Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ И ПОМИНАЛЬНОЙ ПИЩЕ У ТАТАР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XXI В.'

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ И ПОМИНАЛЬНОЙ ПИЩЕ У ТАТАР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XXI В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
погребальный обряд / некрополи / поминальные блюда / общие черты / локальные особенности / татары / Кемеровская область.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомирова М.Н.

На основе устных исторических источников, краеведческой литературы описаны действия, совершаемые участниками в процессе подготовки человека к погребению, дана общая характеристика кладбищ, надмогильных сооружений, устройства могил татар Кемеровской области, также описаны поминальные блюда. В планиграфии выявлены следующие черты, схожие с другими подразделениями этноса: наличие рвов вокруг кладбищ, оград, сарайчиков для инвентаря, фиксация старой части кладбища в центральной его части; виды надмогильных сооружений; устройство могильных ям. К локальным особенностям мы относим конструктивные особенности срубов, каменных стел, диалектную лексику надмогильных сооружений. В поминальной пище фиксируется много локальных особенностей, например, в номенклатуре горячих блюд и их рецептуре. Выявлены специальные поминальные изделия из теста в разных населенных пунктах татар Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тихомирова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ И ПОМИНАЛЬНОЙ ПИЩЕ У ТАТАР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XXI В.»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-94-100 ТИХОМИРОВА Марина Николаевна,

NIION: 2018-0076-8/22-891 научный сотрудник ИАЭТ СО РАН,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1089 e-mail: marinat24@mail.ru

ТИХОМИРОВ Константин Николаевич,

старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, e-mail: ktikhomirov@gmail.com

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ И ПОМИНАЛЬНОЙ ПИЩЕ У ТАТАР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В НАЧАЛЕ XXI В.

Аннотация. На основе устных исторических источников, краеведческой литературы описаны действия, совершаемые участниками в процессе подготовки человека к погребению, дана общая характеристика кладбищ, надмогильных сооружений, устройства могил татар Кемеровской области, также описаны поминальные блюда. В планиграфии выявлены следующие черты, схожие с другими подразделениями этноса: наличие рвов вокруг кладбищ, оград, сарайчиков для инвентаря, фиксация старой части кладбища в центральной его части; виды надмогильных сооружений; устройство могильных ям. К локальным особенностям мы относим конструктивные особенности срубов, каменных стел, диалектную лексику надмогильных сооружений. В поминальной пище фиксируется много локальных особенностей, например, в номенклатуре горячих блюд и их рецептуре. Выявлены специальные поминальные изделия из теста в разных населенных пунктах татар Кемеровской области.

Ключевые слова: погребальный обряд, некрополи, поминальные блюда, общие черты, локальные особенности, татары, Кемеровская область.

TIKHOMIROVA Marina Nikolaevna,

Researcher, IAETSBRAS

TIKHOMIROV Konstantin Nikolaevich,

Senior Researcher, IAET SB RAS

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN FUNERAL RITES AND FUNERAL FOOD AMONG THE TATARS OF THE KEMEROVO REGION AT THE BEGINNING OF THE 21TH CENTURY

Annotation. On the basis of oral historical sources, local history literature, the actions performed by participants in the process of preparing a person for burial are described, a general description of cemeteries, graveside structures, the arrangement of the graves of the Tatars of the Kemerovo region is given, memorial recipe are also described. Planography revealed the following features similar to other units of the ethnic group: the presence of ditches around cemeteries, fences, sheds for inventory, fixing the old part of the cemetery in its central part; types of graveside structures; arrangement of grave pits. We attribute the design features of log cuttings, stone steles, dialect vocabulary of supermogile structures to local features. In memorial foods, many local features are recorded, for example, in the nomenclature of hot viands and their recipe. Special memorial products from the pastry in different settlements of the Tatars of the Kemerovo region were identified.

Key words: funeral rite, necropolises, memorial recipe, common features, local features, Tatars, Kemerovo region.

Введение

По территории Кемеровской области проходит западная граница расселения западносибирских татар. Их численность в данном субъекте РФ - около 40 тыс. чел. на 2010 г. [6]. Они сформированы в большинстве своем из потомков татар-пе-

реселенцев из Волго-Уральского региона и малочисленной группы калмаков (около 100 чел. на 2010 г.) [2, с. 114-115; 14, с. 24-25].

В советской этнографии этническая история и традиционная культура коренных народов Сибири были приоритетными темами, поэтому

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

татары Кемеровской области практически не изучались, за исключением калмаков, среди которых собирались этнографические материалы, проводились исследования по некоторым вопросам [2; 7; 4]. Интерес к ним объясняется тем, что они являются аборигенами Южной Сибири. Их предками были тюркоязычные алтайские племена, расселившиеся на территории Юргинского и Яшкинского районов Кемеровской области во второй половине половине XVII в. [2, с. 113]. В российской этнологии и культурной антропологии идет постоянный поиск объектов и тем изучения, поэтому мы обратились к сбору полевых материалов по культуре малоизученной группы татар.

Материалы, публикуемые в данной работе, были получены авторами в ходе полевых экспедиционных сборов в 2017 г. в сельских населенных пунктах Кемеровской области, которые были основаны татарами - это деревни Нижегородка и Теплая Речка Ижморского района, деревни Зимник и Сарсаз Юргинского района, д. Юрты-Константиновы Яшкинского района [10; 13, Т-93-Т-97]. Исследованием были охвачены практически все сельские поселения татар Кемеровской области, за исключением Мариинского района.

Целью работы является введение в научный оборот данных по погребально-поминальному обряду с выделением локальных особенностей и общих черт, традиций и новаций. В последующем эти материалы могут быть использованы для сравнительно-исторического исследования погребально-поминального обряда в целом западносибирских татар с выделением региональной специфики, характерной для локальных групп Кемеровской области.

На настоящий момент нам известно два обобщенных коротких описания рассматриваемого обряда у калмаков и потомков татар-переселенцев [7, с. 81-82; 15, с. 154-155]. Еще в очерках Н. А. Томилова, посвященных духовной культуре томских татар, упоминаются отдельные элементы погребального обряда калмаков в прошлом [14, с. 111].

День похорон, действия, связанные с нахождением умершего дома

В день похорон жители населенного пункта готовят могилу, обмывают покойника и участвуют в похоронах. На кладбище копать могилу идут все свободные мужчины населенного пункта. В обследованных поселениях также, как и в других группах западносибирских татар (например, в тарской, томской) придерживаются правила, согласно которому, нужно похоронить человека до двух часов [3, с. 52; 10; 14, с. 102; 15, с. 155].

В то время, когда копается могила, дома шьется саван усопшему (кефенек / кафэнык). Традиционно его изготавливают из ткани белого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

цвета, желательно хлопчатобумажной, так как считается, что саван должен быстрее сгнить.

Далее покойного обмывают. В большинстве случаях это делают дома. Только в д. Зимник для обмывания построено специальное здание рядом с мечетью. Мужчину обмывают мужчины, женщину - женщины. Одежда, которая была надета на покойнике, уничтожается. В д. Теплая Речка умершего обмывают на специальной доске (шиназа); также используют ванну, кувшин, ведра, в которых носят воду. Сейчас обмывают в специальных хозяйственных перчатках.

Воду, после обмывания, так же, как и в других сельских поселениях Западной Сибири, выливают в месте, которое не задействовано в хозяйственной деятельности (в разговорном языке его называют «чистое» место, по словам информаторов, - это «у богана» - в переводе «у столба»).

Опрошенные жители д. Теплая Речка считают, что при обмывании лучше использовать душистое туалетное мыло. После использования, его складывают в могилу под ногу умершего. Некоторые хозяева мыло оставляют себе, и тайно от окружающих его прячут, так как считается, что его могут украсть и навести порчу на владельца. Среди татар распространено представление об исцеляющих свойствах такого мыла - им лечат кожные заболевания. Также, если этим мылом помыться, то можно избавиться от тоски по покойнику [10; 13, Т-96, л. 79 об.].

После обмывания умершего облачают во все элементы погребальной одежды. Как и в других группах (например, тарской), саван состоит из нескольких слоев: нижнего, выполняющего функции белья, второго слоя, (наподобие плечевой одежды) представляющего собой прямоугольный кусок материи, в котором делали прорезь для головы (ахирэт кульмэче - святая рубашка) [3, с. 54-56; 15, с. 155] и верхний слой - прямоугольное полотно, в которое полностью заворачивают умершего, затем его связывают завязками из этой ткани в двух местах (в голове и в ногах) и еще поверх савана в трех местах перевязывают полотенцами (под коленями, в районе пояса и в плечах); с их помощью тело опускается в могилу.

Покойника помещают на носилки (шиназа / чиназа) и перед тем как вынести из дома, его накрывают зеленым покрывалом. Если хоронят женщину, то сооружают навес из дуг и ивовых прутьев и закрывают также зеленым покрывалом [10, записано в Нижегородке; 15, с. 155]. Из дома усопшего выносят головой вперед.

Мужчины поднимают носилки делают два шага и останавливаются, чтобы мулла прошел под ними быстрым шагом. В Теплой Речке носилки одновременно несут 10-ть человек, которые через 15-20 шагов меняются [10]. Информаторы отме-

чали, что на кладбище покойника уносят быстрым шагом («чуть ли не бегом») [Там же; 15, с. 155].

Тело спускается в могилу на полотенцах тремя близкими родственниками. В могильной яме покойника принимают тоже три родственника. Один держит тело умершего за голову и плечи, другой - за поясницу, третий - за ноги. Далее укладывают в нишу (лэхет). Завязки, с помощью которых был связан саван, развязывают и помещаются вместе с телом. Полотенца отдают как благодарность в качестве милостыни (хаир) мужчинам, которые спускают и устраивают тело в могиле. Они навязывают их на пояс [10, Нижего-родка].

Еще из любопытных традиций, которая фиксируется в этих местах, как и в других группах западносибирских татар, - это откупание могилы [3, с. 60; 12, с. 142-143].

В д. Юрты-Константиновы в качестве платы (кабыр садакасы) раньше отдавали курицу, чашку, ложку. Еще дают муку и соль, что по-мнению, некоторых информаторов, является недавним обычаем. Кабыр садакасы отдают мулле. Он после похорон приходит с кладбища и читает молитву [13, Т-93, л. 28 об., 43].

В д. Зимник информаторы рассказали, что как покойника уносят на кладбище, но до того, как опустят тело в могилу, нуждающемуся жителю раньше отдавали курицу и глубокую чашку с мукой. Сейчас вместо курицы и чашки муки, дают деньгами по стоимости равной птице. Здесь откупание могилы назвалось ^р хайере. [13 Т-93, л. 60, 90,78 об.].

В д. Теплая Речка давали ^р садакасы курицей или деньгами по стоимости равной курице [13, Т-96, л. 40 об.].

Укажем, что здесь информаторы объясняют традицию использования курицы как главного объекта, с помощью которой откупали могилу так же, как и татары Омской области. По словам жителя д. Нижегородка Р. Г. Абянова, 1958 г.р., курица уничтожала червей в могиле [10; 12, с. 142].

У татар Кемеровской области также, как и в других группах, существует представление о нечистоте жилого пространства после смерти человека, так как считается, что когда человек умирает, его кровь попадает на пол, стены и пр. После того как покойника уносят из дома, его в течении двух дней полностью моют, вещи перестирывают. На третьи сутки после уборки в помещении, где умер человек, можно принимать пищу [15, с. 155].

В плане параллелей и общетатарских традиций еще отметим, что после смерти человека до 40 дней в доме на кухне не выключают свет, на пороге могут держать колющие предметы (ножницы), которые выполняют обереговую функцию

от злых духов. С этой же целью, пока умерший в доме, ему на грудь кладут ножницы [13, Т-97, л. 11 об.].

Устройство могильной камеры и расположению умершего в могиле

Из всей собранной нами информации для обобщающих работ по погребально-поминальному обряду и этнографо-археологических реконструкций, возможно, будут интересны следующие сведения, связанные с погребением умершего. Размеры и разметку могилы (кабер) делали, используя вместо метра, лопату с черенком. Контуры ямы размечались при помощи топора.

Глубина могилы определялась в зависимости от пола умершего: по словам информаторов, для женщин копали на полный рост, для мужчин - по плечи. Отметим, что в других подразделениях западносибирских татар (курдакско-саргатских, тарских) также для женщин копали могилу глубже, чем для мужчин [1, с. 168; 3, с. 54 и др.].

При устройстве могильной камеры, согласно правилам шариата, в длинной стенке делали нишу - подбой (лэхет) под углом, куда помещали тело. Стенка ниши была наклонная, ее дно должно было быть ниже дна могильной ямы. В подбое покойника укладывали таким образом, чтобы ориентация была головой на северо-запад, что является стандартным для мусульманских захоронений. Чтобы умерший был повернут лицом на главную мусульманскую святыню (Киблу), под левый бок подкладывали грунт.

Отметим, что подкладывание под спину умершего в подбое куска грунта, возможно, объясняет положение скелетов в могилах на грунтовом могильнике Сеитово IV (XVI-XVШ вв.), расположенном в западных районах проживания западносибирских татар (Тарский район Омской области) [11].

Согласно объяснениям информаторов, в настоящее время подбой (лэхет) закладывается вертикально вплотную друг к другу досками высотой 90 см одним из родственников, который участвует в опускании покойника в могилу. Аналогичный способ перекрытия, к примеру, был также у курдакско- саргатских татар [1, с. 173].

Для культурных реконструкций, вероятно, будет интересен иной вариант перекрытия ниши, так как, по словам жителя д. Нижегородки Р. Р. Гумерова, 1951 г. р., это более старый способ. Доски укладывали на лаги горизонтально от дна ямы, заканчивая выше подбоя. Перекрытие подбоя горизонтально уложенными досками (без гвоздей) также можно связать с практиками, известными по памятникам эпохи позднего Средневековья. Могильные ямы на уровне материка перекрывались плахами, положенными вдоль длинных стенок могильных ям. Такие погребения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

встречались на могильниках Бергамак II [9, с. 58-84], Окунево [4], Малый Чуланкуль 1, Абра-мово 10 [5, с. 130, 131, 144, 150].

Еще из элементов, которые могут быть интересны для изучения, отметим, что при погребении в насыпь в районе головы помещают временную доску, на которой написаны фамилия и годы жизни умершего. Когда ставится памятник, доску не убирают. На кладбище д. Теплая Речка зафиксировано, что эти доски либо остаются стоять рядом с обелисками, либо их вытаскивают и прислоняют в оградке, либо кладут рядом с холмиком или оградкой.

Поминки

В Ижморском, Юргинском, Яшкинском районах Кемеровской области традиционными поминальными датами считались 3-й день с момента смерти и далее - 7-й, 40-й, 100-й день и год. Недавно появилась еще одна поминальная дата - 52-й день [13, Т-93, л. 6, 28 об., 78 об. - 79; Т-96, л. 55 об.]. Однако, если к традиционным датам приуроченаколективная трапеза (корэн аш / кор-хан / керхан ашы), то на 52 дня ограничиваются только чтением молитвы и раздачей милостыни (садака) [13, л. 60]. Также, видимо, не все татары проводят поминальные трапезы 100-го дня. В этот день также ограничиваются молитвой (Нижего-родка, Зимник, Юрты-Константиновы) [13, Т-93, л. 28 об. 78 об. и др.].

В д. Юрты-Константиновы на поминки 3-го дня могут позвать не всех соседей, а ограниченный круг лиц (обмывальщиков, мужчин, помещавших умершего в могилу), потому что не успевают подготовить большую трапезу из-за того, что проводят полную уборку дома. На поминки 7-го дня приходит большое количество людей (родственников, соседей) [13, Т-93, л. 28 об.].

Для поминок резали барана. Но в последнее время эта традиция нивелируется. Можно купить мясо животного забитого по правилам шариата (халяль - «дозволенная»). Также сейчас используют мясо животных русской бойки. В этом случае его моют семь раз [13, Т-93, л. 90 об. и др.].

В д. Зимник мы наблюдали поминальную трапезу, где стол с пищей, перед чтением молитвы, был закрыт тканью [13, Т-93, л. 61]. Это важно отметить, так как сейчас во всех местах Западной Сибири встречается случаи нарушения этого обычая.

В настоящее время на поминках подают несколько горячих блюд. Во-первых, суп на мясо-костном бульоне с домашней лапшой, что является общетатарской традицией. В Юргинском и Яшкинском районах лапшу резали квадратиками (дурпочмаклы, Зимник / камырлу аш шокмак аш / шакмак, Юрты-Константиновы) или соломкой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

(токмач, Зимник) / азын аш, Юрты-Константиновы) [13, Т-93, л. 6, 11 об., 61].

В д. Юрты-Константиновы в суп с лапшой, вместо картофеля, могут добавить капусту, что является вкусовым предпочтением местных жителей. Жители деревень Зимник, Сарсаз в суп с лапшой или в картофель с мясом любят положить лук и морковь [13, Т- 94, л. 4 об. - 5, Зимник; Т-95, л. 3, Сарсаз]. В д. Теплая Речка в суп с домашней лапшой морковь не добавляли [13, Т-96, л. 56].

На поминки в настоящее время еще подают второе и третье горячие блюда. Вторым блюдом, обычно, готовят плов или мясо с картофелем. Примечательно, что в д. Юрты-Константиновы в плове использовали горох [13, Т-93, л. 5 об., 43]. Эта особенность также встречается у томских татар, проживающих в г. Томске и его окрестностях [например, 13, Т-90, л. 66 об., Эушта <в настоящее время район г. Томска>].

По рассказам жителей деревень Зимник и Сарсаз на поминки еще готовят - сладкий плов (пылау); в него кладут курагу и изюм, тертую морковь [13, Т-93, л. 60 об. - 61, 91 и др.]. В д. Зимник данное блюдо готовилось следующим образом: изюм, курагу нарезали, припускали на сливочном или растительном масле, затем их смешивали с вареным рисом [13, Т-94, л. 5].

Из новаций упомянем, что на второе после супа здесь могут подавать другие блюда, например, гречку с мясом и др. [13, Т-94, л. 5 об.] Но это как, правило, единичные случаи.

В деревнях Юрты-Константиновы, Зимник вторым или третьим горячим блюдом, также, как правило подают, пэрэмечи - мелкие круглые полузакрытые изделия (с небольшим отверстием по центру) с начинкой из мяса [13, Т-93, л. 43, 45 об.], а в деревнях Теплая Речка и Нижегородка обязательно - оладьи (коймак), изготовленные из сдобного теста опарным способом на поду печи. В этих населенных пунктах оладьи являются ритуальным блюдом и обязательно подаются на различных обрядовых трапезах.

Любопытно, что в д. Зимник на поминки готовят сладкое мучное блюдо чак-чак. Однако новый мулла стал критиковать жителей, так как это свадебное блюдо. Они восприняли высказывания муллы с неудовольствием, так как он не местный, а из Средней Азии. Жители расценили это как критику их традиций [13, Т-93, л. 90 об.]. Добавим, что на поминках 7 июля 2017 г. в д. Зимник мы наблюдали на столе чак-чак.

Еще на поминки татары обследованных поселений стряпали другую разнообразную традиционную выпечку, например: са^са (самза) -изделие в виде крученых лент из дрожжевого (Юргинский, Яшкинский районы) / пресного теста (Ижморский районы), обжаренного в раститель-

ном масле и баурсаки, булочки, пироги из сдобного дрожжевого теста со сладкой начинкой, покрытые сверху «решёткой» из теста (паштит, Юргинский, Яшкинский районы) или балиш / бэлэш, Ижморский район) и др.

В настоящее время поминальный стол стараются разнообразить и сделать еще богаче, выставляя покупные кондитерские изделия, фрукты, что является новацией.

Некрополи

В обследованных населенных пунктах кладбища находятся вблизи. Они приурочены к рекам, в большинстве случаев некрополи локализуются чуть выше по течению реки от поселения. В то же время нами было выявлено несколько вариантов их расположения по отношению к поселению: в д. Юрты-Константиновы - на бровке высокой коренной правобережной террасы выше по течению р. Томи; чуть выше по течению рек: в Зимнике - р. Искитима, в Теплой Речке - р. Бекета, в Нижего-родке - р. Макарова. Лишь в д. Сарсаз кладбище расположено напротив современного центра деревни на высоком правом берегу р. Юргинки (кладбище находится за ул. Верхняя).

Некрополи имеют определенные высотные соотношения с населенными пунктами. В поселениях Зимник, Нижегородка, Сарсаз и Теплая Речка - на высоком, визуально доминирующем месте в деревне на бровках правобережных (Искитим, Бекет, Юргинка) и левобережных (Макаров) террас мелких рек.

Территории кладбищ деревень Зимник, Сар-саз, Теплая Речка ограничены неглубоким рвом и невысоким валом, а некрополь д. Юрты-Константиновы с двух сторон ограничивается оврагами, с третьей - отвесным склоном правобережной террасы Томи. Дополнительно кладбища четырех деревень (Зимник, Нижегородка, Теплая Речка, Юрты-Константиновы) огорожены забором из штакетника, а в д. Сарсаз у кладбища ограда металлическая, выполненная из прутков.

В д. Зимник на некрополе сделано нескольких входов для удобства посещения могил родственниками, в поселениях Сарсаз, Теплая Речка, Юрты-Константиновы - по одному входу.

Все кладбища заросли лесом с густым подлеском, за исключением некрополя д. Теплая Речка, так как кроме татар здесь также хоронят русских и немцев <немцы являются потомками репрессированных граждан во время Великой Отечественной войны - Авт.>. Участок кладбища, на котором хоронят немцев, расчищен от зарослей. На русской части кладбища зарослей больше, чем на немецкой, но меньше, чем на татарской.

На кладбище д. Теплая Речка современные погребения располагаются по краям, его центр в настоящее время не используется.

На кладбищах деревень Сарсаз, Теплая Речка, Юрты-Константиновы построены сараи (будка, Теплая Речка) - помещения для инвентаря, используемого для погребения (это доски, лопаты, кирка, носилки, доска для обмывания покойного, лестница для спуска в могильную яму).

По материалам Н. А. Томилова, ранее кал-маки хоронили покойника «в своеобразных наземных склепах в виде бревенчатых срубов с крышами. Также они погребали на горе и возводили над покойником курганы» [14, с. 111].

В настоящее время у татар Кемеровской области, как и в других территориальных группах, традиционным видом надмогильных сооружений являются срубы (по-татарски боре/буре, Теплая Речка, Нижегородка). По рассказам информаторов, а также наблюдениям, срубы устанавливали на кладбищах поселений Зимник, Сарсаз, Теплая Речка, Юрты-Константиновы.

Эти надмогильные сооружения делали из осины, реже из сосны. По мнению информаторов, срубы нельзя было изготавливать из березы. Причины, по которой этот материал не рекомендовался к использованию, информаторы не объяснили.

Интересно, что форма сруба в сечении похожа на параллелепипед. Изредка на кладбищах встречаются срубы, похожие в сечении на усеченную призму. По нашим наблюдениям, на кладбище д. Теплая Речка они установлены на могилах недавнего времени.

Подчеркнем, что сруб, по форме напоминающий усеченную призму, является более характерным традиционным надмогильным сооружением у татар Омской, Тюменской областей [3, с. 71; 8, с. 149]. На осмотренных кладбищах татар Кемеровской области, вероятно, более распространенной была, как уже указывалось, иная форма. Еще одной особенностью устройства сруба было то, что в Кемеровской области татары не укладывали матицу на верхний венец.

Чаще всего срубные ограды сложены из трех венцов продольных и трех венцов поперечных бревен. Стены срубов собраны не впритык, а с горизонтальными зазорами (так называемый полусамцовый тип соединения венцов). Чтобы получились такие зазоры, при сборке укладывался один ряд продольных венцов, затем - поперечных или порядок укладки был обратный.

На бревнах поперечные пазы практически не выбирались. Аналогичный способ соединения углов, например, известен в Омской области [3, с. 145 и др.]. Первый венец укладывался на чурки, вкопанные по периметру конструкции под четырьмя ее углами. Срубы, собранные недавно, уложены на кирпичи (Теплая Речка). Старые

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

срубы не окрашивались краской, в отличие от новых, покрашенных в зеленый или синий цвет.

Кроме срубных надмогильных сооружений, по словам информаторов д. Теплая Речка, ранее на могилу могли устанавливать камни. Обследование кладбища выявило ряд таких могил. Это необработанные куски горной породы светло-серого цвета размерами 30-50 х 40-60 см. Сейчас намогильные холмы снивелировались, камни находятся в густой траве.

В настоящее время на обследованных кладбищах превалируют другие виды надмогильных сооружений, нежели срубы и камни. Исследователи не считают их традиционными для татар Западной Сибири. Хотя по внешнему виду, информации о дате захоронения, многие из этих надмогильных сооружений довольно старые - середины XX в.

Типологически они такие же, как и в других территориальных группах: 1) оградки, деревянные (чардуан) (из штакетника) и металлические (из труб, прутьев и полос, образующих различные орнаментальные мотивы), окрашенные в синий/ голубой или зеленый цвета; 2) обелиски металлические (в виде пирамиды и других форм), покрашенные серебрянкой или в синий / голубой цвета; 3) стелы из мраморной крошки с цементом, гранита, мрамора. На обелисках и стелах встречаются изображения умерших, барельефы.

Примечательные стелы из природного и искусственного камня были зафиксированы на кладбищах поселений Зимник, Сарсаз, Теплая Речка с высеченными надписями, выполненными арабской графикой. По словам информаторов, надписи сделаны на татарском языке. Стелы выполнены в советский период. Судя по обработке, часть из них кустарного производства второй половины XX в. Нами зафиксированы стелы двух видов. Чаще всего встречаются плиты с закругленным верхом; второй, единичный - в виде столба из искусственного камня, его верх фигурно оформлен. На одной стеле был вырезан полумесяц и две красные звезды (д. Сарсаз).

Заключение и выводы

Таким образом, в погребально-поминальном обряде татар Кемеровской области прослеживаются как общие с другими группами западносибирских татар черты (мероприятия, связанные с похоронами: обмывание, процесс изготовления савана, похороны, типы надмогильных сооружений, наличие подбоя), так и оригинальные местные (вид срубов).

Полученные данные свидетельствуют о некоторой динамике в погребальной обрядности. Выделяются изменения в планиграфии кладбища (его инфраструктуры), изменения надмогильных сооружений, изменения в устройстве надмогиль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ных холмиков, изменения в могиле. Отдельный интерес представляют материалы, находящие аналогии среди археологических материалов из памятников эпохи позднего Средневековья из Среднего Прииртышья и дающие возможность интерпретировать некоторые результаты раскопок.

В поминальной обрядности и блюдах фиксируются общетарские элементы - суп с домашней лапшой, плов, са^са (самза) - изделие в виде крученых лент, обжаренных в растительном масле и баурсаки, булочки, пироги; также общие для всех групп изменения - поминки 52 дня, увеличение ассортимента блюд на поминальном столе.

В блюдах зафиксировано большое число локальных особенностей. Например, в д. Юрты-Константиновы использование гороха в плове; в д. Зимник, Сарсаз - моркови в супе с лапшой или в картофеле с мясом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлены специальные изделия из теста, которые как правило или часто готовятся на поминальный стол в разных населенных пунктах: оладьи (Теплая Речка, Нижегорода), пэрэмечи (Юрт-Константиновы, Зимник), чак-чак (Зимник).

Итак, полученные нами материалы позволяют восполнить часть пробелов в изучении погребально-поминального обряда локальных групп татар Западной Сибири, а также дают фактический сравнительный материал для обобщающих работ по истории его развития у данной этнической общности.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Белич И. В., Богомолов В. Б. Погребальный ритуал курдакско-саргатских татар // Экспериментальная археология: Известия лаборатории экспериментальной археологии Тобольского педагогического института. - Тобольск, 1991. - С. 158-178.

[2] Кимеев В. М., Кривоногов В. П. Этнические процессы у калмаков (опыт интервального исследования) // Научное обозрения Саяно-Ал-тая. - 2012. - № 1(3). - С. 113-123.

[3] Корусенко М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв.: опыт анализа структуры и содержания. -Новосибирск, 2003. - 192 с. - (Этнографо-архео-логические комплексы: проблемы культуры и социума ; т. 7).

[4] Матющенко В. И. Могильник на Татарском увале у д. Окунево (Ом VII). Раскопки 1998, 1999 годов. - Омск : Ом. гос. ун-т, 2003. - 64 с. - (Новое в археологии Прииртышья ; вып. 3).

[5] Молодин В. И., Соболев В. И., Соловьев А. И. Бараба в эпоху позднего Средневековья. -Новосибирск : На- ука, Сиб. отд-ние, 1990. - 262 с.

[6] Национальный состав населения: Всероссийская перепись населения 2010 г. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. -URL: https://kemerovostat.gks.ru/storage/mediabank /6.%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE %D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD% D1 %8B%D0%B9%20%D1 %81%D0%BE%D1%81 % D1 %82%D0%B0%D0%B2.pdf).

[7] Притомские калмаки : историко-этногра-фические очерки / сост. Н. С. Садыкова-Еремей-кина; под ред. В. М. Кимеева. - Кемерово : Кузбас-свузиздат, 1998. - 152 с.

[8] Селезнев А. Г., Мерзликин В. В. Материалы по погребальной обрядности тюменских и тобольских татар // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. -Новосибирск, 1999. - Т. 4. - С. 117-195.

[9] Татауров С. Ф., Тихонов С. С. Могильник Бергамак II // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1996. - Т. 1 : Культура тарских татар. - С. 58-83.

[10] Тихомиров К. Н. Полевая опись. Тетрадь 1. Кемеровская область, Ижморский, Юргинский, Яшкинский районы, 2017 г.

[11] Тихомиров К. Н. Сеитово IV — новый могильник предков тарских татар XVII — XVIII вв. в Среднем Прииртышье // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019 № 2 (45) DOI 10.20874/2071-0437-2019-45-2-059-068.

[12] Тихомирова М. Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: проблемы формирования и этнокультурных связей. - Омск : ООО Издательский дом «Наука», 2006. - 214 с.

[13] Тихомирова М. Н. Полевые описи. Т-90. Томская область, Томский район, 2016 г.; Т-93-Т-97. Кемеровская область, Ижморский, Юргинский, Яшкинский районы, 2017 г.

[14] Томилов Н. А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья: этническая история, быт и духовная культура. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. - 216 с.

[15] Фольклор Ижморского района / сост. И. Е. Луговинова. - Кемерово : Камея, 1993. - 160 с.

Spisok literatury:

[1] Belich I. V., Bogomolov V. B. Pogrebal'nyi ritual kurdaksko-sargatskikh tatar // Eksperimen-tal'naia arkheologiia: Izvestiia laboratorii eksperimen-tal'noi arkheologii Tobol'skogo pedagogicheskogo instituta. - Tobol'sk, 1991. - Р 158-178.

[2] Kimeev V. M., Krivonogov V. P. Etnicheskie protsessy u kalmakov (opyt interval'nogo issledova-

niia) // Nauchnoe obozreniia Saiano-Altaia. - 2012.

- № 1(3). - Р 113-123.

[3] Korusenko M. A. Pogrebal'nyi obriad tiurk-skogo naseleniia nizov'ev r. Tara v XVII-XX vv.: opyt analiza struktury i soderzhaniia. - Novosibirsk, 2003.

- 192 р. - (Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma ; vol. 7).

[4] Matiushchenko V. I. Mogil'nik na Tatarskom uvale u d. Okunevo (Om VII). Raskopki 1998, 1999 godov. - Omsk : Om. gos. un-t, 2003. - 64 р. - (Novoe v arkheologii Priirtysh'ia ; is. 3).

[5] Molodin V. I., Sobolev V. I., Solov'ev A. I. Baraba v epokhu pozdnego Srednevekov'ia. - Novosibirsk : Nauka, Sib. otd-nie, 1990. - 262 р.

[6] Natsional'nyi sostav naseleniia: Vserossi-iskaia perepis' naseleniia 2010 g. Itogi // Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Kemerovskoi oblasti. - URL: http://kemerovostat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/ census_and_researching/census/national_cen-sus_2010/score_2010/ (data obrashcheniia: 01.09.2017 g.).

[7] Pritomskie kalmaki : istoriko-etnografich-eskie ocherki / sost. N. S. Sadykova-Eremeikina; pod red. V. M. Kimeeva. - Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 1998. - 152 р.

[8] Seleznev A. G., Merzlikin V. V. Materialy po pogrebal'noi obriadnosti tiumenskikh i tobol'skikh tatar // Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma. - Novosibirsk, 1999. -Vol. 4. - Р 117-195.

[9] Tataurov S. F., Tikhonov S. S. Mogil'nik Ber-gamak II // Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma. - Novosibirsk, 1996. -Vol. 1 : Kul'tura tarskikh tatar. - Р 58-83.

[10] Tikhomirov K. N. Polevaia opis'. Tetrad' 1. Kemerovskaia oblast', Izhmorskii, Iurginskii, Iashkin-skii raiony, 2017 g.

[11] Tikhomirov K. N. Seitovo IV - novyi mogil'nik predkov tarskikh tatar XVII-XVIII vv. v Srednem Priir-tysh'e // Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii. 2019 № 2 (45) DOI 10.20874/2071-0437-2019-45-2059-068.

[12] Tikhomirova M. N. Kul'tura pitaniia tatar Srednego Priirtysh'ia: problemy formirovaniia i etnokul'turnykh sviazei. - Omsk : OOO Izdatel'skii dom «Nauka», 2006. - 214 p.

[13] Tikhomirova M. N. Polevye opisi. Т-90. Tomskaya oblast', Tomskij rajon, 2016 g.; T-93-T-97. Kemerovskaia oblast', Izhmorskii, Iurginskii, Iashkin-skii raiony, 2017 g.

[14] Tomilov N. A. Ocherki etnografii tiurkskogo naseleniia Tomskogo Priob'ia: etnicheskaia istoriia, byt i dukhovnaia kul'tura. - Tomsk : Izd-vo Tom. un-ta, 1983. - 216 p.

[15] Fol'klor Izhmorskogo raiona / sost. I. E. Lugovinova. - Kemerovo : Kameia, 1993. - 160 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.