Научная статья на тему 'Торговля сельскохозяйственной продукцией: опыт сша'

Торговля сельскохозяйственной продукцией: опыт сша Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговля сельскохозяйственной продукцией: опыт сша»

вень был достаточным для поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Литература

1. Шутъков, А.А, Тарасов, В.И. Выгодно ли России вступление в ВТО / А.А.Шутъков, В.И.Тарасов//

АПК: экономика, управление. - 2005. - № 9. -С. 3-9.

2. Материалы Министерства сельского хозяйства США (USDA).

ТОРГОВЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ: ОПЫТ США

О.А. Александрова, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета

В сегодняшних российских экономических условиях сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с проблемой -как эффективного производства и реализации продукции.

К сожалению, многие из отечественных товаропроизводителей испытывают недостаток знаний и опыта в организации производства и сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях хозяйствования.

США являются страной, имеющей значительный опыт организации производства и реализации сельскохозяйственной продукции, который будет полезен не только для отечественных сельхозтоваропроизводителей, но и для перерабатывающих аграрных предприятий и комбинатов, торговых организаций и др.

В сфере агробизнеса США наиболее распространены два вида договорных отношений, которые на протяжении многих десятков лет доказали свою эффективность, - интеграционные контракты (или контрактное фермерство) и реализация продукции через кооперативы.

Интеграционные контракты возникли в результате развития процесса интеграции. Сущность процесса интеграции в том, что при производстве продуктов питания, отвечающих запросам потребителей, объединяются все стадии процесса производства и маркетинга продукции - от переработки сельскохозяйственной продукции до доставки ее конечному потребителю. Необходимо отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой широко распространены совместные действия субъектов для достижения конечной цели, в отличие от стран с развивающейся рыночной экономикой, при которой субъекты на рынке действуют, как правило, по одиночке. И наглядным примером совместных действий независимых субъектов на рынке являются интеграционные процессы в экономике развитых стран.

Объединение всех этапов производства и маркетинга сельскохозяйственной продукции необходимо для контроля за технологией производства и переработки продукции с целью получения конечного продукта, максимально удовлетворяющего желания потребителей. Исходя из этих желаний, формирующих спрос на тот или иной продукт, планируются объемы

и технология производства тех или иных видов сельскохозяйственной продукции. Преимущество использования фермерских контрактов проявляется в том, что они позволяют переложить часть риска, который при совершении сделок купли-продажи несет сельхозтоваропроизводитель, на другую сторону - торговую или перерабатывающую компанию.

Основой правового регулирования договорных отношений в США является Единообразный торговый кодекс (Uniform Commercial Code), который регулирует порядок заключения, исполнения и прекращения договорных обязательств, а также содержит нормы, регулирующие отдельные виды обязательств, и нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В США нормы, регулирующие качество продукции, правоспособность лиц, ведущих предпринимательскую деятельность в сфере реализации сельскохозяйственной продукции и другие вопросы, закреплены в специальных нормативно-правовых актах.

Сторонами в интеграционном контракте, как правило, выступают: в качестве заказчика - торговая или перерабатывающая компания, в качестве исполнителя - сельскохозяйственный производитель (фермер). Предметом интеграционного контракта является выращивание исполнителем из материалов (семян, молодняка животных), предоставленных заказчиком, продукции растениеводства или животноводства по технологии, определенной самим заказчиком. Особенностью контрактов такого вида является то, что право собственности на выращенную фермером сельскохозяйственную продукцию принадлежит заказчику.

Содержание условий интеграционных контрактов определяется в зависимости от ряда факторов: во-первых, от отраслевой принадлежности выращиваемой по контракту продукции (выращивается ли продукция растениеводства или продукция животноводства); во-вторых, от вида выращиваемой продукции (кукуруза, соя, свинина, индейки и др.); в-третьих, от последующего целевого использования продукции.

Все условия интеграционных контрактов можно разделить на основные группы:

1) условия, определяющие порядок распределения прав и обязанностей между заказчиком и исполнителем;

2) условия, определяющие способ и порядок расчета и выплаты вознаграждения (компенсации) исполнителю за выполненные работы;

3) условия, заключающие в себе ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

При рассмотрении интеграционных контрактов особое внимание, на наш взгляд, следует уделить схемам расчетов, в которые заложен механизм стимулирования производства высококачественной сельскохозяйственной продукции. Рассматриваемый вид контактов предусматривает одну из следующих схем расчетов вознаграждения (компенсации) исполнителю за выполненную работу: двухчастичная компенсация (two-part piece-rate tournament) или фиксированный стандарт качества (fixed performance).

Если в контракте закладывается двухчастичная компенсация, то ее размер определяется в зависимости от двух показателей: базовой фиксированной расценки за фунт (pound, справочно: 1 кг = 2,2 фунта) произведенного мяса скота в живом весе (базовая расценка одинакова для всех фермеров, с которыми компания заключила контракты) и варьирующей надбавки, которая зависит от качества исполнения контракта каждым фермером. Варьирующая надбавка определяется путем сравнения качества исполнения контракта каждым фермером со средним исполнением контрактов по группе фермеров, с которыми интеграционная компания их заключила. Качество исполнения контракта определяется коэффициентом «норма трансформации кормов» («feed conversion ratio»), который показывает, какое количество кормов в фунтах было использовано для производства определенного количества живого веса мяса в фунтах. Также для измерения исполнения контракта часто используется другой коэффициент - согласованные затраты (settlement cost). Второй коэффициент отличается от первого тем, что наряду с затратами кормов при расчете принимаются во внимание другие виды затрат, например, затраты на приобретение молодняка, медикаменты и т.п., которые суммируются с затратами на корма, а затем делятся на общий живой вес произведенного мяса скота. Если норма трансформации кормов ниже среднего (исполнение контракта выше среднего в сравнении с другими фермерами), то фермер получает положительную варьирующую надбавку дополнительно к базовой фиксированной расценке. Если норма трансформации кормов выше среднего (исполнение контракта ниже

среднего в сравнении с другими фермерами), то на фермера налагаются штрафные санкции. В процессе калькулирования среднего исполнения контракта по группе фермеров во внимание принимаются данные по фермерам, у которых производство и сдача мяса компании происходило в одно и то же время.

Если в контракте при расчетах предусматривается фиксированный стандарт качества, то компенсация определяется следующим образом. Как и в схеме двухчастичной компенсации, размер компенсации определяется в зависимости от двух показателей - базового фиксированного платежа (аналогичен одноименному показателю при схеме двухчастичной компенсации) и варьирующей надбавки (бонус или штрафная санкция). Качество исполнения контракта фермером в данном случае сравнивается не с фактически сложившимся средним по группе фермеров как в схеме двухчастичной компенсации, а с показателями технологических стандартов (predetermined technological standards). Величина коэффициента трансформации кормов (feed conversion standard), установленная в технологическом стандарте, варьирует в зависимости от вида скота и веса животных. Например, этот показатель для индюшки toms равен 2,6 (расход - 2,6 фунта кормов на производство 1 фунта мяса), для индюшки hens - 2,3, для свиней - 2,8.

Использование двухчастичной компенсации или фиксированного стандарта качества в контракте зависит от отраслевой принадлежности, размера компании и ее положения на рынке. Так, компании свиной индустрии предпочитают использовать в контрактах фиксированный стандарт качества. Это объясняется тем, что компании этой отрасли сравнительно небольшие, а колебание цен на производимую продукцию значительное, и использование двухчастичной компенсации может генерировать большой риск банкротства. Напротив, компании бройлерной индустрии, как правило, очень велики по размерам, а неопределенность в ценах у них меньше, чем в предыдущем случае, поэтому они предпочитают использовать двухчастичную компенсацию. Компании по производству индюшки могут использовать обе схемы, потому что размеры этих компаний средние, и колебание цен на их продукцию также в пределах среднего.

Контракт, оформляющий подобного рода сложные имущественные отношения, всегда заключается в письменной форме с подробной регламентацией каждого элемента отношений между сторонами. Условия интеграционных контрактов формируются требованиями рыночной экономики и особенностями функционирования системы агробизнеса. Стороны сделки без вмешательства государства

формулируют условия договоров таким образом, чтобы они наиболее точно отражали возникающие между ними имущественные юридические и экономические отношения и способствовали равнозначному распределению прав и обязанностей и справедливому определению вознаграждения (компенсации), размер которого складывается под влиянием спроса и предложения на рынке соответствующих сельскохозяйственных продуктов.

Реализация сельскохозяйственной продукции через кооперативы, выполняющие роль посредников, является одним из самых распространенных способов реализации сельскохозяйственной продукции в США.

Договорные отношения, возникающие при реализации фермерами сельскохозяйственной продукции кооперативам в США, регулируются, как и интеграционные контракты, нормами Единообразного торгового кодекса (Uniform Commercial Code), а также законами отдельных штатов о кооперативах, уставами кооперативов и форвардными (маркетинговыми) соглашениями (договорами) между кооперативом и его членами. Сторонами в этом виде контрактов выступают производитель сельскохозяйственной продукции (фермер), который является и членом кооператива, и кооператив, занимающийся переработкой и реализаций сельскохозяйственной продукции. Предметом контракта является произведенная фермером и находящаяся в его собственности сельскохозяйственная продукция, передаваемая в собственность кооперативу, который осуществляет ее переработку и дальнейшую реализацию на рынке.

При договорных отношениях между фермерами и кооперативом механизм стимулирования производства сельскохозяйственной продукции высокого качества проявляется следующим образом: при заключении контракта сторонами сделки определяется, что фермер обязан произвести продукцию строго определенного качества, а кооператив принимает произведенную продукцию к переработке или реализации только в том случае, если качество этой продукции не ниже установленного в контракте, при этом оговаривается сумма вознаграждения за полученную продукцию более высокого качества. В противном же случае продукция фермера не принимается кооперативом к переработке или на реализацию и фермер будет вынужден самостоятельно искать каналы сбыта продукции, или же низкокачественная продукция принимается кооперативом по цене, уровень которой значительно ниже, чем для стандартизированной сельскохозяйственной продукции.

Перенося практику реализации сельскохозяйственной продукции в США на российскую действительность, можно отметить, что в

настоящее время в России частично имеет место заключение договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и ее переработчиками. Примером может служить давальческая переработка сырья (толлинг) в сахарном подкомплексе. Так, сельскохозяйственные предприятия выращивают сахарную свеклу определенного качества (с определенным процентным содержанием сахара, низким уровнем примесей), которую затем сдают на переработку сахарным заводам, и часть готовой продукции переработки (сахара) получают обратно. Другая же часть переработанной продукции остается в собственности сахарных заводов в качестве оплаты за переработку сахарной свеклы в сахар.

Контракты же, подобные заключаемым фермерами с кооперативами в США, могут найти свою сферу применения в России при дальнейшем развитии сельскохозяйственной кооперации. В этом случае сторонами по договору будут выступать сельскохозяйственные производители и потребительские (обслуживающие, маркетинговые, перерабатывающие) кооперативы, членами которых станут сами сельскохозяйственные производители. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом РФ) подобного рода отношения могут оформляться договором поставки, договором простого товарищества (совместная деятельность) или смешанным договором. Реализация сельскохозяйственной продукции через кооперативы может быть применена отечественными сельскохозяйственными производителями и перерабатывающими и торговыми компаниями.

В последние годы в США появились фермерские рынки, на которых сбывают свою плодоовощную продукцию производители малых ферм, а также садоводы-любители.

Особенно популярны фермерские рынки в Калифорнии. За 1978-1992 гг. их число в этом штате возросло с 15 до 184. Рынки возникают вблизи мест производства продукции, на окраинах городов, в основном, в летнеосенний период. На организацию рынка требуется разрешение местных властей, которые и контролируют его деятельность.

Рынки различаются по размеру и объему торговли. Около 1/3 их имеют товарооборот менее 30 тыс. долл. США в год, несколько рынков реализуют продукцию на сумму более 1 млн долл., в среднем торговый оборот одного рынка, где в торговле участвуют около 33 производителей продукции, составляет 200 тыс. долл. в год.

Рынки функционируют на средства, собираемые с участников торгов. Около 1/3 рынков взимают сбор за место (арендованный прилавок), который колеблется от 5 до 35 долл. в не-

делю (в среднем 15%); 2/3 взимают процент от еженедельных продаж, составляющий 4-10% (в среднем 6%). Дополнительно около половины рынков собирают членские взносы (от 10 до 40 долл. в год) на свое содержание.

Деятельность рынков регламентируется правилами, которые не противоречат закону штата о прямой торговле.

Реализация продукции на рынке выгодна фермеру, так как его доля в структуре цены достигает 56%, т.е. в 1,8 раза больше, чем при реализации через оптовую и розничную торговую сеть (30%).

В связи с возросшей популярностью фермерских рынков в последние годы в штате Калифорния введены ограничения на участие фермеров в торговле на них. Преимуществом пользуются фермеры, выращивающие малораспространенные и зеленные культуры, поставляющие продукцию регулярно в течение всего сезона, выращивающие экологически чистую продукцию и своевременно выплачивающие все взносы и налоги.

Таким образом, в рыночной инфраструктуре сельского хозяйства США представ-

лено все многообразие каналов и рынков сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые, в свою очередь, выбирают тот или иной канал товародвижения, наиболее полно отвечающий интересам конкретного то-ва роп роизводителя.

И сегодня в сельском хозяйстве России начинают развиваться различные формы продвижения продукции сельских товаропроизводителей до конкретных потребителей продукции. Поэтому для отечественного сельского хозяйства будет полезным изучение и использование опыта стран с устойчивой экономикой по организации сбыта продукции.

Литература

1.

На материалах докладов Министерства сельского хозяйства США (United State Department of Agriculture).

2. На материалах бизнес-семинара в Калифорнии, организованного Международной ассоциацией агробизнеса США (2006 IAMA Field Study Seminar).

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИИ В МИРОВОМ ТОРГОВЛЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

А.А. Пантелеев, асп. Института управления Оренбургского государственного аграрного университета

Международная торговля является одной из форм международных экономических отношений, приносящей по-прежнему одну из наибольших выгод для страны, участвующей в ней. В последние годы происходит увеличение доли сырьевых товаров в международной торговле товарами. В то же время доля сельскохозяйственных товаров в мировой торговле уменьшается. Для России агропромышленный комплекс - важная отрасль экономики. За счет подъема и развития сельского хозяйства в России можно увеличить благосостояние страны, сократить потребление импортных товаров, сбалансировать статьи торгового баланса, заменить экспорт нефтяных, газовых и металло-ресурсов экспортом других товаров, без ущерба и с пользой для национальной экономики. В настоящее время конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции как на международном, так и на российском рынке оставляет желать лучшего.

Посмотрим, какие же основные тенденции в мировой торговле в целом и сельскохозяйственной продукцией, в частности, наблюдаются в настоящее время.

График (рис. 1) показывает, что экспорт сельскохозяйственной продукции в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизился почти на 9%. Это очень большое сокращение может быть связа-

но с увеличением доли сырьевых товаров в мировом экспорте товаров. К тому же, как мы видим, экспорт сырьевых ресурсов возрос в 2005 г. по сравнению с 2004 г. примерно на 7%. Доля остальных товарных групп также снизилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 3-6%.

В то же время на графике рис. 2. мы видим, что в 2005 г. объем мировой торговли был больше, чем объем производства - сельскохозяйственной продукции (на 5%), сырья (на 1%) и промышленными товарами (на 3,5%). Таким образом, в процентном соотношении, относительно производства в 2005 г. наиболее сильно возросла торговля именно сельскохозяйственной продукцией.

Рассмотрим табл. 1, в которой показан рост объемов мирового экспорта товаров и мирового производства на протяжении 2000-2005 гг.

Данная таблица показывает, что средний уровень роста мирового экспорта товаров с 2000 по 2005 г. составил примерно 4,5%. Наибольший рост наблюдался в 2004 г. (9,5%). В то же время средний уровень роста мирового производства за 2000-2005 гг. составил всего 2%, а наибольший рост производства с 2003 по 2005 г. наблюдался в 2003 г. (4,5%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.