УДК 377
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (региональный аспект)
© Олег Александрович ШАТАЛОВ
директор
Белгородский индустриальный колледж 308002, Российская Федерация, г. Белгород, пр-т Б. Хмельницкого, 80 Е-mail: [email protected]
Обсуждены вопросы организации воспитательной работы в колледже (организации среднего профессионального образования). Отмечено, что важно определить методологические подходы, опираясь на которые станет возможным построение логичной, последовательной работы по воспитанию обучающихся. Особое внимание обращено на формулу: семья - образовательная организация - социум, поскольку от согласованности действий этих составляющих зависит успех воспитания обучающихся средней профессиональной организации. Также при организации воспитательной работы очень важно избегать одномерности, а сама воспитательная работа не должна замыкаться только на внутренних вопросах организации. Кроме того, признана необходимость взаимопроникновения образовательной среды колледжа в его социокультурную среду, что дает возможность положить в основу всей работы средовый подход. Отмечен большой опыт работы по воспитанию подрастающего поколения на Белгородчине, проанализированы основополагающие документы Правительства области по этому вопросу. Особое внимание уделено духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи как приоритетным направлениям работы, важным локусом в воспитательной работе признается и Закон Белгородской области «О поддержке молодежи в Белгородской области», с такими его основными направлениями как труд и занятость молодежи, образование, творчество и т. п.
Ключевые слова: воспитание; колледж; средовый подход; образовательная среда; социокультурная среда; личность
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-62-66
Воспитание учащейся молодежи - одно из основных направлений работы организаций среднего профессионального образования. Организуя воспитательную работу в учреждении среднего профессионального образования, мы должны отдавать себе отчет в том, что сюда приходят в общем-то уже практически состоявшиеся молодые люди, которым, как правило, от 15 лет и выше. Пожалуй, в этом и заключается одна из особенностей и сложностей построения воспитательной работы. Как известно, это возраст скептиков, юношеского максимализма, большой самоуверенности, поиска себя. Он полон противоречий, самое главное из которых можно сформулировать, наверное, следующим образом: «Я взрослый..., но я нуждаюсь в поддержке». Отталкиваясь от этого противоречия, следует четко и скрупулезно выстраивать линию воспитания в учреждении среднего профессионального образования, которая обязательно должна пересекаться с социокультурной средой учреждения.
Обратим внимание на следующее: социокультурная среда, в которой, собственно, и происходит становление мировосприятия юношей и девушек, обладает рядом особенностей, основными из которых определим следующие: 1) значительное увеличение темпа и скорости жизни; 2) более быстрое освоение молодым поколением социального опыта, чем поколением предыдущим; 3) произошедшее смещение ценностных ориента-ций из плоскости духовного в плоскость материального; 4) высокий уровень углубления социальных и культурных противоречий, конфликтов на религиозной почве и т. д.
В таких условиях нельзя не подчеркнуть особое влияние давно известного триумвирата: семья - образовательная организация -социум. Ну а поскольку институт семьи у нас давно «болен» (огромное количество неполных семей, большое количество разводов, рост числа малообеспеченных семей, рост безработицы и т. п.), то говорить о единстве требований к молодым людям не приходится. Как раз наоборот, учитывая рассогласо-
вание воспитательных влияний между семьей и образовательным учреждением, к молодому человеку предъявляются порой совершенно противоречивые, взаимоисключающие требования. И, вполне естественно, что такое положение дел не может способствовать мотивации адекватного поведения молодых людей.
Учитывая вышесказанное, при организации воспитательной работы в колледже (организации среднего профессионального образования) следует помнить, что воспитание -многомерное, многоаспектное и полифункциональное социокультурное явление, которое мы рассматриваем как универсальную форму связи человека с окружающими, миром, обществом в целом и культурой этого общества.
Скептики могли бы возразить, что хорошее воспитание вовсе не определяет качество жизни человека, но, тем не менее, мы знаем, что хорошее образование (а соответственно и воспитание!) - это ключевой параметр для качества жизни, поскольку, так или иначе, оно способствует развитию социальной сферы.
В деле воспитания в условиях организации среднего профессионального образования важно избежать одномерности. Руководствуясь размышлениями известного педагога В.А. Караковского, отметим, что воспитание должно быть разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию и масштабам воспитывающего воздействия. Вариативность, альтернативность, педагогическая целесообразность, разумный баланс обновления и традиционности - вот черты правильно и разумно организованного воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования [1].
Обращаясь к философско-антропологи-ческому подходу при организации воспитательной работы в колледже, важно обратить внимание на то, что он задает общую ориентацию всех субъектов воспитательного процесса на «понимающее бытие» как бытие в состоянии перманентного диалога друг с другом, с культурой [2]. Быть - значит понимать. Следовательно, в рамках данного подхода воспитание трактуется не как подготовка к жизни, а как сама жизнь. Именно это важно для обучающихся средних образовательных организаций. С помощью данного
подхода в организации воспитательной работы мы можем дать молодым людям верные жизненные ориентиры.
И, безусловно, важным при организации воспитательной работы в организации среднего профессионального образования является средовый подход, предложенный некогда Ю.С. Мануйловым [3]. Используя этот подход, можно спрогнозировать способ организации среды и ее влияния на личность обучающегося, учитывая то, что среда структурно подразделяется на окружающую среду, среду колледжа (организации среднего профессионального образования), коллектива и индивидуума (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин). Кроме того, выделяется среда предметная, предметно-эстетическая, природная, архитектурная, городская, семейно-бытовая, микросреда и т. д. Аккумулируя влияние данных сред, возможно разработать на основе данного подхода стратегию воспитательной работы колледжа. Но мы говорим о взаимовлиянии названных выше подходов и об их взаимодействии в системе воспитательной работы колледжа (организации среднего профессионального образования).
К сожалению, зачастую создаваемая в организации среднего профессионального образования система воспитательной работы как бы замыкается на внутренних вопросах самой организации и ее микросоциума, что не позволяет учитывать широкий социокультурный контекст жизнедеятельности человека. К тому же не всегда при составлении планов воспитательной работы, создании концепций и программ воспитания учитываются особенности современной жизни молодежи: конформность, мировоззренческая неопределенность (отсутствия мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ, примитивизация смысла человеческого бытия, снижение ценности человеческой жизни и пр. [4; 5].
При адекватном учете названных жизненных особенностей, планомерной и целенаправленной воспитательной работе не могут применяться лишь номинальные, неэффективные методы работы, которые зафор-мализовывают сам процесс воспитания.
И если мы считаем, что воспитательная деятельность, прежде всего, нацелена на ка-
кие-то изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.), то и подходить к организации воспитательной работы в колледже следует с позиций жизни настоящей, а не будущей. И не стоит забывать, что результат воспитания зачастую надолго отсрочен во времени, поэтому непосредственно увидеть или зафиксировать и дать объективную оценку происходящим субъективным внутренним изменениям личности весьма сложно.
В основу научно-практических подходов по изучению эффективности воспитания в образовательных организациях нами положены закон «Об образовании в РФ», Национальная доктрина образования, Стратегия социокультурной модернизации образования и другие правовые акты федерального значения и регионального.
На Белгородчине вопросам воспитания подрастающего поколения уделяется пристальное внимание. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 г. одной из главных задач ставит становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения достойного качества жизни населения.
Успешному ее решению способствует целый ряд основополагающих документов, принятых Правительством области. В первую очередь, это региональные программы в области воспитания: «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 гг.», «Развитие школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням отчизны» на 20082011 гг.», «Молодость Белгородчины» на 2009-2012 гг. и др.
Все названные программы были внедрены в практику работы образовательных организаций области, руководствовались ими и организации среднего профессионального образования. Во всех этих документах приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти местного самоуправления, учреждений образования, культуры, молодежной политики признаются духовно-нравственное и патриотическое
воспитание. Руководствуясь этими документами, при организации воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в колледже мы приняли за точку отсчета отечественные традиции и современный опыт, учитывали многомерность и интегрирован-ность современных механизмов воспитания и его приоритетов в обществе.
Стоит обратить внимание на еще один важный документ - принятую Правительством Белгородской области Долгосрочную целевую программу «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 гг.», к целевым ориентирам которой относились: снижение уровня криминализации в среде учащейся молодежи; снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления (в общей численности учащейся молодежи); увеличение доли мероприятий совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов в области духовно-нравственного воспитания населения области; увеличение доли образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения, культуры по делам молодежи, реализующих программы по духовно-нравственному воспитанию детей, молодежи, взрослого населения области; доля перспективных моделей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в социуме (духовно-просветительских центров, опорных школ и дворцов культуры, экспериментальных площадок и т. п.) -все это способствовало повышению результативности работы в данной сфере, и в средних профессиональных организациях в том числе.
Касаясь вопросов духовно-нравственного воспитания, заместитель губернатора Белгородской области С.А. Боженов в своем докладе отметил, что «воспитание духовной культуры как одной из форм социализации личности выступает в качестве необходимого условия формирования человека нового времени - разностороннего, творческого и гармонично развитого» [6].
Кроме того, мы используем в своей работе и Закон Белгородской области «О поддержке молодежи в Белгородской области», опираясь на такие его приоритетные направления, как профессиональная ориентация,
труд и занятость молодежи, поддержка молодежи в сфере образования, поддержка молодежи в сфере культуры и творчества, гражданское и патриотическое воспитание молодежи и др.
Налаживание всей системы воспитательной работы в организации среднего профессионального образования (колледже) с учетом вышеназванных нормативно-правовых актов предполагает широкое использование средового подхода, сущность которого предполагает рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды. Основной задачей работы при этом подходе является выявление склонностей и дарований обучающихся, развитие их в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями, а учет выявленных индивидуальных особенностей позволит каждому воспитаннику найти свое место в образовательной среде колледжа, которая может стать оптимальной для развития обучающегося и его мировосприятия только при наличии возможности влияния на нее; а также если среда будет гибкой: учитывать специфику семейного воспитания, региональных социокультурных традиций; способствовать активному и непосредственному участию обучающихся в ее создании и развитии; создавать возможности для самоопределения обучающихся по отношению к своей социально-образовательной роли в среде колледжа.
Таким образом, взаимовлияние среды колледжа и личности обучающегося может возникать на основе всестороннего взаимодействия субъектов как внутри этой среды, так и вне ее.
Обобщая изложенное, заметим, что создание и развитие системы воспитательной работы в колледже предполагает: гуманитарные способы взаимодействия с культурой, обществом; инновационные способы деятельности обучающихся, родительской общественности, педагогического коллектива и других представителей окружающего сообщества в процессе их образовательного взаимодействия; разработку и реализацию средств (механизмов), обеспечивающих привлечение интеллектуальных, экономических, организационных ресурсов местного сооб-
щества к участию в управлении образованием и в образовательном процессе колледжа.
Стремительный темп современной жизни не оттесняет вопросов содержания воспитания, а, наоборот, выводит их на первый план жизнедеятельности организаций среднего профессионального образования, поскольку обновление воспитательных компонентов содержания образования являет собой одно из надежных средств обеспечения достижения целей личности, общества и государства в целом.
Список литературы
1. Якушкина М.С. Реализация воспитательного потенциала современного образовательного учреждения в рамках новых ФГОС // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2013. № 4 (24). C. 126-131.
2. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003.
3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород, 2002.
4. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 84-91.
5. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.
6. Боженов С.А. Духовно-нравственное воспитание в Белгородской области // 4 Рождественские парламентские встречи 24 Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2016.
References
1. Yakushkina M.S. Realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v ramkakh novykh FGOS [Realization of educational potential of a modern educational institution in accordance with the new Federal state educational standards]. Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal VGSPU "Grani poznaniya " - Electronic scientific-educational journal VSSPU "Borderland of perception", 2013, no. 4 (24), pp. 126-131. (In Russian).
2. Luzina L.M., Stepanov E.N. Pedagogu o sovre-mennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospi-taniya [Teachers about modern approaches and conceptions of upbringing]. Moscow, 2003. (In Russian).
3. Manuylov Yu.S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Environmental approach in upbringing]. Moscow, Nizhny Novgorod, 2002. (In Russian).
4. Makarova L.N., Kopytova N.E., Koroleva A.V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushcheysya vneshney informatsionnoy sredy [Constructive and destructive opportunities of changing out-information environment]. Vest-nik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 84-91. (In Russian).
5. Asmolov A.G. Strategiya sotsiokul'turnoy mod-ernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu
krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdan-skogo obshchestva [Sociocultural modernization strategy: on the way to breaking identity crisis]. Voprosy obrazovaniya - Problems of education, 2008, no. 1, pp. 65-86. (In Russian).
6. Bozhenov S.A. Dukhovno-nravstvennoe vospi-tanie v Belgorodskoy oblasti [Upbringing and education: mental and moral aspects in Belgorod Region]. 4 Rozhdestvenskie parlamentskie vstre-chi 24 Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniy [4 Christmas parliament meetings of 24 International Christmas educational readings]. Moscow, 2016. (In Russian).
Поступила в редакцию 02.02.2016 г. Received 2 February 2016
UDC 377
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN COLLEGE AS A PRIORITY PROBLEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (REGIONAL ASPECT)
Oleg Aleksandrovich SHATALOV
Director
Belgorod Industrial College
80 B. Khmelnitskiy ave., Belgorod, Russian Federation, 308002
E-mail: [email protected]
The questions of educational work at college (organization of secondary vocational education) are discussed. It is marked that it is important to define methodological approaches, basing on them it will be possible to build logical, consistent work to educate students. The attention is paid to the formula: family - educational organization - society. The success depends on these factors. During the organization of educational work it is very important to avoid one-dimensionality and education work itself must not be concentrated only at internal issues of organization. Besides, the necessity of interpenetration of educational sphere of college in its social and cultural sphere gives the ability to make the basis for sphere approach. The experience of work on the growing generation education in Belgorod is discussed. The basic documents of the Ministry of region on this issue are analyzed. The attention is paid to spiritual and moral, patriotic education of youth. They must be priority directions of work. An important locus is the Law of Belgorod region "About support of Belgorod region youth" with basic directions such as labour and occupation of youth, education, creative work and etc.
Key words: education; college; sphere approach; educational sphere; social and cultural sphere; personality
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-62-66
Информация для цитирования:
Шаталов О.А. Организация воспитательной работы в колледже как приоритетная проблема среднего профессионального образования (региональный аспект) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 62-66. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-62-66.
Shatalov O.A. Organizatsiya vospitatel'noy raboty v kolledzhe kak prioritetnaya problema srednego professional'nogo obrazovaniya (regional'nyy aspekt) [Organization of educational work in college as a priority problem of secondary vocational education (regional aspect)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 62-66. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-62-66. (In Russian).