Научная статья на тему 'Кладовые инвентаря для совершения погребений на кладбищах тарских татар (по материалам археологического обследования местности)'

Кладовые инвентаря для совершения погребений на кладбищах тарских татар (по материалам археологического обследования местности) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРСКИЕ ТАТАРЫ / TARA TATARS / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИЙ / TRANSFORMATION OF TRADITIONS / КЛАДБИЩА / CEMETERIES / КЛАДОВЫЕ ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЙ / НАВЕС / CANOPY / СРУБНЫЕ САРАИ / FRAME SHEDS / STOREROOMS OF STOCK FOR BURIAL OF THE DEAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомиров К.Н.

Рассматриваются аспекты функционирования кладбищ тарских татар, до сих пор не имеющие качественного отражения в этнографической литературе. Наибольшее внимание уделено неизвестным специфическим постройкам кладовых инвентаря для захоронения умерших, зафиксированных на современных кладбищах деревень Тарского района Омской области (д. Курманово и д. Ишеево). В результате делается вывод о том, что это явления недавнего времени и частные проявления трансформации погребального обряда у татар Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Storerooms of Stock for Burial of the Dead at the Cemetery of the Tara Tatars (On the Materials of the Archaeological Survey of the Territory)

The aspects of the functioning of the cemeteries of the Tara Tatars, still not having a qualitative reflection in the ethnographic literature, are considered. The greatest attention is paid to unknown specific buildings sheds for storing equipment for burial of the dead, fixed in modern cemeteries of villages of Tara district of Omsk region (Kurmanovo village and Isheevo village). Attention is also devoted to the description of the storerooms of stock for burial of the dead. As a result, it is concluded that they are recent phenomena and are a particular manifestation of the transformation of the funeral rite of the Tatars of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Кладовые инвентаря для совершения погребений на кладбищах тарских татар (по материалам археологического обследования местности)»

АРХЕОЛОГИЯ, ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 229-238. УДК 393

DOI 10.25513/2312-1300.2018.2.229-238

К. Н. Тихомиров

КЛАДОВЫЕ ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЙ НА КЛАДБИЩАХ ТАРСКИХ ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕСТНОСТИ)

Рассматриваются аспекты функционирования кладбищ тарских татар, до сих пор не имеющие качественного отражения в этнографической литературе. Наибольшее внимание уделено неизвестным специфическим постройкам кладовых инвентаря для захоронения умерших, зафиксированных на современных кладбищах деревень Тарского района Омской области (д. Курманово и д. Ишеево). В результате делается вывод о том, что это явления недавнего времени и частные проявления трансформации погребального обряда у татар Западной Сибири.

Ключевые слова: тарские татары; трансформация традиций; кладбища; кладовые инвентаря для погребений; навес; срубные сараи.

K. N. Tikhomirov

STOREROOMS OF STOCK FOR BURIAL OF THE DEAD AT THE CEMETERY OF THE TARA TATARS (ON THE MATERIALS OF THE ARCHAEOLOGICAL SURVEY OF THE TERRITORY)

The aspects of the functioning of the cemeteries of the Tara Tatars, still not having a qualitative reflection in the ethnographic literature, are considered. The greatest attention is paid to unknown specific buildings - sheds for storing equipment for burial of the dead, fixed in modern cemeteries of villages of Tara district of Omsk region (Kurmanovo village and Isheevo village). Attention is also devoted to the description of the storerooms of stock for burial of the dead. As a result, it is concluded that they are recent phenomena and are a particular manifestation of the transformation of the funeral rite of the Tatars of Western Siberia.

Keywords: Tara Tatars; transformation of traditions; cemeteries; storerooms of stock for burial of the dead; canopy; frame sheds.

В наши дни мир значительно меняется. Трансформируются и различные традиции, некоторые из которых существовали веками и определяли культурный облик населения. Это проявляется в растущей унификации культурных черт, в том числе и в сфере погребального обряда. Проявлением метаморфоз материальных сторон погребального об-

© Тихомиров К. Н., 2018

ряда тюркоязычного населения на кладбищах являются изменения, выраженные в появлении новых видов надмогильных сооружений, их оформлении, распространении новых объектов и т. д. Исследование моментов ухода старых обычаев и появления новой традиции, анализ её трансформации - важнейшая задача, позволяющая не только зафиксировать

этот момент, но и лучше понять механизмы функционирования культуры в целом. Такая работа будет проделана более качественно, если она охватит наибольшее количество фактов, особенно если они не встречались ранее или им не было уделено должного внимания в соответствующей литературе. Одним из них стала фиксация на кладбищах тарских татар кладовых инвентаря для совершения погребений умерших.

Целью данной статьи является исследование трансформаций в традиционной культуре тарских татар, нашедших своё отражение в некоторых материальных элементах погребального обряда, выраженных в появлении на кладбищах кладовых инвентаря для совершения погребений.

Изучением погребального обряда татар на территории Среднего Прииртышья исследователи занимаются довольно долго и успешно. Наиболее значимыми стали работы В. Б. Богомолова и Н. А. Томилова в конце 1970-х годов по указанной тематике в северных районах Омской области, отражённые в соответствующей статье [1]. Во второй половине 1990-х годов исследования по этой тематике проводит группа омских учёных [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Результатом чего стали описания серии кладбищ и погребального обряда в целом. Обобщением проведённых исследований на том этапе стала монография М. А. Корусенко [9]. В двух из указанных публикаций есть упоминания о сооружениях - хранилищах инвентаря для совершения погребений [4; 9]. Однако в статье А. Г. Селезнёва и В. В. Мерзликина на плане кладбища д. Карбаны Ярковского района Тюменской области лишь указано месторасположение «домика для инвентаря» [4, с. 134], а в монографии М. А. Корусенко только отмечено расположение «сарая для хранения погребального инвентаря», являвшегося чем-то средним между навесом и сараем -хранилищем инвентаря для совершения погребений на плане кладбища д. Берняжки, и приведена фотография плохого качества [9, с. 120]. Таким образом, кладовые инвентаря для совершения погребений на кладбищах тарских и части тоболо-иртышских татар не были описаны.

Статья является обобщением сведений, полученных в результате археологического

обследования местности. Специфика такой работы, направленной на поиск объектов археологического наследия, обусловила отсутствие традиционных этнографических исследовательских процедур (тщательное обследование кладбища, фотофиксация, составление плана, работа с информаторами). Это привело к тому, что большинство аспектов, связанных с ритуалом, осталось не освещено. Тем не менее полученные материалы позволяют осветить некоторые вопросы, связанные с погребальным обрядом тарских татар, которые не нашли своего отражения в результате различных факторов в этнографической литературе. Основное внимание здесь уделено отдельным элементам погребального обряда, большая часть из которых появилась в последнее время уже после обследования этих комплексов этнографами.

Основу статьи составили наблюдения, сделанные на двух кладбищах Тарского района Омской области д. Ишеево и д. Курмано-во. Между ними напрямую 17 км. В деревнях проживают сибирские татары. Условия их расположения довольно заметно различаются. Деревня Курманово расположена на бровке высокой левобережной террасы р. Иртыш, д. Ишеево расположена в левобережной пойме р. Уй, впадающей в р. Иртыш справа. Кладбище д. Курманово расположено в берёзовом колке, кладбище д. Ишеево - на высокой боровой левобережной террасе в 1 км к западу-юго-западу от деревни.

Обследование современных кладбищ д. Ишеево и д. Курманово в Тарском районе Омской области1 позволило зафиксировать на них ряд кладовых инвентаря для совершения погребений. Среди них выделяются навес и срубные сараи.

Современное кладбище д. Ишеево расположено на мысу коренной террасы левого берега р. Уй в 1 км к западу-юго-западу от фельдшерско-акушерского пункта д. Ишеево, в 1,3 км к востоку-юго-востоку от юго-восточной окраины д. Крапивки. Своей северной границей оно примыкает к городищу Ишеево I эпохи позднего средневековья, расположенному на этом же мысу. Более того, огороженная часть кладбища захватывает вторую линию укреплений (заканчиваясь за валом). Следует отметить то, что ситуация, когда современное кладбище татар примыкает

к городищам, довольно распространена на данной территории [10, с. 87-88, 90-91]. Все надмогильные сооружения в указанные годы фиксировались до первого рва и вала.

Проведённые исследования кладбища зафиксировали различные особенности погребального обряда населения указанной деревни. Не приводя описание планировки кладбища, погребальных сооружений на нём и т. д. (это дело исследователей современного погребального обряда татар Среднего Прииртышья), следует описать сооружения для хранения инвентаря для совершения захоронений, обнаруженные в ходе археологического обследования местности в 2011-м, 2015-2016 годах.

Навес - кладовая инвентаря для совершения погребений (рис. 1). В первой половине августа 2011 года на территории указанного кладбища был зафиксирован навес, под которым хранился инвентарь для захоронения умерших и устройства надмогильных сооружений. Он располагался справа от входа внутри территории, ограниченной рвом, на расстоянии 15 м от ворот. Между навесом и забором погребений не зафиксировано. За ним у забора лежали (в 2011 году) вышедшие из употребления носилки для переноса умершего, остатки деревянной конструкции прямоугольной формы, оббитые красным бархатом, поверх которого были прикрепле-

ны чёрные тканевые ленты. Возможно, это остатки гроба.

Навес выполнен из настила из тонких досок, опирающихся на три пары сосновых столбов, вкопанных в грунт. На столбах заметны следы синей или тёмно-зелёной краски. Вероятно, это последствия вымазывания остатков краски с кисточек, что позволяло легче использовать их повторно. Верхние торцы брёвен соединены попарно. Первая пара (дальняя от ворот) скреплена жердью, прибитой сверху на торцы столбов. После -дующие две пары столбов соединены таким же образом обрезками досок, подобных тем, из которых выполнен настил. Он изготовлен из семи необрезных досок, одной полуобрезной и двух горбылей хвойных пород дерева. Четыре из необрезных досок вторичного использования, о чём свидетельствуют отверстия (по два) от гвоздей. Расположение отверстий вплотную к торцам досок позволяет предположить, что они в этом месте соединялись с другим рядом досок в месте их прежнего применения. Доски на настил использовались без подбора и обработки кромок. Сверху доски перекрывались битумными гофрированными кровельными листами. Навес имеет один скат в сторону ворот. Длина навеса составила 2,5 м, ширина - 2 м. Высота навеса в самом высоком месте составила 1,7 м, в самом низком - 1,4 м.

Рис. 1. Навес для хранения инветаря на кладбище д. Ишеево 2011 г., Тарский район Омской области

Под навесом на брёвнах, положенных поперёк, лежало трое неокрашенных носилок для переноса тела умершего, выполненных в виде ящиков из досок. Также здесь были лопаты, топор, штакетины, козлы (вероятно, для установки носилок для прощания с умершим) и жерди, видимо использовавшиеся для удобства переноса носилок. Следует отметить, что использование подобных носилок у тарских татар отмечает и М. А. Корусенко. В частности, он пишет о том, что в д. Берняж-ке Большереченского района Омской области умершего на кладбище несут в открытом ящике «на специальном каркасе из жердей» [9, с. 56]. Такая конструкция зафиксирована и на кладбище д. Усть-Тамак Знаменского района Омской области [10, с. 87, с. 127]. С западной стороны навеса наблюдалось сосредоточение жестяных банок с остатками краски различных оттенков синего и зелёного или пустые. Краской этого цвета выкрашены все недавние срубные оградки на данном кладбище. Здесь же в банках находились использованные плоские кисточки (флейцы).

В настоящее время подобные навесы отмечены на кладбищах тарских татар д. Бер-няжки [9, с. 69], курдакско-саргатских татар д. Усть-Тамак Знаменского района Омской области [10, с. 87, 127]. Одно из подобных сооружений было зафиксировано у яскол-бинских (заболотных) татар в д. Кускургуль Нижнетавдинского района Тюменской области в 2007 году2.

Срубные сараи - кладовые инвентаря для совершения погребений

Сарай при кладбище д. Ишеево (рис. 2). В июне 2015 года за пределами кладбища д. Ишеево Тарского района Омской области был зафиксирован срубный сарай - кладовая инвентаря для совершения погребений. Наблюдения над ним продолжились в сентябре 2016 года.

Указанное сооружение располагалось за территорией кладбища через грунтовую дорогу в 100 м юго-западнее ворот. Следует отметить, что это единственный случай из 7 сделанных автором наблюдений в Омской, Тюменской, Кемеровской области, когда сарай или навес для хранения погребального инвентаря располагался за пределами кладбища.

Небольшие размеры сруба, техника рубки, тонкие брёвна, отсутствие на брёвнах

следов свежих отпилов, маркировка на брёвнах позволяют предположить, что изначально постройка была изготовлена как хозяйственная, через некоторое время перевезена к кладбищу и практически без переделок стала использоваться для хранения погребального инвентаря.

Размеры сарая составили 4,2 х 4,5 м, высота в самой высокой точке - 2,7 м, в нижней точке кровли - 2,35 м. Он выполнен из брёвен хвойных пород небольшого диаметра (15-20 см). Сруб рублен в охряпку. Нижний (окладной) венец сруба изготовлен из косослойных сосновых брёвен. Под его углы подложены горизонтально чурочки, подрубленные с одной стороны. В середине каждой стены под нижним венцом фиксируются стулья из чурок. Сруб состоит из 14 венцов. На верхнем (черепном) венце сверху перпендикулярно направлению досок пола (запад-юго-запад - восток-северо-восток) уложены три балки из двухкантового бруса. На них на одну сторону сруба (северо-северо-западную, обращённую к кладбищу) уложено неокорён-ное бревно (с неснятой корой), на которое, в свою очередь, уложено пять также неоко-рённых бревна таким образом, что одним концом они опираются на вышеупомянутое бревно, а вторым - на черепной венец противоположной стороны сруба. В результате чего образуется односкатная крыша, наклонённая на юг-юго-восток (от кладбища).

В подчерепном венце вырублено по два паза под две балки с двух сторон сруба, выполненные из двухкантного бруса. На них опираются доски потолка вторичного использования, выполненные из необрезной доски и горбыля хвойных пород дерева. Уложены они без подгонки параллельно доскам пола. Таким образом, между кровлей и потолком имеется небольшое пространство, не зашитое досками.

Кровля из листов шифера устроена на перекрытии из горбыля и необрезной доски хвойных пород, застеленных рубероидом. Следует отметить то, что наклон односкатных крыш навеса и сарая схож - на юго-юго-запад.

Стены сруба не окрашены, щели между венцами довольно небрежно заделаны. В некоторых местах зафиксированы сквозные щели. Стены сарая в отдельных местах измазаны тёмно-зелёной краской.

Рис. 2. Кладовая инвентаря для совершения погребений в виде срубного сарая на кладбище д. Ишеево 2015 г., Тарский район Омской области

В срубе имеется два застеклённых окна. Оконные проёмы выпилены в срубе под размеры имеющихся рам. Оконных коробок нет. Вместо них под размеры рам выпилен паз на половину толщины стены сарая. При этом глухие рамы вторичного использования при установке повернули на бок.

Вход в сарай устроен из дверной коробки и самой двери вторичного использования. Дверь прикреплена к левому косяку жикови-нами (вид кованых навесов для ворот, дверей и калиток). Дверь сделана из трёх досок, выкрашенных масляной краской в светло-коричневый цвет.

Перед входом устроено небольшое крыльцо. На три положенных горизонтально чурочки настланы три необрезных доски из древесины хвойных пород. Над ними устроен навес, одна сторона которого крепится на сруб (на верхний венец), а вторая - на два ошкуренных тонких сосновых столба, перекрытых толстой жердью. Кровля навеса состоит из настила из тонких необрезных необ-струганных досок и горбыля, перекрытых рубероидом. Завершающим слоем явились листы шифера.

Пол в постройке однослойный из непо-догнанной необрезной неокрашенной доски. Пол вторичного использования, подгнивший. Доски пола в левой от двери четверти частично заменены на новые неоструганные.

У стен в некоторых местах пола вставлены обрезки свежих неоструганных досок.

Внутри сарая находились приспособления для совершения погребений (лестница, лопаты, пластиковая лопата для уборки снега, метла, рулон рубероида, козлы, носилки для переноски умершего, выполненные в виде открытого ящика, доска для обмывания и т. д.), часть из которых была перенесена из-под описанного выше навеса. Часть инвентаря продолжала храниться под навесом, часть стали складывать в новом срубе. За срубом у стены, расположенной слева от входа, складировались штакетины. С внешней стороны стены напротив входа в момент исследования объекта в 2015 году хранилась доска для обмывания.

В 2016 году были зафиксированы навес и сарай в виде сруба. В обоих хранился инвентарь для погребения умерших, но отмечено, что под навесом лежат в основном ненужные вещи. В сарай за пределами кладбища стали складывать наиболее востребованные для обряда приспособления, а также новые лакированные носилки с металлическими крепежами и петлями для удобства переноски.

В сентябре 2016 года при обследовании действующего кладбища д. Курманово Тар-ского района Омской области было зафиксировано два срубных сарая - кладовых инвентаря для совершения погребений: старый и новый.

Указанное кладбище находится на северной окраине д. Курманово Тарского района Омской области (в 55 м к северо-востоку от крайней усадьбы на ул. Набережной), на высокой бровке левобережной террасы р. Иртыш в берёзовом лесу. Между ним и деревней на высоком берегу р. Иртыш находится курганная группа. В настоящее время в группе чётко фиксируется несколько курганов, остальная поверхность сильно искажена хозяйственной деятельностью. Один из курганов наполовину обрушился в реку, так что обнажилось погребение. Судя по состоянию кургана, его разрушение произошло недавно, возможно, летом 2016 года, когда Иртыш был необыкновенно полноводен.

Современный вход на кладбище устроен со стороны деревни (южной) в виде калитки из доски для обмывания, выкрашенной масляной тёмно-зелёной краской и прикреплённой на петли вертикально.

Сарай на кладбище д. Курманово (старый) (рис. 3). Он расположен на территории кладбища, ограниченной рвом, в его юго-западной части. Состоит из девяти венцов из брёвен различных пород, среди которых преобладают лиственные. Отсутствие на стенах меток позволяет предположить, что он строился на месте. А доминирование лиственных пород в срубе говорит о том, что он рубился из местного материала. Техника изготовления сруба: рубка в охряпку. В постройке имеется вход с западной стороны и окно -

с южной. Размеры сарая составили 1,8 х 1,5 м, высота - 2,5 м (1,4 м до черепного венца).

Крыша постройки щипцовая (двухскатная), крыта рубероидом. Все деревянные конструкции крыши выполнены из хвойных пород. Стропила выполнены из ошкуренных тонких брёвен. Из половин тонких брёвен (пластин) выполнены и слеги. Ригель (князе-вая слега) выполнен из жерди. Обрешётка набрана из тонких необрезных досок. Рубероид к обрешётке крепится прибитыми поверх него рейками.

Перекрытие выполнено из необрезных досок на лагах (четырёхкантном брусе), врубленных в черепной венец и венец ниже его.

Фронтоны постройки не зашиты. Имеющееся пространство используется для хранения инвентаря для совершения погребений (доска для обмывания покойного и обрезки необрезных досок).

В сарае имеется вход. Дверная коробка сборная. Один косяк (правый) выполнен из жерди лиственных пород, на него же посредством жиковин навешана дощатая дверь. Её полотно выполнено из необрезных досок, прибитых вверху и внизу на планки. Имеется выполненная кустарным способом металлическая ручка и проушины для навесного замка. К срубу слева от входа прислонён коррозированный клинок штыковой лопаты современного образца.

Внутри сарая фиксировались доска для обмывания, обрезки досок, штакетины, ветошь.

Рис. 3. Кладовая (старая) инвентаря для совершения погребений в виде срубного сарая на кладбище д. Курманово 2016 г., Тарский район Омской области

Рис. 4. Кладовая (новая) инвентаря для совершения погребений в виде срубного сарая на кладбище д. Курманово 2016 г., Тарский район Омской области

Сарай на кладбище д. Курманово (новый) (рис. 4). Постройка расположена на территории кладбища в юго-западном углу на рву, проходящем по периметру территории. Окладной (нижний) венец покоится на трёх брёвнах, лежащих поперёк рва, образующих «фундамент» постройки. На них расположено два бревна окладного венца, в которых, помимо торцевых, также между окладным и следующим венцами врублено ещё одно (лага) в середине. Окладной венец рублен в чашу. Также он соединён с «фундаментом». Остальные венцы постройки выполнены в технике рубки «в лапу» из окорённых брёвен хвойных пород дерева. Сруб не окрашен. Его размеры составили 3,8 м (1,9 м до крыши), длина - 3,6 м, ширина - 3,5 м.

В постройке имеется вход с запада (со стороны трассы) и окно (направленное на юг) справа от входа. Дверь выполнена из досок, соединённых в шпунт и дополнительно по внешней стороне шпонками. Они расположены не параллельно, а под углом друг к другу. В верхнюю шпонку по краям вбито по одному гвоздю, в нижнюю гвозди вбиты в трёх местах, что позволило жёстко скреплять доски двери. Дверь не навешана, а вставляется в пазы дверной коробки и подпирается доской. Она выкрашена масляной краской в тёмно-зелёный цвет. Этой же краской выкрашена дверная коробка и часть бревна сруба под ней, что может свидетель-

ствовать о том, что дверь и дверная коробка красились на месте. На брёвнах сруба фиксируется запил под более широкую дверь. Это может быть последствием ошибки или свидетельствует о том, что первоначально предполагалось использовать более широкую дверь.

Крыша постройки щипцовая (двухскатная), крыта шифером. Конька на крыше нет. Свесы крыши подшиты досками.

Фронтон зашит обрезными досками, расположенными вертикально. На стороне фронтона со стороны входа в сарай в зашивке оставлено отверстие, судя по размерам предназначенное для входа. Доски, которыми зашит фронтон постройки, выглядят более старыми, чем лобовые доски. Ещё более старыми выглядят доски на козырьке фронтона. Доски, которыми фронтон зашит с противоположной стороны (со стороны р. Иртыш), выглядят одинаково хорошо с лобной доской и намного лучше, чем доски на козырьке фронтона. Создаётся впечатление, что фронтон со стороны р. Иртыш и лобовые доски выполнены одновременно, ранее был зашит фронтон с противоположной стороны, а козырёк фронтона обшит ещё раньше. Следует отметить, что разная сохранность досок может быть вызвана различным воздействием природных факторов.

Внутри сарая был зафиксирован разнообразный инвентарь. Металлический эмали-

рованный чайник светло-серого цвета, носилки для переноски умершего. Носилки были выполнены из досок в виде открытого ящика и окрашены в тёмно-зелёный цвет. Одни, по внешнему виду более новые, вероятно, были окрашены недавно (судя по краске одновременно с косяком и дверями) и после этого не использовались для ритуала. Об этом свидетельствует то, что под них подложены небольшие кусочки реек, вероятно для того чтобы невысохшая краска не стёрлась и не окрасила пол. Дно у этих носилок прямоугольное, в верхней части бортов сделаны прямоугольные прорезы. Часть инвентаря для погребения выглядит старо, что может свидетельствовать о том, что он перенесён из старого сарая.

Вторые носики выглядят намного старее, зелёная краска более тёмного оттенка во многих местах облуплена. Дно у них с одного края прямоугольное, с другого - треугольное.

Здесь же была доска для обмывания, выкрашенная, судя по краске, одновременно с носилками, дверями и косяком.

Кроме того, здесь были обнаружены чурочки с прибитым к одному из торцов обрезком доски, скамейка, короткая лестница. На подоконнике располагался клинок заступа архаичного вида без черенка. Помимо того, здесь была ветошь.

Интересно, что и старый и новый сарай на кладбище расположены на некотором удалении от входа и доступ к ним затруднён. Такая же ситуация отмечена автором и на кладбищах д. Сарсаз Юргинского района, д. Тёплая Речка Ижморского района и д. Юрты-Константиновы Яшкинского района Кемеровской области в 2017 году.

Не претендуя на всеобъемлющие обобщения, связанные с погребальным обрядом тарских татар и роли в них сараев для хранения инвентаря для совершения погребений, следует привести некоторые замечания, сделанные на основе этих данных.

На кладбищах тарских татар присутствуют специализированные постройки для складирования инвентаря, используемого для ритуальных действий, связанных с прощанием и погребением усопшего. Это различного рода навесы и сараи. Обращение к материалам кладбищ из других регионов показывает, что

они располагались на территории кладбища. Исключением является сарай на кладбище д. Ишеево. Допустимым было сосуществование старых и новых сооружений на кладбище и даже частичное сохранение функционирования старых построек. В этих постройках находится типичный набор инвентаря:

1. Носилки для переноски тела умершего, как правило выполненные в виде открытых ящиков из досок. В наших материалах они окрашены в тёмно-зелёный цвет. На кладбище д. Ишеево встречен вариант покрытия их прозрачным лаком.

2. Доски для обмывания умершего.

3. Жерди для переноски носилок, которые могли быть скреплены между собой.

4. Инструмент для копания могильной

ямы.

5. Короткие лестницы, вероятно, для спуска в могильную яму.

Могли быть и другие вещи: чурочки с прибитыми к торцам небольшими досками, козлы, чайник, ветошь и др.

Специфические постройки, подобные описываемым, изредка встречаются на других кладбищах. Так, кладовые инвентаря для погребений в виде навесов довольно часто присутствуют на кладбищах сибирских татар. Подобные сооружения были зафиксированы автором в Знаменском и Тарском районах Омской области (навес на кладбище д. Усть-Тамак и д. Ишеево) [10], Нижнетавдинском районе Тюменской области в д. Кускургуль (навес на кладбище указанной деревни). Есть упоминание о подобной постройке на кладбище д. Берняжки Большереченского района Омской области и у М. А. Корусенко [9, с. 69].

Срубные сараи - кладовые погребального инвентаря были встречены в Тарском районе Омской области (кладбища д. Курманово и д. Ишеево), на кладбищах Кемеровской области. В д. Юрты-Константиновы (Яш-кинский район) и д. Тёплая Речка (Ижмор-ский район) сараи были сделаны из досок. А в д. Сарсаз (Юргинский район) такое сооружение было выполнено из кирпича, оштукатурено и покрашено в белый цвет.

Автору неизвестно, когда стали появляться подобного рода сараи, но лишь о двух подобных сооружениях встретились упоминания в 1993-1994 годах в соответствующей литературе [4; 9]. Ещё в 1999-м, 2003 году

(по материалам 1993-1994 годов) исследователи пишут о том, что носилки для переноски умершего и доски для обмывания оставляли на кладбищах в разных местах, иногда рядом с могилой [4, с. 123; 9, с. 57, 70, 117], а лопаты уносились с кладбища [4, с. 124]. Возможно, сараи заменяют в настоящее время распространённые ранее навесы. Это, наряду с окраской срубной оградки краской (тёмно-зелёной или синей), использованием металлических оградок и каменных надмогильных сооружений, фотографий и другого, является отражением общего процесса трансформации погребального обряда тар-ских татар в настоящее время.

Таким образом, встреченные кладовые инвентаря для совершения погребений - явление довольно новое, отражающее новые веяния в погребальном обряде указанных групп, частное проявление общего процесса разрушения традиционной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кладбище д. Ишеево, по устному сообщению М. А. Корусенко, обследовано им во второй половине 1990-х годов. Информация о результатах этих работ мне недоступна. Не приведена информация о них и в описании истории исследования погребального обряда тарских татар, приведённая в работе М. А. Корусенко [9, с. 15-16].

2 Выражаю искреннею благодарность М. Н. Тихомировой за предоставленную возможность использовать неопубликованные экспедиционные материалы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов В. Б., Томилов Н. А. Надмогильные сооружения тевризских татар // Археология Прииртышья. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1980. - 162 с.

2. Селезнёв А. Г., Мерзликин В. В. Кладбище у деревни Юрт-Бергамак: предварительные результаты исследования // Таре - 400 лет :

Информация о статье

Дата поступления 15 марта 2018 г.

Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.

Сведения об авторе

Тихомиров Константин Николаевич - канд. ист. наук, старший научный сотрудник сектора археологии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

материалы науч.-практ. конф. - Омск ; Тара, 1994. - Ч. 2. - С. 99-101.

3. Селезнёв А. Г., Мерзликин В. В. Погребальные сооружения на кладбище у д. Юрт-Бергамак // Археологические микрорайоны Западной Сибири. - Омск, 1994. - Ч. 2. - С. 133-139.

4. Селезнёв А. Г., Мерзликин В. В. Материалы по погребальной обрядности тюменских и тобольских татар // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. -Новосибирск : Наука, 1999. - Т. 4. - С. 117-195.

5. Корусенко М. А. Надмогильные сооружения кладбища д. Инцисс Муромцевского района Омской области: (Попытка анализа массовых материалов) // Археологические микрорайоны Западной Сибири. - Омск, 1994. - Ч. 2. -С. 114-116.

6. Корусенко М. А. Зиярат д. Инцисс (Муромцев-ский район Омской области) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1996. - Т. 1. - С. 117-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Корусенко М. А. Кладбище д. Берняжка Боль-шереченского района Омской области // Этно-графо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1998. - Т. 3. - С. 161-216.

8. Корусенко М. А., Мерзликин В. В., Селезнёв А. Г. Погребальный комплекс у д. Юрт-Бергамак // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1999. - Т. 1. - С. 149-183.

9. Корусенко М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв.: Опыт анализа структуры и содержания. - Новосибирск : Наука, 2003 - 192 с. -(Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума ; т. 7).

10. Тихомиров К. Н. Визуальный анализ кладбищ тюркоязычного населения Среднего Прииртышья и археологические материалы из могильников XVI-XVIII веков в низовьях р. Тара // Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: могилы, могильники, погребальный обряд и мир мёртвых в свете этноархеологических работ. - Омск : Издат. дом «Наука», 2016. - 294 с. - (Этно-графо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума ; т. 14).

Article info

Received March 15, 2018

Accepted May 14, 2018

About the author

Tikhomirov Konstantin Nikolaevich - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Sector of Archeology of the Omsk Branch of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15

E-mail: ktikhomirov@gmail.com Для цитирования

Тихомиров К. Н. Кладовые инвентаря для совершения погребений на кладбищах тарских татар (по материалам археологического обследования местности) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 229-238. DOI: 10.25513/23121300.2018.2.229-238.

Postal address: 15, Karia Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

E-mail: ktikhomirov@gmail.com For citations

Tikhomirov K. N. Storerooms of Stock for Burial of the Dead at the Cemetery of the Tara Tatars (On the Materials of the Archaeological Survey of the Territory). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 229238. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2.229-238 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.