Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА А. РАСКАТОВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА А. РАСКАТОВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. РАСКАТОВ / КОМПОЗИТОР / БИОГРАФИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / A. RASKATOV / COMPOSER / BIOGRAPHY / CREATIVE STYLE / INDIVIDUALITY / TRADITIONS / CONTEMPORARY MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрамова Ольга Викторовна

В статье рассмотрены основные биографические вехи и факторы, которые сформировали особенности стиля музыки композитора Александра Раскатова. Индивидуальные черты творчества композитора будут охарактеризованы сквозь призму не только разных направлений, в той или иной степени затронувших стилистику его произведений, но и сообразно разной географической и культурной авторской локации. Переезд в начале 90-х в Германию, а затем - во Францию сказался не только на образе жизни, но и на жанровых пристрастиях композитора, а увлечение авангардом и постмодерном, наряду с обращением к национальным истокам, оказали влияние на авторскую манеру. Союз двух профессионалов, Александра Раскатова (композитора) и его супруги Елены Васильевой (певицы), сыграл важную роль в формировании пристрастий в вокальной музыке, способствовал увлечению, поискам, изобретению новых технических приемов в современной голосовой практике. Е. Васильева, ученица Э. Шварцкопф, записавшая значительную часть произведений Э. Денисова, тесно сотрудничавшая с Д. Куртагом, - уникальное явление в современном исполнительском искусстве. Авторская методика управления голосом Е. Васильевой активно используется композитором А. Раскатовым в камерных и оперных сочинениях. Особенности композиторского стиля А. Раскатова формируются в парадоксальном ключе: если в 70-е и 80-е годы в России композитор слыл авангардистом, то после переезда в Европу в его творчестве появились охранительные тенденции, а его музыка воспринимается как продолжение традиций русской композиторской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHICAL SINGULARITY OF COMPOSER A. RASKATOV AS A FACTOR IN THE FORMATION OF CREATIVE STYLE

The article will examine the main biographical milestones and factors that shaped the music style features of the composer Alexander Raskatov. The individual singularity of the composer's creative style will be characterized through the prism of not only different directions, to one degree or another affecting the style of his works, but also according to different geographical and cultural locations of the author. Since the emigration in the early 90s to Germany, and then to France, affected not only the lifestyle, but also on the style preferences of the composer. Avant-gardism, postmodernism, passion for national sources - these are stylistic markers that, being an integral element of a creative biography, have affected the composer's creative style. The union of two professionals, Alexander Raskatov (composer) and his wife Elena Vasilyeva (singer), played an important role in the formation of preferences in vocal music, contributed to the enthusiasm, search, invention of new technical methods in modern voice practice. E. Vasilieva, the student of E. Schwarzkopf, who recorded a significant part of the works of E. Denisov, who worked closely with D. Kurtag, is a unique phenomenon in modern performing vocal art. The author’s voice control technique by E. Vasilyeva is actively used by composer A. Raskatov in chamber and opera compositions. The peculiarities of A. Raskatov’s composer's style are formed in a paradoxical way: if the composer was considered an avant-garde in Russia in the 70s and 80s, then after moving to Europe some protective trends appeared in his work, and his music was perceived as a continuation of Russian traditions composer school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА А. РАСКАТОВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ»

DOI: 10.26086/NK.2020.2.56.006 УДК 78.071.1

© Абрамова Ольга Викторовна, 2020

Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова (Москва, Россия), солистка оперы;

Московский гуманитарный университет (Москва, Россия), доцент кафедры вокального искусства

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА А. РАСКАТОВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ

В статье рассмотрены основные биографические вехи и факторы, которые сформировали особенности стиля музыки композитора Александра Раскатова. Индивидуальные черты творчества композитора будут охарактеризованы сквозь призму не только разных направлений, в той или иной степени затронувших стилистику его произведений, но и сообразно разной географической и культурной авторской локации. Переезд в начале 90-х в Германию, а затем — во Францию сказался не только на образе жизни, но и на жанровых пристрастиях композитора, а увлечение авангардом и постмодерном, наряду с обращением к национальным истокам, оказали влияние на авторскую манеру.

Союз двух профессионалов, Александра Раскатова (композитора) и его супруги Елены Васильевой (певицы), сыграл важную роль в формировании пристрастий в вокальной музыке, способствовал увлечению, поискам, изобретению новых технических приемов в современной голосовой практике. Е. Васильева, ученица Э. Шварц-копф, записавшая значительную часть произведений Э. Денисова, тесно сотрудничавшая с Д. Куртагом, — уникальное явление в современном исполнительском искусстве. Авторская методика управления голосом Е. Васильевой активно используется композитором А. Раскатовым в камерных и оперных сочинениях.

Особенности композиторского стиля А. Раскатова формируются в парадоксальном ключе: если в 70-е и 80-е годы в России композитор слыл авангардистом, то после переезда в Европу в его творчестве появились охранительные тенденции, а его музыка воспринимается как продолжение традиций русской композиторской школы.

Ключевые слова: А. Раскатов, композитор, биография, творческий стиль, индивидуальность, традиции, современная музыка.

© Abramova Olga V., 2020

The Kolobov Novaya Opera Theatre of Moscow (Moscow, Russia), Soloist of the opera;

Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), Associate Professor of the Department of Vocal Art

E-mail: [email protected]

BIOGRAPHICAL SINGULARITY OF COMPOSER A. RASKATOV AS A FACTOR IN THE FORMATION OF CREATIVE STYLE

The article will examine the main biographical milestones and factors that shaped the music style features of the composer Alexander Raskatov. The individual singularity of the composer's creative style will be characterized through the prism of not only different directions, to one degree or another affecting the style of his works, but also according to different geographical and cultural locations of the author. Since the emigration in the early 90s to Germany, and then to France, affected not only the lifestyle, but also the style preferences of the composer. Avant-gardism, postmodernism, passion for national sources — these are stylistic markers that, being an integral element of a creative biography, have affected the composer's creative style.

The union of two professionals, Alexander Raskatov (composer) and his wife Elena Vasilyeva (singer), played an important role in the formation of preferences in vocal music, contributed to the enthusiasm, search, invention of new technical methods in modern voice practice. E. Vasilieva, the student of E. Schwarzkopf, who recorded a significant part of the works of E. Denisov, who worked closely with D. Kurtag, is a unique phenomenon in modern performing vocal art. The author's voice control technique by E. Vasilyeva is actively used by composer A. Raskatov in chamber and opera compositions.

The peculiarities of A. Raskatov's composer's style are formed in a paradoxical way: while the composer was considered an avant-garde in Russia in the 70s and 80s, after moving to Europe some protective trends appeared in his work, and his music was perceived as a continuation of traditions of the Russian composer school.

Key words: A. Raskatov, composer, biography, creative style, individuality, traditions, contemporary music.

Процесс формирования композиторского универсума зависит от множества понятий: социальной обусловленности, склада мышления, воображения, созидательного вдохновения, стадиальности творческого процесса и других составляющих. Любые жизненные обстоятельства сознательно или интуитивно проецируются на сочинения автора: как конкретные события, так и целые периоды жизни. Рассмотрим творчество А. Раскатова, опираясь на особенности биографии, повлиявшие на его стиль и композиторскую манеру.

Авторская художественная картина мира многогранна ввиду того, что жизнь в России и Европе по-разному моделировала творческие пристрастия и стилевые качества А. Раскатова. Траектория его географических перемещений становится мощным катализатором рождения новых тем и сюжетов произведений, а также смелых новаций в сфере образности и музыкального языка. Раскатов создает свой спектр приемов ритмической и интонационной выразительности, темо-образования, сочетания сверхсложной и простой, в чем-то даже хрупкой, звуковой среды.

Биографический путь композитора символизируется названием его концерта для альта с оркестром «Путь-Path-Chemm-Weg» (2002), в котором Раскатов создает музыкальный абрис своей траектории странствований по свету и размышляет о том, что есть «путь художника».

В жизни композитора определяющими были два этапа. Первый — становление, образование, формирование музыкальных пристрастий, своего стиля композиции, увлечение авангардом — это жизнь в России (Советском Союзе) до начала 90-х годов XX века. Второй — переезд в Европу, жизнь в Германии, во Франции, влияние иного социума и культурной среды, трудности, удачи и взлеты, эволюция авторского стиля, новая расстановка творческих акцентов и приоритетов. Сейчас Раскатов находится, определенно, в творческом расцвете, являясь крупным европейским композитором и последователем великой русской музыкальной традиции.

Александр Михайлович Раскатов родился в Москве в 1953 году и до 1994 года жил и работал в России. Здесь написаны произведения для оркестра, солирующих инструментов и камерного ансамбля, вокальные сочинения, а также музыка для театральных постановок и кино. Более ранним его сочинениям свойственно романтическое звучание, к концу 1980-х годов музыка Рас-катова изменяется и приобретает медитативный характер, композитор увлекается статичными музыкальными формами. Произведения содер-

жат элементы минимализма, часто композитор использует звуковую красочность фортепиано в различных комбинациях с ударными инструментами, создавая колористические музыкальные эффекты, как в пьесе для фортепиано «Утешение» (1989) и в «Misteria brevis» (1992), для фортепиано и ударных. В произведении «Dolce far niente» (1991) для виолончели и фортепиано настроение и образы подчеркиваются звуком маленьких колокольчиков (играемых обоими исполнителями) и письменной партией «fischio» (со свистом), исполняемой пианистом. Это сочинение содержит приемы авангардной инструментальной техники, которой в 90-е годы Раскатов был очень увлечен. Авангардную окраску во многих композициях автора приобретает игра на необычных инструментах, таких как варган (древний язычковый самозвучащий инструмент), сирена, бамбуковые трубы, а исполнитель в этих произведениях может насвистывать или дуть в морскую раковину, петь в мегафон и играть на разновидностях гонга. Многообразие авангардных приемов композитор использует не только в инструментальных, но и вокальных жанрах, которые занимают в творчестве композитора одно из центральных мест. Среди вокальных произведений Раскатова раннего периода отметим «Гра-ка-ха-та» (1988) для тенора, скрипки и четырех ударных инструментов. Композитор сочетает противоположные методы музыкального изложения: минимализм вокальной и скрипичной линий с насыщенной ритмической и тембральной партитурой ударных инструментов, (скрипичная и вокальные партии отданы одному исполнителю). Знаковым авангардным камерным вокальным опусом Раскатова является пьеса «Ритуал» (1997) для драматического сопрано и ударных (также для одного исполнителя). Это необычное, новаторское по идее и голосовым техникам произведение содержит около 20-ти приемов звукоизвлечения, а в сочетании с timpano grave, tam-tam grave, водяным гонгом и мегафоном становится мистическим монологом для голоса с аллюзиями на древние горловые практики (техники пения канадских инуиток1 и обертонное пение тувинских шаманов с использованием бубна). «Ритуал» впервые был исполнен французской певицей Еленой Васильевой, женой композитора, на фестивале «Cite de la Musique» в Париже, где произведение имело большой резонанс.

Годы работы Раскатова в Советском Союзе конца 1980-х - начала 1990-х годов прошлого века и композиторского поиска в самых разных направлениях совпали с историческим переходом российского общества от тоталитаризма к демократии, падением «железного занавеса». Эпоха

перемен была сопряжена с нестабильностью и экономическим кризисом, которые диктовали новые условия для жизни и творчества, когда пространство сильно менялось в связи с начавшимися интенсивными политическими процессами, а музыкальное искусство остро нуждалась не только в финансировании, но и в неформальности, свободе, расширении международных связей, в противовес консерватизму и официозу творческого наследия распавшегося Советского Союза.

Раскатов находился, во всех смыслах, в самом центре музыкального авангарда того времени. Парадоксальность такого явления, как динамический всплеск творческой составляющей в переломные социально-общественные периоды, характерна в полной мере и для данного исторического момента. Для А. Раскатова в условиях национальной среды обитания, важное значение имели базовые источники накопления внутренних художественных впечатлений, впоследствии нашедших выражение в эмиграции: энергетика и окружение русского языка, культурные, исторические связи и традиции, принципы интеллектуальной коммуникации внутри профессионального сообщества (круг тем, идеи, проблематика, полемика), увлеченность авангардными направлениями. Ключевым явлением в формировании интересов и пристрастий Раскатова стало объединение молодого поколения композиторов 1980-1990-х годов. Назревшая потребность выразить свое эстетическое сознание, в новом ракурсе проанализировать сложившиеся музыкальные тенденции и принципы сочинения музыки, сформировала яркое поколение, плеяду русских композиторов двух последних десятилетий XX века, к которому принадлежит А. Раскатов.

Выпускник Московской консерватории, член АСМ-2 (новой «Ассоциации современной музыки»), Раскатов находился в атмосфере экспериментаторства, новаций, продолжения традиций русского авангарда, в кругу прогрессивного композиторского сообщества, которое возглавлял Э. Денисов. Ассоциация объединила тогда молодых композиторов А. Вустина, В. Екимовского, Ф. Караева, Ю. Каспарова, Н. Корндорфа, В. Лобанова, А. Раскатова, Д. Смирнова, В. Тарнополь-ского, Е. Фирсову, В. Шутя. Принципом ассоциации было стремление к расширению информационного пространства, активный интерес ко всем значимым явлениям в современной русской (советской) и зарубежной музыке, знаменательными событиями стали встречи с П. Булезом, К. Шток-хаузеном, Я. Ксенакисом, А. Пуссером [5].

Поколение советских (российских) композиторов 1980-1990-х годов представляло собой

широкий круг музыкантов. Совместное стремление к выходу за рамки преобладающей традиции музыкального мышления, сложившихся запретов и информационного вакуума послужило началом масштабного, интенсивного диалога с зарубежным музыкальным сообществом на официальном уровне (создание АСМ-2). Многие из композиторов получили возможность культурного обмена с Западом, что неизбежно повлекло за собой процесс более детальной, глубокой музыкальной и культурной интеграции и формирования многомерности творческих взглядов. Одновременно с устремлениями к экспериментальности, «новым технологиям» в области академической музыки и композиторского искусства, для того поколения определяющим стал вопрос сохранения индивидуальности стиля и эстетического выбора: примкнуть к крупному музыкальному западному направлению или пойти собственным путем. Для А. Раскатова этот важный аспект, с одной стороны, не являлся дилеммой: личностный авторский подход всегда определял любые музыкальные эксперименты композитора. С другой стороны, переходный исторический момент повлиял на его решение кардинально изменить свою жизнь, и это не могло не отразиться на творческом процессе. Раскатов говорит о переезде в Европу: «Ничего тогда не просчитывая, ничего не умея анализировать, я решил, что еще не поздно себя попробовать на каком-то другом уровне чисто профессионально. Будучи по натуре очень осторожным и даже консервативным человеком, тут рискнул всем сразу» [3, с. 188].

Важно выделить несколько неизменных принципов композиторского подхода, характерных для любых периодов творчества Раскатова, которые сохранили особенные индивидуальные черты его музыки независимо от географического местонахождения. В первую очередь, это смысловая нагрузка каждого произведения, сверхидея, глобальный взгляд, осознанная жизненная позиция. По выражению Раскатова, процесс сочинения музыки для него есть «акт самопознания» и «достижения того состояния, когда для тебя вдруг открываются собственные ресурсы, которые принципиально индивидуальны и присущи только тебе» [3, с. 202]. Технические приемы в произведениях могут быть очень сложными и выходить за рамки академических, но техника для композитора — лишь средство выразительности. Вторая отличительная черта авторского стиля — Раскатов продолжает (со времен работы в России) в своем творчестве практику эмоционального диалога со слушателем, сопричастности, сопереживания. Раскатов, несомненно, являясь последователем

национальной композиторской школы, создает уникальный синтез традиции (русский базис) и ультрасовременности (западный базис).

А. Раскатов получил образование в рамках отечественной композиторской и исполнительской школы. Все основные черты, отличающие русскую классическую музыку, находят яркое выражение в сочинениях Раскатова всех биографических периодов. Отъезд Раскатова из России не только не изменил русские черты авторского стиля, но и сделал их более глобальными и значительными творческими составляющими.

Композитор неоднократно отмечает огромное значение своих педагогов в жизни и профессиональном становлении: «Учеба в Мерзляковском училище была каким-то удивительным периодом в моей жизни, удивительно полным, там были замечательнейшие педагоги, которым я очень многим обязан». «Очень многим обязан своему первому педагогу по композиции — К. К. Баташову. Я очень обязан Ю. А. Фортунатову, который вел там творческий кружок. В тот период в Мерзля-ковке2 было соцветие выдающихся педагогов. В то же время Ю. Н. Холопов предложил написать мне работу по древнерусскому знаменному распеву, в 70 году мне было 17 лет, благодаря ему я приобщился к этому источнику» [3, с. 190].

В ранней камерной музыке присутствует увлечение лирикой русского городского романса и поэзией первой половины XIX века, например, в «Круге пения» (1984) на стихи В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского и в «Книге весны» (1985) на стихи В. А. Жуковского. А затем, во второй редакции «Круге пения II» (2000), Раскатов обращается к поэзии А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева. Родная литература занимает особое место в произведениях композитора, которые всегда имеют оригинальную идею и музыкальное воплощение. Большая часть как вокальных, так и инструментальных сочинений Раскатова написаны на стихи классических и современных русских поэтов. В одной из центральных работ для камерного оркестра «Ксения» (1992), Раскатов, вдохновленный стихами одной из самых оригинальных и малоизвестных российских поэтесс Ксении Некрасовой (1912-1958), представляет невинный, чистый, незащищенный, безмятежный поэтический мир. Для создания этой атмосферы композитор использует исключительно высокочастотные инструменты. К поэтическим структурам футуриста Велимира Хлебникова Раскатов обращается неоднократно, в более ранних сочинениях авангардного периода «Гра-ка-ха-та» (1988) и «Ритуале» (1997), а также в «Green Mass» (2016) и своей третьей опере «Затмение» (2018). В каждом

из этих произведений поэзия Хлебникова звучит совершенно по-новому, Раскатов облекает поэтические рифмы во впечатляющие звуковые образы и голосовые эффекты. В произведении «Последняя свобода» (2001) для хора и оркестра, которое представляет собой реквием на древнеславянские, латинские, еврейские и староанглийские религиозные тексты, композитор обращается к строкам русского поэта-концептуалиста Дмитрия Пригова.

Произведениям Раскатова свойственна насыщенная, выразительная звуковая красочность, проникнутая интонациями народной музыки. Раскатов использует в своей музыкальной палитре сочетание симметричных ладов, мелодический тип тематизма. Огромен арсенал всевозможных «волшебных» ударных инструментов: все виды колоколов и колокольчиков, водяной гонг, маримба, вибрафон, тимпан, трещотки, ма-ракасы и другие разновидности тембров. Такой оригинальностью состава исполнителей и инструментария ударных отличаются сочинения «Гра-ка-ха-та» (1988), «Pas de deux» для сопрано, саксофона и колокольчиков (1996), «Про-кофьев и Контра-кофьев» (1999), «Воспоминания об альпийской розе» (1982) для шести перкуссионистов и шарманки. Необычные формы симметричных ладов можно наблюдать в концерте для фортепиано и струнных «Gens Extorris» (2005), в «Gebet» (1996) для сопрано и струнного квартета. В сочинении «Gens Extorris», в переводе с латыни «Люди в изгнании», композитор применяет как диатонические лады (например, фригийский), так и симметричные (увеличенный лад). Произведение посвящено проблеме взаимоотношения народов — от библейских времен до современности. А. Раскатов, используя ладовое разнообразие, не противопоставляет темы по национальному признаку, а напротив, вкладывает в них свойства, общие для менталитета и фольклора разных этнических групп. Вокальная мелодия «Gebet» (молитвы Кадиш) построена на чередовании ладовой структуры | 2 + 1 | 2 + 1 | | 1 + 2 | 1 + 2 | и ритмичных музыкальных эпизодов, в которых композитор «разрушает» эту ладовую симметричность, и вокальная мелодия распадается на отдельные звуки в контрастных друг другу голосовых регистрах. В этом, как и в некоторых других своих произведениях, А. Раскатов стремится достичь своего рода вневременного эффекта. Музыка «Gebet», которая многим обязана своим еврейским истокам, имеет определенные архаические черты. Использование оригинальных способов звукоизвле-чения позволяет композитору создавать широкий выразительный спектр — от декламации до удивительных сонорных эффектов.

Огромное внимание Раскатов уделяет фольклору и обращается как к традициям старинных крестьянских жанров, так и древнерусской духовной музыки. Композитор пишет: «В консерватории для меня (оценил это постфактум) огромное значение имела фольклорная экспедиция в составе группы студентов в Волгоградскую область, к донским казакам. Я только потом — в Европе — понял ценность этого слухового опыта, потому что на западе никто этого не знает» [3, с.190].

Кантата «Голоса замерзшей земли» (2002) написана специально для вокального ансамбля Д. Покровского, известного популяризатора фольклора, сумевшего «совершенно по-новому подойти к проблемам музыкальной фольклористики, разгадать секреты создания и исполнения подлинно народной, сохраненной в веках русской песни» [1]. Тексты, вошедшие в произведение А. Раскатова, взяты из сборника «Поэзия русских крестьянских праздников» И. Земцовского3. Сюжеты целиком посвящены народному быту, а каждая из семи частей кантаты это определенный языческий праздник. В мелодике все подчинено переживанию текстов: «Я попытался использовать эффекты новых способов звукоизвлечения, превратив их в аффекты, связанные со смыслом слова. Я очень много изучал тогда авангардные технологии для духовых. Использовал все, что мог найти, мне просто хотелось поставить это в новые условия, чтобы любой прием, самый экстравагантный, раскрывал бы смысл слова, контекстные значения» [3, с. 207]. С невероятной эмоциональной открытостью, фантазией и выразительностью Раскатов раскрывает здесь все многообразие приемов народного пения, преподнося их современным музыкальным языком, используя все виды мелизматики и подголосочной полифонии.

Во всех периодах в работах Раскатова присутствуют элементы священной литургической музыки. Знаковыми примерами являются его «Stabat Mater» (1988) для высокого голоса и органа, «Miserere» (1992) для альта и виолончели с оркестром, «Kyrie Eleison» (1992) для виолончели соло, «Воспевание» (1998) для четырех мужских голосов a cappella и церковных колоколов, «Обиход» (2003) для мужских голосов и струнных. Также к древнерусским духовным источникам Раскатов обращается и в кантате «In nomine» (2001): за основу сочинения взят текст православной «Иисусовой молитвы». «Византийская месса» (2013) написана на тексты молитв христианского богослова и поэта Ефрема Сирина, вокально-инструментальный цикл «Семь слов старца Силуа-на» (2005), посвященный памяти М. Вайнберга,

содержит строки из «Писаний» Старца Силуана Афонского.

Важно, что стилевые черты русского периода жизни Раскатова, с характерной увлеченностью авангардизмом, равно как и академическим стилем композиции, интересом к восточным традициям (обрядовость, голосовые практики), сакральностью, обращением к русским ортодоксальным канонам, к песенности и мелодике фольклора, связью с духовной и светской поэзией и литературой сохранились и раскрылись в европейском периоде еще более ярко, через самые сложные и неожиданные технические приемы.

С середины 1980-х до своего переезда в 1994 году сначала в Германию, а затем во Францию, А. Раскатов сотрудничает с европейскими композиторами, дирижерами, исполнителями, работает по приглашению Stetson Университета в Орландо во Флориде. Композитор получает заказы из Франции, Германии, США, Бельгии, знакомится с издательством «M. R. Belaieff» (Франкфурт), по приглашению которого уезжает в Европу.

Переезд из России в Западную Европу определил совершенно новый биографический и композиторский этап, позволил переоценить и переосмыслить многие аспекты профессионального уклада европейской жизни. Раскатов так характеризует свой переход в европейское культурное и музыкальное сообщество: «Когда мы оказываемся по эту сторону, то попадаем в совершенно другое геополитическое состояние, и цели у нас становятся совершенно другими» [8].

Изменение социокультурной среды естественным образом воздействует на личностные ориентиры, духовные потребности, нравственные и культурные ценности личности. Адаптация композитора в совершенно ином профессиональном музыкальном сообществе явилась стимулирующим фактором формирования особенностей композиторского почерка. В условиях жесткой конкуренции Раскатову помогла остаться на плаву яркая индивидуальность творческого почерка. Активное освоение нового звукового пространства, изучение сложнейших партитур, уже сложившиеся эстетические взгляды и культурный бэкграунд композитора, — все это в совокупности определило новую биографическую веху и стало точкой отсчета следующего творческого этапа.

Композитор так описывает этот период своей жизни: «...мне понадобилось много мучительных лет, чтобы найти внутренний синтез между тем, кто я такой, и тем, что я узнал благодаря жизни на Западе» [9].

В 1998 году произошло событие, которое открыло для композитора новые профессиональ-

ные возможности. Председатель жюри Заль-цбургского Пасхального фестиваля4 Д. Куртаг присудил А. Раскатову главную композиторскую премию. С тех пор музыкантов связывала многолетняя человеческая и творческая дружба. Это знакомство прояснило для Раскатова дальнейшие жизненные приоритеты: Д. Куртаг посоветовал Раскатову продолжать искать собственный уникальный авторский стиль и не останавливаться на достигнутом. С этого момента в биографии композитора начинается масштабный период, с которым связаны сочинения опер и крупных хоровых жанров. Оперы «Собачье сердце» по М. Булгакову и «ГерМАНИЯ» по Х. Мюллеру прозвучали на театральных сценах Амстердама, Лондона, Милана, Лиона, опера «Затмение» представлена публике в концертных исполнениях в Санкт-Петербурге (2018) и в Монтрё (2019) под управлением В. Гергиева.

В жанровом разнообразии произведений А. Раскатова вокальная музыка занимает особое положение. Глубокий интерес к природе певческого голоса во многом был обусловлен профессиональными контактами с Еленой Васильевой, супругой композитора — обладательницей уникального по тембру и диапазону драматического сопрано. Васильева — француженка русского происхождения, признанная исполнительница самых радикальных сочинений современной музыки. Творческий тандем объединили не только накопленный профессиональный опыт, музыкально-мировоззренческие приоритеты и вкусы, но и обращение к истокам звукоизвлечения, к поиску иного взгляда на возможности применения голоса в вокальной практике. Имея собственную систему голосовых приемов исполнения современной музыки, Е. Васильева воплотила в жизнь огромное количество новых способов звукоизвлечения в сочинениях Раскатова, стала первопроходцем, новатором в привнесении смелых сочетаний необычных голосовых техник: от опыта авангардных камерных произведений для голоса до реализации на новом уровне этих исполнительских техник в оперных партитурах.

Говоря о вокальных приемах, нельзя не упомянуть их принадлежность к экспрессионизму, который можно назвать визитной карточкой Раскатова. Композитор дополняет, усиливает уже ставшие традиционными черты музыкального языка экспрессионизма — одного из самых радикальных направлений в истории музыки XX века. Смелые эксперименты с возможностями энергии вокально-речевой интонации, использование нетрадиционных голосовых регистров, усложнение ритмических структур, применение всех видов

стаккатных техник и приемов, характерны для вокальной стилистики Раскатова. Все это композитор впечатляюще воплотил в операх «Собачье сердце» (2009) и «ГерМАНИЯ» (2018). Стремление максимально сделать акцент на вокальную риторику делает авторский почерк узнаваемым, а классификация голосовых приемов А. Раскатова представляет собой отдельный предмет исследования в современной вокальной практике.

Е. Васильева и А. Раскатов — уникальный союз двух музыкантов, которые смогли совместно создать новации в современном вокальном исполнительском искусстве, ставшие узнаваемыми чертами композиторской стилистики Раскатова.

А. Раскатов на сегодняшний день является яркой фигурой в европейском культурном социуме. Личностные качества и яркий индивидуальный почерк создали репутацию композитора, от которого всегда ждут необычного музыкального решения, новых идей, калейдоскопа технических новшеств и сложностей. Музыкальные образы, созданные композитором, часто требуют высокого исполнительского уровня одновременно с актерским мастерством и экстремального эмоционально-энергетического тонуса. Уникальный подход к звуковой образности не ограничивается рамками какой-либо одной школы или стилистической идеи. Комбинаторика элементов композиторского языка, по выражению Раскатова «музыкальных молекул»5, представляется квинтэссенцией его творческого кредо.

Многие авангардные приемы в ранних сочинениях Раскатова становятся ключевыми элементами замысла и основными выразительными характеристиками образов в оперных, хоровых и инструментальных произведениях. Также Раскатов прибегает к элементам постмодерна — изобразительности, звукоподражанию, но считать сами сочинения постмодернистскими было бы ошибочно. «The Seasons Digest» (2001) для струнных, ударных и подготовленного фортепиано — единственное произведение композитора, которое возможно отнести к постмодернистским. Обладающий исключительными художественными достоинствами фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года», который взят А. Раскатовым за основу, представляет практически бесконечный простор для звуковых экспериментов, поиска новых тембровых красок. Звуковое экспериментаторство в этом произведении — не самоцель, а средство для выражения серьезной гражданской позиции. В «другие» времена и природа другая — надломленная, больная, ущербная, жутковатая в своей инаково-сти. Раскатов так рассказывает об идее написания произведения: «На помощь пришла ассоциатив-

ность, а может, парадоксальность мышления, которая привела меня к ремаркам в партитуре к «Временам года» Вивальди. И я решил сделать ремарки к нашим временам года — периода экологического крушения планеты, трансформировать оркестровку и сопроводить надписями в партитуре — новые времена и новые «Времена года», и рассмотреть это пантеистическое сочинение Чайковского с точки зрения экологического краха» [3, с. 203].

Амстердам, по выражению автора являющийся «второй музыкальной Москвой», стал для композитора особенным местом удачи, активной работы и стартом большого международного признания. В 2007 году в Амстердаме состоялась мировая премьера оркестрованных А. Раскатовым «Песен и плясок смерти» М. Мусоргского с авторскими интерлюдиями. В инструментовке Раскатов особенно сосредоточился на многочисленных нюансах текстов А. Голенищева-Кутузова. Значение гения М. П. Мусоргского, намного опередившего свое время, в биографии Раскатова без преувеличения, огромно: «Если говорить о русской музыке, то для меня в самое тяжелое (биографически) время какой-то внутренней палочкой-выручалочкой был Мусоргский. Я думал о нем очень много, и не случайно мне довелось оркестровать «Песни и пляски смерти», которые я считаю библией российского композитора» [3, с. 197].

После премьеры в Амстердаме композитору было предложено написать оперу. В основу сюжета легла повесть М. Булгакова «Собачье сердце». Летом 2010 года в национальной опере Нидерландов в Амстердаме состоялась премьера оперы Раскатова «Собачье сердце», она была встречена восторженно европейской критикой и публикой: «Это было действительно грандиозное событие, по праву вошедшее в историю мировой оперы. Благодаря чудотворному слиянию таланта Булгакова и Раскатова родился подлинный оперный шедевр, который прославил русскую культуру и занял почетное место среди великих произведений Шостаковича, Прокофьева, Шнитке» [6]. Композитор воплотил в этом сочинении большую часть стилевых приемов и техник, в которых работал в разные творческие периоды. Тотальная опера (total opera)6 А. Раскатова, как ее назвали европейские критики, «Собачье сердце» стала захватывающим событием, в котором композитор возродил почти утраченную суть и закономерности оперного жанра. В произведении улавливаются некоторые обертоны «Жизни с идиотом» А. Шнитке, премьера которой состоялась в Амстердаме, на этой же сцене Нидерландского оперного театра в 1992 году. Факт преемственности двух русских композиторов стал символической

творческой меткой в биографии Раскатова. Именно А. Раскатову Ирина Шнитке (пианистка, вдова А. Шнитке) доверила расшифровать последний труд А. Шнитке — «Девятую симфонию» (1997). А. Ивашкин (1948-2014), виолончелист, дирижер, искусствовед, выдающийся исполнитель сочинений XX века и произведений А. Раскатова, высоко оценивал эту работу композитора: «Реконструкция Раскатова последней симфонии Альфреда Шнитке — блестящая работа, как с точки зрения тщательной верности позднему стилю Шнитке, так и творческой силой собственных идей Раскатова» [11]. Сложнейшая работа над партитурой продолжалась больше года и впервые была исполнена на публике в Дрездене в 2007 году вместе с трогательной музыкальной данью памяти А. Шнитке в виде композиторского посвящения «Nunc Dimittis» («Ныне отпущаеши...») для меццо-сопрано, мужских голосов и оркестра на слова Иосифа Бродского и преподобного Силуана.

Текущее десятилетие (2010-2020) связано с масштабной, насыщенной работой композитора. Этот период стал временем ярких, значительных премьер: симфония «Mysterium Magnum» на тексты Парацельсия, Я. Беме, О. Мандельштама, Ф. Тютчева (2012), «Green Mass» (2016), опера «ГерМАНИЯ» по произведениям Х. Мюллера (2018), опера «Затмение» (2018), скрипичный концерт «...ex oriente lux.» (2019), написанный для VI Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина. Перечислена лишь небольшая часть наиболее крупных сочинений А. Раскатова этого периода.

Чем глубже происходит интеграция Рас-катова в европейское культурное сообщество, тем отчетливее в творчестве автора проявляются ярко выраженные национальные черты, продолжающие и развивающие принципы русской композиторской школы, ведь охранительство (связь с корнями) настолько же естественно и необходимо в музыкальной культуре, как и революционные стилевые направления. Отталкиваясь от истоков русского фольклора, литературы, поэзии, традиций духовной музыки, проходя через экспериментаторство и применение современных композиторских техник, Раскатов не теряет связи со своим национальным базисом, находит в нем средство преодоления хаоса, беспорядка.

Если в более раннем периоде национально-культурная принадлежность музыки Раска-това проявляется через жанровость (обращение к истокам православной религиозной традиции, древнего распева, духовным стихам, традиции партесного многоголосия, русской песенности XIX века, колоритности древнерусского фольклора), то в более поздних произведениях эти ассо-

циации композитор мастерски и тонко вплетает в многоплановую канву «интонационного ядра» каждого сочинения. Значительное усиление рельефности национального в творчестве А. Рас-катова сегодня попадает под точное определение, данное явлению К. В. Зенкиным в интервью «Восток и Запад в динамике и статике»: «национальное в музыке — не субстанция и не стиль, а некая факультативная (возможная) конкретизация эпохального «суперэтнического» стиля, с одной стороны, и индивидуального стиля, с другой» [2].

Яркие черты композиции Раскатова обусловлены потребностью ухода от унификации, стандартизации и деиндивидуализации музыкального языка, которые столь характерны для современной музыки. Порожденные глобализацией явления музыкальной усредненности, стилевого тиражирования, индустриализации, плюрализма музыкальных культур, зачастую разрушают понятие сути творчества.

«Сама глобализация явилась проблемо-порождающим феноменом: вызов, который она бросает современности, не только ставит множество новых вопросов, но заново заставляет искать ответы на старые, казалось бы, решенные давным-давно. В сложившихся условиях потребовали переосмысления классические дихотомии локального и глобального, разнообразного и единообразного, универсального и отдельного» [2].

Неоднородная, многоэтапная биография Раскатова, тем не менее, сформировала цельность его творческой позиции, о которой лучше всего говорит сам композитор: «Самый важный итог моих скитаний и бессонных ночей — достижение внутренней свободы... Я прошел глубокую эволюцию, не обошлось и без каких-то кризисов. важно сохранить верность самому себе, своему внутреннему пути» [4].

Индивидуальность композиторского стиля А. Раскатова заключена именно в парадоксальности сочетаний противоположных друг другу стилевых черт и контрастах:

- техническая сложность и предельная виртуозность исполнения контрастируют с простотой музыкального изложения;

- крайняя эмоциональная экспрессивность сменяется медитативностью и созерцательностью;

- современные европейские музыкальные произведения, имеющие типично русский национальный и этнический генезис.

Примечания 1 Коренной североамериканский народ инуитов практикует горловое пение, в основном женское. Техника основана на ритмически организован-

ных, коротких структурах вдоха и выдоха. Их техника не такая, как у тувинцев, отличается от горлового пения азиатских народов.

2 Академическое музыкальное училище при МГК им. П. И. Чайковского. Основано в 1891 г.

3 В издании собраны воедино лучшие песни, созданные русским народом на протяжении всей истории и донесенные им до наших дней. Издание ограничено песнями русских земледельческих крестьянских праздников. Все тексты располагаются в последовательности основных праздников — зимних, весенне-летних и осенних, начиная с зимнего (новогоднего) колядования и заканчивая жатвенной толокой. Вступительная статья и примечания И. И. Земцовского [7].

4 Зальцбургский Пасхальный фестиваль проходит ежегодно в Зальцбурге. Основан Г. Караяном в 1967 г.

5 Из интервью А. Раскатова «Авангардом можно заниматься до 50-ти лет.» — М. Монахова, 2019 [8].

6 Тотальная опера — определение, базирующееся на понятии тотального музыкального театра Б. А. Циммермана (1918-1970), немецкого композитора-авангардиста второй половины XX в. Реформаторской оперой Циммермана считается «Солдаты» (1965). Как известно, под тотальным театром Циммерман понимает «сосредоточение всех театральных средств и ресурсов в одном специально для этой цели созданном месте с целью коммуникации. Иными словами: архитектура, скульптура, живопись, музыкальный театр, драматический театр, балет, кино, электроусилители, телевидение, записывающая техника и звуковая аппаратура, электронная музыка, конкретная музыка, цирк, мюзикл и все виды сценического движения» [10, с. 101].

Литература

1. Александрова Е. Кого люблю, того здесь нет. // Музыкальный клондайк. 2019. № 5 (198). URL: https://www.muzklondike. ru/u/2019/Anton_May/may-mt.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

2. Амрахова А. А., Акопян Л. О., Зенкин К. В., Кириллина Л. В., Раскатов А. М., Селимханов Дж., Юнусова В. Н. Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией» // Журнал Общества теории музыки: выпуск 2017/2 (18). URL: http://journal-otmroo.ru/sites/ joumal-otmroo.ru/files/2017_2%2818%29_2_ Amrakhova%26co_roundtable_National.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

3. Амрахова А. А. Александр Раскатов. Вопрос «Куда мы идем?» — определяющий // Современная музыкальная культура. В поисках

самоопределения. М.: «Композитор», 2017. С.186-220.

4. Амрахова А. А. 9 марта исполняется 65 лет Александру Раскатову // Музыкальное обозрение. 2018. №4 (355). URL: // https:// muzobozrenie.ru/9-marta-ispolnyaetsya-65-let-aleksandru-raskatovu (дата обращения: 15.04.2020).

5. Екимовский В. Ассоциация современной музыки. URL: http://www.союзмосковскихком-позиторов.рф/sect-asm.htm (дата обращения: 15.04.2020).

6. Игнатов В. Собачье сердце. Рождение оперного шедевра. URL: https://afficha.info/sitepp/ texte-pdf/interview_raskatov.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

7. Поэзия крестьянских праздников // Библиотека поэта. Большая серия: 2-е изд. / под общ. ред. В. Г. Базанова. Л.: Ленинградское отделение «Советский писатель», 1970. 635 с.

8. Раскатов А. Авангардом можно заниматься до пятидесяти лет... / интервью/ текст М. Монаховой М. URL: https://www.coha. ru/articles/music_classic/21049-avangardom-mozhno-zanimatsya-do-pyatidesyati-let-a-potom-ponimaesh-chto-vremeni-ostaetsya-slishkom-malo/ (дата обращения: 15.04.2020).

9. Раскатов А. Я пролетел над Сибирью по пути в Магадан / текст Сурниной Н. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/ interview/alexander-raskatov (дата обращения: 19.04.2020).

10. Циммерман Б. А. Будущее оперы. Некоторые размышления о необходимости нового понимания оперы как театра будущего // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия / сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. М., 2009. С. 97-106.

11. Ivashkin. A. A Dog's Heart by Alexander Ras-katov. URL: https://studylib.net/doc/9065782/ document (дата обращения: 15.04.2020).

References

1. Aleksandrova, E. (2019), "Who I love is not here ...", Muzykal'nyj klondajk [Electronic], no. 5 (198), available at: https://www.muzklondike. ru/u/2019/Anton_May/may-int.pdf (accessed 19 April 2020). "

2. Amrahova, A. and Akopjan, L. and Zenkin, K. and Kirillina, L. and Raskatov, A. and Selimha-nov, Dzh. and Junusova, V. (2017), "National

schools in the era of globalization: "history with geography»", Zhurnal Obshhestva teorii muzy-ki [Electronic], no. 2017/2 (18), available at: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/ files/2017_2%2818%29_2_Amrakhova%26co_ roundtable_National.pdf (accessed 19 April 2020).

3. Amrahova, A. (2017), "Alexander Raskatov. The question "Where are we going?" is crucial", Sovremennaja muzykal'naja kul'tura. Vpoiskah samoopredelenija [Modern musical culture. In search of self-determination], Kompozitor, Moscow, Russia, pp. 186-220.

4. Amrahova, A. (2018), "Alexander Raskatov turns 65 on March 9", Muzykal'noe oboz-renie [Electronic], no. 4 (355), available at: https://muzobozrenie.ru/9-marta-ispolnyaet-sya-65-let-aleksandru-raskatovu (accessed 15 April 2020).

5. Ekimovskij, V. (2020), "The Association of contemporary music", available at: http://www. sojuzmoskovskihkompozitorov.rf/sect-asm.htm (accessed 15 April 2020).

6. Ignatov, V. (2010), "A dog's heart. Birth of an Opera masterpiece", available at: https://affi-cha.info/sitepp/texte-pdf/interview_raskatov.pdf (accessed 19 April 2020).

7. Bazanova, V. (ed.) (1970), "Poetry of peasant holidays", Bibliotekapojeta [The poet's library], Leningrad, Sovetskij pisatel, USSR.

8. Raskatov, A. (2019), "Vanguard can be practiced up to fifty years... / interview/ text by Monakho-va", available at: https://www.colta.ru/articles/ music_classic/21049-avangardom-mozhno-za-nimatsya-do-pyatidesyati-let-a-potom-poni-maesh-chto-vremeni-ostaetsya-slishkom-malo/ (accessed 19 April 2020).

9. Raskatov, A. (2019), "I flew over Siberia on my way to Magadan", available at: https://www. classicalmusicnews.ru/interview/alexander-ras-katov (accessed 19 April 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Cimmerman, B. (2009), "The future of Opera. Some reflections on the need for a new understanding of Opera as the theater of the future", Kompozitory o sovremennoj notacii: Hres-tomatija [Composers on modern notation: a textbook], Moscow, Russia, pp. 97-106.

11. Ivashkin, A. "Dog's Heart by Alexander Ras-katov", available at: https://studylib.net/ doc/9065782/document (accessed 15 April 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.