МУЗЕОЛОГИЯ, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КРАЕВЕДЕНИЕ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 3 (11). С. 142-151. УДК 069.5+39(571.16)(=512.145)
М. Н. Тихомирова
МАТЕРИАЛЫ ПО ЭТНОГРАФИИ ТОМСКИХ ТАТАР В МУЗЕЕ «ИСТОРИЯ Д. ЧЁРНАЯ РЕЧКА» ТОМСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Вводится в научный оборот этнографическая коллекция предметов быта томских татар из сельского музея. Несмотря на довольно интенсивное этнографическое изучение этой группы татар Западной Сибири в 1970-х гг., в музеях Томска и Омска сформировались небольшие коллекции. Всего было собрано 50 ед. хр. Представленные в статье материалы расширяют источниковую базу для реконструции образа жизни томских татар в XX в., а также для изучения музейных предметов. Кроме того, описываются некоторые из экспонатов, по мнению автора, наиболее информативные и представляющие историческую ценность.
Ключевые слова: этнографические коллекции; музей; томские татары; Томская область; XX в.
M. N. Tikhomirova
MATERIALS ON THE ETHNOGRAPHY TOMSK TATARS MUSEUM "HISTORY OF THE VILLAGE OF BLACK RIVER" TOMSK DISTRICT TOMSK REGION
It is introduced into scientific turnover ethnographic collection of everyday objects of Tomsk Tatars from the rural museum. Although quite intensive ethnographic study of this group of Tatars in Western Siberia in the 1970s, in the museums of Tomsk and Omsk formed small collection. A total of 50 unit of storage were collected. Materials presented in the article expand the source base for reconstruction lifestyle Tomsk Tatars in the XX century, as well as for the study of museum objects. Besides, the paper describes some of the exhibits, in my opinion, the most informative and historical value.
Keywords: ethnographic collections; Museum; Tomsk Tatars; Tomsk region; XX century.
Томские татары проживают в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях. По этнографической классификации они выделяются в территориально-этническую группу татар Западной Сибири. Всплеск этнографического изучения этой группы приходится на конец 1960-х - 1970-е гг. и связан с научной деятельностью Н. А. Томилова. Возглавляя этнографические практики и экспедиции ТГУ, а затем ОмГУ, он обследовал населённые пункты этой группы во всех перечисленных областях Западной Сибири, а итоги изучения изложил в статьях и монографиях [1].
© Тихомирова М. Н., 2016
В последующие годы экспедиции проводились время от времени томскими учёными [2].
Основной массив собранных полевых материалов экспедициями ТГУ и ОмГУ - это записи устных опросов жителей по различным темам. Предметов для коллекций музеев в этих экспедициях было собрано немного -около 50 ед. хр., поэтому представляют интерес любые не введённые в научный оборот музейные коллекции, которые помогают в изучении истории и реконструкции образа жизни томских татар XX в.
Большой территориальный разброс населённых пунктов, расположенных в разных природно-географических условиях, специфика в этногенезе локальных групп томских татар (чатов, эуштинцев, калмаков) сформировали различия в материальной культуре современного населения. Эти различия весьма неплохо сохранялись в первой половине XX в. и позднее, т. к. из-за перманентного кризиса в экономике вещи изготавливались кустарным способом либо непосредственно в самом крестьянском хозяйстве.
Согласно опубликованным научным каталогам томских и омских музеев, в Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ хранится 16 предметов, из них половина из Томского района Томской области (Калтай, Казанка, Тахтамышево, Барабинка) , остальные - из Колыванского района Новосибирской области (Юрт-Ора, Юрт-Акбалык), а также из д. Юрты-Константиновы Яшкин-ского района Кемеровской области. В Томском областном краеведческом музее из 69 предметов всего лишь 4 - с территории Томского района Томской области (Коларо-во, Темирязевское (с 2005 г. - в составе г. Томска)), 4 ед. хр. - из г. Томска [3]. В Музее археологии и этнографии ОмГУ хранится 21 ед. хр.: из них по 9 предметов собрано в Томском районе Томской области (Тахтамышево, Эушта, Барабинка) и Юргин-ском районе Кемеровской области (Зимник, Большой Улус), 3 ед. хр. - в Колыванском районе Новосибирской области (Юрт-Ора, Юрт-Акбалык) [4].
Коллекции МАЭС ТГУ и ОмГУ сформировались приблизительно в одно время: 1969-1972, 1975-1976, 1979 гг. (все вещи собраны студентами). Материалы ТОКМ -это единичные поступления 1970-2000-х гг. от горожан и сельских жителей.
В заключение обзора известных музейных коллекций по томским татарам ещё отметим, что небольшая коллекция из головных уборов и утвари калмаков из д. Юрты-Константиновы есть в Музее археологии, этнографии и экологии Сибири КемГУ, но в каталогах нет её описания [5].
Данная статья посвящена описанию коллекции, атрибуции некоторых предметов2 сельского музея в д. Чёрная Речка Томского района Томской области. В его собрании
хранится около 80 ед. хр. предметов материальной культуры томских татар.
Музей «История д. Чёрная Речка» был основан в феврале 1980 г. На настоящий момент общее количество основного фонда -1 250 единиц, научно-вспомогательного -510. В его создание и развитие большой вклад внесли руководители Ш. А. Казаков, М. В. Слепцов и Е. П. Сергеева.
М. В. Слепцов собирал предметы этнографии и оформил музей. Третьим руководителем музея с 2002 г. и по настоящее время является Е. П. Сергеева3, которая организовала оформление части экспозиции и создала учётные документы: акты приёмки-передачи экспонатов, книги учёта основного и научно-вспомогательного фондов [6]. Согласно книге учёта основного фонда коллекция собиралась в 1980-1990-е гг. Формирование коллекции, по словам Е. П. Сергеевой, происходило за счёт дарений преимущественно от жителей Чёрной речки, а также окрестных татарских деревень: Барабинки, Тахтамышево, Эушты.
В процессе документирования предметов в книгах учёта дополнительная информация о них бралась из книги Н. А. Томилова по материальной культуре томских татар [7]. Её привлечение к работе с предметами мы считаем вполне оправданным, т. к. книга написана на основе материалов, собранных в этих местах. Однако спорным, на наш взгляд, было использование для составления учётной документации диалектных слов, обозначающих предметы и занесение их без специальных ссылок в книгу учёта основного фонда. Нет сведений, насколько эти диалектизмы были распространены в местах сбора вещей, поэтому возможна некорректность в применении.
На момент нашей работы с учётными документами ещё не все предметы коллекции были в них задокументированы. Поэтому заинтересованным исследователям, которые предполагают работать с этой коллекцией, мы советуем осматривать экспонаты. Тем более что большая часть из них экспонируется в зале, который называется «Двор и жилая комната татарской деревни».
В одной части, которая называется «Двор», помещаются орудия труда и средства передвижения, в другой - размещены предметы, связанные с жилищем. Пространственно эта часть экспозиции поделена на
кухню. Здесь на специальном возвышении, подобно открытой витрине, и стенах здания музея, как на выставочных стендах, размещена утварь.
В реконструируемом углу комнаты татарского жилища авторами экспозиции было принято довольно распространённое решение среди музейщиков - показать этнически выразимые предметы материальной культуры. Музейными работниками были построены нары, на которых размещены экспонаты: сундук с постельным бельём, низкий стол. На построенных стенах избы развешаны одежда и предметы женского рукоделия (занавески, полотенца). Крупногабаритные экспонаты, такие как мебель, размещены по обе стороны от построенного угла комнаты жилища.
Среди экспонатов музея «История д. Чёрная Речка» есть те, которые имеют научную ценность, и предметы, значимость которых неочевидна или востребованность ещё не наступила. Поэтому мы отметим наиболее ценные предметы коллекции. Остальные экспонаты перечислим согласно тематической принадлежности музейных памятников, дополнительно дадим краткую характеристику некоторых из них.
В коллекции музея хранятся две переносные ловушки для ловли рыбы - верши, сплетённые из прутьев дерева, предположительно, тала. В книге учёта основного фонда они записаны как «корчажка» (№ 6)4 («1951 г.»)5 и «морда» для ловли рыбы (№ 7) («1951 г.»).
Вообще, корчажкой называли ловушку определённого вида, по форме напоминающую большой кувшин. Наша корчажка по внешнему виду соответствует вершам этого вида. Она сплетена сплошным плетением, как плетут корзины. Другая морда по внешнему виду подтрапециевидной формы и удлинённая. Она изготовлена решётчатым плетением.
Описанные орудия типичны для многих народов Западной Сибири, их отличия в технологии изготовления, т. к. эти предметы домашнего производства. Помимо прутьев, в рассматриваемых изделиях использованы различные металлические проволоки. В корчажке остов изделия, изготовленный из толстых прутьев, был укреплён сталистой проволокой. Она также была использована в горловине для починки небольшого участка.
В морде прутья связаны алюминиевой проволокой, а ближе к основанию ещё скреплены вязальной железной проволокой, предположительно также выполняющей роль грузила.
Ещё одно замечание: в книге учёта основного фонда у корчажки записан термин по-татарски - киндраш, взятый из монографии Н. А. Томилова, однако этим словом обозначалась конопляная приманка, которую помещали в корчагу, а не сама ловушка [8]. Поэтому нам непонятно, по какой причине музейщики использовали этот термин при описании данного предмета.
На экспозиции музея представлено два крайне любопытных экспоната, имеющих отношения к пассивным формам рыболовства, - это две изгороди из прутьев, связанных между собой, предположительно, корнями сибирской сосны. Изгороди использовались для запирания водных объектов. Это редкие предметы в музейных коллекциях, поскольку запорное рыболовство утрачивает своё значение во второй половине XX в. Описываемые образцы отличаются от тех, что использовались татарами Тюменской области (МАЭ ОмГУ, № 41-48) [9].
Они небольшого размера по сравнению с известными нам образцами из Тюменской области, их высота около 70 см, диаметр в сечении прутьев тоже небольшой - от 0,5 до 1 см. Вероятнее всего, они использовались для запирания небольших речек, пойменных водоёмов, ручьёв.
Кроме ловушек и средств для перегораживания водоёмов, в коллекции ещё имеются: сеть (ау) из ниток фабричного производства, сачок для вылавливания рыбы, а также орудия активного лова рыбы - острога. Она довольно типичная. Её ближайшая аналогия хранится, например, в МАЭ ОмГУ № 15-33 в коллекции курдакско-саргатских татар [10].
Она железная, кустарного производства, была с семью зубьями, но последний зуб сломан. Зубья и рукоять сделаны из круглого прута диаметром около 0,5 см. Концы зубьев расплющены и заострены. Зубья крепятся на колодку (пластину), а та, в свою очередь, приварена к пруту для крепления рукоятки. Похоже, что прут был приварен позднее вместо втулки, которая обычно встречается у остроги этого типа.
Из орудий, используемых в земледелии, в музее хранятся: самодельный текмень для обработки земли, кирка для уборки урожая, цеп для обмолота. Из предметов для обработки растительных волокон, ткани и шерсти - деревянные гребни (тарак), железные ножницы для обрезания льняной ткани, а также стрижки шерсти.
Среди экспонатов для деревообработки на экспозиции можно увидеть различные виды ручных пил: лучковую и маховую (№ 56), ножовку, а также ручной брусок для заточки топора и ножей (№ 53) («1930 г.»).
Достаточно хорошо в этой коллекции представлены разнообразные средства передвижения томских татар. В настоящее время они почти полностью вышли из употребления.
Это охотничьи лыжи-голицы (арты) (№ 12) с бортиками, прибитыми в месте сту-пательной площадки. Лыжи длиной 191 см, шириной 15 см, конец чуть заострён и практически не загнут вверх. Лыжи окрашены масляной голубой краской. Они похожи на одни из тех, что описаны у Н. А. Томилова. Только в описываемом нами варианте в каждом носке лыжи отсутствует отверстие для крепления, чтобы связывать лыжи при перевозке грузов [11].
По нашему мнению, значимым экспонатом музея является остроконечная лодка (№ 13) размерами 427^74 см, выдолбленная из целого куска дерева. Н. А. Томилов писал, что остроконечные лодки (обласки) были характерны для томских татар [12].
Из повозок в музее хранятся санки, но нас заинтересовала тележка для перевозки грузов (арба) (№ 49) размером 107^53 см. Она изготовлена кустарным способом. Её колёса железные, спицы, предположительно, кованые. Остов сделан из реек.
Из конской сбруи в музее хранятся: хомут, седелка, дуга (2 ед. хр.), узда для упряжи, череседельник, вожжи (дильбыга) и другие вещи, связанные с конской амуницией, а также ярмо для крупного рогатого скота.
В рассматриваемой коллекции довольно много различной утвари. Из деревянной кухонной утвари томских татар здесь есть корыто для замеса теста (№ 24) («1957 г.»). Оно цельнодолблёное, неглубокое, размером 69x51 см. Ручки слабовыраженные, углы скруглённые. Поперечные стороны чуть вы-
пуклые. Оно окрашено масляной краской коричневого цвета. Самая близкая аналогия этого предмета нам встретилась среди фотографий из фондов МАЭ ОмГУ. Контуры корыт в плане практически совпадают, за исключением ручек. Фотография была сделана Н. А. Томиловым в экспедиции в д. Тахтамышево, когда он ещё работал в ТГУ [13].
Среди кухонной утвари в музее есть несколько предметов, выполненных в бондарной технологии: ёмкость, используемая как банка для продуктов, и маслобойка. Эти предметы довольно типичны для изделий, изготовленных бондарями: из узких дощечек-клёпок, скреплённых обручами, с наличием вставного деревянного дна.
В разрезе банка подтрапециевидной формы; окрашена зелёно-голубой масляной краской. Она использовалась для хранения различных продуктов питания. Отметим, что в книге учёта основного фонда эта банка почему-то записана как «туясок с деревянными обручами» (№ 75) и якобы изготовлена из берёсты и прутиков. Несмотря на свою типичность, этот предмет всё же представляет научную ценность, т. к. он кустарного производства. Предположительно, банка изготовлена в начале XX в., т. к. оба обруча, которые скрепляют клёпки, не металлические, а деревянные, сделаны из какого-то гибкого дерева. Мы не нашли сведений о времени распространения железных обручей у бондарей в Западной Сибири, но для Поволжья Н. А. Халиков со ссылкой на В. Н. Косола-пова писал о начале XX в. [14]. Поэтому мы предполагаем, что предмет изготовлен не ранее начала прошлого столетия.
Маслобойка по внешнему виду довольно поздняя - середины XX в. В продольном разрезе она чуть подтрапециевидной формы. У маслобойки клёпки соединены тремя железными обручами; окрашена голубой масляной краской.
Среди предметов основного фонда музея есть один, записанный как дуршлаг (№ 33) («1910 г.»). На самом деле это шумовка из прутьев, предположительно, тальника. Предмет изготовлен из двух пучков прутьев. В каждом пучке по четыре прута. Эти два пучка образуют рукоятку, а в основании черпака они сходятся и переплетаются сложным образом, образуя тем самым рабо-
чую часть. Черпательная часть округлой формы. Отметим, что таких шумовок не встречается в коллекциях татар. Они известны у украинцев и русских [15]. Отличие описываемого предмета от известных образцов в том, что рукоятка полностью не оплетена талом, а связана только в двух местах.
В коллекции музея хранится один ручной жернов, но в книге учёта основного фонда он записан как «зернотёрка». По музейным коллекциям и полевым этнографическим материалам его аналогии известны из Тюменской, Омской, Новосибирской областей [16]. Ручные жернова этого типа почти однообразны. Они изготавливались из двух ошкуренных отпиленных брёвен. На рабочую поверхность обоих кусков брёвен набивались металлические пластинки.
Больший интерес представляет зернотёрка металлическая с ручным приводом приблизительно середины прошлого столетия. Такая зернотёрка - это дробилка для зерна, подобно тем, что в настоящее время применяются для его измельчения в сельском хозяйстве. Аналогий этому редкому предмету мы, к сожалению, не нашли.
Из металлических предметов для обработки продуктов питания в музее хранятся: ступы чугунные, а также сечка.
Одна из ступ (.№ 26) в продольном сечении напоминает рюмку, другая - подтрапе-циевидной формы в поперечном сечении. Прямых аналогий или подобных ступ в коллекциях татар, русских Западной Сибири и других народов множество, т. к. они все фабричного производства [17]. К одной из ступ сохранился пест.
Сечка также фабричного производства, изготовленная, предположительно, до середины XX в. Её рабочая часть подтрапециевидной формы. Аналогичная сечка есть, например, в коллекции русских Тюменского областного краеведческого музея [18].
В описываемой коллекции хранится несколько предметов для ухода за вещами из ткани: фабричные утюги - чугунные (угольные) (2 ед. хр.) и цельнометаллические (без нагревателя) (4 ед. хр.), вальки для глажения белья (J№ 77). Подробно мы описывать утюги, вальки не будем, т. к. они известны по другим коллекциям татар Западной Сибири [19].
Из простейших предметов в музее хранятся предметы утвари из дерева, сделанные вручную или кустарями, - это весёлка-лопатка для замеса теста («1977 г.»), ложка, толкушка, корзина для уборки урожая.
Из утвари для взвешивания в музее есть один безмен горизонтального вида фабричного производства [20].
В музее также есть предметы фабричного массового производства, сделанные совсем недавно - во второй половине XX в. На настоящий момент экспозиционная, научная ценность их неочевидна, поэтому мы их лишь перечислим: котёл (казан) железный, кувшин (кумган) из пластмассы, кувшин, оплетённый прутьями, чугун, самовар (электрический), умывальник (оцинкованный), фабричного изготовления халат и тюбетейка из ткани типа плюша, чемодан, труба граммофона, гармонь-трёхрядка «Казань», настольная керосиновая лампа, фонари для бакена и для освещения улиц.
В коллекции музея «История д. Чёрная Речка» хранятся ценные образцы мебели приблизительно середины XX в.: стол, стул для сидения (№ 58), комод для белья (№ 59), буфет (№ 60), трюмо (№ 61), люлька (№ 63), сундук для одежды, обшитый жестью.
Стол круглый на низких ножках, люлька или колыбель (размер 70 х 51 см), сундук можно считать предметами более всего характерными для интерьера татарского дома любой социальной группы. Подобные вещи есть в коллекциях других музеев: МАЭ ОмГУ (№ 71-14), ТОКМ (№ 4074/3, 4074/4) [21].
Лакированная резная мебель: буфет, трюмо, комод - кустарного производства (изготовлены столярами-краснодеревщиками). Она ассоциируется с городским, а не сельским бытом. И то, что эти вещи появляются в татарской деревне в первой половине прошлого столетия, свидетельствует о зажиточности этих населённых пунктов.
Резную лакированную мебель мы видели в коллекциях ещё одного сельского музея -в с. Ембаеве Тюменского района Тюменской области. Согласно нашим полевым материалам 2014-го и 2016 г., население указанных сёл и деревень в середине XX в. было значительно лучше материально обеспечено, нежели те сельские поселения, которые располагались на большом расстоянии от Тюмени
и Томска. И этот факт объясняется интенсивными торговыми связями пригородных сёл с городом.
Довольная большая коллекция одежды томских татар хранится в музее «История д. Чёрная Речка». В книге учёта основного фонда записаны следующие виды женской и мужской одежды: платья (№ 19 - 6 ед. хр.), сарафан (№ 20), нагрудник, передник (№ 21), пара сапог, а также вязаные вещи - гольфы (из белой шерсти) и тюбетейка (из хлопчатобумажной нитки). Кроме того, некоторые образцы одежды ещё не занесены в книги учёта музея. Из перечисленных предметов на экспозиции в реконструируемом углу комнаты размещены пять платьев и три женские безрукавки. Все осмотренные платья изготовлены где-то в конце XX в. Они напоминают костюмы для фольклорных коллективов, однако в них всё же присутствует попытка выразить этнокультурную специфику татарского костюма, как её понимают те, кто их шил. На подоле платьев пришиты оборки, длинные рукава, подобие воротника-стойки. На безрукавках по горловине, борту, низу подола пришита тесьма, изготовленная из блестящих нитей, как подобие позумента.
Из всех предметов, относимых к комплексу одежды татар, больше всего вызывает интерес шаль белая с кистями (№ 63; в учётных документах этот номер присвоен двум предметам - М. Т.) («1953 г.»). Аналогичные шали известны в нескольких коллекциях татар Западной Сибири - одна хранится в МАЭ ОмГУ (№ 20-10), другая - в Большеречен-ском историко-этнографическом музее (БКМ
№ 3110). Ажурные шали изготавливались из шёлковых нитей (подробнее см.: [22]).
Е. Ю. Смирнова пишет, что до революции 1917 г. такие шали были очень популярны среди горожанок и зажиточных деревенских жительниц и не имеют этнической окраски [23]. Но мы предполагаем, что в случае реконструкции костюма татарской женщины начала прошлого столетия эти шали, в силу их популярности, присутствовали бы, вероятно, как элемент комплекса одежды того времени.
В коллекции музея хранится ряд очень любопытных текстильных изделий, сданных в 1988 г. жительницей д. Тахтамышево Н. Н. Сайфамлюковой. Это полотенце, шторы, занавеска.
Предметы № 79 и 69 есть смысл рас-мотреть вместе, т. к. они изготовлены в одной технологии. В книге учёта основного фонда записано, что шторы (.№ 71) расшиты росписью из ниток. Во-первых, для более точного представления об этом экспонате нужно сказать, что они представляют собой двойные занавески (2 ед. хр.), состоящие из левой и правой части (рис. 1).
Основное полотно - красная плотная ткань, по которой вытканы три ряда геометрических узоров жёлтого, белого, чёрного цвета, по форме похожих на ромбы. Композиция линейная. В каждом ряду выткано по три ромбовидные фигуры. Центральный ряд крупнее двух, расположенных сверху и снизу. Внизу вместо кружева вручную пришита полоса из плотной фабричной ткани белого цвета с рисунком из косых полос и листьев.
Рис. 1. Занавески. Общий вид
Рис. 2. Занавески. Фрагмент Выборное ткачество
При детальном изучении выяснилось, что занавески выполнены в технике узорного ткачества. Основное полотно выполнено простым полотняным переплетением. Узоры выполнены выборной техникой (разновидность браного ткачества) и как бы настилом (рис. 2). Каждый ромб выткан отдельно своей узорной нитью. Причём цветовое решение ромбов на левой и правой части неидентично и как бы хаотично. Создаётся впечатление, что ткачиха ткала узор той нитью, что у неё была под рукой, не стремясь к цветовому повтору и соответствию левой и правой частей занавесок.
Второе изделие - это полотенце из льна (№ 69) («1933 г.») размером 232 х16 см.
Концы изделия орнаментированы. В книге учёта основного фонда записано, что это
вышивка. Однако на самом деле они вытканы двухуточным цветным браньём (возможно, выборная техника). Для фонового утка использовалась белая льняная пряжа, как и для обычного полотна, вытканного полотняным переплетением, а вторым утком хлопчатобумажными нитками красного цвета выткан орнамент узора. Композиция узора линейная. Создана за счёт чередования широких и узких полос. Браньём была выткана одна широкая полоса и две узких. Они разделяются между собой ещё двумя гладкозатканными узкими полосками красного цвета, выполненными, предположительно, простым полотняным переплетением. Орнамент полос, заполненных узором, геометрический. Основной мотив -ромбы, треугольник (рис. 3, 4).
Рис. 3. Полотенце. Общий вид. Лицевая и изнаночная части
Рис. 4. Полотенце. Фрагмент. Браное ткачество
Попытаемся предположить происхождение данных изделий. Дело в том, что сведений об узорном ткачестве коренных сибирских татар практически не собрано. В единственной работе, посвящённой орнаменту томских татар и написанной на основе более ранних полевых сборов, чем наши (1969-1972 гг.), В. Б. Богомолов вместе с Н. А. Томиловым описывали полотенца со схожими мотивами, но они были выполнены вышивкой [24]. В других работах В. Б. Богомолов писал об изготовлении коренными сибирскими татарами тканей, ткачестве безворсовых ковров, но не изготовлении изделий в технике узорного ткачества [25]. В устной беседе В. Б. Богомолов подтвердил нам, что узорное ткачество полотенец, занавесок не было характерным для коренных сибирских татар.
Можно в качестве гипотезы предположить, что полотенце и занавески были изготовлены ближайшими соседями томских татар - русскими.
У русских Западной Сибири и Алтая было распространено узорное ткачество. Двухцветное браное ткачество полотенец (белое полотно и красный цвет орнамента) встречается у разных групп русских Омского Прииртышья, Барабы, Алтая [26].
Однако просмотренные нами предметы в музейных каталогах, научных статьях, интернет-ресурсах всё же отличаются от рассматриваемого образца полотенца объёмом заполнения поверхности, количеством узких и широких полос. Также отличается основной мотив - ромбы. У русских на многих образцах - это ромбы с отростками. Правда, домотканые полотенца с ромбами и отростками также известны по коллекциям татар, но подчеркнём, что узоры сделаны в иной технике - вышиты гладью, вероятно, в этих случаях была попытка сымитировать ткачество [27].
Н. С. Грибанова - единственный на настоящий момент специалист по русскому и в целом по славянскому полотенцу - в устной беседе также подтвердила наше предположение, что это полотенце не похоже на известные ей образцы, изготавливаемые русскими крестьянками. По её мнению, есть какие-то аналогии с белорусскими образцами [28].
Что касается занавесок, то в коллекциях татар Западной Сибири похожих предметов нам неизвестно.
Максимально близкие аналогии нашим занавескам обнаруживаются в Волго-Ураль-ском регионе, где у этно-территориальных групп татар встречается очень близкий декор на занавесках и полотенцах [29].
Процитируем Ф. Ш. Сафину: «...в полотенцах сергачских татар-мишарей нашла большое применение "настильная техника" (разновидность выборной) украшения. Они выделялись тем, что узоры, двухцветные, а иногда и многоцветные, наносились по красному фону...» [30].
Если судить по ширине нашей занавески, дополнительной полосы, пришитой снизу, выбивающейся из изделия технологически и по декору, эти занавески могли быть также концами полотенца. Неорнаментиро-ванное полотно центральной части могло быть вытерто, а концы полотенца вторично использованы.
Наше полотенце также напоминает полотенца в браной технике волго-уральских татар. Правда, по сравнению с занавесками, совпадение прослеживается в меньшей степени [31].
Вообще, аналогии с волго-уральскими татарами вполне допустимы, т. к. исторические источники и родословные современных татар Западной Сибири показывают массовые миграции татар из Волго-Уральского региона. Согласно переписи 1897 г., в ближайших к городу населённых пунктах - Чёрная Речка и Тахтамышево проживало не менее 30 % пришлых татар, а в Томске их было большинство - 1 322 из 1 611 человек татар и бухарцев [32].
Ещё можно добавить, что в коллекции татар МАЭ ОмГУ есть единственный конец полотенца (сельгю) (№ 11-3), выполненный в браной технике (по белому полотну красный орнамент), из д. Ташетканы Тевризского района Омской области, правда, он отличается узором [33]. В этом населённом пункте волго-уральские татары подселились к коренным сибирским. В его этническом составе в 1897 г. пришлых татар была половина [34].
В пользу того, что переселенцы-татары в Западной Сибири продолжали заниматься
ткачеством, свидетельствует тот факт, что автору данной статьи несколько раз встречались домотканые изделия, правда, из пестряди. Подчеркнём, что изделия встречались в населённых пунктах, основанных волго-уральскими татарами (например, д. Ивашкина Нижнетавдинского района Тюменской области), или в деревнях, где они подселялись к сибирским татарам (например, д. За-речноубинская Убинского района Новосибирской области) [35].
На основании вышеизложенных материалов занавески и, предположительно, полотенце изготовлены в традициях волго-уральских татар.
Среди женских рукоделий, хранящихся в музее, исследователям могут быть любопытны ещё два предмета. Один из них записан как скатерть из льна, которая расшита росписью (№ 70). Судя по размеру, она больше похожа на накидку или салфетку больших размеров. Предмет интересен тем, что вышивка выполнена в традиционной для татар технике и стилистическом решении самого узора.
Предмет прямоугольной формы, по размерам ближе квадрату. Ткань фабричная, предположительно, хлопчатобумажная малинового цвета. По периметру пришита довольно широкая оборка.
Основное полотно декорировано поли-хромной вышивкой, выполненной нитками мулине. Вышивка выполнена тамбуром.
По периметру роль обрамления выполняет бордюр из криволинейного геометрического орнамента с отростками и листочками растения.
На основном полотне по центру вышита розетка из цветка и волнистых линий, к четырем концам расходятся сильно стилизованные узоры, в которых видны мотивы цветов, листьев, стеблей.
На экспозиции находится ещё одна занавеска из хлопчатобумажной ткани белого цвета. Практически всё полотно декорировано полихромной вышивкой, выполненной тамбуром и нитками мулине. Орнамент растительный.
В заключение нужно сказать, что коллекция предметов из музея в д. Чёрная Речка актуальна и важна, даже несмотря на разную степень ценности экспонатов.
Среди рассмотренных предметов особенно значимы для изучения традиционной культуры томских татар прошлого столетия вышедшие из употребления орудия рыболовства, лодка, лыжи, многие образцы деревянной утвари, шаль, колыбель.
В коллекции музея «История д. Чёрная Речка» есть уникальные предметы - образцы узорного ткачества (занавески, полотенце), которые также имеют этнокультурную специфику, связанную с традициями мигрантов - татар из Волго-Уральского региона.
Представляют научный интерес предметы, связанные с городским бытом середины XX в. (резная лакированная мебель, а также тележка, ручная зернодробилка).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Здесь и далее по тексту в обзоре коллекций музеев населённые пункты указаны в порядке убывания предметов, приобретённых в них.
2 Автор выражает благодарность за консультации по вопросам атрибуции предметов: из ткачества - В. Б. Богомолову и М. Л. Бережновой, декору полотенца и занавесок - Н. С. Грибановой, одежде - Е. Ю. Смирновой, орудиям труда -Д. Н. Павлову, орудиям рыболовства и средствам передвижения - К. Н. Тихомирову.
3 Автор выражает благодарность нынешнему директору музея Е. П. Сергеевой за сотрудничество.
4 Номер предмета указан согласно книге учёта основного фонда.
5 Здесь и далее в скобках будут указаны надписи с этикеток, прикреплённых на экспонатах. В основном это даты изготовления или бытования предметов, записанных со слов местных жителей. В большинстве случаев эта информация не отображена в книге учёта основного фонда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолов В. Б., Томилов Н. А. Характеристика орнамента томских татар // Из истории Сибири: Западносибирский сборник. - Томск, 1976. - Вып. 9. - С. 196-213 ; Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья: хозяйство и материальная культура. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1980. -200 с. ; Его же. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура). - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. - 216 с.
2. Усманова М. С. Поездка к сибирским татарам пригородных деревень Чёрная Речка и Бара-бинка Кафтанчиковского сельсовета Томского района : полевой дневник № 1-3, июль 1987 г. // Архив МАЭС ТГУ. Д. 1208.
3. Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1979. - Ч.1 : Народы Сибири. - С. 196-201, 204-207 ; Тучкова А. Г. Тюркская этнографи-
ческая коллекция Томского областного краеведческого музея // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности. - Томск, 2002. - Т. 1. - С. 171 ; Каталог татарской коллекции Томского областного краеведческого музея // Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. -URL: http://catalog.tomskmuseum.ru/tat/ (дата обращения: 23.05.2016).
4. Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. - Новосибирск : Наука : Сибирская издательская фирма РАН, 1999. - С. 81, 112-113 ; Культура татар Западной Сибири в коллекциях музея археологии и этнографии Омского государственного университета. - Омск : Издатель-Полиграфист, 2003. - С. 13, 78, 116, 122, 124, 133, 146-150 ; Блинова А. Н., Корусен-ко М. А., Тихомирова М. Н. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Издат. дом «Наука», 2008. - С. 162.
5. Кимеева Т. И. Краткая история формирования этнографических коллекций музея КемГУ // Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ / отв. ред. Н. А. Белоусова. - Кемерово, 2004-2008. - Вып. 1-3.
6. Музей «История д. Чёрная Речка» МОУ СОШ д. Чёрная Речка // Музеи Томска и Томской области : Информационный портал музеев Томской области. - URL: http://museumstomsk.ru /details/muzey-istoriya-d.-chernaya-rechka-mou-sosh-d.-chyornaya-rechka.html (дата обращения: 15.05.2016).
7. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения...
8. Там же. - С. 25.
9. Хозяйство и средства передвижения. - С. 95, 229, табл. VII-1.
10. Там же. - С. 101, 229, рис. VII-7.
11. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения... - С. 56, рис. 14-6.
12. Там же. - С. 68.
13. МАЭ ОмГУ. Ф. XIX ; МЭЭ ТГУ. Ил. 251-3-6.
14. Халиков Н. А. Промыслы и ремёсла татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX в.). - Казань : Мастер Лайн, 1998. - С. 43.
15. Культура русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея. - Новосибирск : Наука : Сиб. предприятие РАН, 1997. -С. 90, 165 ; Жигунова М. А., Захарова И. В. Культура восточных славян в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Издат. дом «Наука», 2009. -С. 125, 242.
16. Хозяйство и средства передвижения. -С. 189, 247, табл. XXV-1.
17. Культура русских в коллекциях... - С. 105, 163 ; Блинова А. Н., Корусенко М. А., Тихомирова М. Н. Указ. соч. - С. 102-103, 231.
18. Культура русских в коллекциях... - С. 96, 164; табл. XXXIV.
19. Культура татар Западной Сибири. - С. 118119 ; Блинова А. Н., Корусенко М. А., Тихомирова М. Н. Указ. соч. - С. 131-133.
20. Там же. - С. 100, 230.
21. Культура татар Западной Сибири. - С. 158 ; Каталог татарской коллекции.
22. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Издат. дом «Наука», 2009. - С. 61.
23. Там же. - С. 17.
24. Богомолов В. Б., Томилов Н. А. Указ. соч. -С. 208-209.
25. Богомолов В. Б. Узоры сибирских татар Омского Прииртышья // От Урала до Енисея (народ Западной и Средней Сибири). - Томск, 1995. - Кн. 1. - С. 59-62.
26. Фурсова Е. Ф. Орнаментальные традиции рукоделий крестьянок Барабы и Васюганья как результат межкультурных взаимодействий // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2005. - № 1 (21). - С. 130-131 ; Беляева Г. Г. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины XIX-XX веков: Полотенца. - Омск : Издат. дом «Наука», 2006. - С. 30-31 ; Грибанова Н. С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX - начале XXI века. - Барнаул : АлтГПА, 2013. - С. 126-127.
27. Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединённого исторического и литературного музея. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1990. - 176-177, № 82-84.
28. Полотенца восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов) из собраний музеев Алтайского края. - Барнаул : Алт. дом печати, 2013. - С. 41-42, рис. 50.
29. Сафина Ф. Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала (конец XIX - начало XX вв.): историко-этнографический атлас татарского народа. -Казань : Фэн, 1996. - 205 с. // МБОУ СОШ с. Урсаево. - URL: http://ursaevo.ucoz.net/ tkachestvo/160.jpg ; http://ursaevo.ucoz.net/ tkachestvo/161.jpg.
30. Там же. - URL: http://ursaevo.ucoz.net/publ/ 18-1-0-68.
31. Там же. - URL: http://ursaevo.ucoz.net/publ/ 18-1-0-67 ; http://ursaevo.ucoz.net/tkachestvo/ 146.jpg ; http://ursaevo.ucoz.net/tkachestvo/ 149.jpg.
32. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения. - С. 21, 23-24.
33. Культура татар Западной Сибири. - С. 125126.
34. Корусенко С. Н., Кулешова Н. В. Генеалогия и этническая история барабинских и курдакско-саргатских татар. - Новосибирск : Наука : Сиб. предприятие РАН, 1999. - С. 107, 109.
35. Там же. - С. 53, прил. 1, табл. 1.