Научная статья на тему 'Традиционная пища татар Кемеровской области в настоящее время'

Традиционная пища татар Кемеровской области в настоящее время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩА / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТАТАРЫ-КАЛМАКИ / ТАТАРЫ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ТРАДИЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ / ПИЩЕВЫЕ ТРАДИЦИИ / MEAL / KEMEROVO OBLAST / TATARS-KALMAKS / TATATRS-RESETTLERS / TRADITIONS / ETHNOCULTURAL AREAS / FOODY TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомирова М. Н.

На основе устных исторических источников рассмотрены различия в традиционной пище локальных групп татар Кемеровской области. По материалам пищи автором выделено два этнокультурных ареала, отличающихся набором специфических элементов. Сделан вывод о том, что в настоящее время в пищевых традициях сохраняется немало черт, связанных с особенностями формирования татар Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Meal of Tatars of Kemerovo Oblast in Present

Author of the article on the base of oral historical sources considers divisions in traditional meal of local gruops of Tatars of Kemerovo Oblast. By materials of foody traditions author separates two ethnocultural areas which differs from each other by some feature sets. Author makes a conclusion that in present foody traditions are greate deal of features, connected with pecularities of forming of ethnocultural group of Tatars of Kemerovo Oblast.

Текст научной работы на тему «Традиционная пища татар Кемеровской области в настоящее время»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 257-263.

УДК 392.8(=521.145)(571.17)

DOI 10.25513/2312-1300.2017.4.257-263

М. Н. Тихомирова

ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА ТАТАР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ*

На основе устных исторических источников рассмотрены различия в традиционной пище локальных групп татар Кемеровской области. По материалам пищи автором выделено два этнокультурных ареала, отличающихся набором специфических элементов. Сделан вывод о том, что в настоящее время в пищевых традициях сохраняется немало черт, связанных с особенностями формирования татар Кемеровской области.

Ключевые слова: пища; Кемеровская область; татары-калмаки; татары-переселенцы; традиции; этнокультурные ареалы; пищевые традиции.

M. N. Tikhomirova

TRADITIONAL MEAL OF TATARS OF KEMEROVO OBLAST IN PRESENT

Author of the article on the base of oral historical sources considers divisions in traditional meal of local gruops of Tatars of Kemerovo Oblast. By materials of foody traditions author separates two eth-nocultural areas which differs from each other by some feature sets. Author makes a conclusion that in present foody traditions are greate deal of features, connected with pecularities of forming of ethnocul-tural group of Tatars of Kemerovo Oblast.

Keywords: meal; Kemerovo Oblast; tatars-kalmaks; tatatrs-resettlers; traditions; ethnocultural areas; foody traditions.

Актуальность изучения традиций в современной пище локальных групп западносибирских татар Кемеровской области обусловлена её способностью к сохранению и воспроизводству черт и признаков, позволяющих изучать их этническую и этнокультурную историю.

Западносибирские татары, проживающие на территории Кемеровской области (около 40 тыс. чел.) [3, с. 17], являются в большинстве своём потомками переселенцев с территории Волго-Уральского региона и местными калмаками (около 100 чел. на 2010 г.) [4, с. 24-25; 5, с. 114-115].

Начиная с 1970-х гг. время от времени экспедициями классических университетов

Кемерово, Омска, Томска проводились сборы полевых материалов среди калмаков (локальной группы томских татар). Итоги полевого изучения их этнической истории и культуры были изложены в публикациях Н. А. Томи-лова, В. М. Кимеева и В. П. Кривоногова, Т. Н. Кимеевой [4-8].

На современном этапе изучения татар Кемеровской области было выпущено несколько работ, находящихся на стыке с этнографией. Кемеровский исследователь В. В. Поддубиков изучил современное состояние хозяйства калмаков и потомков татар-переселенцев [9].

Истории основания поселений татар Кемеровской области, в основном по пись-

* Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-50-00036 «Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Евразии».

© Тихомирова М. Н., 2017

менным источникам, посвящены работы В. И. Косовца, Е. В. Лилявиной [10; 11].

Для более полного освещения вопроса изучения татар Кемеровской области добавим, что выходили краеведческие работы, где публиковались рассказы местных жителей по истории заселения, об обычаях и обрядах [12].

Таким образом, за пятьдесят лет были накоплены некоторые знания по этнографии татар Кемеровской области. В основном исследователи руководствовались своими научными интересами, поэтому вопросы пищи и питания ими не изучались, полевые материалы по этой теме не собирались.

В данной работе впервые вводят в научный оборот «устные исторические источники» [13, с. 39] по пище и питанию, полученные автором в полевой этнографической экспедиции 2017 г. [14].

В статье рассматриваются различия в пищевых традициях татар, проживающих в Ижморском, Юргинском, Яшкинском районах Кемеровской области.

Под традиционными элементами в пище мы понимаем продукты питания, блюда, рецептуру, варианты использования и др., которые бытовали у одного - двух поколений и были переданы их прямым потомкам [15, с. 17-53].

Из-за ограниченного объёма статьи, мы не будем давать полное описание повседневной, обрядовой и праздничной пищи татар Кемеровской области. Также нужно сказать, что в пище изучаемого населения, помимо локальных особенностей, выделяются общие черты разного таксономического уровня: общетюркские, общетатарские, западносибирские, региональные, но делать их анализ на материалах какой-то одной части татар Западной Сибири мы считаем малопродуктивным, поэтому в этой работе их не рассматриваем.

Значительное число специфических черт, выявляемых в пище татар Кемеровской области, связаны с этническими группами их сформировавшими, что подтверждается предыдущими исследованиями по этнической истории [4, с. 24-25, 31, 51; 5], полевым материалом 2017 г. и нашими знания о формировании пищевых традиций западносибирских татар разных областей. На этом основании мы выделили два этнокультурных ареа-

ла, названных согласно этническим группам, проживавших на этих территориях. В рамках ареалов мы рассмотрим факторы, влиявшие на процессы, протекающие в пище и питании, специфические блюда, которые являются этнокультурными маркерами.

1. Калмакско-татарский (переселенческий) ареал включает Юргинский и Яш-кинский районы Кемеровской области. Он локализуется в местах компактного проживания каламаков (подгруппы томских татар, которые являются одним из трёх массивов коренных сибирских татар). Большинство из них проживают в д. Юрты-Константиновы (около 100 чел.) и единицы в д. Зимник. Подавляющее число жителей д. Зимник (около 800 чел.) представлено потомками татар-переселенцев (мишарями и белебеями) из Волго-Уральского региона [4, с. 24, 31, 51].

Ещё одно поселение первого этнокультурного ареала - д. Сарсаз была основана в 1909 г. татарами-переселенцами из одноимённого населённого пункта, расположенного на территории современной Башкирии, и д. Алькеево - предположительно Казанской губернии [11, с. 64; 14, тетрадь № III, л. 1112].

На традиционную пищу Калмакско-та-тарского (переселенческого) ареала оказали влияние несколько факторов. Во-первых, давнее близкое соседство татар с русским населением. Например, д. Юрты-Константиновы представляет собой слившиеся русское и татарское поселения [4, с. 39; 14, тетрадь I, л. 7 об.]. Во-вторых, довольно тесные связи татарских поселений с городами из-за близости к ним, которые выступали «двигателем» процессов трансформации в деревне. Расстояние от д. Юрты-Константиновы до г. Томска составляет 50-60 км, от деревень Зимник и Сарсаз до г. Юрги - около 4 и 2 км.

Одной из характерных черт питания этого этнокультурного ареала является уменьшение объемов потребления молочной, рыбной пищи, в мясной пище замена конины на говядину в результате изменений (экономических, экологических) в хозяйственных занятиях татар в начале XXI в. В отличие от второго этнокультурного ареала изменения в пище здесь идут более быстрыми темпами. Одним из ярких примеров является сокращение разнообразия кисломолочных продуктов.

Татары Юргинского и Яшкинского районов Кемеровской области практически перестали делать кисломолочные продукты, требующие трудозатрат, например, катык - продукт типа варенца и производный от него напиток айран, красный творог (цорт).

Специфические элементы, характеризующие Калмакско-татарский (переселенческий) ареал, сохраняются в кулинарии. Изделия из теста находят параллели в выпечке татар, проживающих в окрестностях г. Томска, что вполне объяснимо, так как речь идёт об одном подразделении коренных сибирских татар - томской группе, но только о разных частях: калмаки, чаты и эуштинцы.

Отметим, что татары Томского района Томской области и г. Томска были и остаются до настоящего времени культурным ориентиром для татар Юргинского и Яшкинского районов Кемеровской области. В д. Чёрная Речка Томского района есть известное среди татар кафе Чишмя, специализирующееся на изготовлении татарских национальных блюд, где ими покупается выпечка и привозится в Кемеровскую область в качестве гостинца или для обрядовых и праздничных трапез.

В татарско-калмакских поселениях Кемеровской области и татарских деревнях Томского района Томской области одинаковым способом женщины готовят сацсу (сам-су) - изделие в виде крученых лент из дрожжевого теста, обжаренного в растительном масле. Но у большинства татар Западной Сибири для этого изделия заводится пресное тесто на большом количестве яиц, поэтому мы считаем этот вариант исключением из правил.

Ещё в поселениях Юргинского, Яшкинского районов Кемеровской области и Томского района Томской области татары выпекают: лэчинке - сдобные булочки из дрожжевого теста с помадкой из сметаны и муки, паштит - пирог из сдобного дрожжевого теста с начинкой из повидла, покрытый сверху «решёткой» из теста.

К локальным чертам, которые нами были зафиксированы в первом, но не во втором этнокультурном ареале, относятся несколько изделий: балан пэрэмеч / малан пирогэ -мелкие круглые полузакрытые изделия (с небольшим отверстием по центру) с начинкой из калины. Булочки бвдвшке в виде калачи-

ков из разных видов сдобного теста (в д. Юрты-Константиновы мы наблюдали из дрожжевого, а в д. Зимник - из пресного).

В перечисленных населённых пунктах Кемеровской области на поминках татары подают вторым или третьим горячим блюдом пэрэмечи - мелкие круглые полузакрытые изделия (с небольшим отверстием по центру) с начинкой из мяса. Использование этого изделия как горячего блюда для поминальной трапезы практически не встречается в других подразделениях татар Западной Сибири.

В настоящее время в пищевых традициях татар этого культурного ареала наблюдаются результаты взаимодействия с русскими и влияния городской культуры. В д. Юрты-Константиновы готовят пирожки из сдобного дрожжевого теста по особой рецептуре с начинкой из смородины - пироженек, булочки кондитер, пирог моркоп пирог / моркоптю пирог (с начинкой из моркови, кураги, изюма) [14, тетрадь № I, л. 6, 10, 20 об., 25, 25 об.]. Пожилые жительницы д. Юрты-Константиновы, чтобы вспомнить детство и молодость, добавляют в суп с вермишелью свежую капусту. Использование капусты в пищу их родителями было заимствовано от русских приблизительно в середине XX в. [14, тетрадь № I, л. 11 об.].

В д. Сарсаз Юргинского района Кемеровской области, напомним, основанной переселенцами, нам удалось зафиксировать несколько элементов в пище, связанных с традициями волго-уральских татар. Из бесед с информаторами у нас сложилось мнение, что здесь лучше, чем в деревнях Юрты-Константиновы и Зимник, сохранилось употребление конины, ежегодно готовится вяленая колбаса (казы). Ранее этот же факт нами отмечался на материалах других поселений в Тюменской области, где проживают потомки волго-уральских татар [16, с. 248].

Правда, сохранение предпочтений к ко -нине в д. Сарсаз мы связываем с лучшими условиями для содержания лошадей, чем в д. Зимник. Здесь есть необходимые площади для выпаса из-за меньшей численности населения.

В д. Сарсаз несколько пожилых женщин изготавливают дрожжевые лепешки табик-мак опарным способом с добавлением пшённой каши [14, тетрадь № III, л. 9 об.-10].

В настоящее время лепешки готовятся ими, чтобы вспомнить о годах их детства и молодости. Добавление в тесто толчёного пшена известно у локальных групп татар в юго-восточной части Татарстана и на территории современной Башкирии [17, с. 21].

По словам жительниц д. Сарсаз Ф. Г. За-гидуллиной (1933 г. р.) и Ф. Д. Гайфуллиной (1941 г. р.), в годы войны (1941-1945 гг.) родители выменивали пшённую крупу на предприятии по производству крупы в п. Юрга-2 [14, тетрадь № III, л. 11 об.]. Возможно, поэтому в этой деревне до наших дней сохранился вариант готовить табикмак из традиционного ингредиента.

Завершая характеристику Калмакско-татарского (переселенческого) ареала, нужно ещё отметить, что на настоящий момент существует проблема по выявлению в пище специфических черт, связанных с традициями калмаков. Такая ситуация сложилось из-за нескольких причин. Во-первых, в результате смешения малочисленных калмаков с пришлыми волго-уральскими татарами произошло изменение местных культурных традиций. Во-вторых, скорее всего, локальные черты культуры калмаков бытовали в рамках традиционного уклада начала XX в. Советский период привёл к его слому и нивелированию этномаркирующих черт. Эту тенденцию отмечал ещё Н. А. Томилов, наблюдая этнокультурную ситуацию в данной локальной группе томских татар в 1973 г. [6, с. 74-75].

В настоящее время черты, связанные с калмаками, ещё фиксируются в диалектной лексике, используемой в основном пожилыми жителями д. Юрты-Константиновы: творог (сыр) - пыштак, ложка - кожык, боярка - долоно, кадка - чапчак, корыто - теп-ше, лук - пыяс, мясо - кош, яйцо - тыгым, хлеб - икмж и др. [8, с. 84-85; 18].

2. Татарский (переселенческий) ареал включает два населённых пункта Ижморско-го района Кемеровской области.

Во второй половине XVIII в. выходцами из Казанской губернии было основано с. Теплая Речка. Примерно через сто лет мишарями из Нижегородской губернии была образована д. Нижегородка в 6 км от с. Тёплая Речка [11, с. 66-68; 12, с. 6].

По нашим наблюдениям, в отличие от татар Юргинского района, на жителей упо-

мянутых двух поселений Ижморского района Кемеровской области в меньшей степени оказали влияния модернизационные изменения второй половины XX в., так как здесь не было крупного промышленного производства. Это был «типичный для Кузбасса сельскохозяйственный район, занимающийся производством зерна, молока, мяса» [12, с. 4]. По нашему мнению, передачи и сохранности в этих деревнях традиций во второй половине XX в. способствовал существовавший здесь до 1990-х гг. богатейший колхоз Азат Себер. Его успешная экономическая деятельность поддерживала численность группы, так как молодежь возвращалась в деревню.

До настоящего времени здесь сохраняется традиция переработки молока в кисломолочные продукты: катык, айран. Время от времени, если просят пожилые женщины, покупающие молочные продукты у своих соседок, те могут сделать топленые сливки -пешкен каймак (получаемые путём вытапливания жира из цельного молока в теплой печи) или красный творог - цорт (приготовляемый вывариванием створоженной массы из котыка и молока до сухого состояния; для вкуса в него добавляли сахар и другие продукты) [14, тетрадь № IV, л. 70-70 об.].

Топлёные сливки и красный творог (цорт) являются этномаркерами для данного этнокультурного ареала. Топленые сливки хорошо известны у татар Волго-Уральского региона [17, с. 89; 19, с. 135; 20, с. 163]. В Западной Сибири изготовление красного творога из катыка (кисломолочного продукта похожего на варенец) и молока известно у потомков татар-переселенцев в Каргатском, Убинском районах Новосибирской области, Ялуторовском районе Тюменской области, а не у коренных сибирских татар [16, с. 248249; 21, с. 372].

Жители д. Нижегородка и с. Тёплая Речка, в отличие от татар д. Юрты-Константиновы Яшкинского и д. Зимник Юргинского районов Кемеровской области, употребляют в пищу больше конины (махан) и каждый год готовят вяленую конскую колбасу (казы).

У татар Ижморского района сохранились некоторые блюда (кыстыбый - лепёшка с начинкой, оладьи, напиток щербет), присущие кулинарии их предков, когда те проживали в Европейской части России. Татары

д. Нижегородка и с. Тёплая Речка до настоящего времени выпекают лепёшки для кыс-тыбыя старинным способом - на сухой плите печи без масла. А вот в Новосибирской области, где потомки татар-переселенцев также готовили это блюдо, технология поменялась - лепёшки стали обжаривать (на чуть смазанной растительным маслом сковороде) [21, с. 372-373]. В качестве начинки для кыстыбыя здесь используют не только картофельное пюре, но и пшённую кашу, что находит параллели в традициях татар Волго-Уральского региона [17, с. 56-57]. У коренных сибирских татар нам не известны случаи использования пшённой крупы для начинок изделий из теста.

Для оладий (коймак) татары с. Тёплая Речка и д. Нижегородка сохранили традиционную технологию приготовления - из сдобного теста опарным способом на поду печи. Оладьи здесь являются важнейшим ритуальным блюдом. Их обязательно готовят на поминальный стол, на трапезы по случаю религиозных праздников. В качестве ритуального блюда, они не известны у коренных сибирских татар, зато используются в поминальном, свадебном обрядах у различных групп волго-уральских татар (мишарей и др.) [22, с. 135 и др.].

У татар Ижморского района Кемеровской области, как и у татар Волго-Уральского региона, на мусульманском обряде бракосочетания подают сладкую воду, называемую щербет су, на которую мулла начитывает молитву [17, с. 116; 20, с. 238-239 и др.]. Раньше её давали только жениху и невесте, а в настоящее время в результате трансформации обряда после жениха и невесты, эту воду пьют все присутствующие и говорят пожелания.

В пище татар двух рассмотренных этнокультурных ареалов существуют различия, возникшие в результате разных местных причин.

В Ижморском районе все пироги, в отличие от Яшкинского и Юргинского района Кемеровской области, называются балиш / бэлэш, а не паштит.

Жители д. Нижегородка и с. Тёплая Речка, как и татары Яшкинского и Юргинского районов, готовили сацсу (самсу) в виде закрученных в кольцо лент, но, подчеркнём, из пресного, а не дрожжевого теста.

В Ижморском районе татарки калину использовали для начинки пирогов большого размера (балан балеш / малан балеш), а не мелких изделий из теста, как в первом этнокультурном ареале.

В качестве местного блюда, который встречается только у татар Ижморского района, готовят так называемый пирог хорошенький с посыпкой из муки и масла. Пирог готовят из сдобного дрожжевого теста, в которое добавляют для вкуса изюм. Этот пирог появился как результат межэтнических и межкультурных связей с немцами, проживавшими в с. Тёплая Речка в качестве спецпереселенцев с середины XX в. Его прототипом является немецкий пирог кухен.

Можно сделать вывод, что к настоящему времени существование татар в рамках административных границ Кемеровской области не привели к полной утрате специфических (отличительных) черт в пище. Правда, часть этномаркирующих черт воспроизводятся время от времени благодаря старшему поколению.

Специфические черты в пище западно -сибирских татар Кемеровской области связаны с этническими группами их сформировавшими. На этом основании мы выделили два этнокультурных ареала.

В Калмакско-татарском (переселенческом) ареале сохраняются черты в выпечке общие с татарами, проживающими в районе г. Томска, поскольку те и другие относятся к группе томских татар. У жителей переселенческой д. Сарсаз нами было выявлено несколько элементов (лепешки табикмак, сохранения традиций употребления конины и конской колбасы), связанных с волго-ураль-скими татарами. В пище татар данного этнокультурного ареала также присутствуют элементы, которые появились в результате тесного соседства с русскими, а также под влиянием городской культуры. Все эти традиции довольно поздние - середины XX в.

На настоящий момент нам не удалось здесь выявить специфические черты (этно-маркеры), которые мы можем связать с более древними традициями калмаков. Поясним ещё раз, что в настоящее время характерные черты калмакской кухни существуют, но они не локальные, поэтому относятся к общетюркским и общетатарским.

В Татарском (переселенческом) ареале сохраняется довольно много черт в пище, связанных с местом выхода переселенцев из Волго-Уральского региона (кыстыбый - лепешка с начинкой, оладьи, напиток щербет). Сохранности здесь традиций способствует расположение района вдали от промышленных центров Кемеровской области. В результате межэтнических и межкультурных связей с немцами у татар Ижморского района появился пирог, прототипом которого был кухен.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мы присоединяемся к той части этнографов, которая понимает под западносибирскими татарами региональную этническую общность, сложившуюся из территориально-этнических групп коренных сибирских татар и пришлого населения (волго-уральских татар, бухарцев) [1, с. 58; 2, с. 90-97]. Названия общности «западносибирские татары» и «татары Западной Сибири» в нашей работе тождественны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корусенко С. Н. Уровни этнического самосознания татар Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 3. - С. 5658.

2. Корусенко С. <Н.>, Томилов Н. <А.> Западная Сибирь // История татар с древнейших времён: Формирование татарской нации. XIX - начало XX в. : в 7 т. - Казань : Институт истории АН РТ, 2013. - Т. VI. - 1172 с.

3. Национальный состав населения: Всероссийская перепись населения 2010 г. Итоги // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. - ЫЯЬ: http://kemerovostat.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/ census_and_researching/census/national_ census_2010/score_2010/ (дата обращения: 01.09.2017 г.).

4. Томилов Н. А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура). - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1983. - 216 о

5. Кимеев В. М., Кривоногов В. П. Этнические процессы у калмаков (опыт интервального исследования // Научное обозрения Саяно-Алтая. - 2012. - № 1 (3). - С. 113-123.

6. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1978. - 210 с.

7. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1980. - 200 с.

8. Притомские калмаки : историко-этнографиче-ские очерки - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998. - 152 с.

9. Поддубиков В. В. Промысловый комплекс автохтонных этносов Кемеровской области : ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 2004. - 30 с.

10. Косовец В. И. Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья. - Юрга : Юргин-ский филиал ФГУП ЦНИИ «Комплекс», 2012. -164 с.

11. Лилявина Е. В. Татары-переселенцы в Томске и его окрестностях // Томский журнал ЛИНГ и АНТР = Tomsk Journal LING & ANTHRO. - 2016. - № 3 (13). - С. 60-73.

12. Фольклор Ижморского района. - Новосибирск : Камея, 1993. - 160 с.

13. Щеглова Т. К. Устная история : учеб. пособие. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 364 с.

14. Тихомирова М. Н. Полевые материалы. Тетради № I-V. - (94 об. л.)-(21 об. л.), 2017 г., Ижморский, Юргинский, Яшкинский районы Кемеровской области.

15. Полонская И. Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2006. - 57 с.

16. Тихомирова М. Н. Об этнокультурном влиянии поволжско - приуральских татар на питание та -тар Ялуторовского района Тюменской области // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история : материалы Международной науч.-практ. конф. - Павлодар, 2014. - Вып. 9. - С. 247-253.

17. Хайрутдинова Т. Х. Названия пищи в татарском языке. - Казань : Татарское кн. изд-во, 1993. - 142 с.

18. Покоева Ф. К. Словарь некоторых татарско-калмакских слов : рукопись. - 23 с. // Эко-музей «Калмаки» в д. Юрты-Константиновы. -Без инвентарного номера.

19. Мухаметшин Ю. Г. Пища из животноводческих продуктов в системе питания нагайбагов // Нагайбаки (комплексное исследование групп крещеных татар-казаков). - Казань, 1995. - С. 128-140.

20. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. -М. : Наука, 1967. - 540 с.

21. Тихомирова М. Н. Особенности традиционной пищи каргатско-убинской группы татар Бара-бы (по материалам полевых исследований 2000-х гг.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2008 г. - Новосибирск, 2008. - Т. XIV. -С. 372-375.

22. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. - М. : Наука, 1972. - 248 с.

Информация о статье

Дата поступления 20 сентября 2017 г.

Article info

Received

September 20, 2017

Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тихомирова Марина Николаевна - канд. ист. наук, научный сотрудник сектора исторического музееведения Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1 E-mail: [email protected]

Accepted October 30, 2017

About the author

Tikhomirovа Marina Nikolaevna - Candidate of Historical sciences, researcher of the Sector of Historical Museum Studies of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)

Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk,

644024, Russia

E-mail: [email protected]

Для цитирования

Тихомирова М. Н. Традиционная пища татар Кемеровской области в настоящее время // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 257263. й01: 10.25513/2312-1300.2017.4.257-263.

For citations

Tikhomirova M. N. Traditional Meal of Tatars of Kemerovo Oblast in Present. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 257-263. DOI: 10.25513/23121300.2017.4.257-263 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.