Любицкая Татьяна Владимировна - преподаватель кафедры финансы и кредит Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева;
Шостак Анастасия Васильевна - студентка 4 курса финансово-экономического факультета Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Ре-шетнева.
© Т.В. Любицкая, 2010 © А.В. Шостак, 2010
УДК 334.788.2+339.9(571.13) Т. А. Хорошавина
РОЛЬ И МЕСТО ОМСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ В ИНФРАСТРУКТУРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: Омская торгово-промышленная палата, бизнес и власть, внешнеэкономические связи, поддержка предпринимательства
Представлять интересы предпринимателей, содействовать развитию торговли и экономики, быть посредником в диалоге между представителями бизнеса и власти — это задачи, которые во всем мире выполняет институт торгово-промышленных палат уже более 150 лет. Сегодня найти оптимальные решения сложных вопросов помогает вдумчивое обращение к урокам большого исторического пути, пройденного системой ТПП в России.
В Омской области, как и в большинстве регионов России, отраслевые производители, субъекты рынка услуг стремятся к объединению. Этого потребовали не только непростые условия финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., вескими аргументами сплочения отечественных предпринимателей стали процессы международной глобализации. Отечественное предпринимательство уже сформировалось как класс, у него появился свой профессиональный праздник, который по Указу Президента Российской Федерации ежегодно отмечается 26 мая. Тот факт, что предприниматель сегодня является не только работодателем, но и ответственным налогоплательщиком, должны учитывать в своей социально-экономической политике властные структуры.
В Омской области на протяжении последних лет диалог бизнеса и власти наполнился новым, конструктивным содержанием. Это отмечают как представители государственных структур, так и делового сообщества. Быть посредником в этом диалоге, представлять и защищать интересы бизнеса в «коридорах власти» — главная миссия института торгово-промышленных палат.
В условиях мирового кризиса нужно не просто продолжать, но и активизировать, наполнив новыми форматами, внешнеэкономические связи нашего региона. Активизация внешнеэкономической деятельности — это часть принятой антикризисной программы правительства Омской области.
Надеюсь, что палата сумела внести в это направление работы свой профессиональный вклад. На прошедшем в июне 2009 г. в Омске XV заседании Межпра-
Дата поступления статьи в редакцию: 10.02.2010.
вительственной Российско-Германской комиссии мы обошлись, что называется без посредников: Омская ТПП, выиграв федеральный тендер, заключила государственный контракт с Министерством регионального развития РФ по организации и сопровождению ответственного визита. Без преувеличения должна отметить, что все международные проекты последних лет реализуются не только по инициативе, но и при активной поддержке правительства Омской области и непосредственном участии отраслевых региональных министерств. И это отличный опыт, который, на мой взгляд, следует тиражировать другим субъектам федерации.
Итоги мониторингов, регулярно проводимые Омской палатой в бизнес-среде, показывают, что деловые круги высоко оценивают шаги региональной власти по развитию внешнеэкономических связей. Топ-менеджеры омских предприятий — активные участники внешнеэкономической деятельности, отмечают, что личное участие губернатора, руководителей отраслевых министерств всегда придает более весомый статус омским делегациям на зарубежных выставках-ярмарках, инвестиционных форумах, в торгово-экономических миссиях. Так было на презентациях Омской области в Берлине, Пекине, Вене, Праге, на ежегодных строительных выставках в Астане... Тот же эффект был достигнут, когда мы принимали зарубежных партнеров на своей территории. В 2009 г. Омское Прииртышье посетило более двадцати иностранных делегаций. Свыше пяти лет эффективно используется форма презентаций Омской области в посольствах зарубежных стран в Москве, например проведены презентации в посольствах Венгрии, Италии, Польши, Хорватии, Чехии, Индии, Словакии .
За 17 лет работы на рынке Омской палатой заключено более 60 соглашений о сотрудничестве с торгово-промышленными палатами зарубежных стран, международными бизнес-объединениями. ТПП формирует делегации представителей омских деловых кругов для выезда в регионы России и за рубеж с целью участия в торгово-экономических миссиях, выставках, симпозиумах, конференциях и других мероприятиях, направленных на установление деловых контактов и развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей. Для привлечения дополнительных инвестиций в экономику Омской области и продвижения товаров и услуг омских предприятий на внешних рынках установлены прочные контакты с деловыми кругами стран Евросоюза, АТЭС, АСЕАН, СНГ, ШОС и другими международными объединениями.
В 2009 году впервые в Омском регионе предпринимательскому сообществу мы предложили деловой Интернет-ресурс (www.omsktpp.ru) на шести языках: русском, английском, немецком, французском, испанском и китайском.
В настоящее время внешнеторговые потоки ориентированы преимущественно на индустриально развитые государства, которые заинтересованы главным образом в топливно-сырьевых поставках. Мы должны готовить наш региональный бизнес к умению конкурировать на внешних рынках, грамотно продвигать отечественные товары и услуги за рубеж. В складывающихся условиях самое серьезное внимание предстоит уделить географической диверсификации внешнеэкономических связей Омской области, осваивая рынки стран СНГ, Китая, Индии, Вьетнама, Монголии и других стран Юго-Восточной Азии.
Особое значение и в геополитическом, и в практическом плане имеет для Омской области развитие интеграционного процесса на экономическом пространстве СНГ.
Сегодня в рядах Омской ТПП насчитывается более 600 предприятий различных сфер деятельности, среди которых около 70 процентов — это предприятия малого и среднего бизнеса. Благодаря членству в нашем бизнес-объединении предприятия получают преференции, позволяющие им более эффективно продвигать свой бизнес на внутреннем и внешнем рынках.
Палата, опираясь на богатые отечественные традиции и мировой опыт предпринимательства, призвана содействовать развитию региональной экономики, а именно: представлять и защищать интересы предпринимателей в отношениях с органами государственной власти; оказывать содействие в установлении делового сотрудничества российских и зарубежных предпринимателей; содействовать формированию правовой среды и инфраструктуры предпринимательства. Стоит добавить, что при Омской ТПП в настоящее время работают 11 комитетов по различным направлениям предпринимательской деятельности.
В системе торгово-промышленных палат на всех континентах используют символ — Жезл Меркурия — как знак примирения споров между конкурентами в бизнесе, диалога с государственными структурами, и, в конечном счете, согласия в обществе. Представлять и защищать интересы бизнеса в органах государственной власти — не просто одна из функций ТПП, а ответственная миссия. Федеральным законом № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» определено право ТПП на проведение экспертизы законопроектов и иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. И сегодня мы активно используем это право, благодаря которому «голос предпринимательского сообщества» учитывается при принятии важнейших экономических решений.
Развитая структура поддержки предпринимательства в Омской области, включающая союз предпринимателей, торгово-промышленную палату, региональный бизнес-инкубатор, региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, профессиональные бизнес-объединения — все это в целом дает возможность омским деловым кругам вырабатывать общую позицию, грамотно доводить ее до исполнительной и законодательной власти омского региона.
Резюмируя общее мнение предпринимательского сообщества Прииртышья, скажу, что нам нужно учиться искать оптимальный баланс интересов органов власти и хозяйствующих субъектов. Причем на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Культура ведения дискуссий, экспертиза законопроектов, регулирующих предпринимательскую деятельность, доступность информации из коридоров власти — на мой взгляд, это краеугольные камни цивилизованного диалога. В нашем регионе такой фундамент заложен, а значит, есть уверенность в перспективном развитии.
Хорошавина Татьяна Александровна — президент Омской Дата поступления статьи
торгово-промышленной палаты в редакцию:
10.03.2010 г.
©Т.А. Хорошавина, 2010