Научная статья на тему 'Раздачи пищи и коллективные угощения в хозяйственных отношениях у татар Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI в'

Раздачи пищи и коллективные угощения в хозяйственных отношениях у татар Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩА / ПОДАРОК / ТРАПЕЗЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕМАНТИКА / ТРАДИЦИЯ / ТАТАРЫ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / XX В. / MEAL / GIFT / REPAST / AGRICULTURE / SEMANTICS / TRADITION / TATARS / WESTERN SIBERIA / 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомирова М.Н.

Обобщаются и осмысливаются полевые материалы, позволяющие рассмотреть вопросы использования пищи в качестве подарка, трапезы, связанные с хозяйственной деятельностью татар Западной Сибири. Этот вопрос освещается в нескольких разделах статьи: пища и трапезы в благодарность за помощь в трудовом процессе, раздача продуктов питания, получаемых как прибавочный продукт, раздачи продуктов с целью обеспечения сохранности животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distribution and Collective Regale in the Agricultural Relations of Tatars of Western Siberia in the Second Half of 20th - the Beginning of the 21st Century

In the article are summarized and comprehended field materials which allow to consider using of food as a gift and regale related to the economic activities of the Tatars of Western Siberia. This issue is covered in several sections of the article: food and meals as gratitude for the help in the labor process, distribution of food which was received as an additional product, distribution of products to ensure the safety of livestock.

Текст научной работы на тему «Раздачи пищи и коллективные угощения в хозяйственных отношениях у татар Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI в»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 3 (19). С.268—281.

УДК 39=512.145(571.1)

DOI 10.25513/2312-1300.2018.3.268-281

М. Н. Тихомирова

РАЗДАЧИ ПИЩИ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ УГОЩЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.*

Обобщаются и осмысливаются полевые материалы, позволяющие рассмотреть вопросы использования пищи в качестве подарка, трапезы, связанные с хозяйственной деятельностью татар Западной Сибири. Этот вопрос освещается в нескольких разделах статьи: пища и трапезы в благодарность за помощь в трудовом процессе, раздача продуктов питания, получаемых как прибавочный продукт, раздачи продуктов с целью обеспечения сохранности животных.

Ключевые слова: пища; подарок; трапезы; сельское хозяйство; семантика; традиция; татары; Западная Сибирь; XX в.

M. N. Tikhomirova

DISTRIBUTION AND COLLECTIVE REGALE IN THE AGRICULTURAL RELATIONS OF TATARS OF WESTERN SIBERIA

IN THE SECOND HALF OF 20th - THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

In the article are summarized and comprehended field materials which allow to consider using of food as a gift and regale related to the economic activities of the Tatars of Western Siberia. This issue is covered in several sections of the article: food and meals as gratitude for the help in the labor process, distribution of food which was received as an additional product, distribution of products to ensure the safety of livestock.

Key words: meal; gift; repast; agriculture; semantics; tradition; Tatars; Western Siberia; 20th century.

Раздачи вещей отечественными и зарубежными исследователями считаются одними из старейших форм экономических, социальных взаимоотношений между людьми, поэтому их изучение является актуальной проблемой этнологии, этнографии и антропологии (историю изучения см.: [1, с. 9-19]).

Наш интерес к изучению раздач продуктов питания связан с разработкой темы культуры питания татар Западной Сибири . Освещение заявленного вопроса необходимо для её всестороннего исследования. В настоящее время у автора накопилось немало

полевых материалов об использовании пищи в хозяйственной жизни татар Западной Сибири и требуется их обобщение.

В статье предполагается рассмотреть следующие темы: одаривание и угощение за помощь в труде, раздачи продуктов питания и коллективные трапезы для достижения определённых целей. Важность изучения этих вопросов связана с тем, что в сельской среде, где собирались материалы, дольше, чем у городского населения, сохранялись традиционные мировоззренческие взгляды, согласно которым, для успешности трудовой

* Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-50-00036 «Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Евразии».

© Тихомирова М. Н., 2018

деятельности, важны символические действия с разными объектами материального мира, в том числе с пищей.

Заявленные темы немного затрагивались в публикациях по пище (блюда из молозива, раздачи яиц пастуху и др.) и календарной обрядности (помощи по обработке гусей), но так как цели исследований были иные, то они всесторонне и детально не анализировались [2-4].

В работах, посвящённых хозяйству татар Западной Сибири, отчасти рассматривались раздачи пищи с целью достижения удачи в труде, образ покровителя скота Сянге Бабая и другие темы, но в таком объёме, сколько было необходимо исследователям для решения задач [5; 6].

Новизна нашей работы заключается в том, что вводится в научный оборот большое количество фактов, собранных автором в этнографических экспедициях в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской областях в 2000-2001, 2003-2014, 2017 гг. [7-10]2.

Хронологические рамки исследования определяются памятью и социальным опытом респондентов, поэтому ограничиваются второй половиной XX в. по настоящее время.

Одаривание и угощение продуктами питания за помощь в труде

1. Одаривание за выпас скота и вспашку земли

Во второй половине XX в. во всех обследованных административных областях Западной Сибири перед первым выгоном скота у его владельцев пастухом или его родственницами (женой, дочерью) собирались куриные яйца (табл.) [6, с. 243; 7, Т-93, л. 5758, Т-95, л. 13 об., Т-96, л. 47; 8, Т-12, л. 16, Т-27, л. 35, Т-34, л. 27, 42 об.; 9, Т-2, л. 85 об., 91 об., Т/Р-3, л. 12, Т-39, л. 24; 10, Т-70, л. 94, Т-71, л. 2, Т-82, л. 53].

В большинстве случаев это был единовременный добровольный сбор, помимо ежемесячной денежной оплаты за труд. Он назывался хайер / мал хайер, что в переводе с татарского означает «милостыня или подаяние за скот» [8, Мал. Тебис3, Т-51, л. 19 об., Теренино, Т-52, л. 43; 9, Чеплярово, Т/Р-3, л. 13 об., 14].

В некоторых семьях на подачи яиц распространялись одни и те же правила, уста-

новленные шариатом для мусульманских подаяний: «Яйцо даётся правой рукой, так как хайер» [8, Новокурупкаевка, Т-45, л. 1111 об., Г.Т. Азатуллина, 1936 г. р.].

Использование яиц в качестве подарка или милостыни пастуху можно объяснить тем, что на уровне универсальных мировоззренческих архетипов оно «наделено семантической сверхплодородностью, жизненной силой» [11, с. 172]. Эти положительные качества яйца как бы должны будут перенесены на животных <для того, чтобы скотина была> «справная и добрая» [9, Чеплярово, Т/Р-3, л. 12]. «Как яйца чтоб ушли и как яйца домой пришли», - объясняют информаторы смысл подношения [9, Байбы, Т-48, л. 33 об., С. А. Аллагулова, 1937 г. р.].

Помимо продуцирующих функций, яйцо здесь выступает в качестве апотропея [11, с. 172]: «Вернулись домой живы, здоровы» [9, Байбы, Т-48, л. 18, М. Р. Исхакова, 1950 г. р.].

Добавим, что татары некоторых населённых пунктов осенью, когда заканчивался выпас, ещё один раз относили милостыню продуктами или деньгами. Например, в д. Инцисс Омской области она относилась молочными продуктами (молоком, сметаной). По словам информаторов, целью такого подношения было стремление, чтобы скотина благополучно перезимовала: «С чёрной земли на белый снег наступил и нам дай Бог также» [8, Т-39, л. 24, Г. Ф. Фаткулина, 1929 г. р.].

Кроме пастуха и его родственниц, яйца с теми же целями могли даваться хозяевами скота другим группам сельского населения, которые всегда получают милостыню согласно традициям ислама - старикам, детям, больным [12, с. 202].

Настоящее время внесло свои изменения, и теперь, к примеру, в п. Малый Тебис Новосибирской области яйца для пастуха собирают лица, входящие в комиссию, ответственную за организацию выпаса скота. Вечером её члены вместе с пастухом могут собраться на ужин, где едят приготовленные яйца [8, Т-51, л. 7 об.].

У западносибирских татар не было каких-то правил, согласно которым для благополучия скотины отдавалось то или иное количество яиц. В одном поселении семьи мог-

ли давать разное число, например: одну штуку [9, Гузенево, Т-4, л. 24 об.], три - четыре [9, Кускуны, Т-49, л. 15-15 об.], не менее двух - трёх - пяти [8, аул Кошкуль, Т-12, л. 16]. В д. Новокурупкаевка Новосибирской области за одну голову отдавалось по два яичка [8, Т-45, л. 11-11 об.]. Некоторые жители д. Чеплярово Омской области рассказывали, что нужно отдавать парное число яиц [9, Т/Р-3, л. 14]. Здесь нужно пояснить, что у западносибирских татар соблюдается традиция использования парного числа каких-то вещей для обрядов или действий, в которых важны воспроизводство, приумножение, и непарного числа, где задачей является конечность, завершение, прерывание (к примеру, в погребально-поминальном обряде).

В ряде населённых пунктов Западной Сибири яиц отдавали столько, сколько было не жаль владельцу скота [7, Тёплая Речка, Т-96, л. 47; 8, Теренино, Т-52, л. 43; 9, Чеплярово, Р/Т-3, л. 12].

И ещё добавим, что, по материалам омских исследователей И. А. Селезнёвой и А. Г. Селезнёва, у татар Тарского района Омской области каждый хозяин должен был отдать столько яиц, сколько у них голов скота, а за коня давали две штуки [5, с. 202].

Реже пастухам, кроме яиц или вместо них, хозяева скота давали другую пищу: булочки [8, Мал. Тебис, Т-50, л. 42 об.], калачи [9, Утузы, Т-49, л. 7], молочные продукты (масло, молоко, сметану) [10, Индери, Т-71, л. 11 об., Аслана, Т-79, л. 9 об., Янтык, Т-82, л. 53], картофель [8, Чаргары, Т-27, л. 35; 10, Аслана, Т-79, л. 9 об.].

Настоящее время внесло свои изменения в рассматриваемый обычай. Получил широкое распространение обычай (вместо продуктов питания или вместе с пищей) давать деньги (садака) - наиболее распространенный вид подаяния у татар-мусульман в это время [8, Чаргары, Т-27, л. 35, Мал. Тебис, Т-51, л. 19 об.; 9, Байбы, Т-48, л. 33 об.; 10, Юрмы, Т-70, л. 11, Индери, Т-72, л. 31, Авазбакеева, Т-77, л. 33, Аслана, Т-79, л. 9 об., Янтык, Т-82, л. 53].

Во второй половине XX в. у татар Западной Сибири яйца также использовались для уплаты вместо денежных знаков, - их, например, давали трактористам, пахавшим на приусадебных участках [10, Второвагай-

ское, Т-67, л. 18, Янкова, Т-70, л. 94, Аслана, Т-79, л. 9 об., Ембаево, Т-81, л. 40-40 об.]. Но между яйцом и пахотой всё же прослеживается символическая связь, несмотря на то, что они были эквивалентом бумажных денег. Об этом свидетельствует обряд «высевания» яиц (их оставляли во вспаханной борозде), бытовавший в первой половине XX в., зафиксированный исследователями только на севере Омской области - в деревнях Кайнаул и Большая Тебендя Усть-Ишимского района, в д. Большие Туралы Тарского райна [4, с. 132], в д. Утузы Тевризского района [9, Т-49, л. 7].

Символика использования яиц в земледельческом процессе в первую очередь объясняется тем, что, будучи универсальным архетипическим образом, он связан с идей рождения, возрождения [11, с. 172]. Также добавим, что «высевание» яиц встречалось у других народов, родственных рассматриваемой нами этнической общности: татар Поволжья и Урала [13, с. 133; 14, с. 335].

2. Одаривание и угощение за помощь в забое животных и в обработке гусей

У западносибирских татар до конца прошлого столетия был широко распространён обычай, по которому забойщику крупного рогатого скота отдавалась та часть шеи, где он перерезал шейную аорту.

Этот обычай чаще всего татарами назывался по названию этой части шеи - пауслау / бауслау или его производными: бугызлау / буас(з)лау / пуаслау (пуалау) / буенслау/ пу-гызлау (и др. огласовки) (табл.) [3, с. 39; 8, Т-36, л. 12 об.; 9, Т-38, л. 35, Т-46, л. 69 об., Т-48, л. 24, 34 об., Т-49, л. 5 об., 39 об., Т-86, л. 61, Т-88, л. 24; 10, Т-23, л. 19, Т-56, л. 4, Т-61, л. 61 об., Т-62, л. 11, Т-65, л. 10, 15 об. - 16, 28, 56 об., 61 об., Т-66, л. 9. об. - 10, 38 об., Т-67, л. 32, Т-70, л. 50, Т-72, л. 13 об., 24 об., Т-77, л. 29, Т-78, л. 11].

Ещё одним вариантом этого же названия шеи в ряде мест был буен суёк (табл.) [М. Кова, 3, с. 39; 10, Янгутум, Т-37, л. 19, Иземеть, Т-41, л. 86].

Отметим, что этот термин довольно давно использовался в лексике западносибирских татар. Слово, в огласовке бугазлау, было зафиксировано в 1867 г. В. В. Радловым, когда он проезжал по Омской области, в этом же значении - «колоть, резать (скот)» [15, с. 42].

Можно предположить, что традиция отдавать кусок шеи существовала в то время.

В редких случаях у татар Западной Сибири место надреза и часть шеи назывались другими диалектными словами (табл.): чалым суяге / чалым сояге / чаган сияге / чалу сеяге [8, Юрт-Акбалык, Т-57, л. 65; 10, Байкал, Т-43, л. 31 об.] и куловище (от кул жиле), что означает «лёгкая рука» [7, Тёплая Речка, Т-96, л. 48 об.]. Эти варианты, вероятно, относятся к диалектной лексике, характерной для татар из Волго-Уралького региона, так как, судя по примерам, встречаются они, преимущественно, в населённых пунктах, где проживают их потомки (этнический состав см.: [16, с. 159, 306]).

Слово пауслау / бауслау и его варианты использовались, в основном, в населённых пунктах, где проживали коренные сибирские татары [16, с. 19, 21, 70-73, 114-115].

Информаторы не смогли объяснить причину, по которой забойщику отдавалась костистая, не самая питательная, часть шеи [8, Чаргары, Т-27, л. 25; 9, Инцисс, Т-39, л. 11]. Обычно они говорят: «Кто режет, тот берет шею - у нас нельзя не брать, нужно обязательно ему отдать [10, Иземеть, Т-41, л. 96].

Примечательно, что, как правило, паус-лау / бауслау не готовилась хозяину, если он забивал животное [10, Казанское, Сулеймен-ская, Т-65, л. 28, 56 об., 61 об., Митькинские, Т-66, л. 18, Второвагайское, Т-68, л. 26]. В таком случае можно предположить, что эта часть шеи была своеобразной платой за труд, но у нас есть сомнения, что костистый кусок шеи может считаться таковой.

Обычай отдавать часть шею забойщику ещё известен у народов Южной Сибири, но, к сожалению, эти аналогии не проясняют причину, по которой считалось, что этот кусок «принадлежал» резнику. Л. П. Потапов описывает его у тувинцев следующим образом: «Отделённый от шеи барана верхний тонкий слой мяса называется <...> в Бай-Тайге боостаа. Его снимают, варят и подают обычно тому, который колол барана (ему, кроме того, даётся ещё мясо и сало, облегающее артерию между лёгкими и сердцем» [17, с. 185-186, 192].

У хакасов человеку, коловшему крупный рогатый скот, также давали горловину (моста) [18, с. 105].

У западносибирских татар, помимо части шеи, забойщик, как правило, забирал кусок мяса весом около двух-трёх килограмм или субпродукты. Этот кусок мяса, а не костистая шея, как раз и был платой за труд. Его величина отмерялась самим резником двумя способами: по длине его ножа [9, Утузы, Т-49, л. 24 об.; 10, Киндер, Т-43, л. 8, Байкал, Т-43, л. 31 об., Чебурга, Т-64, л. 38 об., Ту-куз, Т-66, л. 57] или, реже, - по ширине его ладони [10, Карбаны, Т-62, л. 11, Тукуз, Т-67, л. 6 об.].

В п. Междуречье Омской области ранее, помимо шеи, отдавали ещё различные куски частей туши: хвост (самая жирная его часть), кишки и другие субпродукты (печень, сердце) [9, Междуречье, Т-86, л. 61]. В д. Кош-куль Омской области забойщику, кроме шеи, отдавали ключицы, конечные части позвоночника (копчик и крестец) [9, Сеитово, Т-88, л. 24-24 об.].

По словам Ашбакова, 1927 г. р., в его деревне забойщику отдавали переднюю ногу барана в благодарность за труд [8, Чаргары, Т-27, л. 68].

В настоящее время сохраняется только благодарение забойщиков какой-то долей мяса или субпродуктов. Обычай пауслау / бауслау в большинстве населённых пунктов сошёл на нет, и в окрестностях крупных городов, например, Тюмени, забойщики вместо шеи теперь просят деньги [10, Тураево, Т-81, л. 4].

Помимо помощей в забое домашних животных, у татар Западной Сибири существовали взаимопомощи при заколе гусей (каз омэ / каз омэсы / каз омэсэ) (табл.) [4, с. 137; 7, Т-96, л. 3, Т-97, л. 7 об.; 8, Т-51, л. 3, 6 об.-7; 9, Т-39, л. 11 об., Т-46, л. 60-60 об., л. 70, Т-47, л. 41-41 об.; 10, Т-43, л. 8, Т-68, л. 21 об.-22, Т-77, л. 37, 67, Т-78, л. 23, 33].

В отличие от забоя животных, специальных раздач частей тушек птицы не было. Хотя известны случаи, когда помощников могли отблагодарить [10, Янтык, Т-82, л. 14 об.].

После забоя крупного рогатого скота, лошадей, гусей устраивались коллективные трапезы (табл.), называемые в ряде мест кунак; название можно перевести как «гости» [8, Чаргары, Т-27, л. 75; 9, Инцисс, Т-39, л. 11 об.]. Целями трапез было: отблагодарить за помощь, отметить завершение тяжё-

лого труда, угостить вкусной пищей родственников и соседей, с которыми общаются хозяева, устраивавшие трапезу.

Помимо западносибирских татар, трапезы, где отмечался забой скотины, известны у нагайбаков, казахов, челканцев и др. [1, с. 95; 13, с. 130-131; 19, с. 106]. У всех перечисленных народов готовились разные части туши, в зависимости от вкусовых предпочтений и мировоззренческих взглядов.

Помощи при забое и в обработке гусей, а также трапезы по данному случаю появились в Западной Сибири под влиянием татар Поволжья и Приуралья и не получили широкого распространения [4, с. 137] по сравнению с забоем животных (табл.).

Почти повсеместно коллективные трапезы проводились в день забоя скота вечером. Для блюд чаще всего использовалась свеженина, хотя, согласно технологии приготовления пищи, готовить парное мясо не рекомендуется из-за того, что оно не прошло процесс созревания (ферментации). Иногда на трапезу по случаю закола крупного рогатого скота звали спустя некоторое время, например, на следующий день [8, Мал. Тебис, Т-51, л. 34] или через 10-15 дней [8, Чаргары, Т-27, л. 75]. Отсрочка в проведении трапезы была связана с тем, что мясо как раз должно было созреть,

Коллективные трапезы по случаю закола гусей, как правило, устраивались вечером в тот же день.

По случаю закола животных чаще всего отваривалось мясо, вырезаемое с грудной части туши [8, Чаргары, Т-27, л. 24, 59; 9, Каракуль, Т-2, л. 51 об., Гузенево Т-4, л. 23 об., Утузы, Т-49, л. 6, 24 об.; 10, Топкинкая, Т-23, л. 19, Тукуз, Т-66, л. 57, Т-67, л. 7]. Грудинка считалась у татар одной из самых вкусных частей туши животного [3, с. 40].

Также для данной трапезы отваривались рёбра и шея [8, Мал. Тебис, Т-50, л. 42 об.-43, Белехта, Т-51, л. 34; 9, Гузенево, Т-4, л. 23 об.; 10, Карбаны, Т-62, л. 11].

Ещё могли приготовить субпродукты (печень, сердце), так как их быстрее сделать [10, Надцы, Т-59, л. 94 об., Карбаны, Т-62, л. 11, Казанское, Т-65, л. 28, Тукуз, Т-66, л. 57, Т-67, л. 7, Индери, Т-71, л. 3 об., Кр. Яр, Т-77, л. 24 об.-25, л. 29 об., Аслана, Т-78, л. 10 об., Янтык, Т-82, л. 68 об.].

В отдельных семьях готовились только одни субпродукты: «печень, так как мясо не вкусное, когда животное зарезали» [10, Иземеть, Т-41, л. 96]. Их отваривали на воде, а кто умел, тот жарил с мукой [10, Кр. Яр, Т-77, л. 24 об.-25, л. 29 об.].

Из гуся для этих коллективных угощений раньше готовили простейшее блюдо: «Птицу отваривали, а бульон, кроме лука, ничем не заправляли. Ели мясо и пили чай» [10, Бегишевское, Т-68, л. 21 об. - 22, Янко-ва, Т-71, л. 3, Кр. Яр, Т-77, л. 37 об., 56].

Помимо тушки гуся, также могли отваривать отдельные его части: головки, шейки, ножки, крылышки [9, Тайчи, Т-46, л. 60 об., Ташетканы, Т-47, л. 41-41 об.], а также требуху [10, Авазбакеева, Т-77, л. 67-67 об., Аслана, Т-78, л. 23 об.].

В настоящее время из мяса и гусятины для описываемых трапез готовят сложносо-ставные блюда: бишбармак, суп с макаронными изделиями, мясо с картофелем, каши с мясом и др.

Вообще, бишбармак - это блюдо казахской кухни. Он получил распространение у татар в советский период по причине ин-тернализации национальных культур Советского союза. Наиболее часто в качестве блюда для данных трапез его называли в Новосибирской области, из-за близкого соседства татар и казахов в Чановском и Барабинском районах (подробнее см.: [20]). Популярность бишбармака для данных мероприятий объяснялась татарами удобством и быстротой приготовления, по сравнению с лапшой, так как тесто режется более крупными кусками [8, Мал. Тебис, Т-51, л. 7].

Все твёрдые ингредиенты бишбармака (говядина, конина или гусятина, картофель, тесто, лук) варились по отдельности друг от друга. Сначала отваривали мясо, затем (на бульоне) - картофель (если его добавляли) и тесто. Лук тушили отдельно в жирном бульоне [8, Белехта, Т-51, л. 30-30 об., 35, Мал. Тебис, Т-51, л. 7 об.; 9, Берняжка, Каракуль, Т-2, л. 51 об., 89 об., Ташетканы, Т-47, л. 41 об.; 10, Киндер, Т-43, л. 8, Алга, Т-56, л. 8-8 об., 19 об.].

Размер, форма теста варьировались в разных населённых пунктах: от 3 см [8, Белехта, Т-51, л. 35] до 5-6 см [8, Мал. Тебис, Т-50, л. 43]. В пос. Малый Тебис Новосибирской

области тесто для бишбармака с гусятиной раскатывали тонким сочнем круглой формы, отваривали, затем его разрезали на кусочки [8, Т-51, л. 7 об.].

На блюдо выкладывалось мясо или гусятина, затем тесто и картофель (порядок выкладывания мяса и теста мог быть обратным), сверху - лук. По желанию, бульон подавали в бокалах или пиалах [8, Белехта, Т-51, л. 3030 об. 35; 9, Ташетканы, Т-47, л. 41-41 об.; 10, Авазбакеева, Т-77, л. 67-67 об.].

Суп с домашними макаронными изделиями, например, с лапшой [8, Чаргары, Т-

27, л. 24, 59; 9, Утузы, Т-49, л. 14 об. - 15; 10, Киндер, Т-43, л. 8, 20, Митькинские, Т-66, л.10 и др.] был не менее распространён для этих трапез. В д. Тёплая Речка Кемеровской области лапшу (тоткмач) резали в форме кубиков 2 на 2 см [7, Т-96, л. 50-51], а не наподобие соломки, как всё.

В ряде населённых пунктов Омской области для этих трапез готовили мясо с картофелем. Способ и порядок готовки были как в бишбармаке, т. е. все твёрдые ингредиенты отваривались по-отдельности: сначала мясо, затем на этом бульоне готовили картофель и тушили лук. На блюдо выкладывали мясо, картофель (или наоборот), лук и заливали бульоном (шурпа) [9, Уленкуль, Чеплярово, Т-2, л. 33 об., 83 об., Гузенево, Т-4, л. 23 об., Тайчи, Т-46, л. 69 об.].

Изредка встречается приготовление рисовой или пшённой каши с гусем и луком (каз буткасы) [7, Тёплая Речка, Т-96, л. 7 об,

28, 95], гуся с картофелем [10, Кр. Яр, Т-77, л. 56].

Ещё для таких трапез хозяйки стряпали различные изделия из теста, например, пироги (карын бзлиш) с начинкой из субпродуктов гуся (печени, сердца, кишок) [10, Алга, Т-56, л. 11, 15 об.-16]; с мясом или с гусятиной [Беленькое, 2, с. 118].

Раздачи продуктов питания

1. Раздачи продуктов питания, полученных как прибавочный продукт в результате трудовой деятельности, были распространены у татар Западной Сибири.

Во второй половине XX в. (и по настоящее время) больше всего раздавали овощей, выращенных на личных приусадебных участках, так как огородничество у татар в этот период активно развивалось.

«Вот если у меня капуста, морковь выросла, то я люблю раздавать садака. Моя тетушка [...] говорила елюш.

Вот моя вторая тетушка говорила, чтобы садака давала продуктами, так как деньги ничто. Вот поэтому я даю» [10, Матмасы, Т-61, л. 49-49 об., З. Б. Рахимова, 1957 г. р.].

Эти раздачи всегда поощрялись исламом, так как обязанностью каждого мусульманина была уплата натурального налога (закат) с посевов, скота и пр., отдаваемого в пользу нуждающихся [12, с. 74, 247-248].

У западносибирских татар они назывались садака / хайер, т. е. «милостыня, подаяние». Для такого вида раздач использовалось другое слово, более точно отражающее суть, - хошир / хужур [8, аул Бергуль, Т-36, л. 9; 9, Байбы, Т-48, л. 18], являющееся производным от гошер или ушр, что означает «десятая часть», т. е. сбор продуктов земледелия в размере 1/10 урожая [12, с. 248].

Изредка для обозначения таких подаяний у татар используется ещё один термин -елеш / елюш. Он является литературно-татарским семантическим эквивалентом термина (ы)рысц, означающего «участь, долю», как в общем смысле, так и в имущественном плане [15, с. 254; 21, с. 137].

Кроме продуктов земледелия раздавалось мясо после забоя, но, судя по обьёму собранной информации, в меньшей степени [8, Чаргары, Т-27, л. 24; 10, Авазбакеева, Т-77, л. 33].

Также до недавнего времени в немногих поселениях - у ясколбинской и отчасти тобольской территориальных групп татар Западной Сибири - сохранялись раздачи продуктов, получаемых в результате рыболовства и охоты. Исчезновение или сведение к минимуму раздач улова и охотничьей добычи в других подразделениях рассматриваемой общности связано с падением роли присваивающих отраслей хозяйства в жизнеобеспечении.

Любопытно, что улов и добыча были связаны с такими понятиями как ырыспых / рызык [10, Янгутум, Т-37, л. 3, 6-11, Х. На-зыров, б/г. р.] и тахыт / табыш [10, Топкин-ская, Т-22, л. 25, 29]. Термин ырыс означает «счастье» и «благосостояние». Бэхет и его производное тахыт - это литературно-

татарский семантический эквивалент термина ырыс [15, с. 254]. Отметим, что для обозначения промыслового счастья на охоте алтайские тюрки также использовали термин ырыс, рыс [22, с. 28], вероятно, это пример общих для тюркских народов представлений для данного явления.

Смысловое значение всей терминологии сводится к удаче или счастью в промысловой деятельности:

«По поверью, если человек пожадничает, то в следующий раз его добыча будет ещё меньше или вообще её не будет. Эрэсхи - удача в улове, сборе. Вот если не ловилась рыба, не ловилась, а потом сразу 5-10 тонн, то это и есть эрэсхиацепты -"удача открывается". Мы тогда прямо с озера самому пожилому отправляем мешками рыбу, чтоб телэк делал» (телэк в переводе «желание, пожелание». - М. Т.) [10, Иземеть, Т-41, л. 77-79, Р. А. Садыков, 1926 г. р.]. Здесь мы видим соединение доисламских и исламских традиций. Чтобы не потерять промысловое счастье, читались мусульманские молитвы, где благодарился Бог за удачу.

В настоящее время у большей части татар Западной Сибири, когда традиция раздач улова практически сведена к минимуму, и утрачены представления об удаче, всё же ещё сохраняются некоторые представления о правилах раздачи продуктов, добытых в присваивающих отраслях хозяйства.

Эти правила были направлены на сохранение и приумножение улова и добычи на охоте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«С первого улова [раньше] относили соседям, старикам рыбу - садака» [10, Юрмы, Т-70, л. 7, А. С. Забирова, 1942 г. р.]. «Если рыбу, то нужно смотреть, в какие руки отдаёшь - хорошие или плохие». Считается, что, если рыбу отдать не в те руки, то не будет улова [10, Карбаны, Т-62, л. 15].

«У нас есть такая традиция. Первую рыбу раздаём. У охотников тоже схожая традиция. Утку раздают людям, которые недавно поженились; им в первую очередь утку дают» [10, Сулейменская, Т-65, л. 76, Л. А. Фаслетдинова, 1971 г. р.]. Обычай отдавать молодожёнам первую добычу связан с тем, что они обладают повышенными репродуктивными свойствами, поэтому для

приумножения охотничьей добычи они выступали получателями.

2. Раздачи молочных продуктов с целью обеспечения сохранности коровы и её приплода были широко распространены у татар Западной Сибири. По случаю отёла коровы, обычно, отдавали молозиво, реже -другие молочные продукты (табл.) [3, с. 31; 7, Т-93, л. 21 об., 58 об., Т-96, л. 46 об., 69 об.; 8, Т-27, л. 30, Т-36, л. 9, Т-52, л. 43; 9, Т-46, л. 70, Т-49, л. 9 об.; 4, Т-22, л. 1, Т-23, л. 1, Т-37, л. 85; 10, Т-43, л. 3-3 об., Т-70, л. 11, 50 об., 81 об., Т-70, л. 94, Т-71, л. 18, Т-72, л. 33 об., Т-82, л. 65, Т-84, л. 21].

В редких случаях вместо молозива -в качестве подаяния - отдавали другие продукты: булочки, конфеты [4, Топкинская, Т-23, л. 1]. В настоящее время, в результате трансформации данной традиции, молозиво заменяется на деньги (садака) [10, Варвара, Т-61, л. 14, Юрмы, Т-70, л. 11, Янкова, Т-70, л. 94, Ново-Атьялово, Т-75, л. 71, Янтык, Т-82, л. 82 об.].

Вообще, молоко (и вся молочная пища) - в качестве милостыни (хайер) - является одним из желательных (или предпочтительных) продуктов в силу его высокого статуса в мировоззренческих установках татар. В мифологической картине мира тюркских народов молочные продукты являются принадлежностью верхнего мира [23, с. 123136]: «Молоко жалеть нельзя. Оно же бело, оно как бы святое. - Ац сют шалагале яра-мый» [10, Кускургуль, Т-30, л. 75, Г. Х. Сай-фуллина, 1966 г. р.].

Качественные характеристики молока, которые давались западносибирскими татарами, укладываются также в общетюркские представления о его священной чистоте, белизне [23, с. 123]: «Молоко тождественно чистоте, белому [...] Мама говорила, что белый цвет - это хорошо. Чем-то белым хорошо давать милостыню. Мука, молоко. Это лучше, чем деньги» (8, Чаргары, Т-27, л. 17, А. Х. Челяшева, 1963 г. р.).

Было даже такое, что молоко нельзя было продавать [10, Кускургуль, Т-30, л. 75, Г. Х. Сайфуллина, 1966 г. р.]. Возможно, запрет на продажу связан с тем, что сакральные вещи было запрещено продавать. Аналогичные представления известны по этнографии разных народов [22, с. 32, 69]. Счастье,

богатство, с которыми ассоциируется молоко, можно было утратить, продав его. Они бы перешли покупателю.

Попутно отметим, что в отношении яиц и скота, рассматриваемых в данной работе, также существовали опасения утраты -в случае излишнего дележа с другими людьми: «Яйца раздавать много (часто нельзя), говорят, руку свою отдашь. Убудет. И скотину также» [10, Кускургуль, Т-30, л. 76, Г. Х. Сайфуллина, 1966 г. р.].

Одной из целей раздач молозива и других молочных продуктов было, вероятно, стремление к увеличению надоев молока. По словам С. К. Бариевой, 1949 г. р.: «Моло-зиво относили, чтобы было много молока» [10, Второвагайское, Т-67, л. 18].

Более обоснованно наше предположение (как и слова информатора, привлечённые нами в качестве аргумента) выглядит в этнокультурном контексте. У казахов выливание молока во время дождя, раздачи первого заквашенного молока соседям связываются исследователями с обычаем испрошения обилия молока [1, с. 99].

Получателями молозива были пожилые одинокие люди, которые знали молитвы для благополучия животных, но уже не могли самостоятельно держать корову. Реже молозиво относили: мулле, чтобы он прочитал молитву [9, Междуречье, Т-86, л. 48 об.; 10, Юрмы, Т-70, л. 11], или роженице [9, Утузы Т-49, л. 17 об.], или детям, или сиротам [9, Тайчи, Т-46, л. 70; 4, Верхнеингальская, Т-84, л. 57-57 об.].

Получателю его относили в сыром или варёном виде. Обычно из молозива готовилось блюдо, похожее на омлет. Его смешивали с молоком, добавляли муку и соль по вкусу [9, Байбы, Т-48, л. 11, 41 об.; 10, Топкин-ская, Т-23, л. 1].

В определённых пропорциях компонентов молозива, молока и муки могли получаться блины, оладьи [9, Байбы, Т-46, л. 70; 10, Киндер, Т-43, л. 3 об.] или печёное изделие (в духовке) наподобие пирога [9, Междуречье, Т-86, л. 48 об., Сеитово, Т-87, л. 5, 14, 31-32].

По случаю отёла коровы в некоторых поселениях специально устраивали коллективные трапезы, куда приглашались пожилые люди, мулла, и читались молитвы для

здоровья коровы, новорождённого телёнка, всего скота, а затем употребляли какое-то блюдо, приготовленное на основе молозива. Например, у татар, проживающих в посёлках Новая Качемка и Шушковский Новосибирской области, для этой трапезы готовили вареники (пельмени) с коноплёй, и потом, когда их ели, добавляли сваренное молозиво и кисломолочный продукт наподобие варенца (катык) или наливали айран (катык, разведённый с водой). Летом, по желанию, добавляли зелёный лук [8, Т-34, л. 21, Т-35, л. 2]. В с. Аслана Тюменской области хозяйки устраивали чаепитие с печёным пирогом (из молозива), хлебом, конфетами. [10, Т-78, л. 31].

В некоторых населённых пунктах у татар бытовало представление о покровителе скота Сянге Бабае, которого обязательно вспоминали, когда читалась молитва за здоровье коровы [5, с. 202; 6, с. 244-246; 9, Тай-чи, Т-46, л. 70, Байбы, Т-48, л. 11, Утузы, Т-49, л. 9 об., Междуречье, Т-86, л. 48 об., Сеитово, Т-87, л. 5, 14, 31-32; 10, Топкин-ская, Т-23, л. 1, Киндер, Т-43, л. 3 об.].

Аналогичные коллективные трапезы по случаю рождения телят известны в других культурах. В частности, киргизы готовили из молозива блюдо, произносили магические, обереговые тексты [24, с. 185, 191].

В связи с раздачами молозива нами были зафиксированы локальные традиции, которые, по нашему мнению, отражают различные архаические представления.

В прежние времена в Вагайском районе Тюменской области, в кусту поселений по реке Агитка (Тукуз, Казанское, Митькинские и др.) и в с. Второвагайское перед отёлом коровы мулле относили стакан соли, поверх её клали монету достоинством 1 или 5 рублей [10, Второвагайское, Т-67, л. 18]. После отёла соседям относилось варёное или сырое молозиво, или его готовили и употребляли на коллективной трапезе [10, Казанское, Т-65, л. 84 об.-85, Митькинские, Тукуз, Т-66, л. 5 об., 42-42 об., 46-46 об., Второвагайское, Т-67, л. 18]. В настоящее время этот обычай трансформировался: чаще всего относят только молозиво.

Соль по случаю отёла коровы также давали в д. Янгутум Тюменской области [10, Т-37, л. 23].

Населенные пункты, где были зафиксированы элементы, связанные с раздачами продуктов питания и коллективными угощениями (составлено по полевым материалам и научным публикациям, ссылки на листы из полевых описей и страницы из публикаций приведены в тексте статьи)

№ Населённый пункт Одаривание пастуха яйцами Одаривание трактористов яйцами Обычай пауслау / бауслау и варианты его названия* Коллективное угощение по случаю закола скотины и заготовки мяса на зиму Коллективные угощения по случаю помощей в обработке гусей Индивидуальные и коллективные угощения молозивом (и другими молочными продуктами)

1 2 3 4 5 6

I. Алтайский край

Угловский район

1 с. Беленькое - - - + + -

II. Кемеровская область

Ижморский райн

2 д. Нижегородка - - - - - +

3 д. Тёплая Речка + - +4 + + +

Юргинский район

4 д. Большой Улус (в наст. время. - разъехалась ) + - - - - -

5 д. Зимник + - - - + +

6 д. Сарсаз + - - - - -

Яшкинский район

7 д. Юрты-Константиновы - - - - - +

III. Новосибирская область

Барабинский район

8 д. Новокурупкаевка + - - - - -

Венгеровский район

9 с. Воробьево + - - - - -

10 д. Чаргары + - + + + +

Каргатский район

11 п. Теренино + - - - - +

Колыванский район

12 с. Юрт-Акбалык - - +3 - - -

Куйбышевский район

13 аул Бергуль - - +1 - - +

Чановский район

14 д. Белехта - - - + - -

15 аул Кошкуль + - - - - -

16 п. Малый Тебис + - - + + -

Убинский район

17 п. Новая Качемка + - - - - +

18 п. Шушковский + - - - - +

Продолжение табл.

№ Населённый пункт Одаривание пастуха яйцами Одаривание трактористов яйцами Обычай пауслау / бауслау и варианты его названия* Коллективное угощение по случаю закола скотины и заготовки мяса на зиму Коллективные угощения по случаю помощей в обработке гусей Индивидуальные и коллективные угощения молозивом (и другими молочными продуктами)

1 2 3 4 5 6

IV. Омская область

Большереченский район

19 д. Берняжка + - - + - -

20 д. Каракуль - - - + - -

21 д. Кошкуль - - + - - -

22 с. Уленкуль - - - + - -

23 д. Чеплярово + - - + - -

Знаменский район

24 д. Качуково - - +1 - - -

25 д. Малая Кова - - +2 - - -

Муромцевский район

26 д. Гузенево + - - + - -

27 д. Инцисс + - + + + -

28 д. Черталы - - +1 - - -

Тарский район

29 с. Большие Туралы - - - - + -

30 п. Междуречье + - +1 - - +

31 д. Сеитово - - +1 - - +

Тевризский район

32 д. Байбы + - +1 - - +

33 д. Кипо-Кулары + - - - - -

34 д. Кускуны + - - - - -

35 д. Тайчи - - +1 - + +

36 д. Ташетканы - - - - + -

37 д. Утузы - - +1 + + +

Усть-Ишимский район

38 д. Ашеваны - - +1 - - -

39 д. Ильчебага - - +1 - - -

40 д. Эбаргуль - - +1 - - -

V. Тюменская область

Вагайский район

41 с. Бегитино - - - - - +

42 с. Бегишевское (они же Юрты Бегишевские) - - - - + -

43 с. Второвагайское - + +1 - - +

44 д. Индери - - +1 + - +

45 с. Казанское - - +1 + - +

Окончание табл.

№ Населённый пункт Одаривание пастуха яйцами Одаривание трактористов яйцами Обычай пауслау / бауслау и варианты его названия* Коллективное угощение по случаю закола скотины и заготовки мяса на зиму Коллективные угощения по случаю помощей в обработке гусей Индивидуальные и коллективные угощения молозивом (и другими молочными продуктами)

1 2 3 4 5 6

46 д. Кобякская - - - - + -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 с. Митькинское - - +1 - - +

48 д. Сулейменская - - +1 - - +

49 с. Тукуз - - +1 + - +

50 д. Юрмы - - +1 - - +

51 д. Янкова + + - - - +

Исетский район

52 с. Верхний Ингал +

Нижнетавдинский район

53 д. Байкал - - +3 - - -

54 с. Киндер - - + - + +

55 с. Кускургуль - - - - - +

Тобольский район

56 д. Алга - - +1 - + -

57 д. Иземеть - - +2 + - -

58 с. Лайтамак - - - - - +

59 д. Медянки-Татарские - - - - + -

60 п. Надцы - - - + - -

61 д. Топкинбашева - - - - - +

62 д. Топкинская - - +1 + - +

63 д. Чебурга - - + - - -

64 д. Янгутум - - +2 - - -

Тюменский район

65 с. Ембаево - + - - - -

66 с. Муллаши - - - - - +

67 д. Тураева - - + - - -

68 д. Янтык + - - + + +

Ялуторовский район

69 д. Авазбакеева + - +1 - + -

70 с. Аслана - + +1 + + +

71 д. Красный Яр - - - + + -

Ярковский район

72 д. Варвара - - - - - +

73 д. Карбаны - - +1 + - -

74 с. Матмасы - - +1 - - -

* Варианты названия: 1 - слово пауслау/ бауслау и его производные; 2 - буен суёк; 3 - чалым суяге / чалым сояге / чаган сияге / чалу сеяге; 4 - куловище. Отсутствие цифры в ячейке, где стоит «+» означает, что диалектного названия части шеи, где делался надрез, не было зафиксировано.

Соль широко используется у татар Западной Сибири в качестве оберега от сглаза, от зловредных духов [25, с. 116]. В данном случае её также давали с этой целью.

В других поселениях существовало представление о том, что молозиво необходимо было раздавать «на семь домов» [10, Кускургуль, Т-30, л. 76, Г. Х. Сайфуллиной, 1966 г. р.]. Трактовка данного обычая связана с тем, что число семь - универсальное мифологическое число у многих народов мира, в том числе - у татар, и связано оно с фазами Луны (одна фаза - семь дней). Отсюда пошла сакральность числа «семь» [26, с. 119-123].

В д. Тёплая Речка Кемеровской области молоко вечерней дойки не давали, так как после захода солнца милостыню не дают. Тому, кому приносили банку с молозивом или молоком, мыть её не полагалось. Это делала сама хозяйка коровы, во избежание потери животного [7, Т-96, л. 46 об.-47, Р. Ф. Алтынбаева, 1959 г. р.].

Итак, в раздачах пищи и коллективных трапезах прослеживаются следующие этнокультурные традиции:

1. До начала нынешнего столетия были широко распространены два обычая - отдавать забойщику ту часть шеи, где он перерезал шейную аорту, а также раздачи или коллективные угощения молозивом после отёла коровы (табл.).

Повсеместный характер этих явлений позволяет нам отнести их к общетатарской традиции в Западной Сибири. Аналогии показывают нам, что речь может идти об общетюркских этнокультурных традциях.

2. Широко было распространено и одаривание пастуха куриными яйцами в весенний выгон скота (табл.). Ареал распространения данного явления свидетельствует об общетатарском характере традиции. Аналогии подобных обычаев (подробнее см.: [3, с. 146; 6, с. 243]), вероятно, объясняются универсальными представлениями у разных народов Евразии о яйце как носителе репродуктивных свойст.

3. Меньший ареал распространения имели взаимопомощи по заколу, обработке гусей (каз омэ / каз омэсы / каз омэсэ) и коллективные трапезы после них, что объясняется следующими причинами. Этот обычай в Западной Сибири появился под влиянием вол-

го-уральских татар и чаще всего встречался в тех населённых пунктах, где проживали их потомки. Гусей стали больше всего разводить довольно поздно - в XX в., когда началось нивелирование традиционной культуры.

4. Меньший ареал распространения имели раздачи яиц трактористам. Земледелие не являлось основной хозяйственной отраслью западносибирских татар в прошлом, хотя элементы земледельческих обрядов существовали (подробнее см.: [6, с. 150-238]).

5. С развитием ислама у татар появилась специализированная милостыня продуктами полеводства, огородничества - хошир / хужур.

В присваивающих отраслях (рыболовстве и охоте) у ясколбинских и отчасти тобольских татар территориальных групп сохранились представлении о промысловой удаче. В других группах локально сохранялись представления о правилах раздачи улова и охотничьей добычи, чтобы не утратить удачу.

6. Нами были зафиксированы локальные традиции, бытовавшие в одном или нескольких поселениях: готовка рисовой или пшённой каши с гусем (Тёплая Речка), раздачи соли с монетой и затем - молозива (куст поселений Агитка и Второвагайское), раздачи молозива на семь домов (Кускургуль), обряд высевания яиц в прошлом (север Омской области).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В нашей работе названия этнической общности «татары Западной Сибири» и «западносибирские татары» тождественны.

2 В работе приводятся ссылки на полевые тетради (описи) автора. Шифры тетрадей расшифровываются следующим образом: буква Т - «татары», Т/Р - «татары, русские», далее - дефис и порядковый номер тетради в архиве автора, номер листа в тетради .

3 Для компактного изложения материала в сносках указано только место сбора, в тексте добавлена административная область. Полные сведения об административно-территориальной принадлежности населённого пункта даны в таблице. Если в ссылке несколько мест сбора из одной описи, то они указываются вместе, через запятую. В тексте, где цитируется информатор, указаны его данные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сураганова З. К. Обмен дарами в казахской традиционной культуре. - Астана : [Б. и.], 2009. - 192 с.

2. Мамонтова О. С. Традиционные черты в культуре питания татар с. Беленькое Угловского района Алтайского края // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на

Алтае в 2016 г.: археология, этнография, устная история : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2017. - Вып. 12. -С. 117-120.

3. Тихомирова М. Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: проблемы формирования и этнокультурных связей. - Омск : Издат. дом «Наука», 2006. - 232 с.

4. Уразманова Р. К. Годовой цикл традиционных обрядов и праздников сибирских татар // Сибирские татары : сб. ст. - Казань, 2002. -С. 126-143.

5. Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А., Бельгиба-ев Е. А. Мир таёжных культур юга Сибири (традиционное хозяйство и сопутствующие компоненты жизнедеятельности). - Омск : Из-дат. дом «Наука», 2006. - 260 с.

6. Ярзуткина А. А. Ритуалы достатка: традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые культы сибирских татар. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2012. - 320 с.

7. Тихомирова М. Н. ПМА 1. Кемеровская область. Т-93, Т-95-Т-97.

8. Тихомирова М. Н. ПМА 2. Новосибирская область. Т-12, Т-27, Т-34-Т-36, Т-45, Т-50-Т-52.

9. Тихомирова М. Н. ПМА 3. Омская область. Т-2, Т/Р-3, Т-4, Т-38, Т-39, Т-46-Т-49, Т-86-Т-88.

10. Тихомирова М. Н. ПМА 4. Тюменская область. Т-22-Т-23, Т-30, Т-37, Т-41, Т-43, Т-56, Т-59, Т-61, Т-62, Т-64-Т-68, Т-70-Т-72, Т-75, Т-77-Т-79, Т-81, Т-82, Т-84.

11. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. - М. : Индрик, 2002. -336 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

12. Ислам : энцикл. слов. - М. : Наука. Гл. ред. Вост. лит., 1991. - 315 с.

13. Мухаметшин Ю. Л. Пища из животноводческих продуктов в системе питания нагайбаков // Нагайбаки: комплексное исследование группы крещёных татар-казаков. - Казань, 1995. - С. 128-140.

14. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. -М. : Наука, 1967. - 539 с.

15. Тумашева Д. Г. Словарь диалектов сибирских татар. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1992. -255 с.

16. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). - СПб., 1911. - Т. 2 : Тобольская, Томская и Енисейская губернии. - 431 с.

17. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - М. : Наука, 1969. - 402 с.

18. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан : Хакас. кн. изд-во, 1996. -224 с.

19. Бельгибаев Е. А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX - XX в.). - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 299 с.

20. Тихомирова М. Н. Татары и казахи Западной Сибири: этнокультурные взаимодействия на примере систем питания // Казахи России: история и современность : материалы Международной научно-практической конференции. -Омск, 2009. - Т. 2. - С. 200-204.

21. Русско-татарский словарь. - М. : Инсан, 1997. - 720 с.

22. Зеленин Д. К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма. - Л. : Изд-во АН СССР, 1934. - 75 с.

23. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: пространство и время. Вещный мир. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 225 с.

24. Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов XX в. - М. : Наука, 2002. - 300 с.

25. Тихомирова М. Н. Обереги в традицонно-бы-товой культуре заболотных татар (по полевым материалам) // Сулеймановские чтения -2006 : материалы IX Всерос. науч.-практич. конф. - Тюмень, 2006. - С. 115-117.

26. Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX -начала XX в.). - Алма-Ата : Гылым, 1991. -213 с.

Информация о статье

Дата поступления 10 июня 2018 г.

Дата принятия в печать 14 сентября 2018 г.

Сведения об авторе

Тихомирова Марина Николаевна - канд. ист. наук, научный сотрудник Омской лаборат-рии археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1 E-mail: marinat24@mail.ru

Article info

Received June 10, 2018

Accepted

September 14, 2018 About the author

Tikhomirova Marina Nikolaevna - Candidate of Historical Sciences, Researcher of the Omsk laboratory of Archeology, Ethnography and Muse-ology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)

Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk,

644024, Russia

E-mail: marinat24@mail.ru

Для цитирования

Тихомирова М. Н. Раздачи пищи и коллективные угощения в хозяйственных отношениях у татар Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 3 (19). С. 268-281. й01: 10.25513/23121300.2018.3.268-281.

For citations

Tikhomirova M. N. Distribution and Collective Regale in the Agricultural Relations of Tatars of Western Siberia in the Second Half of 20th - the Beginning of the 21st Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 3 (19), pp. 268-281. DOI: 10.25513/23121300.2018.3.268-281 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.