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в контексте трансформации российского образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 190-200.

Лихолетова И. В. Золотые имена Герценовского университета // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 6 (92). С. 71-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zolotye-imena-gertsenovskogo-universiteta (дата обращения: 14.08.2023).

Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». URL: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 14.08.2023).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Endovitskii D. A. God pedagoga i nastavnika: missiia prepodavatelia vysshei shkoly [The Year of Teachers and Mentors: The Mission of the Higher Education Teacher]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Problemy vysshego obrazovaniia [Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education], 2023, no. 1, pp. 5-11.

Itogi realizatsii proekta "Uchitel' budushchego pokoleniia Rossii". 26 dekabria 2022 g. [Results of the project implementation "Teacher of Russia's Future Generation". 26 December 2022]. Available at: https://nspu.ru/news/itogi-realizatsii-proekta-uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii (accessed: 14.08.2023).

Kalendar' meropriiatii Goda pedagoga i nastavnika [Activity calendar of the Year of Teachers and Mentors]. Available at: https://prof-sferum.ru/calendar-events (accessed: 14.08.2023).

Korsakova A. A. Preemstvennost' sistemy obshchego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obra-zovaniia kak mekhanizm formirovaniia sotsial'noi kreativnosti lichnosti [Continuity of the system of general, additional and professional education as a mechanism for the formation of the social creativity of the individual]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, no. 4, pp. 25-32.

Korsakova A. A. Razrabotka i realizatsiia vospitatel'noi programmy vuza v kontekste formirovaniia sotsial'noi kreativnosti studentov [Development and implementation of the mentoring program at university in the context of the social creativity formation among students]. Vestnik Cherepo-vetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2023, no. 3 (114), pp. 237-248.

Ladyzhnikova V. I., Ladyzhnikova T. D. Kommunikativnyi kurs nemetskogo iazyka dlia na-chinaiushchikh: dopolnitel'naia obshcherazvivaiushchaia programma [Communicative course of the German language for beginners: additional comprehensive programme]. St Petersburg: Knizhnyi dom, 2023. 22 p.

Ladyzhnikova T. D. K voprosu o stanovlenii teorii mezhkul'turnoi kommunikatsii v otechestven-noi nauke [To the development of intercultural communication theory in Russian science]. Dve Rodiny zhivut v dushe...: kniga vospominanii o Elene Semenovne Novgorodovoi [Two Homelands

live in the soul...: a book of memoirs about Elena Semyonovna Novgorodova; ed. by G. M. Makarovoi., A. A. Petrova., S. A. Popov-Semen Tumata]. Iakutsk: Bichik, 2013, pp. 122-127.

Ladyzhnikova T. D., Ladyzhnikova V. I. Novyi podkhod v obuchenii inostrannomu iazyku stu-dentov neiazykovykh spetsial'nostei v kontekste transformatsii rossiiskogo obrazovaniia [A new approach to teaching a foreign language to students of non-linguistic majors in the context of the Russian education transformation]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2023, no. 4 (115), pp. 190-200.

Likholetova I. V. Zolotye imena Gertsenovskogo universiteta [Golden names of Herzen University]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University], 2011, no. 6 (92), pp. 71-76. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7zolotye-imena-gertsenovskogo-universiteta (accessed: 14.08.2023).

Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii V. V. Putina ot 27 iiunia 2022 g. № 401 «O provedenii v Rossiiskoi Federatsii Goda pedagoga i nastavnika» [Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin of 27 June 2022 No. 401 "On the Year of Teachers and Mentors in the Russian Federation"]. Available at: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (accessed: 14.08.2023).

Сведения об авторах

Татьяна Дмитриевна Ладыжникова - кандидат химических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-8721-5412, tatlad48@yandex.ru, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (д. 48, наб. р. Мойки, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия); Tatiana D. Ladyzhnikova - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-8721-5412, tatlad48@yandex.ru, The Herzen State Pedagogical University of Russia (48, nab. r. Moiki, 191186 St Petersburg, Russia).

Валентина Ивановна Ладыжникова - старший преподаватель; https://orcid.org/0000-00027752-0886, ladyzhnikova@yandex.ru, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (д. 48, наб. р. Мойки, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия); Valentina 1 Ladyzhnikova - Senior Lecturer; https://orcid.org/0000-00027752-0886, ladyzhniko-va@yandex.ru, The Herzen State Pedagogical University of Russia (48, nab. r. Moiki, 191186 St Petersburg, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Claimed contribution of authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there are no conflicts of interest.

Статья поступила в редакцию 28.08.2023; одобрена после рецензирования 26.09.2023; принята к публикации 06.10.2023.

The article was submitted 28.08.2023; Approved after reviewing 26.09.2023; Accepted for publication 06.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.