ТЕМА НОМЕРА: МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, ИННОВАЦИИ, ИНВЕСТИЦИИ
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
Рассматриваются ключевые направления деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В качестве мер по модернизации показана необходимость повышения эффективности управления экономикой через призму роста участия ТПП и ее региональных подразделений в экономической жизни Российской Федерации.
Ключевые слова: модернизация, торгово-промышленная палата, индивидуальные предприниматели, конкуренция, инновационная продукция.
С.Н. Катырин
Одно из важнейших условий успешного решения задач модернизации российской экономики и всего общества заключается в необходимости выхода на качественно новую ступень взаимодействия государства и бизнеса. Это объективная данность, продиктованная самим характером современной отечественной хозяйственной системы, — на предприятиях частной формы собственности сегодня работает 60% всех занятых в экономике, на негосударственные компании приходится почти 80% основных фондов. Предпринимательский сектор, как известно, обеспечивает создание рабочих мест, генерирование налоговых поступлений и насыщение товарных рынков.
Хорошо известно также, что при всем множестве каналов для диалога государства и бизнес-сообщества, ведущая роль здесь принадлежит Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В приветствии делегатам и гостям, состоявшегося в марте 2011 года VI Съезда ТПП Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев подчеркнул серьезное влияние Палаты на развитие делового климата в нашей стране, инвестиционную и инновационную активность отечественных и зарубежных компаний, работающих на территории Российской Федерации, защиту интересов российских предпринимателей на мировых рынках.
Разумеется, высокий авторитет ТПП России во многом связан с опытом, традициями и масштабами деятельности Палаты в стране и за рубежом. В на© Катырин С.Н, 2011
10
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
стоящее время в стране действуют 174 торгово-промышленные палаты, в том числе 81 палата субъектов Федерации и 93 палаты муниципальных образований. Помимо более чем 47 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, оформивших свое членство в ТПП России через территориальные палаты, членами ТПП России являются 207 союзов, ассоциаций и объединений предпринимателей федерального уровня и около 500 бизнес-ассоциаций, действующих на региональном уровне. Кроме того, ТПП России подписала и выполняет соглашения с такими крупнейшими холдинговыми корпорациями, как «Ростехнологии», «Газпром», ОАО «РЖД», в состав которых входит большое количество коммерческих структур. Такое широкое представительство позволяет Палате аккумулировать и выражать интересы различных категорий и групп бизнеса, координируя устремления предпринимательского сообщества с приоритетами государственной политики.
Сегодня ключевая сфера взаимодействия власти и бизнеса, бесспорно, находится в плоскости формирования инновационной активности всех без исключения экономических агентов. Первейшим шагом в данном направлении Палата рассматривает создание четкой нормативно-правовой базы и надлежащей правоприменительной практики. Эксперты Торгово-промышленной палаты активно участвовали в работе Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству, Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента Российской Федерации и других формированиях, занимающихся подготовкой законопроектов «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», «О долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании и национальном программировании социально-экономического развития Российской Федерации», «О внесении дополнений и изменений в отдельные главы Гражданского кодекса Российской Федерации». Учитывая насущные потребности бизнеса, Палата совершенствует механизмы экспертного сопровождения нормативно-правовых актов, предусматривающих защиту конкуренции, укрепление судебной системы, создание реальных гарантий прав собственности.
Не менее важной задачей для всей сети торгово-промышленных палат является налаживание совместно с местными администрациями и структурами гражданского общества постоянного мониторинга правоприменения действующего законодательства. Жизнь показывает, что большинство уже существующих мониторинговых программ сейчас фокусируется на налоговой проблематике. Свои претензии к налоговой политике предъявляют практически все категории предпринимателей — от нефтяников, на интересы которых, по мнению многих экспертов, «заточена» вся существующая в России модель налогообложения, до иностранных инвесторов, которые, как свидетельствуют недавние исследования Всемирного банка,
11
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
готовы обеспечить увеличение более чем на 30% приток в нашу страну новых инвестиций, если получат гарантии стабильности налоговых платежей и предсказуемости государственной политики в этой области.
Чрезвычайная актуальность совершенствования системы налогообложения в России в контексте решения более общей проблемы — создания в стране благоприятного инвестиционного климата — продиктована и тем обстоятельством, что ни в докризисный период, ни в настоящее время национальная банковская система не справилась в полной мере со своей главной задачей — насыщением отечественной экономики длинными и относительно дешевыми кредитными ресурсами. А ведь на стабилизацию финансового сектора наше государство затратило средств (относительно ВВП) гораздо больше, чем это сделали другие страны «Большой двадцатки». Что же имеем в итоге? Если в 2008 году в России насчитывалось лишь 44 убыточных банка, в том числе 7 из 200 крупнейших, то сегодня убыточными являются 152 банка, в том числе 29 из Топ-200 по активам.
По мнению ТПП России, в плане заботы о создании в России благоприятной инвестиционной среды важно покончить с недооценкой значимости внедрения международных стандартов управления, что все еще наблюдается в бизнес-практике даже ведущих российских предпринимательских структур. Вот факты, приводимые авторитетными международными рейтинговыми агентствами, — из 75 крупнейших российских компаний только три четверти имеют аудиторские комитеты, 20% — советы директоров, сформированные из независимых членов, 77% составляют финансовую отчетность согласно правилам МСФО.
Наиболее существенным тормозом на пути перевода российской экономики на инновационные рельсы является отсутствие сколь-нибудь серьезных стимулов для проведения научных исследований и внедрения прорывных разработок. Систему мер по расшивке тугих узлов, мешающих инноваторам, ТПП России традиционно рекомендует на ежегодных всероссийских налоговых форумах, однако происходящие здесь сдвиги не столь ощутимы и носят фрагментарный характер. Предпринимательские структуры предпочитают не отражать в своей бухгалтерской отчетности затраты на проведение научной и исследовательской деятельности, так как налоговики с особой подозрительностью относятся к такой статье расходов и всеми правдами и неправдами добиваются, чтобы финансирование науки велось из прибыли. Соответственно, национальная статистика не дает возможности достоверно установить, в какой части капиталовложения направляются на экстенсивную модель роста, а в какой — на модернизацию технологических процессов, то есть инновационное развитие.
Медленно и непоследовательно решается и другая проблема — стимулирование спроса на инновации. Дирижерский пульт в этом процессе также по праву отводится государству. В развернувшейся сейчас дискуссии по поводу назревших изменений в законодательство о госзакупках споры ве-
12
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
дутся главным образом о способах снижения коррупционной емкости сложившихся процедур организации торгов, что вполне естественно и правомерно. К сожалению, гораздо меньше внимания обращается на другой аспект — формирование посредством госзаказа внутреннего рынка инновационной продукции. Но можно ли согласиться с таким порядком, когда, по существу, в расчет берется только один критерий — цена товара или услуги? Совершенно очевидно, что в этом случае не поощряется, а, наоборот, затрудняется продвижение к потребителям инновационных продуктов, которые по определению не могут быть дешевле старых образцов.
Сегодня в научно-экспертном сообществе и деловых кругах все большее число сторонников находит неоднократно поднимаемая Палатой России идея о введении системы предварительной квалификации участников торгов при решающем мнении отраслевых предпринимательских объединений, саморегулируемых организаций и территориальных торгово-промышленных палат. В частности, в последнее время это предложение очень активно поддерживает Министерство транспорта и Росавтодор применительно к проектированию, организации дорожно-строительных работ и эксплуатации автомагистралей. Разумеется, данное положение необходимо зафиксировать в новой редакции 94-го Федерального закона, регламентирующего госзакупки. Нужно также в законодательном порядке ввести следующее правило — госконтракт стоимостью от 50 млн рублей, не предусматривающий использование инновационных решений и технологий, — такой контракт не имеет права на жизнь.
Принимая участие в формировании инфраструктуры для инновационной деятельности, а это — особые экономические зоны, бизнес-структуры, наукограды, центры трансферта технологий и индустриальные парки, Торгово-промышленная палата считает принципиально важным добиваться налаживания полноценных производственных циклов, настроенных на создание добавленной стоимости в реальном секторе экономики. Сегодня организации таких циклов препятствует устаревшая производственная база большинства российских промышленных предприятий. По данным ИМЭМО РАН, более 40% организаций обрабатывающего сектора эксплуатируют старые основные фонды времен СССР, не подвергнув их даже частичной модернизации. Между тем известен поучительный опыт переоснащения производств и доступа предприятий различной величины и форм собственности к современным технологиям. Так, в России, по примеру многих зарубежных стран, появились центры коллективного пользования производственным оборудованием. Пока такие центры создались далеко не во всех регионах страны, и только на некоторых из них удалось открыть производство по изготовлению опытных образцов и мелких серий инновационных изделий. Поэтому ТПП России поддержала инициативу своей членской организации НТО «ИРЭ-Полюс» по организации патронажа территориальных палат над созданием так называемых Job Shop — цент-
13
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
ров, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов самому широкому кругу клиентов.
Торгово-промышленная палата исходит из того, что для преодоления деградации отечественной индустрии, успешного проведения структурной перестройки всего промышленного комплекса страны необходимо окончательно избавляться от представлений о якобы ненужности стратегического планирования. Остаточные синдромы этой болезни дали о себе знать даже в первом десятилетии 2000-х годов, на волне экономического подъема. Тогда далеко не всегда при принятии инвестиционных решений крупными российскими компаниями учитывались такие факторы, как соотношение запускаемых проектов с пространственным развитием страны, наличие кадровых возможностей для функционирования новых предприятий, обеспеченность их транспортной инфраструктурой. Мало кто задумывался над тем, преодолевают, или напротив, усугубляют моноотраслевую структуру многих городов и населенных пунктов планируемые к вводу объекты. Плоды недальновидности высветил глобальный кризис — только в Уральском федеральном округе оказались замороженными 60% проектов в металлургии и 50% инвестиционных проектов в сфере энергетики.
Сейчас во многих субъектах Федерации образованы и развернули свою работу региональные агентства территориального развития, с которыми местные палаты заключили договоры о сотрудничестве. В Кировской области, например, в портфель агентства включены 540 инвестиционных проектов, 95 из которых всесторонне проработаны при участии Вятской ТПП. В ряде моногородов и регионов приняты обновленные комплексные стратегии и планы развития территорий. Их утверждению, как правило, предшествовали общественные слушания, организованные территориальными палатами и некоммерческими организациями.
Должны быть пересмотрены и условия функционирования федерального инвестиционного фонда, за счет средств которого планировалось осуществлять софинансирование региональных проектов. На первый взгляд кажется, что фонд располагает приличными ресурсами — 1 трлн, рублей, но если вникнуть в проблему, то окажется, что данная сумма «растянута» на 10 лет, и в конечном счете равна 1% от ежегодного общего объема инвестиций в России. Можно ли при таком раскладе рассчитывать, что выделенных государством средств хватит и на инфраструктурные объекты и на создание высокотехнологичных производств?
Мы считаем, что для пополнения этого фонда должны использоваться и средства, неизрасходованные за текущий бюджетный период. Соответствующие предложения мы передали в Правительство России.
В центре внимания ТПП России были и остаются вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса. Вывод этого сектора экономики из состояния стагнации, придание ему динамизма и устойчивости —
14
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
отнюдь не второстепенный фактор перенастройки российской экономики на инновационный сценарий, ее структурирования в постиндустриальный тип хозяйствования. Подсчитано, например, чтобы трудоустроить миллионы работников, высвобождающихся в результате двукратного повышения производительности в промышленности, необходимо ежедневно создавать не менее 150 новых субъектов малого бизнеса, причем не фирм-однодневок, а полноценно действующих малых и средних предприятий.
Как добиться этого? Во-первых, нужно научиться более эффективно использовать средства, выделяемые государством на поддержку субъектов «малой экономики». Сегодня банки, осуществляющие кредитование малого и среднего бизнеса, в том числе за счет средств, предоставляемых Российским Банком развития, попали под жесткий прессинг нормативных требований Центробанка и вынуждены постоянно увеличивать объемы резервирования. Получается, что государство одной рукой наращивает дотации для кредитного обеспечения малого бизнеса, а другой — изымает половину этих средств в резервные фонды. Палата России считает, что действующие нормативы резервирования нуждаются в пересмотре.
Во-вторых, в срочном решении нуждается проблема снижения фискального давления, резко возросшего из-за перехода в начале 2011 года на новый порядок расчета социальных взносов. Сомнения по поводу реалистичности запланированных поступлений в различные фонды, о чем многократно предупреждали предпринимательские объединения еще в прошлом году, начинают наполняться конкретикой. По оценкам аналитиков, усилившийся возврат бизнеса в теневую сферу приведет к ежегодному недобору в региональные бюджеты порядка 400 млрд, рублей подоходного налога и около 800 млрд, рублей во внебюджетные фонды. Особенность столь негативных прогнозов, вытекающих из анализа превентивных мер бизнеса по противодействию фискальному прессу, подтверждают итоги четвертого квартала 2010 года, когда падение сборов по налогу на доходы физических лиц зафиксировано практически во всех регионах.
Примечательной особенностью взаимодействия власти и бизнес-сообщества на современном этапе является не только совершенствование традиционных, устоявшихся форм диалога, но и появление новых каналов сотрудничества, позволяющих с большей эффективностью использовать режим обратной связи. Здесь стоит выделить такой институт, как общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах. Возникнув в первом десятилетии 2000-х годов, такого рода консультативносовещательные органы сейчас функционируют при 135 структурах государственной исполнительной власти, причем в состав 115 советов входят представители Торгово-промышленной палаты России либо бизнес-ассоциаций, входящих в Палату на правах ее членских организаций. Характерно, что, используя свое присутствие в общественных советах, делегированные Российской палатой эксперты и предприниматели все чаще не
15
Торгово-промышленная палата отвечает на вызовы модернизации
ограничиваются участием в рассмотрении «спущенных сверху» вопросов, а инициируют постановку животрепещущих проблем, по-настоящему волнующих отечественный бизнес. Так, ТПП России представила для проработки в Совете по внешнеэкономической деятельности при Министерстве экономического развития Российской Федерации предложение по введению в странах Таможенного союза и государствах, намеривающихся присоединиться к Единому экономическому пространству, унифицированных норм сертификации происхождения товаров, обеспечивающих их свободное передвижение по единой товаропроводящей сети. В Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации представители ТПП России активно продвигают инициативы работодателей по совершенствованию структуры и уровня подготовки кадров для инновационной экономики.
Так, шаг за шагом, выстраивается общая панорама ответов Палаты России на вызовы модернизации.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ с изменениями).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3. Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».