ТЕОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
И. О. Гулов
Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С.42-60 Values and Meanings. 2023. No.3 (85). P.42-60(In Rus) УДК 37.01
https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-42-60
Генезис олимпиадного движения в России
Гулов Артем Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6 Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-7192-5316
Аннотация. Олимпиадное движение школьников как педагогический феномен имеет более чем столетнюю историю существования, при этом развитие системы академических состязаний происходит и по сей день — уточняются направления интеллектуальных конкурсов, принимаются меры государственной поддержки призеров и победителей, ежегодно увеличивается количество школьников, впервые принимающих участие в предметных олимпиадах. Цель статьи — проследить генезис олимпиадного движения в отечественном образовании, задачи: выявить основные социокультурные драйверы развития олимпиады как педагогического феномена, описать периоды становления системы интеллектуальных состязаний. Методологически мы опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Нами использовались теоретические методы: анализ научных статей по теме организации академических конкурсов, а также актуальных нормативных документов, которые являются основополагающими для проведения Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ); классификация и группировка, обобщение полученных результатов. В исследовании выявлена периодизация основных этапов генезиса олимпиадного движения в истории отечественной педагогики. Нами также отдельно анализируется развитие всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, дается описание основных этапов, объясняются причины смены этапов развития. В рамках исследования выявлено,
© Гулов И. О., 2023
42
что генезис олимпиадного движения состоит из 6 этапов: Зарождение (XIX век — начало XX века), Основание (1934-1966), Становление (1967-1991), Рост (1991-2007), Зрелость (2007-2022), Переосмысление (2022 — наст. время). В исследовании анализируются и обосновываются данные периоды с точки зрения влияния социокультурных факторов. Олимпиадное движение является системой интеллектуальных состязаний, в рамках которых происходит отбор и развитие лучших школьников, которые готовятся поступать в высшие учебные заведения и развивать отечественную науку в различных областях. На современном этапе олимпиадные практики, несмотря на зрелость системы, нуждаются в переосмыслении.
Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети.
Для цитирования: Гулов А. П. Генезис олимпиадного движения в России // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 42-60.
GENESIS OF THE OLYMPIAD MOVEMENT IN RUSSIA
Artem P. Gulov
PhD (Pedagogy), associate professor in the Department of the English language #6, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-7192-5316
Abstract. The Olympic movement as a pedagogical phenomenon has more than a century of existence, while the development of the system of academic competitions continues to this day — the directions of intellectual competitions are being specified, measures are being taken to support winners, and the number of schoolchildren participating in subject Olympiads for the first time increases annually. The aim is to trace the genesis of the Olympiad movement in domestic education, the tasks are to identify the main socio-cultural drivers of the development of the Olympiad as a pedagogical phenomenon, to describe the periods of formation of the system of intellectual competitions. Methodologically, we relied on the relationship of axiological, culturological, informational, systemic and activity approaches. We used theoretical methods: an analysis of scientific articles on the organization of academic competitions, as well as current regulatory documents that are fundamental for conducting the Olympiads; classification and grouping, generalization of the results obtained. The study revealed the periodization of the main stages of the genesis of the Olympiad movement in the history of Russian pedagogy. We also separately analyze the development of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, give a description of the main stages, explain the reasons for changing the stages of development. The study revealed that the genesis of the Olympiad movement consists of 6 stages: Inception (19th century — early 20th century), Foundation (1934-1966), Formation (1967-1991), Growth (1991-2007), Maturity (2007-2022), Rethinking (2022- present days). The study analyzes and justifies these periods in terms of the influence of socio-cultural factors. The Olympic movement is a system of intellectual competitions within which the best schoolchildren are selected and developed, who are preparing to enter higher educational institutions and develop domestic science in various fields. At the present stage, Olympiad practices, despite the
maturity of the system, need to be rethought.
Keywords: Olympiad exam, language assessment, Olympiad preparation, assessment criteria, gifted children
For citation: Gulov A. P. Genesis of the Olympiad movement in Russia // Values and Meanings. 2023. No.3 (85). P. 42-60 (In Rus).
Введение
Интеллектуальные состязания привлекают внимание школьников и студентов во всем мире, так как участие в них позволяет испытать себя, посоревноваться со сверстниками и выявить свои академические наклонности и интересы [1, 20]. В современной отечественной педагогике большую роль играют предметные олимпиады, которые проводятся под контролем органов управления образования различных уровней, соответственно, являются важным направлением образовательной политики [8]. Среди основных целей олимпиадного движения — поиск одаренных ребят, склонных к развитию своих когнитивных способностей, развитие их творческих способностей, привитие любви к науке и к исследовательской деятельности [6, 13]. Олимпиады являются социокультурным феноменом, так как их постепенное развертывание происходило вместе с развитием общества и всегда отвечало социальным запросам и вызовам эпохи [2, 24].
Изучение иностранных языков неизбежно приводит к погружению в культурную среду данных народов, как следствие, к близкому знакомству с духовно-нравственными ценностями, которые транслируются в обществе [16]. Формирование вторичной языковой личности, которое неизбежно имеет место быть, не может быть оставлено без внимания образовательных организаций в связи с явным межкультурным конфликтом, который происходит в современном мире. Социокультурная компетенция более не рассматривается как изолированные знания об особенностях чужого социума и умения быть «своим среди чужих» [23]. Напротив, контраст культур, противопоставление ценностей, различные культурные коды обуславливают необходимость диалога, но как партнеров, защищающих свои интересы [5, 15]. Социокультурные трансформации приводят к смене парадигмы восприятия реальности от VUCA-мира к BANI-миру, где акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность), впервые зазвучавший в 1980 гг., обозначает сложную и изменчивую природу общественных отношений, а BANI — означает полный хаос любых систем [25]. Впервые введенное в научный оборот
в 2020 г. футурологом Кашио понятие BANI-мира (brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible — хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый) предшествовало пандемии короновируса и угрозам мирового конфликта, спровоцированным западными державами в 2022 году. На современном этапе четко вырисовываются основные черты, которые содержатся в данном определении. Могущественные корпорации рушатся в единое мгновение, логические цепочки принимаемых решений не очевидны, последствия катастроф повышают тревожность общества из-за мгновенного доступа к информации в социальных сетях — зачастую фейковой. «Черный лебедь», то есть никак не прогнозируемый и не просчитываемый заранее фактор рисков, может повлиять на экономическое развитие даже устойчивых стран, провоцируя кризисы глобального характера и масштаба. Тем не менее, понимание проблем общества на современном этапе позволяет выработать единую государственную политику, в том числе в сфере образования.
Исторически предметные олимпиады школьников в нашей стране зарождались как ответ на задачи советского государства, которое нуждалось в креативных технических специалистах. Школьники, решая сложные, нестандартные задачи, готовились к вызовам большой науки [7]. Социокультурный смысл исторического значения школьных предметных олимпиад видится в следующем: переход к информационному обществу требует интенсификации усвоения новых знаний, здоровой интеллектуальной конкуренции между школьниками. Решить эти задачи позволяет проверенное историческим опытом олимпиадное движение, которое обеспечивает особую творческую атмосферу в детско-юношеской и молодежной среде, создает условия для будущего профессионального роста школьников, их перехода от обучения к научной деятельности.
Материалы и методы
В рамках нашего исследования нами применялись теоретические методы анализа и обобщения научной литературы по теме, а также построения классификации на основе изученной информации. Проводился контент-анализ контрольно-измерительных материалов проведенных олимпиад по английскому языку вместе с критериями оценивания работ школьников.
Обзор литературы
Исследователи феномена школьных и вузовских предметных олимпиад рассматривают их как важнейшее средство выявления талантов
и одаренности школьников, воспитания и развития личности. Среди изученных нами современных исследований отдельное место занимают труды, в которых олимпиады рассматриваются как альтернативный вариант вступительных экзаменов в их диагностической функции для определения подготовленности выпускника школы к вузовскому обучению [4]. Ряд работ посвящен анализу педагогических практик, направленных на пропаганду олимпиадного движения в целом, рассматривая их как средство самоактуализации субъекта, видя в них социализирующий ресурс, инновационный потенциал и возможности для совершенствования Всероссийской системы оценки качества образования [3, 22]. Нами также были изучены труды, посвященные лингвистическим олимпиадам в России, а также формированию творческих способностей в рамках проведения национальных олимпиад по различным предметам по всему миру [11, 24, 26].
Результаты и обсуждение
Государственная значимость предметных олимпиад закреплена Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. Ф3-273 (ст. 77), в соответствии с которым целью школьных предметных олимпиад является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, пропаганда научных знаний, творческих и спортивных достижений. Таким образом, с проведением предметных олимпиад связывается возможность творческого развития сущностных сил и способностей ученика — физических, интеллектуальных, познавательного интереса к научной деятельности, которая оказывает разносторонне благоприятное влияние на человека, развивая и укрепляя его нравственные и ценностные позиции. Образовательная и воспитательная значимость предметных олимпиад видится в их систематичности и последовательности при возрастающей сложности олимпиадных заданий — от школьных до всероссийских и международных испытаний, при этом в качестве перспективных целей видятся цели и интересы государства. Например, «перечневые» олимпиады, проводимые университетами для абитуриентов, имели следующие цели:
— поднятие престижа определенных специальностей и создание предпосылок к формированию квалифицированных научных кадров
для науки и экономики регионов России;
— привлечение возможно большего числа участников для выявления наиболее одаренных и подготовленных абитуриентов;
— предоставление учащимся возможности оценки уровня подготовки для обучения в университете;
— организация профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных учреждений;
— оказание содействия в реализации прав в части получения высшего образования наиболее способной части молодежи, проживающей в регионах.
— развитие интеллекта, познавательного интереса и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Рассмотрим ретроспективно историю олимпиадного движения в России.
1. Зарождение. XIX век — начало XX века. В это время состоялись первые математические конкурсы, еще не имевшие названия «олимпиада». Тем не менее традиция проводить интеллектуальные испытания была заложена. Среди зафиксированных конкурсов были проекты Астрономического общества Российской Империи, которое было учреждено в 10 декабря 1890 года в Петербурге под эгидой Министерства народного просвещения. Таким образом, еще в XIX веке был заложен первый краеугольный камень в истории этого образовательного феномена.
2. Основание. 1934-1966 гг. В данный период вместились важнейшие события, которые, собственно, определили становление олимпиадного движения как в России, так и за рубежом. В 1934 году была проведена первая городская олимпиада по математике в Ленинграде, в 1935 — в Москве. В 1938 году состоялись первые олимпиады по химии и физике, в последующие десятилетия к списку предметов добавляются астрономия, биология, география. В этот период проходили первые ежегодные городские конкурсы, обкатывались технологии тестирования, происходил обмен методическим и организационным опытом с другими странами. Как результат — создание олимпиадных систем и в других государствах, в 1959 году прошла первая международная математическая олимпиада в Румынии. Из фразы «математика — гимнастика для ума» рождается метафорическое сравнение интеллектуального состязания со спортивными олимпиадами, и термин приживается в мировой педагогике. Интернациональные конкурсы стали площадкой
роста научной мысли и драйвером осмысления национального педагогического опыта. В 1964 году в СССР произошло первое обсуждение необходимости запуска всесоюзных олимпиад на государственном уровне как ответ на соперничество с другими странами в различных областях развития науки.
3. Становление. 1967-1991 гг. С 1967 года всесоюзные олимпиады по математике, физике, химии и информатике проходили как единый государственный фронт испытаний. Именно в этот период закладывается основа государственной поддержки олимпиадного движения, что и делает этот проект действительно массовым. Создается система льготного поступления в вузы, проходят чествования победителей и призеров интеллектуальных испытаний, в лучших вузах страны работают над разработкой заданий. При этом ввод новых предметов в структуру интеллектуальных состязаний обусловлен именно запросом общества. Так, в Москве проводится городская лингвистическая олимпиада на стыке языкознания и математики, а в 1988 году информатика впервые получает статус предмета, по которому проходят испытания во всех советских республиках. Проведение и организация олимпиад меняет лицо отечественного образования, позволяя единичные практики развития творческого начала запускать в массовой школе. Олимпиады служат средством привлечения внимания школьников к новым предметам, позволяя быстро отвечать на необходимость воспитания специалистов по определенным дисциплинам. Связка школа-вуз успешно функционирует на пользу как государству, так и обучающимся.
4. Рост. 1991-2007 гг. В 1991 году новое государство Российская Федерация, продолжая традиции советского образования и будучи правопреемником СССР, запускает расширенную линейку предметных олимпиад школьников, впервые в истории внедряя гуманитарные предметы в программу испытаний. История, русский язык и литература являются важными дисциплинами для осознания собственной идентичности, что становится знаковым после распада Союза. Список предметов постепенно расширяется, приобретая знакомые и узнаваемые черты современной системы, в которой представлены различные направления. Так, в 1998 году состоялась первая олимпиада по иностранным языкам, в частности, английскому, к которому в начале нового тысячелетия добавились французский и немецкий. Россия входит в эру глобализации
и цифровизации, поэтому реагирует на вызовы современности. Предмет экология изучается не в каждой школе, но входит в список школьных олимпиад. Необходимо общаться на мировых языках и осуществлять межкультурную коммуникацию — и число иностранных языков увеличивается. Мы видим очевидную тенденцию — программа интеллектуальных состязаний пополняется новым предметом как ответ на вызов эпохи, как попытка внедрить в отечественное образование на массовом уровне дисциплины, которые важны для государства.
5. Зрелость. 2007-2022 гг. В 2007 происходит знаковое событие в олим-пиадном движении, которое предопределяет развитие системы на долгие годы вперед,— создается Российский совет олимпиад школьников, чья экспертная деятельность направлена на создание и утверждение перечня вузовских академических испытаний, результативное участие в которых дает право на льготы при поступлении. Создание РСОШ является не случайным. В начале двухтысячных происходит глубокая реформация российского образования: отменяется сложившаяся система поступления и в рамках апробации запускается единый государственный экзамен. Несмотря на критику в обществе, ЕГЭ становится национальной системой тестирования, одновременно выпускным экзаменом и входным испытанием в высшую школу. Однако вузы стремятся отстоять свою самостоятельность и проводить собственные дополнительные творческие испытания. В результате ответ государства более чем убедителен — создается альтернативная система поступления в высшие учебные заведения — «перечневые» олимпиады. Из года в год их число растет, количество творческих конкурсов увеличивается, равно как и льготы дипломантам. Отметим, что именно в 2007 происходит и другое важное событие в олимпиадном мире. Департамент образования г. Москвы учреждает Центр педагогического мастерства — организацию дополнительного образования школьников, целью которой является именно работа с олимпиадными инициативами в московском образовании. Благодаря системной работе в данном направлении московские школьники нередко лидируют в общем зачете по количеству дипломов всероссийских предметных олимпиад. Данный опыт перенимается другими регионами, которые организуют собственные локальные площадки развития одаренности. В 2015 году, по инициативе Президента РФ В. В. Путина, происходит запуск образовательного фонда «Талант и успех», который курирует программы образовательного центра «Сириус» по направ-
лениям «Наука», «Искусство», «Спорт» и «Литературное творчество». Центр находится в Краснодарском крае и функционирует круглый год, где бесплатно обучаются талантливые школьники со всей России, пройдя непростой отбор. Запуск подобного масштабного проекта стал триггером для обеспечения массовости олимпиадного движения. Мировая пандемия 2020 года стала социокультурным фактором, повлиявшим на развитие системы образования. Переосмысление роли информационно-коммуникационных технологий в образовании позволило организовать курсы онлайн, что объединяло в одном «классе» учащихся, физически находящихся в разных регионах РФ. Ряд регионов предприняли попытку перенести часть испытаний на площадку сайтов в сети Интернет. Успешно защищаются кандидатские и докторские диссертации по олимпиадной тематике, запускаются международные олимпиады для абитуриентов на площадках российских вузов.
6. Переосмысление. 2022 — наст. время. Система олимпиад успешно сложилась и функционирует в Российской Федерации. Однако при ближайшем рассмотрении выявляется ряд проблем, большинство из которых связано с неготовностью общеобразовательной школы воспитать олимпиадников. Массовый характер участия не означает автоматически, что все школьные учителя готовы к запуску олимпиадных курсов или к работе с одаренными школьниками на уроках. На наш взгляд, российское образование нуждается в переосмыслении подготовки учителя. Данная проблема может решаться как через систему непрерывного образования, так и путем внедрения специальных курсов в педагогическое образование. На данном этапе важно актуализировать удачные практики подготовки школьников к олимпиаде и внедрить их в общеобразовательную школу.
Таблица 1.
Генезис олимпиадного движения в России и СССР
Стадия Особенности периода
Зарождение. Локальные конкурсы. XIX в.— нач. XX в. Развитие первых научных обществ, становление науки в России
Основание. Городские олимпиады. 1934-1966. Становление олимпиадного движения в крупных городах, первые проекты с привлечением университетов, проведение первой международной олимпиады
Становление. Всесоюзные олимпиады.1967-1991 Запуск Всесоюзных олимпиад, создание системы льготного поступления в вузы для победителей
Рост. Всероссийские олимпиа-ды.1991-2007. Становление системы всероссийских олимпиад школьников, введение гуманитарных предметов в конкурсную программу
Зрелость. Вузовские олимпиады. 2007-2022. Организация вузовских олимпиад при РСОШ, создание альтернативной системы поступления вместе с обязательным ЕГЭ, запуск федеральных и региональных центров развития одаренности
Переосмысление. Подготовка преподавателей. 2022 — наст. время Задача: актуализация существующих практик подготовки школьников, проведение курсов повышения квалификации педагогов, создание учебных пособий для подготовки
Эволюция всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
История всероссийской олимпиады школьников по английскому языку начинается в 1998 году в Смоленске, где на первые интеллектуальные состязания по иностранным языкам в России такого уровня собрались ребята из 10-11 классов в количестве 61 человек, которые представляли 29 регионов [9].
Таблица 2.
География проведения заключительных этапов
Город Год Город Год
Смоленск 1998 Санкт-Петербург 2013
Владимир 1999 Великий Новгород 2014
Нижний Новгород 2000 Волгоград 2015
Орел 2001 Смоленск 2016
Финал не проводился 2002 Волгоград 2017
Рязань 2003 Казань 2018
Финал не проводился 2004 Москва 2019
Пятигорск 2005 Финал не проводился 2020
Элиста 2006 Калининградская область, Зеленоградск 2021
Нижний Новгород 2007,2008 Москва 2022, 2023
Смоленск 2009
Великий Новгород 2010
Пятигорск 2011
Иркутск 2012
По сути, первые комплекты заданий являются в некоторой мере прообразом современного ЕГЭ, и до 2007 года уровень заданий не превышает Upper-Intermediate (B2 по Европейской шкале языков) [17]. С 2007 года уровень заданий заключительного этапа официально становится Advanced (С1), с тех пор планка сложности только растет. В 2011 году появляются интегрированные задания на региональном и заключительном этапах [12]. Происходит переосмысление проведенных олимпиад. Так, в 2012 году Махмурян К. С. делится московским опытом организации олимпиадного движения в рамках дополнительного образования [18], в 2013 году публикуется статья представителя ЦПМК Курасовской Ю. Б. «Концепция Всероссийской олимпиады школьников», осмысляющая эволюцию заданий за эти годы [14]. В эти же годы активно начинают функционировать региональные центры подготовки к олимпиаде, появляется концепт «олимпиадная сборная региона», когда группа школьников целенаправленно готовится к заключительному этапу под руководством команды тренеров. В период с 2014 по 2016 гг. нам удалось подготовить трех победителей олимпиады в Белгородской области, с 2017 года автор исследования присоединяется к команде московских тренеров в Центре педагогического мастерства, где и формирует эмпирическую базу данного исследования вплоть до 2022 года. В 2023 году нами публикуется учебно-методическое пособие для учителей, подводящее итоги генезиса олимпиадного движения по английскому языку в период с 1998 по 2023 гг. и раскрывающее методические и нормативно-правовые основы подготовки к ВСОШ [10].
Основа современного облика олимпиадных комплектов — модернизированная версия форматов международных экзаменов по английскому языку. До недавнего времени определялись заимствования заданий из зарубежных пособий, практически в каждом комплекте можно было найти следы чужих разработок. Примечательно, что, несмотря на глобальное распространение английского языка и его становление как официального языка науки, бизнеса, научно-технического творчества, в мире не прижились международные олимпиады, тестирующие владение английским языком. Мы связываем данный факт с коммерческим успехом линейки экзаменов Кембриджского университета (FCE, CAE, CPE), а также таких международных академических сертификатов, как TOEFL (США) и IELTS (Европа, Австралия, Великобритания). «Языковой империализм» коллективного Запада ярко проявляется в навязывании
собственных нравственных ценностей и культурного кода, внедряемых посредством распространения языка. Британские и американские посольства во всем мире инвестируют в программы бесплатного изучения английского языка, тем самым повышая престиж образования за рубежом и организуя утечку специалистов на Запад.
Таблица 3.
Некоторые источники заимствований заданий ВСОШ
Laura Matthews and Barbara Thomas. Cambridge University Press Complete Advanced Workbook with Answers
Jolene Gear, Robert Gear. Cambridge Preparation for the TOEFL. Test Book Louise Hashemi and Barbara Thomas. IELTS Trainer — Six Practice Tests with Answers
Bruce Rogers and Nick Kenny. The Complete Guide To IELTS. Student's Book. Cambridge Certificate in Advanced English. Official Examination Papers Pauline Cullen, Amanda French. The Official Cambridge Guide to IELTS Pamela J. Sharpe. Barron's TOEFL iBT
Анализ олимпиадных заданий показывает, что ВСОШ по английскому языку впитала в себя черты как британской, так и американской тестологии, что легко объяснимо программами зарубежных стажировок, которые были доступны для российских специалистов в 1990 и 2000-е годы. Например, многочисленные бесплатные стажировки для школьных учителей, вузовских преподавателей и студентов старших курсов были организованы Офисом Программы Фулбрайта, который функционирует при поддержке Государственного Департамента США. Аналогичные гранты выделялись и Британским Советом, международной организацией, представляющей продвижение культуры и достижений языкового образования Великобритании по всему миру [19, 21]. Представители посольств принимали участие в экспертной деятельности жюри ВСОШ и при организации конкурсов, выделялись средства на закупку аутентичных учебно-методических пособий в подарок участникам олимпиады. В 2016 году Британский Совет выступил титульным спонсором олимпиады, проводимой в Смоленске, и организовал бесплатную образовательную поездку для трех участников, которые лучше всего справились с заданиями по лингвострановедению, связанные с биографией и творчеством Шекспира. Политическая напряженность последнего десятилетия, связанная с геополитическим возрождением
России, привела к ослаблению данных связей, и, как следствие, снижению влияния западных организаций на развитие олимпиадного движения по иностранным языкам.
В целом будет неверным утверждать, что ВСОШ полностью копирует западные подходы к оцениванию школьников. Во-первых, использование интегрированных заданий и языковых головоломок и загадок, кроссвордов и пазлов является яркой чертой олимпиадных комплектов по английскому языку, цель которых не только проверить языковые и речевые компетенции, но и выявить и развить креативные способности учащихся, их склонность к исследовательской деятельности. Во-вторых, отечественная традиция олимпиадного движения предполагает постоянную смену форматов заданий, что ставит участников в заведомо нестабильные и непредсказуемые условия. В таблице 2 мы предлагаем нашу авторскую классификацию этапов развития ВСОШ, где выделяем 4 крупных этапа, во временных рамках которых происходили ключевые события, повлиявшие на эволюцию олимпиадного движения по английскому языку.
Таблица 4.
Основные этапы
Ключевые события Уровень заданий Публикация заданий
1998-2006 Принимают участие только 10-11 классы; постепенно увеличивается количество регионов и участников; публикуются первые сборники заданий; олимпиадные задания становятся прообразом современного ЕГЭ В2 Еврошкола, Дрофа, АПКиППРО
2007-2012 9 классы получают право принимать участие в заключительном этапе; возрастает уровень сложности заданий; у ВСОШ появляются «конкуренты» в виде вузовских олимпиад; вводятся уникальные интегрированные задания, которые становятся традиционными С1 Просвещение, сеть Интернет
2013-2019 Формируется современный облик олимпиадных заданий с разнообразием письменных жанров, заданий по чтению и аудированию; повышается роль заданий на владение социокультурной компетенцией;постоянно С1 + Университетская книга, сеть Интернет
2013-2019 используются сложные творческие задания; накапливается база учебно-методических пособий и научных исследований по теме олимпиадного движения по иностранным языкам; организационная информация публикуется в сети Интернет С1 + Университетская книга, сеть Интернет
2021-2022 Происходит разделение протоколов дипломантов на параллели 9, 10, 11 классов; вводится интегрированное задание на чтение+лексику; используются исключительно авторские задания ЦПМК без заимствования из зарубежных пособий; архив заданий прошлых лет структурируется и выкладывается в сеть Интернет; уровень заданий приближается к С2 на заключительном этапе; отдельные конкурсы проводятся онлайн; публикуется олимпиадное пособие Great Lengths в британском издательстве Pearson С1-С2 сеть Интернет
Заключение
Социокультурный анализ российского олимпиадного движения с присущими ему трансформационными процессами в контексте междисциплинарного подхода показал, что в современном изменчивом мире имеет место множество интерпретаций одного и того же феномена, что лишает определенности в истолковании содержания и значения информации, а значит, препятствует достижению взаимопонимания в цивилизованном сообществе, порождает «размытость» смыслов в представлениях и терминах, способствуя произвольным интерпретациям одного и того же текста.
Феномен системы академических состязаний в виде всероссийской олимпиады школьников отражает насущные проблемы общества, выполняя его заказ на подготовку специалистов, которые могут успешно функционировать в условиях нестабильности и хрупкости общественных систем. Олимпиада содержит в себе задания, которые заставляют школьников не просто транслировать знания, а оперировать ими в изменчивых условиях, одновременно демонстрируя навыки и умения в совершенстве. Являясь проводником между институтами школы и вуза, олимпиадное движение выводит школьников из зоны комфорты, помещая в фокус внимания молодежи вопросы, как связанные с функциональной грамот-
ностью исследователя, так и направленные на решение специфических задач для разных предметных областей. Рассматривая в этом ключе всероссийские олимпиады школьников по всем 24 предметам, очевидной видится необходимость реформирования подходов к отбору содержания заданий, выстраивания новой системы подготовки педагогических кадров, способных эффективно работать со школьниками.
Среди направлений пересмотра содержания контрольно-измерительных заданий отметим следующие:
1) в рамках внедрения социокультурных заданий необходимо увеличить долю отечественного страноведения, направленного на сравнительный анализ культур и выявление положительных черт и достижений отечественной науки и общества;
2) увеличение доли творческих заданий, направленных на формирование и развитие творческого мышления, начиная с самых ранних этапов олимпиады — школьного и муниципального, которые и являются самыми массовыми интеллектуальными состязаниями;
3) создание полного кодификатора тем и типов заданий, которые могут использоваться при создании олимпиадных комплектов;
4) разработка образовательных программ, учебных пособий для школьников по подготовке к олимпиадам.
В рамках подготовки педагогических кадров нами выделяются следующие меры:
1) разработка образовательных программ повышения квалификации педагогов с привлечением вузовских специалистов, членов экспертных комиссий жюри и авторов заданий олимпиады;
2) разработка блока дисциплин, направленного на олимпиадную подготовку как общего характера, так и в рамках предметной подготовки, в педагогических вузах, которые позволят в студенческие годы формировать педагогическую позицию учителя-исследователя, способного подготовить школьников к испытаниям различных видов сложности.
Позитивной стороной настоящего времени является высокая познавательная и творческая активность значительной части обучающихся — студентов и школьников. Анализ целей школьного образования через призму официальных документов и мнений учителей указывает на то, что в условиях трансформационных процессов, интенсификации технологи-
ческих прорывов в различных областях жизни и деятельности, тотальной цифровизации и аксиологического кризиса, образование и, в частности, школа, не в состоянии качественно решать задачи в отношении каждого обучающегося, но располагает достаточно мощным ресурсом в виде массового олимпиадного многопредметного и многоуровневого движения, давая возможность каждому ученику тренировать и применять свои умственные силы и способности в олимпиадном марафоне.
В современных условиях должны быть существенно расширены функции и педагогические возможности олимпиадного движения как информационно-культурной «надстройки» школьного учебного плана и средства активизации познавательной активности и самостоятельности обучающихся, развития творческой активности учителя. В полиязычном международном взаимодействии важнейшее место заняли иностранные языки, в частности английский язык. Обращение к образовательно-культурным возможностям иностранного языка может существенно обогатить содержание олимпиадных заданий по различным предметам, усиливая и межпредметность в обучении, и качество владения иностранным языком (создание ситуации погружения в профессиональную или культурную иноязычную среду).
Литература
1. Агаханов Н. Х. Марчукова О. Г., Подлипский О. К. О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам //Вопросы образования/ Educational Studies Moscow/ 2021. № 4. С. 266-284.
2. Алексашина И. Ю. Инновации в системе оценки качества образования: от ме-тапредметных результатов образовательной деятельности к функциональности грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. 2021 № 3 (33). С. 64-70.
3. Артемьева Л. Н., Яковлева Ю. В. Методологические основы психолого-педагогической олимпиады школьников // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 8. С. 146-151.EDN TYRHDY.
4. Банзаракцаева Е. В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории Отечества в вузе культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022. № 2(22). С. 164-170. DOI 10.31443/2541-8874-2022-2-22151-156. EDN XXSDAU.
5. Бехманн Г. Современное общество как общество риска? // Вопросы философии, 2007. № 1. С. 26-46.
6. Бузыкина О. В. Ученик, учитель, олимпиада: траектория эффективной успешности олимпиадного движения в Республике Мордовия // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 1 (17). С. 14-16.
7. ВередюкО.В., ЧерныхЕ. А. Олимпиадники поколения Z: поведенческие установки на рынке труда //Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 1. С. 79-91.
8. Гдалина Т. Г., Гдалин Д. А. Интеллектуальные соревнования школьников
как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 138-148. EDN SBLVCL.
9. Горчилина Е. Е, Грачева Н. П. Первая всероссийская олимпиада школьников по английскому языку // Иностранные языки в школе. 1998. № 3. С. 112-113.
10. Гулов А. П. Методические и нормативно-правовые основы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку: Учебно-методическое пособие. Обнинск: Издательство "Титул", 2023. 108 с. ISBN978-5-00163-283-2. EDN ILIDUP.
11. Гулов А. П. Различия между заданиями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 76-88. DOI 10.15382/sturIV202264.76-88. EDN FRUYEE.
12. Задания всероссийской олимпиады школьников по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://vos.olimpiada.ru/- Информационный сайт Всероссийской олимпиады (дата обращения: 01.03.2021).
13. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПб ГУПМ, 2001. 84 с.
14. Курасовская Ю. Б. Концепция Всероссийской олимпиады школьников // Иностранные языки в школе. 2013. № 10. С. 44-49. EDN RGRMUH.
15. Лебедев О. Е. Дидактика как теория трансформационных процессов в образовательной системе // Педагогика, 2022. № 1. С. 21-30.
16. Максимчик О. А. Воспитательный потенциал Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10, № 1(34). С. 85-94. EDN OHMUKL.
17. Материалы всероссийских олимпиад по иностранному языку: английский. Москва: Еврошкола, 2000. 90 с. ISBN5-93285-015-9. EDN XVIUKH.
18. Махмурян К. С. Олимпиады как инструмент развития иноязычного образования школьников // Иностранные языки в школе. 2012. № 10. С. 47-56. EDN PIDVKH.
19. Отдел культуры и образования Посольства Великобритании в Москве. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britishcouncil.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
20. Привалова, Г.Ф., ТкаченкоЛ. А., Ткаченко А.В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов вуза культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 160-165
21. Программа Фулбрайта в РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.usembassy. gov/ru/education-culture-ru/fulbright-program-ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
22. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. С. 106-114.
23. Шишлова, Е. Э. Социокультурный подход в высшем профессиональном образовании: теоретико-методологические аспекты. Москва: Русайнс, 2020. 160 с. EDN DIBMUB.
24. Berk S. (2016). Designing for the future of education requires design education. Art Education, 69(6), 16-20.
25. Cascio J. The apocalypse: It's not the end of the world. Bulletin of the Atomic Scientists, 2019, 75(6), pp. 269-272.
26. Fleer M. A Cultural-historical Critique of How Engineering Knowledge is Constructed Through Research in Play-based Settings: What Counts as Evidence and What is Invisible? Res Sci Educ (2021). https://doi.org/10.1007/s11165-021-10012-y.
References
• AgahanovN. H., Marchukova O. G., Podlipskij O. K. O sovremennyh tendencijah v podgotovke shkol'nikov k matematicheskim olimpiadam //Voprosy obrazovanija 2021. № 4. S. 266-284. [In Rus].
• Aleksashina I. Ju. Innovacii v sisteme ocenki kachestva obrazovanija: ot metapredmetnyh
rezul'tatov obrazovatel'noj dejatel'nosti k funkcional'nosti gramotnosti shkol'nikov // Pedagogicheskaja nauka i praktika. 2G21 № 3 (33). S.64-7G. [In Rus].
• Artem'eva, L.N., Jakovleva Ju. V. Metodologicheskie osnovy psihologo- pedagogicheskoj olimpiady shkol'nikov // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2G22. T. 3. № 8. S. 146-151. EDN TYRHDY. [In Rus].
• Banzarakcaeva, E. V. Iz opyta podgotovki i provedenija olimpiady po istorii Otechestva v vuze kul'tury / E. V. Banzarakcaeva // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2G22. № 2(22). S. 164-17G. DOI 1G.31443/2541-8874-2G22-2-22-151-156. EDN XXSDAU. [In Rus].
• Behmann G. Sovremennoe obshhestvo kak obshhestvo riska? // Voprosy filosofii, 2GG7. № 1. S. 26-46. [In Rus].
• Buzykina O. V. Uchenik, uchitel', olimpiada: traektorija jeffektivnoj uspeshnosti olimpiadnogo dvizhenija v respublike Mordovija // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija. 2G19. № 1 (17). S. 14-16. [In Rus].
• Veredjuk O. V., Chernyh E. A. Olimpiadniki pokolenija Z: povedencheskie ustanovki na rynke truda //Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii. 2G22. Tom 18. № 1. S. 79-91. [In Rus].
• Gdalina, T. G. Intellektual'nye sorevnovanija shkol'nikov kak forma vyjavlenija i podderzhki talantlivoj molodezhi / T. G. Gdalina, D. A. Gdalin // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2G13. № 4. S. 138-148. EDN SBLVCL. [In Rus].
• Gorchilina E. E., Gracheva N. P. Pervaja vserossijskaja olimpiada shkol'nikov po anglijskomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 1998. № 3. S. 112-113. [In Rus].
• Gulov, A. P. Metodicheskie i normativno-pravovye osnovy podgotovki k Vserossijskoj olimpiade shkol'nikov po anglijskomu jazyku: Uchebno-metodicheskoe posobie / A. P. Gulov. Obninsk: Zakrytoe akcionernoe obshhestvo "Izdatel'stvo "Titul", 2G23. 1G8 s. ISBN978-5-GG163-283-2. EDN ILIDUP. [In Rus].
• Gulov, A. P. Razlichija mezhdu zadanijami regional'nogo i zakljuchitel'nogo jetapov Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po anglijskomu jazyku / A. P. Gulov // Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija 4: Pedagogika. Psihologija. 2G22. № 64. S. 76-88. DOI 1G.15382/sturIV2G2264.76-88. EDN FRUYEE. [In Rus].
• Zadanija vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po anglijskomu jazyku [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://vos.olimpiada.ru/- Informacionnyj sajt Vserossijskoj olimpiady. (Data obrashhenija: G1.G3.2G21). [In Rus].
• Kuljutkin Ju. N. Izmenjajushhijsja mir i problema razvitija tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smyslovoj analiz. SPb.: SPb GUPM, 2GG1. 84 s. [In Rus].
• Kurasovskaja, Ju. B. Koncepcija Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov / Ju. B. Kurasovskaja // Inostrannye jazyki v shkole. 2G13. № 1G. S. 44-49. EDN RGRMUH. [In Rus].
• Lebedev O. E. Didaktika kak teorija transformacionnyh processov v obrazovatel'noj sisteme // Pedagogika, 2G22. № 1. S.21-3G. [In Rus].
• Maksimchik, O. A. Vospitatel'nyj potencial Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po anglijskomu jazyku / O. A. Maksimchik // Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2G22. T. 1G, № 1(34). S. 85-94. EDN OHMUKL. [In Rus].
• Materialy vserossijskih olimpiad po inostrannomu jazyku: anglijskij. Moskva: Evroshkola, 2GGG. 9G s. ISBN5-93285-G15-9. EDN XVIUKH. [In Rus].
• Mahmurjan, K. S. Olimpiady kak instrument razvitija inojazychnogo obrazovanija shkol'nikov / K. S. Mahmurjan // Inostrannye jazyki v shkole. 2G12. № 1G. S. 47-56. EDN PIDVKH. [In Rus].
• Otdel kul'tury i obrazovanija Posol'stva Velikobritanii v Moskve. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.britishcouncil.ru/ (Data obrashhenija: G1.G3.2G21). [In Rus].
• Privalova, G.F., Tkachenko L. A., Tkachenko A. V. Predmetnye olimpiady kak sposob povyshenija kachestva obrazovanija studentov vuza kul'tury // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2G2G. № 2 (38). S.16G-165. [In Rus].
• Programma Fulbrajta v RF. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ru.usembassy. gov/ru/education-culture-ru/fulbright-program-ru/ (Data obrashhenija: 01.03.2021). [In Rus].
• Tagunova I. A. Mirovye tendencii razvitija shkol'nogo obrazovanija // Pedagogika, 2019. № 6. S. 106-114. [In Rus].
• Shishlova, E. Je. Sociokul'turnyj podhod v vysshem professional'nom obrazovanii: teoretiko-metodologicheskie aspekty / E. Je. Shishlova. Moskva: Rusajns, 2020. 160 s. EDN DIBMUB. [In Rus].
• Berk S. (2016). Designing for the future of education requires design education. Art Education, 69(6), 16-20.
• Cascio J. The apocalypse: It's not the end of the world. Bulletin of the Atomic Scientists, 2019, 75(6), pp. 269-272.
• Fleer M. A Cultural-historical Critique of How Engineering Knowledge is Constructed Through Research in Play-based Settings: What Counts as Evidence and What is Invisible? Res Sci Educ (2021). https://doi.org/10.1007/s11165-021-10012-y.
Статья поступила в редакцию 28.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2023; принята к публикации 25.04.2023.
The article was submitted 28.02.2023; approved after reviewing 20.03.2023; accepted for publication 25.04.2023.