TT Д VUWkTT/T Кучерова O.E., Тарасова СИ., Анохина C.B. Профессиональное воспитание
AJ^JTTl^x ii Л-JJL IT 1 будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций
I—' I—| -i \г / I \ I /\ I среднего профессионального образования//Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
RESEARCH RESULT
УДК 377.6 DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-6
Кучерова О.Е.* Тарасова С.И., Анохина С.В.
Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования_
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Студенческая, 14, Белгород, 308007, Россия, E-mail: [email protected]*
Аннотация. В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного среднего профессионального образования - проблема профессионального воспитания. Переломное время 90-х годов XX века изменило не только общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и сознание юных граждан. Следует уделять более пристальное внимание воспитанию студенческой молодежи как будущих профессионалов. Профессиональное воспитание является органической составляющей всей воспитательной работы организации среднего профессионального образования, в целом. В статье приводится нормативно-правовая база как федерального, так и регионального уровня, призванная помочь кураторам и заместителю директора по воспитательной работе в ее целенаправленной организации. При определении сущности профессионального воспитания указывается важность приобщения обучающихся не только к профессиональной деятельности, но и к социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. В статье анализируется «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» как основополагающий документ в области воспитания согласно основным его направлениям.
Ключевые слова: организация среднего профессионального образования; воспитание; профессиональное воспитание; Стратегия развития воспитания; куратор студенческой группы.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания НИУ «БелГУ» на 2018 год, проект №27.13100.2018/12.1.
Информация для цитирования: Кучерова О.Е., Тарасова СИ., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4. С. 63-72. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-6
Статья поступила 14 августа 2018 г.; Принята 3 декабря 2018 г.; Опубликована 31 декабря 2018 г.
O.E. Kucherova*, S.I. Tarasova, S.V. Anokhina
Professional education of the future specialist in the general system of educational work of colleges of secondary vocational education
Belgorod National Research University, 14 Studencheskaya Str., Belgorod, 308007, Russia E-mail: [email protected]*
TT Д VUWkTT/T Кучерова O.E., Тарасова СИ., Анохина C.B. Профессиональное воспитание
AJ^JTTl^x ii Л-JJL IT 1 будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций
I—' I—| -i \г / I \ I /\ I среднего профессионального образования//Научный результат.
r е s е а r с н—5" в s ц l т Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
Abstract. In this article, the author examines one of the pressing issues of modern secondary vocational education - the problem of professional education. Noting that the crucial time of the 90s in the 20th century has changed not only the sociopolitical and socio-economic situation in the country, but also the consciousness of young citizens, the author says that more attention should be paid to their education as future professionals. Speaking about professional education, the author notes that in general it is an organic component of all educational work of the organization of secondary professional education. In addition, in his article the author cites the legal framework of both federal and regional levels, designed to help mentors and deputy directors for educational work in its targeted organization. In determining the essence of professional education, it is important to involve students not only into professional activities, but also to social functions in accordance with the specialty and skill level. The article analyzes the development strategy of education in the Russian Federation until 2025 as a fundamental document in the field of education according to its main directions.
Keywords: organization of secondary vocational education; education; professional education; strategy of development of education; mentor of the student group. Acknowledgements: The study was performed in the framework of the state assignment of Belgorod National Research University for 2018, project № 27.13100.2018 / 12.1.
Information for citation: Kucherova, O.E., Tarasova, S.I. and Anokhina S.V. (2018) "Professional education of the future specialist in the general system of educational work of colleges of secondary vocational education", Research Results. Pedagogy and Psychology of Education, 4 (4), 63-72, DOI: 10.18413/2313-89712018-4-4-0-6
Received 14 August 2018; Accepted 3 December2018; Published 31 December2018
Введение. Сегодня пристальное внимание ученых - педагогов, психологов, социологов и др. обращено на образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования (СПО). И это не случайно, ведь учреждения системы СПО являются неотъемлемой частью всей системы российского образования, а также важнейшим звеном главных сфер страны: экономической, социальной, культурной. Именно в системе СПО готовят специалистов среднего звена не только для промышленности или сельского хозяйства, но и для сферы услуг, здравоохранения, образования и культуры.
В 90-х гг. XX века среднее профессиональное образование оказалось как бы вне системы образования и её ведущих факторов. Переломные моменты той эпохи, смена общественно-политической и социально-
экономической ситуаций оказали свое влияние не только на все сферы жизни общества, но и, конечно же, на умы и сердца юных граждан.
В результате сегодня мы имеем абсолютно иное поколение 15-18 - летних граждан, с абсолютно иными, чем еще лет 15 назад, мотивами поведения, нравственными ценностями и ориентирами.
У современных молодых людей, согласно нашим данным, преобладают преимущественно ценности индивидуально-личностной направленности, связанные с повышением роли материального фактора и осознанием этого обстоятельства. Все реже приходится говорить о доминировании в сознании учащейся молодежи духовно-нравственных, гражданских ценностей или ценностей социального характера. А если взять во внимание, что у поступающих в ор-
L
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования//Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
ганизации СПО не сформирована система ценностей, то можно задаться вопросом: какой будет социальная и профессиональная ориентация обучающихся в организациях среднего профессионального образования?
Ответ на данный вопрос и является одной из важнейших задач, стоящих перед всей системой образования (и СПО, в том числе) - сформировать новое поколение, обладающее не только знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, и, что немаловажно, разделяющее традиционные духовно - нравственные ценности своего региона и страны в целом.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были сформулированы стратегические ориентиры воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»1. В полной мере это относится и к выпускникам организаций среднего профессионального образования.
Здесь нам видится тонкая грань между воспитательной работой, в целом, и профессиональным воспитанием в организации среднего профессионального образования, в частности. Именно этот тандем способствует формированию конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа.
Психолого-педагогическая литература рассматривает понятие «воспитание» как передачу общественно-исторического опыта новым поколениям, который способствует подготовке их к общественной жизни и производительному труду, а также дефиниция «воспитание» трактуется как целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека для формирования у него определенных понятий,
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].URL: https://rg.ru/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html
принципов, установок, ценностных ориен-таций (Исаев, Ерошенкова, 2011), одним словом того, что обеспечивало бы его развитие (В. Караковский, Г. Селевко и др.). Исследователи Новикова Л.И и Селиванова Н.Л. считают, что воспитание - это процесс создания условий для систематического целенаправленного развития личности как субъекта деятельности и как индивидуальности (Новиков; Селиванова, 1995). Мы солидарны с позицией А.М. Столяренко, который считает, что в современном воспитании приоритетное значение должно принадлежать «воспитанию, основанному на духовной, культурной, демократической, патриотической традиционности, прогрессивных положениях мировой педагогики» (Столяренко, 2006).
Основная часть. На сегодняшний день признано, что проблемы профессионального воспитания выходят на первый план, при этом органично включаются в общую систему воспитательной работы организации среднего профессионального образования. Известно, что у каждой профессии свои, конкретные требования к психофизиологическим особенностям личности, вот почему так важно всесторонне изучать личность будущего специалиста, обратившись к профессиональной диагностике, которая поможет выявить интересы, склонности, ценностные ориентации личности и пр. Конечно, эта работа должна быть качественно проведена психологом на этапе обучения молодых людей в старших классах школы, но, если этого по какой-то причине не было там сделано, то на первом курсе диагностика обязательно должна быть проведена. Это поможет и в определении профессиональных намерений, мотивов обучающихся, будут выявлены индивидуальные психические особенности.
В разное время вопросам профессионального воспитания уделяли внимание ученые Блонский П., Белозерцев Е.П., Вульфов Б.З., Исаев И.Ф., Климов Е.А., Кон И.С., Коган М.Е., Репринцев А.В., Рубинштейн С.Л., Руткевич М.Н. и др., анализ трудов которых позволяет прийти к выводу
о том, что сущность профессионального воспитания состоит в приобщении обучающихся не только к профессиональной деятельности, но и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. В ходе профессионального воспитания осуществляется подготовка обучающихся к целенаправленной активной профессиональной деятельности и развитию важнейших профессиональных качеств.
Невозможно отделить профессиональное воспитание от общей системы воспитательной работы в организации среднего профессионального образования, поскольку профессиональное воспитание - это многомерный, сложный процесс воздействия на личность обучающегося, на его интересы, что способствует формированию его нравственного облика, оказывает влияние на его мастерство и личность, в целом.
Результатом профессионального воспитания будут выступать не только знания, умения обучающегося, полученные в ходе обучения и производственной практики, но и система профессиональных ценностей и идеалов, духовные потребности, мотивы, ценности в социальном плане, которые должным образом способствуют формированию личности будущего специалиста.
В процессе профессионального воспитания важно правильно выстроить субъект-субъектные отношения, поскольку именно такие отношения способствуют большему влиянию на становление личности молодого профессионала через совместную производственную и учебную профессиональную деятельность обучающихся и преподавателей (мастеров производственного обучения и пр.).
Большинство задач профессионального воспитания, безусловно, решается в ходе учебной деятельности. Здесь важны и содержание учебной дисциплины, и технологии, и методы, и формы, и средства обучения, а также имидж преподавателя играет важную роль (отношение к обучающимся, эмпатийность, эрудированность, чувство юмора и пр.). Кроме всего, нельзя не отме-
тить и такую важную составляющую профессионального воспитания в организации СПО, как внеурочная деятельность (классные часы, экскурсии, проектная деятельность и т.д.).
В помощь заместителям директоров, кураторам студенческих групп в колледже, лицее и прочих организациях среднего профессионального образования для планомерной и целенаправленной организации воспитательной работы сегодня дается разработанная в различных направлениях нормативно-правовая база.
Это, в первую очередь, - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт (по специальности), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также ряд документов регионального значения (Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области»; Постановление коллегии департамента образования Белгородской области от 21 мая 2014 года №3 «Реализация воспитательной компоненты в образовательных учреждениях области с учетом региональных особенностей: эффекты, проблемы, перспективы»; Постановление Правительства области от 9 июня 2006 г. №130 - пп «О концепции программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 20072010 годы»; Постановление Правительства области от 24 ноября 2011 года № 435-пп «Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества»
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования//Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
L
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования//Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
на 2011-2025 годы»; Постановление Правительства Белгородской области от 14 января 2013 г. № 4-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013-2020 годы»» и др.
Анализ перечисленных документов позволяет сформулировать ряд задач в области воспитания обучающихся и профессионального воспитания, в том числе. Итак, будущий специалист должен быть социально активной личностью, человеком высокой нравственной культуры, активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; быть толерантной личностью; стремиться сохранять и приумножать историко-культурные традиции своего региона, обладать тактом, владеть нормами общения на разных уровнях, обладать профессиональной культурой и пр.
Работа со студентами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания является приоритетной задачей не только каждой образовательной организации среднего профессионального образования, но и всей Белгородской области в целом, которая «накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития в части создания эффективной системы духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации детей и молодежи»2.
В системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования обязательной составляющей является воспитательное пространство, которое включает в себя различные институты гражданского общества, работу с семьей
2 Методические рекомендации по разработке программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных учреждений в свете ФГОС с учетом условий и особенностей Белгородской области [Электронный ресурс]. Белгород, 2013. C. 4. URL:
http://mkunmic.beluo.ru/doc/metod%20rekomendacii%2 0riro.pdf
обучающихся, работу внутри самой образовательной организации и т.п. В белгородском регионе создано единое социально-воспитательного пространство, которое ориентировано на традиционные культурные ценности, что помогает осуществлять «процесс воспитания развитой личности, способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа, обеспечивается интеграция деятельности различных социальных субъектов» (Там же).
В проанализированных нами программах воспитательной работы и программах профессионального воспитания системы СПО г. Белгорода большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Созданная в образовательных организациях (Белгородский индустриальный колледж, Белгородский педагогический колледж, Белгородский механико-технологический колледж, Белгородский строительный колледж и др.) система духовно-нравственного воспитания выстроена на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечивает многомерность и интегрированность современных механизмов воспитания и его приоритетов в обществе.
Долгосрочные целевые программы в области воспитания детей и молодежи, принятые в Белгородской области, помогают решить ряд важных воспитательных задач:
- формирование духовно-нравственных качеств личности, которые обеспечивают личности устойчивость против негативных факторов общества, помогающих строить свою жизнь на основе традиционных российских духовно - нравственных ценностей, развивают гражданский долг и ответственность;
- формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения;
- приобщение к ценностям традиционной отечественной культуры;
- формирование единого культурного пространства области, где крепки нравственные ценности, сохраняется и популяризируется традиционная культура Белго-
родской области и культурное наследие народов России, формируется бережное к ним отношение;
- распространение среди детей и молодёжи знаний о духовных и нравственных традициях российского народа;
- возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, возрождение исторических традиций белгородской семьи.
Сложно не согласиться с известным русским философом И.А. Ильиным, который отмечал не однажды, что духовность человека предполагает существование в его сознании таких категорий, как вера, совесть, верность, любовь и патриотизм. Ученый считал, что для полноценной жизни России необходимо будет выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть ее историческая и геополитическая судьба (Ильин, 1993).
Обратившись к важнейшему документу в области воспитания детей и молодежи -«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», отметим один из ее основных постулатов: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»3. Таким образом, приходим к выводу, что воспитательная работа в организациях среднего профессионального образования ведется согласно требованиям основных документов.
Рассмотрим некоторые положения «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» подробнее, так как они могут стать основой для планов воспитательной
3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].URL: https://rg.ru/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html
работы, как колледжей в целом, так и для кураторов студенческих групп (Там же).
Сначала уделим внимание тем государственными приоритетам в области воспитания, которые кажутся нам наиболее важными для системы среднего профессионального образования. Среди них стоит выделить обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям (мы упоминали об этом выше); обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития..., в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (чаще всего это обучающиеся, оставшиеся без попечения родителей, а также с ограниченными возможностями здоровья) формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности; развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации. То есть, на наш взгляд, речь как раз и идет о создании воспитательного пространства, которому практически все образовательные организации уделяют достаточно внимания.
Также в этом важном государственном документе стоит обратить внимание на то, что «обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания» будут способствовать повышению эффективности воспитательного процесса, в целом, и профессионального воспитания, в том числе. Стратегия рекомендует полноценно использовать воспитательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ, а также расширять вариативность воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования//Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования// Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
..., с учётом её потребностей, интересов и способностей (Там же).
Одной из проблем воспитательной работы организаций среднего профессионального образования, на наш взгляд, является работа с семьей. Зачастую бывает очень сложно наладить связь с семьей обучающихся, поскольку родители считают, что обучающийся колледжа - вполне самостоятельный, взрослый человек, способный отвечать за свои поступки. Возможно, теоретически это так. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что вчерашние школьники, получив новый статус (студента колледжа), считают, что некоторые нарушения дисциплины и поведения вполне допустимы (пропуски занятий без уважительной причины, невыполнение заданий различного уровня и толка и пр.). Важно донести до сознания родителей, что их помощь и поддержка, в этот период очень важны для молодого человека. Внешне может никак не проявиться то, что молодой человек испытывает внутри (чувство страха или неловкости, поскольку неизвестно, как новый коллектив (обучающихся и педагогов) примет его; различные фрустрации и пр.).
В «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» достойными нашего внимания и необходимыми для системы СПО являются следующие пункты: содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождение традиционной значимости больших многопоколенных семей; а также создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций (Там же). Важным, на наш взгляд, для организации работы с родителями является и положение о создании условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания. К сожалению, этот аспект (работа с родителя-
ми) в данном ключе недостаточно полно представлен в системе воспитательной работы колледжей, и зачастую носит лишь декларативный характер.
Отлаженная, спланированная, целенаправленная работа с родителями - немаловажный факт в создании системы профессионального воспитания будущего специалиста. Так, например, вовлечение родителей в работу организации среднего профессионального образования, через такие формы работы, как «Вечер встречи с родителями», клуб «Спортивная семья», дискуссионная площадка «Профессионал: от А до Я» и пр., также способствуют профессиональному воспитанию. Здесь уместно вспомнить поговорку: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Чувство гордости за достижения членов семьи на профессиональном поприще, трансляция опыта работы отцов, матерей, старших братьев и сестер в широкую аудиторию способствуют формированию мотивации, повышению интереса к профессии, ее престижа. Считаем важным отметить и тот факт, что в «Стратегии развития воспитания до 2025 года» представлена идея поддержки родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях (Там же).
Будущий профессионал, безусловно, должен обладать хорошим здоровьем, поэтому в системе профессионального воспитания должно быть уделено внимание формированию здорового образа жизни, культуры здоровья. В «Концепции развития воспитания в РФ до 2025 года» речь идет о мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиях спортом, развитии культуры здорового питания и трезвости; распространении позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях, формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; привитии культуры безопасной жизнедеятельности, профилактике вредных привычек (Там же).
В проанализированных нами программах профессионального воспитания белгородских колледжей (и в воспитательных программах, в целом) заложен ряд мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и культуры здоровья обучающихся.
Бесспорно, «широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении» значительно расширяет границы воспитательной деятельности и профессионального воспитания, в том числе (Там же).
Заключение. Укажем, что большое значение для результативности профессионального воспитания имеют различные свойства самой личности. Это такие как: цели и интересы личности, мотивы личности, ценностные ориентации, психофизические особенности, уровень профессиональной подготовки. Безусловно, целенаправленная работа по профессиональному воспитанию, планомерная организация воспитательной работы в целом, будет способствовать как формированию указанных выше качеств, так и их развитию. Процесс профессионального становления личности невозможно ограничить только профессиональным воспитанием (Белов, 1999: 411-413; Белов, 1999: 144).
Исследователь Белов В.И предлагает более широкое понятие -профессиональное формирование, считая его более широким, чем профессиональное становление, поскольку оно включает в себя еще и нецеленаправленные, стихийные, случайные воздействия общества на личность. В своем исследовании он говорит о том, что важно ослабить влияние стихийных факторов на профессиональное становление личности и признает это одной из важных задач профессионального воспитания (Белов, 2006). Возможно, стоит в этом согласиться с исследователем.
Подводя итог изложенному в статье, отметим, что профессиональное воспитание
достигнет своего апогея тогда, когда личностные качества выпускника колледжа переплетутся с его профессионально значимыми качествами как специалиста.
Обратившись к наследию великого советского педагога А.С. Макаренко, вспомним, что он мечтал о создании такой воспитательной системы, предметом которой стало бы воспитание «неразложимого человека». Ученый писал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».
Список литературы
Белов В.И. Профессиональное воспитание / Энциклопедия профессионального образования, т. 2. М., РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. С.411-413.
Белов В.И. Формирующие аспекты системы профессионального воспитания. СПб,
1999. 144 с.
Белов В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: Дис... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.
Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. № 6. С. 21-27.
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1995.
Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.
Демин В. Средняя профессиональная школа России: к новому качеству // Народное образование. 2001. № 6. С.193-197
Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 3.
Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 3. С.44-53.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт A.C. Макаренко. М. 1987. 159 с.
Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус,
2000.
Мануйлов Ю.С. Аксиоматика средового подход в воспитании (опыт построения) //
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования// Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / По ред. Л.И. Новиковой. Р.Б. Вендровской. В. Караковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО. 1996. С. 24-28.
Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического
образования / Под ред. И.Г. Коваленко. Минск: Высш. шк. 2003.
Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / По ред. Л.И. Новиковой. Р.Б. Вендровской. В. Караковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО. 1996.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: Издательский центр Академия. 2001. 272 с.
Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Педагогика профессионального образования / Под ред. Сластенина В.А. М.: Издательский центр Академия. 2004. 368 с.
Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. Москва: Пер Сэ, 2010. 336 с.
Новиков А.М. Проблема гуманизации профессионального образования [Электронный ресурс].URL: http://portalus.ru/modules/ shkola/ rus_readme. php?subaction =showfull&id (дата обращения 22.10.2018).
Селиванова Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. М. 1995.
Столяренко A.M. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. ВУЗов, обуч. по пед. специальностям. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.477 с.
Ткачева С.А., Сагынтай Э.к. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования, Т.4, №1: 3040. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy/ 2018/1/Ткачева_С.А._Сагынтай_Э..pdf (дата обращения 22.10.2018).
Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во Московского психо лого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МО-ДЭК. 2005. 560 с.
References
Belov, V.I. (1999), Professional'noye vospi-taniye [Professional education / Encyclopedia of
professional education], 2, Association "Profes-sionalnoe obrazovanie", Moscow, Russia.
Belov, V.I. (1999), Formiruyushchiye aspek-ty sistemy professional'nogo vospitaniya [Forming aspects of the system of professional education], St. Petersburg, Russia.
Belov, V.I. (2006), The system of professional education in modern socio-economic conditions of education development: Abstract of Ph.D. dissertation, St. Petersburg, Russia.
Belyaeva, A.P. (2003), "Development trends of professional education", Pedagogika, 6, 21-27.
Bondarevskaya, E.V. (1995), Vospitaniye kak vozrozhdeniye grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennosti [Education as revival of the citizen, the person of culture and morality], Rostov-on-don, Russia.
Slastenin, V.A. and Kolesnikova, I. A. (ed), Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga [Educational activities of the teacher: a study guide for university students]. (2005), Institutions in Academy, Moscow, Russia.
Demin, V. (2001), "Secondary professional school of Russia: to a new quality", Narodnoye obrazovanie, 6, 193-197.
Ilin, I.A. (1993), "The path of spiritual renewal" [in 10 volumes], 3, Russkaya kniga.
Isaev, I.F. and Eroshenkova, E.I. (2011) "Future specialist's value system: from the essence to the technology of formation", Sibirskij pedagog-icheskij zhurnal, 3, 44-53.
Kozlov, I. (1987), Pedagogicheskiy opyt A.C. Makarenko [The pedagogical experience of A. Makarenko], Moscow, Russia.
Quiverlyag, A.A. (2000), Metody issledo-vaniya v professional'noy pedagogike [Research Methods in vocational pedagogy], Valgus, Tallinn, Estonia.
Manuilov, Y.S. (1996) "An axiomatic approach in environmental education (experience in construction)" Methodology, theory and practice of educational systems: the search continues, Moscow, Russia.
Makienko, I.I., Kovalenko, I.G. (ed) (2003), Pedagogicheskiy protsess v uchilishchakh profes-sional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya [The pedagogical process in colleges of vocational education], Vysshaya shkola, Minsk, Belarus.
Moreva, N.A. (2001), Pedagogika srednego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogy of secondary vocational education], Academy Publishing Center, Moscow, Russia.
Novikova, L.I. and Kuleshov, I.V. (2004), "Educational space: experience and reflections",
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования// Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
L
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования// Научный результат.
Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
Pedagogy of vocational education, Academy Publishing Center, Moscow, Russia.
Novikova, L.I. (2010), Pedagogika vospi-taniya: izbrannyye pedagogicheskiye trudy [Pedagogy of education: selected pedagogical works], Per Se, Moscow, Russia.
Novikov, A.M. (2018) "The Problem of hu-manization of vocational education" available at: http://portalus.ru/modules/ shkola / rus_readme. php?subaction =showfull & id (Accessed 22 October 2018).
Selivanova, N.L. (1995) "The educational system as an object of pedagogical modeling", Modeling of educational systems: theory-practice, Moscow, Russia.
Stolyarenko, A.M. (2006), Obshchaya peda-gogika: ucheb. posobiye dlya stud. VUZov, obuch. po ped. spetsial'nostyam [General pedagogy], UNITY-DANA, Moscow, Russia.
Tkacheva S.A., Sagyntay E.k. (2018) "The problems of professional readiness of future teachers for educational work in the new socio-cultural conditions", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 4(1): 30-40. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy/2018/1/TKa4e ва_С.А._Сагынтай_Э..pdf& id (Accessed 22 October 2018).
Fonarev, A.R. (2005), Psikhologicheskiye oso-bennosti lichnostnogo stanovleniya professional [Psychological peculiarities of the personality formation of a professional, Moscow, Voronezh, Russia.
Информация о конфликте интересов:
автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Кучерова Оксана Егоровна, доцент кафедры педагогики ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (308007, Россия, Белгород, ул. Студенческая, 14), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected] Тарасова Светлана Ивановна, доцент кафедры педагогики ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (308007, Россия, Белгород, ул. Студенческая, 14), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2695-3419, [email protected] Анохина Светлана Витальевна, аспирант кафедры педагогики ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (308007, Россия, Белгород, ул. Студенческая, 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6675-820X, [email protected]
Oksana E. Kucherova, Associate Professor of the Department of Pedagogy Belgorod National Research University (14 Studencheskaya Str., Belgorod, 308007, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, [email protected]
Svetlana I. Tarasova, Associate Professor of the Department of Pedagogy Belgorod National Research University (14 Studencheskaya Str., Belgorod, 308007, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2695-3419, [email protected]
Svetlana V. Anokhina Postgraduate Student of the Department of Pedagogy Belgorod National Research University (14 Studencheskaya Str., Belgorod, 308007, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6675-820X, [email protected]