© 2011
В. В. Медведев КЛАДБИЩА И НАДМОГИЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НЕКРЕЩЕНЫХ ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА (по материалам исследования 2010 г.)
В статье на основе опубликованных работ и полевых материалов автор затрагивает проблему похоронно-поминальных традиций среди некрещеных чувашей Башкортостана. Цель работы — изучить и проанализировать сельские кладбища и надмогильные сооружения указанной группы чувашей, выявить традиции, сохранившиеся до настоящего времени, и новации, встречающиеся при захоронении и установке надмогильных памятников.
В настоящее время материальная культура различных этносов является изученной в той или иной степени. Интересные факты по традиционной культуре могут раскрываться при изучении этнотерриториальных групп.
Ключевые слова: Некрещеные чуваши, похоронно-поминальная обрядность, надмогильные сооружения, юпа.
Одной из таких групп является локальная группа некрещеных чувашей, проживающих на территории Башкортостана и сохранивших традиционную чувашскую религию. Отметим, что в республике по Всероссийской переписи 2002 г. чувашей насчитывается 117 317 чел.1. Основная доля чувашей по вероисповеданию является православной. Этноконфессиональные группы состоят из чувашей, придерживающихся традиционной религии, мусульман, христиан неортодоксальных течений2.
По мнению этнографа Е. А. Ягафовой, на территории Башкортостана чуваши, сохранившие традиционную религию, расселены в с. Ахманово и д. Юльтими-ровка Бакалинского района, с. Мраково Гафурийского района, п. Дубровка Мия-кинского района и с. Зириклы Бижбулякского района3.
С целью посещения поселений некрещеных чувашей в Башкортостане в июле-августе 2010 г. преподавателями и студентами исторического факультета Магнитогорского государственного университета была проведена этнографическая экспедиция в Бакалинский район (д. Юльтимировка и с. Ахманово). В рамках исследования традиционной духовной и материальной культуры данной группы чувашей также предполагалось посещение сельских кладбищ, с целью знакомства с надмогильными сооружениями и изучением пространственной организации кладбища.
Этнограф Р. Р. Садиков справедливо отмечает, что «существование поселения неизбежно предполагает наличие кладбища, где осуществляется погребение умерших жителей. В зависимости от конфесссиональной и национальной принад-
Медведев Владислав Валентинович — аспирант кафедры истории Древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного университета. Е-шаП: [email protected]
1 Янгузин 2007, 31.
2 Ягафова 2008, 114-127.
3 Там же, 118.
лежности жителей, в поселении могут существовать несколько кладбищ»4. С такой точкой зрения ученого нельзя не согласиться. Например, в д. Юльтимировка, которая является моноэтничным поселением насчитывается одно кладбище, а в с. Ахманово, в котором совместно проживают русские, крещеные татары (кряше-ны), татары-мусульмане, башкиры-мусульмане, крещеные чуваши и чуваши, сохранившие традиционную этническую религию, насчитывается три кладбища. Кладбища некрещных чувашей и православных расположены на незначительном расстоянии друг от друга, а погребения мусульман находятся в отдалении от них5.
Отметим, что изучение кладбищ и надмогильных сооружений чувашей, проживающих в Башкирии, еще не являлось темой для самостоятельного исследования и должным образом не освящено в научной среде, однако в той либо иной мере погребение, устройство кладбища, поминание усопшего и пр. затрагивалось различными учеными. Первая попытка в этом направлении была осуществлена этнографами Р. Р. Садиковым и И. Г. Петровым, которые на примере кладбища в д. Юльтимировка рассмотрели группы надмогильных памятников чувашей6. Цель нашей работы — продолжить указанную тему далее, привлечь для этого новые сведения, на основании полевых материалов предоставить описание сельского кладбища некрещеных чувашей и изучить надмогильные памятники, сохранившиеся до настоящего времени.
А. А. Фукс о похоронах среди чувашей писала следующее: «Ежели кто умрет в семействе, то умершего в ту же минуту выносят во двор, обмывают тело, одевают, как он наряжался на праздники, кладут в гроб и опять вносят в избу. В гроб тихонько от священников кладут все, что нужно для живого: трубку, табакерку с табаком; ежели умерший был ремесленником, то полагают все нужные к его ремеслу инструменты. Женщинам и девицам также кладут нужное для их рукоделия; ежели которая хорошо вышивала, кладут холст, шелк и иголки; а ежели которая хорошо пряла, то кладут прялку, кудель и прочее. Но всем вообще кладут в гроб несколько денег»7.
Подобное описание похорон встречается в трудах К. П. Прокопьева и В. К. Магницкого. К. П. Прокопьев пишет, что в гроб к умершему чуваши под-кладывали все необходимые при жизни предметы. По сообщению В. К. Магницкого чуваши Ядринского уезда в гроб умершим девушкам клали женские головные уборы масмак и сурпан и советовали им в загробном мире обязательно выйти замуж, парням также желали скорой женитьбы8.
По сообщению информаторов данных традиций в настоящее время не соблюдается, однако отметим, что людей старшей возрастной группы 30-40 лет назад хоронили исключительно в традиционном костюме9. Данный факт также встречается среди крещеных чувашей. Например, информатор Соколов Кирилл Георгиевич 1935 года рождения, сообщил, что его бабушка и мать были похоронены в традиционной одежде, приготовленной ими заранее10.
4 Садиков 2001, 126.
5 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка, с. Ахманово.
6 Садиков, Петров 2005, 191-204.
7 Фукс 1840, 79.
8 Денисов 1959, 50.
9 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка, с. Ахманово.
10 ПМА 2009, РБ, Зилаирский р-н, с. Бердяш.
Для обозначения сельского кладбища чуваши употребляли термины масар или дава11. Упоминание термина масар встречается уже в конце XVIII в. в записях П. С. Палласа: «Общее кладбище, которое выбирают они (чуваши — В.М.) в отдалении как от деревни, так от керемета и от всех больших дорог, называется у них (чувашей — В.М.) мазар»12. В Башкортостане употребляется только термин масар, как среди некрещеных чувашей (д. Юльтимировка, с. Ахманово Бакалинского района13), так и среди крещеных (с. Бишкаин, д. Юламаново Аургазинского района14; с. Бердяш, с. Ивано-Кувалат, с. Ямансаз Зилаирского района15; д. Пугачево, с. Яковлевка Хайбуллинского района16 и др.). Поскольку нас интересуют сельские кладбища некрещеных чувашей, то мы предпримем попытку подробно рассмотреть кладбища д. Юльтимировка и с. Ахманово Бакалинского района.
Кладбище с. Ахманово, как уже отмечалось, расположено неподалеку от православного христианского. Оно имеет квадратную форму и огорожено деревянным забором — полисадником, без полихромной покраски. Отметим, что деревянный полисадник не совсем равномерен и имеет волнообразный вид. Огораживание кладбища изгородями из камней, жердей, палисадника и др. материалов характерно для различных этносов Урало-Поволжья. Так, кладбища огораживали башкиры17, закамские удмурты18, русские19.
На кладбище имеется пожилой смотритель, следящий за порядком. В его обязанности входят выкашивание травы, уборка мусора и пр.
Несмотря на небольшие размеры кладбище условно можно разделить на две части. Во-первых, это старые захоронения для которых характерны каменные плиты и деревянные столбы на могилах, во-вторых — захоронения нашего времени, на которых располагаются железные памятники, мраморные и гранитные плиты, а также антропоморфные деревянные столбы.
И. Г. Петров сообщает, что после погребения усопшего первоначально чуваши устанавливали временный надмогильный памятник из дерева — салам калакё. Осенью в месяц поминания покойных — юпа, приходившийся на октябрь-ноябрь, устанавливали могильный столб (юпа) из дерева либо камня, которому придавали отдаленное сходство с человеческой фигурой20.
Отметим, что надмогильное сооружение в различных местностях могло называться по-разному. Распространенными были салам юпи (прощальный столбик), калек (лопаточка), пуд хушёк или пуд чашки (череп), чёре калек (лопаточка сердца) и др.21.
11 Никольский 1909, 156.
12 Паллас 1773, 143.
13 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка, с. Ахманово.
14 ПМА 2010, РБ, Аургазинский р-н, с. Бишкаин, д. Юламаново.
15 ПМА 2009, РБ, Зилаирский р-н, с. Бердяш, с. Ивано-Кувалат; ПМА 2010, РБ, Зилаирский р-н, с. Ямансаз.
16 ПМА 2010, РБ, Хайбуллинский р-н, д. Пугачево, с. Яковлевка.
17 Заманов 2003, 299; Юсупов, Заманов 2007, 34.
18 Садиков 2001, 126.
19 Похоронно-поминальные традиции на Южном Урале: сборник материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры 2008, 25.
20 Петров 1994, 53-54.
21 Сироткин, Иванов 1970, 161.
По словам информаторов, в настоящее время надмогильный памятник устанавливается сразу после погребения умершего. На многих могилах одновременно встречаются деревянные столбы или доски символизирующие фигуру человека и надгробные плиты22. На могилах конца XIX — начала XX вв. сохранились надгробия из плитнякового камня.
Вероятно, наиболее раннее описание надмогильных сооружений у чувашей представляют путевые записи П. С. Палласа: «... в сей последний день не токмо приносят у могилы жертву, но и в головах у покойного ставят деревянные столбы. Выкопав яму, в которую должно столб поставить, бросает всякий из находящихся при том по куску мяса, и вливают несколько браги, потом жертву едят, пьют, и веселятся»23.
Г. И. Комиссаров, описывая похороны чуваш начала XX в., отмечает: «. в старину в этот день (похорон — В.М.) провожали на кладбище “йупа” (чурбан), изображавший покойника, и вбивали его в могильную насыпь»24.
Особого внимания заслуживает осенний помин усопшего юпа лартни — установление столба, надгробия, которое, как отмечалось выше, происходит в октябре-ноябре. Родственники умершего отправлялись в лес и срубали дуб или липу (дуб — для мужчины, липу — для женщины, в некоторых местах рубили только дуб либо только липу). Очистив от листьев часть дерева высотою примерно в человеческий рост и обернув его кошмой, везли домой. В ряде источников встречается упоминание, что на бревно надевали подобие головного убора. Рубка и обработка дерева сопровождалась поминальной трапезой и песнями юпа юррисем. При возвращении в деревню участники обряда возводили специальный помост для покойного, по которому проходили с ритуальной песней. Дома бревно укладывали в постель, одевая в некоторых случаях в костюм покойного. После поминовения усопшего бревно везли на кладбище. На нем вырезали углубления, символизировавшие глаза, нос и рот покойного. На женских погребениях добавляли изображение сурпана, хушпу, тухьи и подобие украшений из монет сурпан дакки и т. д.25.
На кладбище в с. Ахманово было зафиксировано несколько типов юпа:
1) антропоморфные фигуры в виде деревянных столбов;
2) деревянные доски, столбы в форме удлиненного шестиугольника;
3) деревянные столбы либо столбы сбитые из четырех досок имеющие железную двускатную крышу.
Из представленных нами описаний юпа третий тип является самым малочисленным. Кроме того, практически на всех надмогильных памятниках были указаны фамилии и имена умерших, а также их годы жизни. Они могли быть вырезаны непосредственно на дереве или прибиты на дощечке.
Вероятно, наиболее ранним типом надмогильных сооружений являются плиты из природного камня. Такие памятники можно разделить на два вида:
1) каменные плиты, не содержащие сведений о покойном;
2) плиты, на которых выбивались имя, фамилия, годы жизни усопшего.
22 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка, с. Ахманово.
23 Паллас 1773, 144.
24 Кондратьев 1999, 246.
25 Сироткин, Иванов 1970, 162.
На ряде памятников встречаются выбитые углубления, происхождение которых можно объяснять разными причинами. Во-первых, выемки могут символизировать лицо умершего человека; во-вторых, если женская могила — нагрудные украшения; в-третьих — место для фотографии, если говорить о захоронениях второй половины XX в. Данные предположения подтверждают исследования А. А. Трофимова26.
Современные могилы украшаются мраморными либо гранитными памятниками, на которых встречаются фотографии, выгравированы фамилия, имя и годы жизни умершего. Также к указанной категории следует отнести и металлические памятники, которые представлены в форме плит. Интересны надгробия из металла, повторяющие форму деревянных юпа. На сооружениях в центре либо на навершии приваривается табличка, содержащая сведения о покойном. Большое количество могил одновременно имеет деревянные юпа и памятники. Причем они
могут располагаться рядом друг с другом либо памятник устанавливается перед
27
юпа27.
Надмогильные ограды встречаются только среди современных могил.
Устанавливаются металлические ограды, имеющие полихромное покрытие, как правило, белого, синего или зеленого цветов. Ограды имеются не на всех могилах, большинство без каких-либо ограждений.
Одним из обязательных элементов сельского кладбища у чувашей является наличие деревьев и кустарников. Например, непосредственно в с. Ахмано-во на кладбище произрастают березы, клен, различные кустарники. Кладбище в д. Юльтимировка расположено в роще28.
Традиция устраивать кладбища в лесах либо искусственно их озеленять встречается также среди крещеных чувашей. Например, в с. Ивано-Кувалат Зи-лаирского района сельское кладбище расположено в лесу, где совместно растут ели и березы29. В с. Яковлевка и д. Пугачево Хайбуллинского района кладбища засажены кустарниками30. Кроме того, традиция сажать на могилах деревья была распространена среди многих других этносов. Так, закамские удмурты на кладбищах высаживали березы, дубы, сосны, тополя и различные кустарники (акация, сирень). Иногда свои кладбища удмурты, также как и чуваши, устраивали в небольших лесах31. То же самое мы можем наблюдать среди башкир. На могилах башкиры высаживали березы и хвойные породы деревьев. Кладбища могли устраиваться в сосновых либо березовых рощах. Вероятно, это является проявлением доисламских верований, поскольку у тюрков береза являлась священным деревом, деревом-прародителем, а также деревом скорби, печали, которое запрещалось сажать рядом с домом32.
Таким образом, на сельском кладбище с. Ахманово представлены три типа надмогильных сооружений: памятники из природного камня, которые имеют наиболее раннее происхождение; деревянные столбы юпа, которые использовались
26 Трофимов 1993.
27 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, с. Ахманово.
28 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка.
29 ПМА 2009, РБ, Зилаирский р-н, с. Ивано-Кувалат.
30 ПМА 2010, РБ, Хайбуллинский р-н, д. Пугачево, с. Яковлевка.
31 Садиков 2001, 126.
32 Юсупов, Заманов 2007, 35.
как ранее, так и в настоящее время; современные гранитные, мраморные плиты и памятники из металла. Могилы позднего происхождения имеют металлические ограды.
В д. Юльтимировка кладбище расположено в небольшой роще (сосна, береза) в некотором отдалении от поселения. Оно имеет форму правильного квадрата, вход осуществляется через металлические ворота. По периметру кладбище огорожено деревянным палисадником, также как и в с. Ахманово, не имеющим по-лихромной покраски.
Могилы устроены рядами, ориентация головой на запад. Кроме того, ряд могил захоронен по православному обряду, лицом памятники обращены на юго-запад. В. А. Сбоев писал, что «принесши гроб на кладбище и опустив его в могилу (при чем наблюдается, чтобы голова умершего была обращена на запад), родственники и провожатые начинают прощаться с покойником»33.
Отметим, что чуваши при чтении молитв всегда обращались на восток. Например, А. А. Фукс по этому поводу писала: «Потом отворив дверь, все встали лицом к ней, т. е. к востоку (у них (чувашей — В.М.) все избы дверьми на восток) и начали читать по своему молитвы»34. Итак, получается, что усопшего кладут головой на запад, чтобы его лицо было обращено на восток, также на восток обращены лицевые стороны надгробий.
Захоронения усопших на кладбище располагаются по группам. Каждая патронимия имеет свой участок, где хоронят ее умерших членов. Кроме того, значительное число захоронений объединено между собой общей оградой. Приведем ряд примеров: Петрусевы Сердебей Петровна (1911-1967 гг.) и Падияр Петрусе-вич (1908-1970 гг.); Петрусевы Нарспей Леонтьевна (1925-2005 гг.) и Елендей Михайлович (1921-2002 гг.); Юльтимировы Алтынчеч Яштуковна (1910-1964 гг.). Лукъян Иванович (1920-1959 гг.), Владимир Лукьянович (1951-1952 гг.); Калым-баевы Минеки Юзеевна (1901-1980 гг.) и Виктор Петрович (1900-1983 гг.); Сиду-ловы Мария Леонтьевна (1919-1972 гг.), Утриван Изович (1917-1967 гг.); Селивановы Раиса Тимеркаевна (1937-1999 гг.) и Иван Утриванович (1933-1998 гг.). Из приведенных примеров видно, что совместные захоронения объединяют супругов и детей.
А. А. Трофимов пишет, что совместное захоронение мужа, жены, детей и установление рядом юпа — обычное явление на чувашском кладбище. Так, исследователь приводит в пример надмогильные сооружения с кладбища д. Новое Сережкино Татарстана, где установлены три юпа с надписями в честь трех братьев, погибших в период ВОВ35. Пустых могил и надмогильных сооружений нами зафиксировано не было. Но такие захоронения до наших дней встречаются у закамских удмуртов. Этнограф Р. Р. Садиков пишет, что раньше такие могилы устраивали для погибших на войне, в настоящее время — для родственников похороненных вдалеке36.
Стоит упомянуть, что на кладбище в д. Юльтимировка располагается постройка. Представляет она из себя дощатое строение с двускатной крышей, вну-
33 Сбоев 1856, 132.
34 Фукс 1840, 72.
35 Трофимов 1993, 86-87.
36 Садиков 2001, 128.
три которой находится стол, железная печь, у стен — скамьи. По словам сельского старосты Измайлова Владимира Георгиевича 1954 года рождения строение предназначено для того, чтобы в холодное время года мужчины, копавшие могилу, могли согреваться. Помимо практической части строение выполняет и сакральную, а именно после выкапывания могилы и до момента опускания гроба, 4-5 мужчин ее «охраняют» находясь в этой постройке37.
Надмогильные сооружения на местном кладбище, как и в с. Ахманово, стоит подразделить на несколько видов:
1) наиболее ранние — каменные плиты как с надписями, так и без них;
2) деревянные юпа, которые используются и в настоящее время;
3) металлические памятники;
4) мраморные и гранитные плиты.
Первый тип представлен небольшим количеством надгробий, тем не менее, на наш взгляд, они заслуживают отдельного внимания. Приведем ряд интересных примеров: во-первых, каменные плиты содержащие сведения об усопшем — «Иванова Алтынбике 1881-1963 гг.»; во-вторых, надгробия без надписей, как правило, верхняя часть плиты имеет полукруглую форму, при этом очевидно, что камню данную форму придал мастер; в-третьих, каменная плита обработана и представляет из себя антропоморфную фигуру.
Следующий вид является наиболее распространенным — деревянные юпа. Так же, как в с. Ахманово, встречаются юпа, повторяющие форму головы человека, имеющие вид удлиненного шестиугольника, содержащие сведения об усопшем либо без них. Кроме того, интересны юпа, верхняя часть которых представлена в форме перевернутого сердца. Также был зафиксирован юпа с полихромным покрытием синего цвета с изображением пятиконечной звезды, выполненой в технике выемчатой резьбы38. Схожие памятники были обнаружены А. А. Трофимовым в д. Старые Алгаши Ульяновской области39.
Скорее всего, появление звезды на юпа является отражением советского периода, к тому же годы жизни усопшего подтверждают это предположение.
Надписи на юпа имеют различное содержание. Например, «Петрова Чегеч Туйдуловна родилась 1884 года померла 10 апреля 1954 г.», «Туйдулова Чегеч М. род. 1878 г. 4^-1967 г.», «Умерла 27-1-1973 род. 1897 Мурзакаева Хитреби», «Здесь покоится Баймурзина Тиветеби Баймурзевна 1901 г. 8-ІХ-65 год». Надписи содержат сведения о покойных, но выполнены в произвольном порядке и различной техникой резьбы.
Предпочтение деревянным юпа отдавалось потому, что дерево было наиболее доступным материалом и в представлениях чувашей считалось живым существом. А. К. Салмин пишет, что «дерево, как живое и растущее, противопоставляется холодному и мертвому железу. Столб-юпа готовится из свежеспиленного дерева»40.
Металлические памятники среди некрещеных чувашей получили свое распространение во второй половине XX в. Об этом свидетельствуют даты смерти
37 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка.
38 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка.
39 Трофимов 1993, 136.
40 Салмин 2009, 369.
указанные на них. Выделим памятники повторяющие форму юпа, к которым крепятся пластины с информацией о покойном. Ряд памятников украшен звездами и символами советского времени — серпом и молотом.
В наши дни на кладбище д. Юльтимировка устанавливают мраморные и гранитные плиты. Нередко на могиле первоначально устанавливают юпа, а затем памятник. Отметим, что большинство могил, относящихся ко второй половине XX в., имеют ограды, которые могут быть как металлическими, так и кирпичными. Такие могилы аккуратно убраны, ухожены и засажены цветами. Однако у чувашей было не принято ухаживать за могилами, что видно из старых захоронений. Такого же мнения придерживается А. К. Салмин: «Бывая на старых кладбищах чувашей, замечаешь: как столбы, так кресты, упавшие от времени, не возобновляются. На это указывают и наши информаторы. Обновлять не принято, говорят они. Объяснение простое — раз ушедший человек не возвращается в том же лице»41.
Еще один обязательный атрибут деревенского кладбища небольшие столы для поминания. Они располагаются рядом с могилами и представляют собой деревянные доски, прибитые к бревну, которое вкапывается в землю. Поверхность доски-стола может быть покрыта металлической пластиной. Столы располагаются перед могилой с правой или левой стороны.
П. В. Денисов сообщает, что некрещеные чуваши вместо юпа строили небольшой сруб или шалашик, в котором размещали маленький столик и стулья, совершали жертвоприношение, оставляли остатки обрядовой пищи и посуду. Исследователь отмечает, что после установки юпа, поминальной трапезы, сопровождаемой песнями и плясками, на кладбище производили различные очистительные обряды: разводили костер, прыгали через огонь42.
На деревенском кладбище у могил нами было обнаружено большое число костровищ. Возможно, они разводились в целях очищения от общения с усопшими, либо выполняли только практическую роль и связаны с уборкой сухой травы, мусора и пр.43.
Информаторы не сообщили о том, производились ли захоронения умерших неестественной смертью (утопших, самоубийц и др.) на отдельных кладбищах от односельчан, умерших собственной смертью. На наш взгляд, данный факт вполне мог быть, поскольку подобные захоронения встречаются у разных этносов. Например, закамские удмурты погребали на отдельных кладбищах самоубийц, утоп-ших, убитых и убийц, а также жителей других поселений, умерших в их деревне, поскольку существовал запрет провозить умерших через деревню. На отдельных кладбищах погребали младенцев, умерших не получив имени, выкидышей44.
Существование отдельных мест, связанных с похоронно-поминальной обрядностью среди некрещеных чувашей Башкирии, помимо кладбищ, нами не было обнаружено. Информаторы не сообщили подобного рода сведений. Отметим, что подобные места существовали у многих народов. Так, среди русского населения Южного Урала существует традиция после обмывания
41 Там же, 370.
42 Денисов 1959, 151-152.
43 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка.
44 Садиков 2001, 132.
покойного воду выплескивать в задние ворота усадьбы, где не используется земля45. В источниках встречается упоминание о местах, куда выбрасывались вещи умершего. В. А. Сбоев пишет: «По возвращении с кладбища, домашние покойного прежде всего относят на мазарки платье, в котором он умер, его постель, посуду, из которой его обмывали, а также некоторые другие вещи, преимущественно у него бывшие в употреблении, чтобы покойник по привычке к этим вещам не воротился в свой дом»46. Отметим, что автор термином масар обозначает «отдельные от кладбищ, некогда считавшимися священные места, на которых складывались принадлежавшие покойникам вещи и в которых никогда не хоронили мертвых. Умершие по мнению Чуваш любили посещать места, где лежали вещи, дорогие для них по соединенным с ними воспоминаниям»47. Кладбище, по мнению В. А. Сбоева, среди чувашей обзначалось терминами «обамаръ и сюва»48. Последнее, видимо, означает термин дйва.
Таким образом, у некрещеных чувашей, проживающих в с. Ахманово и д. Юльтимировка Бакалинского района Башкирии, наблюдается большое разнообразие объектов, связанных с похоронно-поминальными традициями. Надмогильные сооружения представлены различными типами — каменные изваяния, деревянные юпа, металлические памятники, гранитные, мраморные плиты. Подобные памятники встречаются и у других этнотерриториальных групп некрещеных чувашей, но они совершенно не типичны для основной массы чувашского этноса, принявшего православие. В сознании населения кладбище и надмогильные сооружения воспринимаются как поселения и жилища усопших. Представления и обряды, связанные с ними среди чувашей, сохраняют очень древние пласты традиционной духовной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Денисов П. В. 1959: Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары.
Заманов Р. М. 2003: Надмогильные сооружения башкир // V конгресс этнографов и антропологов России. М., 299.
Кондратьев А. А. 1999: Гурий Комиссаров — краевед и просветитель. Уфа.
Никольский Н. В. 1909: Русско-чувашский словарь. Казань.
Паллас П. С. 1773: Путешествие по разным провинциям Российской империи. Т. I. СПб.
Петров И. Г. 1994: Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры). Уфа.
Рожкова Т. И., Моисеева С.А. (авт.сост.) 2008: Похоронно-поминальные традиции на Южном Урале: сборник материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры. Магнитогорск.
Садиков Р. Р. 2001: Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа.
Садиков Р. Р., Петров И. Г. 2005: Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н. В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX века: Материалы конф., посв. 125-летию ученого. Чебоксары, 191-204.
45 Рожкова, Моисеева 2008, 35.
46 Сбоев 1856, 132-133.
47 Там же, 133.
48 Там же.
Салмин А. К. 2009: Деревья в религиозном представлении чувашей // Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения. Уфа, 369-370.
Сбоев В. А. 1856: Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань.
Сироткин М. Я., Иванов М. И. 1970: Чуваши: этнографическое исследование.Ч. 2. Чебоксары.
Трофимов А. А. 1993: Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары.
Фукс А. А. 1840: Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань.
Ягафова Е. А. 2008: Этноконфессиональные меньшинства чувашей // ЭО. 4, 114-127.
Янгузин Р. З. 2007: Этнический состав населения Башкортостана (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа.
Юсупов Р. М., Заманов Р. М. 2007: Эволюция погребального обряда и надмогильных сооружений башкир // Россия и Башкортостан: Общая история — общее будущее. Магнитогорск, 32-37.
CEMENTARIES AND GRAVE MEMORIALS OF NON-BAPTIZED CHUVASH IN BASHKORTOSTAN (2010 FIELD SEASON)
V. V. Medvedyev
The article, based on publications and 2010 field work material, is concerned with funeral traditions of non- baptized Chuvash of Bashkortostan. The main objective is to study and to analyze gravestones of the Chuvash, to reval the preserved traditions, and to display new aspects of funeral procedure and headstone setting.
Key words: non-baptized Chuvash, funeral rituals, grave memorials, yupa.
© 2011
Н. А. Хуббитдинова ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТУРЕЦКОЙ И ТЮРКСКО-БАШКИРСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В статье рассматривается проблема художественного отражения фольклорных мотивов в средневековой турецкой и тюркско-башкирской литературах. На изучаемые мотивы в литературе возлагаются новые идейно-эстетические функции и ставятся новые художественные задачи, которые решаются в авторском и народном творчестве по-своему своеобразно.
Ключевые слова: фольклорные мотивы, средневековая литература, Хосров, Ширин, Фархад, дастан.
Хуббитдинова Нэркэс Ахметовна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. E-mail: [email protected]