СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА SOCIOLOGY OF REGION
YAK 316.334.2 ББК 60.561.22
A.A. ТИМЕРБУААТОВА
A.A. TIMERBULATOVA
ТОРГОВО-ПРОМЫШАЕННАЯ ПАААТА КАК СОиИААЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ОСОБЕННОСТИ РЕААИЗАиИИ КОНСОАИДИРУЮШЕЙ ФУНКЦИИ НА РЕГИОНААЬНОМ УРОВНЕ
CHAMBER OF COMMERCE AS A SOCIAL INSTITUTION: FEATURES OF REALIZATION OF CONSOLIDATING FUNCTIONS AT THE REGIONAL LEVEL
В статье характеризуются торгово-промышленные палаты как социальный институт, чьи функции направлены на обеспечение системы взаимоотношений государства с предпринимательским сообществом. В статье представлены формы реализации консолидирующей роли Сургутской торгово-промышленной палаты в Ханты-Мансийском округе - Югре.
In the article Chambers of Commerce and Industry are considered to be a unique social institution performing a number of specific functions aimed at supporting the system of relationship between the state and business society. The forms of consolidating role performance of Surgut Chamber of Commerce and Industry in Khanty-Mansi Region - Yugra are presented.
Ключевые слова: торгово-промышленная палата, консолидирующая роль, Сургут, бизнес, социальный институт.
Key words: Chambers of Commerce, the consolidating role, Surgut, business, social institute.
История экономического развития России накопила более чем четырехсотлетний опыт взаимодействия различных общественных структур, власти и бизнеса через институт торгово-промышленных палат [8]. Стабильное увеличение количества торгово-промышленных палат (далее - ТПП) сегодня обусловливает необходимость изучения сути и функций этого специфического института некоммерческой поддержки предпринимательского сектора, и в первую очередь на региональном уровне, где концентрируется основная масса предприятий малого бизнеса и где ярче всего обозначено взаимодействие власти, бизнеса и социального сектора. В самом общем виде целью всех региональных торгово-промышленных палат является защита бизнеса и оказание содействия его развитию. Иными словами, ТПП выступают для местного бизнеса, с одной стороны, как обслуживающие организации, с другой - как представительские. При этом, как и федеральные, региональные и местные ТПП обеспечивают помощь, предоставляют предпринимателям консультации по ведению своего дела, а также оказывают влияние на местные власти с целью создания более благоприятных условий функционирования бизнеса. В тоже
время для власти ТПП - это надежный способ взаимодействия с предпринимательским сообществом, а также инструмент регулирования экономических и правовых отношений с бизнесом. Таким образом, торгово-промышленные палаты в современном российском обществе стали наиболее представительными организациями бизнеса, объединяющими на паритетных началах как крупных предпринимателей, так и владельцев малого бизнеса, одновременно являясь своеобразным камертоном нормотворческой деятельности власти.
Функции торгово-промышленной палаты как социального института
Представляя собой самостоятельный и достаточно специфичный для нашей страны социальный институт, пронизывающий все уровни общества, торгово-промышленные палаты выполняют ряд функций, отличающих их деятельность от других институциональных структур. В частности, ТПП присущи следующие специфические функции, обозначенные в Федеральном законе «О торгово-промышленных палатах в РФ» [1, ст. 15]:
1) консолидирующие - организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
2) представительские - ТПП оказывают российским предприятиям и предпринимателям, в том числе фермерским хозяйствам, помощь, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей, оказывают издательские и рекламные услуги;
3) нормотворческие - проводят изучение и анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и выносят предложения по их совершенствованию;
4) регулирующие - принимают меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства, ведут негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом, определяют порядок ведения Реестра торгово-промышленными палатами, выдают регистрационные свидетельства, создают третейские суды, оказывают содействие предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков;
5) обеспечивающие международное сотрудничество - содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, содействуют организации международных выставок и обеспечению подготовки и проведения выставок российских товаров за границей;
6) консультационно-информационные - оказывают фирмам, организациям, предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультационные услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучения рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты, содействует развитию инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
7) образовательные - содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации региональных, государственных и межгосударственных программ в этой области.
На наш взгляд, системообразующей, институциональной функцией ТПП выступает консолидирующая. Её ключевая особенность заключается в организации связующей системы между государством, бизнесом и остальным социумом в процессе перехода отечественной экономики к рыночным отношениям и изменений социальной структуры современного российского общества, с ним связанного.
Механизмы реализации консолидирующей функции ТПП
Если более подробно говорить о механизмах консолидирующей деятельности ТПП, то институт торгово-промышленных палат в России на всех уровнях стремится выстроить такую систему взаимоотношений государства, бизнеса и общественности, которая бы наиболее соответствовала принципам равноправного взаимодействия и осуществлялась в форме социального партнерства между властью, ТПП и работодателями. И.И. Климов называет такую консолидирующую работу Палаты - «трипартизмом ТПП» [2, с. 8].
При этом Б.В. Сазонов отмечает, что:
1. Для реализации консолидирующей роли ТПП по отношению к бизнесу необходима консолидация лидеров рынка.
2. Консолидировать как лидерскую структуру, так и весь бизнес можно наиболее эффективно на некоторой конструктивной инновационной задаче, а не на реагировании post factum на меняющиеся обстоятельства [4, с. 311].
Эти две формы проявления консолидирующей функции торгово-промышленных палат, особенно сложно выполнимые на региональном и местном уровнях, дают понимание проблематики изучения института торгово-промышленных палат и акцентируют особое внимание на важности консолидирующей роли ТПП в российском обществе.
Наиболее мощной управляющей силой по отношению к бизнесу в России являются государственные структуры. Сегодняшнее российское государство в условиях санкций выставляет интеграционные задачи на первый план, что, прежде всего, актуализирует деятельность ТПП.
Как отмечает Б.В. Сазонов [5, с. 236], развитие автономных систем даже с наличием внешних связей осуществляется посредством комплексного планирования, распространяющегося на все те элементы, которые в силу конкретных исторических традиций стали предметом управления. Такое планирование предполагает разветвленную социально-территориальную концепцию, целеполагание, аналитику, решение проблем социальной полноты и целостности. Однако в условиях экспансии инновационных механизмов развития, в том числе территориального, и при ожесточении конкурентной борьбы за инвестиции территориальные власти все более активно вводят новый механизм управления, включающий в себя стратегию развития по точкам роста и опору на партнерство с бизнесом и населением. В этом плане показателен пример развития торгово-промышленных палат в регионах, где, например, в одном субъекте Федерации, помимо региональной, могут быть сразу несколько местных ТПП в отдельных населенных пунктах (подобная картина наблюдается в ХМАО - Югре).
Предлагающая себя в качестве точки роста ТПП может использовать различные формы организующей деятельности, представляя как власть в отношениях с бизнесом, так и наоборот. При этом посредством подобной практики власть легализует партнерство с бизнесом, предоставляя ТПП правовую базу, определенные полномочия и финансовую поддержку.
ТПП как социальный институт, отличающийся полифункциональностью, многообразием внутри- и межинституциональных связей, охватом большого количества участников, множеством взаимодействующих социальных групп и организаций, сложностью нормативной системы и разнообразием организационных форм, не вписываются ни в одну из известных классификаций социальных институтов. Поэтому В.И. Федотовым, И.И. Климовым
и рядом других авторов предложено считать ТПП самостоятельным базовым социальным институтом или даже мегаинститутом (институциональным комплексом), а по содержанию основной своей функции - институтом регулирования социально-трудовых отношений в обществе [7, с. 68].
Мы придерживаемся этой же точки зрения, поскольку для нас очевидно, что ТПП занимает особое, промежуточное, положение по отношению к другим базовым институтам (политическим, экономическим и др.), в связи с чем испытывает на себе мощное воздействие разнонаправленных сил, что вызывает значительную внутриинституциональную напряженность и объективные сложности в его работе. Отсюда следующий вывод - к оценке ТПП нельзя подходить с привычными шкалами полезности и эффективности, нужны новые критерии оценки, в частности, социальное самочувствие работников, ощущение ими справедливости распределения общих благ, защищенности, уважения и т. д., что, в свою очередь, требует специального социологического изучения. Ведь именно эти личностно-значимые профессиональные ценности, с одной стороны, определяющиеся нормами, с другой - обеспечивающие стабильное функционирование ТПП, являются нормативными регуляторами поведения человека и выступают в качестве особой формы социального контроля [9, с. 152].
Как точно отметил Е.М. Примаков, много лет возглавлявший систему торгово-промышленных палат нашей страны, «ТПП - это уникальная общественная структура. Она «по вертикали» представляет интересы всех слоев бизнеса - малого, среднего и крупного. А «по горизонтали» охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства - промышленность, торговлю - внутреннюю и внешнюю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги» [Цит. по: 6, с. 194].
Региональные и местные торгово-промышленные палаты консолидируют деятельность властей и работу десятков тысяч предпринимателей по всей территории России.
На конец 2015 года в состав Торгово-промышленной палаты РФ входило более 32 тысяч предприятий и общественных организаций. Во многом именно эта цифра дает понимание важности ТПП в формировании благоприятного правового и экономического климата в российском обществе.
На данный момент в систему ТПП РФ входят 173 территориальные торгово-промышленные палаты, 183 объединения предпринимателей и 61 коммерческая организация федерального уровня, около 350 предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат и образующих инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне, 16 зарубежных представительств в 15 странах мира, 5 смешанных палат, образованных с другими странами [6, с. 195].
Структура консолидирующей деятельности торгово-промышленных палат на примере Сургутской ТПП
Сургутская торгово-промышленная палата (далее - СТПП) входит в систему торгово-промышленных палат Российской Федерации. Являясь крупнейшим объединением сургутских предпринимателей, СТПП считает своей основной задачей защиту и поддержку своих членов, установление эффективного диалога между бизнесом и властью, помощь в нахождении разумных решений, которые способствуют экономическому развитию и процветанию Сургута и Югры.
По своей сути, СТПП - это современная интерактивная площадка, на которой развиваются деловые контакты между предпринимателями Сургута и иных регионов (включая государства ближнего и дальнего зарубежья).
Сургутская ТПП является крупнейшей палатой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и по размеру членской базы, и по проводимым в интересах предпринимателей мероприятиям и мерам их защиты и поддерж-
ки, и по видам оказываемых услуг, и по финансовым показателям. В Уральском федеральном округе из 8 муниципальных палат Сургутская ТПП является второй по размеру членской базы (на 01.01.2016 года членами СТПП являются 233 организаций и ИП) и первой по количеству, объемам и размерам оказываемых услуг. В этой части Сургутская ТПП уступает только крупнейшим субъектовым палатам - Уральской и Южно-Уральской, являясь ведущей муниципальной палатой в УрФО. По итогам первого полугодия 2015 года по данным ТПП РФ Сургутская ТПП вышла на второе место среди всех муниципальных палат по объему оказываемых услуг [3, с. 3].
В сфере законотворчества СТПП выступает как площадка для диалога при обсуждении проектов будущих и необходимости корректировки действующих нормативных актов, а также инициатором многих законодательных изменений. Подавляющее большинство законотворческих инициатив Сургутской палаты поддерживаются ТПП РФ и становятся основой для законотворческой деятельности, реализующейся в местных и федеральных нормативных актах.
Как организация, представляющая интересы предпринимательского сообщества, СТПП выполняет основные уставные цели по защите интересов бизнеса и консолидации предпринимательского сообщества, а также специализируется на спектре работ и услуг для сургутских предпринимателей, необходимых для грамотного развития всех направлений бизнеса в современных реалиях (экспертиза, оценка, сертификация продукции и оформление таможенных сертификатов; правовой, бухгалтерский, миграционный консалтинг; оформление патентов на товарные знаки; обучающие тренинги; повышение квалификации; дизайнерские, рекламно-информационные услуги; выставочно-ярмарочная деятельность; третейское производство и пр.).
Кадровое агентство Сургутской ТПП, созданное с целью обеспечения потребности бизнеса в квалифицированном персонале, решает задачи всего спектра действий по подбору кадров по запросу работодателя (включая проверку документов и проведение собеседования - при необходимости), с учетом конкретных требований каждого работодателя к своему потенциальному работнику.
Значительную поддержку СТПП оказывает развитию регионального предпринимательства. Поскольку позиция власти сегодня такова, что общие проблемы касательно отдельных сегментов бизнеса рассматриваются только от профессиональных сообществ, по заявлениям которых уже и принимаются решения по существу, то создание подобных сообществ (профильных ассоциаций, саморегулируемых организаций и т. д.) становится для Сургутской палаты ещё одним важным шагом на пути консолидации местного бизнеса и власти. В этой сфере СТПП, уже имея к данному моменту немалый опыт подобной деятельности, продолжает создание профильных объединений по направлениям предпринимательства (перевозчики, такси, частные детские сады, туризм, оценщики, продуктовый ритейл и др.), которые, объединив усилия, решают свои проблемы, в т. ч. более активно взаимодействуют с властью и получают от них льготы, преференции, помощь, включение в программы развития и т. д. При этом Палата бесплатно осуществляет информационное, организационное и правовое сопровождение текущей деятельности этих Ассоциаций. Также работа по защите интересов бизнеса при взаимодействии с властными структурами осуществляется и в рамках деятельности специализированных комитетов при СТПП (комитет по оценке, по торговле, комитет по труду и др.).
В целом в рамках деятельности комитетов и ассоциаций, созданных при СТПП, рассматривается большое количество проблемных вопросов, характерных для муниципалитета и региона в целом. В частности, при СТПП действуют следующие общественные организации, работа которых ярче всего иллюстрирует консолидирующую роль СТПП в структуре социально-экономических взаимоотношений в городе Сургуте:
1. Сургутское территориальное объединение работодателей (СТОР). СТПП является членом СТОР, одним из учредителей и координатором в Трехсторонней городской комиссии по социально-партнерским отношениям от лица работодателей. СТОР объединяет предпринимателей в сфере защиты их прав как работодателей.
2. Ассоциация негосударственных дошкольнообразовательных учреждений и центров времяпрепровождения детей Ханты Мансийского автономного округа - Югры - созданная при СТПП без права юридического лица в 2012 году. Ассоциация в 2015 году была зарегистрирована как некоммерческая организация (далее - НКО) с правом юридического лица и получила статус окружной. Создана по принципу профессионального представительства для объединения предпринимателей, занимающихся уходом и присмотром за детьми, а также оказанием услуг дошкольного образования (лицензированных) с целью выработки единых стандартов данной услуги. Председатель Ассоциации активно принимает участие в процедурах ОРВ при проведении мониторинга НПА в сфере частного дошкольного образования.
3. Сургутская ассоциация рекламных агентств - создана при поддержке СТПП, зарегистрирована как НКО, действует при СТПП, при непосредственном участии и поддержке СТПП. Объединяет всех предпринимателей в рекламном бизнесе города и района, направлена на регулирование отношений в данном виде бизнеса, установление единых стандартов, защиты общих прав и интересов.
4. Ассоциация частных медицинских организаций - создана при СТПП в ноябре 2015 года с целью объединения предпринимателей и организаций, оказывающих медицинские услуги. Саморегулируемой организацией не является, но создана для выработки единых стандартов медицинских услуг в частной сфере и поддержания здоровой конкуренции.
5. Ассоциация энергосберегающих предприя тий г. Сургута и Сургутского района. В 2016 г. Ассоциацией ведётся работа по популяризации энергосберегающих технологий и информированию предпринимателей города о новых возможностях энергоэффективного сопровождения деятельности предприятий.
6. Ассоциация туристических агентств - с учетом кризиса на туристическом рынке в связи с введением санкций в последнее время Ассоциацией проводится работа по расширению взаимодействия туристических агентств с российскими курортами.
7. Консультационно-информационный центр по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. Центр регулярно оказывает консультационные и информационные услуги как начинающим, так и действующим предпринимателям, в сфере выбора системы налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности, прочих вопросов налогообложения и отчетности во все бюджеты и фонды, а также приобретения и использования электронных ресурсов (электронные ключи, ЭЦП). По запросам Администрации города осуществляется постоянный мониторинг нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения и бухгалтерского учета.
8. Комитет по стабилизации рынка труда. В деятельность Комитета включается работа Общественной приемной по вопросам миграции и межэтнических отношений, сотрудничество с Сургутским центром занятости.
9. ООО Кадровое агентство «Трудовое право», которым ведется работа по информированию работодателей о направлениях Государственной программы «Содействие занятости населения в ХМАО - Югре на 2014-2020 гг.»; об опыте трудоустройства инвалидов на предприятиях (в организациях) различной сферы деятельности, о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов.
10. Общественная приемная по вопросам миграции и межэтнических отношений. С 2012 г. работает созданная в СТПП Общественная при-
емная по вопросам миграции и межэтнических отношений, деятельность которой направлена на оказание консультационных услуг как гражданам (на безвозмездной основе), так и работодателям по вопросам привлечения иностранной рабочей силы, оформления документов, а также иным вопросам в сфере труда и занятости. Большая востребованность в услугах Общественной приемной появилась в связи с отменой квотирования привлечения иностранной рабочей силы и заменой на патентную систему. В рамках деятельности Общественной приемной осуществляется консультирование как иностранцев по вопросам патентов на трудоустройство, так и работодателей.
11. Комитет по оценке при Сургутской ТПП. В состав Комитета входят руководители крупнейших оценочных организаций города. На встречах участников Комитета прорабатываются актуальные вопросы, с которыми сталкиваются в ходе своей деятельности оценщики [3, с. 21].
Таким образом, анализируя основные направления деятельности Сургутской торгово-промышленной палаты, следует заключить, что она представляет интересы различных общностей в сфере местного бизнеса во взаимодействии практически со всеми основными государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, соответственно, реализуя свою главную - консолидирующую - роль в организации совместной работы государственных, общественных структур и предпринимателей. При этом необходимо отметить, что пример СТПП характеризует деятельность подавляющего количества региональных торгово-промышленных палат России.
Литература
1. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон РФ от 07.07.93 № 5340-1 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2269.
2. Климов, И.И. Торгово-промышленная палата Российской Федерации как внепарламентский актор законодательного процесса: (политологический анализ) [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук / И.И. Климов. - М., 2013. - 26 с.
3. Отчет о деятельности Сургутской торгово-промышленной палаты за 2015 год [Текст]. - Сургут : СТПП, 2016. - 24 с.
4. Сазонов, Б.В. Деятельностные механизмы консолидации [Текст] / Б.В. Сазонов // Социальные трансформации в России: процессы и субъекты. - М. : Эдиториал УРСС, 2002. - С. 310-314.
5. Сазонов, Б.В. Методологические проблемы исследования социального института как фактора общественной консолидации [Текст] / Б.В. Сазонов // Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий : Труды Института системного анализа Российской академии наук. - М. : УРСС, 2004. - С. 224-241.
6. Самородова, Е.М. Торгово-промышленная палата как субъект современной экономики [Текст] / Е.М. Самородова, А.С. Баранов // Территория науки. -2013. - № 2. - С. 194-201.
7. Федотов, В.И. Развитие института российских торгово-промышленных палат [Текст] : дис. . д-ра ист. наук / В.И. Федотов. - Саратов, 2009. - 504 с.
8. Федотов, В.И. Российская экспортная палата - предшественник первых советских торговых палат [Текст] / В.И. Федотов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - Вып. 4. -2009. - С. 220-222.
9. Шуклина, Е.А. Институциональные функции социокультурной услуги [Текст] / Е.А. Шуклина // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г.) - Екатеринбург : УрФУ, 2014. -Т. 2. - С. 151-154.