Научная статья на тему 'Религиозно-православное сознание как основа гуманистического воспитания в философско-педагогическом сочинении В. В. Розанова «Сумерки просвещения»'

Религиозно-православное сознание как основа гуманистического воспитания в философско-педагогическом сочинении В. В. Розанова «Сумерки просвещения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Елена Павловна

В статье рассматривается философско-педагогическая система В. В. Розанова в контексте развития образования и просвещения в России на рубеже XIX-XX веков на основе анализа религиозно-гуманистической картины мира философа-педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-православное сознание как основа гуманистического воспитания в философско-педагогическом сочинении В. В. Розанова «Сумерки просвещения»»

УДК 37(091)74.03(2)

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОСЛАВНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЧИНЕНИИ В. В. РОЗАНОВА «СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

RELIGIOUS ORTHODOX CONSCIOUSNESS AS THE BASIS

OF HUMANISTIC EDUCATION IN V. V. ROZANOV'S PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL WORK «EDUCATION TWILIGHT»

Е. П. Карташова E. P. Kartashova

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье рассматривается философско-педагогическая система В. В. Розанова в контексте развития образования и просвещения в России на рубеже XIX-XX веков на основе анализа религиозно-гуманистической картины мира философа-педагога.

Abstract. The article considers V. V. Rozanov’s philosophical and pedagogical system in the context of education and enlightenment development in Russia at the turn of XIX-XX centuries. The review is based on the analysis of religious and humanistic world view of the philosopher and educator.

Ключевые слова: философия педагогики, индивидуальная педагогическая система, аксиологические проблемы образования и воспитания, гуманистическое воспитание, картина мира.

Keywords: philosophy of pedagogics, individual pedagogical system, axiological problems of education and training, humanistic education, world view.

Актуальность исследуемой проблемы. Одним из перспективных путей развития современной педагогической науки, несомненно, является анализ основных концепций воспитания и образования в отечественной философии педагогики. Пристальное и непредвзятое исследование воззрений педагогов прошлого позволит по-новому увидеть те рациональные идеи, которые имеют общечеловеческую и национальную образовательную ценность.

Достаточно много яркого по богатству мыслей материала для размышления о проблемах русской школы и путях их решения дает изучение наследия Василия Васильевича Розанова - представителя русского культурного ренессанса конца XIX века, философа, литературного критика и писателя глубокого аналитического ума, педагога, - касающегося вопросов образования и просвещения в России на рубеже XIX-XX веков.

Материал и методика исследований. В качестве основного источника нами было проанализировано философско-педагогическое сочинение В. В. Розанова «Сумерки просвещения». В работе использованы сравнительно-исторический, аналитико-описательный методы исследования, проведен детальный анализ философских, исторических, научнопедагогических источников.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение педагогических воззрений В. В. Розанова дает возможность утверждать, что многие из них не только не потеряли своей злободневности, но и являются исторически своевременными в философии педагогики для определения духовно-образовательных перспектив современного общества. Это обусловлено несколькими важными факторами. Во-первых, сходством общественнополитической ситуации в стране и, соответственно, в сфере образования и просвещения тогда и сегодня. Конец XIX и рубеж ХХ-ХХ1 веков - это время политического кризиса, реформ русской школы. Время, когда остро ощущается, что современная школа нуждается в новых подходах, новом осмыслении целей образования и воспитания. Во-вторых, В. В. Розанов знал все проблемы образования и воспитания в России «изнутри», так как более 10 лет проработал преподавателем истории и географии в гимназиях Брянска, Ельца, Белого. Все свои педагогические размышления, аналитические наблюдения, весь свой преподавательский опыт он обобщил в объемном труде «Сумерки просвещения». Композиция данного философского произведения своеобразна и достаточно сложна, изложение трудно назвать строго логическим, так как отвлеченные теоретические рассуждения автора переплетаются с чисто практическими советами.

В. В. Розанов пытается, с одной стороны, осмыслить, проанализировать объективные причины застоя просвещения в России. Он исследует корни, «на которых стоит бесплодное дерево современного просвещения», которое, не давая «ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки» [1, 27]. С другой стороны, автор на основе своего учительского опыта предлагает практическое решение некоторых педагогических проблем. Эти главы снабжены пространными подстрочниками, наполненными реальными примерами из преподавательской практики самого автора или почерпнутыми из публикаций газет и журналов того времени.

Одной из объективных причин застоя русского просвещения В. В. Розанов считает отсутствие в России научно разработанной философии педагогики или, иначе говоря, философии воспитания и образования. Автор полагает, что новая для того времени педагогическая наука должна опираться на три основных принципа образования: индивидуальности, целостности, единства впечатлений («все последующие впечатления должны быть не разнородны, а непременно одного типа» [1]).

К объективным принципам, определяющим систему и уровень образования и воспитания, В. В. Розанов относит «характер исторической эпохи, выражающийся в том, сознает ли данное время себя духовным организмом или не сознает; исторической эпохи, способной ответить на такие мировоззренческие вопросы: "Верит ли чему-нибудь эпоха? Чем признает, ощущает себя человек? Как он смотрит на свою жизнь?"» [1, 130].

Аксиологическими проблемами В. В. Розанов считает результат и принципы взаимоотношений между государством и школой, школой и семьей.

Несостоятельность современных философу принципов воспитания видится в «идее создания человека вне духа своей культуры, синтетически собранного из элементов всех цивилизаций» [1, 238]. Основным становится вопрос «Как образовать русского человека и как образовать его именно русским? Ведь в пору отрочества и первой юности воспитывается каждый в типично-национальном духе - и, может быть, этот же крепкий фундамент даст основательность, яркость последующим блужданиям духа, если им и случится переступить за национальные рамки?» [1, 238]. Воспитание молодого поколения в национальном духе, по мнению В. В. Розанова, невозможно без знания отечественной истории,

культуры, литературы, но все эти предметы изучаются в школе не по источникам, наполненным живыми реальными впечатлениями, а по учебникам, где все сокращено, схематизировано, подано эклектически, все трудности для понимания преодолены, недостатки сглажены. Философ приходит к выводу, что с поиском новых комбинаций предметов, сужением их объемов был забыт главный объект воспитания - «душа ребенка». В. В. Розанов глубоко анализирует причины «непобедимой антирелигиозности», которая возобладала в деле воспитания и образования, считает, что с развитием позитивистских философских идей, с развитием государства в XIX веке церковь постепенно была отторгнута от воспитания, школы. «Государство неизмеримо воспреобладало над всеми остальными сторонами жизни, получило ключ к воспитанию» [1, 24], но к воспитанию искусственному, теоретическому, рационально-прагматическому. «Церковь же со своим особым кругом понятий и преданий, семья с индивидуализмом своих навыков и стремлений были недоверчиво и пренебрежительно устранены от воспитания» [1, 24]. На протяжении многовековой русской истории именно православное сознание, христианская идея составляли важнейшую категорию гуманистического воспитания. Все духовные идеалы, нравственные ценности были изначально закреплены в христианстве. Православие проповедовало идею абсолютной ценности и неповторимости живущего в земном мире человека, идею его личного, духовного, душевного контакта с Богом, верности своему жизненному предназначению. В. В. Розанов считает, что Россия имеет целую школу воспитания национального православного сознания - славянофильство. Педагога совсем возмущает то, что сам процесс образования незаметно и неуклонно направлен на «переделывание самой структуры русской души на манер иностранной» [1, 236]. В. В. Розанов призывает вернуться, прежде всего, к воспитанию души ребенка, на которую необходимо воздействовать, чтобы «всколебать, пробудить ее собственные силы», наполнить светом вечных христианских заповедей. Автор с болью констатирует, что «христианское понятие, по которому свет, просвещение есть высшее земное дело, есть украшающее, возвеличивающее человека занятие, - нам совершенно чуждо» [1, 43]. Он предлагает передать воспитание 8-10-летних детей «частным маленьким школкам», где духовный отец, священник, знающий каждого ребенка в лицо, мог бы общаться с ним индивидуально, помогая в решении жизненных проблем, объясняя его поступки, тем самым прививая ученику высокие нравственные христианские понятия. В. В. Розанов видит в священнике прихода естественного посредника между семьей и школой, способного «обнаружить содержание души, ее крылья, укрепить их и научить ими управлять» [1, 13]. «Один уединенный разговор может стать поворотным пунктом во внутреннем развитии детской души». Философ-педагог предупреждает, что обращаться нужно «только к лицу, индивидуальности, но не к толпе, если этот закон нарушен, значит, воспитания нет» [1, 13]. Кроме того, каждый воспитывающий, будь то священник или учитель, должны помнить, что «на одно и то же впечатление всякая отдельная душа ответит разно, именно в меру того содержания, которое с ней послано в мир (каждая душа имеет меру даров своих, каждая душа имеет историю своего духовного возрастания)» [1, 15]. Автор важное место в воспитании отводит непосредственным впечатлениям, которые непрерывно и неторопливо входят в душу. Это касается как чтения вместе со священником учительных книг Библии и Евангелий, так и посещения служб в церкви, которые способны поднять душу, облагородить ее: «Нужны для каждого возраста индивидуальное погружение в дух и заветы Библии, знание Евангелия, вчитанность в великих отцов церкви, ее древних апостолов. Нужно в воз-

расте пробуждения и роста душевных сил безраздельное погружение в этот удивительный, чудный, святой мир. Нет более образцового и воспитывающего средства, как это удивительное соприкосновение с тем, что идет из-за двухтысячелетней дали. <...> Поис-тине, кто прослушал со вниманием и разумением литургию, сделал для возделывания своего ума и сердца больше, чем просидел год на школьной скамье или прочитал самую содержательную книгу» [1, 93]. В. В. Розанов сожалеет о том, что из школы был изгнан язык церкви, Псалтырь и все книги Ветхого Завета, так как совместное со священником комментирование и объяснение важных мест этих книг «насыщает духовной жаждой» [1, 93]. Философ делится своими выводами о роли церкви, церковного служителя. Те храмы, куда школьники приходят целыми классами слушать литургию, обходят стороной все прихожане из-за царящих шума, суеты, шуток, т. е. всего того, что убивает атмосферу духовного очищения. Поэтому важна индивидуальность общения, никаких коллективных походов в церковь быть не может. Священник, духовный отец влияет на душу ребенка, общаясь с ним глазу на глаз. «Для церкви воспитанный - значит религиозный (т. е. знающий и стремящийся выполнить всей душой вечные божественные заповеди); для семьи воспитанный - значит любящий, преданный; для всякого свободного мыслителя -значит крепкий в суждении, сильный в испытании природы» [1, 22]. Влияние церкви на школу, по В. В. Розанову, заменить совершенно нечем, потому что отсутствуют предметы, которые непосредственно обращены к душе ребенка, все предметы изучаются для того, «чтобы перекачать знания из учебников и головы учителя в голову ученика», забыта цель образования и воспитания - помочь ребенку найти свое место в окружающем мире, понять, «для чего он был послан в мир, т. е. развить, обогатить душу нравственными и умственными дарами» [1, 21]. Именно «церковь, обращаясь к совести человека, вполне индивидуальна, различает лица, имена, прошедшее и будущее индивидуума, к чему государство слепо» [1, 25].

Резюме. Философско-педагогический труд В. В. Розанова «Сумерки просвещения» ярко выражает на содержательном уровне авторское сознание. Главное для него - это внимание к растущей и развивающейся душе и духу, уму ребенка. Эти понятия имеют глубокое мистическое и мировоззренческое значение, образуют индивидуальноавторскую гуманистическую картину мира философа-педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. - М. : Педагогика, 1990. - 624 с.

2. Розанов, В. В. Pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / В. В. Розанов. - СПб. : Русский Христианский гуманитарный институт, 1995. -510 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.