Научная статья на тему 'Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности'

Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1832
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / EDUCATION PHILOSOPHY / PEDAGOGY / CULTURE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриднева Е. И.

Анализируются концепция культуросообразности образования В.В. Розанова и ее актуальность в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.V. Rozanovs concept of culture and education relations and its relevance to the present time are the subject matter of the article.

Текст научной работы на тему «Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности»

© Гриднева Е.И., 2010

УДК 13+316.33 ББК 87.6

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В.В. РОЗАНОВА:

ОТ ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОСТИ

Е.И. Гриднева

Анализируются концепция культуросообразности образования В.В. Розанова и ее актуальность в настоящее время.

Ключевые слова: философия образования, педагогика, культура, творчество.

В последнее время самобытное наследие В.В. Розанова вызывает возрастающий интерес и вновь воспринимается как органическая часть русской духовной культуры. У него мы находим идеи и разработки, которые словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают свежий оригинальный взгляд на вопросы современного образования и педагогики.

После окончания университета писатель двенадцать лет учительствовал: преподавал историю и географию в гимназиях Брянска, Ельца, города Белого Смоленской губернии. Работая в православных гимназиях, он сам столкнулся с бюрократической машиной, безжалостно калечившей и учеников, постоянно приводя их к «общему знаменателю», и самого учителя. Неудивительно, что современную ему школу философ сравнивает с интенсивно работающей под наблюдением государственных инспекторов фабрикой.

В.В. Розанов был первым из отечественных мыслителей, кто использовал термин «философия образования», и впервые в России конца XIX века обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания. Он говорит о необходимости разработки этого термина, поскольку философия образования позволит осмыслить и представить общее состояние воспитания. По его мнению, по-настоящему культурен тот, кто не только носит какой-нибудь «культ», но и раз-

нообразен в своих идеях, стремлениях, чувствах, во всем складе жизни. Главной функцией и смыслом образования является сохранение культуры. По мысли В.В. Розанова, обсуждение проблемы образования, воспитания в ряду остальных культурных факторов, а также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным историческим задачам у нас проводится крайне неблагополучно. Его поражает тот факт, что при столь усовершенствованных дидактике, методике и педагогике результат обсуждения получается скорее отрицательный, чем положительный.

В.В. Розанов пытается осмыслить современное ему образование, игнорирующее, по его мнению, учение о человеке, его место в природе, истории, культуре. Если образование в его представлении - передача знаний, то воспитание - приобщение к ценностям, и прежде всего к духовным.

Значимость «философии образования» В.В. Розанова и для современной педагогической науки, и для современной философии образования обусловлена тем, что видное место в ней занимает анализ проблем, актуальных для современной отечественной школы: соотношение воспитания и образования, их роль в жизни человека и общества, опасность «отвлеченной книжности», информационная перегрузка учащихся, эклектическое смешение учебных дисциплин, непонимание содержательного разнообразия мировой культуры и многое другое. В текстах В.В. Розанова, можно обнаружить все актуальные темы и проблемы многочисленных современных фи-

лософско-антропологических и психолого-пе-дагогических дискуссий ХХ - начала XXI века. Но кроме внушительной критики системы образования писатель предлагает и новый «образ образования», новую идею куль-туросообразности школы и всей системы образования.

В своих мастерски написанных статьях В.В. Розанов с максималистской беспощадностью осудил (конечно, далеко не худшую) систему образования, существовавшую в то время в России. Проблемам воспитания и образования посвящены работа «Сумерки просвещения» (1899) и целый ряд статей: «Афоризмы и наблюдения (1894)», «Три главные принципа образования» (1899), «Педагогические трафаретки» (1899), «О гимназической реформе 70-х годов» (1899), «Город и школа» (1899), «Семья как истинная школа» (1899), «Беспочвенность русской школы» (1899) и др., - а также размышления на педагогические темы в книгах «Опавшие листья» (1893), «Русский Нил» (1907), «Уединенное» (1912).

Основным недостатком современного образования мыслитель считал отсутствие в отечественной педагогике философии национального образования и воспитания. А без этого, по его мнению, все остальное становилось бессмысленным. Можно бесконечно спорить о том, какой предмет, в каком объеме и как изучать, но от этого русская школа не избавляется от главной беды - беспочвенности. Именно эта позиция стала основой критики новоевропейской системы образования в «Сумерках просвещения».

Размышляя о положении русской средней и высшей школ, о проблемах формирования и воспитания подрастающего поколения, отвечая на важнейший практический вопрос, что есть педагогика: ремесло ли, искусство ли, - он четко сформулировал принципиальные дидактические требования к искусству воспитания личности человека, которые и сегодня для ученых-педагогов являются актуальными.

В.В. Розанов подчеркивает «книжный характер» образования, когда основная нагрузка идет на память. Что переживает человек, чем он увлекается, чем восторгается - это не важно для такого воспитания. В.В. Розанов приводит много примеров несоответствия

«духа» и «буквы» образования. Он отмечает, что в том содержании, в тех исторических, научных, культурных фактах, которые преподносятся в учебниках, нет того, что составляет целостность живого организма культуры. Воспринимая готовые, абстрактные схемы, ученик отчуждается от живого постижения истории и культуры. При таком абстрактном обучении обременяется лишь память, а сильные и страстные «стороны души» остаются пассивными. Вследствие этого действительность для воспитанников теряет смысл. По мнению философа, поколение молодых людей, получивших такое воспитание, безынициативно, бездеятельно, вяло и не имеет никакой цели. Как свидетельствуют современные пси-холого-педагогические исследования, перегрузка сознания обилием механически усвоенных знаний сопровождается стремительной деградацией чувственно-эмоциональной сферы и внутреннего мира личности.

Закономерно, что учитель, который вынужденно оперирует абстрактным знанием, лишается возможности и способности вступать в диалог с индивидуальностью ребенка. И потому ему приходится работать с безликой толпой, или «массой». В.В. Розанов подчеркивает, что именно государство установило такой способ коллективного обучения.

Намного опережая свое время, философ критикует формализм в образовании, который связан с тем, что можно обозначить как «государственная монополия» в образовании. В.В. Розанов видит опасность в том, что образование существует отдельно от культуры, точнее, от национальной культурной среды. Он высказывает убеждение, что государство может ставить определенные образовательные и воспитательные цели, но оно не должно диктовать средства для их достижения, то есть учебные программы и способы преподавания учебных предметов. В противном случае неизбежен отрыв образования и воспитания от духовной культуры. В.В. Розанов говорит о том, что церковь, семья, другие «столь же живые и конкретные силы истории» устранены от воспитания.

Важнейшим недостатком европейского и российского образования является, согласно В.В. Розанову, характер образовательного процесса, построенного на отрицании роли духов-

ной культуры в образовании и воспитании. В основе такого положения в современных условиях лежит политика государства, направленная на унификацию всех сторон народной жизни и способов человеческой жизнедеятельности. Одну из основных причин отхода учащихся от духовной культуры В.В. Розанов усматривает в стремлении государственных чиновников диктовать содержание образования, вводить новые предметы, определять их объем, регулировать время урока, но не ставить вопрос о самом главном в системе образования - характере и способах усвоения духовной культуры.

В понимании В.В. Розанова, в системе образования, подчиненной государству, игнорируются семейное и церковное воспитание и возможности образования. Но именно семья и церковь по своей природе предназначены хранить преемственность культуры и народа в целом. Они способны наполнить собой и образование, и весь педагогический процесс. «Именно семья как естественная, “природная” форма человеческого единения и Церковь как форма высшего, религиозного и нравственного, единения оказываются не только исторически, по происхождению, связанными с решением задач воспитания и образования человека. Они и по существу, “органически”, соответствуют сложности и конкретности тех феноменов культуры, передача которых в будущее ставится целью образования» [1, с. 61].

В «Сумерках просвещения» и некоторых публицистических статьях философ констатирует необратимые изменения человеческой природы в лоне европейской культуры. В.В. Розанов объясняет это нарушением в Европе системы органического воспитания и образования человека. По его мнению, в процессе становления образования в идеале участвуют три основных института: во-первых, семья как носитель индивидуального и своеобразного в личности, как хранительница и защитница традиций, навыков и способностей поколений; во-вторых, церковь или школа, играющие в культуре консервативную роль и сохраняющие духовное единство нации. Прежде всего они обращены к воспитанию совести и самосознанию человека. Третьим институтом воспитания ученый считает государ-

ство. Под ним он подразумевает мир, или народ в целом, основной функцией которых является просвещение и воспитание человека.

Таким образом, педагогическая мудрость выразилась в розановском философско-художественном своеобразном стиле. Автор настолько индивидуален, что, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, во многом выстраданными тысячелетней русской историей, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего нашего общества, а не только какой-нибудь его сословной части.

Осмысление содержания классического образования приводит В.В. Розанова к пониманию эклектичности и несовместимости множества исторических типов культур в «книжном», формальном, «информационном» образовании. Анализируя прошлое Европы, он называет несколько основных типов культуры, которые доминировали в разное время: «цветущее время античной древности, первые дни Христианства, радостный век Возрождения и, наконец, эпоха великих научных успехов» [2, с. 6]. По мнению писателя, идеи и ценности, заложенные в каждой из историко-культурных эпох, используемых как содержание классического образования, настолько различны, что совместить их в сознании одного человека невозможно. Задача школы и заключается в приобщении человека к одной из этих культур.

В.В. Розанов показывает, что в образовании возникает парадоксальная ситуация. Содержание, которое берется из различных историко-культурных эпох, стандартизируется учебниками, разбивается на короткие, эклектические уроки, выхолащивается системой оценок учебной, а не умственной успеваемости. И в результате «народ, стремясь передать подрастающему поколению “весь” накопленный предками драгоценный духовный опыт, оказывается неспособным справиться с его многообразием и противоречивостью» [1, с. 51].

Практически все люди, и теоретики в том числе, подчеркивал он, давно поняли, что «в образовании лежит ключ ко всякому прочему успеху» [2, с. 21]. Закономерно, что у В.В. Розанова, который впервые формирует новую область философствования, «философию образования», большую часть «педагогических»

и «образовательных» текстов занимает именно критика системы образования и ее многочисленных недостатков. Однако только критикой современного ему образования ученый не ограничился. Он также попытался дать характеристику возможному позитивному «образу образования», представить альтернативу прежней, «непитающей школе», предложить пути к усовершенствованию образования в соответствии со своим пониманием культуросообразного идеала школы в широком смысле слова. Потому, кроме критики, В.В. Розанов дает характеристику новой, перспективной, школе, которая могла бы «вырасти и пышно расцвести» на ниве отечественной культуры. Ее основные черты мыслитель видит следующим образом: «Свобода, прихотливая изменчивость форм, теснота внутреннего общения, всегда личного, никогда общего; впечатления, тянущиеся, непрерываемые, ложащиеся друг возле друга, повинуясь родству своему, а не удобству совмещения во времени, наконец, “избранный учитель и свободно избравший его ученик” в непринужденной беседе, никуда не торопящейся, - не это ли рассвет просвещения, новая юность его, которая возможна, которая ожидает нас?» [2, с. 27].

Главный педагогический вывод, который сделал В.В. Розанов: при всей разнице подходов к образованию, в сущности, есть только два пути в педагогике - естественный и искусственный. Естественный путь - это гармоничное воспитание, которое состоит из «непосредственных созерцаний» и определяется совокупностью исторических, культурных и бытовых традиций. Идея же искусственного человека порождает «образование вне истории и вне жизни». Но живому человеку требуется что-то абсолютное, играющее роль духовного центра жизни, и образование не может игнорировать эту его потребность. Согласно В.В. Розанову, этот путь искусственного образования, с большим упорством и уверенностью осуществляемый во многих странах, ошибочен в том, что это опасная попытка «выработать в искусственных условиях, лишь подражающих природе, живой организм, вырабатываемый только через ее таинственные процессы» [2, с. 4].

Наряду с отстаиванием культуросообразного образования В.В. Розанов реши-

тельно выступал за его развивающий и личностно-ориентированный характер. По его убеждению, весь процесс обучения должен быть насыщен поиском, опытами, исследовательской деятельностью школьников, сопровождаться их яркими и высокими эмоциональными переживаниями от поиска истины и вызванных этим «озарений и просветлений».

В.В. Розанов формулирует принцип философии образования, согласно которому путь усвоения культуры (то есть система обучения) должен в общих чертах совпадать с путем создания культуры, основанным на неповторимом индивидуальном творчестве. Рассматривая образование как процесс индивидуального творчества, В.В. Розанов самым продуктивным видом считает религиозное творчество, поскольку ни в каком другом творчестве человек не может выйти за пределы своей естественной ограниченности.

По мнению философа, в религиозном творчестве человек освобождается от всего временного и земного, и только в этом чувстве человеческая природа демонстрирует свое могущество и красоту. Основное отличие людей безверия от людей веры состоит в том, что первые «творят в истории, историю же творят люди веры и религиозного чувства» [2, с. 212].

Вынося приговор безличной системе образования, В.В. Розанов, конечно, не мог предвидеть развитие массовой культуры XX века. Для автора целью образования является введение ученика в культуру, превращение природного человека в культурного, поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы учащийся, духовно соединяясь с прежде жившим и мыслившим человеком, подготавливался к самостоятельному преобразованию и усвоению культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поваляева, О. Н. Философско-педагогическая идея образования в духовном наследии В.В. Розанова : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Поваляева. -Пенза, 2009. - 173 с. - Рукопись.

2. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов ; сост. В. Н. Щербаков. - М. : Педагогика, 1990. - 620 с.

V.V. ROZANOV’S PHILOSOPHY OF EDUCATION:

FROM THE PAST TO THE PRESENT

Ye.I. Gridneva

V.V. Rozanov’s concept of culture and education relations and its relevance to the present time are the subject matter of the article.

Key words: education philosophy, pedagogy, culture, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.