Высшее образование
УДК 37.01
Индивидуальный образовательный трек участников всероссийской олимпиады школьников в высшей школе
Individual educational track of participants of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in higher education
Гулов А.П., Московский государственный институт международных отношений МИД
России (университет), gulov@tea4er.org
Gulov A., the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of
Russia (university), gulov@tea4er.org
DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.012
Ключевые слова: олимпиада, образовательная траектория, академические конкурсы, реформирование олимпиады.
Keywords: olympiad, educational trajectory, academic competitions, olympiad reforming.
Аннотация. Олимпиадное движение является педагогическим феноменом, в рамках участия в котором одаренные школьники с 9 по 11 классы имеют возможность гарантировать себе льготное поступление в лучшие вузы страны по профилю предмета, в интеллектуальных состязаниях по которому они стали дипломантами. Целью нашей статьи является попытка проследить судьбу олимпиадников после завершения всех академических конкурсов в школе, и проследить их индивидуальный образовательный трек в высшей школе. Опираясь на системный, деятельностный и культурологический подходы, мы применяли эмпирические (опрос, анализ заданий) и теоретические методы (категоризация, обобщение, анализ научной литературы по теме). Нами были опрошены участники заключительных этапов по английскому языку 2017 и 2021 гг., выборка составила по 95 школьников в каждый отчетный год. Нами было выявлено, что фокус академического интереса англистов смещается в сторону социальных, экономических и точных наук, что доказывает важную прикладную роль английского языка как средства международной научной коммуникации. На основании полученных данных нами были предложены векторы развития содержания олимпиад по английскому языку. Так, мы предлагаем использовать задания на перевод с родного на иностранный (и наоборот), внедрить проверку лингвистических знаний о структуре языков, рассмотреть возможность проверки методических знаний, связанных с теорией преподавания английского языка. Данные программные меры могут позволить поднять интерес школьников к педагогической профессии по лингвистическому направлению, при этом подчеркивается важность расширения концепта социокультурной компетенции с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Abstract. The Olympic movement is a pedagogical phenomenon, within the framework of which gifted schoolchildren from grades 9 to 11 have the opportunity to guarantee themselves preferential admission to the best universities in the country in the profile of the subject, in intellectual competitions which they became diploma winners in. The purpose of our article is to try to trace the fate of Olympiad participants after the completion of all academic competitions in school, and to trace their individual educational track in higher school. Based on systemic, activity and cultural approaches, we used empirical (survey, analysis of tasks) and theoretical methods (categorization, generalization, analysis of scientific literature on the topic). We interviewed participants in the final stages in English in 2017 and 2021, the sample was 95 schoolchildren in each reporting year. We have revealed that the focus of the academic interest of Anglists is shifting towards social, economic and exact sciences, which proves the important applied role of English as a means of international scientific communication. Based on the data obtained, we proposed vectors for the development of the content of Olympiads in English. Thus, we propose to use tasks for translation from native to foreign language (and vice versa), to introduce a test of linguistic knowledge about the structure of languages, to consider the possibility of testing methodological knowledge related to the theory of teaching English. These program measures can increase the interest of schoolchildren in the pedagogical profession in the linguistic direction, while emphasizing the importance of expanding the concept of socio-cultural competence based on traditional spiritual and moral values.
Введение. Содержательный компонент олимпиадных заданий оказывает прямое воздействие на портрет выпускника школы-дипломанта интеллектуальных состязаний. Открывая комплекты контрольно-измерительных этапов, мы находим ответы на главные вопросы методики и дидактики - чему учить и как учить, задавшись целью успешного участия. Карьерные возможности элитных молодых специалистов широки, уже на 2 - 3 курсах высшей школы им рады многие крупные компании. Однако, в случае с гуманитарными предметами лингвистического трека, имеет смысл оглядываться назад и задаваться вопросом -какова судьба успешных олимпиадников, как они применяют полученные знания по языку, какие профессии осваивают? Разница между точными и гуманитарными науками очевидна - если математики, физики, химики, информатики в большей части продолжают свой образовательный трек по выбранным предметам, то с иностранными языками возможна смена профиля или совмещение нескольких предметов одновременно. Межкультурная коммуникация носит глобальный характер, а изучение средств ведения такого диалога является прикладным для специалистов технического профиля. В фокусе нашего внимания оказывается английский язык, роль которого в межкультурной коммуникации и международном общении не вызывает сомнений. Всероссийская олимпиада школьников проводится по 6 иностранным языкам, однако именно английский носит глобальную роль в мире, что обуславливает массовость участия в конкурсах именно по этому языку. Целью нашей статьи является анализ дальнейшего образовательного трека участников
олимпиадного движения по английскому языку на стыке «школа-вуз», а задачами - выявить специальности, которые интересуют
олимпиадников-участников заключительного этапа, и предложить меры по обновлению содержания заданий в зависимости от полученных результатов исследования.
Материалы и методы. В рамках нашего исследования были использованы эмпирические методы - контент-анализ комплектов материалов олимпиады, анкетирование олимпиадников с целью выявить специальности, на которые они поступали после завершения школы, а также теоретические методы - анализ научных статей по теме развития олимпиадного движения. Методологически мы опирались на системный, деятельностный и культурологический подходы, где всероссийская олимпиада школьников рассматривается как лонгитюдный
педагогический феномен, при этом целью реализации академических испытаний является поиск одаренных обучающихся и формирование портрета выпускника школы с прицелом на обеспечение бесшовного перехода между школой и вузом.
Обзор литературы. Тематика олимпиадного движения является достаточно изученной на современном этапе развития педагогической науки. Описаны методические особенности подготовки по разным предметам, сформулированы основные проблемы оценивания [2;8;20]. Ряд исследователей говорят о воспитательном компоненте олимпиадного движения [1;7; 12], изучены академические практики проведения муниципального, регионального и заключительного туров [3;9;14]. Исследуются вопросы цифровизации олимпиадной подготовки в контексте повышения ее эффективности [5; 10; 11]. Некоторые авторы указывают на необходимость формирования и развития исследовательских навыков и умений у молодежи, указывая на прямую связь между их наличием и успехом в олимпиаде [4;13;22]. Нами также изучена деятельность Российского совета олимпиад школьников [6], и работы исследователей, которые указывают на взаимосвязь школы и вуза в рамках подготовки к интеллектуальным состязаниям за рубежом [15;16;18;19]. Однако, вопрос продолжения образовательного трека по профилю в высшей школе слабо изучен. Между тем, данный аспект является чрезвычайно важным, иначе не ясно, каковы результаты педагогической деятельности по поиску и отбору талантливой молодежи. Отметим, что в западной традиции проведения академических конкурсов есть ряд исследований, которые посвящены судьбе олимпиадников в высшей школе, после завершения среднего образования [17;21;23].
Результаты и обсуждение. Нами были проведены опросы выпускников школ 2017 и 2021 гг. с целью уточнить их дальнейшие образовательные треки и проанализировать использование языка в их академических изысканиях. Проанализировав массив ответ участников заключительных этапов с 2017 по 2021 гг, мы сочли нужным сделать выборку 95 человек конкретно за вышеуказанные годы, чтобы проследить тенденции смены приоритетности абитуриентов вузов через года. Будучи наставником победителей олимпиады, и тренером команды города Москва в 2017-2022 гг., а также автором олимпиадного сообщества Вконтакте «Олимпиады по английскому языку Olympway» с 15 тысячами подписчиков, нам
удалось провести анкетирование в электронном виде. Отметим, что в финале по английскому языку принимают участие школьники 9 - 11 классов, поэтому их дальнейшие академические траектории могли не совпадать хронологически. Указанные годы - 2017 и 2021 - это даты их участия в заключительном этапе. Большая часть (около 60%) респондентов являются выпускниками московских школ, однако, в нашем опросе представлены и участники олимпиады, представляющие такие регионы как Татарстан, Мордовия, Московская область, Санкт-Петербург, Белгородская область, Самарская область, Тульская область, Нижегородская область, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Липецкая область, Воронежская область, Приморский край (всего 14 регионов). Таким образом, представленная география
Из результатов исследования следует, что приоритет в выборе академического профиля будущего образовательного трека смещается с традиционных для лингвистических олимпиад педагогики и лингвистики на экономические и точные науки. Участники интеллектуальных состязаний по английскому языку все меньше видят себя исключительно в «языковой» профессии, что связано как с развитием систем машинного перевода, так и аксиологическим кризисом в обществе, который приводит к снижению популярности педагогической деятельности. Неслучайно 2023 объявлен годом Педагога и наставника - на уровне правительства предпринимаются самые серьезные меры по поддержке статуса учителей. Уже в 2017 году только 44% олимпиадников по английскому языку рассматривали специальности, на которые возможно было поступить по профилю диплома; в 2021 году таких школьников было только 18%. Все остальные абитуриенты, несмотря академическую льготу в виде внеконкурсного поступления на бюджет, предпочитали сменить профиль на социальные, экономические или точные науки. Удивительным образом лидером оказывается научный трек (точные науки, включая ИТ), что свидетельствует о прикладном характере английского языка для специалистов инженерного профиля.
респондентов, равно как и количественные показатели, обеспечивают чистоту эксперимента и справедливость его выводов. Типичное количество участников заключительного этапа -200 - 250 человек, в опросе принимали участие как дипломанты, так и школьники, которые не смогли победить в состязаниях, но продемонстрировали высокий уровень владения языком, являясь победителями регионального этапа в своих регионах. Все опрошенные одновременно являлись дипломантами вузовских олимпиад (хотя бы одной), поэтому имели академические льготы в поступлении по лингвистическому профилю. Опрос проводился в 2023 году, все участники к данному моменту являлись или студентами/выпускниками бакалавриата, или магистратуры, из них 14% участников обучались за рубежом.
Глядя на результаты анкетирования, возникает следующий вопрос - если меняется выбор школьников относительно их будущего, не должна ли олимпиада также менять свое лицо? Или, напротив, более активно формировать портрет выпускника школы, обеспечивая бесшовный переход от школьной ступени к высшей школе? Рассматривая содержание олимпиадных заданий с позиции культурологического подхода, мы уверены, что необходимо обновление форматов заданий, которые смогут ориентировать участников олимпиады на будущую научно-исследовательскую деятельность. Учитывая глобальную роль английского как языка науки и бизнеса, реформация содержания видится архиважной как для межкультурной научной кооперации, так для внутренних целей государства и общества, а именно поднятия престижа педагогической профессии лингвистического трека. Беседа с опрошенными олимпиадниками о причинах и мотивах изменения профессионального выбора позволил сделать вывод, который можно назвать «стимулирующее влияние фактора успешности в олимпиаде по английскому языку», который существенно повысил самооценку
олимпиадников, и они выбрали специальности, в которых чувствовали себя
Таблица 1. - Специальности, на которые поступали участники финала
2017 2021
лингвистика - 26% педагогика - 18% социальные науки - 23% экономические науки - 16% точные науки - 17% лингвистика - 10% педагогика - 8% социальные науки - 24% экономические науки - 25% точные науки - 33%
конкурентоспособными «без олимпиадных льгот». Стимулирующее влияние фактора успешности, связанного с английским языком, как языком с разносторонноей социокультурной нагрузкой в профессиональной и молодежной среде, чрезвычайно значим в настоящее время: он используется в условиях межличностного, профессионального, досугового общения, - и таким образом, создаются условия, которые, говоря словами А.С.Макаренко, являются «социальным клеем», как преодоление одиночества, чувства фрустрации, стресса, кризиса, внутреннего дискомфорта - социально-психологические факторы личностных рисков. Следовательно, закономерен вывод о социально-терапевтической функции школьных предметных олимпиад (группа личностно-адаптивных функций).
Выводы. Государство как организатор и стейкхолдер олимпиадного движения должно уметь направлять потоки абитуриентов в нужном направлении. В данном случае необходимо либо усиливать научную направленность олимпиады по иностранным языкам, тем самым задавая вектор движения в сторону международной исследовательской кооперации, либо включать в олимпиадные комплекты задания, связанные с педагогическим образованием, направляя школьников в русло познания специфики образовательных технологий.
На наш взгляд, возможно несколько векторов развития олимпиадного движения по языкам:
1. Внедрение заданий на перевод с широким использованием русского языка (с русского на английский, с английского на русский).
Грамматико-переводной метод обучения заклеймен адептами коммуникативной методики, которая была разработана западными методистами, и ставит своей целью научить успешной коммуникации. Коммуникативный подход, при всех своих плюсах, ставит во главу угла сам факт общения, не заостряя внимание на потенциальные ошибки в речи и их исправление. Данная методика изначально использовалась преподавателями-носителями языками для обучения тех, кто в принципе не владел таргетным языком. Как научить индуса или африканца английскому языку, когда преподавание ведется на английском языке, который не известен ученику? Погружение в иноязычную среду не является выходом из ситуации. Коммуникативная методика дает ответы на эти вопросы, и проникая в современные подходы обучения иностранным языкам, настоятельно рекомендует избегать использование родной речи на занятии. При этом,
с точки зрения грамотности русской речи, ученик не всегда способен подобрать точный эквивалент англоязычным выражениям, даже если понимает смысл высказывания. Соответственно, подобные задания как помогут бороться за чистоту русского языка, так и позволят воспитать новое поколение переводчиков. Открывая современные переводы различных авторов научной и художественной литературы, часто видны неточности и потеря заложенных автором смыслов.
2. Использование заданий о языковых системах, структуре языка, его грамматике и синтаксисе на углубленном уровне исследователя-лингвиста.
Подобные задания позволяют выявить лингвистические познания школьников, и сформировать научный взгляд на язык и теории его развития. Внедрение подобных заданий позволит тестировать системное понимание уровней языка.
3. Расширение списка заданий письменных форматов научного характера (аннотация статьи, реферирование текстов, написание саммари).
Умение писать научные тексты, отчеты, и аннотации является необходимым качеством современного исследователя, который публикует свои научные труды в серьезных изданиях. Даже в отечественных журналах необходимо указывать ключевые слова и аннотацию на английском языке, не говоря уже про зарубежные издания. Внедрение подобных заданий позволит развивать междисциплинарные связи академического характера. Например, школьникам может быть предложено написать аннотацию научной статьи на 200 - 250 слов, сжатый текст статьи должен быть представлен в задании. Подобные задания позволят сформировать научное мышление школьников, подготовят к исследовательской деятельности, в том числе на междисциплинарном уровне. Специфическая научная лексика едина по разным предметам, хотя и может иметь определенные особенности. Однако, при выходе на международные олимпиады, школьникам часто приходится погружаться в языковые реалии при диалоге со сверстниками и экспертами жюри.
4. Использование социокультурных заданий, направленных на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей, морального стержня подрастающего поколения.
Умение поддержать культурный разговор о традициях и нравах России в светской беседе с зарубежными оппонентами является важным качеством для патриота своей страны. Безусловно, должны сохраниться задания на изучение культуры англоязычных стран, но в
ключе сравнительного анализа. Социокультурная компетенция в самом широком смысле должна формировать нравственный стержень с опорой на традиционные, отечественные ценности, хотя стоит отметить, что и в западном обществе есть немало адептов универсальных ценностей, которые и нужно изучать при погружении в англоязычную среду.
5. Внедрение вопросов о преподавании языка.
В задания олимпиадного характера могут внедряться проблемные ситуации
педагогического характера, которые
предполагают рассуждения по теме. Кроме того, базовые дидактические и методические знания, основные педагогические определения и термины являются полезным вокабуляром для школьников, которые размышляют о карьере в отечественном образовании. Напомним, что основой для создания национальной системы оценки качества образования по английскому языку стали международные экзамены, проводимые Кембриджским университетом, которые в своей линейке также имеют и продукты для педагогического сообщества -например, Teaching Knowledge Test - Экзамен на знание методики преподавания. Соответственно, некоторые задания и подходы могут быть адаптированы под нужды отечественного образования.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, подчеркнем важность олимпиадного движения для формирования портрета школьника-исследователя. Содержание заданий задает вектор образовательной деятельности в школе, и потому важен анализ дальнейшего образовательного трека молодежи -
только понимая уровень корреляции между направленностью заданий и итоговым выбором специальности участниками олимпиады, станет ясно, насколько олимпиадное движение помогло раскрыть талант школьников.
Заключение. В рамках данного исследования нам удалось проследить дальнейший академический путь участников заключительного этапа всероссийской олимпиады по английскому языку после завершения ими школы. Автором были получены данные опроса выпускников школ, которые свидетельствуют о смене акцентов в выборе индивидуальной образовательной траектории - несмотря на определенные льготы при выборе дальнейшей специальности по профилю, ребята предпочитали поступать на факультеты, где изучались точные, экономические или социальные науки. В связи с этим нами были предложены определенные меры, которые могут поднять престиж педагогической и лингвистической профессий. Одновременно с этим сделан вывод о глобальной прикладной роли английского языка как средства научной международной коммуникации, изучение которого на продвинутом уровне привлекает абитуриентов самых разных направлений. Полученные нами выводы обогащают фонд теоретического знания про олимпиадное движение и дальнейшую академическую судьбу олимпиадников, практическая значимость выражается в конкретных рекомендациях, которые могут быть имплементированы предметно-методическими комиссиями, которые разрабатывают олимпиадные комплекты для состязаний.
Литература:
1. Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Становление и развитие олимпиадного педагогического движения в России / Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования)». - 2018. - № 2. - С. 178-181.
2. Бажанов А.Е. Готовимся к олимпиадам по немецкому языку / А.Е. Бажанов // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 1. - С. 2-8.
3. Банзаракцаева Е.В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории Отечества в вузе культуры / Е.В. Банзаракцаева // Вестник ВосточноСибирского государственного института культуры. -2022. - № 2(22). - С. 164-170. - DOI 10.31443/25418874-2022-2-22-151-156. - EDN XXSDAU.
4. Бикметова Э.Р. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в формировании профессиональных компетенций / Э.Р. Бикметова //
Система менеджмента качества: опыт и перспективы. -2022. - № 11. - С. 28-31. - ББМ ^МБСК.
5. Гурьянов Н.Ю. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий / Н.Ю. Гурьянов, А.В. Гурьянова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2020. - № 3. - С. 63-69. - Б01 10.18384/2310-7227-2020-3-63-69.
6. Деятельность Российского совета олимпиад школьников [Электронный ресурс] / Сайт Российского совета олимпиад школьников. - Режим доступа: https://rsr-olymp.ru/about
7. Егоров А.Г. Всероссийская олимпиада школьников 2017 года в Смоленском государственном университете / А.Г. Егоров, Н.Н. Савченкова // Известия Смоленского государственного университета. - 2017. - № 2(38). - С. 327-329.
8. Пираторова А.И. Олимпиада по математике как средство формирования универсальных учебных
действий у детей младшего школьного возраста / А.И. Пираторова, В.В. Тюленева // Вопросы педагогики. -2022. - № 6-1. - С. 243-246. - EDN FNXZVY.
9. Погребная И.Ф. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика / И.Ф. Погребная, Л.В. Гущина. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2020. - 164 с.
10. Рябова С.В., Искужина Н.Г. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере республики Башкортостан / С.В. Рябова, Н.Г. Искужина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2. - С.45-61.
11. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования / М.Г. Сорокова // Психологическая наука и образование. -2020. - Т. 25. - № 1. - C. 36-50. DOI: 10.17759/pse.2020250104.
12. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие / Л.А. Степашко. -Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2008. - 248 с.
13. Тагунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования / И.А. Тагунова // Педагогика. - 2019. - № 6. - С. 106-114.
14. Тараканова В.А. Олимпиада по английскому языку для непрофильных специальностей как способ повышения мотивации его изучения: сборник научных статей и докладов / В.А. Тараканова // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы / Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции: 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского посвящается (Уссурийск, 11 мая 2018 года). -Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г.Уссурийске, 2018. - С. 105-108.
15. Anderhag P., Wickman P.O., Bergqvist K., Jakobson B., Hamza K.M., & Saljo R. (2016). Why do secondary school students lose their interest in science? Or
Referen
1. Arifulina R.U., Katushenko O.A. Formation and development of the Olympiad pedagogical movement in Russia / R.U. Arifulina, O.A. Katushenko // Proceedings of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences (theory and methodology of vocational education)". - 2018. - № 2. - Pp. 178-181.
2. Bazhanov A.E. Preparing for the Olympiads in the German language / A.E. Bazhanov // Foreign languages at school. - 2020. - № 1. - Pp. 2-8.
3. Banzaraktsaeva E.V. From the experience of preparing and conducting the Olympiad on the history of the Fatherland at the University of Culture / E.V. Banzaraktsayeva // Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture. - 2022. - № 2(22). - Pp. 164-170. -DOI 10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156. - EDN XXSDAU.
4. Bikmetova E.R. Research activity of students in the formation of professional competencies / E.R. Bikmetova //
does it never emerge? A possible and overlooked explanation. Science Education, 100(5), 791-813.
16. Baker L., Labuschagne P., Katende J. et al. Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance to students and teachers. ZDM Mathematics Education 54, 1027-1042 (2022). https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5
17. Chai C.S., Jong M.S.-Y., Chen M., & Zhou W. (2019). Validating and modelling teachers' technological pedagogical content knowledge for integrative science, technology, engineering and mathematics education. Educational Technology & Society, 22(3), 61-73.
18. Dahl B., Grunwald A. How lower secondary pupils work with design in green entrepreneurship in STEM education competitions. Int J Technol Des Educ 32, 24672493 (2022). https://doi.org/10.1007/s10798-021-09706-1
19. Dierks P.O., Hóffler T.N., Blankenburg J.S., Peters H., & Parchmann I. (2016). Interest in science: A RIASEC-based analysis of students' interests. International Journal of Science Education, 38, 238-258.
20. Jones L.C.R., McDermott H.J., Tyrer J.R., & Zanker N.P. (2021). The effect of teachers' confidence on technology and engineering curriculum provision. International Journal of Technology and Design Education, 31(1), 117-137.
21. Ladewig A., Kóller O. & Neumann K. Persisting in Physics and the Physics Olympiad - Impact of Gender Identification and Sense of Belonging on Expectancy-Value Outcomes. Eur J Psychol Educ (2022). https://doi.org/10.1007/s10212-022-00600-5
22. Shulruf B. (2010). Do extra-curricular activities in schools improve educational outcomes? A critical review and meta-analysis of the literature. International Review of Education, 56(5-6), 591-612. https://doi.org/10.1007/s11159-010-9180-x.
23. Wirt J. L. (2011). An analysis of science Olympiad participants' perceptions regarding their experience with the science and engineering academic competition (Doctoral dissertation). South Orange, New Jersey: Seton Hall University.
Quality management system: experience and prospects. -2022. - № 11. - Pp. 28-31. - EDN GCMEC.
5. Guryanov N.Yu. Digital globalization in the context of the development of the digital economy and digital technologies / N.Yu. Guryanov, A.V. Guryanova // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. - 2020. - № 3. - Pp. 63-69. - DOI 10.18384/2310-7227-2020-3-63-69.
6. Activities of the Russian Council of School Olympiads [Electronic resource] / Website of the Russian Council of School Olympiads. - Access mode: https://rsr-olymp.ru/about
7. Egorov A.G. All-Russian Olympiad of schoolchildren 2017 at Smolensk State University / A.G. Egorov, N.N. Savchenkova // Proceedings of the Smolensk State University. - 2017. - № 2(38). - Pp. 327-329.
8. Piratorova A.I. Olympiad in mathematics as a means of forming universal educational actions in primary school
children / A.I. Piratorova, V.V. Tyuleneva // Questions of pedagogy. - 2022. - № 6-1. - Pp. 243-246. - EDN FNHZVI.
9. Pogrebnaya I.F. Subject Olympiad in English: theory and practice / I.F. Pogrebnaya, L.V. Gushchina. -Rostov-on-Don: Foundation of Science and Education, 2020. - 164 p.
10. Ryabova S.V., Iskuzhina N.G. The problem of enhancing efficiency of the preparation of gifted schoolchildren for the All-Russian Olympiad in Art (MHC) on the example of the Republic of Bashkortostan / S.V. Ryabova, N.G. Iskuzhina // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2021. - № 2. - Pp.45-61.
11. Sorokova M.G. Electronic course as a digital educational resource of mixed learning in conditions of higher education / M.G. Sorokova // Psychological science and education. - 2020. - Issue 25. - № 1. - Pp. 36-50. DOI: 10.17759/pse.2020250104.
12. Stepashko L.A. Philosophy of education: ontological, axiological, anthropological foundations: textbook / L.A. Stepashko. - Vladivostok: Publishing House of the Far East. Un-ta, 2008. - 248 p.
13. Tagunova I.A. World trends in the development of school education / I.A. Tagunova // Pedagogy. - 2019. - № 6. - Pp. 106-114.
14. V. Tarakanova.A. Olympiad in English for non-core specialties as a way to increase the motivation of its study: a collection of scientific articles and reports / V.A. Tarakanova // National priorities of modern Russian education: problems and prospects / Materials of the XII All-Russian Scientific and Practical Conference: dedicated to the 100th anniversary of the birth of V.A. Sukhomlinsky (Ussuriysk, May 11, 2018). - Ussuriysk: Far Eastern Federal University (FEFU) FEFU branch in Ussuriysk, 2018. - Pp. 105-108.
15. Underhag P., Vikman P.O., Bergquist K., Jacobson B., Hamza K.M. and Salye R. (2016). Why do high school students lose interest in science? Or will it never come up? A possible and overlooked explanation. Scientific education, 100(5), 791-813.
16. Baker L., Labushan P., Katende J. et al . Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance for students and teachers. ZDM Mathematical Education 54, 1027-1042 (2022). https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5
17. Chai K.S., Jong M.S.-Yu., Chen M. and Zhou W. (2019). Testing and modeling of teachers' knowledge about technological pedagogical content for integrative education in the field of science, technology, engineering and mathematics. Educational technologies and society, 22(3), 61-73.
18. Dahl B., Grunwald A. How junior high school students work with design in the framework of "green entrepreneurship" at STEM education competitions. International Technology of Education 32, 2467-2493 (2022). https://doi.org/10.1007/s10798-021-09706-1
19. Dirks P.O., Hoeffer T.N., Blankenburg J.S., Peters H. and I. Parchmann (2016). Interest in Science: RIASEC-based analysis of students' interests. International Journal of Scientific Education, 38, 238-258.
20. Jones L.K.R., McDermott H.J., Tyrer J. R. and Zanker N.P. (2021). The impact of teachers' confidence on the provision of technology and engineering curricula. International Journal of Technology and Design Education, 31(1), 117-137.
21. Ladevig A., Keller O. and Neumann K. Perseverance in physics and the Physics Olympiad - the influence of gender identification and a sense of belonging on the expected results. Eur J Psychological and Pedagogical (2022). https://doi.org/10.1007/s10212-022-00600-5
22. Shulruf B. (2010). Do extracurricular activities in schools improve educational outcomes? Critical review and meta-analysis of literature. International Review of Education, 56 (5-6), 591-612. https://doi.org/10.1007/s11159-010-9180-x.
23. Wirth J. L. (2011). Analysis of the ideas of the participants of the Olympiad in natural sciences about their experience of participating in the scientific and technical academic competition (doctoral dissertation). South Orange, New Jersey: Seton Hall University.
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:
Гулов Артём Петрович (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка №6 Московского государственного института международных отношений МИД России, e-mail: gulov@tea4er.org