УДК 378.4:37.015.31 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-63-68
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА
Терещенко Галина Фёдоровна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e -mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость переосмысления существующих подходов к воспитанию студенческой молодежи. Раскрывается сущность традиционного и современного воспитания, анализируются ценностные ориентации, преобладающие в молодежной среде. Рассмотрено содержание воспитательных программ, определены наиболее распространенные технологии в современной воспитательной практике вуза: веб-квесты, PR-технологии, волонтерство, дебаты геокешинг, флешмоб и др. Отмечаются причины значительного ослабления позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов.
Ключевые слова: национальная доктрина образования РФ, комплексная программа, диада «воспитание - образование», ценностные ориентиры
Вопросы воспитания
В контексте сложнейших социально-экономических перемен, характерных для России в последнее 10-летие ХХ в., были подвергнуты переоценке, а порой просто отброшены многие традиционные постулаты нашей жизни. В этом разряде оказалась и категория воспитания, которая стала квалифицироваться как потерявший свою актуальность и жизненную необходимость идеологический придаток ушедшей политической системы.
Воспитание всегда ориентировалось, прежде всего, на подрастающее поколение, молодежь. В сложившейся ситуации образовался вакуум в целенаправленном воздействии со стороны государства, его общественных институтов (семья, образовательная система) на молодое поколение. Но процесс социализации, т. е. личностное становление молодежи - объективный и перманентный и поэтому данный вакуум заполнила стихия -спонтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь поток неконтролируемой информации, как со стороны запада, так и собственных СМИ [1].
На фоне и без того множества проблем наше общество достаточно быстро начало ощущать серьезные рецидивы со стороны молодого поколения, ранее в такой мере ей не свойственные: правонарушения, пьянство, сексуальная свобода, наркомания, СПИД, суицид, увеличение падения духовности,
нравственности, культуры. Наметился серьезный раскол между поколениями.
На деле ощутив возникшие проблемы и их последствия не только для нынешней молодежи, но и будущих поколений и общества в целом, уже в начале 90-х гг. по линии Министерства образования и науки была инициирована серьезная исследовательская работа по переосмыслению подходов к воспитанию молодежи и студентов. Способность человека к сознательному, свободному саморазвитию, продуктивной деятельности ради совершенствования себя и окружающего мира непосредственно формируется в процессе его воспитания. Этим определяется актуализация вопросов воспитания и для педагогической науки, и для государственной политики в области образования.
Первое, что стало очевидно - необходим обстоятельный научный анализ понятий «воспитание» и «воспитательная работа» применительно к новым реалиям жизни. В современных условиях обновляются представления и о характере воспитания, и об особенностях его организации. Традиционное воспитание - это педагогически организованный процесс передачи молодому человеку ценностей, идеалов, норм поведения, принятых в обществе, с целью его продуктивной адаптации к условиям этого общества.
Современное воспитание, полагает И. А. Зимняя, ориентированное на задачи и условия постиндустриального общества, не-
сколько иное. Оно педагогически организуется как полисубъектный социально-культурный процесс, обеспечивающий сознательное присвоение человеком ценностей, духовных идеалов, социальных приоритетов и культурных норм деятельности, направленной на самоактуализацию, саморазвитие в разнообразной и продуктивной деятельности во благо семьи, общества, народа, других людей, человечества [2].
Отправным началом в научной разработке проблем воспитания студенческой молодежи послужило проведение в июне 2010 г. Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы воспитательного процесса в вузе», где был систематизирован и обобщен практически весь спектр разработки проблем воспитания, имевшихся на этот период времени в вузах Российской Федерации [3]. Анализ материалов конференции позволил выявить в значительной части вузов такие проблемы, как:
- дефицит научных и методических материалов, необходимых для эффективного управления и проведения воспитательной работы со студентами;
- недостаточную квалификацию воспитательных кадров;
- недостаточное использование в воспитательных целях потенциала самих студентов;
- недостаточно развитую инфраструктуру вузов;
- несформированность целостной системы органов студенческого самоуправления;
- недостаточное использование такого эффективного инструмента, как целевые комплексные программы по важнейшим направлениям воспитания студентов и др.
Президент Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» Н. Синягина отмечает, что достаточно серьезные проблемы в организации воспитательного процесса в вузах отмечаются в период, когда в диаде «воспитание - образование» первостепенная роль отводится именно воспитанию. Это находит отражение в тексте закона «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и других аналогичных документах.
Данные анализа молодежной среды показывают, что в последние годы увеличива-
ется число молодых людей, которые существуют за счет родителей, других близких. Они есть и в числе студентов: среди неуспевающих студентов их около 12 %. Современную молодежь, к сожалению, характеризует и стремление к употреблению спиртного: к шестнадцати годам большинство молодых людей (около 64,8 %) приобщается к употреблению алкоголя. Прослеживается активная наркотизация элитной части молодежи России - студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов: количество наркоманов среди них по некоторым учебным заведениям доходит до 30 %.
Если молодежь вообще характеризует интерес к силовым видам спорта (бодибилдинг, различные виды борьбы), которые, с одной стороны, имеют коммерческую ценность, а с другой - связаны с культом физической силы, то в студенческой среде около 70 % опрошенных предпочитают спорту общение с друзьями, «тусовки». Среди важных ценностей современные студенты выделяют, прежде всего, «полезные связи», далее «компьютер» и «секс».
Другая значимая проблема - экстремизм и ксенофобия: более 54 % студенческой молодежи разных национальностей проявляют явное отрицательное отношение к людям иной, чем они, национальности. Как показывают исследования вышеназванной организации, около 33 % студентов хотели бы покинуть Россию после окончания вуза в поисках лучшей жизни, 31 % - из-за значительных возможностей в самореализации, представляемых за границей специалистам, и только 18 % не смогли четко сформулировать «почему ?». Почти все желающие выехать учатся на «4» и «5», три четверти из них - юноши. Среди аргументаций «за выезд» - «возможность сделать карьеру», «желание получить высокий уровень медицинского обслуживания», «достичь высокого уровня жизни». Из тех, кто сомневается в том, надо ли уезжать из России, 5 % «не уверены в своих знаниях», 26 % - «патриотичны» и около 30 % - «привязаны к своим близким, друзьям». Только 24 % хотели бы на чужбине «накопить денег и вернуться».
Но все же основная проблема, существующая в организации воспитательного процесса в российских вузах, видится в отсутствии специальных структур и специально подготовленных к воспитательной работе в вузе кадров. А уже далее следуют содержа-
тельная разработанность, методическая и технологическая оснащенность этого процесса, оценка результативности и пр.
Заострение внимания на проблеме воспитания сопровождается его постепенным возвращением в образовательные учреждения разного уровня. Для вузов воспитательная деятельность также обозначается как приоритетная. Тем не менее сказать, что высшие учебные заведения должны обеспечить воспитательную работу со студентами, - не значит, к сожалению, обеспечить ее на самом деле и в том варианте, который необходим современным молодым людям. Сложность заключается и в том, считает Н. А. Шайденко, что некогда четко выстроенная, бесперебойно действовавшая система воспитания была разрушена вместе с породившей ее идеологией. Кроме того, серьезные изменения произошли в ценностных ориентирах, мировоззрении студенчества, углубив межпоколенные противоречия; под влиянием современных реалий обновился характер педагогического взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Сегодня, очевидно, что вернуться к практике лозунгов, идеологического прессинга и пафосных мероприятий невозможно [4].
Поскольку основным для вуза был и остается учебный процесс, составляющий наибольшую часть нагрузки студентов, нельзя нивелировать его воспитательный потенциал. Само разведение обучения и воспитания как самостоятельных и часто независимых процессов недопустимо. И. А. Зимняя отмечает, что в условиях реализации компетент-ностного подхода результат образования измеряется не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом деятельности, в первую очередь ценностью самой профессиональной деятельности. В структуре компетенции особое место занимает ценностное отношение к знанию, профессиональной деятельности, предмету труда, что предполагает пересмотр подходов к отбору содержания учебного материала и способов его презентации. При разработке воспитательных программ необходимо закладывать систему ценностей, общих и связанных с будущей профессией, формируемых у обучающихся.
Приоритетной задачей воспитания в современных условиях становится развитие у студентов качеств и способностей, позволяющих ему не просто адаптироваться к меняющейся жизни, но и позитивно влиять
самому на новое социальное пространство. Тенденции общества оказывают серьезное влияние на инновационные процессы в системе образования. Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, призванная сегодня привести результаты образовательного процесса в соответствие с требованиями общества и индивидуальными запросами человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности. Важен ответ на вопрос, чем является инновация в воспитании: процессом, результатом процесса или, возможно, и тем, и другим? На наш взгляд, инновация в широком смысле - единство процесса и результата, воплощенное в качественно новом состоянии системы. Инновация в узком смысле - процесс прохождения новшества от этапа зарождения идеи до получения результатов реализации этой идеи в виде существенных изменений состояния системы.
Инновация в воспитании, утверждает С. В. Романченко, это нововведение, осуществляемое по отношению к первичному новшеству, результатом которого является существенное изменение состояния воспитательной системы. Поскольку в воспитательной деятельности окончательные результаты могут быть отсрочены во времени, то без обеспечения «прохождения» новшеством пути от идеи до получения результатов ее практического воплощения, невозможно понять, воплотится ли оно в воспитательную инновацию или нет. Лишь результат нововведения позволяет отличить его от инновации. Если результат нововведения приводит к существенным изменениям системы, то оно «имеет право» быть признанным инновацией [5].
Н. А. Шайденко, отмечает, что анализ опыта работы по реализации воспитательных технологий в вузе позволяет определить наиболее распространенные технологии в современной воспитательной практике: модели гражданского воспитания, добровольческой деятельности и воспитания социально активной молодежи, социального проектирования и досуговой деятельности, экологического воспитания и здоровьесбережения. Популярность у молодежи приобретают кейс-технологии, веб-квесты (технология работы с информационными интернет-ресурсами), геокешинг (туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахожде-
нии тайников, спрятанных другими участниками игры), флешмоб и др.
Чрезвычайно важным направлением работы высшей школы сегодня является корпоративное воспитание, поэтому в воспитательной работе ТГУ имени Г. Р. Державина придается особое значение сохранению и преумножению традиций, приобщению к ним студентов: работает музей истории университета, оформлена портретная галерея. Издаются серии книг «Выдающиеся ученые университета», «Они нас учили», история отдельных кафедр и факультетов, собираются материалы по истории научных школ, успешно работает клуб «Дебаты», военно-исторический клуб, организована служба «Телефон доверия» для студентов, успешно работает волонтерская группа «Бумеранг». Все это способствует развитию у студентов чувства корпоративности, профессионального достоинства.
В связи с разработкой Основных образовательных программ нового поколения по требованиям ФГОС ВПО актуализировалась деятельность вуза по изучению и обобщению собственного профессионального опыта и опыта коллег из других регионов по использованию современных технологий в образовательном процессе [6]. Изучение и оценка моделей и проектов организации воспитательной деятельности в ТГУ имени Г. Р. Державина показывают, что некоторые ее аспекты и направления, технологии вполне отвечают требованиям, представленным в нормативно-правовых документах сферы образования, научных исследованиях, отвечают запросам самих студентов [7].
Таким образом, мы приходим к выводу, что наиболее распространенными на сегодняшний день технологиями воспитания являются социально-педагогические технологии. Логичность такого явления не вызывает сомнения. Чтобы войти «во время», сделать его «своим», человек должен развить в себе способность к восприятию социального опыта, а педагог - найти механизмы приобщения молодого поколения к общекультурным ценностям. В этом их целевое назначение. Мы относим некоторые виды деятельности в социальной среде к технологиям (социальное проектирование, коллективную творческую деятельность, PR-технологии, волонтерство, дебаты и др.) потому, что именно их технологический алгоритм влияет на формирова-
ние способов социально-воспитательной работы [8].
Нельзя отрицать, что в последние годы статус воспитания в системе образования значительно повысился: воспитанию уделяется значительное внимание как руководством самих вузов, так и чиновниками на государственном уровне. Особенно видны позитивные изменения в тех вузах, где есть специальные подразделения и структуры, отвечающие за процесс воспитания. Во многих вузах страны есть проректоры по воспитательной работе, созданы центры граждан-ско-патриотического воспитания, духовно-нравственного образования.
Однако, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны органов управления образованием и, непосредственно, вузов, эффективность целенаправленного воспитательного влияния на студенчество остается существенно ниже по сравнению с воздействием спонтанных факторов среды (псевдокультура, коммерционализированные СМИ, неформальная среда общения).
В работе проходившего в г. Тамбове 2830 марта 2017 г. второго областного педагогического марафона принял участие председатель экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы профессор С. В. Тетерский. В своем докладе «Новые идеи и технологии в воспитании патриота» он подчеркнул, что главное богатство России - ее граждане, что важнейшим фактором развития вуза в современных условиях является формирование воспитательной системы с акцентом на конкретную личность будущего специалиста и на воспитательный потенциал внешней среды. «В воспитательной деятельности вузов, - подчеркнул он, -несомненно, значительную роль играет личность, организующая эту работу - будь то руководитель молодежного самоуправления, проректор по воспитательной работе или кто другой, - и тогда в вузе выстраивается целостная система воспитательной деятельности. Формы и средства воспитательной работы должны творчески развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной работы со студентами и распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех других подразделениях высшего учебного заведения».
Выступления всех участников марафона показали, сколь важную роль в решении вопросов воспитания в вузе играет правильное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов, как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.
Следует отметить, что значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы. Это подтверждается не только результатами опроса, где 20,3 % студентов к числу существенных проблем студенческой жизни отнесли «неорганизованность, разобщенность моей студенческой группы», но и проведенными нами с помощью социометрических методов исследованиями уровня развитости взаимоотношений в академических группах вуза. Полученные Т. А. Соколовой результаты также свидетельствуют о существенном падении роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастание тенденций индивидуализма. Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи, считает автор, должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза [9].
Л. В. Мирошниченко убеждена, что в нашей высшей школе существует ошибочное мнение, будто специальную психолого-педагогическую подготовку аспирантам -будущим преподавателям - давать излишне [10]. Между тем воспитательная работа - это не хобби, она требует специальной подготовки, причем не эпизодической, а систематической. И если «искусство воспитывать» должны воплощать преподаватели вузов, значит, в первую очередь, их надо обучать научным основам и практическим приемам этой новой для них деятельности, прежде всего - психологии и педагогике. Преподавателей нужно обучать умению общаться с людьми другого поколения с иными представлениями и иной шкалой ценностей, понимать и учитывать позиции, интересы, вкусы и взгляды студенчества. Преподаватель должен воспитывать всем своим поведением, высоким духовно-нравственным обликом, увлеченностью своим делом, творческим подходом, эрудицией и креативностью, ака-
демической культурой и профессиональной этикой, четкостью исполнения обязанностей и трудовой дисциплиной, принципиальностью, разумной требовательностью к себе и обучающимся.
Литература
1. Макарова Л. Н., Копытова Н. Е., Королева А. В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 6 (110). С. 84-91.
2. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998.
3. Современные проблемы воспитательного процесса в вузе / отв. ред. В. М. Ивойлов. Кемерово, 2010.
4. Шайденко H. A., Калинина З. Н. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. 2010. № 6. С. 44-50.
5. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 166-168.
6. Петрунева P. M., Дулина Н. В., Васильева В. Д. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 121. С. 289-295.
7. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Шар-шов И. А., Курин А. Ю. Концепция развития педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 7-18.
8. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / под ред. A. A. Оводенко. СПб., 2006.
9. Соколова Т. А. Роль куратора академической группы в формировании личности студента // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2007. № 1. С. 66-78.
10. Мирошниченко Л. В. Взаимодействие студента и педагога в образовательном процессе: новые проблемы и тенденции. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 1. С. 121-126.
References
1. Makarova L. N., Kopytova N. E., Korole-va А. V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushchejsya vneshnej informatsionnoj sredy [Constructive and destructive opportunities of the changing external information environment] // Vestnik
Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2012. № 6 (110). S. 84-91.
2. Zimnyaya I. A., Bodenko B. N., Morozo-va N. A. Vospitaniye - problema sovremennogo obrazovaniya v Rossii (sostoyanie, puti resheniya) [Education - a problem of modern education in Russia (a state, solutions)]. M., 1998.
3. Sovremennye problemy vospitatel'nogo protsessa v vuze [Modern problems of educational process in higher education institution] / otv. red. V. M. Ivojlov. Kemerovo, 2010.
4. Shajdenko N. A., Kalinina Z. N. Vospitaniye studencheskoj molodezhi v pedagogicheskom vuze [Education of student's youth in pedagogical higher education institution] // Pedagogika. 2010. № 6. S. 44-50.
5. Romanchenko S. V. Novshestva, novovvedeniya, innovatsii: opredeleniya i sushchnost' [Novelties, new developments, innovations: definitions and essence] // Molodoj uchenyj. 2012. № 4. S. 166-168.
6. Petruneva P. M., Dulina N. V., Vasil'eva V. D. FGOS tretyego pokoleniya i vospitatel'naya deyatel'nost' obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [FSES of the third generation and educational activity of educational institution] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 121. S. 289-295.
7. Gushchina T. I., Makarova L. N., Shar-shov I. A., Kurin A. Yu. Kontseptsiya razvitiya pedagogicheskogo instituta Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina [Concept of development of teacher training college of the Tambov state university named after G. R. Derzhavin] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 5-6 (157-158). S. 7-18.
8. Vospitaniye studentov v sovremennykh usloviyakh: problemy i puti ikh resheniya Education of students in modern conditions: problems and ways of their decision [Education of students in modern conditions: problems and ways of their decision] / pod red. A. A. Ovodenko. SPb., 2006.
9. Sokolova T. A. Rol' kuratora akademicheskoj gruppy v formirovanii lichnosti studenta [Role of the curator of the academic group in formation of the identity of the student] // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo finansovo-ekonomicheskogo instituta. 2007. № 1. S. 66-78.
10. Miroshnichenko L. V. Vzaimodejstviye studenta i pedagoga v obrazovatel'nom protsesse: novye problemy i tendentsii [Interaction of the student and teacher in educational process: new problems and tendencies] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2007. № 1. S. 121-126.
* * *
TRADITIONS AND INNOVATIONS IN EDUCATIONAL WORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Tereshchenko Galina Fyodorovna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author proved need of reconsideration of the existing approaches to education of student's youth, revealed the essence of traditional and modern education, analyzed the valuable orientations prevailing among young people, considered the contents of educational programs and defined the most widespread technologies in modern educational practice of higher education institution: web quests, PR-technologies, volunteering, debate geokeshing, flashmob, etc. The author also noted reasons of considerable weakening of a position of curators and the educational impact on students made by them.
Key words: the national doctrine of formation of the Russian Federation, the comprehensive program, a dyad «education - education», valuable reference points
Об авторе:
Терещенко Галина Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Tereshchenko Galina Fyodorovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin