Научная статья на тему 'Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ'

Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ДИАГНОСТИКА / ДИАЛЕКТИКА / МЫШЛЕНИЕ / ПОНЯТИЙНОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / METHODOLOGY / DIAGNOSTICS / DIALECTICS / THINKING / CONCEPTUAL DIALECTICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железовская Галина Ивановна, Исайкина Мария Александровна, Недогреева Наталия Герасимовна

В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов. Исследование осуществлено в контексте профессиональной деятельности студентов как ведущей в становлении и развитии будущего специалиста. В определении сущности и особенностей понятийного диалектического мышления авторы руководствовались общепсихологическим пониманием мышления как процесса анализа через синтез, движения от сущности к явлению, от всеобщего к единичности, исходили из его направленности на практическое преобразование познаваемых явлений; опосредованности знаний в процессе познания затруднений в своей деятельности; соотнесенности действий с содержанием ситуации и условиями ее протекания. В качестве диагностирующего метода использовался подход, позволяющий выявить различные характеристики мышления в их естественных связях и отношениях. Для выбора рациональных методов, приемов и средств изучения понятийного диалектического мышления студентов были выделены критерии и их интегрированные, обобщенные показатели, на основе которых выявлены уровни сформированности понятийного диалектического мышления, определена их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Железовская Галина Ивановна, Исайкина Мария Александровна, Недогреева Наталия Герасимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Dialectical Thinking of Students: Methodological Analysis

The article offers a methodological analysis of the formation of students' conceptual dialectical thinking. The research is organized in the context of students' professional activity as leading and determining in the formation and development of the future specialist. In determining the essence of conceptual dialectical thinking, the authors have been guided by the general psychological understanding of thinking as a process of analysis through synthesis and the movement from essence to phenomenon, from universal to singularity. Denoting the features of conceptual dialectical thinking, the authors have proceeded from its focus on the practical transformation of cognizable phenomena, mediated knowledge in the process of cognition of difficulties in their activities and correlation of actions with the content of the situation and the conditions of its course. An approach allowing to identify different characteristics of thinking in their natural connections and relationships has been used as a diagnostic method. The criteria and their integrated and generalized indicators have been identified for choosing rational methods, techniques and means of studying students' conceptual dialectical thinking. On this basis the levels of formation of conceptual dialectical thinking have been discovered and their essence has been determined.

Текст научной работы на тему «Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ»

УДК 378.1

Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ

Г. И. Железовская, М. А. Исайкина, Н. Г. Недогреева

Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, sgu.pedagogika@yandex.ru

Исайкина Мария Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ имени Г. В. Плеханова, mariya-isaikina@mail.ru

Недогреева Наталия Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и методико-информационных технологий, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, nata-ned@mail.ru

В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов. Исследование осуществлено в контексте профессиональной деятельности студентов как ведущей в становлении и развитии будущего специалиста. В определении сущности и особенностей понятийного диалектического мышления авторы руководствовались общепсихологическим пониманием мышления как процесса анализа через синтез, движения от сущности к явлению, от всеобщего к единичности, исходили из его направленности на практическое преобразование познаваемых явлений; опосредованности знаний в процессе познания затруднений в своей деятельности; соотнесенности действий с содержанием ситуации и условиями ее протекания. В качестве диагностирующего метода использовался подход, позволяющий выявить различные характеристики мышления в их естественных связях и отношениях. Для выбора рациональных методов, приемов и средств изучения понятийного диалектического мышления студентов были выделены критерии и их интегрированные, обобщенные показатели, на основе которых выявлены уровни сформированности понятийного диалектического мышления, определена их сущность.

Ключевые слова: методология, диагностика, диалектика, мышление, понятийное диалектическое мышление.

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-216-220

Данное исследование направлено на поиск эффективных путей совершенствования стратегии и тактики вузовского образования, разработку принципиально нового механизма подготовки специалистов в условиях высшего образования. Этого же требует и современное общество, которое ждет специалиста-носителя обобщенных теоретических и методологических знаний, человека, умеющего отбирать и рационально

использовать информацию для решения возникающих задач в профессиональной деятельности и нахождения единственно верного их решения. На рынке труда в настоящее время востребован специалист, умеющий диалектически мыслить и в совершенстве владеть диалектическим методом познания.

Сегодня остро стоит необходимость перехода от господствующей ныне традиционной стратегии обучения студентов к более гибкой технологии, которая позволит готовить специалиста, не обремененного автоматизированными, конкретными, консервативными знаниями, чуткого и восприимчивого к изменениям, относящегося к знаниям как к внешней информации, изменчивой по сути и своему содержанию

При разработке механизма формирования понятийного диалектического мышления у студентов мы исходили из следующих гипотетических посылок [1, с. 5-6]:

1) любое мышление - это не только предметная деятельность субъекта, но и непрерывный процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения, входящий в ее состав, неотделимый от личностного аспекта, поскольку мышление формируется только в процессе самостоятельного решения на индивидуально-личностном уровне системы развивающихся понятийно-терминологических задач;

2) студенты активно включаются в самостоятельную деятельность по усвоению понятий, изменчивых и противоречивых по своей сути, в том случае, если они вооружены диалектическими принципами их определения, синтез которых представляет составляющую метода восхождения от абстрактного к конкретному;

3) формирование понятийного диалектического мышления осуществляется успешно, если студенты не получают знание в готовом виде, а самостоятельно усваивают понятия на диалектическом уровне, т.е. на уровне их сущности, в движении, изменении, развитии, во взаимосвязях, взаимоотношениях, поскольку идеальное не передается из одной головы в другую, его можно лишь воссоздать в соответствующих формах деятельности;

4) управление самостоятельной понятийно-терминологической деятельностью студентов

© Железовская Г. И., Исайкина М. А., Недогреева Н. Г., 2019

Г. И. Железовская и др. Понятийное диалектическое мышление студентов

осуществляется па основе фиксированного трехуровневого усвоения понятий, отличающихся друг от друга ступенями абстракции, т.е. языком, на котором идет объяснение сущности последних;

5) диалектическое усвоение системы понятий и формирование мышления обусловливают диалоговый и полилоговый режимы работы на занятиях, протекающих на положительном моти-вационном, эмоциональном и интеллектуальном фоне взаимодействия субъектов обучения.

Был рассмотрен комплекс следующих теоретических аспектов, позволяющих изучить исследуемое явление со всех сторон:

а) философско-психологического, предполагающего раскрытие сущности понятийного диалектического мышления студентов при изучении системы понятий в процессе самостоятельного решения понятийно-терминологических задач и выявления корреляции между уровнем осуществления самостоятельной понятийно-терминологической деятельности и качеством мышления обучаемых;

6) содержательного, направленного на выделение системы фундаментальных понятий из курса дисциплины, представляющего собой «строительный материал», без которого невозможно формирование мышления, на выявление условий их качественного усвоения и определение функций в логико-методологической подготовке студентов, разработку критериального инструментария усвоения понятий;

в) дидактического, ориентирующего на обобщение результатов научных исследований, посвященных разработке принципов развивающего обучения, средств, приемов, методов, форм организации учебного процесса в вузе;

г) операционально-деятельностного, включающего разработку и внедрение систем развивающих средств обучения.

Опираясь на диалектическое положение о гибкости понятий [2, с. 236-238], руководствуясь деятельностным подходом в рассмотрении механизма усвоения понятий, в основу исследования мы положили представление о том, что глубокое, осознанное диалектическое их усвоение, а следовательно, и формирование понятийного диалектического мышления обеспечиваются тогда, когда они как система входят в содержание понятийно-терминологической деятельности студентов, а способы ее осуществления лежат в области диалектической логики, методологии и принципов науки. Подобно тому, как нельзя насильственно развернуть лепестки розы, так нельзя извне насадить понятия в голову студента. Побудить их усвоение - значит вызвать у студен-

та, опирающегося на свои собственные представления, адекватные мыслительные действия, которые будут развиваться самостоятельно.

Именно через систему логических действий, адекватных изучаемым явлениям, студент вводится в сферу понятийного знания. Усвоение какого-либо понятия или системы понятий, таким образом, представляет собой итог определенной умственной деятельности, которая включает в себя не только накопленную сумму знаний, но и выработку определенных логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, осуществляемых на диалектическом уровне [3, с. 26-27].

Разработанный нами механизм усвоения понятий и формирования понятийного диалектического мышления приобретает особую значимость в силу того, что во многих учебниках понятия не рассматриваются в системе, а потому понимаются и усваиваются студентами как абстрактные метафизические противоположности, тогда как диалектическое усвоение требует рассмотрения и усвоения понятий в единстве, в движении, в развитии, в изменении, во взаимосвязях [4, с. 19-20]. Поскольку действительность постоянно изменяется, изменяются и понятия, ее отражающие. В современной научной теории и практике недопустимо оперировать неподвижными, устаревшими понятиями и их определениями. В связи с этим при разработке механизма усвоения понятий и формирования понятийного диалектического мышления мы вынуждены были обратиться к принципам определения научных понятий.

Известно, что формальная логика предлагает систему правил определения понятий, к которым среди прочих относятся следующие: определение должно быть ясным, однозначным, точным; в нем не должно быть тавтологии; оно не должно быть отрицательным и т.д. Речь в таких правилах идет лишь о формальной правильности определения, предмет характеризуется со стороны его устойчивости, однозначности, вне движения, изменения, развития.

Опираясь на диалектическую логику, мы выделили следующие принципы определения научно-педагогических понятий: 1) всесторонность (определение можно получить лишь в результате синтеза диалектически различных определений одного и того же понятия); 2) должно показывать развитие, движение, изменение предмета, его взаимосвязи, отношения с другими предметами; 3) конкретность, что тесно связано с принципом всесторонности; 4) должно включать в себя практику как критерий истины [5, с. 8-11].

При разработке дидактических условий эффективного формирования понятийного диалектического мышления у студентов [6, с. 50-54] мы обратили внимание на необходимость изменения требований ко многим современным учебникам, которые должны отличаться дискуссионностью и проблематичностью теорий, отраженных и зафиксированных в знаково-символической форме определений соответствующих понятий. В учебниках должны рассматриваться также и проблемы, далекие от окончательного решения, в них должны быть представлены различные точки зрения, с тем чтобы и студента пригласить к участию в их обсуждении. Только при таком условии, т.е. когда при обсуждении научных проблем учитывается мнение самого студента и может формироваться понятийное диалектическое мышление, способность проникать в суть явления, учебник будет воздействовать не только на интеллект студента, но и на его эмоции, на весь спектр духовных способностей.

Выделим следующие критерии и показатели уровня сформированности понятийного диалектического мышления студентов:

критичность ума, умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке. Показателем критичности является умение смотреть на свои предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке;

глубину ума как важное звено умственной деятельности; умение поставить вопросы, отражающие стремление вскрыть самые существенные стороны изучаемого факта и установить его разносторонние связи с другими известными явлениями;

конкретность мысли, умение охватить весь вопрос в целом, не теряя в то же время из виду всех существенных для дела частностей; свобода от предвзятых предположений и шаблонных способов решения, способность находить новые решения при изменении обстановки и условий задачи; это выражается в умении разнообразить попытки решения, а не повторять те, неправильность которых уже обнаружена;

гибкость мышления, способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую, умение предложить сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации;

логичность и доказательность мышления, способность подмечать новое в окружающем мире, стремление понять это новое и объяснить его, умение выделять существенное, применить

и проверить имеющиеся знания и различные операции на практике, что составляет необходимое условие культуры ума;

систематичность и последовательность мышления, которые позволяют сводить идеи в определенную систему, последовательно анализировать, открывая путь к решению проблемы.

На основании выделенных критериев и показателей были выявлены уровни сформирован-ности понятийного диалектического мышления и определена их сущность.

Нулевой уровень характеризуется отсутствием умений осуществить раздвоение единого и познание противоречивых частей его, что есть суть, одно из «сущностей», одна из основных особенностей или черт диалектики. Он отличается репродуктивностью мышления, инертностью, негибкостью понятийного мышления, проявляется как неспособность видеть и учитывать внутреннюю раздвоенность и противоречивость вещей и явлений, как безнадежное «застревание» на общеизвестных противоречиях, абсолютная неспособность решать их рациональными, принятыми в науке способами.

Низкий уровень характеризуется умением самостоятельно выдвигать свою точку зрения, отличную от существующей в науке, удовлетворительным образом обосновать ее; отличается относительной самостоятельностью суждений, независимостью в определении понятий. Качество мышления характеризуется способностью различать, отмечать существование многообразных определений одних и тех же понятий, выделять существенные и несущественные их признаки, но не их взаимодействие, взаимопереходы, противоположности.

Среднему уровню присущи нетривиальное, новое отождествление различного, переход от одной противоположности к другой, умение аргументированно опровергать, обобщать, доказывать, отстаивать свое мнение в несложных ситуациях, выявлять диалектические противоречия, способность к более или менее эффективному соединению и синтезу противоположного, выявлению, фиксации и разрешению различными способами противоречий как между понятиями, так и внутри каждого из них, что проявляется случайным образом.

На должном уровне развиваются мыслительные операции, умение выделять диалектические противоречия при овладении научным понятием, создавать широкий спектр самостоятельных замыслов, которые не всегда находят адекватное творческое воплощение.

Высокий уровень отличается умением соединять и отождествлять различное, достигать при этом диалектического синтеза, обобщения,

Г. И. Железовская и др. Понятийное диалектическое мышление студентов

разрешения диалектических противоречий, устойчивых способностей анализировать исходные данные, выполнять известное, определять, что неизвестно, что можно найти, с помощью каких действий получить искомый результат, как проверить истинность полученных знаний.

Следует отметить, что студенты, находящиеся на нулевом и низком уровнях сформированности понятийного диалектического мышления, сомневаются в собственных возможностях, выполняют задания только под руководством преподавателя и осуществляет их репродуктивным способом. У студента, достигшего среднего уровня, предполагается сформированность тех качеств мышления, которые характерны для двух предыдущих. На высоком уровне проявляются способности свободно оперировать абстрактными понятиями, находить нестандартные пути решения и воплощать их в самостоятельные проекты.

Сформированность понятийного диалектического мышления у студентов развивает следующие умения: оперировать общелогическим приемом «поиск противоречий», который составляет ядро диалектического метода познания; видеть явление, отраженное в понятии, в движении, развитии, изменении; рассматривать явление, понятие как систему в системе; конкретизировать и оперировать научными категориями.

В заключение следует отметить, что понятийное диалектическое мышление по своему содержанию является полимотивированным, в основе его лежит познавательный мотив как осознанная потребность. Чем полнее и глубже осознается эта потребность, тем выше порядок формируемого мотива. Мотивы низшего порядка (включения, желания, хотения, интересы) больше связаны с нулевым и низким уровнями понятийного диалектического мышления. Мотивы более высокого порядка (склонность, идеалы, убеждения) относятся к творческому продуктивному мышлению, характерному для высокого уровня его сформированности. Опре-

деление уровня сформированности понятийного диалектического мышления у студента - сложная и перспективная работа, необходимая для оценки развивающей стороны обучения в вузе, развития активности и самостоятельности будущих специалистов.

Трудно говорить об эффективности обучения, выбора форм, методов и средств, не определив уровень понятийного диалектического мышления каждого студента. Контроль и фиксацию сохранения и изменения уровня мышления целесообразно проводить регулярно с целью получения объективных, полных и всесторонних данных о продуктивности усвоения знаний.

Решение коренных задач современного вузовского образования в конечном счете связано с изменением теоретической и методологической подготовки будущих специалистов, с изменением типа мышления, определяемого целями, содержанием и методикой обучения. Весь учебный процесс в вузе должен быть направлен на формирование у студентов понятийного диалектического мышления, на использование диалектического подхода к изучению объективной действительности, отраженной в понятиях.

Список литературы

1. Железовская Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Саратов, 1994. 31 с.

2. РозентальМ. М. Принципы диалектической логики. М., 1960. 477 с.

3. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 145 с.

4. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974. 271 с.

5. Холодная М. А. Интегральная структура понятийного мышления. Томск, 1983. 190 с.

6. Железовская Г. И. Понятийное диалектическое мышление у студентов. Педагогическая технология и диалектический анализ. Саратов, 1993. 140 с.

Образец для цитирования:

Железовская Г. И., ИсайкинаМ. А., НедогрееваН. Г. Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 216-220. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-216-220

Conceptual Dialectical Thinking of Students: Methodological Analysis

G. I. Zhelezovskaya, M. A. Isaikina, N. G. Nedogreeva

Galina I. Zhelezovskaya, https://orcid.org/0000-0002-6720-680X, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410002, Russia, sgu.pedagogika@yandex.ru

Maria A. Isaikina, https://orcid.org/0000-0001-6127-4978, Saratov Socio-economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, 89 Radischev St., Saratov 410003, Russia, mariya-isaikina@mail.ru

Nataliya G. Nedogreeva, https://orcid.org/0000-0001-5005-2245, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410002, Russia, nata-ned@mail.ru

The article offers a methodological analysis of the formation of students' conceptual dialectical thinking. The research is organized in the context of students' professional activity as leading and determining in the formation and development of the future specialist. In determining the essence of conceptual dialectical thinking, the authors have been guided by the general psychological understanding of thinking as a process of analysis through synthesis and the movement from essence to phenomenon, from universal to singularity. Denoting the features of conceptual dialectical thinking, the authors have proceeded from its focus on the practical transformation of cognizable phenomena, mediated knowledge in the process of cognition of difficulties in their activities and correlation of actions with the content of the situation and the conditions of its course. An approach allowing to identify different characteristics of thinking in their natural connections and relationships has been used as a diagnostic method. The criteria and their integrated and generalized indicators have been identified for choosing rational methods, techniques and means of studying students' conceptual dialectical thinking. On this basis the levels of formation of conceptual dialectical thinking have been discovered and their essence has been determined. Keywords: methodology, diagnostics, dialectics, thinking, conceptual dialectical thinking.

References

1. Zhelezovskaya G. I. Pedagogicheskaya texnologiya formirovaniya ponyatijnogo dialekticheskogo myshlenie u studentov [Pedagogical Technology of the Formation of Students' Conceptual Dialectical Thinking]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Pedag.). Saratov, 1994. 31 p. (in Russian).

2. Rozental' M. M. Principy' dialekticheskoj logiki [The Principles of Dialectical Logic]. Moscow, 1960. 477 p. (in Russian).

3. Rubinshtejn S. L. O myshlenii iputyax ego issledovaniya [About Thinking and the Ways of its Research]. Moscow, 1958. 145 p. (in Russian).

4. Il'enkov E. V. Dialekticheskaya logika. Ocherki istorii i teorii [Dialectical Logic. The Essays of its History and Theory]. Moscow, 1974. 271 p. (in Russian).

5. Holodnaya M. A. Integralnaya strukturaponyatijnogo my^shleniya [The Integral Structure of Conceptual Thinking]. Tomsk, 1983. 190 p. (in Russian).

6. Zhelezovskaya G. I. Ponyatijnoe dialekticheskoe myshlenie u studentov. Pedagogicheskaya tehnologiya i dialekticheskij analiz [Students' Conceptual Dialectical Thinking. Pedagogical Technology and Dialectical Analysis]. Saratov, 1993. 140 p. (in Russian).

Cite this article as:

Zhelezovskaya G. I., Isaikina M. A., Nedogreeva N.G. Conceptual Dialectical Thinking of Students: Methodological Analysis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 2, pp. 216-220. DOI: https://doi. org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-216-220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.