УДК 377
«КРИЗИС РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ» В СОЧИНЕНИЯХ В.В. РОЗАНОВА
О.Н. Поваляева
Аннотация. В статье представлены воззрения В.В. Розанова на состояние современной ему школы, которая формирует нецельного человека. Взгляд на проблемы образования и воспитания выведен Розановым из опыта учёбы в нескольких гимназиях и из собственного профессионального опыта учительства. В.В. Розанов подчеркивает что, именно в процессе деятельного, живого и целостного освоения исторического и культурного наследия и происходит действительное образование человека.
Ключевые слова: воспитание, образование, гимназия, университет, школа, литература, нравственность.
"THE CRISIS OF THE RUSSIAN SCHOOL" IN THE WORKS OF V. ROZANOV
О. Povalyaeva
Abstract. The article presents the views of V. Rozanov on the state of contemporary school, which forms a nonintegral person. The view on the problems of education of Rozanov was formed due to the experience of studying in several schools and professional experience of twelve years he worked in Russian high schools as a teacher. V. Rozanov was convinced that it is in the process of active, vivid and holistic development of the historical and cultural heritage a real human education is possible.
Keywords: education, education, high school, university, school, literature, morality.
Свои педагогические идеи В.В. Розанов аккумулирует в труде «Сумерки просвещения». По его мнению, «школа -важнейший институт, концентрирующий в себе <...> все общественные проблемы, <...> каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает <...>, каковы мы -так и учим и воспитываем детей. Школа - это, скорее всего, симптом, показатель нашего внутреннего «я». Это - пульс, который бьётся тревожно, и мы его ясно нащупываем, когда болезнь схоронена ещё глубоко внутри организма» [1].
При чтении этой работы, отражающей конкретное состояние российского
просвещения, с одной стороны, поражает глубина анализа мыслителя, а с другой стороны - появляется чувство постоянных аналогий с современностью. В воззрениях на проблемы воспитания В.В. Розанов обращается к своему детству: «Я учился в Костромской гимназии и в первом классе знал, что я человек хотя и маленький, но у меня 32 зуба и 24 ребра <...>. Лишь доучившись до четвёртого <...>, я бы узнал, что был «Иван Сусанин» (стихи о котором я пел ещё до поступления в гимназию). <...> И сердце замирало от восторга о Сусанине, умирающем среди поляков. <...> Потом была Симбирская гимназия <...>, в которой я ничего не узнал о Симбирске, о Волге, <...> о прелестной речке Свияге. Потом Нижегородская гимназия. Там мне ставили двойки по латыни, а я увлекался
Боклем <...> и до тошноты ненавидел Минина и Пожарского» [2].
В школьных воспоминаниях Розанова мучает вопрос: «.каким образом после восьми лет обучения библейской и евангельской истории, догмату и богослужению мы оканчивали курс сознательными атеистами; почему, усвоив учебники, в патриотическом духе составленные, мы не только презирали прошлое своего народа, но и ненавидели настоящее» [1]. И он возвращается к опыту собственной педагогической деятельности (он двенадцать лет учительствовал в гимназиях городов Брянска, Ельца, Белого).
Одной из серьёзных проблем в современной ему школе Розанов считал отсутствие в педагогической практике индивидуального подхода к личности ребёнка [3]. Учебные заведения направлены на тех учеников, которые осваивают на определённом уровне предполагаемые учебным планом дисциплины. А натуры односторонние в своих способностях испытывают трудности. «Пушкин <...> был органически не способен к математике, даже в тех элементарных сведениях, которые <...> в то время усваивались в школе; о школьных годах Шиллера мы знаем, что однажды он без позволения и тайно уехал в соседний город, чтобы насладиться каким-то театральным представлением. Перенесем их в нашу действительность: <...> они были бы изгнаны,
один как «неуспевающий» и другой как «неодобрительно ведущий себя» [1].
Ещё одна из причин несовершенства русской школы заключается в её бескультурности. Человек, по мнению Розанова, в своей сущности монотеист и не может нести в себе более одной культуры. В душе ученика невозможно соединить христианство с алгеброй так же легко, как они помещаются в школьном портфеле [4;5]. Ребёнок «не знает прекрасных замыслов, с которыми составлялись для него учебные планы; не знает предусмотренных к ним «объяснительных записок». Всё это - у нас наверху, для радости наших глаз; там же, у него внизу, - только керосиновая лампа, светлое пятно под зелёным абажуром и в фоне его - вереницы, вереницы слов, в которых назавтра он должен дать отчёт нелюбимому и его не любящему, не знающему учителю» [1]. После кое-как осиленных уроков «ученик сбрасывает с себя платье и засыпает - без грёз, без смешливого воспоминания за день, без молитвы, со стучащими в голове консулами и бочками, и парасангами Клеарха» [1].
Подобная организация образовательного процесса вряд ли может способствовать формированию целостной личности ребёнка. Усугубляет эту тенденцию и отсутствие в учебных программах местного компонента. А именно он, по мнению Розанова, должен быть в высшей степени соблюдён в школе. Иначе человек вырастет «без корней», без ощущения Родины, родных, близких. Так обычно случается, когда «человек рождён в одном городе, гимназию прошёл в другом, университет - в третьем, и службу проходит в четвёртом, пятом, шестом» [1]. Следовательно, он не имеет ничего постоянного, все окружающие - «лишь проходящие тени, цепляющиеся друг за друга только временной нуждой» [1]. Такой человек «становится сух, эгоистичен, часто не решается обзавестись семьёй, ссылаясь на финансовое неблагополучие, он угрюмо кладёт деньги в банк, болезненно привязываясь мечтою, что когда-то обеспечит себя, станет свободным и независимым; спустя несколько лет отложенное берётся обратно и переносится к докторам, сиделкам, компрессам и склянкам с микстурой, которые ещё долго будут облегчать его страдания» [1].
По мнению Розанова, зло школы заключается ещё и в том, что она не предъявляет требований к нравственной стороне души. Истинная доброта, великодушие не декларируются школой как
истинные ценности. Ещё как одну из причин неразвитости души учащихся Розанов видит в том, что гуманитарные знания в школе не являются приоритетными, они почти отсутствуют в учебном плане школы. Курс русской истории, согласно подсчётам мыслителя, «составляет 1/320 долю всего воспринимаемого учеником материала и, следовательно, занимает 1/320 долю его цельного внимания» [1]. Не удивительно, что сводится на «нет» роль исторического воспоминания, следствием которого является слабость национального самосознания. Не лучше обстоит дело и с русской словесностью. По замечанию Розанова «особенность нашего исторического положения после Петра» такова, «чтобы хоть сколько-нибудь засыпать пропасть между старым и новым, нельзя обежать изучения древней словесности всяким юношею, который хочет стать просвещённым, хочет служить России, а не моменту в России» [1].
Эта мысль продолжается им в «Опавших листьях»: «Вся Греция и Рим питались только литературою: <...> и как выросли!» [2].
Розанов высказывается в пользу частной школы, а не государственной, он считает неважным, что такая школа обычно маленькая, главное, что она оценивает человека в целом.
Изучение наследия В.В. Розанова заставляет убедиться в том, что важнейшие проблемы образования являются не «техническими», они не связаны с отсутствием эффективных методик обучения, недостатком пособий или недостаточно высокой квалификацией педагогов. Истоки проблем лежат глубже. Они заключаются в утрате самого смысла образования.
Педагогика Розанова В.В. гуманна, обращена к личности ребёнка, чего, по его мнению, не хватает современной ему системе образования. К сожалению, выявленные мыслителем «проблемы обучения» с течением времени видоизменились, но не преодолены в школе XXI века. В этой связи конструктивной стороной критики В.В. Розановым системы образования является призыв к осознанию глубинной связи феномена образования с традициями отечественной культуры. Отечественная литература, нравственные и религиозные традиции естественным образом войдут в систему образования и воспитания, если изначально верно будет определен сам его концепт; если в качестве главной цели образования общество установит передачу будущим поколениям тех ценностей, в верности которым оно видит своё
историческое предназначение. В.В. Розанов всем своим творчеством показывает, что исполнение этой задачи возможно лишь в том случае, если общество создаёт условия, при которых учитель как личность обращается к ученику как к личности. Личностный характер образовательного воздействия является абсолютно необходимым условием для любого обучения.
К сожалению, сегодня, как и сто лет назад, общество передаёт сферу образования в безраздельное владение государства, которое вместо того, чтобы создавать условия личностного развития ученика, выделяемого В.В. Розановым, занимается «казенной» регламентацией учебного процесса, что приводит к катастрофическому росту отчётности, а не уровня образования.
1. Розанов В.В. Сумерки просвещения Розанов. - М., 1990. - С. 83.
2. Розанов В.В. Опавшие листья / В.В. Розанов // О себе и жизни своей. - М., 1990. - С. 423.
3. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования / В.М. Розин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. - 576 с.
Литература / В.В.
Большой
4. Струве П.Б. органическим пороком / П.Б. Струве Розанов: pro et contra. Кн.1. - СПб., 1995.
5. Фатеев В.А. С русской бездной Жизнеописание Василия Розанова. -«Кострома», 2002. - 640 с.
писатель с // В.В.
в душе: ГУИПП
Сведения об авторе:
Поваляева Ольга Николаевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, e-mail: [email protected]
Data about the author:
О. Povalyaeva (Yelets, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Yelets State University named after I. Bunin, e-mail: [email protected]