Научная статья на тему 'ТОТАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В ОПЕРЕ А. РАСКАТОВА "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ"'

ТОТАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В ОПЕРЕ А. РАСКАТОВА "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА АЛЕКСАНДРА РАСКАТОВА "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ" / ТОТАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В ОПЕРЕ / СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ОПЕРА / ОПЕРНЫЙ ПЕРСОНАЖ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВОКАЛЬНЫХ ПАРТИЙ / СОТВОРЧЕСТВО / WORKSHOP В ОПЕРЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликова П.С.

Тотальный синтез, интеграция новейших технологий - это актуальные направления, представляющие творческую лабораторию современных оперных композиторов. Одним из ярких явлений в мировом и отечественном оперном искусстве, фокусирующих эти магистральные тенденции, стала опера А. Раскатова «Собачье сердце». Произведение, созданное в 2010 году и четырежды поставленное в Европе режиссером C. Макберни (Амстердам, Лондон, Милан), получило высокую оценку критиков: «самая успешная современная русская опера», «абсолютная опера».Процесс создания и постановки оперы проходил в тесном сотрудничестве огромной многонациональной команды, что вносило коррективы в музыкальный текст. Диалог-поиск режиссера и композитора позволил найти точные соответствия образов булгаковской повести. Ярко оригинальна поэтика оперы. В произведении синтезируются различные интонационные элементы (отголоски григорианики и знаменного распева, декламация в духе Мусоргского, низовые жанры фольклора и поп-музыки). Радикально переосмысливаются вокальные партии: композитор использует более 20 сложнейших экспериментальных вокальных техник (таких как rauco, scrolatto, имитации собачьего лая и т. д.). Принципиально по-новому трактуется образ Шарика-Шарикова. Его партия написана для трех голосов. В финале оперы появляется ансамбль 16 клонированных Шариковых, поющих и лающих в мегафоны: они словно проникают в сознание каждого слушателя, делая его марионеткой поглощающего социума. Отстаивая свое право быть услышанным, А. Раскатов перенес принципы тотального синтеза в музыкальную ткань оперы. «Собачье сердце» стало важным шагом на пути обновления оперного жанра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOTAL SYNTHESIS IN A. RASKATOV'S OPERA "HEART OF A DOG"

Total synthesis, integration of the latest technologies - these are current trends that represent the creative laboratory of modern opera composers. One of the brightest phenomen in world and domestic opera, focusing these main trends, was A. Raskatov's opera «Heart of a Dog». The piece, created in 2010 and staged four times in Europe by director C. McBurney (Amsterdam, London, Milan), was highly praised by critics: «the most successful contemporary Russian opera», «absolute opera».The process of creating and staging the opera took place in close cooperation with a huge multinational team, which made adjustments to the musical text. The dialogue-search of the director and composer made it possible to find exact matches of the images of Bulgakov's story. The poetics of the opera is brightly original. The work synthesizes various intonational elements (echoes of Gregorianism and znamenny chant, recitation in the spirit of Mussorgsky, grassroots genres of folklore and pop music). The vocal parts are radically rethought: the composer uses more than 20 sophisticated experimental vocal techniques (such as rauco, scrolatto, imitation of a dog bark, etc.). The image of Sharik-Sharikov is interpreted in a fundamentally new way. His part was written for three voices. In the finale of the opera, an ensemble of 16 cloned Sharikovs appears, singing and barking into megaphones: they seem to penetrate the consciousness of each listener, making him a puppet of an absorbing society. Defending his right to be heard, A. Raskatov transferred the principles of total synthesis into the musical fabric of the opera. «Heart of a Dog» was an important step towards the renewal of the opera genre.

Текст научной работы на тему «ТОТАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В ОПЕРЕ А. РАСКАТОВА "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ"»

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 52-58 Actual problems of higher music education. 2021. No 4 (62). P. 52-58

Научная статья УДК 782.1

DOI: 10.26086/NK.2021.62.4.008

Тотальный синтез в опере А. Раскатова «Собачье сердце» Куликова Полина Сергеевна

Нижегородское музыкальное училище (колледж) им. М. А. Балакирева, Нижний Новгород, Россия, kps1187@mail.ru

Аннотация. Тотальный синтез, интеграция новейших технологий — это актуальные направления, представляющие творческую лабораторию современных оперных композиторов. Одним из ярких явлений в мировом и отечественном оперном искусстве, фокусирующих эти магистральные тенденции, стала опера А. Раскатова «Собачье сердце». Произведение, созданное в 2010 году и четырежды поставленное в Европе режиссером C. Мак-берни (Амстердам, Лондон, Милан), получило высокую оценку критиков: «самая успешная современная русская опера», «абсолютная опера».

Процесс создания и постановки оперы проходил в тесном сотрудничестве огромной многонациональной команды, что вносило коррективы в музыкальный текст. Диалог-поиск режиссера и композитора позволил найти точные соответствия образов булгаковской повести.

Ярко оригинальна поэтика оперы. В произведении синтезируются различные интонационные элементы (отголоски григорианики и знаменного распева, декламация в духе Мусоргского, низовые жанры фольклора и поп-музыки). Радикально переосмысливаются вокальные партии: композитор использует более 20 сложнейших экспериментальных вокальных техник (таких как rauco, scrolatto, имитации собачьего лая и т. д.). Принципиально по-новому трактуется образ Шарика-Шарикова. Его партия написана для трех голосов. В финале оперы появляется ансамбль 16 клонированных Шариковых, поющих и лающих в мегафоны: они словно проникают в сознание каждого слушателя, делая его марионеткой поглощающего социума. Отстаивая свое право быть услышанным, А. Раскатов перенес принципы тотального синтеза в музыкальную ткань оперы. «Собачье сердце» стало важным шагом на пути обновления оперного жанра.

Ключевые слова: опера Александра Раскатова «Собачье сердце», тотальный синтез в опере, современная отечественная опера, оперный персонаж, интерпретация вокальных партий, сотворчество, workshop в опере

Для цитирования: Куликова П. С. Тотальный синтез в опере А. Раскатова «Собачье сердце» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 52-58. http://doi.org/10.26086/NK.2021.62.4.008.

Original article

Total synthesis in A. Raskatov's opera «Heart of a Dog»

Kulikova Polina S.

Balakirev Nizhny Novgorod Musical College, Nizhny Novgorod, Russia, kps1187@mail.ru

Abstract. Total synthesis, integration of the latest technologies — these are current trends that represent the creative laboratory of modern opera composers. One of the brightest phenomen in world and domestic opera, focusing these main trends, was A. Raskatov's opera «Heart of a Dog». The piece, created in 2010 and staged four times in Europe by director C. McBurney (Amsterdam, London, Milan), was highly praised by critics: «the most successful contemporary Russian opera», «absolute opera».

The process of creating and staging the opera took place in close cooperation with a huge multinational team, which made adjustments to the musical text. The dialogue-search of the director and composer made it possible to find exact matches of the images of Bulgakov's story.

The poetics of the opera is brightly original. The work synthesizes various intonational elements (echoes of Gre-gorianism and znamenny chant, recitation in the spirit of Mussorgsky, grassroots genres of folklore and pop music). The vocal parts are radically rethought: the composer uses more than 20 sophisticated experimental vocal techniques (such as rauco, scrolatto, imitation of a dog bark, etc.). The image of Sharik-Sharikov is interpreted in a fundamentally new way. His part was written for three voices. In the finale of the opera, an ensemble of 16 cloned Sharikovs appears, singing and barking into megaphones: they seem to penetrate the consciousness of each listener, making him a puppet of an absorbing society. Defending his right to be heard, A. Raskatov transferred the principles of total synthesis into the musical fabric of the opera. «Heart of a Dog» was an important step towards the renewal of the opera genre.

Keywords: opera by Alexander Raskatov «Heart of a Dog», total synthesis in opera, contemporary Russian opera, opera character, interpretation of vocal parts, co-creation, workshop in opera

© Куликова П. С., 2021

For citation: Kulikova P. S. Total synthesis in A. Raskatov's opera «Heart of a Dog». Aktualnye problem vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2021;4(65); p. 52-58 (In Russ.). http://doi. org/10.26086/NK.2021.62.4.008.

Процесс взаимопроникновения различных видов искусства — одна из основополагающих тенденций развития современного музыкального театра. Тотальный синтез, интеграция новейших и традиционных технологий, сплетение различных видов искусств открывают огромные возможности для современных композиторов. Появились экспериментальные жанры: «театр-инсталляция» (Хайнер Гёббельс «Вещь Штифтера»), музыкально-литературные композиции («Тяжелый песок» по роману А. Рыбакова), медиаопера (И. Юсуповой), опера-ремейк, «Опера об опере» (В. Мартынова) и другие.

Идея тотального синтеза как магистрального направления развития оперного жанра была сформулирована в 1965 году в работе немецкого музыковеда Б. А. Циммермана «Будущее оперы». Оперный театр будущего представлен в его размышлениях как «сосредоточение с целью коммуникации всех театральных средств и ресурсов в одном специально для этой цели созданном месте» — «космическом корабле духа», где соединены вместе: «архитектура, скульптура, живопись, музыкальный театр, драматический театр, балет, кино, электроусилители, телевидение, записывающая техника и звуковая аппаратура, электронная музыка, цирк, мюзикл и все виды сценического движения». Модифицированный жанр, появившийся путем тотального синтеза, он назвал «плюралистической оперой» [1, с. 175].

Перспективы развития оперы, обозначенные Циммерманом, актуальны и для современных отечественных композиторов. В ряду оперных сочинений рубежа ХХ-ХХ1 вв., построенных по принципу открытого тотального синтеза и одновременно сочетающих в себе традиционные жанровые черты русской национальной оперы, — «Мастер и Маргарита» С. Слонимского, «Когда время выходит из берегов» В. Тарнополь-ского, «Очарованный странник» Р. Щедрина, «Бег» Н. Сидельникова, «Братья Карамазовы» А. Смелкова, «Холстомер» В. Кобекина, «Мелкий бес» А. Журбина и другие.

Одним из ярких явлений в мировом и отечественном оперном искусстве, фокусирующих его магистральные тенденции, стала опера А. Раска-това «Собачье сердце». В процессе ее методоло-

гического исследования на различных этапах, как при анализе основных положений, так и более частных, можно обнаружить признаки тотального синтеза [2]. Обратимся к некоторым из них.

Опера «Собачье сердце» написана А. Рас-катовым по заказу Амстердамского музыкального театра. Премьера состоялась 7 июня 2010 г. в Амстердаме на сцене Нидерландской оперы в рамках Голландского фестиваля. Либретто создано Чезаре Маццонисом (перевод на русский язык осуществлен Георгием Эдельманом). Опера с успехом была представлена в Лондоне на сцене «Колизеума» Английской национальной оперы, а в 2013 г. под руководством В.А. Гергиева на сцене театра «Ла Скала». Спектакль был поставлен британским режиссером Саймоном МакБерни, известным постановками: «Улица Крокодилов» по Бруно Шульцу, спектакль о Д. Шостаковиче «Шум времени», «Столкновение», моноспектакль «Встреча», спектакль «Опасная жалость», опера «Похождение повесы» и многими другими.

Как известно, работа над оперой зачастую не останавливается на этапе сочинения музыкальной и литературной композиции, напротив, продолжается в коллективном сотворчестве. Современные исследователи, музыковеды и философы, размышляя о создании современной оперы, нередко отдают первостепенную роль фигуре режиссера. В конце XX века появилось понятие «режиссерской оперы» [3].

Современный отечественный композитор, музыковед и философ В. Мартынов пришел к выводу: «Истинная музыка существует вне автора. Соответственно, не должно быть заботы о новых техниках, только о согласовании готовых моделей» [4].

Создание оперы «Собачье сердце» проходило в тесном сотрудничестве огромной многонациональной команды авторов, музыкантов и певцов, представителей различных искусств. К моменту начала репетиционного процесса черновик оперы уже был написан, однако, в процессе подготовки спектакля композитору приходилось вносить коррективы в музыкальный текст, о чем он сам рассказал с некоторой долей сожаления. Вместе с тем А. Раскатов признал высокую эффективность такой организации творческого

процесса [5]. Для режиссера Саймона Макберни подобная форма была привычной. Коллективный метод работы по типу «мозгового штурма», который носит название workshop (в пер. с англ. мастерская или цех) и подразумевает активное участие каждого человека, позволил найти точные соответствия образов булгаковской повести. Результат совместной работы получил высокую оценку многих критиков и был определен как «самая успешная современная русская опера», «абсолютная опера» [5; 6].

Известно, что фантастический сюжет скрывает множество аллюзий на исторические и политические события России 20-х годов XX века, а в образах булгаковских героев прочитывается сходство с идеологическими лидерами страны. Булгаков не занимает какую-либо определенную позицию. На страницах повести нет однозначного ответа, на чьей стороне мы должны находиться и о ком нам следует заботиться. Она колеблется. Это рождает постоянное ощущение манипуляции. Профессор превратил собаку в человека, а затем собака начинает манипулировать советскими идеалами нового коммунистического государства. Не потому, что она в них верит, а потому, что лишена чувства сытости и тепла, вынуждена скитаться по помойкам. Профессором в свою очередь сверху манипулирует большой босс.

Таким образом, у Саймона Макберни появляется идея сценического воплощения страданий уличной собаки через марионетку-скелет, собранную как бы из мусора: пластика, склеенного кусочками черной ленты. Источником вдохновения Саймона также послужила голодающая Собака скульптора Джакометти (1951).

К созданию марионетки был привлечен владелец кукольной компании Blind Summit и другие кукловоды, которые постепенно начали оживлять это существо, после чего марионетка была представлена композитору А. Раскатову. На репетициях между композитором и режиссером происходил постоянный обмен идеями: что должна делать кукольная собака и как певцы могут относиться к ней. Голос по мнению Макберни должен был быть «продолжением кукольного искусства»

[7].

А. Раскатов свою авторскую задачу не ограничивал только созданием музыки. «Сочиняя оперную музыку, я давно понял, что не могу отделаться от чувства, что одновременно являюсь зрителем оперы, которая мною написана. Я не пишу музыку, выдавливая знаки, как зубную па-

сту на нотную бумагу, пытаясь связать одну ноту с другой. Это совершенно другого типа процесс. Я обязательно должен визуально представлять, как это будет выглядеть» [8].

Из визуальных соответствий вырастает интонационный строй, динамика действия и экспрессивность образов героев оперы. Достигается это композитором благодаря оригинальному сочетанию и синтезированию различных инструментальных и вокальных тембров. Состав оркестра варьируется от классического симфонического до сложносоставного симфонического, включающего ориентальные, в том числе национальные ударные инструменты. Многогранен спектр интонационных элементов оперы. Выстроенные по принципу «калейдоскопа», они постоянно олицетворяют борьбу «дьявольского и божественного начал» [9, с. 135], отсылают нас к различным музыкально-историческим эпохам: от средневекового григорианского хорала и знаменного пения до городского романса, революционной песни и примитивной частушки; от речитативов, в духе Даргомыжского и Мусоргского до речитации, близкой к поп-музыке в стиле рэп.

Продолжение и неотъемлемая часть сценического воплощения героев оперы — особенности их вокальных партий. Создание музыкального портрета Шарикова было одной из ключевых и в то же время непростых задач для композитора. Страдания голодного и ошпаренного кипятком пса, который появляется перед нами в первой картине оперы, автор передает через специфически хриплый и грубый тембр — «Неприятный голос». Партия пронизана колкими резкими интонациями, исполняется с использованием мегафона (Пример 1) [5, с. 15]. Написана она для драматического колоратурного сопрано, и технически чрезвычайно сложна: по тесситуре, наличию резких скачков, использованию приемов rauco (сиплый, хриплый) tremolo и scrollato (содрогающийся), шепота, хрипа и имитации собачьего лая. Одновременно с пением исполнительница партии должна играть определенные ритмы на литавре, чтобы добиться эффекта искаженного звука, «напоминающего пение буддийских монахов» [3]. Партию «Неприятного голоса» исполнила певица, супруга композитора Елена Васильева, признанный специалист в области современных вокальных техник. Всего их в опере насчитывается более двадцати, и музыкальная ткань всех вокальных партий оперы наполнена подобного рода эффектами.

Пример 1

Однако, использование даже такого специфического тембра для создания музыкального портрета голодающего пса композитору казалось недостаточным. Он нашел новое нестандартное решение. А. Раскатов расшил границы вокальной партии путем синтезирования нескольких вокальных тембров. Второй голос партии собаки Шарика — «Приятный». Он ярко контрастен и противоположен первому, это мягкий светлый проникновенный тембр, который побуждает нас сопереживать этому несчастному, голодному зверю. Вокальная линия интонационно напоминает григорианский распев, она написана для контртенора, тембра голоса, невольно отсылающего нас к средневековой традиции (Пример 2).

Музыкальная характеристика превращенного Шарикова, который появляется впервые в седьмой картине первого действия оперы, представляет собой в некотором роде синтез «Прият-

ного» и «Неприятного» тембра, на что указывает сходство всех трех вокальных партий: в интонационном и техническом воплощении (Пример 3) [6, с. 188]. Партия Шарикова написана для высокого тенора и исполнена на премьерном показе Александром Кравцем, чей насыщенный тембр соединяет черты колоратурного драматического сопрано и контртенора. Партия экстремально сложна для исполнения, это «блестящая виртуозная часть с невероятно сменяемой артикуляцией, иногда почти рэп» — отметил композитор [10].

После проведенной чудовищной операции новое существо, произведенное на свет профессором Преображенским, постепенно идет на поправку и приходит в сознание. Оно перестает лаять, однако первые звуки, которые мы слышим в партии Шарикова наполнены по-прежнему сипом и хрипом. Композитором используется все тот же вокальный прием rauco, подобно тому, как

в первой картине оперы появляется «неприятный» голос собаки (Примеры 1 и 3). Постепенно существо приобретает все более человеческие черты, и это ярко прослеживается в трансформации вокальной партии. Интонационные, ритмические, регистровые, тембровые переключения, позволяют автору подчеркнуть противоречивый

и трагикомический образ Шарикова. А. Раскатов глубоко сочувствует своему герою, и в то же время саркастически подчеркивает его невежество. Музыкальный материал, характеризующий Шарикова включает в себя огромную палитру красок от трагических музыкальных тем до матерной частушки.

Пример 2

Ярко оригинален апокалиптический эпилог оперы. Развязка оперы противоположна финалу повести М. А. Булгакова — unhappyend. Филиппу Филипповичу, который пользовался широким признанием коллег, пациентов, который едва ли не возомнил себя Богом, так и не удалось вернуть Шарикову первоначальный облик собаки, вызыва-

ющей сочувствие и умиление. Один за другим на сцене появляются Шариковы — клонированные «Неприятные голоса» из первого акта оперы, готовые уничтожить все на своем пути, поют и лают хором в мегафоны. Их голоса словно проникают и заполняют собой сознание каждого слушателя, делая его марионеткой поглощающего социума.

Пример 3

Выявленные в общем и детальном анализе 2. признаки, а также принципы тотального синтеза, характерные для музыкально-сценического воплощения оперы «Собачье Сердце», позволяют сделать вывод об их значимости не только для настоящего образца оперного сочинения, но и в целом для развития жанра. Взаимодействие и со- 3. единение различных видов искусства, внедрение новейших технологий и инноваций делает оперу еще более актуальной и притягательной для современного слушателя. Однако уникальность 4. оперы «Собачье сердце» А. Раскатова заключается не только лишь в одновременном использовании доступных современным композиторам ресурсов и технологий.

Отстаивая свое право быть услышанным, 5. А. Раскатов перенес принципы тотального синтеза в саму музыкальную ткань, что позволило ему расширить традиционные границы композиции, вокальных партий, оркестрового сопровождения, соединить несопоставимые интонационные элементы и тем самым найти точные музыкаль- 6. ные соответствия противоречивым героям оперы. Данное произведение можно с уверенностью назвать значительным этапом в обновлении оперного жанра. 7.

Список источников 1. Циммерман Б. А. Будущее оперы: некоторые

размышления о необходимости создания но- 8. вого понятия оперы как театра будущего // Музыкальная академия. 1996. № 2. С. 173-177.

Комарницкая О. В. Феноменология оперы: метод структурного анализа // Вестник МГУКИ. 2008. № 1. С. 222-225. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-op-ery-metod-strukturnogo-analiza/viewer (дата обращения: 20.08.2021). Игнатов В. Композитор Александр Раскатов... // Европейская Афиша. № 4. 2013. URL: http//www.afficha.info (дата обращения: 20.10.2019).

Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. 296 с. URL: https:// predanie.ru/martynov-vladimir-ivanovich/ book/137466-konec-vremeni-kompozitorov/#/ toc14 (дата обращения: 20.08.2021). Рагожина Е. Абсолютная опера: «Собачье сердце» композитора Александра Раскатова // New Style. 2011. № 102. URL: https:// newstyle-mag.com/absolyutnaya-opera-so-bache-serdce-kompozitora-aleksandra-raskato-va/ (дата обращения: 20.08.2021). Раскатов А. Собачье сердце: опера в двух действиях (16 картин) по одноименной повести Михаила Булгакова. Hamburg: Sikorski Musikverlage, 2010. 430 p. Mcburney S. Simon McBurney On Creating A Dog's Heart // The arts desk. 2010. URL: https:// theartsdesk.com/opera/simon-mcburney-creat-ing-dogs-heart (Accessed 20 August 2021). Амрахова А. А. Премьера оперы Александра Раскатова «ГерМАНИЯ» в Opera de Lyon // Музыкальное обозрение. № 8 (432, 433, 434).

2018. URL: https://muzobozrenie.ru/prem-era-opery-aleksandra-raskatova-germaniya-v-opera-de-lyon/ (дата обращения 20.10.2019).

9. Амрахова А. А. Современная музыкальная культура. В поисках самоопределения. М.: Композитор, 2017. 304 с.

10. Ivashkin A. Amsterdam: Aleksandr Raskatov's «A Dog's Heart» // Cambridge University Press. Vol 65. № 256. Р. 54. URL: https://www.jstor. org/stable/23020691?seq=3#page_scan_tab_ contents (дата обращения 20.10.2019).

References

1. Tsimmerman, B. A. (1996), "The future of opera: some thoughts on the need to create a new concept of opera as a theater of the future", Academy of Music, vol. 2, pp. 173-176.

2. Komarnitskaya O. V. (2008), "Opera phenomenology: the method of structural analysis", Vest-nik MGUKI, no. 1, pp. 222-225, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologi-ya-opery-metod-strukturnogo-analiza/viewer (Accessed 20 August 2021).

3. Ignatov, V. (2013), "Composer Alexander Ras-katov...", Yevropeyskaya Afisha, no. 4, available at: http// www.afficha.info (Accessed 20 October 2019).

4. Martynov, V. (2002), Konets vremeni kompozi-torov [The end of the time of composers], Russ-kiy put', Moscow, Russia, available at: https:// predanie.ru/martynov-vladimir-ivanovich/ book/137466-konec-vremeni-kompozitorov/#/ toc14 (Accessed 20 August 2021).

5. Ragozhina, E. (2011), "Absolute opera: «Heart of a Dog» by composer Alexander Raska-

tov", New Style, no. 102, available at: https:// newstyle-mag.com/absolyutnaya-opera-so-bache-serdce-kompozitora-aleksandra-raskato-va/ (Accessed 20 August 2021).

6. Raskatov, A. (2010), Sobach'ye serdtse: opera v dvukh deystviyakh (16 kartin) po odnoimennoy povesti Mikhaila Bulgakova [Dog's heart: opera in two acts (16 paintings) based on the novel by Mikhail Bulgakov of the same name], Sikorski Musikverlage, Hamburg, Germany.

7. Mcburney, S. (2010), "Simon McBurney On Creating A Dog's Heart", The arts desk, available at: https://theartsdesk.com/opera/simon-mcbur-ney-creating-dogs-heart (Accessed 20 August 2021).

8. Amrakhova, A. A. (2018), "Premiere of Alexander Raskatov's opera «GERMANY» at Opera de Lyon", Muzykal'noye obozreniye, available at: https://muzobozrenie.ru/prem-era-opery-alek-sandra-raskatova-germaniya-v-opera-de-lyon/ (Accessed 20 October 2019).

9. Amrakhova, A. A. (2017), Sovremennaya muzykal'naya kul'tura. Vpoiskakh samoopredele-niya [Contemporary music culture. In search of self-determination], Kompozitor, Moscow, Russia.

10. Ivashkin, A. (2011), "Amsterdam: Aleksandr Raskatov's «A Dog's Heart»", Cambridge University Press, vol 65, no. 256, p. 54, available at: https://www.jstor.org/stable/ 23020691 (Accessed 20 October 2019).

Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования 24.12.2021; принята к публикации 24.12.2021.

The article was submitted 16.12.2021; approved after reviewing

24.12.2021; accepted for publication 24.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.