Научная статья на тему 'РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЛИМПИАДНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулов А. П.

Школьные предметные олимпиады как на уровне организации, так и на уровне экспертной проверки работ не могут мыслиться без прямого участия университета. Цель нашего исследования заключается в изучении роли высшей школы в функционировании олимпиадного движения. Актуальность обусловлена необходимостью определить участие вузов в олимпиадной подготовке. Было проведено анкетирование студентов первого курса бакалавриата факультета управления и политики МГИМО МИД России, которые принимали участие в школьных олимпиадах. В результате мы пришли к выводу о том, что участие в школьном олимпиадном движении помогает развивать способность к творчеству и научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIVERSITY ROLE IN THE OLYMPIAD MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN

School subject Olympiads, both at the level of organization and at the level of expert verification of work, should be analyzed taking into consideration university involvement, therefore, the purpose of our research is to study the role of higher education in the Olympiad movement, and the relevance is determined by the need to comprehend the participation of universities in Olympiad training. A survey of first-year undergraduate students of the Faculty of Management and Politics of the MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, who took part in Olympiads at school, was conducted; as a result, we conclude on a positive correlation between creativity and research activity and participation in the school Olympiad movement

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 208-223. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 208-223.

Научная статья УДК 371.321

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-17

Роль университета в олимпиадном движении школьников

Артем Петрович Гулов

Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия

gulov@tea4er.org, https://orcid.org/0000-0001-7192-5316

Аннотация. Школьные предметные олимпиады как на уровне организации, так и на уровне экспертной проверки работ не могут мыслиться без прямого участия университета. Цель нашего исследования заключается в изучении роли высшей школы в функционировании олимпиадного движения. Актуальность обусловлена необходимостью определить участие вузов в олимпиадной подготовке. Было проведено анкетирование студентов первого курса бакалавриата факультета управления и политики МГИМО МИД России, которые принимали участие в школьных олимпиадах. В результате мы пришли к выводу о том, что участие в школьном олимпиадном движении помогает развивать способность к творчеству и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: одаренные дети, развитие одаренности, предметные олимпиады, олим-пиадное движение, университет, довузовская подготовка, олимпиадная подготовка Для цитирования: Гулов А. П. Роль университета в олимпиадном движении школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 208-223. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-17.

The university role in the Olympiad movement of schoolchildren

Artem P. Gulov

Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia

gulov@tea4er.org, https://orcid.org/0000-0001-7192-5316

Abstract. School subject Olympiads, both at the level of organization and at the level of expert verification of work, should be analyzed taking into consideration university involvement, therefore, the purpose of our research is to study the role of higher education in the Olympiad movement, and the relevance is determined by the need to comprehend the participation of universities in Olympiad

® Гулов А. П., 2023

training. A survey of first-year undergraduate students of the Faculty of Management and Politics of the MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, who took part in Olympiads at school, was conducted; as a result, we conclude on a positive correlation between creativity and research activity and participation in the school Olympiad movement.

Keywords: gifted children, development of giftedness, subject olympiads, olympiad movement, university, pre-university preparation, olympiad preparation

For citation: Gulov A. P. The university role in the Olympiad movement of schoolchildren. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 208-223. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-17.

Введение

Всероссийское олимпиадное движение школьников напрямую связано с деятельностью высшей школы. Академик В. А. Садовничий в своей речи 2009 года, посвященной миссии педагогического сообщества, цитирует основателя Московского государственного университета: «Размышляя о создании университета в Москве, М. В. Ломоносов писал: «Университет без гимназии - что пашня без семян». Далее ученый утверждает: «Сегодня можно перефразировать Ломоносова так: «Университет без школьных олимпиад как пашня без семян»1. Актуальность этих слов подтверждается временем. В России сложилась и успешно функционирует двухъярусная система проведения олимпиад: 1) всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам2 под прямым патронажем Министерства просвещения, 2) вузовские олимпиады по огромному количеству направлений (включая междисциплинарные проекты и конкурсы по предметам, не входящим в школьную программу), которые курирует Российский совет олимпиад школьников3 под председательством Президента Российского Союза ректоров В. А. Садовничего. Профессор А. Г. Егоров, по итогам олимпиадных мероприятий в 2017 году на базе Смоленского государственного университета, утверждает: «Проведение олимпиады способствовало выявлению и развитию у учащихся творческого потенциала и стимулированию интереса к научно-исследовательской деятельности, оказало поддержку одаренным детям, в том числе содействовало их профессиональной ориентации и определению перспектив для продолжения образования»4. Таким образом, образовательный трек «школа-университет» должен и может стабильно функционировать, обеспечиваться и под-

1 Садовничий В. А. Ответственнейшая миссия педагогического сообщества // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 5. С. 5.

2 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.06.2022 № 566 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207220037 (дата обращения: 02.04.2023).

3 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2022 № 828 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209300006 (дата обращения: 02.04.2023).

4 Егоров А. Г., Савченкова Н. Н. Всероссийская олимпиада школьников 2017 года в Смоленском государственном университете // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 2 (38). С. 327.

держиваться олимпиадным движением. Олимпиады не только проверяют предметные знания, но и требуют от школьников креативного мышления, метапредметных навыков, творческого подхода к проблемным ситуациям1. Министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов на встрече в Московском государственном университете с победителями международных олимпиад в 2022 году говорит о необходимости «создать систему сопровождения одаренных школьников, чтобы они реализовали себя в той профессии, которую они избрали»2. Вуз и школа - две стороны одной медали российского образования: обучение начинается за школьной партой, а заканчивается в студенческой аудитории. Роль университета в развитии школьных предметных олимпиад колоссальна - олимпиады зародились на кафедрах отечественных вузов для того, что привлечь интерес подростков к получению высшего образования3. Напомним, что в советское время диплом высшего учебного заведения открывал возможности для карьерного роста, но при этом рабочие профессии также считались почетными. Вуз боролся за своего абитуриента с развитой сетью учреждений среднего профессионального образования, и олимпиады были средством продвижения бренда университета, наглядно демонстрирующего школьникам принципы научно-технического творчества4. В 20-е годы XXI века происходит массовый бум участия в олимпиадном движении: несколько миллионов школьников проходят через школьный и муниципальный этапы, некоторые ребята пробуют свои силы в разных направлениях. Широкий интерес общественности обнажает проблемы как теоретического осмысления принципов олимпиадного движения, так и практических методов подготовки. Вуз принимает социальный заказ общества и государства и проводит олимпиады, которые влияют на формирование нужных навыков и компетенций у абитуриента5. Массовая школа к такому не готова. Школа как общественный институт является консервативной организацией, и с трудом меняет свой облик и принципы существования и функционирования6. Только серьезные инициативы, выдвигаемые «сверху» и под подпись ответственных лиц, могут способство-

1 Авдеюк О. А., Дружинина Л. В., Лемешкина Н. Г. и др. Проблемы и методы их решения при подготовке школьников к участию в олимпиадах по информатике // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 4. С. 60-64.

2 Сергей Кравцов: «В России будет создана система сопровождения победителей международных олимпиад». URL: https://edu.gov.ru/press/5517/sergey-kravcov-v-rossii-budet-sozdana-sistema-soprovozhdeniya-pobediteley-mezhdunarodnyh-olimpiad/ (дата обращения: 02.04.2023).

3 Ерёмин В. В., Гладилин А. К. Международная химическая олимпиада школьников и ее роль в химическом образовании // Российский химический журнал. 2011. Т. 55. № 4. С. 57-63.

4 Гдалина Т. Г., Гдалин Д. А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 138-148.

5 Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Становление и развитие олимпиадного педагогического движения в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 4 (46). С. 178-181.

6 Бережнова Е. В. Развитие концептуальных представлений о содержании образования (к 90-летию со дня рождения В. В. Краевского) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 1

(37). С. 29-36.

вать значимым изменениям. Однако подготовка к олимпиадам требует другого подхода к образованию в целом: только творческие личности, креативно мыслящие педагоги могут научить своих воспитанников создавать, испытывать радость творчества, меняться под воздействием культуры и науки1. Таким образом, в современной образовательной парадигме возникает следующее противоречие: несмотря на очевидную взаимосвязь школьного образования с университетскими принципами и практиками в рамках реализации предметных олимпиад, такая подготовка в основном осуществляется силами самих школ, без должной поддержки университета. Однако олимпиадное движение существует на стыке «школа-вуз». Необходимо проследить взаимосвязь между проведением школьных олимпиад и университетской поддержкой в таких образовательных практиках, поэтому цель нашего исследования заключается в изучении роли университета в олимпиадном движении. Принимая во внимание слова В. А. Садовничего о важности для университета школьных олимпиад, необходимо выяснить, может ли система олимпиад функционировать без поддержки университета: его ресурсов, научного поиска, универсального знания? В нашем понимании в развертывании олимпиадного движения отражается идея университета в самом широком смысле.

Основная часть

Работая над исследованием, мы использовали симбиоз теоретических и эмпирических методов. Методологически статья опирается на принципы системного, дея-тельностного, аксиологического и культурологического подходов. Среди теоретических методов выделим анализ и обобщение информации из разных научных источников: журнальных статей, тезисов конференций, диссертаций по теме исследования, а также категоризацию. На эмпирическом уровне нами были изучены нормативные акты и сайты министерств и операторов, проводящих школьные всероссийские олимпиады по всем 24 предметам. Для подтверждения наших выводов было проведено анкетирование студентов первого курса факультета управления и политики МГИМО МИД России, где выборка составила 117 человек. Для МГИМО, несмотря на международный характер научно-исследовательской деятельности, лингвистические олимпиады не являются профильными. Однако интеллектуальные состязания по истории, правоведению, обществознанию, а также другие, в том числе междисциплинарные проекты из Перечня Министерства науки и высшего образования, приносят академические льготы. Напомним, что в МГИМО также проводятся олимпиады для иностранных граждан, которые планируют учиться в России в рамках международного сотрудничества. Результаты таких интеллектуальных состязаний позволяют отбирать лучших зарубежных абитуриентов, которые получают право быть зачисленными вне конкурса. Такая практика позволяет не полагаться на образовательные сертификаты других государств, а провести самостоятельный отсев будущих студентов, продемонстрировать стандарты качества знаний для следующих

1 Алексашина И. Ю. Инновации в системе оценки качества образования: от метапредмет-ных результатов образовательной деятельности к функциональности грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. 2021. № 3 (33). С. 64-70.

поколений абитуриентов путем публикации заданий прошлых лет. В рамках анкетирования мы ставили целью выяснить взаимосвязь между академической успеваемостью в рамках обучения на программах бакалавриата и участием в олимпиадах во время обучения в школе. Респонденты были опрошены в феврале - марте 2023 года, когда итоговые результаты первой сессии были отражены в ведомостях успеваемости.

Обзор научной литературы в целом показал широкую разработанность олим-пиадной тематики. Так, отдельные исследователи указывают на связь школьных олимпиад с университетом и его развитием1. Изучение международных олимпиад как драйвера развития национальных интеллектуальных состязаний привлекает внимание некоторых ученых2. В фокусе внимания оказываются вопросы развития олимпиады как бренда и ее воспитательного потенциала3. Мы также изучили работы авторов, анализировавших олимпиадное движение с целью определить показатели качества образования в рамках отдельного региона4. В нашей работе в качестве ис-точниковой базы были исследованы нормативные документы и приказы Министерства просвещения5. Контекст современного образования и анализ его трансформации в текущих социокультурных реалиях мы исследовали для понимания педагогической среды, в которой функционирует современное олимпиадное движение6.

Выделим следующие точки соприкосновения университета и школы при реализации школьных предметных олимпиад:

1. Организация интеллектуальных состязаний: ряд испытаний, в том числе заключительные этапы всероссийской олимпиады школьников по всем 24 предметам, организовываются на площадках вузов с привлечением профессорско-преподавательского состава.

2. Разработка заданий и критериев: многие представители предметных методи-

1 Попов А. И., Пучков Н. П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater: Вестник высшей школы. 2017. № 6. С. 65-71.

2 Baker L., Labuschagne P., Katende J. et al. Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance to students and teachers. // ZDM - Mathematics Education. 2022. No. 54. P. 1027-1042. URL: https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5 ( дата обращения: 02.04.2023).

3 Пустыльник Ю. Ю., Пустыльник М. Л., Вержбицкая С. В. Воспитательный потенциал бренда Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 82-97. DOI 10.24412/2071-6427-2022-1-82-97. EDN UQXCYY.

4 Вдовина Т. О., Карасёв С. А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2019. № 1 (282). С. 30-33.

5 Приказ Минпросвещения России от 01 марта 2023 г. № 149 «Об утверждении составов жюри заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, проводимой в 2022/23 учебном году по каждому общеобразовательному предмету». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f31e21d08e91ceb257517ad70c15ff5/ (дата обращения: 02.04.2023).

6 Gaspar M., Fauring P. Losada Falk M. E. The Iberoamerican mathematics olympiad, competition and community. // ZDM - Mathematics Education. 2022. No. 54. P. 1059-1071. URL: https://doi.org/10.1007/s11858-022-01338-6 (дата обращения: 02.04.2023).

ческих комиссий, включая Центральную (ЦПМК), имеют аффилиацию с учреждениями высшей школы.

3. Обеспечение экспертизы: жюри проверяет творческие работы участников по разработанным критериям, равно как и преподаватели вузов содействуют решению конфликтных ситуаций при апелляции.

4. Подготовка к олимпиадам проходит с использованием ресурсов высшей школы: в вузах создаются кафедры довузовской подготовки, остепененные сотрудники и аспиранты приглашаются к работе в локальных центрах развития одаренности.

5. Мотивацией к участию являются также академические льготы. Большое количество олимпиадников нацелены на то, чтобы занять призовое место. Диплом, выданный по результатам олимпиады, становится преимуществом при поступлении в вуз.

Таким образом, олимпиадное движение в вузе организуется для обучения специалиста, который гарантированно продолжит образовательную деятельность в родном вузе. В табл. 1 и 2 возможно проследить деятельность вузовских сотрудников при организации заключительного этапа ВСОШ по 24 предметам в 2022 - 2023 учебном году.

Таблица 1

Операторы заключительных этапов

Предмет Площадка Сайт

1 2 3

Английский Московский государственный https://english2023. linguanet. ru/

язык лингвистический университет

Астрономия ФТ «Сириус» https://astro2023.siriusolymp.ru/

Биология Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва https://vsoshbio2023.edurm.ru/

География Нижегородский государствен- https://mininuniver.ru/training/estestven

ный педагогический универси- no-geograficheskij-

тет им. К. Минина fakultet/geography/olimpiada-po-geografii-2023

Информатика Тюменский индустриальный https://www.tyuiu.ru/abitur/olymp/vsosh

университет /

Искусство ГАОУ «Республиканский олим- http://kazanvsosh. olimprocrt.ru/

(МХК) пиадный центр», Татарстан

Испанский Московский государственный https://espanol2023.linguanet.ru/

язык лингвистический университет

Продолжение табл. 1

1 2 3

История Псковский государственный университет https://pskovsu.com/pskovolymp2023

Итальянский язык Московский государственный лингвистический университет https://italiano2023.linguanet.ru/

Китайский язык Московский государственный лингвистический университет https://chinese2023.linguanet.ru/

Литература Гимназия им. Е. М. Примакова, Московская область https://litr. olympmo.ru/

Математика ФТ «Сириус» https://math2023.siriusolymp.ru/

Немецкий язык ГАУ ДПО Самарской области «Институт развития образования» https://iro63.ru/detskaya-odarennost/zaklyuchitelnyy-etap-vserossiyskoy-olimpiady-shkolnikov-po-nemetskomu-yazyku-22-23/

ОБЖ Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике «Антарес» https://antareskbr.ru/vsosh_obzh_2023 /

Общество-знание Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова https://www.ulspu.ru/universitet-i- obshchestvo/all_rus_olimp_school/obs hchestvo/open/

Право Уфимский университет науки и технологий https://uust.ru/law-olymp/

Русский язык Нетиповая образовательная организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» https://zsfond.ru/vsosh/zaklyuchitelnyj -etap/russkij -yazyk-zaklyuchitelnyj -etap/

Технология ГАОУ «Республиканский олим-пиадный центр», Татарстан http://kazanvsosh.olimprocrt.ru/

Физика Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого https://physolymp23.spbstu.ru/

Физкультура Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина https://mininuniver.ru/training/physical -education/zaklyuchitelnyj -etap-vserossij skoj -olimpiady-shkolnikov-po-fizicheskoj-kulture

Французский язык Российский университет дружбы народов https://frencholymp.rudn.ru/

Химия ФТ «Сириус» https://chem2023.siriusolymp.ru/

Экология ГАОУ «Республиканский олим-пиадный центр», Татарстан http://kazanvsosh.olimprocrt.ru/

Экономика Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://vseros.hse.ru/

Из данных табл. 1 следует, что 14 заключительных этапов из 24 прошли на площадках различных университетов (58 %). В табл. 2 мы анализируем аффилиацию самых значимых лиц на олимпиаде - председателя жюри, председателя центральной предметно-методической комиссии и председателя апелляционной комиссии. Отметим, что достаточно часто председатель ЦПМК одновременно являлся и председателем жюри, в некоторых случаях в этой роли фигурировали их заместители. При суммарном анализе аффилиации по всем позициям выясняется, что более 90 % являются представителями высшей школы и имеют как минимум кандидатскую степень.

Таблица 2

Интеллектуальный ресурс вузов на заключительном этапе

Предмет Аффилиация председателя жюри Аффилиация председателя ЦПМК Аффилиация председателя апелляционной комиссии

1 2 3 4

Английский язык Московский государственный лингвистический университет Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Российский государственный гуманитарный университет

Астрономия Институт космических исследований Российской академии наук Институт космических исследований Российской академии наук Фонд «Талант и успех» (Сириус)

Биология Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ГБУ РМ «Центр оценки качества образования - «Перспектива», Мордовия

География Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Гимназия № 446, Санкт-Петербург

Информатика Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО

Искусство (МХК) Московский педагогический государственный университет Московский педагогический государственный университет Казанский государственный институт культуры

Испанский язык Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

История Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

Итальянский язык Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет

Китайский язык Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет

Литература Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Школа «Образ», Московская область

Математика Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Немецкий язык Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет Московский государственный лингвистический университет

ОБЖ Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова «Институт стратегии развития образования российской академии образования» Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

Обществозна-ние Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

Право Арбитражный суд Республики Башкортостан Московский государственный юридический университет им. О. Е Кутафина Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина

Русский язык Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева Московский педагогический государственный университет Московский педагогический государственный университет

Технология Московский государственный областной педагогический университет Государственный социально-гуманитарный университет Казанский (Приволжский) федеральный университет

Физика Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Физкультура Московский государственный юридический университет им. О. Е Кутафина Московский государственный юридический университет им. О. Е Кутафина Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Французский язык Российский университет дружбы народов Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Химия Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Казанский (Приволжский) федеральный университет

Экология Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт биологии развития им. Н. К. Кольцова Российской академии наук Российский университет дружбы народов

Экономика Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Проведенное анкетирование среди первокурсников бакалавриата факультета управления и политики МГИМО позволило оценить отношение студентов к их академической успеваемости в зависимости от наличия олимпиадного опыта. Нам было важно опросить успешных студентов, поэтому в нашей выборке представлены только те обучающиеся, которые по итогам первой сессии не имели академической задолженности ни по одной дисциплине.

Первый вопрос анкеты был направлен на выявление участия студентов в школьных олимпиадах. При общем количестве респондентов 117 человек, 73 из них указали, что принимали участие в региональном этапе и выше (62 %), при это все 100 % опрошенных участвовали в школьном и муниципальном туре, с различной степенью успеха.

Таблица 3

Распределение участников по предметам на муниципальном туре

Предмет Количество участников

История 92 %

Обществознание 86 %

Русский язык 73 %

Экономика 72 %

Английский язык 60 %

Право 58 %

Продолжение табл. 3

Предмет Количество участников

Французский язык 29 %

Литература 12 %

Искусство (МХК) 12 %

Китайский язык 3 %

Исходя из данных табл. 3 становится очевидным, что в лидерах опроса находятся профильные предметы для факультета, хотя некоторые участники и обнаружили в себе способности к литературе и искусству наравне с лингвистическими способностями к разным языкам. Отметим, что среди опрошенных 1 человек стал двукратным призером заключительного этапа по английскому языку.

Второй вопрос анкетирования звучал следующим образом: «Помогают ли вам полученные знания в вашей учебе?». Результат - 82 % утвердительно, 18 % - отрицательно. Очевидно, что некоторые участники не видят прямой пользы в участии в олимпиадах по непрофильным для их специальности предметам.

Третий вопрос касался приобретенных метапредметных навыков: «Помогает ли вам полученный опыт при подготовке к олимпиадам (универсальные навыки, soft skills)?» Абсолютное большинство участников выразили согласие с данным утверждением - 91 % опрошенных. В беседе выяснилось, что оставшиеся 9 % считают, что подобные навыки не могут напрямую ассоциироваться с участием в олимпиад-ном движении, а могут приобретаться на уроках или за счет других форм внеурочной деятельности. При этом они согласились с тем, что участие в олимпиадах является важным.

Четвертый вопрос касался творческого потенциала: «Помогло ли участие в олимпиадах раскрыть вашу креативность?» Утвердительно ответили 78 %, отрицательно - 22 %. Последний - пятый - вопрос звучал следующим образом: «Является ли участие в олимпиадном движении значимым фактором для успешной учебы в университете?» Большинство респондентов (92 %) дали положительный ответ на данный вопрос.

Отметим, что в фокусе нашего лонгитюдного исследования находятся олимпиады по английскому языку, поэтому мы сочли важным уточнить результативность участников по данному предмету. Выборка составила 71 человек, то есть 60 % от общего числа респондентов. В ходе беседы выяснилось, что 70 % опрошенных имеют рейтинг по английскому языку как минимум 75 %, что в образовательной системе МГИМО соответствует оценке «4» по пятибалльной шкале.

Выводы

Таким образом, в рамках нашего исследования удалось определить важнейшую роль университетов в создании и обеспечении функционирования олимпиадного движения на всех этапах - от составления заданий и их проверки до организации конкурсных состязаний на платформе учреждений высшей школы. Соответственно, возникает потребность переосмыслить принципы олимпиадной подготовки. В со-

временном образовании участие вузовских преподавателей в обучении школьников обеспечивается за счет сотрудничества со школами и центрами дополнительного образования, в рамках которого профессорско-преподавательский состав университета выступает в роли олимпиадного тренера. Подход тренеров к подготовке базируется на следующих принципах: 1) отбор сильных учеников, которые владеют предметными знаниями на высоком уровне, 2) формирование и развитие креативного мышления, умение работать в условиях междисциплинарности и неопределенности условий, 3) развитие метапредметных навыков, умение работать в стрессовых условиях, быстро решать задачи.

В некоторых регионах создаются постоянно действующие центры развития одаренности, которые привлекают сотрудников вузов для работы с талантливыми школьниками (Москва, Татарстан, Мордовия и др.). Однако в рамках нашего исследования мы приходим к выводу о необходимости создания таких центров непосредственно на базе университетов. Во многих учреждениях высшей школы уже созданы кафедры довузовской подготовки, которые ведут профориентационную работу и подготовку к государственной итоговой аттестации. Мы считаем, что повсеместно должны создаваться вузовские лаборатории олимпиадного движения, которые будут отвечать как за создание перечневых олимпиад, так и за подготовку школьников ко всем интеллектуальным состязаниям. Такие центры уже функционируют в МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, МИФИ и других ведущих вузах, которые являются центром притяжения талантливой молодежи. Отметим, что создание подобных лабораторий сможет поднять уровень науки в сфере изучения одаренности в отечественной педагогике. Важным видится увеличение доли вузов, которые принимают участие в разработке заданий, создании межрегиональных рабочих групп для написания и апробирования учебно-методических пособий для олимпиадной подготовки. Олимпиады зародились в московских университетах, однако для обеспечения массовой подготовки одаренных ребят всему академическому сообществу из разных регионов страны необходимо включаться в олимпиадное движение на правах самого важного актора.

В рамках нашего исследования мы также пришли к выводу о важной роли университета для олимпиадного движения в отечественной педагогике. Выявлено, что вузовские преподаватели принимают активное участие во всех этапах составления и проверки олимпиадных комплектов. Вузовские преподаватели являются интеллектуальным ресурсом, способным обеспечивать развитие творческих способностей и креативности у молодежи.

Мы проследили организацию заключительных туров всероссийской олимпиады школьников и определили, что данные мероприятия часто проходят на площадках вузов и практически всегда профессорско-преподавательский состав выступает в качестве жюри. Мы приходим к выводу о необходимости создавать лаборатории по развитию одаренности и поиску талантов в каждом вузе страны. На базе высшей школы необходимо не только организовывать олимпиады и проверять ответы участников. Университет должен также активно участвовать в подготовке. При этом проведенное нами эмпирическое исследование (анкетирование первокурсников факультета управления и политики МГИМО) позволило выявить очевидную взаимосвязь

между участием в олимпиадах во время обучения в школе и академической успеваемостью. Олимпиады готовят к плавному переходу от школьной скамьи к вузовской лекционной аудитории, приучают к самостоятельным научным изысканиям, планированию учебной деятельности, заставляют работать на результат в условиях серьезной конкуренции. Вчерашний олимпиадник - успешный студент, а в будущем и серьезный специалист по выбранной специальности. Возвращаясь к идее «пашни», подведем итоги. Огромное количество талантливых школьников получат импульс к развитию, если им будет предоставлена возможность прочувствовать академическую атмосферу.

Список источников

Авдеюк О. А., Дружинина Л. В., Лемешкина Н. Г. и др. Проблемы и методы их решения при подготовке школьников к участию в олимпиадах по информатике // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 4. С. 60-64.

Алексашина И. Ю. Инновации в системе оценки качества образования: от метапредмет-ных результатов образовательной деятельности к функциональности грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. 2021. № 3 (33). С. 64-70.

Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Становление и развитие олимпиадного педагогического движения в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 4 (46). С. 178-181.

Бережнова Е. В. Развитие концептуальных представлений о содержании образования (к 90-летию со дня рождения В. В. Краевского) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 1 (37). С. 29-36.

Вдовина Т. О., Карасёв С. А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2019. № 1 (282). С. 30-33.

Гдалина Т. Г., Гдалин Д. А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 138-148.

Егоров А. Г., Савченкова Н. Н. Всероссийская олимпиада школьников 2017 года в Смоленском государственном университете // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 2 (38). С. 327-329.

Ерёмин В. В., Гладилин А. К. Международная химическая олимпиада школьников и ее роль в химическом образовании // Российский химический журнал. 2011. Т. 55. № 4. С. 57-63.

Попов А. И., Пучков Н. П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной среды // Alma mater: Вестник высшей школы. 2017. № 6. С. 65-71.

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.06.2022 № 566 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207220037 (дата обращения: 02.04.2023).

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2022 № 828 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209300006 (дата обращения: 02.04.2023).

Приказ Минпросвещения России от 01 марта 2023 г. № 149 «Об утверждении составов

жюри заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, проводимой в 2022/23 учебном году по каждому общеобразовательному предмету». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f31 e21d08e91 ceb257517ad70c 15ff5/ (дата обращения: 02.04.2023).

Пустыльник Ю. Ю., Пустыльник М. Л., Вержбицкая С. В. Воспитательный потенциал бренда Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 82-97. DOI 10.24412/2071-6427-2022-1-82-97.

Садовничий В. А. Ответственнейшая миссия педагогического сообщества // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова 2009. Т. 15. № 5. С. 3-6.

Сергей Кравцов: «В России будет создана система сопровождения победителей международных олимпиад». URL: https://edu.gov.ru/press/5517/sergey-kravcov-v-rossii-budet-sozdana-sistema-soprovozhdeniya-pobediteley-mezhdunarodnyh-olimpiad/ (дата обращения: 02.04.2023).

Baker L., Labuschagne P., Katende J. et al. Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance to students and teachers. // ZDM Mathematics Education. 2022. No. 54. P. 1027-1042. URL: https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5 (дата обращения: 02.04.2023).

Gaspar M., Fauring P. Losada Falk M. E. The Iberoamerican mathematics olympiad, competition and community // ZDM Mathematics Education. 2022. No. 54. P 1059-1071. URL: https://doi.org/10.1007/s11858-022-01338-6 (дата обращения: 02.04.2023).

References

Aleksashina I. Ju. Innovacii v sisteme ocenki kachestva obrazovanija: ot metapredmetnyh rezu-l'tatov obrazovatel'noj dejatel'nosti k funkcional'nosti gramotnosti shkol'nikov [Innovations in the system of assessing the quality of education: from metasubject results of educational performance to functional literacy of schoolchildren]. Pedagogicheskaja nauka i praktika [Pedagogical science and practice], 2021, no. 3 (33), pp. 64-70.

Arifulina R. U., Katushenko O. A. Stanovlenie i razvitie olimpiadnogo pedagogicheskogo dvizheniia v Rossii [Formation and development of Olympiad pedagogical movement in Russia]. Izvestiia Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki (teoriia i metodika professional'nogo obrazovaniia) [The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education)], 2018, no. 2, pp.178—181.

Avdeiuk O. A., Druzhinina L. V., Lemeshkina N. G. i dr. Problemy i metody ikh resheniia pri podgotovke shkol'nikov k uchastiiu v olimpiadakh po informatike [Problems of preparing students for school contest in Informatics and problem-solving methods]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologues], 2017, no. 4, pp. 60—64.

Baker L., Labuschagne P., Katende J. et. al. Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance to students and teachers. ZDM Mathematics Education, 2022, no. 54, pp. 10271042. Available at: https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5 (accessed: 02.04.2023).

Berezhnova E. V. Razvitie kontseptual'nykh predstavlenii o soderzhanii obrazovaniia (k 90-letiiu so dnia rozhdeniia V. V. Kraevskogo) [Developing the concept of education content: commemorating the 90th birth anniversary of V. V. Kraevsky]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk [The Psychological and Pedagogical Search], 2016, no. 1 (37), pp. 29—36.

Egorov A. G., Savchenkova N. N. Vserossiiskaia olimpiada shkol'nikov 2017 goda v Smo-lenskom gosudarstvennom universitete [All-Russian School Olympiad 2017 at Smolensk State University] . Izvestiia Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestia of Smolensk State University], 2017, no. 2 (38), pp. 327—329.

Eremin V. V., Gladilin A. K. Mezhdunarodnaia khimicheskaia olimpiada Shkolnikov i ee rol' v khimicheskom obrazovanii [International Chemistry Olympiad and its role in chemical educa-

tion]. Rossiiskii khimicheskii zhurnal [Russian Journal of General Chemistry], 2011, vol. 55, no. 4, pp. 57-63.

Gaspar M., Fauring P. Losada Falk M. E. The Iberoamerican mathematics olympiad, competition and community. ZDM Mathematics Education, 2022, no. 54, pp. 1059-1071. Available at: https://doi.org/10.1007/s11858-022-01338-6 (accessed: 02.04.2023).

Gdalina T. G., Gdalin D. A. Intellektual'nye sorevnovaniia shkol'nikov kak forma vyiavleniia i podderzhki talantlivoi molodezhi [Intellectual competitions for schoolchildren as a form of identifying and supporting talented young people]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of the Herzen University], 2013, no. 4, pp. 138-148.

Popov A. I., Puchkov N. P. Studencheskie olimpiady kak sredstvo formirovaniia psikholog-icheskoi gotovnosti k tvorcheskoi deiatel'nosti v usloviiakh konkurentnoi [Students' competitions as means of forming psychological readiness for creative activity under conditions of competitive struggle]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly [Alma mater: Higher School Herald], 2017, no. 6, pp. 65-71.

Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii ot 22.06.2022 № 566 «Ob utverzhdenii Poriadka provedeniia olimpiad Shkolnikov» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 22.06.2022 No. 566 "On Approval of the Procedure for Conducting Schoolchildren Olympiads"]. Available at:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207220037 (accessed: 02.04.2023).

Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii ot 30.08.2022 № 828 «Ob utverzhdenii perechnia olimpiad shkol'nikov i ikh urovnei na 2022/23 uchebnyi god» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 30.08.2022 № 828 "On approval of the list of Schoolchildren Olympiads and their levels for 2022/23 academic year"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209300006 (accessed: 02.04.2023).

Prikaz Minprosveshcheniia Rossii ot 01 marta 2023 g. № 149 «Ob utverzhdenii sostavov zhiuri zakliuchitel'nogo etapa vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov, provodimoi v 2022/23 uchebnom godu po kazhdomu obshcheobrazovatel'nomu predmetu» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 01 March 2023 No 149 "On approval of the jury for the final stage of the All-Russian Schoolchildren Olympiad, held in 2022/23 academic year in each general education subject"]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/0f31e21d08e91ceb257517ad70c15ff5/ (accessed: 02.04.2023).

Pustyl'nik Iu. Iu., Pustyl'nik M. L., Verzhbitskaia S. V. Vospitatel'nyi potentsial brenda Vserossiiskoi olimpiady po iskusstvennomu intellektu [Educative potential of the all-Russian Olympiad on artificial intelligence brand]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2022, no. 1 (77), pp. 82-97. DOI 10.24412/2071 -6427-2022-1-82-97.

Sadovnichii V. A. Otvetstvenneishaia missiia pedagogicheskogo soobshchestva [The most responsible mission of the pedagogical community]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 2009, vol. 15, no. 5, pp. 3-6.

Sergei Kravtsov: «V Rossii budet sozdana sistema soprovozhdeniia pobeditelei mezhdunarod-nykh olimpiad» [Sergei Kravtsov: "Russia will create a system to support winners of international Olympiads"]. Available at: https://edu.gov.ru/press/5517/sergey-kravcov-v-rossii-budet-sozdana-sistema-soprovozhdeniya-pobediteley-mezhdunarodnyh-olimpiad/ (accessed: 02.04.2023).

Vdovina T. O., Karasev S. A. Vserossiiskaia olimpiada shkol'nikov kak pokazatel' razvitiia sis-temy obrazovaniia [All-Russian Olympiad of school children as an index of regional education development]. Izvestiia Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia: Ped-agogicheskie nauki [Izvestia of Voronezh State Pedagogical University. Pedagogical Sciences], 2019, no. 1 (282), pp. 30-33.

Сведения об авторах

Артем Петрович Гулов - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6; https://orcid.org/0000-0001-7192-5316, gulov@tea4er.org, Московский государственный институт международных отношений МИД России (д. 76, пр-т Вернадского, 119454 Москва, Московская область, Россия); Artem P. Gulov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of the English Language № 6; https://orcid.org/0000-0001-7192-5316, gulov@tea4er.org, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (76, pr. Vernadskogo, 119454 Moscow, Russia).

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 03.05.2023; принята к публикации 10.05.2023.

The article was submitted 06.04.2023; Approved after reviewing 03.05.2023; Accepted for publication 10.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.