Научная статья на тему 'Учебный тезаурус как средство развития понятийного мышления в процессе подготовки будущих учителей'

Учебный тезаурус как средство развития понятийного мышления в процессе подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ / ОПЕРИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯМИ / ТЕЗАУРУС / УЧЕБНЫЙ ТЕЗАУРУС / КОГНИТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONCEPTUAL THINKING / SCIENTIFIC CONCEPT / CONCEPTS MANIPULATION / THE THESAURUS / THE THESAURUS LEARNING / COGNITIVE AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожокарь Ольга Петровна

Данная статья посвящена проблеме развития понятийного мышления у студентов педагогического вуза. Учебный тезаурус рассматривается как ведущее средство формирования познавательной активности студентов, что в конечном итоге способствует развитию понятийного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING THESAURUS AS A MEANS OF CONCEPTUAL THINKING IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS

This article is devoted to the development of conceptual thinking of pedagogical universities students. Training is seen as the leading thesaurus-schee means of formation of students' cognitive activity where the final result contributes to development of conceptual thinking.

Текст научной работы на тему «Учебный тезаурус как средство развития понятийного мышления в процессе подготовки будущих учителей»

ББК 74.268.1 Рус YAK 372.881.161.1

О.П. КОЖОКАРЬ

O.P. KOZHOKAR

учебный тезаурус как средство развития понятийного мышления в проуессе подготовки будуших учителей

training thesaurus as a means of conceptual thinking in the process of preparing future teachers

Данная статья посвящена проблеме развития понятийного мышления у студентов педагогического вуза. Учебный тезаурус рассматривается как ведущее средство формирования познавательной активности студентов, что в конечном итоге способствует развитию понятийного мышления.

This article is devoted to the development of conceptual thinking of pedagogical universities students. Training is seen as the leading thesaurus-schee means of formation of students' cognitive activity where the final result contributes to development of conceptual thinking.

Ключевые слова: понятийное мышление, научное понятие, оперирование понятиями, тезаурус, учебный тезаурус, когнитивно-творческая деятельность.

Key words: conceptual thinking, scientific concept, concepts manipulation, the thesaurus, the thesaurus learning, cognitive and creative activities.

Принципиальные по своему характеру экономические, социальные и политические изменения, происходящие в нашем обществе, создают объективные предпосылки и условия для обновления системы образования в стране, для модернизации протекающих в ней социально-педагогических процессов.

Высшая школа сегодня является одним из актуальных факторов перестройки как государственных организмов, так и отдельно взятого человека, мощным средством духовного интеллектуального и нравственного возрождения России.

Нынешнее время - время масштабных задач - требует профессиональной подготовки специалистов, способных к продуктивному труду в разных сферах общества; сегодняшний специалист должен осмысленно относиться к тому, что он делает, свободно и разумно ориентироваться в окружающей действительности, диалектически мыслить.

Быстрое старение приобретённых профессиональных знаний ставит новые задачи перед высшей школой, а современная общеобразовательная школа «ждёт не учителя - диктатора, ретранслятора учебной информации, а учителя - генератора идей, человека, являющегося носителем обобщённых теоретических и методологических знаний, учителя - сепаратора информации, т.е. учителя, умеющего отбирать и рационально использовать информацию для решения постоянно возникающих в его деятельности педагогических задач и нахождения единственно верного педагогического решения, учителя, свободно владеющего диалектическим методом познания» [3, с. 3].

Высшая школа испытывает сегодня затруднения в планомерной целенаправленной активизации познавательной деятельности у студентов. Одна из причин состоит в том, что будущий учитель не имеет достаточного набора соответствующих методик, обеспечивающих становление конкретных качеств (способностей) творческого характера в процессе учебного познания.

Как следствие, познавательная деятельность студентов не имеет чёткой направленности на творчество.

Центральным звеном в профессионально-творческой подготовке будущего учителя является, по нашему мнению, формирование его познавательной активности и прежде всего перестройка мыслительной деятельности, в основе которой обучение интеллектуальным умениям, владение умственными операциями, подчиняющимися объективным законам познания, т.е. развитие понятийного диалектического мышления.

Наиболее эффективным средством и условием формирования диалектического мышления является овладение системой понятий, которая, в свою очередь, является специфической формой теоретического знания и создаёт основу для овладения будущими учителями механизмами, технологией профессиональной деятельности, содержательной и операциональной её сторонами, так как любое мышление, как отмечал П.С. Выготский, «всегда движется в пирамиде научных понятий» [2, с. 17].

Как отмечается в философских исследованиях, возникнув, понятие уже само становится объектом познания. С другой стороны, понятие является одной из форм мышления, и в этом смысле оно выступает как орудие (средство) познания.

Таким образом, понятия представляют один из важнейших компонентов системы знаний, и от качества их усвоения зависит усвоение законов и теории, овладение умениями применять знания творчески на практике.

Факты свидетельствуют о том, что при изучении научной дисциплины на усвоение понятий отводится ограниченное время, и в результате, усваивая некоторую технологию (алгоритмы, методы) получения результатов, студенты часто не обладают адекватными знаниями о научных понятиях, которые теоретически обновляют эту технологию.

На первый взгляд, кажется, недостатки не так заметны в конечном счёте из-за того, что во многих случаях приобретённые знания направлены не только на исследование изучаемой или быстро изучаемой технологии. Но часто от специалистов и исследователей, и от учителя в первую очередь, требуется обращение к знаниям, приобретённым в учебном заведении, когда приходится заново выяснять смысл важных понятий. При этом понижается мыслительная деятельность, результаты которой страдают от отсутствия ассоциаций, возникающих в связи с хорошо усвоенными понятиями. Следовательно, необходимо научить будущего учителя умению выделять в изучаемом материале структурные единицы - понятия, тем самым выработав подход к понятию как к «единице содержания целенаправленного обучения».

«В процессе формирования понятия происходит переход к абстрагированию и обобщению, и знание, преподнесённое извне, становится собственным знанием студента» [1, с. 17].

Проблеме усвоения и формирования научных понятий студентами посвящены работы М.Н. Алексеева, Л.Д. Арестовой, С.И. Архангельского, М.Б. Волович, Г.И. Железовской, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и др. Но вопросы, связанные с формированием научных понятий, в этих исследованиях не находят ещё должного освещения на уровне педагогической технологии: в них не говорится о возможности конструктивной деятельности при работе с понятиями.

«... Формирование понятий не является самоцелью, важное место занимает проблема обучения оперированию понятиями, которые уже сформированы. Формирование умений оперировать научными понятиями является важнейшей задачей» [5, с. 164].

Своеобразную систему понятий образует тезаурус: система понятий, которой студент владеет, представлена в тезаурусе личностном, система «новых» для него понятий - в учебном тезаурусе. Составление микротезауруса по теме, разделу той или иной изучаемой в вузе дисциплины приводит к образованию упорядоченного множества базовых и периферийных поня-

тий в форме алфавитного или тематического словаря, что обеспечивает студенту свободу выбора рациональных путей освоения информации и одновременно открывает возможности регулировать трудоёмкость познавательной работы. Как отмечается в работе В.И. Журавлёва: «даже простой просмотр предметов - терминов, содержащихся в указателях, возбуждает информационные потребности читателя, и он невольно попадает в плен книги; особенно, если термин сигнализирует о дефиците знаний или отражает смысл личностно-значимой и актуальной для него информации» [4, с. 9].

Термины, вошедшие в тезаурус, могут стать, на наш взгляд, регуляторами направления не только когнитивной, но и когнитивно-творческой деятельности.

В процессе обучения студенты встречаются с огромным потоком новой информации, с большим количеством новых для них понятий, терминов, усвоение этой информации осуществляется зачастую хаотично, что в итоге приводит к тому, что, спустя некоторое время, студент не может дать чёткого объяснения какому-то понятию, явлению, установить связи нового понятия с ранее изученными - иными словами, новая информация будет классифицироваться как «изученная», но далеко не усвоенная. Поиск же необходимой информации перед экзаменом, при выполнении различных заданий и в других учебных ситуациях оказывается достаточно трудоёмким.

Чтобы избежать подобных ситуаций, можно воспользоваться предметным и тематическим тезаурусом, составленным по изученным темам, разделам, можно сказать, микротезаурусами.

Главным элементом тезауруса является дескриптор, т.е. термин, используемый для индексирования и поиска; каждый дескриптор сопровождается определённым объёмом информации, важнейшей характеристикой дескриптора является семантическая устойчивость, отсутствие многозначности; список дескрипторов даётся в алфавитном порядке, между дескрипторами устанавливаются логические связи и т.д.

На занятиях по «Теории и методике обучения русскому языку» уже не один год мы проводим работу со студентами по составлению предметных и тематических тезаурусов. Результаты этой работы очевидны: студенты лучше овладевают понятиями, способны сами составлять дескрипторные словари и тематические тезаурусы по различным темам, используют приобретённые умения при изучении других дисциплин.

Начинают студенты свою работу по тезаурусостроению с выделения «базовых» понятий и операций с ними: определение понятия, раскрытие содержания и объёма понятия, установление связей с рядоположенными, выше, ниже стоящими понятиями. От работы с «базовыми» понятиями переходим к методу дескрипторного описания терминов, т.е. к выполнению операций, совпадающих с характеристиками дескрипторов информационно-поисковых языков. В числе операций отыскание синонимов исследуемому понятию, подбор терминов одной темы по их иерархической связи.

Поэтапное «конструирование» тезауруса даёт больший развивающий эффект, чем использование готового тезауруса и построение тезауруса студентами по образцу. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения (в данном случае таким средством становится тематический тезаурус) предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений.

Когда студенты научатся строить предметные и тематические тезаурусы, можно использовать тезаурус на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении изученного, для осуществления контроля.

Уплотнение информации путём сведения её к единым логическим основаниям и прогнозирование информации в развёрнутом виде открывает широкие перспективы для развития творческого мышления учащихся. Эти перспективы открываются в главной зоне познавательной деятельности, яв-

ляющейся в настоящее время ахиллесовой пятой, - в зоне усвоения теоретического материала. А как известно, чем выше уровень творческого усвоения теории, тем выше результаты её применения на практике.

Предметный или тематический тезаурус является, на наш взгляд, структурой, уплотняющей изучаемую информацию, кроме того, само уплотнение информации носит на себе элемент творчества, так как студент имеет возможность выбрать самостоятельно то логическое основание, которое будет положено в основу построения тезауруса.

В качестве доказательства сказанному можно привести ряд тезаурусов, составленных студентами. Тезаурус к теме «Подлежащее»:

Подлежащее (1 вариант)

Вопрос подлежащего

• выявление предмета:

- деятель или носитель признака;

- лексическое значение подлежащего;

- определение;

- входит в структурную схему предложения;

- главный независимый член, обозначающий предмет речи;

- содержит «данное» , тему высказывания;

- структурно-независимое слово;

- форма И. п.

Подлежащее (2 вариант)

Семантическое значение - значение характеризуемого предмета или потенциального действия: номинативное подлежащее; инфинитивное подлежащее.

Грамматическая организация - опора на независимые формы имени и глагола.

Морфологическое выражение:

- инфинитив;

- местоимение;

- субстантивированные части речи;

- фразеологизм.

Синтаксические особенности: формы подлежащего обусловливают его предикативную связь со сказуемым.

В данных тезаурусах содержится вся основная информация о подлежащем как главном члене предложения (лексико-семантическая, морфологическая, синтаксическая); эта информация при необходимости может быть развернута, каждое понятие, входящее в тезаурус, содержит необходимую учебную информацию.

Логическим основанием к первому тезаурусу послужил алфавитный порядок расположения дескриторов - основных базовых понятий по данной теме, в основу второго тезауруса положен порядок анализа подлежащего как главного члена предложения.

Использование тезауруса в качестве средства учения наряду с другими средствами обучения существенно влияет на умственное развитие обучающихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Тезаурус становится новым средством обучения, и связанные с ним изменения в организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и понимание учебного материала.

Систематическая работа с учебным тезаурусом приводит к формированию когнитивной активности у студентов. Отсутствие у обучающихся «страха» перед незнакомым понятийным звукокомплексом создаёт ситуацию свободного оперирования понятиями, что в конечном итоге способствует развитию понятийного мышления.

Литература

1. Арестова, Л.Д. Дидактический анализ формирования научных понятий в высшей школе [Текст] / Л.Д. Арестова. - М. : МГПИ им. Ленина, 1983. -16 с.

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

3. Железовская, Г.И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов [Текст] / Г.И. Железовская. -Саратов, 1994. - 368 с.

4. Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлёв. - М. : Рос. пед. агентство, 1995. - 183 с.

5. Работин, И.В. Пути активизации познавательной деятельности школьников в условиях компьютеризации [Текст] / И.В. Работин. - М. : Просвещение, 1990. - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.