ПЕДАГОГИКА
УДК 372.8
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Г. И. Железовская, В. С. Хижняк
Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, [email protected]
Хижняк Вероника Сергеевна, доктор юридических наук, магистрант кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Статья посвящена актуальной проблеме использования новых форм и соответствующих им методов преподавания юридических дисциплин. Освещены некоторые вопросы истории преподавания в юридических вузах, отмечается, что в советский период педагогическая деятельность в них не способствовала развитию инновационных форм обучения в связи с тем, что основная специфика обучения будущих юристов заключалась в необходимости заучивания нормативно-правового материала, нечасто подвергавшегося законодательным поправкам и обновлению. Рассмотрены существенные изменения в подходах к обучению юридическим дисциплинам вообще и дисциплине международного права в частности в 2000-е гг. на фоне формирования и развития особой отрасли знания - юридической педагогики, а также влияния зарубежной педагогической мысли на использование новых форм обучения в российских вузах. Особое внимание уделено международным игровым процессам, в рамках подготовки к которым может быть использовано предметно-языковое интегрированное обучение. Сделан вывод, что особенности методической инноватики должны быть обусловлены наполнением существующих в современной дидактике и практической деятельности методов обучения конкретным юридическим содержанием, что позволит осуществлять их инновационную модификацию на постоянной основе. Ключевые слова: формы обучения, методы обучения будущих юристов, игровые формы обучения, предметно-языковое интегрированное обучение.
001: 10.18500/1819-7671 -2018-18-1 -91 -94
Цель данной статьи - рассмотреть приоритетные направления педагогической деятельности юридических вузов, которые обязаны внедрять в учебный процесс новые достижения педагогической науки, преодолевая старые стереотипы в применении форм и методов обучения, а также использовать передовой зарубежный педагогический опыт.
В ХХ в. на протяжении многих десятилетий вопросы развития методов обучения праву не стояли так остро, как в настоящее время. Образовательный процесс в юридическом вузе осуществлялся в форме лекций, на которых студенты были пассивными слушателями, и семинарских занятий, на которых в лучшем случае использовались активные формы обучения, а специфика преподавания в юридических вузах была обусловлена только содержательной стороной преподаваемых дисциплин. Показательна в этом плане монография, посвященная общей вузовской педагогике и юридической педагогике в частности, опубликованная в 1984 г. доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного права Саратовского юридического института им. Д. И. Курского И. Е. Фарбером, в которой определенное
© Железовская Г. И, Хижняк В. С., 2018
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1
внимание было уделено и методам обучения [1], однако в качестве специфики юридической педагогики автор указывал лишь содержательную нормативно-правовую базу обучения.
В последние два десятилетия в рамках вузовской педагогики возникло новое направление - юридическая педагогика. Первое ее систематическое изложение было представлено в учебнике К. М. Левитана [2], в котором в общем плане рассматриваются различные формы обучения, как традиционные, так и инновационные (например, семинар исследовательского типа, учебная конференция и др.). Что касается методов преподавания, то они также представлены без учета специфики юридического образования. В одной из последних работ, посвященной методам обучения в юридическом вузе, авторы начинают обращаться к конкретным примерам наполнения используемых методов юридической составляющей, например, рассмотрение возможной правовой проблематики, заключенной в фабулах детских сказок, мозговой штурм с использованием высказываний выдающихся юристов и др. [3].
Ряд инновационных форм в системе образования юристов пришло в Россию из-за рубежа, например, юридические «клиники», в которых применяются методы обучения, направленные на решение реальных правовых ситуаций, возникающих у граждан, обращающихся в «клинику» за юридической консультацией. Обучающийся в этом случае находится не в игровой, а в реальной правовой ситуации, когда он должен сформулировать позицию по делу и оформить соответствующий правовой документ (жалобу, претензию, заявление и т. п.).
Одной из проблемных дисциплин для использования активных и интерактивных методов обучения в советский период было международное право - предмет, который традиционно рассматривался как не имевший практического значения в большинстве вузов юридического профиля. Действительно, ранее вероятность того, что выпускник юридического вуза столкнется с проблемой применения норм международного права, была минимальной. Особое внимание этому предмету прежде уделялось в МГИМО, выпускники которого изначально планировали и имели реальную возможность связать свою профессиональную деятельность с международными отношениями. Однако современная ситуация складывается таким образом, что знание международного права становится необходимым для любого юриста.
В настоящее время существует большое количество международных судебных органов, разрешающих споры не только между государствами, но и между государствами и их гражданами, между международными организациями и
их служащими и т. д. На примере процедуры рассмотрения этих дел можно изучать процесс применения международного права на международном уровне. Конституция РФ 1993 г. сделала возможным прямое применение норм международного права в России, т.е. на внутригосударственном уровне, поэтому целесообразным представляется проведение игровых процессов и в этом ключе. В данном случае необходимо составить фабулу дела, которое гипотетически может быть рассмотрено судом первой инстанции, однако в ней должны присутствовать такие аспекты, которые указывали бы на возможность разрешения дела на основе положений международных договоров Российской Федерации. Следует учитывать, что суд может ссылаться в своем решении только на нормы ратифицированных договоров: задача обучающихся -найти соответствующий договор и правильно применить его нормы. При решении подобных задач студенты должны пользоваться как международными нормативно-правовыми актами, так и внутригосударственными для того, чтобы научиться разрешать коллизионные ситуации и использовать все возможные варианты применения норм международного права во внутригосударственных отношениях: 1) приоритетное применение норм международного права, 2) совместное применение норм международного и внутригосударственного права, 3) самостоятельное применение норм международного права без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия. Предпочтительно, чтобы преподаватель свел свою помощь студентам по подбору материала и составлению процессуальных документов к минимуму, лишь указав направления поиска и основы составления документов.
Поскольку игровой процесс в этом случае представляет собой рассмотрение дела российским судом, то в качестве консультантов могут быть привлечены специалисты с кафедр уголовного и гражданского процессов. Проведение игрового процесса охватывает три этапа: 1) подбор материала, необходимого студентам для проведения процесса; 2) подготовка процессуальных материалов; 3) проведение самого процесса. Эта деятельность проводится студентами самостоятельно. Основная задача преподавателя - составление фабулы, разъяснение особенностей применения норм международного права на национальном уровне и выступление в роли модератора в ходе игрового процесса. Проведение таких процессов повышает уровень знаний обучающихся как в международном, так и во внутригосударственном праве, кроме того, обучающиеся приобретают навыки практической работы.
Изучение возможностей применения норм международного права во внутригосударственных
отношениях, несомненно, актуально, однако не следует обходить вниманием и вопросы применения норм международного права в их «природной среде» - для урегулирования международных отношений. Большую помощь в этом может оказать проведение игровых процессов, моделирование процедуры рассмотрения дел международными судебными органами, такими как Международный суд ООН, Международный арбитраж, Европейский суд по правам человека и т. д.
Значительной дидактической ценностью обладают проводимые в настоящее время международные игровые процессы для обучающихся юридических вузов. Они представляют собой многоэтапные конкурсы, которые проводятся сначала на национальных, а затем на международном уровнях: например, конкурс им. Ф. Джессопа, Международный конкурс по правовому консультированию им. Брауна-Мостена. В ходе этих процессов или конкурсов по юридической медиации (альтернативному решению споров с помощью посредника во внесудебной деятельности) используется к тому же инновационный межпредметный подход к обучению, так как все они как на национальных, так и на международном уровнях осуществляются на английском языке. Данная форма обучения представляет собой предметно-языковое интегрированное обучение [4]. В ходе подготовки к таким формам обучения используется комплекс методов: объяснение правовых вопросов преподавателем, самостоятельный поиск обучающимися дополнительного нормативного материала, дискуссии по выявлению направлений решения проблем, мозговой штурм с использованием вариативного изменения содержательных элементов рассматриваемой ситуации.
Обучающиеся Саратовской государственной академии права с 2002 г. участвуют в международных игровых процессах: в феврале 2002 г. студенты академии стали участниками первого общероссийского этапа конкурса по международному праву им. Ф. Джессопа (Jessup Competition) в Москве, где заняли второе место. Этот конкурс представляет собой модель Международного суда ООН - одного из наиболее авторитетных международных судебных органов. Подготовка к нему заняла более трех месяцев: студенты изучали основы международного публичного права, возможности его применения как на международном, так и на внутригосударственном уровнях, а также правила использования прецедентов и авторитетных мнений при обосновании своей позиции в
международных судебных органах. При выступлении в таких органах сторонам важно четко аргументировать свои позиции, которые должны быть достаточно гибкими для того, чтобы было легче отразить аргументацию другой стороны. Право, применимое в том или ином случае, определяется по виду судебного органа, который будет рассматривать международный спор. Иногда аргументы в свою пользу приходится подбирать без подготовки: из лица пассивного, которому лишь предлагается определенный объем информации, обучающийся превращается в активную фигуру, обладающую определенным контролем за объемом и качеством получаемых знаний.
Игровые процессы, цель которых - рассмотрение возможных вариантов решения наиболее актуальных проблем правоприменения, являются неотъемлемым и традиционным элементом обучения за рубежом, в российских юридических вузах их также иногда используют при изучении таких курсов, как «Гражданский процесс» и «Уголовный процесс». Польза игровых процессов очевидна: они не только наглядно демонстрируют обучающимся, что право - предмет практический, но и позволяют им научиться его применять.
Таким образом, в настоящее время система методов преподавания в юридическом вузе основана, с одной стороны, на общепринятых формах и методах обучения, как традиционных, так и инновационных, а с другой стороны, в юридическом образовании используются специфические формы обучения, в рамках которых может применяться весь комплекс современных методов. Специфика методической инноватики в юридическом вузе, на наш взгляд, должна быть связана, прежде всего, с наполнением используемых методов конкретным юридическим материалом и алгоритмом его использования в системе применяемых методов, т. е. учебный материал и используемый для его усвоения метод должны быть взаимообусловленными.
Список литературы
1. Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. 252 с.
2. Левитан К. М. Юридическая педагогика. М., 2007. 432 с.
3. Методика преподавания правовых дисциплин : учеб.-метод. пособие. Челябинск, 2016. 149 с.
4. Вьюшкина Е. Г. Предметно-языковое интегрированное обучение : юридическая консультация на английском языке // Вестн. Сарат. гос. юр. акад. 2014. № 5 (100). С. 197-202.
Образец для цитирования:
Железовская Г. И., ХижнякВ. С. Традиции и инновации в преподавании юридических дисциплин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 91-94. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-91-94.
Педагогика
93
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1
Traditions and Innovations in Teaching Legal Subjects
G. I. Zhelezovskaya, V. S. Khizhnyak
Galina I. Zhelezovskaya, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Veronika S. Khizhnyak, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
The article is devoted the problem of using new forms and corresponding methods of teaching legal disciplines. Highlighted are some questions concerning the history of teaching in law schools; t is stated that in the Soviet period pedagogical activity in them did not contribute to the development of innovative forms of learning, because the specifics of training future lawyers required memorization of legal normative material, rarely subject to legislative changes and renovation. Significant alterations in approaches to teaching legal subjects in general and international law, in particular, in 2000-ies on the background of formation and development of a special branch of knowledge - legal pedagogy, and the impact of foreign pedagogical thought on the use of new forms of teaching in Russian law schools are considered. Special attention is paid to international moot courts, preparing for which one can use subject and language
integrated learning. It is concluded that the specifics of methodical innovation must be stipulated by filling the existing methods used in modern didactics and teaching practice with specific legal content that will allow their permanent innovative modification. Key words: forms of training, methods of training future lawyers, game forms of education, subject-language integrated learning.
References
1. Farber I. E. Ocherki vuzovskoy pedagogiki [Sketches of high school pedagogy]. Saratov, 1984. 252 p. (in Russian).
2. Levitan K. M. Yuridicheskayapedagogika [Legal pedagogics]. Moscow, 2007. 432 p. (in Russian).
3. Metodika prepodavaniya pravovykh distsiplin [Teaching methods of legal disciplines]. Chelyabinsk, 2016. 149 p. (in Russian).
4. Vyushkina E. G. Predmetno-yazykovoe integrirovannoe obuchenie: yuridicheskaya konsultatsiya na angliyskom yazyke [Language-based integrated learning: legal advice in English]. Vestn. Sarat. gos. yur. akad. [Bulletin of the Saratov State Law Academy], 2014, no. 5 (100), pp. 197-202 (in Russian).
Cite this article as:
Zhelezovskaya G. I., Khizhnyak V. S. Traditions and Innovations in Teaching Legal Subjects. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 91-94. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-91-94.