УДК 378.14 ББК Ч448.00
Нефедова Анна Сергеевна,
кандидат педагогических наук, Забайкальский Заводская, 30; e-mail: [email protected].
ГРНТИ 14.35.05
Код ВАК 13.00.08
государственный университет; 672039, г. Чита, ул. Александро-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА КАК ФАКТОРА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитательная работа; воспитание студентов; вузы; нормативные документы; методологические подходы; концепции воспитания.
АННОТАЦИЯ. Для современного этапа развития России характерен кризис всех социальных институтов воспитания. Современная социально-экономическая, культурная и образовательная политика характеризуется недооценкой воспитательного потенциала вуза. Попытки поставить учебное учреждение вне воспитательного процесса вступают в противоречие с педагогической теорией и практикой. В связи со сложившейся ситуацией большое значение отводится воспитательному пространству высшего учебного заведения. Воспитание в вузе квалифицированных специалистов, профессионалов своего дела, умело реализующих свой жизненный потенциал, требует максимальных усилий воспитательного пространства.
Воспитательное пространство высшей школы реализует одну из главных функций в формировании нового поколения специалистов для различных областей науки посредством трансформации государственных целей воспитания и обучения в конкретные педагогические цели при реализации образовательных программ высшего образования. Сегодня все учебные заведения разрабатывают новые подходы, технологии, методы, средства к созданию воспитательного пространства вуза. В представленном материале дается краткий очерк реализации воспитательного пространства Забайкальского государственного университета, выделяется важность управленческого аспекта.
Nefedova Anna Sergeyevna,
Candidate of Pedagogy, Zabaikal State University, Chita, Russia.
GENERAL CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR IN IMPLEMENTATION OF A COMPREHENSIVE LEGISLATED SOCIAL NORMS
KEYWORDS: character building; upbringing of students; universitites; regulations; methodological approaches; concepts of education.
ABSTRACT. Contemporary situation in Russia is characterized by the crisis of all social institutions of upbringing. Modern socio-economic, cultural and educational policy underestimates upblinging potential of a higher school. The attempts to exclude upbringing from the educational process at a higher school contradict pedagogical theory and practice. Thus, it is important to pay more attention to upbringing in higher school. Upbringing of highly qualified professionals in a higher school requires much energy of the educators. Upbringing in higher school focuses on one of the main functions of formation of the new generation of professionals in different spheres of science by means of transformation of the state goals of upbringing and education into certain pedagogical goals in course of execution of an educational program of higher education. Today all educational establishments are developing new approaches, technologies, methods and means of upbringing. The article provides a brief outline of implementation of upbringing in Zabaikal State University and underlines the importance of managerial aspect.
нв
Вводная часть
'а сегодняшний день все российские вузы осуществляют обучение и воспитание в соответствии с разработанным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования последнего поколения по направлениям «Бакалавриат» и «Магистратура». Значение системы образования и воспитания определяется (помимо ФГОС ВПО) также рядом приоритетных нормативно-правовых документов Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. от 4 октября 2000 г. № 75, Указ Президента РФ от
© Нефедова А. С., 2017
01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Государственная программа РФ «Развитие образования на
2013-2020 годы» от 15 апреля 2014 г. № 295, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493.
Воспитательный компонент выступает одним из главных составляющих в профессиональном становлении бакалавра. В соответствии с нормативным документом ФГОС
ВПО (раздел «Педагогическое образование» (бакалавриат)) вузы должны развивать воспитательный компонент в учебно-воспитательном процессе и в практической деятельности. Современная ситуация в России показывает, что происходит недооценка воспитательных функций вуза. Именно воспитательная деятельность в вузе должна быть направлена на развитие высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности.
Данные о методологии и методы исследования
С позиций средового подхода (В. А. Ка-раковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова) изучаемый феномен исследуется как место и механизм интеграции возможностей университета и окружающей среды.
Системный подход (И. А. Карлюк, Е. И. Соколова, М. С. Каган) отражает взаимодействие всех явлений действительности, а также подчиненных компонентов системы.
Воспитательное пространство - это среда благоприятного физического, психического и социального самочувствия, - считают сторонники педоцентристского подхода к воспитанию (А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, Н. Е. Щуркова).
Антропологический подход (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. С. Соловьев, К. Д. Ушин-ский) ориентирует на восприятие человека в его бытийной уникальности, учет всех знаний о человеке.
Компетентностный подход (К. А. Абуль-ханова, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской и др.) направлен на такое взаимодействие между преподавателями и студентами, в результате которого формируются основные профессиональные компетенции.
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн) основан на понимании собственной активности всех субъектов воспитательного процесса.
Культурологический подход (А. Г. Асмо-лов, В. С. Библер, В. А. Сластенин) предполагает, что образование и воспитание должны базироваться на общечеловеческих ценностях, традициях, обычаях своего народа [8].
Проанализировав методологические подходы к понимаю сущности данного понятия, можно сказать, что все ученые видят главную цель - помочь каждому субъекту образовательного процесса адаптироваться в новых условиях, стать высококвалифицированным специалистом, патриотом свой страны.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ педагогической литературы показал, что на сегодняшний день создано боль-
шое разнообразие концепций воспитания:
1. Концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, А. В. Мудрик, М. И. Шилова и др.), в основе заложена идея системно-социального проектирования.
2. Концепция коллективного воспитания (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова и др.) основана на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания.
3. Личностно ориентированные и культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. А. Ямбург и др.) рассматривают воспитание человека в контексте культуры на основе духовно-нравственных ценностей.
4. Концепция самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук) рассматривает внутренний потенциал активности личности [7].
Проанализировав представленные концепции, можно утверждать, что воспитание понимается как процесс развития личности в специально созданных благоприятных условиях. Воспитательная система - это форма интеграции воспитательных взаимодействий, где педагогические цели совпадают с целями воспитанников.
Изучаемый феномен «воспитательное пространство» в психолого-педагогической литературе имеет разное смысловое значение. Понятие «воспитательное пространство» введено в отечественную педагогику Л. И. Новиковой. Автор воспитательное пространство рассматривает как «результат конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания» [5].
Г. И. Рогалева рассматривает воспитательное пространство вуза «как сложноор-ганизованную социально-педагогическую систему, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей» [9, с. 490].
Согласно Д. В. Григорьеву, воспитательное пространство - «динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающих интегрированным условием личностного развития человека. Основным механизмом создания воспитательного пространства становится "событие", в котором совместная деятельность рассматривается как технологический момент» [2].
Проанализировав основные воспитательные концепции, методологические подходы и определения, цель воспитательного пространства вуза, по мнению М. Г. Резни-ченко, - формирование социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответствен-
ности за принимаемые решения [7, с. 15].
По мнению ученого, достижение данной цели конкретизируют следующие задачи:
- патриотическое воспитание студентов;
- совершенствование системы студенческого самоуправления;
- создание условий для развития толерантности и воспитание духовной культуры;
- единство образовательного и воспитательного пространства;
- создание инновационной среды с целью развития творческих способностей студентов;
- профилактика здорового образа жизни;
- социальная и профессиональная адаптация студентов;
- создание нормативно-правовой, социальной и психологической служб, чтобы отстаивать интересы студентов в вузе [7, с. 20].
Авторский коллектив А. В. Багачук, И. К. Гаврилова, Н. В. Пилипчевской выделяет следующие принципы воспитательного пространства:
- создание единой концепции;
- ориентация на духовно-нравственные идеалы и ценности страны и своего региона;
- открытость воспитательной системы (усиление роли партнерских связей, социальной активности);
- поддержка и развитие творческого потенциала студентов;
- развитие органов студенческого самоуправления.
Учитывая содержание данного феномена, авторский коллектив разработал и апробировал следующие условия организации воспитательного пространства:
- мотивационное - создание благоприятного отношения к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности;
- кадровое - подбор высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава;
- материально-техническое - необходимая материальная база;
- нормативно-правовое - наличие документации, необходимой для реализации главных направлений воспитательной деятельности;
- информационное - доступ студентов ко всем информационным ресурсам университета;
- организационное - обеспечение возможности каждому студенту найти свое место.
Разработанные в трудах Л. Н. Новиковой компоненты воспитательной системы, на наш взгляд, можно считать компонентами, характеризующими воспитательное пространство вуза. К ним относятся концепция, отражающая основные идеи; субъекты деятельности (студенты и профессор-
ско-преподавательский состав); отношения; сложившаяся среда; процесс управления; инновации [5, с. 23].
М. Г. Резниченко в своих исследованиях выделяет следующие уровни сформиро-ванности воспитательного пространства вуза: адаптации, интеграции, саморегуляции.
Первый уровень показывает привыкание субъектов воспитательного пространства к нововведениям, к содержанию обучения и работы в нем, к требованиям преподавателей, своим обязанностям. Второй уровень -уровень интеграции субъектов с окружающим миром. Третий уровень - уровень саморегуляции, который подразумевает осознание духовно-нравственных ценностей, соответствующих потребностям субъектов воспитательного пространства вуза [7, с. 30].
Н. М. Борытько предлагает следующие методы профессионального воспитания:
- рефлексивные методы воспитания -отношение студента к своей будущей профессии;
- ценностные методы воспитания - достижение взаимодействия с другим человеком, стремление к взаимопониманию;
- проективные методы воспитания -реализация возможностей студента во всех сферах деятельности;
- комплексные методы воспитания -такие методы воспитания, которые сочетают в себе рефлексивные, ценностные, про-ективные1.
В воспитательном пространстве высшего учебного заведения в центре находится студенческий корпус и преподаватели. В связи с этим можно сказать, что воспитательное пространство вуза возникает и развивается в процессе взаимодействия администрации, преподавательского состава и студентов. Одним из таких учреждений является ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». Стратегическое руководство Забайкальского государственного университета осуществляет ректор, тактическое руководство обеспечивает проректор по воспитательной и социальной работе. В университете создан совет по воспитательной деятельности (утвержден ученым советом вуза) - общественный консультационный и совещательный орган вуза. Одним из подразделений университета является управление воспитательной и социальной работы, который состоит из спортивного клуба и трех отделов (культурно-массового; молодежных инициатив; социальной защиты и поддержки студентов). Воспитательной и социальной работой на факультетах занимаются заместители деканов, специалисты по воспитательной работе, кураторы групп.
1
Борытько Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. - М. : АПК и ПРО, 2005.- С. 81-92.
Научно-консультационная помощь в исследовательской и экспериментальной воспитательной деятельности ЗабГУ осуществляется авторским коллективом ученых: лаборатория воспитания и социализации личности и философско-культурологиче-ская лаборатория, а также отдельными подразделениями: психологической службой вуза; центром содействия трудоустройству и обеспечения временной занятости студентов вуза; научной библиотекой ВО ЗабГУ, Институтом управления развитием образования, управлением гарантии качества образования, управлением по связям с общественностью и СМИ, информационных технологий.
В обеспечении воспитательного пространства ключевая роль отводится молодежным студенческим объединениям: университетскому студенческому совету, совету студентов, профсоюзной организации студентов, открытой ассоциации волонтерских студенческих отрядов «ГородОК», центру политических дискуссий «и^клуб», общественной юридической приемной «Фемида», открытой Лиге КВН ФГБОУ ВО «ЗабГУ», дружине по охране общественного правопорядка ЗабГУ, спасательному отряду ЗабГУ и другим, активно реализующим идеи самоуправления и соуправления образовательным процессом ФГБОУ ВО «ЗабГУ».
Огромную роль играет социальное партнерство с различными учреждениями: Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Администрацией городского округа г. Чита, Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края, Министерством культуры Забайкальского края, Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края, учреждениями системы здравоохранения (ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница», «Центр охраны здоровья семьи и репродукции», ГУЗ «Краевая детская клиническая больница»); Управлением МВД России по Забайкальскому краю, учреждениями системы образования (МБДОУ детские сады и МБОУ СОШ г. Читы); подразделениями по делам несовершеннолетних, Госавтоинспекция); военный комиссариатом Забайкальского края; войсковыми частями; общественными организациями и учреждениями (Российские студенческие отряды, Российский союз молодежи, Забайкальское краевое общественное учреждение «Общественный экологический центр «Даурия», Краевая общественная организация Комитет солдатских матерей Забайкалья, Всероссийское общество инвалидов и др.).
Воспитательное пространство реализуется через введение элективных курсов, позволяющих студентам профессионально самосовершенствоваться. Особое воспитательное значение приобретает формирование и развитие у студентов новой культуры взаимодействия, креативного педагогического мышления, понимания целостной картины образовательно-воспитательного пространства. Студентам всех факультетов предлагаются следующие элективные курсы: «Психология общения», «Семьеведе-ние», «Тренинг личностного роста», «Организация воспитательной работы в современной школе» и т.д.
Реализация новых технологий в воспитательном пространстве вуза положительно влияет на его результат: усиливается активность студента, ответственность за свою деятельность. Преподаватели активно внедряют такие технологии, как метод проектов, кейсовое обучение, интерактивные методы, технологию критического мышления, игровые технологии, портфолио, технологию решения изобретательских задач и др.
В настоящее время в университете активно действуют следующие творческие коллективы: духовой оркестр, вокальная студия «Ультра», фольклорный ансамбль «Румяницы», танцевальный фольклорный ансамбль «Найрамдал», фольклорная группа «Здравица», танцевальный коллектив «Сапфир», студенческий театр «Странник», театр моды «Феерия», студия танца «Команда А» и др.
Создание информационно-образовательной среды как части воспитательного пространства вуза имеет большое значение. В структуре библиотеки семь абонементов, четыре электронных читальных зала, отдел хранения фондов, научно-информационный отдел, отдел электронных информационных ресурсов, отдел комплектования и отдел обработки ресурсов.
В электронных читальных залах пользователям предоставляются следующие услуги:
1) работа с Интернетом;
2) работа с электронным каталогом;
3) научная библиотека периодических изданий eLibrary;
4) ЭБС «IPRbooks»;
5) ЭБС «Университетская книга online»;
6) установлена программа «Электронные диссертации» РГБ для работы с диссертациями - доступ в Российскую государственную библиотеку.
Особое место занимают подразделения, занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью.
Университет создает условия для занятий физической культурой и спортом. Есть гимнастические, спортивные, тренажерные
залы, бассейн, хоккейная коробка, физкуль-турно-спортивный комплекс «Университет». В 2007 г. открыт Спортивный клуб, в состав которого входит 23 спортивных секции по разным видам спорта. В университете каждый год проводятся крупные спортивные мероприятия: спартакиада первокурсников, легкоатлетическая эстафета памяти первого декана факультета физической культуры А. М. Грабаря, водно-спортивный праздник «Веселый дельфин» и т.д.
В ФГБОУ ВО «ЗабГУ» создан Туристический клуб «ЯРиН», в состав которого входит более ста человек. Для занятий туризмом есть все необходимое: тренажерный зал, спортивный зал, бассейн, катамараны, веревки, страховочные шлемы, жюмары, карабины, горные велосипеды, палатки и т.д. [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитательное пространство ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» способствует осуществлению успешной подготовки высококвалифицированных специалистов по основным программам высшего образования, в соответствии с потребностями региона. Созданные для этого условия развивают у студентов личностные качества, которые способствуют становлению личностно-профес-сиональной позиции и творческой актив-
ности. На наш взгляд, современный выпускник - это творческая, социально-актив-ная, инициативная, умеющая делать правильный выбор личность.
Заключение
Экономические и социально-культурные перемены в России, а также реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям «Бакалавриат» и «Магистратура» актуализируют процессы высшего педагогического образования. Значение государственной политики в воспитании молодежи определена в законодательных документах Российской Федерации. Воспитательное пространство учебного заведения является уникальным, где учитывается опыт прошлого, настоящего, традиции и инновации. Понятие «воспитательное пространство» в педагогической литературе требует дальнейшей разработки.
Мы исходим из позиций того, что воспитательное пространство вуза является уникальной системой, где каждый студент должен стать высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личностью, способной к высококачественной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 4. - С. 34-38.
2. Дворовенко А. А. Отношение учащихся к профессии и задачи профессионального воспитания // Труды лаборатории социально-педагогических проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи. - 1971. - Вып. 1. - С. 85-94.
3. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. - М. : Наука, 1978. - 150 с.
4. Новиков А. Н., Новикова М. С. Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 34-38.
5. Новикова Л. И. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательной системы: поиск продолжается. - 1996. - № 2. - С. 23-34.
6. Огольцова Е. Г., Тлеугабылова К. С., Воронина К. А., Рахматуллина Д. Т., Каримова Л. Д. Проблема профессионального воспитания в системе подготовки специалистов // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5. - С. 150-155.
7. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в теории и практике высшего образования / / Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 83-89.
8. Резниченко М. Г Формирование воспитательного пространства вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 37 с.
9. Рогалева Г. И. О воспитательном пространстве вуза / / Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 488-492.
10. Сайт Забайкальского Государственного Университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. zabgu.ru (дата обращения: 10.10.2017).
REFERENCES
1. Vinnichenko N. L. Vliyanie vospitatel'nogo prostranstva vuza na professional'noe stanovlenie budush-chikh spetsialistov // Vestnik TGPU. - 2010. - № 4. - S. 34-38.
2. Dvorovenko A. A. Otnoshenie uchashchikhsya k professii i zadachi professional'nogo vospitaniya / / Trudy laboratorii sotsial'no-pedagogicheskikh problem professional'noy orientatsii uchashcheysya molodezhi. - 1971. - Vyp. 1. - S. 85-94.
3. D'yachenko N. N. Professional'noe vospitanie molodezhi. - M. : Nauka, 1978. - 150 s.
4. Novikov A. N., Novikova M. S. Vysshee pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyakh reorganizatsii peda-gogicheskikh vuzov / / Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 10. - S. 34-38.
5. Novikova L. I. Vospitatel'noe prostranstvo: opyt i razmyshleniya // Metodologiya, teoriya i praktika vospitatel'noy sistemy: poisk prodolzhaetsya. - 1996. - № 2. - S. 23-34.
6. Ogol'tsova E. G., Tleugabylova K. S., Voronina K. A., Rakhmatullina D. T., Karimova L. D. Problema professional'nogo vospitaniya v sisteme podgotovki spetsialistov // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2014.
- № 5. - S. 150-155. ... .... .
7. Reznichenko M. G. Proektirovanie vospitatel'nogo prostranstva v teorii i praktike vysshego obrazovani-
nEflAromHECKOE 0EPA30BAHME B POCCMM. 2017. № 11
87
ya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2009. - № 8. - S. 83-89.
8. Reznichenko M. G Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva vuza : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009. - 37 s.
9. Rogaleva G. I. O vospitatel'nom prostranstve vuza // Molodoy uchenyy. - 2012. - № 5. - S. 488-492.
10. Sayt Zabaykal'skogo Gosudarstvennogo Universiteta [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www. zabgu.ru (data obrashcheniya: 10.10.2017).