Научная статья на тему 'Организационные принципы функционирования системы корпоративного управления АПК'

Организационные принципы функционирования системы корпоративного управления АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / CORPORATE GOVERNANCE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мангатаева О.В.

В статье описываются организационные принципы корпоративных структур в АПК, потенциальные участники агропромышленной корпорации и роль корпоративных структур в АПК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational principles of the corporate governance system of agro-industrial complex

The paper describes the organizational principles of corporate structures in agriculture, agroindustrial potential participants in the corporation and the role of corporations in agribusiness in the region.

Текст научной работы на тему «Организационные принципы функционирования системы корпоративного управления АПК»

УДК 338 © О.В. Мангатаева

Организационные принципы функционирования системы корпоративного управления АПК

В статье описываются организационные принципы корпоративных структур в АПК, потенциальные участники агропромышленной корпорации и роль корпоративных структур в АПК региона.

Ключевые слова: корпоративное управление, агропромышленный комплекс.

© O.V. Mangataeva

Organizational principles of the corporate governance system of agro-industrial complex

The paper describes the organizational principles of corporate structures in agriculture, agro-industrial potential participants in the corporation and the role of corporations in agribusiness in the region. Keywords: corporate governance, agro-industrial complex.

В условиях неэффективной политики регулирования АПК со стороны государства, ориентации экономики на рыночные рельсы, неразвитости рыночных институтов аграрного рынка (бирж, страховых фондов, инве-

77

стиционных компаний и др.), недостаточной ориентированности финансово-кредитных структур на поддержку сельхозпредприятий неизмеримо возрастает роль корпораций в регулировании конъюнктуры региональных рынков сельхозпродукции.

Текущее состояние продовольственного комплекса в странах с социально ориентированным рыночным хозяйством на практике подтверждает тенденцию к укрупнению фирм в продовольственной сфере. После тщательного анализа данного явления национальная компания США по продовольственному маркетингу установила, что мелкие сельхозтоваропроизводители отстают в развитии производства и деятельности, а средние и крупные предприятия средних размеров по мощности более эффективны. Чем больше предприятие, тем больше оно получает экономию удельных затрат за счет размеров производства, активной рекламы и мер содействия сбыту.

Тенденция специализации и концентрации производства, трансформации мелких хозяйств в крупные предприятия приобрела необратимый характер.

Бурятским сельхозпроизводителям есть смысл объединяться и укрупняться - сокращая таким образом издержки производства и выходя на качественно новый уровень - уровень среднего и большого бизнеса на селе.

Проведя анализ производства продукции и агропромышленной деятельности в Республике Бурятия, можно сделать вывод об усилении интеграционных процессов. Наблюдается вертикальная интеграция предприятий, производящих мясо и молоко. Сельхозкорпорации в основном охватывают два звена технологической цепочки: производство и переработку. Недостаточно развиты отношения с предприятиями технического обслуживания, мелкими товаропроизводителями, а также со сферой реализации готовой продукции.

Для совершенствования технологической цепочки производства продукции и доведения ее до потребителя необходимо устанавливать связи со всеми элементами данной цепочки. Сначала следует взаимодействовать на основе временных договоров. Если совместная договорная деятельность покажет свою эффективность, то нужно укреплять связи посредством включения предприятия в корпорацию. Агропромышленная корпорация может состоять из предприятий-производителей сельхозсы-рья, перерабатывающих предприятий, заготовительных или посреднических предприятий. В животноводстве корпорация может включать в себя производителей кормов, комбикормовые заводы. Остальные участники цепочки кооперируется с предприятием посредством договоров. К ним относятся предприятия сферы сельского хозяйства, кооперативы, ассоциации, союзы, мелкие хозяйства и сфера реализации.

Б.А. Черняков, долгое время изучавший американское фермерство, утверждает, что существует несколько уровней интеграции, которые помогают фермеру решить организационные, социальные, финансовые, производственные проблемы. При содействии производственных, загото-

вительно-сбытовых кооперативов и дилерских предприятий фермер может решать различные проблемы, свеянные с получением техники и различного оборудования, кормов и удобрений, комплексных услуг, включающих обработку земли и проведение любых агротехнических мероприятий.

Основными причинами консолидации агропромышленных предприятий США по мере увеличения масштабов производства в аграрном секторе следует считать:

• значительное повышение эффективности работы предприятий АПК;

• уход с рынка малоэффективных нерентабельных ферм, предприятий и компаний;

• ориентация на экспорт в работе большинства сельскохозяйственных предприятий, которая требует значительно больших масштабов производства;

• колебания в уровне потребления сельскохозяйственных продуктов, что заставляет компании диверсифицировать производство;

• сокращение издержек при стремлении максимально удовлетворить современные потребности покупателей [1, с. 132].

В настоящее время в России уже имеется опыт создания интегрированных предприятий в АПК.

На рис. 1 представлены интеграционные процессы в молочной отрасли животноводства.

В качестве интеграторов в животноводческой отрасли могут выступать сельскохозяйственные предприятия (производители сельхозсырья), перерабатывающие предприятия или посредники между производителями сельхозсырья и перерабатывающими предприятиями.

Сельскохозяйственная корпорация получает сельскохозяйственную технику, машины и оборудование, средства производства, комбикорма и другие материалы из первой сферы АПК. На сегодняшний день остро стоит вопрос об обеспечении процесса производства и переработки соответствующей техникой и прочими основными средствами. Многие сельхозпроизводители и переработчики имеют сложности с покупкой дорогостоящей техники, поэтому кооперируются с машинно-техническими станциями и кооперативами для получения в аренду необходимой техники.

Сельскохозяйственные предприятия, кооперативы и личные подсобные хозяйства производят сельхозсырье для перерабатывающей промышленности. Сельскохозяйственные предприятия могут быть полноправными членами корпорации и непосредственно поставлять сельхозсырье на переработку. Личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) редко становятся членами корпорации. В основном они реализуют свою продукцию через посредников или заключают контракты с перерабатывающим предприятием.

00 о

Комбикормовый завод*

-1-

Комбикорма

Промышленные предприятия,

Сельскохозяйственная

I

Готовая продукция _*_____

Собственные магазины, киоски*

Торговые посредники*

Общественные учреждения, столовые

- бизнес-единица корпорации; -

: - потенциальные участники корпорации

- корпоративные связи;-

- кооперативные связи;

Рис. 1. Схема корпоративной интеграции животноводческой отрасли

Перерабатывающие предприятия реализуют свою продукцию через торговых посредников, сеть собственных магазинов и киосков, точки розничной торговли, а также поставляют свою продукцию в общественные учреждения и столовые. Собственные магазины относятся к корпоративной структуре. Торговые посредники также могут входить в состав корпорации или сотрудничать с ней на основе временных договоров. Остальные варианты реализации (точки розничной торговли, общественные учреждения и столовые) осуществляются посредством договоров.

Нецелесообразно устанавливать прочные интеграционные связи (т. е. включать в состав корпорации) промышленные предприятия, поставляющие средства производства из-за длительного периода эксплуатации средств производства, машин и оборудования.

ЛПХ и крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) так же не могут быть полноценными членами корпорации, т.к. не имеют четкой организации деятельности, к тому же большая часть ЛПХ и КФХ не могут производить достаточный объем продукции.

Иначе дело обстоит с предприятием-посредником, которое может организовать бесперебойную поставку необходимого сельхозсырья, полученного от хозяйств, на перерабатывающее предприятие, поэтому организации-посредники часто входят в состав агропромышленной корпорации.

Итак, в вертикально-интегрированную агропромышленную корпорацию животноводческой отрасли могут входить: комбикормовый завод, сельхозпредприятия (организации), посредники между ЛПХ, КФХ и сферой переработки, само перерабатывающее предприятие, магазины и торговые посредники. Перечисленные выше бизнес-структуры так же могут выбрать кооперацию через заключение договоров, сохраняя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность.

В связи с усилением концентрации и специализации в агропромышленной сфере более эффективными образованиями становятся крупные сельхозпроизводители (организации), интегрированные перерабатывающие предприятия. Наряду с этим уменьшается роль и доля в общем объеме производства продукции личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств. Хозяйствам трудно конкурировать с крупным производителем сельхозсырья, оснащенным современной техникой и средствами производства. Это ведет к снижению рентабельности ЛПХ и КФХ вплоть до ликвидации убыточных хозяйств, что является большой проблемой современного сельского хозяйства. Появляется множество вопросов: сколько продукции должно производиться крупными предприятиями, а сколько ЛПХ и КФХ? Должно ли государство вмешиваться в процессы интеграции и поддерживать мелких товаропроизводителей?

Автор считает, что ЛПХ и КФХ должны получать помощь и поддержку со стороны государства в соответствии с политикой регулирования рынка сельхозпродукции. Однако процесс укрупнения сельскохозяйственного производства не остановить. Нерентабельные ЛПХ и КФХ могут перепрофилировать свою деятельность: сотрудничать с крупными сельхо-

зорганизациями, покупая у них молодняк, выращивая и реализуя его; занимаясь растениеводческой деятельностью для поставки кормов на животноводческие предприятия; в конце концов, сдавая в аренду сельскохозяйственные площади, находящиеся у них в собственности.

Животноводческому комплексу постоянно и большом количестве требуются корма, которые могут выращивать мелкие фермеры. В ходе взаимовыгодного партнерства появится понимание взаимной потребности. Вертикальная интеграция, в которой мелкие фермеры снабжают производителя молока репродукцией и кормами, а производители молока реализуют всю продукцию крупным компаниям-переработчикам, позволяет выстроить достаточно рациональную организационную схему производства продукции.

В основном прибыль распределяется между субъектами рынка, которые входят или относятся к технологической цепочке от поставщика ресурсов до субъектов, реализующих продукцию конечным потребителям. Проблема распределения прибыли в АПК заключается в том, что производителям сельхозпродукции отчисляется малая часть прибыли. Прибыль концентрируется у перерабатывающих предприятий и предприятий торговли. Чтобы сельхозпроизводителям было выгодно производить продукцию, необходимо распределять прибыль в соответствии с вкладом в производство готового продукта. Интересы сельхозпроизводителей должны соблюдаться, т.к. они обеспечивают сырьевую базу для производства продукции. Чтобы следить за оптимальной наценкой торговых предприятий, переработчики могут включить их в состав своей компании или заключить с ними долгосрочные договора.

Подобные корпоративные структуры создаются во всех отраслях АПК, руководствуясь экономической целесообразностью и синергетиче-ским эффектом от их создания.

При создании агропромышленных корпораций нужно учитывать также территориально-отраслевой признак. Природно-климатические условия влияют на специализацию производств различных регионов, поэтому в зависимости от региона создаются агропромышленные объединения по производству мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, зерна, овощей или другой продукции. Агропромышленные корпорации могут быть созданы на базе уже существующих крупных организаций, которые будут выступать головными организациями или интеграторами.

Резюмируя, отметим, что агропромышленные объединения характеризуются более полной загрузкой производственных мощностей, высокой конкурентоспособностью конечной продукции корпорации. Они концентрируют необходимые ресурсы (трудовые, капитальные, земельные), которые могут дать быструю отдачу, обеспечивают паритет интересов участников интегрированных формирований и упрощают налогообложение. Данные структуры дают возможность взаимного кредитования в рамках интегрированных формирований, реализации стратегии инновационного развития агропромышленного производства, а также уменьшают зависи-

мость от различных посредников. Поэтому для удовлетворения возрастающих потребностей населения приоритет должен быть отдан крупным агропромышленным корпорациям. Ориентация на крестьянские (фермерские) хозяйства и ЛПХ при решении продовольственной проблемы неоправданна, т.к. они не смогут удовлетворить спрос в необходимом количестве и качестве.

Преимущества вхождения предприятий и хозяйств в агропромышленную корпорацию заключаются в повышении устойчивости и стабильности развития предприятия, координации усилий для производства определенных видов товаров, получении дополнительных финансовых средств за счет привлечения инвесторов и кредиторов. Деятельность агропромышленных корпораций положительно влияет на экономику регионов за счет организации регионального производства, создания рабочих мест и поддержания инфраструктуры региона. Агропромышленная корпорация способствует росту доходов всех ее участников, гарантирует сбыт продукции для сельхозпроизводителей, обеспечивает загрузку мощностей перерабатывающего завода, решает проблемы неплатежей между участниками, улучшает материальное благосостояние работников в соответствии с ростом доходов предприятия.

В результате агропромышленной интеграции возникает синергетиче-ский эффект. Экономическими показателями синергетического эффекта служат: увеличение объема продукции и экономия текущих затрат на производство данного объема, валовой доход, прибыль, уровень рентабельности. Эти показатели следует учитывать при организации или проектировании агропромышленных корпораций.

В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что несущими конструкциями аграрной экономики депрессивных регионов должны быть крупные интегрированные предприятия (корпорации), способные за счет мобилизации накопленного производственного потенциала, предприимчивости руководителей, применения передовых технологий, объединения под одной крышей производства, переработки и торговли наладить эффективный агробизнес.

Целью объединения предприятий АПК и создания сельхозкорпораций является синергетический эффект от объединения, уменьшение трансак-ционных издержек и повышение конкурентоспособности производимой продукции.

Создание корпорации повышает производительность, эффективность, рентабельность агропромышленной деятельности, способствует установлению и укреплению связей между звеньями технологической цепочки производства продукции. Такие крупные структуры могут сильно влиять на экономическое состояние региона, поэтому ее деятельность должна руководствоваться принципами честности, открытости, справедливости и благородства по отношению ко всем участникам корпоративной деятельности, независимо от размера, доли и влияния участника. Корпорация

должна соблюдать интересы всех членов и справедливо распределять полученную прибыль от корпоративной деятельности.

Литература

1. Черняков Б.А. Американское фермерство: XXI век. - М.: Художественная литература, 2002. - 399 с.

Мангатаева Оюна Владимировна, аспирант Санкт-Петербургского аграрного университета, oyuna_m@mail.ru

Mangataeva Oyuna Vladimirovna, graduate student, St. Petersburg Agricultural University, oyuna_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.