Научная статья на тему 'ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ'

ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ЯЗЫКОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулов А. П.

Актуальность. Интеллектуальные состязания в России являются массовыми проектами, которые привлекают внимание школьников и их наставников во всех регионах страны. Меры, предпринимаемые государством для популяризации творческой деятельности учащихся, помещают процедуры проведения конкурсов в фокус внимания общественности, заостряя внимание на спорных пунктах и противоречиях.Цель - определить возможные пути реформирования организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников на школьном и муниципальном этапах, выявить проблемные аспекты и предложить меры по устранению противоречий, связанных с олимпиадным движением школьников, в частности на примере специфики предмета «Английский язык».Методы исследования. Методологически мы опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Нами использовались теоретические методы: анализ научных статей по теме организации академических конкурсов, а также актуальных нормативных документов, которые являются основополагающими для проведения ВсОШ; классификация и группировка, обобщение полученных результатов. Кроме того, нами проведено анкетирование 1360 педагогов-практиков из 12 регионов РФ с целью выявить степень их удовлетворённости существующими организационными процедурами.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании выявлен ряд проблем, которые существуют при организации олимпиады на школьном и муниципальном этапах, при этом некоторые из них обусловлены отсутствием значимой экспертной информации в открытом доступе. Решение данных проблем позволит внести коррективы в нормативную документацию, что приведёт к улучшению функционирования олимпиадного движения как системы поиска и отбора талантов и снимет определённую часть конфликтов между жюри и конкурсантами.1Результаты исследования. В рамках исследования выявлено, что подлинная унификация подходов к проведению олимпиады начинается только с регионального этапа, в то время как на самых массовых этапах региональные и муниципальные предметные комиссии локальными нормативными актами определяют специфику организации, что приводит к противоречивым конкурсным практикам. Отсутствие академического единства выявляется и при сравнении разных предметов. При изучении специфики ВсОШ по английскому языку нами также был обнажён пласт проблем, причины которых кроются в федеральной документации и отсутствии открытого диалога между Центральной предметно-методической комиссией и учительской общественностью.Выводы. Для улучшения эффективности олимпиады как средства поиска и отбора талантов необходимо реформировать некоторые процедуры, в частности пересмотреть подход к апелляции школьников, разрешить пересмотр ключей, создать всероссийский экспертный пул для повышения прозрачности и грамотности оценивания, публиковать экспертную информацию в открытом доступе. Считаем актуальным также проводить на системной основе курсы повышения квалификации учителей, посвящённые и дидактике, и совершенствованию предметной области, с привлечением экспертов жюри и авторов заданий олимпиады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF REFORMING THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD

Relevance. Intellectual competitions in Russia are massive projects that attract the attention of schoolchildren and their mentors in all regions of the country. The measures taken by the state to popularize the creative activities of students place the procedures for holding competitions in the focus of public attention, focusing on controversial points and contradictions.Aim is to identify possible ways to reform the organization and conduct of the All-Russian Olympiad for schoolchildren at the school and municipal stages, identify problematic aspects and propose measures to eliminate contradictions related to the Olympiad movement of schoolchildren, in particular, on the example of the specifics of the subject “English.”Methodology. The methodological basis of the study was the interdependence of axiological, culturological, informational, systemic and activity approaches. The following theoretical methods were used: analysis of scientific articles on organizing academic competitions, the analysis of the current regulatory documents that are fundamental for conducting the Olympiad, as well as classification and grouping, and generalization of the results received. In addition, a survey of 1360 practitioners from 12 regions of the Russian Federation was conducted in order to reveal their satisfaction with the existing organizational procedures.Research implications. The study identified a number of problems that exist when organizing the Olympiad at the school and municipal stages, while some of them are due to the lack of significant expert information in the public domain. Solving these problems will make it possible to make adjustments to the regulatory documentation, which will lead to an improvement in the functioning of the Olympiad movement as a system for finding and selecting talents thus removing a certain part of the conflicts between the jury and the contestants.Results of the study. As part of the study, it was revealed that the true unification of approaches to the Olympiad begins only with the regional stage, while at the most massive stages regional and municipal subject commissions determine the specifics of the organization by independent regulatory acts, which leads to different competitive practices. The lack of academic unity is also revealed when comparing different subjects. When studying the specifics of the Olympiad in English, we also exposed a layer of problems, the reasons for which lie in the federal documentation and the absence of an open dialogue between the Central Methodological Commission and the teacher's community.Conclusion. To improve the effectiveness of the Olympiad as a means of finding and selecting talents, it is necessary to reform some procedures, in particular, revise the approach to filing the appeal by schoolchildren, allow the revision of the keys, and publish expert information on open access. Besides, it is relevant to conduct on a systematic basis advanced training courses for teachers, both for didactical aims and in the subject area, with the involvement of the jury experts and authors of Olympiad assignments.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 378.14

Б01: 10.18384/2310-7219-2023-1-15-28

пути реформирования всероссийской олимпиады школьников

Гулов А. П.

Московский государственный институт международных отношений (университет) 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Интеллектуальные состязания в России являются массовыми проектами, которые привлекают внимание школьников и их наставников во всех регионах страны. Меры, предпринимаемые государством для популяризации творческой деятельности учащихся, помещают процедуры проведения конкурсов в фокус внимания общественности, заостряя внимание на спорных пунктах и противоречиях.

Цель - определить возможные пути реформирования организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников на школьном и муниципальном этапах, выявить проблемные аспекты и предложить меры по устранению противоречий, связанных с олимпиадным движением школьников, в частности на примере специфики предмета «Английский язык». Методы исследования. Методологически мы опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Нами использовались теоретические методы: анализ научных статей по теме организации академических конкурсов, а также актуальных нормативных документов, которые являются основополагающими для проведения ВсОШ; классификация и группировка, обобщение полученных результатов. Кроме того, нами проведено анкетирование 1360 педагогов-практиков из 12 регионов РФ с целью выявить степень их удовлетворённости существующими организационными процедурами.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании выявлен ряд проблем, которые существуют при организации олимпиады на школьном и муниципальном этапах, при этом некоторые из них обусловлены отсутствием значимой экспертной информации в открытом доступе. Решение данных проблем позволит внести коррективы в нормативную документацию, что приведёт к улучшению функционирования олимпиадного движения как системы поиска и отбора талантов и снимет определённую часть конфликтов между жюри и конкурсантами.

Результаты исследования. В рамках исследования выявлено, что подлинная унификация подходов к проведению олимпиады начинается только с регионального этапа, в то время как на самых массовых этапах региональные и муниципальные предметные комиссии локальными нормативными актами определяют специфику организации, что приводит к противоречивым конкурсным практикам. Отсутствие академического единства выявляется и при сравнении разных предметов. При изучении специфики ВсОШ по английскому языку нами также был обнажён пласт проблем, причины которых кроются в федеральной документации и отсутствии открытого диалога между Центральной предметно-методической комиссией и учительской общественностью. Выводы. Для улучшения эффективности олимпиады как средства поиска и отбора талантов необходимо реформировать некоторые процедуры, в частности пересмотреть подход к апелляции школьников, разрешить пересмотр ключей, создать всероссийский экспертный пул для повышения прозрачности и грамотности оценивания, публиковать экспертную информацию в открытом доступе. Считаем актуальным также проводить на системной основе курсы повы-

© CC BY Гулов А . П . , 2023 .

шения квалификации учителей, посвящённые и дидактике, и совершенствованию предметной области, с привлечением экспертов жюри и авторов заданий олимпиады. Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети

ways of reforming the all-russian olympiad

A. Gulov

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)

of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

pr. Vernadskogo, 76, Moscow, 119454, Russian Federation

Abstract

Relevance. Intellectual competitions in Russia are massive projects that attract the attention of schoolchildren and their mentors in all regions of the country. The measures taken by the state to popularize the creative activities of students place the procedures for holding competitions in the focus of public attention, focusing on controversial points and contradictions. Aim is to identify possible ways to reform the organization and conduct of the All-Russian Olympiad for schoolchildren at the school and municipal stages, identify problematic aspects and propose measures to eliminate contradictions related to the Olympiad movement of schoolchildren, in particular, on the example of the specifics of the subject "English."

Methodology. The methodological basis of the study was the interdependence of axiological, cul-turological, informational, systemic and activity approaches. The following theoretical methods were used: analysis of scientific articles on organizing academic competitions, the analysis of the current regulatory documents that are fundamental for conducting the Olympiad, as well as classification and grouping, and generalization of the results received. In addition, a survey of 1360 practitioners from 12 regions of the Russian Federation was conducted in order to reveal their satisfaction with the existing organizational procedures.

Research implications. The study identified a number of problems that exist when organizing the Olympiad at the school and municipal stages, while some of them are due to the lack of significant expert information in the public domain. Solving these problems will make it possible to make adjustments to the regulatory documentation, which will lead to an improvement in the functioning of the Olympiad movement as a system for finding and selecting talents thus removing a certain part of the conflicts between the jury and the contestants.

Results of the study. As part of the study, it was revealed that the true unification of approaches to the Olympiad begins only with the regional stage, while at the most massive stages regional and municipal subject commissions determine the specifics of the organization by independent regulatory acts, which leads to different competitive practices. The lack of academic unity is also revealed when comparing different subjects. When studying the specifics of the Olympiad in English, we also exposed a layer of problems, the reasons for which lie in the federal documentation and the absence of an open dialogue between the Central Methodological Commission and the teacher's community. Conclusion. To improve the effectiveness of the Olympiad as a means of finding and selecting talents, it is necessary to reform some procedures, in particular, revise the approach to filing the appeal by schoolchildren, allow the revision of the keys, and publish expert information on open access. Besides, it is relevant to conduct on a systematic basis advanced training courses for teachers, both for didactical aims and in the subject area, with the involvement of the jury experts and authors of Olympiad assignments.

Keywords: Olympiad exam, language testing, Olympiad preparation, assessment criteria, gifted children

ВВЕДЕНИЕ

Всероссийская олимпиада школьников является самым массовым интеллектуальным состязанием, в котором ежегодно принимают участие миллионы ребят. Так, в 2021-22 учебном году во всероссийской олимпиаде школьников по всем предметам зафиксировано 21 398 706 участий1, из них на школьный этап пришлось 18 392 136 участий, на муниципальный этап - 2 835 988. Безусловно, такое внимание к проекту объясняется как государственной поддержкой, так и бесплатным характером участия, что вместе с солидными академическими бонусами в виде пропуска на бюджетные места в любые вузы страны является драйвером массовости состязаний Так, в 2021-22 учебном году Министерство просвещения зафиксировало статистику лидеров по количеству участий на муниципальном этапе Только в 5 регионах суммарная статистика говорит об огромном интересе к данным интеллектуальным состязаниям среди школьников (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Участие в муниципальном туре в 202122 учебном году / Participation in the municipal tour in the 2021-22 academic year

Говоря о ранжировании популярности предметов, выделим среди лидеров по массовости русский язык, математику, обществознание, биологию и английский язык (табл. 2) . Суммарно более миллиона участников принимают участие в 5 предметах на муниципальном туре, количество участников по этим же предметам на школьном туре - более 8 млн, на региональном туре - чуть более 50 тыс. Подобная статистика говорит о серьёзном отборе, который ранжирует участников, позволяя отобрать самых лучших для участия в заключительном этапе При этом в школьном туре ребята принимают участие с 5 класса по основной массе предметов, а по русскому языку и математике задействованы и учащиеся начальной школы - 4 класса . Муниципальный этап проводится для учащихся 7-11 классов .

Именно с регионального этапа начинается испытание школьников по единым комплектам олимпиадных заданий по всей стране, в то время как на школьном и муниципальном уровнях за отбор содержания и процедуры проведения ответственны субъекты федерации

Таблица 2 / Table 2

Участие в школьном туре в 2021-22 учебном году, все регионы / Participation in the school tour in the 2021-22 academic year, all regions

Республика Татарстан 386 935

Москва 348 023

Московская область 212 945

Краснодарский край 120 594

Свердловская область 80 035

Русский язык 254 108

Математика 234 237

Обществознание 225 840

Биология 224 225

Английский язык 194 118

Источник: составлено автором по данным Центра олимпиадного движения2.

Олимпиада в субъектах Российской Федерации. Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2021-22 учебном году: статистический сборник [Электронный ресурс]. URL: https://vserosolimp.ed-soo.ru/olimp_region (дата обращения: 27.01.2023). Центр олимпиадного движения [Электронный ресурс] URL: https://vserosolimp edsoo ru (дата обращения: 27 01 2023)

Источник: составлено автором по данным Центра олимпиадного движения3 .

Центр олимпиадного движения [Электронный ресурс] URL: https://vserosolimp edsoo ru (дата обращения: 27 01 2023)

Таблица 3 / Table 3

Участие в региональном этапе по годам по 24 предметам, все регионы / Participation in the regional stage by year in 24 subjects, all regions

Учитывая живой характер образовательной среды, нормативные документы, которые регламентируют проведение ВсОШ, часто обновляются. Вся нормативная документация доступна на сайте Центра олимпиадного движения2, который создан при участии Института стратегии развития образования РАО под эгидой Министерства просвещения.

Так, Приказ № 678 от 27.11.2020 об утверждении Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников является важнейшим документом, регламентирующим процедуры разработки и проведения муниципального, регионального и заключительного этапов . Приказ № 565 от 16.08.2021 дополняет Порядок проведения; в частности, предмет «Технология», который традиционно проводится по профилям «Техника, технология и техническое творчество» и «Культура дома, дизайн и технология», получает 2 новых направления, а именно «Информационная безопасность» и «Робототехника» Приказ № 73 от 13.03.2022 регламентирует особенности проведения олимпиадных туров на федеральной территории «Сириус». Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в

1 Центр олимпиадного движения [Электронный ресурс]. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru (дата обращения: 27.01.2023).

2 Центр олимпиадного движения [Электронный ресурс]. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru (дата обращения: 27 01 2023)

2022/23 учебном году являются основополагающими документами для региональных и муниципальных предметных комиссий, которые отвечают за проведение и организацию туров в регионах. Данная документация актуальна для всех субъектов Российской Федерации .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Несмотря на более чем столетнюю историю существования академических конкурсов в России, проводимых в форме олимпиады, постоянно происходит актуализация нормативных документов в этой сфере в ответ на социальные вызовы, изменения в законодательстве и объективную потребность соответствовать запросам современного отечественного образования В последние годы олимпиадное движение стало воистину массовым, что обнажило и обострило ряд проблем в обеспечении нормативной документацией, что, в свою очередь, спровоцировало конфликты между участниками и организаторами по причине отсутствия единой трактовки некоторых вопросов В рамках нашего исследования мы задались целью предложить пути реформирования ВсОШ на основе анализа особенностей проведения и организации школьного и муниципального этапов через призму нормативных актов, которые регулируют функционирование организационных комитетов и экспертных комиссий . Среди задач исследования - выявить проблемные поля, детально описать причины их возникновения, предложить комплекс мер по реформированию существующих практик, равно как и основополагающих документов

Методология и методы исследования. Методология исследования соответствует четырёхуровневой системно-структурной методологии педагогических исследований (по В. В . Краевскому): философский, общенаучный, конкретно-научный и технико-технологический уровни, включая междисциплинарные исследования, в которых имеет место взаимосвязь

2018 2019 2020 2021 2022

124198 128508 143024 169010 164440

Источник: составлено автором по данным Центра олимпиадного движения1 .

Vjay

аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятель-ностного подходов; интегративный подход; принцип диалектики - выражающие интегративную сущность культурной программы развития общества В фокусе нашего внимания оказались как нормативные документы, так и научные статьи по теме современных исследователей

Теоретический метод анализа научной литературы позволил определить в целом высокую разработанность темы проведения академических конкурсов как в отечественной педагогической науке, так и за рубежом [16; 17; 20]. Тем не менее большая часть учёных анализируют практики организации олимпиады с точки зрения организаторов или сторонних зрителей, не исследуя конфликты в олимпиадном движении и недовольство участников действиями организационных комитетов [18; 19]. Изученный нами массив статей был посвящён вопросам мотивации участников [2; 4; 6], анализу и оцениванию отдельных видов заданий [1; 7; 8], воспитательному воздействию конкуренции в образовании на становление личности школьников [9; 12; 14].

Ряд исследователей рассматривают предметные олимпиады как форму развития творческих и когнитивных способностей, отдавая должное методическим вопросам подготовки [3; 5; 10]. Нами также были изучены англоязычные источники по теме, посвящённые становлению олимпиадного движения в отдельных странах в сравнении с международными стандартами интеллектуальных состязаний [11; 13; 15]. Однако основу нашего исследования составили нормативные акты Министерства просвещения1 и методические рекомендации2, разработанные

1 Нормативные правовые документы ВсОШ [Электронный ресурс]. URL: https://vserosolimp .edsoo. ru/ normativka (дата обращения: 27.01. 2023) .

2 Муниципальный этап ВСОШ . Методические рекомендации и иные документы [Электронный ресурс]. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/municipal_ way (дата обращения: 27.01. 2023) .

Центральной предметно-методической комиссией, которые содержат в себе инструкцию по организации школьного и муниципального туров олимпиады в Российской Федерации, что позволило выработать гипотезу о причинах недовольства среди участников и их наставников

Организация исследования и ход работы

Наше исследование проходило в 2 этапа - анализ нормативных документов и анкетирование учителей Среди педагогов, принявших участие в дистанционном мероприятии, были представители общеобразовательных учреждений из таких субъектов Российской Федерации, как Москва, Московская область, Марий Эл, Кемеровская область, Башкортостан, Липецкая область, Нижегородская область, Тверская область, Сахалинская область, Чувашия, Мордовия, Татарстан. Проведённое нами анкетирование учителей в интернете позволило аккумулировать выборку из 1360 ответов респондентов из различных регионов России, все из которых являются действующими школьными учителями, готовящими своих воспитанников к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку Учителя в свободной форме выразили причины неудовлетворённости организацией школьного и муниципального этапов олимпиады, которые мы разбили на определённые категории Вопросы и результаты представлены в таблице 4

Постоянное развитие нормативной базы является положительным сигналом, указывающим на готовность чиновников реагировать на социальные вызовы и новые реалии . В 2020 г. появились некоторые нововведения, среди которых закреплено право внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессы организации олимпиадных туров, заявлено о возможности привлечения в ряды экспертов жюри победителей и призёров международных и всероссийских олимпиад В документе указано, что школь-

ники с ограниченными возможностями здоровья, а также дети-инвалиды имеют право принимать участие во всех этапах олимпиады на равных основаниях. Юридически закреплены этапы олимпиады -школьный, муниципальный, региональный, заключительный, даты проведения которых должны укладываться в период с 1 сентября по 30 июня, включая сроки публикации официальных документов по итогам туров . Министерство просвещения является организатором заключительного этапа

В нашем исследовании в фокусе внимания оказались спорные пункты, которые вызывают вопросы и, наш взгляд, нуждаются в переосмыслении и изменении. Реформирование нормативных документов является постоянным процессом, отвечающим на вызовы образования в современных условиях. Отметим, что среди нововведений появляется возможность понижать баллы на апелляции школьников . На наш взгляд, данное положение никак не способствует честной и прозрачной академической дискуссии между участниками и представителями оргкомитета

Согласно нормативным документам, проверка проводится 2 экспертами, в случае существенного расхождения привлекается 3 специалист. Если в подобных условиях жюри не способно адекватно оценить работу ребёнка, следует пересмотреть критерии допуска экспертов к их деятельности в оценивающих комиссиях Право снимать баллы в целом снижает настрой участников на педагогическое общение с членами жюри Напомним, что творческий характер олимпиадных заданий предполагает возможность альтернативных решений и расширения ключей, что свидетельствует о высокой креативности школьников. Апелляция служит инструментом разъяснения необычных идей и даёт возможность посмотреть на решения под другим углом, участники олимпиады должны быть уверены, что за их смелость не последует санкций Опять

же, в документе никак не поясняется ответственность экспертов жюри за некорректное оценивание, речь идёт лишь о внесении исправлений в протокол

Отдельно выскажемся о принципах создания олимпиадных комплектов, состоящих из собственно заданий, а также критериев и методик оценивания Налицо парадоксальная ситуация: подлинное единство подходов начинает работать только с регионального этапа Несколько миллионов школьников в России принимают участие в школьном и муниципальном турах, и в разных регионах создаются собственные комплекты заданий . Так, только по английскому языку в 202122 учебном году в рамках школьного этапа зафиксировано участие 1 317 856 ребят Тем удивительнее, что в разных регионах и даже городах одного региона появляются разные задания . Данная практика приводит к разобщению подходов, к снижению прозрачности проверки и неизбежно подрывает бренд олимпиады Сложившаяся практика подобной свободы при организации академических экзаменов в школах в 1990-е гг. привела к массовой коррупции, что, в свою очередь, стало причиной пересмотра практик поступления и тестирования абитуриентов и введения Единого государственного экзамена Современная система олим-пиадного движения является значимым средством поиска и отбора талантливой молодёжи по всей стране, соответственно, процедуры организации должны быть унифицированы, они должны давать школьникам одинаковые права и шансы на успех, а комплекты заданий школьного и муниципального этапов в разных регионах - являться максимально приближенными по структуре и уровню сложности, в идеале - иметь одинаковое содержание

Анализ методических рекомендаций по английскому языку вызывает ряд вопросов к составителям документа

1. Среди указанных задач олимпиады указываются только популяризация ан-

глийского языка и культуры англосаксов вместе с выявлением школьников, которые проявляют интерес к данным аспектам Однако глобальная роль английского языка в мире заставляет учёных говорить о важном прикладном значении данного языка для науки и технического творчества, в частности, большая часть языков программирования функционируют на английском Среди особенностей олимпиады также указывается наличие заданий, выявляющих склонность к поступлению по специальности с использованием диплома Однако в современном обществе иностранные языки не изучаются исключительно ради погружения в культуру Межкультурная коммуникация в случае английского языка является диалогом со всем миром, сюда входят чтение научных документов, общение на конференциях и саммитах Не ясно, почему данные аспекты не отражены в задачах олимпиады и в содержании заданий

2 Методические рекомендации оставляют проведение устного тура на школьном и муниципальном туре на усмотрение органа власти, аргументируя это техническими возможностями Однако, например, в 2022-23 учебном году в Москве устный тур не проводится, а в Московской области находятся возможности для его проведения При этом в данных соседних регионах, по сути интегрированных друг в друга, примерно равные технические возможности В рекомендациях говорится, что при проведении письменного тура необходимы часы в аудитории, а при проведении устного тура такая потребность не фиксируется . Заметим, что в заданиях по говорению обычно предлагают высказываться строго определённое количество минут, и участникам тяжело даётся понимание того, насколько им удалось попасть в разрешённый лимит

3 В документе разрешается при рассмотрении вопросов на трансформацию предложений принимать удачные варианты школьников как правильные, рас-

ширяя ключи Однако такие же ситуации с расширением ключей могут случиться и в других форматах, например, при словообразовании или открытых тестах (кло-уз-процедурах) В частности, на финальном этапе в 2021-22 году одно из заданий лексического конкурса содержало в себе 6 (!) правильных вариантов ответа, большую часть из которых предложили конкурсанты и смогли доказать их использование в современном языке с помощью словарей и энциклопедий Трудно избежать расширения ключей в лексических заданиях, т к язык постоянно развивается, и словари аккумулируют новые значения ежедневно Почему же запрещено принимать правильные ответы, которые смогли предложить школьники?

4 . В списке литературы содержится 14 ссылок, большая часть из которых является устаревшей и (или) недоступной для приобретения или скачивания, самое свежее пособие датируется 2018 г В списке имеется 1 ссылка на веб-ресурс и отсутствуют какие-либо научные труды.

В нашем исследовании помимо теоретического анализа документов мы провели анкетирование учителей общеобразовательных школ на предмет удовлетворённости текущими реалиями в сфере олимпиадной подготовки и организации туров . При использовании Гугл-форм, размещённых нами в социальной сети «Вконтакте» в группах для учителей английского языка ЕдехреЛ и Olympway (суммарное количество подписчиков -около 70 тысяч пользователей), нам удалось выявить мнение респондентов по поводу необходимости реформирования олимпиадных процедур Мы получили 1360 откликов и проанализировали массив ответов Ответы респондентов были в свободной форме, мы разделили их на категории и подсчитали, сколько процентов респондентов указали данную категорию проблемы

Как видно из результатов, большая часть опрошенных недовольна отсутствием экспертной информации и прозрач-

Таблица 4 / Table 4

Результаты анкетирования учителей / Results of Surveying Teachers

Вопрос Варианты ответов Результаты

Нуждается ли организация Да 93%

/ проведение туров / содер-

жание заданий ВСОШ в ре-

формировании и пересмо- Нет 7%

тре практик?

Укажите, что именно является проблемой? Свободная форма Категории

Категории Результаты, %

Отсутствие экспертной информации 15

в открытом доступе

Отсутствие системы профессиональной 12

переподготовки для учителей

Процедура апелляции 12

Плагиат заданий из опубликованных 11

учебников

Коррупция на местах, утечка секретной информации 9

Коммерческий характер федеральных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курсов по теме олимпиады с участием 7

ЦПМК

Отсутствие унификации в подходах 6

с другими иностранными языками

Невозможность найти рекомендованную ЦПМК литературу 6

Недостаточное количество времени 5

для выполнения заданий

Сложность заданий массовых этапов 4

(школьный и муниципальный)

Единство подходов к проведению устного

и письменного конкурсов в разных 3

регионах

Отсутствие системы мотивации учителей 3

Чрезмерное количество тестовых заданий, 3

без творческой составляющей

Отсутствие бесплатной учебной 2

литературы в школах

Несвязность заданий со школьной 2

программой

Источник: составлено автором по данным анкетирования учителей .

ной системы работы с учителями на местах в рамках повышения квалификации в олимпиадном движении Тем не менее ряд других проблем также были обнажён при анкетировании, что можно проследить в таблице 4

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, подводя итоги анализа нормативной документации общего значения, а также специфических документов, которые регламентируют содержание олимпиадных заданий и организацию состязаний по предмету «Английский язык», нами были выявлены направления, которые нуждаются в реформировании Для решения вышеуказанных проблем мы предлагаем комплекс мер по доработке основополагающих документов и внедрения их в современную практику:

1 Переосмыслить список задач олимпиады и обосновать данный выбор научно, основываясь на особенностях предмета «Английский язык» и его роли в глобальном цифровом мире, а также учитывая потребности отечественного образования и социального заказа Россия нуждается в развитии технологий и научном суверенитете, что заставляет искать новые подходы к интеграции в мировое сообщество учёных и создании инновационных кластеров, привлекательных для иностранных государств Английский язык приобрёл глобальную роль благодаря политике языкового империализма англосаксов, однако практически утратил свою культурную навязанную ценность ввиду повсеместного распространения Для отечественных специалистов разных направлений важно уметь пользоваться данным инструментом глобальной коммуникации, и олимпиада по английскому языку имеет большой потенциал в данном направлении на стыке различных дисциплин при формировании метапредметных навыков и умений

2 Определиться с необходимостью проведения устного тура, обеспечить часы для выполнений заданий на время

На наш взгляд, обучение иностранным языкам немыслимо без устной коммуникации, поэтому ЦПМК следует прописать требование проводить устный тур как минимум на муниципальном этапе Отметим, что в ЕГЭ по английскому языку есть устная часть, и технически все регионы имеют возможность организовать запись и проверку высказываний участников в дистанционном режиме При недостатке педагогических кадров регионы могут кооперироваться друг с другом, создавая межрегиональные комиссии по собственной инициативе

3. Документально закрепить право предметных комиссий принимать варианты ответов школьников, а последним дать право апеллировать не только к результатам конкурсов письма / говорения, но к тестам по чтению и аудированию, лексике и грамматике Практика проведения заключительных этапов показывает, что участники успешно доказывают возможность расширения ключей, и организаторы финала, которые, собственно, и являются представителями ЦПМК, принимают удачные ответы Соответственно, на школьном и муниципальном этапах должны появиться такие же возможности для коммуникации между авторами заданий и конкурсантами Напомним, что массовость участия обуславливает огромное внимание со стороны общественности, среди которых нередко можно увидеть учёных, носителей языка, репетиторов Организаторы ведут академический диалог не только с обучающимися 7-11 классов, но и заочно со специалистами в лингвистике, которые могут указать на недочёты в заданиях Не следует закрывать каналы коммуникации только ради сохранения «лица», при допущенных просчётах предметные комиссии должны признавать альтернативную точку зрения Олимпиада является платформой для обмена мнениями, а не транслирования безальтернативной «истины», что само по себе противоречит творческому началу в интеллектуальных

состязаниях. Наш авторский опыт составления олимпиадных заданий говорит о необходимости долгой апробации лингвистических заданий с целью уточнения формулировок и списка принимаемых ответов, что невозможно в условиях секретности хранения материалов для проведения реальных конкурсных состязаний

4. Расширить список литературы современными учебными пособиями, дополнить его научными статьями современных авторов по теме олимпиады и языкового преподавания в целом . В целом удивляет подход авторов методических рекомендаций, которые включают только собственные труды, игнорируя многочисленные разработки специалистов по теме языкового тестирования, в частности, подготовки к олимпиадам школьников по английскому языку. Так, нами было издано более 20 олимпиадных пособий во всероссийском издательстве «Титул», а также 1 олимпиадное пособие в мировом издательстве Pearson, и ни один труд из вышеупомянутых не удостоился чести быть в списке рекомендованных источников

5 . Создавать апелляционные комиссии из независимых экспертов, никак не аффилированных с организационным комитетом. Запретить понижать баллы при апелляции, а также предусмотреть возможность для подачи апелляции в высшие инстанции для тех участников, которые считают, что их неверно оценили или не поняли их идеи. К сожалению, получив право снижать баллы, многие эксперты при показе работ оказывают психологическое давление на школьников Учитывая, что при проверке творческих заданий всегда есть место субъективности, участники должны иметь гарантию неприкосновенности уже выставленных баллов

Глобальная цель олимпиады - воспитание смелых, думающих исследователей, и мы не сможем научить ребят размышлять вне догм, если сами запрещаем высказываться и спорить . По сути,

возможность снятия баллов за высказанное мнение - это неофициальный запрет на диалог, что подрывает саму суть олимпиадного движения. Опять-таки, в Положении о проведении говорится о возможности ЦПМК затребовать работы участников для перепроверки. В таком случае, почему самим участникам запрещено обращаться в федеральные инстанции для перепроверки правильности их оценивания? Мы считаем, что апелляция является инструментом развития мышления школьника, поэтому необходимо пересмотреть подходы к данной процедуре Возможно создание межрегиональных комиссий, которые рассматривают обращения участников Важно сместить акцент в восприятии апелляций - это не жалоба на правомерные действия жюри, не обвинение экспертов в некомпетентности, а попытка школьника донести свои идеи, сформировать альтернативную версию решения заданий Отметим, что в научном мире принято спорить и не соглашаться, и умение отстоять свою, пусть и непопулярную точку зрения, является важным как для развития личности, так и для формирования навыков исследовательской деятельности. Напомним, что идеи Ньютона, Коперника и Эйнштейна тоже не принимались изначально . Если стране нужны учёные, почему со школьной скамьи детям запрещено вести научный спор с авторитетами? Почему на заключительном этапе комиссия находит в себе академическую честность признать правильные идеи конкурсантов, а на муниципальном этапе такая практика запрещена нормативными актами?

6 . Ввести требование для предметных комиссий разрабатывать оригинальные задания, запретить заимствование заданий из опубликованных учебных пособий . Достаточно частой практикой стало копирование заданий из зарубежных учебников или переводных книг, что является плагиатом по своей сути Основной опасностью при подобном подходе является риск знакомства участников

с данной литературой до проведения олимпиады, в процессе подготовки В таком случае видевшие эти книги заранее школьники получают неоправданное преимущество перед другими участниками интеллектуальных состязаний

7 Обеспечить публикацию заданий, ответов и критериев оценивания разных регионов на едином федеральном портале для создания банка данных олим-пиадных заданий Многие регионы создают собственные архивы и ведут учёт олимпиадных комплектов Однако поиск такой информации является затруднённым, нередко региональные предметные комиссии хранят задания только за один год На наш взгляд, необходимо накапливать разработки прошлых лет, что позволит как исследователям изучать историю проведения олимпиад и эволюций заданий, так и участникам готовиться к грядущим испытаниям Опять же, необходимость публиковать задания в открытом доступе на долгие годы повысит качество материалов и прозрачность процедуры разработки и оценивания

8 Создать единый всероссийский пул экспертов для обеспечения честной, анонимной проверки и обмена педагогическим опытом в сфере оценивания работ Учитывая кадровый голод удалённых регионов и факт существования местных традиций при трактовке критериев проверки, видится важным наладить межрегиональное сотрудничество в рамках проведения экспертизы работ Несмотря на более чем 30-летнюю историю проведения Всероссийской олимпиады школьников, до сих пор некоторые регионы отстают в конкурентной борьбе за призовые места на заключительных этапах Среди лидеров по количеству дипломов, как правило, те субъекты, в которых массовость олимпи-адного движения становится фактором доступности экспертной информации, как следствие, повышения квалификации педагогического сообщества

9 Организовать курсы повышения квалификации, создавать специальные

курсы на педагогических кафедрах высших учебных заведений для студентов и магистров Несмотря на повсеместное развитие олимпиадных практик и уже сложившуюся систему интеллектуальных состязаний в стране, студенты педагогических вузов не получают дидактические знания во время обучения, и, по сути, не знают, как готовить к олимпиадам Недостаток теоретических знаний как в области развития одарённости и формирования функциональной грамотности исследователя, так и в предметной подготовке становится источниками слабой подготовки школьников Так, в Москве существует практика тестирования педагогов на предмет их готовности к преподаванию основ ЕГЭ, проводимая на базе Московского центра качества образования Педагогам нужно сдать ЕГЭ на высокие баллы и тем самым подтвердить право работы со старшеклассниками Относительно олимпиадной подготовки не существует подобных традиций, равно как постоянно функционирующих программ повышения квалификации, которые могли бы организоваться централизованно с привлечением ЦПМК Авторы заданий и методик оценивания должны работать с педагогической общественностью и передавать накопленные знания и опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изложенному, подчеркнём динамичность развития олимпиад-ного движения, что ставит новые задачи перед авторами нормативной документации на ежегодной основе

Проведённый нами анализ наравне с анкетированием учителей подтверждает гипотезу о наличии проблем в данной сфере, соответственно, реформирование является насущной потребностью отечественного образования На наш взгляд, выдвинутые тезисы и идеи помогут улучшить прозрачность процедур оценивания и повысят качество подготовки к интеллектуальным состязаниям, что в целом позволит говорить о большей эффектив-

ности олимпиады как средства поиска и отбора талантливой молодёжи, которая сможет продолжить обучение в высшей школе. Результаты исследования могут быть использованы как на федеральном уровне для реформирования нормативной базы олимпиадного движения, так и на локальном уровне для осознания допускаемых ошибок в проведении и организации конкурсных туров . Часть проблем может как успешно решаться региональными органами управления образования даже в отсутствие каких-либо распоряжений сверху, так и напротив Мы рассматриваем создание единого комплексного подхода к организации ВсОШ как единственный ответ на вызовы современного образования в сфере развития одарённости, и успешные региональные площадки могли бы выступить авторами обобщённого опыта, предлагая свои модели От-

метим, что некоторые регионы предпочитают действовать в закрытом режиме, не публикуя всей информации в открытом доступе, что в целом снижает степень доверия к бренду олимпиады . Любые академические экзамены с высокими ставками на кону нуждаются в комментировании со стороны официальных лиц и разъяснении принципов организации Полная открытость системы и прозрачность функционирования повысят качество подготовки, не давая почвы для роста напряжённости в олимпиадном движении Напомним, что интеллектуальные состязания с обретением массового характера перестали быть элитарным проектом, доступным только избранным, а, напротив, стали драйвером развития одарённости в каждой школе

Дата поступления в редакцию 03.02.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Арифулина Р. У, Катушенко О . А . Становление и развитие олимпиадного педагогического движения в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018 . № 2 . С. 178-181.

2 . Банзаракцаева Е. В . Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории Отечества в

вузе культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры . 2022. № 2 (22). С. 164-170. DOI: 10. 31443/2541-8874-2022-2-22-151-156.

3 . Винокурова С. А . Применение интерактивных образовательных технологий как неотъемлемая

составляющая современного образовательного процесса в вузе и организации олимпиадной подготовки // Современное среднее профессиональное образование. 2022. № 1. С. 13-15 . 4. Гребенщиков Ю . Ю . , Захарова М. В . Использование ресурсов международной цифровой олимпиады по русскому языку "homo dicens" для продвижения культурно-исторического наследия Москвы // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 7. С. 183-187. 5 . Гулов А . П . Особенности подготовки к конкурсу «говорение» на Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2 . С. 36-48. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-36-48

6. Добротина И . Н . , Осипова И . В . Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: опыт регионов // Русский язык в школе . 2019 . № 80 (5). С. 19-24.

7. Лысиченкова С. А. , Хохлачева И . В. Диагностика метапредметных и личностных результатов старшеклассников в конкурсной деятельности // Педагогический журнал. 2022. Т. 12 . № 1 (1). С. 215-221. DOI: 10. 34670/AR.2022.42. 62.097.

8 . Никитин Д . И . , Николаева В . В . , Соколова Е . И . Актуальные проблемы объективности оцени-

вания олимпиадных работ участников Всероссийской олимпиады школьников и пути их преодоления // Эффективные практики оценки качества образования . 2020. № 1 (9). С. 18-23 .

9 . Савцова В . И. Применение дистанционного обучения при подготовке обучающихся к олимпи-

адам по информатике // Трибуна учёного . 2022. № 6. С. 107-110 .

10 . Чигишева О . П . Функциональная грамотность исследователя: методология введения нового

научного понятия / под науч . ред . С. В . Ивановой . Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2021. 122 с.

11. Abizada A . , Gurbanova U. , Iskandarova A . The effect of extracurricular activities on academic performance in secondary school: The case of Azerbaijan // International Review of Education . 2020. № 66 . P. 487-507.

12 . Akveld M . , C6ceres L. , Crawford D. The perceived impact of mathematics competitions on teachers

and their classrooms in Puerto Rico, Switzerland and the UK // ZDM - Mathematics Education . 2022. № 54. P. 1009-1025.

13 . Chai C. S . , Jong M. S . -Y. , Chen M . Validating and modelling teachers' technological pedagogical

content knowledge for integrative science, technology, engineering and mathematics education // Educational Technology & Society. 2019 . № 22 (3). P. 61-73 . 14. Elgrably H . , Leikin R . Creativity as a function of problem-solving expertise: Posing new problems

through investigations // ZDM - Mathematics Education . 2021. № 53 (4). P. 891-904. 15 . Gaspar M . , Fauring P. Losada Falk M . E. The Iberoamerican mathematics olympiad, competition and community // ZDM - Mathematics Education . 2022. № 54. P. 1059-1071.

16. Jarvin L. , Subotnik R. F. Academic talent development in North America and Europe // Asia Pacific Educational Review. 2015 . № 16. P. 297-306.

17. Kang D. Y. Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective // Asia Pacific Educational Review. 2019 . № 5 . P. 12 .

18 . Li Y. , Lewis W. J. Recognizing and promoting interdisciplinary collaboration, leadership, and im-

pact: award for interdisciplinary excellence in mathematics education (IEME award) [Электронный ресурс] // International Journal of STEM Education . 2019 . № 6. URL: https://stemeducationjournal. springeropen. com/articles/10 .1186/s40594-019-0162-7 (дата обращения: 27.01.2023).

19 McVey M Shadow education and the curriculum and culture of schooling in South Korea // International Review of Education. 2018 . № 64. P. 397-401.

20 . Saul M . Russian influences on American mathematics education after 1991: historical roots of changes

in extracurricular programs // ZDM - Mathematics Education . 2021. № 53 . P. 1605-1616.

1. Arifulina R. U. , Katushenko O . A . [Formation and development of the Olympiad pedagogical movement in Russia]. In: Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya) [Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences (Theory and Methods of Vocational Education)], 2018, no. 2, pp. 178-181.

2 . Banzarakcaeva E. V. [From the experience of preparing and holding the Olympiad on the history of

the Fatherland in the University of Culture]. In: Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo insti-tuta kul'tury [Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture], 2022, no. 2 (22), pp. 164-170. DOI: 10. 31443/2541-8874-2022-2-22-151-156.

3 . Vinokurova S . A . [The use of interactive educational technologies as an integral part of the modern

educational process at the university and the organization of olympiad training]. In: Sovremennoe sredneeprofessional'noe obrazovanie [Modern secondary vocational education], 2022, no. 1, pp. 13-15 . 4. Grebenshchikov Yu. Yu. , Zaharova M . V. [Using the resources of the international digital Olympiad in the Russian language "homo dicens" to promote the cultural and historical heritage of Moscow]. In: Uspekhigumanitarnyh nauk [Successes in the Humanities], 2022, no. 7, pp. 183-187.

5 . Gulov A . P [Features of preparation for the competition "speaking" at the All-Russian Olympiad for

schoolchildren in English]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2022, no . 2, pp . 3648 . DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-36-48

6 . Dobrotina I . N . , Osipova I . V. [School and municipal stages of the All-Russian Olympiad for school-

children in the Russian language: experience of the regions]. In: Russkij yazyk v shkole [Russian language at school], 2019, no. 80 (5), pp. 19-24.

7 . Lysichenkova S . A . , Hohlacheva I . V [Diagnostics of meta-subject and personal results of high school

students in competitive activities]. In: Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal], 2022, vol. 12, no. 1 (1), pp. 215-221. DOI: 10. 34670/AR.2022.42. 62.097.

8 . Nikitin D. I . , Nikolaeva V. V. , Sokolova E. I . [Actual problems of objectivity in evaluating the Olympi-

ad works of participants in the All-Russian Olympiad for schoolchildren and ways to overcome them].

REFERENCES

In: Effektivnye praktiki ocenki kachestva obrazovaniya [Effective practices for assessing the quality of education], 2020, no . 1 (9), pp . 18-23 .

9 . Savcova V. I . [The use of distance learning in preparing students for Olympiads in Informatics]. In:

Tribuna uchyonogo [Tribune of the scientist], 2022, no . 6, pp . 107-110 .

10 . Chigisheva O. P. Funkcional'naya gramotnost' issledovatelya: metodologiya vvedeniya novogo nauchnogo

ponyatiya [Functional literacy of a researcher: methodology for introducing a new scientific concept]. Moscow, Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, 2021. 122 p.

11 . Abizada A., Gurbanova U., Iskandarova A. The effect of extracurricular activities on academic performance

in secondary school: The case of Azerbaijan. In: International Review of Education, 2020, no . 66, pp. 487-507.

12 . Akveld M. , C6ceres L. , Crawford D. The perceived impact of mathematics competitions on teachers

and their classrooms in Puerto Rico, Switzerland and the UK. In: ZDM - Mathematics Education, 2022, no. 54, pp. 1009-1025.

13 . Chai C. S . , Jong M. S . -Y. , Chen M . Validating and modelling teachers' technological pedagogical con-

tent knowledge for integrative science, technology, engineering and mathematics education . In: Educational Technology & Society, 2019, no. 22 (3), pp. 61-73 . 14. Elgrably H . , Leikin R . Creativity as a function of problem-solving expertise: Posing new problems through investigations . In: ZDM - Mathematics Education, 2021, no . 53 (4), pp . 891-904.

15 . Gaspar M . , Fauring P Losada Falk M . E. The Iberoamerican mathematics olympiad, competition and

community. In: ZDM - Mathematics Education, 2022, no . 54, pp . 1059-1071.

16 . Jarvin L. , Subotnik R . F. Academic talent development in North America and Europe . In: Asia Pacific

Educational Review, 2015, no . 16, pp . 297-306.

17 . Kang D. Y. Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective . In:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Asia Pacific Educational Review, 2019, no . 5, p . 12 .

18 . Li Y. , Lewis W. J. Recognizing and promoting interdisciplinary collaboration, leadership, and impact:

award for interdisciplinary excellence in mathematics education (IEME award). In: International Journal of STEM Education, 2019, no . 6 . Available at: https://stemeducationjournal . springeropen . com/ar-ticles/10 ,1186/s40594-019-0162-7 (accessed: 27.01.2023).

19 . McVey M. Shadow education and the curriculum and culture of schooling in South Korea. In: Interna-

tional Review of Education, 2018, no . 64, pp . 397-401.

20 . Saul M. Russian influences on American mathematics education after 1991: historical roots of changes

in extracurricular programs . In: ZDM - Mathematics Education, 2021, no . 53, pp . 1605-1616.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гулов Артем Петрович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6 Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ; e-mail: gulov@tea4er. org

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Artem P. Gulov - Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor in the Department of the English language №6, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), the Ministry of Foreign Affairs of Russia; e-mail: gulov@tea4er. org

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Гулов А П Пути реформирования Всероссийской олимпиады школьников // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Педагогика . 2023. № 1. С. 15-28 . DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-15-28

FOR CITATION

Gulov A . P Ways of reforming the All-Russian Olympiad. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2023, no . 1, рр . 15-28 . DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-15-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.