реабилитационных центров в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста: в этом возрасте рациональные компоненты сознания еще не играют ведущей роли; в отношении к действительности ребенок в значительной степени руководствуется эмоциями и бессознательными стремлениями; яркость эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых детьми. Значит, в сообщении правовой информации, разъяснении этических и правовых норм следует не уповать на доводы рассудка, а искать способы воздействия на чувства детей.
В работе по формированию правовой культуры педагог может опереться на характерное для ребенка младшего школьного возраста стремление «быть хорошим», получить одобрение со стороны взрослого, добиться успеха, отзывчивость на доброту, стремление к справедливости, действию, желание найти образец для подражания. Любое сообщение правовой информации должно основываться на материале из окружающей жизни. При этом в соответствии с охранительной функцией права предупреждение детей об окружающих опасностях в работе по формированию их правовой культуры должно занимать значительное место.
Важным условием результативности правового воспитания является его конкретность. Только хорошо зная ребенка (в каких условиях он жил, как влияли родители на ребенка, каковы отношения между детьми в группах, уровень их воспитанности и т. д.), можно правильно отобрать правовую информацию, наметить приоритеты в решении задач правового воспитания, определить направления и объекты индивидуальной работы.
Процесс правовой подготовки детей в социально-реабилитационных центрах должен быть организован так, чтобы у педагога была возможность не только в самые короткие сроки применить идеи, принципы, достижения педагогической науки, а также смежных областей знания, но и постоянно заниматься их разработкой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каландаришвили, 3. Н. Правовая социализация и правовая культура : учеб. пособие / З. Н. Каландаришвили. — СПб : [б. и.], — 2006. — 52 с.
2. Коджаспирова, Г М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспи-ров. — М. : Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
3. Цветков, А. Н. Правовое воспитание как важнейший фактор формирования правовой культуры и правосознания / А. Н. Цветков // Семья в России. — 2003. — № 1. — С. 106—111.
Поступила 04.05.09.
В. В. РОЗАНОВ О КОМПОНЕНТАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л. Ю. Панина (Воронежский государственный педагогический
университет)
Раскрываются взгляды В. В. Розанова на значение содержания образования, форм организации обучения, методов воспитания как инструментов духовно-нравственного воспитания школьников в национальной культуре. Определяется его подход к формированию содержания образования.
Ключевыге слова: В. В. Розанов; содержание образования; формы организации обучения; методы обучения и воспитания; патриотическое воспитание.
Русский писатель, публицист и фило- заметный вклад в развитие русской мыс-
соф Василий Васильевич Розанов ли конца XIX — начала XX в. Многолет-
(1856—1919), имя которого возвращено няя педагогическая практика, опыт и
из небытия в конце прошлого века, внес талант публициста способствовали тому,
© Панина Л. Ю., 2010
111!111Й1И1!Ш № 1,
что он не только принял активное участие в обсуждении многих проблем кризиса образования, возникшего в царской России во второй половине XIX в., но и высказал идеи относительно воспитания нового человека в русле национальной культуры. Необходимость в этом обосновывалась отсутствием у получавшей образование молодежи чего-нибудь дорогого, веры и убеждений.
Основные педагогические мысли Розанова представлены в книге «Сумерки просвещения» [5], в которой критически анализируется народное образование. Его взгляды на качества нового человека ранее были нами систематизированы и на их основе составлена модель национального воспитательного идеала, адекватная взглядам мыслителя [3]. В данной работе перед нами стоит задача обобщить и систематизировать взгляды Розанова на компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы — и оценить, насколько они соответствуют цели воспитания.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования. Согласно предложенной нами модели национальный воспитательный идеал представляет собой свободную, гуманную, духовную, творческую и физически развитую личность; это гражданин, христианин, семьянин, работник, выполняющий свой долг в соответствии с собственными мировоззренческими, нравственными, эстетическими, умственными и трудовыми качествами, сформированными на основе национально-культурных ценностей. Национальный воспитательный идеал — это целостный человек, носящий в себе какой-нибудь культ, любящий Родину, чтящий исторические традиции, помнящий свой долг перед прошлым, стремящийся к духовности и творчеству.
Соответствие содержания
образования высшей цели образования
Розанов отмечал, что для образования духовной структуры нового челове-
ка важен не тип школы, а содержание образования. Он был сторонником идеи сближения светских и религиозных начал в общем образовании, но подчеркивал, что основу содержания воспитания должны составлять национальные русские ценности. В статье «Беспочвенность русской школы» им подчеркивалось: «Мы далеки от мысли отрицать значение древности, как и значение европейской истории, литературы, философии, науки. Но мы думаем, что прочно и правильно осесть все это может только на типично сложившуюся душу» [5, с. 237]. Философ обосновывал это тем, что и древний грек, и современный европеец в пору отрочества и первой юности воспитывался и воспитывается в типично национальном духе.
Не отрицая значение общечеловеческих ценностей, Розанов тем не менее отмечал, что в учебных планах и программах нужно больше внимания уделять России и всему русскому. Он настаивал на включении в учебные программы изучения как памятников истории, так и памятников старой и новой словесности, поскольку был уверен, что наша старина (летописи, былины, монастыри, бесчисленные поэтические или деловые «Слова»), классическая поэзия и проза, созданные за XIX в., являются богатым «равно и красотою форм, и обилием глубочайших мыслей» материалом образования [5, с. 239]. В связи с этим в учебных планах количество уроков по русской литературе и истории целесообразно увеличить.
Задавая требования к учебному материалу, Розанов подчеркивал, что в нем должна сохраняться индивидуальность. «Не отряхивайте с цветов махровости», — писал он, имея в виду необходимость сведения к минимуму учебной переработки памятников, при которой удаляется все культурное, развивающее любовь и уважение [5, с. 93]. Историю и словесность по возможности следует изучать по первоисточникам.
Розанов высказал требования и к личности автора учебников по отечественной истории, и к самому содержанию учебных книг. По его мнению, учеб-
ник по истории России может писать только патриот, высококультурный человек, «любящий Бога, сострадающий родной истории, чтящий князей своих и потому только различающий все лица» [5, с. 38]. Содержание учебника родной истории должно пробуждать чувство патриотизма, поэтому нужно менять сам подход к изложению содержания. Не следует вынуждать учеников запоминать схемы, походы, имена, необходимо, чтобы с именами были живые образы, невольно усвояемые читателем, который знает, что это его предки умирали на Куликовом поле, а не греки, не римляне, не французы [5, с. 95].
Таким образом, Розанов обозначил русские национальные ценности как конкретные источники русской культурной основы содержания образования, которые необходимо включить в учебную информацию (учебные планы, учебники). Чтобы сохранить творческое наследие предков, он задал требование к учебному материалу — свести к минимуму учебную переработку памятников. Для обеспечения патриотического воспитания им рекомендовано осознанно относиться к выбору авторов учебников по родной истории и самому подходу к изложению содержания. Все это дает основание заключить, что взгляды мыслителя на содержание образования соответствуют цели воспитания.
Соответствие форм организации обучения высшей цели образования
По мнению Розанова, в классноурочной системе обучения кроется одна из причин того, что все типы школ так мало достигают своих целей. К ее недостаткам относится то, что ученик никогда не остается наедине со своим учителем, а «учитель никогда не говорит лицу, но только толпе», а также то, что в этой системе не учитываются индивидуальные способности ученика, не раскрывается индивидуальное в учителе [5, с. 9]. Школа должна стремиться к индивидуальной форме обучения, которая ориентирована на природные задатки воспиту-емого. В воспитании же важно взаимо-
действие воспитателя и воспитуемого. Не зря год или два общения со старыми профессорами в университете «воспитывали неизмеримо более, чем долгие годы, проведенные над нелепым „учебным материалом14 средней школы» [5, с. 81].
Что касается организации школьной формы обучения, то, по мысли Розанова, лучшей школой может быть признана не та, которая расширяет горизонтально курсы, прибавляя к одним предметам новые, а та, «которая их суживает и в то же время углубляет» [5, с. 98]. Идеалом образования является изучение не более трех предметов на протяжении одного дня, при этом занятия должны быть спаренными (по 90 мин). Увеличить продолжительность урока необходимо для того, чтобы задаваемое к уроку и объясняемое в классе было «цельно и через это занимательно, поучительно, вообще деятельно для ученика» [5, с. 166].
Важную роль в воспитании философ придавал организации внешкольной формы обучения, в частности экскурсии. Он отмечал ее важность для обогащения чувственного опыта воспитанников, формирования эстетического, эмоциональночувственного сознания личности, развития чувства любви к родному краю. Однако в государственных школах непосредственное созерцание природы отвергается, так как отнимает время от разучивания отражения этого созерцания в поэзии или художественной прозе.
Итак, Розанов предложил форму организации обучения на основе индивидуального подхода, способствующего формированию индивидуальности в личности и развитию ее творческого потенциала. Он высказал дидактические, воспитательные и развивающие требования к уроку: чтобы задаваемое и объясняемое было цельно (дидактическое), поучительно (воспитательное), деятельно для ученика (развивающее), — направленные на формирование интеллектуальных, практических и творческих качеств у обучаемых. Непосредственное созерцание природы на экскурсии способствует формированию эстетических качеств воспи-
111!111Й1И1!Ш № 1,
туемых. Следовательно, все предложения мыслителя по формам организации обучения соответствуют высшей цели образования.
Соответствие методов образования и воспитания высшей цели образования
Розановым описаны разные ситуации и условия, при которых могли осуществляться прямые или косвенные педагогические воздействия на человека. Выделим из них методы воздействия, которые в конечном счете должны привести к развитию свойств и формированию качеств воспитательного идеала.
Известно, что метод обучения обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Цели обучения и воспитания публицист сформулировал с учетом возрастных особенностей воспитанников. В детстве осуществляется элементарное научение «здоровым и честным навыкам» (формирование опыта поведения). В отрочестве — среднее образование — «должен быть пробужден ум, возбуждено сердце». «Высшей школе должно принадлежать удовлетворение их — не в меру сытости, для того и жизни недостаточно, но в смысле образования вкуса к тому, чем истинно человек может быть насыщен» [5, с. 103].
Способу усвоения мыслитель отводил ключевую роль в методе обучения, делая основной акцент на том, как педагогическое воздействие отражается в сознании учащихся и в какой мере учение служит целям воспитания. Он отмечал, что качество усвоения зависит от организации процесса усвоения. Так, в сознании учащихся по-разному отражаются непосредственное созерцание природы на экскурсии и ее книжное описание в литературе. Первое следует признать главным, так как при созерцании воспитуемые испытывают реальные ощущения, переживая их. Что касается второго, то при книжном усвоении школьники ощущают природу лишь как второстепенное, отраженное в сознании в процессе запоминания. Отражение влияния
такого воспитания в поколении называется «отсутствием натуры» [5, с. 23].
Xарактеру взаимодействия субъектов обучения Розанов придавал первостепенное значение. Считая, что в педагогическом процессе ученик должен быть активным и деятельным, проявлять любознательность, т. е. быть субъектом процесса, он отрицательно относился к учебникам, в которых материал подается настолько упрощенно, что не требует не только «особых напряжений мысли, но и простой любознательности» [5, с. 15].
Методы обучения, обеспечивающие усвоение содержания образования, могут быть выделены из сформулированного Розановым требования к способам их выражения: чтобы объясняемое на уроке (словесный метод) было цельно, поучительно и деятельно (практический метод) для ученика. Другие методы можно выделить из описанных им ситуаций, где совершались педагогические взаимодействия.
Рассмотрим описанные Розановым ситуации и условия, при которых могут осуществляться воспитательные воздействия.
В основе выбора методов педагогического воздействия должно быть понимание того, как его воспринимает человеческая душа. Воспитывающее воздействие достигает результата только после переживания воспитуемым своего отношения к нему. Сам способ передачи впечатлений «должен по возможности согласовываться с наиболее яркими, сильными задатками в воспитуемом и с наиболее живыми, деятельными способностями воспитывающего» [5, с. 45].
Розанов выделял два пути воспитания: естественный и искусственный. Естественный путь состоит почти исключительно из непосредственных созерцаний (памятников искусства, общественной жизни, религиозных процессий), под влиянием которых воспитывались поколения в прошлом. Искусственный путь — это воспитание в государственном учреждении, вне семьи и церкви. Именно естественное воспитание обеспечивало формирование религиозного культа. В духовном развитии мыслитель
склонялся к свободному воспитанию, полагая, что в церковь лучше ходить одному, так как это личное: «Никто к посещению храма не должен быть принужден» [5, с. 166].
Чтобы ребенок умственно развивался, полагал Розанов, окружающие не должны его подавлять; постоянные поучения могут сделать ребенка до крайности робким умственно; любое поучение от старших, строгое или прекрасное, он может получить только из созерцания их жизни. Пример живых конкретных людей — родителей, педагогов, других взрослых — обладает исключительной силой воспитательного воздействия: «дети трудятся потому, что старшие трудятся... они заботливы... потому что чувствуют ежеминутно заботливость и внимание, на себя устремленные» [5, с. 143]. Лесть и фальшь в отношениях взрослых в присутствии детей сказываются на нравственности последних. Для детей эти отношения «мало понятные в источнике, но кривизны которых они не могут не чувствовать» [5, с. 125].
Важную роль в воспитании публицист придавал воспитательным ситуациям, подчеркивая, что «гениальное в уме или особенное в характере воспитывается бедствием, незаслуженным несчастьем, продолжительным горем» [5, с. 128]. Свою мысль он обосновывал известными трудными периодами в биографиях великих людей (Петр I и др.), усматривая в них воспитательные моменты.
Наказание в арсенале воспитательного воздействия Розанова занимает важное место. Применение наказания он считал целесообразным, а его полезность видел в переживании страдания наказанным, но вместе с тем отмечал, что наказание в семье может предупредить нежелательные поступки ребенка, а наказание в школе (карцер) раздражает наказанного.
Итак, проведенные исследования позволили установить, что мыслителем рассмотрены следующие методы обучения и воспитания: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой, объяснение, упражнение, иллюстрация, наблюдения учащихся, пример, воспитательные
ситуации, наказание, практический метод. Проанализируем эти методы на их пригодность для решения конкретных учебно-воспитательных задач, сформулированных им.
Сначала оценим методы обучения на их пригодность для реализации содержания образования. В классификации методов обучения по признаку «источник знаний» традиционно выделяются три общих метода: словесный, наглядный, практический. Согласно модификациям этих общих методов, приведенным в работе В. В. Краевского и А. В. Xуторско-го [1], в составе методов, рассмотренных В. В. Розановым, имеются и словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником), и наглядные (иллюстрации картин), и практические (упражнения). Это дает основание утверждать, что методы обучения, необходимые для реализации содержания образования, им рассмотрены.
Оценку пригодности методов для формирования и развития требуемых качеств национального воспитательного идеала проведем на основе функционального подхода. Функции методов обучения уже вошли в учебную литературу, поэтому выводы сделаем на основе данных об их эффективности, приведенных И. П. Подласым [4]. По этим данным, рассказ, беседа, лекция, работа с книгой, упражнение, иллюстрация, практический метод способствуют как развитию мышления, познавательного интереса, памяти, воли, эмоций, так и формированию мировоззрения, знаний, умений, а работа с книгой, упражнение, практический метод — формированию трудовых качеств личности. Ранее нами было отмечено, что наблюдение учащегося (на экскурсии) способствует формированию эстетических качеств личности, пример — формированию творческих и нравственных качеств, воспитательные ситуации — развитию воли и духа.
Таким образом, рассмотренные мыслителем методы обучения и воспитания пригодны и для реализации содержания образования, и для формирования и развития требуемых качеств воспитательного идеала.
11111111111* № 1,
Можно сделать вывод, что взгляды философа на содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса соответствуют заданной им высшей цели образования. Следовательно, приведенные выше высказывания В. В. Розанова не являются простым перечислением его мыслей о свойствах компонентов педагогического процесса, а представляют собой совокупность целенаправленных размышлений о проблемах воспитания вообще и о воспитании в национальном духе в частности. В этих высказываниях отражен подход к решению проблем воспитания, идея которого заключалась в целостном раскрытии сути процесса воспитания, т. е. представлении в нем в единстве взаимодействия педагогов и воспитуемых, способов усвоения, преломления педагогических воздействий, трех возрастных этапов воспитательного процесса. Такой подход указывает на принцип системности в методологии Розанова, который исследовал учебно-воспитательный процесс как систему, отыскивая те характеристики и свойства компонентов, которые обеспечивают воспитание в национальном духе.
На наш взгляд, заслуга В. В. Розанова — в постановке проблемы, которую он сформулировал следующим образом: «Почему все типы школы так мало достигают своих целей, с таким упорством осуществляемых, так ярко и, несомненно, благородно желаемых?» [5, с. 92]. Именно углубленное исследование причин, обусловивших эту проблему, позволило ученому выявить одно из противоречий в организации педагогического процесса, препятствующее решению задачи просвещения, а именно выработку в подрастающем поколении какого-нибудь культа. Таким противоречием он считал совмещение на уроках сведений, исходящих из естественных наук и религиозных воззрений.
Педагогические изыскания В. В. Розанова сыграли определенную роль в развитии педагогической мысли конца XIX — начала XX в. Об этом свидетельствуют положительные отзывы современников на его книгу «Сумерки просвещения», в которых признается ее важное значение в педагогическом отношении, а сам автор назван педагогом-мыслите-лем [2; 6]. Однако в настоящее время он признан только как философ, писатель, публицист, хотя его педагогические идеи, по нашему мнению, заслуживают упоминания наряду с педагогическими высказываниями его современников: Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Д. И. Тихомирова, С. А. Рачинского.
Подход В. В. Розанова к содержанию образования, учебному материалу по русской литературе и истории России, методам воспитания нацелен на формирование русской идентичности, а его идеи о принципах изложения содержания в учебниках по отечественной истории, на наш взгляд, остаются актуальными для теории и практики патриотического воспитания в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, А. В. Xуторской. — М. : Академия, 2007. — 352 с.
2. Ляцкий, Е. В. В. Розанов. Сумерки просвещения / Е. Ляцкий // Образование. — 1899. — № 12. — С. 50.
3. Панина, Л. Ю. В. В. Розанов о национальном воспитательном идеале / Л. Ю. Панина // Вестн. Тамбов. ун-та. Гуманитарные науки. — 2009. — № 11.
4. Подласыгй, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
5. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. — М. : Педагогика, 1990. — 624 с.
6. Струве, П. В. Романтика против казенщины / П. В. Струве // Начало. — 1899. — № 3. — Отд. 2.
Поступила 12.10.09.