Научная статья на тему 'Традиции и новаторство в образовательном процессе'

Традиции и новаторство в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION / TRADITION / INNOVATIVE IDEA / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штрауб И.А.

В статье рассматриваются понятия: традиция иинновация; проводится исторический анализ их взаимодействия в области образования. Традиция существует как основа для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции. В статье были проанализированы теоретические основы понятий традиции инновации как две стороны образовательного процесса. Анализ традиций и инноваций был проведен, исходя из рассмотренных подходов к этим понятиям с учётом развития во времени, в зависимости отконкретных обстоятельств развития российского общества. В работе автор ссылается на статью Розанова В.В. «Сумерки просвещения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The main idea of the article is the examination of the conceptions: tradition and innovation, historical analysis of their interaction as carried out in the field of education. Tradition exists as a base for innovations and innovation serves as base for tradition appearance. In the paper there have been analysed the theoretical foundations of the concepts “tradition-innovation” making up two sides of the educational process. Traditions and innovations were analysed with due account of the ideas expressed in the V.V. Rozanov’s article.

Текст научной работы на тему «Традиции и новаторство в образовательном процессе»

Педагогические науки

УДК 372.1

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

И.А. Штрауб, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия), e-mail: ivan-sanych@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются понятия: традиция иинновация; проводится исторический анализ их взаимодействия в области образования. Традиция существует как основа для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции. В статье были проанализированы теоретические основы понятий традиции - инновации как две стороны образовательного процесса. Анализ традиций и инноваций был проведен, исходя из рассмотренных подходов к этим понятиям с учётом развития во времени, в зависимости отконкретных обстоятельств развития российского общества. В работе автор ссылается на статью Розанова В.В. «Сумерки просвещения».

Ключевые слова: инновация, традиция, инновационная идея, образовательный процесс

UDC 372.1

TRADITIONS AND INNOVATION IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

I.A. Shtraub, Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia (Nizhny Novgorod, Russia)

Abstract. The main idea of the article is the examination of the conceptions: tradition and innovation, historical analysis of their interaction as carried out in the field of education. Tradition exists as a base for innovations and innovation serves as base for tradition

appearance. In the paper there have been analysed the theoretical foundations of the concepts "tradition-innovation" making up two sides of the educational process. Traditions and innovations were analysed with due account of the ideas expressed in the V.V. Rozanov's article.

Keywords: innovation, tradition, innovative idea, educational

process

Умные, образованные, целеустремленные педагоги понимают, что перед ними стоит задача воспитания и образования личности, которая будет открыта новому и будет уважать прошлое.

Нельзя допустить разрыва связи между поколениями, это может стать губительным для индивида и страны в целом.

Необходимо помнить о традициях российского образования -любовь к детям, уважение к личности, которые получают не образовательные услуги, а полноценно вовлекаются в культурныйпроцесс развития страны и мира.

Начиная с 60-х годов XIX в. и по настоящее время Россия постоянно пребывает в состоянии кардинальных изменений во всех сферах общества. Таким образом, страна в течение длительного времени переживает переходный период со всеми соответствующими этому периоду противоречиями. В этих условиях, необходимо находить точки стабильности, которые позволяют глушить разрушительные последствия хаоса, приводя всю систему, если не к гармонии, то, по крайней мере, к относительному порядку. Представляется, что этими силами служат такие элементы как образование и наука. Во всех этих явлениях колоссальную роль играют традиции и творческие поиски нового.

Система образования иногда представляется недалеким людямне как оплот надежности, а как инерционная структура, которую можно и нужно легко и без особых затрат сломать, а на ее месте построить нечто абсолютно новое. Это глубокое заблуждение, которое неоднократно себя разоблачало, начиная с реформ 60-х годов XIX в., и далее на протяжении XX века и начала XXI. Если внимательно изучить работы философов по проблемам образования и воспитания,

начиная с В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др., - можно избежать ошибок в реформах, на которые они указывали в свое время, т.к. их оценки имеют переходящее значение. В частности, В.В. Розанов в работе «Сумерки просвещения» показал, к каким пагубным последствиям приводит расхождение целей реформаторов с основными принципами и задачами образования.

Василий Васильевич Розанов - философ, писатель, критик, публицист, педагог (02.05.1856 - 05.02.1919 гг.).

«Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить»

В.В. Розанов всегда восхищался детьми, называл их «Божьими любимцами». Он говорил, что детское сердце верит людям и любит их, и поэтому оно прекрасно. Живую мысль молодости не задушить ни хитрецам, ни мудрецам, ни повелителям, - писал философ.

«Я считаю В. В. Розанова гениальным человеком, замечательнейшим мыслителем,

в мыслях его много совершенно чуждого, а - порою - даже враждебного моей душе, и -с этим вместе - он любимейший писатель мой».

Максим Горький

По мнению В.В. Розанова в России постоянно нарушаются три основных

§

принципа образования.

Это, во-первых, принцип индивидуальности, требующий, чтобы ученик и учитель взаимодействовали как личности.

Второй принцип - целостности - подразумевает единство знаний, чувств и воли. Объясняя свои требования, В.В. Розанов пишет: «Отсутствие разрозненности в группах знаний, в художественном чувстве, в волевом стремлении - вот требование этого принципа». И далее говорит о том, что там, где нарушен принцип целостности, учебное заведение «не влияет, не сообщает каких-либо убеждений, не дает веры во что-нибудь».

И, наконец, третий принцип - это принцип единства типа. Знания не должны быть эклектичными, случайными. Совокупность знаний, чувств и т.п. должна соответствовать потребностям личности.

Актуален и анализ В.В. Розановым ситуации с выпуском большого количества новых учебников.

На его взгляд, учебники часто лишь по форме были новыми, а по содержанию уступали место старым, которые были направлены на развитие знаний и способностей личности.

Многие новые учебники, по мнению В.В.Розанова, стали составляться применительно к лени и неспособности учащихся, чтобы было удобно проходить дисциплины. Эти учебники стали похожи на конспекты и подстрочники, которые не задевают внимание и интерес обучающихся. С 70-х годов открылась у нас, - эра педагогической промышленности, промышленности через учебники и составление их.

И, если составители забыли о личности ученика, которую необходимо совершенствовать, то забыли они и о личности учителя, который становится репетитором, а не творцом педагогического процесса. Эра педагогической промышленности привела к преобладанию личности предпринимателя - составителя учебников.

В.В. Розанов пишет, что многие стали стремиться написать учебник, чтобы обеспечить свою жизнь и старость. Можно худо учить, - с горечью отмечает автор, - но нужно составить хороший учебник.

Со времени написания статей В.В. Розанова об образовании прошло 120 лет, но их смысл и направленность не потеряли своего значения сегодня и, вероятно, потому, что это философский анализ

реформ, лишенный своекорыстия и приспособленчества. Современные обстоятельства, безусловно, изменились, т.к. наряду с изменениями общества в целом меняются и участники образовательного процесса -это и система управления (министерства на всех уровнях), и система управляемых (преподаватели и ученики). Меняются условия применения принципов образования, приходят в противоречия традиции, сложившиеся в образовании и новые требования, предъявляемые жизнью и научно-техническим развитием. Но все это вместе взятое, ни в коей мере не ослабляет главной гуманистической направляющей в развитии культуры нашей страны, так нуждающейся в честных, активных, ответственных, порядочных, смелых и готовых к качественному и творческому труду, людях.

Формируются же такого рода личности в семье и во всей системе образования, в которой традиционно взаимосвязаны обучение и воспитание.

И, наконец, нельзя допустить нарушения преемственности в обучении и воспитании.

Литература:

1. Антипин Н.А. Инновации и образование // Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для XXI века: сб. материалов конф. Серия «Symposium», вып. 29. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2003. С. 15-27.

2. Вершинин, С. Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. 304 с.

3. Розанов В.В. Сумерки просвещения: сборник статей по вопросам образования. Санкт-Петербург: Изд. П. Перцова, 1899 (Тип. М. Меркушева). 240 с.

References:

1. Antipin N.A. Innovacii i obrazovanie // Mirovozzrencheskie i metodologicheskie problemy razrabotki filo-sofii obrazovanija dlja HHI veka: sb. materialov konf. Serija «Symposium», vyp. 29. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo filosofskogo obshhestva, 2003. Pp. 15-27.

2. Vershinin, S. E. Zhizn' - jeto nadezhda: Vvedenie v filosofiju Jernsta Bloha. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Gumanitarnogo universiteta, 2001. 304 p.

3. Rozanov V.V. Sumerki prosveshhenija: sbornik statej po voprosam obrazovanija. Sankt-Peterburg: Izd. P. Percova, 1899 (Tip. M. Merkusheva). 240 p.

— • —

Сведения об авторе

Иван Александрович Штрауб, доцент кафедры финансов налогов и кредита Нижегородской академии МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.