Вестник Марийского государственного университета. Т. 17. № 1. 2023 Vestnik of the Mari State University, vol. 17, no. 1, 202З
Педагогические науки Pedagogy
УДК 378.147
DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-1 -11-18
Научный отчет как форма научно-исследовательской деятельности в рамках ВСОШ по английскому языку
А. П. Гулов
Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Введение. Академические конкурсы прочно вошли в реалии современного образования в Российской Федерации, став инструментом не только развития творческих способностей молодежи, но и формирования функциональной грамотности исследователя. Написание письменных текстов при проведении интеллектуальных состязаний по иностранным языкам является эффективной формой оценивания творческих способностей школьников. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку является массовым академическим мероприятием, чей научно-исследовательский потенциал призван не только развивать одаренность, но и влиять на портрет молодых ученых. Цель: анализ письменных жанров, используемых на олимпиаде, в частности, научного отчета как формы научно-исследовательской деятельности школьников. Материалы и методы. Нами проведен анализ научных исследований по теме проведения и подготовки к ВСОШ, а также изучены комплекты контрольно-измерительных материалов регионального и заключительного этапов по английскому языку, вместе с нормативной документацией экспертов жюри. Результаты исследования, обсуждения. Нами выделены особенности жанра «отчет», отмечены типичные ошибки участников при решении речевой коммуникативной задачи, предложены рекомендации для наставников олимпиадников, направленные на их преодоление. Нами рассмотрены формулировки заданий прошлых лет с подробным изложением их трактовки. Подчеркивается важная роль внедрения отчета в олимпиадные комплекты в связи с глобальной ролью английского как официального языка науки и технического творчества. Заключение. Научно-исследовательская культура молодого специалиста зарождается в школе, и потенциал всероссийской олимпиады по английскому языку позволяет влиять на становление личности ученого вместе с развитием творческих способностей.
Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одаренные дети
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гулов А. П. Научный отчет как форма научно-исследовательской деятельности в рамках ВСОШ по английскому языку // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 1. С. 11-18. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-1-11-18
Scientific report as a form of research activities of schoolchildren
in the framework of the subject Olympiad in English
A. P. Gulov
Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia,
Moscow, Russian Federation
Abstract. Introduction. Academic competitions have firmly entered the realities of modern education in the Russian Federation, becoming an instrument not only for the development of creative abilities of young people,
© Гулов А. П., 2023
but also for the formation of functional literacy of the researcher. Writing texts during intellectual competitions in foreign languages is an effective form of assessing the creative abilities of schoolchildren. The All-Russian Olympiad of Schoolchildren in English is a massive academic event, the research potential of which is designed not only to develop giftedness, but also to influence the portrait of young scientists. The purpose of the study is the analysis of written genres used at the Olympiad, in particular, the scientific report as a form of research activities of schoolchildren. Materials and methods. We have analyzed scientific articles on the topic of conducting and preparing for the Olympiad, as well as studied the sets of test materials of the regional and final stages in the English language, together with the regulatory documentation of the jury experts. Research results, discussion. We have highlighted the features of the "report" genre, noted typical mistakes of participants in solving a speech communicative problem, proposed recommendations for mentors of Olympiads aimed at overcoming them. We have considered the wording of the tasks of previous years with a detailed description of their interpretation. The important role of the introduction of the report into Olympiad is emphasized in connection with the global role of English as the official language of science and technical creativity. Conclusion. The research culture of a young specialist is born in school, and the potential of the All-Russian Olympiad in English allows one to influence the formation of the scientist's personality along with the development of creative abilities.
Keywords: Olympiad for schoolchildren, language testing, Olympiad preparation, assessment criteria, gifted children
The author declares no conflict of interest.
For citation: Gulov A. P. Scientific report as a form of research activities of schoolchildren in the framework of the subject Olympiad in English. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 1, pp. 11-18. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-1-11-18
Введение
Всероссийская олимпиада школьников является самым сложным и престижным интеллектуальным состязанием по 26 предметам, среди которых широко представлены и иностранные языки. Английский, французский и немецкий языки традиционно включены в программу мероприятий, в последние годы к ним добавились испанский, итальянский, и китайский. В рамках академических конкурсов, которые проводятся на площадках высших учебных заведений, можно встретить и более редкие языки, такие как арабский, японский, корейский и другие. Существует практика проведения лингвистических олимпиад, в том числе на международном уровне.
Несмотря на общее предметное поле иностранных языков, говорить о единстве подходов к выбору содержания контрольно-измерительных материалов не приходится, так как комиссии разработчиков самостоятельно определяют специфику и особенности заданий. Даже декларируемые уровни заданий по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) могут отличаться в зависимости от специфики проведения олимпиады: массовость участия по английскому языку обуславливает уровень сложности, который разработчики вынуждены поднимать для эффективного ранжи-
рования. Однако, как правило, общей чертой является оценивание всех видов речевой деятельности, включая письмо.
Английский язык находится в списке предметов ВСОШ с 1998 года, и все эти годы включительно по 2022, в фокусе оценивания находился и конкурс письменной речи. Безусловно, умения и навыки, связанные с продуктивными видами речевой деятельности, вызывают сложности у школьников. В контрольно-измерительные материалы, создаваемые для проведения всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, традиционно включаются творческие, комплексные задания, требующие проявления креативности и гибкости мышления [6]. Созданные тексты являются продуктами творческой деятельности обучающихся, что соответствует глобальной цели олимпиады - поиску талантов и развитию одаренности.
Целью нашего исследования является анализ письменных жанров, которые включены в конкурсную программу всероссийской олимпиады школьников, в частности, отчета, умение писать который может оказаться знаковым для нового поколения ученых, в связи с глобальной функцией английского как языка науки и технической документации.
Материалы и методы
Изучение специфики интеллектуальных состязаний, как в России, так и за рубежом, находится в фокусе многих исследователей. Ряд работ посвящен корреляции между дополнительным образованием школьников и академическими успехами воспитанников по отдельным предметам [1; 4; 12]. Влияние ВСОШ на профориентационную работу и выбор дальнейшей образовательной траектории в высшей школе подробно описаны в трудах отечественных и зарубежных авторов [7; 17]. Высокий интерес к прикладной роли английского языка как языка науки и творчества находит свое отражение в исследовательских статьях [2; 3]. Подробно изучается воспитательный потенциал академических конкурсов и их воздействие на становление личности обучающихся, а также развитие социокультурной компетенции школьников [10; 11].
Вопросами создания материалов для проведения и организации всероссийской олимпиады школьников по английскому языку занимались многие исследователи, как правило, на уровне контент-анализа комплектов заданий муниципального, регионального, и заключительного этапов [5; 8]. Некоторые работы посвящены анализу результатов олимпиады, в том числе разбору готовых письменных работ [9; 16]. Для нашей статьи также представляли значимость исследования, которые указывали на важность изучения английского языка для последующей межкультурной коммуникации. Так, Л. К. Раицкая показывает, что для грамотного оформления научной мысли в индексируемых международных журналах необходимо владение английским языком как минимум на уровне С1, что является точкой пересечения с декларируемым уровнем заданий заключительного этапа ВСОШ [14]. Ю. Б. Курасовская указывает на взаимосвязь государственной итоговой аттестации с принципами создания олимпиадных комплектов, в том числе на примере письменных заданий [9]. М. В. Вербицкая и др. при анализе проведения кампании ЕГЭ-2022 по английскому языку говорят о внедрении письменного задания с чертами аналитического отчета [11]. Функциональная грамотность исследователя выделяется как важный фактор успешности молодежи при становлении и развитии личности [15].
Результаты исследования
ВСОШ по английскому языку опирается на достижения международной тестологии в обла-
сти преподавания английского языка, в частности, на принципы создания линейки кембриджских экзаменов (FCE, CAE, CPE) и частично заимствует представленные там форматы и задания. Среди основных жанров письменной речи, понимание канонов которых проверяется на олимпиаде, выделим отчет, статью, рассказ, обзор; частично идеи заданий олимпиады модифицируются.
Данные жанры, как правило, вводятся на региональном и заключительном этапах, тогда как на муниципальном этапе, помимо вышеуказанных, используются такие жанры, как эссе, письмо, запись в блог и другие. Создание комплектов заданий школьного и муниципального этапов курируют региональные органы управления образованием, поэтому в масштабах всей страны проанализировать все используемые форматы не видится возможным в рамках нашего исследования.
Особую сложность, как правило, для участников представляет жанр отчета, так как он напрямую связан с научно-исследовательской деятельностью. Некоторые исследователи считают, что самым сложным жанром является рассказ, однако, на наш взгляд, подобные утверждения ничем не подтверждаются [8]. Безусловно, задача придумать сюжет и воображаемых героев, описать их жизнь и приключения не является простой, тем не менее творческое осмысление деятельности человека через анализ массива данных, которые содержатся в графиках или в таблицах является более важным для будущего исследователя [6].
Помимо вопросов с интерпретацией информации и выделением тенденций и трендов, определенные проблемы возникают с точки зрения стилистического оформления текста. Школьники сталкиваются с необходимостью использовать научный слог, укладывать собственные мысли в пассивные грамматические конструкции, придерживаться официальных сухих выражений. В отчете не допускается использование стяжен-ных форм, личных местоимений, идиом, большинства фразовых глаголов (кроме общеупо-требляемых в жанре типа carry out, draw on), язык должен быть сжатым и лаконичным. В данном жанре нет места эмоциям и оценочным суждениям, необходимо использовать только факты и их анализ, показывать обратную связь участников событий и предлагать определенные, логические рекомендации, которые вытекают из
описания ситуации. Структурно отчет обязательно включает в себя введение и заключение, помимо основной части; также предполагается использование подзаголовков для лучшего понимания логики текста.
Обсуждения
Отчет видится нам чрезвычайно важной формой научного творчества олимпиадников, так как налицо прямая связь между исследовательской деятельностью в школе и вузе. Олимпиады как интеллектуальные состязания для обучающихся 9-11-х классов задуманы как проводники в мир высшего образования, при этом использование английского языка при написании подобных текстов вдвойне ценно по причине глобальной интеграции науки во всем мире. Научные статьи в
современном обществе принято читать и писать именно на английском языке (как минимум аннотации и ключевые слова), и, принимая во внимание задачи интеграции российской науки и образования в целом в мировые академические структуры, логично приучать будущих исследователей к такому жанру со школьной скамьи. Создание любого текста является творчеством, поэтому написание научного отчета успешно решает задачи развития творческих способностей учащихся, при этом учит выделению глобальных тенденций, анализу данных, критическому мышлению.
В таблице мы предлагаем различные формулировки заданий1, связанные с написанием отчета на региональных этапах ВСОШ по английскому языку за последние несколько лет. В другие года использовались другие жанры.
Таблица / Table
Формулировки заданий / Wording of tasks
Год / Year Формулировка / Wording
2021 Your school museum contains a large amount of information and objects, but you realize that it is not used effectively by the students. You and your classmates have volunteered to analyze the situation. Write your report to the school authorities explaining why the museum resources are not used fully and giving recommendations about how to increase public access to the museum and involve students in using the museum resources for their education. Use the following words in your report: • rapidly • limitation • engagement • output • enhance. Underline the required words when used in your report. The report must contain: • an introduction • a description of the school museum • explanations of why it is not used effectively (two or more) • recommendations (two or more) • a conclusion. Write 200-250 words
2019 Imagine that you are doing a project on the attendance of museums and galleries. You have collected some data on English museums and galleries (see the chart below) for three separate years. Write a brief report describing the data. Give recommendations to the museum boards of directors what could be done to increase people's attendance of museums and galleries. Use the following words in your report: 1. draw on 2. rate 3. respectively 4. appeal 5. substantial Underline the required words when used in your report. Write 200-250 words (the words in the title are not counted). Use the following plan: • make an opening statement; • summarize the data by selecting and reporting the main features (2 or more); • make comparisons where relevant (2 or more); • give recommendations (2 or more) • make a conclusion
2017 Write a report to your English Club event organizers based on the chart below. Give recommendations what should be done to increase students' attendance and participation in school events. Use the following words in your report: • affect • fluctuate • percent • percentage • trend Underline the required words when used in your report. Remember to: • make an introduction; • summarize the information by selecting and reporting the main features (2 or more); • make comparisons where relevant (2 or more); • give recommendations (2 or more); • make a conclusion. Write 200-250 words (the words in the title are not counted)
1 Комплекты заданий ВСОШ по английскому языку за 2011-2022 гг. URL: http://tea4er.com/olymp (дата обращения: 12.01.2023). А. П. Гулов • Педагогические науки
Рассмотрим настоящее задание регионального этапа в 2018-2019 учебном году:
Imagine that you are doing a project on the attendance of museums and galleries. Write a brief report describing the data. (В таблице находится полная формулировка).
К данному тексту-стимулу предлагается таблица со статистическими данными для анализа, план-структура для построения логичного ответа и 5 слов для интеграции их в текст (draw on, rate, respectively, appeal, substantial). Отметим, что подобная практика внедрения сложных, недвусмысленных слов в структуру текста берет свое начало в 2014 году, когда участникам было предложено написать рассказ на любую тему, украсив его определенными словами (fluffy, ignorant, board, cord, traffic). Как правило, данный компонент задания оценивается отдельным параметром в речевой коммуникативной задаче (РКЗ). В современных карточках за правильное использование всех 5 слов можно получить не более 2 баллов, в то время как в 2014 году каждое слово оценивалось в 1 балл, причем его было необходимо не только правильно употребить, но и выделить в тексте подчеркиванием.
Среди типичных ошибок при написании отчета выделим следующие: нарушение логики и структуры текста, неправильное использование грамматических конструкций, недостаточная обезли-ченность текста, отсутствие формальных слов и выражений, ошибки при трактовке статистических данных, соответственно, неверно подобранные рекомендации. Подобные ошибки могут привести к снижению общего балла, но не являются критичными при единичных случаях. Однако, если участники не понимают специфику жанра в целом, и вместо отчета пишут эссе или формальное письмо, их работы могут получить 0 баллов за решение РКЗ, что, в свою очередь, приводит к обнулению всей работы в целом. Другой проблемой, которая может привести к аннуляции текста, является несоблюдение лимита слов в меньшую сторону. Олимпиадные тексты обычно получают границы 200-350 слов, при этом в критериях оценивания указываются дополнительные разрешенные границы в рамках 10 %. При написании менее 180 слов, таким образом, оценивание по критериям проверки не осуществляется, вся работа получает 0 баллов автоматически.
Мы предлагаем определенные рекомендации для учителей, которые работают со школьниками
в рамках подготовки к написанию олимпиадных заданий по письму.
1. Важным видится изучение всех жанров в комплексе, потому что осознание формальности текста лучше происходит на фоне изучения канонов образцов художественной литературы.
2. Целесообразным считаем чередование набора текста в текстовых редакторах на компьютере и написание от руки. Известны случаи проведения отдельных туров в режиме онлайн, поэтому цифровая грамотность может оказаться важным фактором успешности. Повсеместное распространение гаджетов и общение в сети Интернет не всегда оказываются полезными для выработки таких навыков, так как экранная клавиатура на телефоне и физическая на компьютере могут отличаться расположением клавиш.
3. Для подготовки и планирования текста возможно широкое обсуждение данных таблиц и графиков, совместный анализ тенденций и выделение трендов. Как правило, при командной работе участники делятся стратегиями осмысления массива информации, демонстрируя междисциплинарные знания и метапредметные навыки и умения. Практика «мозгового штурма» и работа в группах приводят к обогащению личного опыта каждого участника.
Выводы
Подводя итоги вышесказанному, отметим важность внедрения данного жанра в олимпиадные задания письменного характера. Помимо творческой составляющей конкурса, данный жанр учит четко структурировать текст и выражать авторские мысли в научном стиле. Современные школьники являются будущими российскими учеными и агентами межкультурной коммуникации, в том числе на научном уровне. Владение письменной компетенцией и научными жанрами позволит как осуществлять деловое общение с зарубежными коллегами в рамках международной коллаборации, так и создавать собственные авторские научные тексты для публикации в научных журналах. Вовлеченность российских специалистов в системы расчетов международных индексов цитирования авторов и журналов является важным индикатором состояния отечественной науки и образования. В 2023 году имеет смысл говорить о становлении суверенной системы оценивания журналов, опирающейся как на существующие базы данных РИНЦ и ВАК, так и
использующей наработки западных коллег. Признавая глобальную роль английского языка и его прикладную ценность для других сфер знаний, мы считаем важным использовать потенциал
олимпиады в данном русле. Становление научно-исследовательской культуры и функциональной грамотности молодого исследователя является одной из важнейших задач образования.
1. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 47-51. DOI: https://doi.org/ 10.25586/RNU.HET.19.10.P.47
2. Безукладников К. Э., Крюкова А. Н., Безукладников В. К. Обучение английскому языку студентов для участия в международном добровольческом движении // Язык и культура. 2022. № 57. С. 181-203. DOI: https://doi.org/ 10.17223/19996195/57/9
3. Бредихина Ю. В., Сергеева Н. В. Лексико-грамматические особенности текстов условий задач международных олимпиад по программированию на английском языке // Российская наука: тенденции и возможности : cборник научных статей / научный редактор А. Н. Ромеро. М. : Перо, 2019, С. 243-247. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41275891 (дата обращения: 12.01.2023).
4. Ведущие педагогические подходы к научно-методическому обеспечению при подготовке к предметным олимпиадам в вузе / Е. А. Волкова, О. А. Волокитина, В. О. Романчук, Е. В. Фролова // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2022. № 3 (55). С. 49-59. DOI: https://doi.org/10.36622/VSTU.2022.23.49.004
5. Гулов А. П. Разработка рабочей программы для системной подготовки к всероссийской олимпиаде по английскому языку // Наука и школа. 2022. № 5. С. 162-170. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-5-162-170
6. Гулов А. П. Особенности оценивания навыков письма на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2022. № 8. С. 83-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49895138 (дата обращения: 12.01.2023).
7. Зубрилин А. А., Рыбкина В. А., Прончатова А. С. Дистанционные олимпиады в организации совместной профориен-тационной работы школы и вуза // Профильная школа. 2022. Т. 10. № 4. С. 20-28. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0744-2022-10-4-20-28
8. Курасовская Ю. Б. Подготовка учащихся к заданиям конкурса «Письмо» Всероссийской олимпиады школьников // Учитель. Ученик. Учебник : cборник научных трудов X Юбилейной международной научно-практической конференции (в контексте глобальных вызовов современности), Москва, 19-20 ноября 2021 года. М. : КДУ, Университетская книга, 2022. С. 51-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48718454 (дата обращения: 12.01.2023).
9. Курасовская Ю. Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях Всероссийской олимпиады школьников // Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45770469 (дата обращения: 12.01.2023).
10. Максимчик О. А. Воспитательный потенциал Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10. № 1 (34). С. 85-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48078113 (дата обращения: 12.01.2023).
11. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года (английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки) / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, А. Е. Ба-жанов, Е. В. Кузьмина, Е. И. Ратникова, Л. Ш. Рахимбекова // Педагогические измерения. 2022. № 3. С. 67-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49602314 (дата обращения: 12.01.2023).
12. Павлова А. С., Маякова Е. В. Методический конструктор организации внеурочной деятельности по иностранному языкув общеобразовательной школе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 3-4 (63). С. 72-80. DOI: https://doi.org/10.51944/2072-2516_2021_3-4_72
13. Пустыльник Ю. Ю., Пустыльник М. Л., Вержбицкая С. В. Воспитательный потенциал бренда Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 82-97. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-1-82-97
14. Раицкая Л. К. Теоретическая и исследовательская статьи в социально-гуманитарных дисциплинах: как преодолеть трудности восприятия западной методологии в России // Научный редактор и издатель. 2018. № 3 (1-2). С. 13-25. DOI: https://doi.org/10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25
15. Abizada A., Gurbanova U., Iskandarova A. et al. The effect of extracurricular activities on academic performance in secondary school: The case of Azerbaijan // International Review of Education. 2020. No. 66. Pp. 487-507. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s11159-020-09833-2
16. Bolshakova E. Olympiad in the English Language as a Form of Alternative Language Assessment // Journal of Language and Education. 2015. Vol. 1. No. 2. Pp. 6-12. DOI: https://doi.org/10.17323/2411-7390-2015-1-2-6-12
17. Markova G. A., Khaliusheva G. R. Foreign language Olympiad as a factor for creating student success // Era of Science. 2021. No. 28. Pp. 344-348. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47780659 (дата обращения: 12.01.2023).
Статья поступила в редакцию 19.01.2023 г.; одобрена после рецензирования 06.02.2023 г.; принята к публикации 27.02.2023 г.
Об авторе
Гулов Артем Петрович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6, Московский государственный институт международных отношений МИД России (119454, Российская Федерация, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7192-5316,
gulov@tea4er. org
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Abramova L. A. Povyshenie roli proforientatsii uchastnikov olimpiad shkol'nikov v ikh dal'neishem obrazovanii i profession-al'nom samoopredelenii [Enhancement of the role of professional orientation of the school academic Olympics contestants in their further education and professional self-determination]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2019, no. 10, pp. 47-51. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.10.P.47
2. Bezukladnikov K. E., Kryukova A. N., Bezukladnikov V. K. Obuchenie angliiskomu yazyku studentov dlya uchastiya v mezhdunarodnom dobrovol'cheskom dvizhenii [Teaching English to students who plan to participate in volunteer projects abroad]. Yazyk i kul'tura = Language and Culture, 2022, no. 57, pp. 181-203. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/57/9
3. Bredikhina Yu. V., Sergeeva N. V. Leksiko-grammaticheskie osobennosti tekstov uslovii zadach mezhdunarodnykh olimpiad po programmirovaniyu na angliiskom yazyke [Lexico-grammatical features of the texts of the conditions for the tasks of the International Programming Olympiads in English]. Rossiiskaya nauka: tendentsii i vozmozhnosti : sbornik nauchnykh statei, nauch. red. A. N. Romero = Russian Science: Trends and Opportunities : collection of scientific articles, scient. ed. A. N. Romero, Moscow, Pero Publ., 2019, pp. 243-247. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41275891 (accessed 12.01.2023). (In Russ.).
4. Volkova E. A., Volokitina O. A., Romanchuk V. O., Frolova E. V. Vedushchie pedagogicheskie podkhody k nauchno-metodicheskomu obespecheniyu pri podgotovke k predmetnym olimpiadam v vuze [Leading pedagogical approaches to scientific and methodological support in preparation for subject Olympiads at the university]. Sovremennye lingvisticheskie i metodiko-didakticheskie issledovaniya = Modern Linguistic & Methodological-and-didactic Researches, 2022, no. 3 (55), pp. 49-59. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.36622/VSTU.2022.23.49.004
5. Gulov A. P. Razrabotka rabochei programmy dlya sistemnoi podgotovki k vserossiiskoi olimpiade po angliiskomu yazyku [Development of the working program for system preparation for the All-Russian Olympiad in the English language]. Nauka i shkola = Science and School, 2022, no. 5, pp.162-170. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-5-162-170
6. Gulov A. P. Osobennosti otsenivaniya navykov pis'ma na regional'nom i zaklyuchitel'nom etapakh Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku [Special criteria for writing skills assessment at regional and final stages of the All-Russian Olympiad for school students in English]. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, 2022, no. 8, pp. 83-88. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=49895138 (accessed 12.01.2023). (In Russ.).
7. Zubrilin A. A., Rybkina V. A., Pronchatova A. S. Distantsionnye olimpiady v organizatsii sovmestnoi proforientatsionnoi raboty shkoly i vuza [Distance Olympiads in the organization of joint vocational guidance work of the school and the university]. Profil'naya shkola = Profession-Oriented School, 2022, vol. 10, no. 4, pp. 20-28. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0744-2022-10-4-20-28
8. Kurasovskaya Yu. B. Podgotovka uchashchikhsya k zadaniyam konkursa "Pis'mo" Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov [Preparing students for writing tasks of All-Russia Olympiad in English]. Uchitel'. Uchenik. Uchebnik : sbornik nauchnykh trudov X Yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (v kontekste global'nykh vyzovov sovremennosti), Moskva, 19-20 noyabrya 2021 goda = Teacher. Student. Textbook: Collection of scientific works of the X Anniversary International Scientific and Practical Conference (in the context of the global challenges of our time), Moscow, November 19-20, 2021. Moscow, KDU, University book Publ., 2022, pp. 51-55. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48718454 (accessed 12.01.2023). (In Russ.).
9. Kurasovskaya Yu. B. Transformatsiya formata zadanii EGE v zadaniyakh Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov [The transformation of the state exam tasks in All-Russia School Olympiad in the English language]. Pedagogicheskie izmereniya = Pedagogical Measurements, 2021, no. 1, pp. 71-79. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45770469 (accessed 12.01.2023). (In Russ.).
10. Maksimchik O. A. Vospitatel'nyi potentsial Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku [Educative value of All-Russian English Language School Olympiad]. Povolzhskii pedagogicheskii vestnik = Volga Pedagogical Bulletin, 2022, vol. 10, no. 1 (34), pp. 85-94. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48078113 (accessed 12.01.2023). (In Russ.).
11. Verbitskaya M. V., Makhmuryan K. S., Bazhanov A. E., Kuzmina E. V., Ratnikova E. I., Rakhimbekova L. Sh. Metodiches-kie rekomendatsii dlya uchitelei, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2022 goda po inostrannym yazykam (angliiskii, nemetskii, frantsuzskii, ispanskii, kitaiskii) [Methodological recommendations for teachers based on the analysis of typical mistakes of participants of the 2022 USE in foreign languages (English, German, French, Spanish, Chinese)]. Pedagogicheskie izmereniya = Pedagogical Measurements, 2022, no. 3, pp. 67-142. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=49602314 (accessed 12.01.2023). (In Russ.).
12. Pavlova A. S., Mayakova E. V. Metodicheskii konstruktor organizatsii vneurochnoi deyatel'nosti po inostrannomu yazyku v obshcheobrazovatel'noi shkole [Methodological constructor for the organization of extracurricular activities in a foreign language in comprehensive school]. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh = New in Psychological and Pedagogical Research, 2021, no. 3-4 (63), pp. 72-80. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.51944/2072-2516_2021_3-4_72
13. Pustylnik Yu. Yu., Pustylnik M. L., Verzhbitskaya S. V. Vospitatel'nyi potentsial brenda Vserossiiskoi olimpiady po iskusstvennomu intellektu [Educative potential of the All-Russian Olympiad on artificial intelligence brand]. Tsennosti i smysly = Values and Meanings, 2022, no. 1 (77), pp. 82-97. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-1-82-97
14. Raitskaya L. K. Teoreticheskaya i issledovatel'skaya stat'i v sotsial'no-gumanitarnykh distsiplinakh: kak preodolet' trudnosti vospriyatiya zapadnoi metodologii v Rossii [Theoretical and research articles in social sciences and humanities: overcoming hurdles to perception of western methodology in Russia]. Nauchnyi redaktor i izdatel' = Science Editor and Publisher, 2018, no. 3 (1-2), pp. 13-25. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25
15. Abizada A., Gurbanova U., Iskandarova A. et al. The effect of extracurricular activities on academic performance in secondary school: The case of Azerbaijan. International Review of Education, 2020, no. 66, pp. 487-507. (In Eng.). DOI: https://doi.org/ 10.1007/s11159-020-09833-2
16. Bolshakova E. Olympiad in the English language as a form of alternative language assessment. Journal of Language and Education, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 6-12. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.17323/2411-7390-2015-1-2-6-12
17. Markova G. A., Khaliusheva G. R. Foreign language Olympiad as a factor for creating student success. Era of Science, 2021, no. 28, pp. 344-348. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=47780659 (accessed: 12.01.2023). (In Eng.).
The article was submitted 19.01.2023; approved after reviewing 06.02.2023; accepted for publication 27.02.2023.
About the author Artem P. Gulov
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor in the Department of the English language no. 6, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (76 Prospect Vernadskogo, Moscow 119454, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7192-5316, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.