Тульчеев В.В.
д. э. н., гл.н.с. ВНИИКХ
Жевора С.В.
к.с-х.н. директор ВНИИКХ
Гордиенко Н.Н.
н.с. ВНИИХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ АПК И ЕГО ПОДКОМПЛЕКСОВ
Ключевые слова: единое руководство АПК, эффективные меры развития АПК, кооперация и агропромышленная интеграция.
Keywords: unified management of the agroindustrial complex, effective measures for the development of the agroindus-trial complex, cooperation and agro-industrial integration.
Материальной основой суверенитета любой страны является эффективная экономика. В условиях низкой защищённости внутреннего рынка, развитие российской экономики (под действием внешних и внутренних рыночных сил) начало идти в сторону сырьевой специализации с неизбежной деградацией менее прибыльных обрабатывающих отраслей, сельского хозяйства, а соответственно, АПК в целом. Рынок продовольствия определяет уровень состояния экономики и социальную стабильность общества, поэтому его развитие контролируется во всех развитых странах. Чтобы обеспечить необходимый научно-технический потенциал страны, продовольственную, экономическую, национальную безопасность, а также высокую занятость и улучшение жизненного уровня сельского населения Российской Федерации, нужна своя национальная модель развития России, которая будет использовать положительный опыт как плановой, так и рыночной экономики.
В России сельское население составляет 40 миллионов. Из 85 регионов России все кроме Москвы и Санкт-Петербурга можно считать сельскохозяйственными. Многие из этих регионов являются дотационными.
Очевидно, что для решения проблем села и реализации целей импортозамещения и дальнейшего роста экспорта продовольствия, нужны и совершенно новые требования к государственному управлению АПК на всех уровнях. Оно должно способствовать формулированию чётких целей развития сельского хозяйства, созданию новой высокорентабельной структуры АПК и системы, ориентированной на достижения высоких конечных результатов на местах с наименьшими потерями, затратами труда и средств, на динамичное развитие регионов в новых рыночных условиях. Речь идёт о совершенствовании управления организационно-экономическими и технологическими процессами в АПК, о коренном изменении его роли в условиях создания современной структуры основных продуктовых подкомплексов на базе функционирования в регионах новых СПТК, АПП и АПО, которые втянут в орбиту своей деятельности близлежащие никем не объединённые сегодня, не специализированные, не кооперированные и не интегрированные товарные личные (ЛПХ), фермерские (КФХ) хозяйства и малые сельхозорганизации (СХО), хаотично существующие автономные малые формы хозяйствования (МФХ).
Одним из главных условий эффективного функционирования АПК РФ является развитие и углубление сбалансированных интеграционных связей между тремя его технологически неразрывно связанными сферами: I - поставка средств производства; II - производство сельхозпродукции; III - переработка, хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции1.
Об исключительной роли сельского хозяйства говорил еще древнегреческий ученый Ксенофонт «...сельское хозяйство является матерью и кормильцем всех других ремесел. Когда сельское хозяйство хорошо управляется, то и все другие ремесла процветают, но когда на сельское хозяйство не обращают должного внимания, все другие ремесла приходят в упадок». Сельское хозяйство и сегодня продолжает быть источником дохода для других 140 отраслей экономики (60 отраслям поставляя сельхозсырьё, получая от 80 отраслей необходимые ресурсы, изделия, запчасти, ГСМ, удобрения и т.п.). Любое хозяйство, предприятие АПК или другой отрасли народного хозяйства России существует не само по себе, а как звено в продуктовой (сырьевой, промышленной и другой) технологической цепочке, так как оно является одновременно и производителем и потребителем продукции. Сбой в одном каком-нибудь звене может привести к «цепной реакции», влияющей на количество и качество конечной продукции, на излишнюю потерю труда и средств, на отсутствие или сдерживание торговли, а также экспорта. В первую очередь потери несут сельхозтоваро-
1 Тульчеев В.В., Прямов С.Б., Лукин Н.Д., Миндрин А.С., Ягфаров О.М. Инновационные организационно-экономические и технико-технологические научные разработки, реализованные на практике в области производства, хранения, переработки, товарной подготовки и реализации картофеля в условиях кооперации и интеграции. - М., 2014, - 298 с.
произодители. Это сегодня в основном малые формы хозяйствования (МФХ), товарные личные (ЛПХ), фермерские (КФХ) и мелкие сельхозорганизации (СХО) поставляющие на российский рынок более 60% всей сельхозпродукции, в т.ч. выращиваемые овощи и картофель на площади до 90-93%' от всех посадок в стране, на основе которых целесообразно создавать специализированные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы (СПТК) с собственной торговой сетью. На остальных 7-10% площадей, выращивающих картофель и овощи на промышленной основе, на базе средних и крупных СХО наиболее эффективно создать аграрно-промышленные предприятия (АПП -типа ЗАО «Озёры» Московской области, с мощным цехом по производству дешевых высококачественных и конкурентоспособных картофелепродуктов) или объединение (АПО холдингового типа) по образцу агрофирмы «Дмитровские овощи» Московской области, осуществляющей мойку, очистку, фасовку и поставку упакованного «борщового набора» (состоящего из картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука) в Москву, в другие города и промышленные центры Российской Федерации.
Сегодня по слабому развитию аграрной 11-ой сферы АПК нетрудно предугадать и исчислить истинные темпы развития в 1-ой (поставка средств производства) и Ш-ей сфере (хранение и переработка сельхозпродукции). Подъём сельского хозяйства до уровня мирового или превращение России в ведущего экспортера той или иной сельхозпродукции (например, зерно, картофель) на внешний рынок даст значительный положительный импульс для 140 других промышленных отраслей народного хозяйства.
Тормозом на пути развития сельского хозяйства стал диспаритет цен в пользу третьей сферы АПК, а также наличие посредников и естественных монополий, ставших основной причиной снижения рентабельности и роста убыточности сельского хозяйства, неплатежеспособности большинства предприятий, банкротства многих из них. В этой связи важен более жесткий государственный контроль за ценами и тарифами естественных монополий, участвующих в формировании издержек АПК, открытость и прозрачность их экономических показателей и более мощная и целенаправленная господдержка внедрения в СПТК, АПП и АПО низкозатратных «сквозных» технологий «поле (ферма) -потребитель».
С целью развития отдельных сельскохозяйственных культур и гарантированного сбыта зерна, картофеля, овощей и другой продукции фермеров в развитых странах создаются Советы по маркетингу, Союзы (Ассоциации) фермеров, кооперативов и т. п., которые финансируются из налоговых отчислений от прибыли производителей, перерабатывающих и торговых предприятий, в нашем случае от прибыли СПТК, АПП и АПО. Стимулировать работников управления можно лишь за счет снижения себестоимости, например, производства картофеля, продуктов его переработки и др. в СПТК, АПП и АПО. Значит, надо добиться, чтобы управленцы всех уровней были заинтересованы не только в обеспечении гарантированного сбыта сельхозпродукции, но и в удешевлении поставок основных и оборотных средств производства для СПТК, АПП, АПО и их учредителей. В данных условиях дополнительное стимулирование труда конкретных работников региональных союзов (ассоциаций) и органов управления АПК зависит от конечного результата - от прибыли СПТК, АПП и АПО за реальное оказание им разнообразной помощи, что более действенно соединит интересы технологически взаимосвязанных партнёров, государства и населения страны, поможет устранить ведомственные барьеры между 3-мя сферами АПК и его продуктовыми подкомплексами, ликвидирует взяточничество, откаты и другие непроизводительные затраты. Тем самым разрушится «механизм торможения» роста производительности труда во всём сельском хозяйстве, в т.ч. в системе «поле (ферма) - потребитель» с одновременным обеспечением более действенных «противозатратных» и «прозрачных» рычагов управления АПК на всех уровнях.
В России из-за отсутствия общенациональной долгосрочной стратегии развития АПК областные, краевые, республиканские и районные органы управления стараются заниматься самообеспечением всеми видами сельхозпродукции.
В советское время (с образованием Госагропрома) наконец-то появился единый хозяин на земле, который был призван обеспечить глубокую интеграцию, органичную связь сельского хозяйства с заготовительными, перерабатывающими, торговыми предприятиями и обслуживающими организациями. Ликвидация Агропрома и превращение его сначала в МСХ и П(продовольствия), а затем в МСХ РФ - не оправдало себя.
В настоящее время «внизу» многочисленные отраслевые растениеводческие НИИ надеются на то, что «наверху» (в МСХ РФ) решат все проблемы растениеводческих, животноводческих подкомплексов и АПК в целом.
Отсутствие единого руководства 3-мя сферами АПК ведёт к бессистемности множества предлагаемых противоречивых решений, схем товародвижения и замкнутых на конечный продукт систем, что привело к ликвидации заводов по производству картофелеводческой, овощной и другой сельхозтехники, к отсутствию предприятий-поставщиков отечественного фасовочно-упаковочного и перерабатывающего оборудования. Никто не отвечает не только за отсутствие отечественного перерабатывающего, моечного, фасовочно-упаковочного оборудования, но и за конечные результаты работы всех трёх сфер картофеле-плодоовощного и других подкомплексов АПК страны в целом и соответственно за количество и качество продуктов питания в розничной торговой сети, в т.ч. идущих на экспорт. Нужен единый орган Росагропром, объединяющий (как в США и странах ЕС) все 3 сферы АПК, отвечающий одновременно за производство сельхозтехники, моющего, перерабатывающего, фасовочно-упаковочного и др. необходимого оборудования. Никто не отвечает за создание эффективных быстро окупаемых агропромышленных формирований (АПФ) - СПТК, АПП и АПО, с которыми намного легче и быстрее решать вопросы снабжения, кредитования, строительства наиболее эффективных высокомеханизированных и автоматизированных предприятий, создания производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, в т.ч. экспортной (терминалы, крупные перегрузочные хранилища, подъездные автомобильные и железнодорожные пути, морские пристани). Если все необ-
1 Агропромышленный комплекс России в 2015 году / МСХ РФ. - М.; ФГНУ Росинформагротех, 2014. - 704 с.
1087
ходимые перемены и проблемы оставить на усмотрение только Минсельхоза России, в котором отсутствуют материальные и финансовые средства, специалисты широкого межотраслевого профиля, то всё может остаться как есть, и решить извечную Продовольственную проблему будет невозможно, что в конечном счёте приведёт к утрате продовольственной и национальной безопасности.
Сегодня насчитывается более 10 «самодеятельных» органов управления АПК в 83 субъектах Российской Федерации (региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.), которые имеют примерно одинаковые цели, задачи, функции и структуры. Поэтому необходимо унифицировать и стандартизировать деятельность региональных АПК, их документацию, упростить и сократить число ничего не решающих показателей, отчётов, их «исполнителей», чтобы больше внимания уделять реальному созданию СПТК, АПП и АПО, поддержке малого и среднего бизнеса на селе.
Министр сельского хозяйства Пермского края Елена Гилязова с сарказмом жалуется на федеральный Минсель-хоз: «Одна из страшных голов многоголовой гидры бюрократии - это отчетность ...4900 позиций ...Кто-то раз в 2 недели в федеральном министерстве желает знать даже количество осемененных коров».1
То есть за годы «реформ» ничего не изменилось, а стало ещё хуже. «Рисовать» месячные, квартальные и годовые отчеты мы научились ещё с советских времен, но сегодня мы столкнулись с невозможностью разработки и осуществления общей стратегии развития сельского хозяйства на местах.
В рыночных условиях планирование, как функция управленческой деятельности, не только сохраняет свое место в системе государственного регулирования, но и существенно расширяет сферу своего воздействия на производство. Вместе с тем оно претерпевает необходимые изменения в содержании, подходах к принципам и системе планирования на всех уровнях управления сельским хозяйством, продуктовыми подкомплексами и АПК в целом.
В этой связи целесообразно взять все полезное из долгосрочного прогнозирования и программирования экономического развития АПК в передовых странах Евросоюза, в США, Японии, Китае и других, чтобы эффективно управлять инвестиционными процессами в единых продуктовых (технологических) цепочках и исключить нежелательные капиталовложения в отдельные несбалансированные звенья.
Государственное стратегическое планирование основных направлений научно-технического прогресса в АПК, развитие его экономики до 2030 г. должно быть сосредоточено на централизованном установлении оптимальных пропорций между всеми 3-мя составляющими его сферами, технологически взаимосвязанными отраслями, предприятиями и хозяйствами в каждом продуктовом подкомплексе. Это обеспечит сбалансированное развитие СПТК, АПП и АПО в специализированных экспортоориентированных зерновых, картофелеводческих, овощных и других регионах Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны вписываться (по качеству, таре, упаковке и т.д.) в развитие мировой экономики, в первую очередь со странами-участницами ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН.
Однако сегодня 83 сельскохозяйственных региона развиваются стихийно, по своему усмотрению, ориентируясь на 100% самообеспечение картофелем, овощами и т. п. в отличие от 28 стран ЕС и 50 штатов Северной Америки, рационально использующих наилучшие природно-климатические условия небольшого числа регионов для производства конкурентных видов наиболее продуктивной растениеводческой продукции с низкой себестоимостью2. В условиях высокой конкуренции на внутреннем и мировом рынках необходимо, чтобы каждый регион с учетом местных экономических и природно-климатических особенностей занимался наиболее выгодным для себя и других регионов сель-хозпроизводством.
Начав преобразования в едином АПК, нельзя ограничиваться половинчатыми мерами. Поднять сельское хозяйство невозможно без последовательной и целенаправленной работы по созданию СПТК, АПП и АПО, а с их помощью -сбалансированных взаимосвязанных продуктовых технологических цепочек, в которых руководители и участники каждого звена (сельское хозяйство, хранение, переработка, транспортировка, оптовая и розничная торговля) должны заранее (с помощью типовых объединённых технологических карт) примерно знать свою долю прибыли от реализации конечных продуктов питания. Необходимо энергично проводить эту комплексную работу в России, отметим, что в большинстве развитых стран все эти пропорции и межотраслевые затраты труда и средств давно известны. Очевидно, необходимо просчитывать аналогичные реальные издержки и соответствующие доли не только в продуктовых цепочках (в т.ч. и рыбных), но и по другим отраслям - сырьевым, металлическим, промышленным, деревообрабатывающим, энергетическим и т.п., чтобы никакое звено не нажилось за счёт предыдущего, а все честно работали на единую конечную цель - захват пустующих ниш на внутреннем и мировом рынках.
Знание своей доли в розничной цене сельхозпродукции позволяет любым сельхозтоваропроизводителям и партнерам по кооперации в ЕС организовать своё производство в любой из 28 стран на равных с местными фермерами, переработчиками и т.п. Любой сельхозтоваропроизводитель получает, например, в расчёте на 1 га 300 евро поддержки независимо от правовой формы - физическое или юридическое лицо, независимо от того, что будет производить и с кем кооперироваться. Для предотвращения злоупотреблений в ЕС спутник из космоса контролирует соответствие размеров площади, указанной в заявке и реально обрабатываемой. Каждое государство ЕС дополнительно доплачивает своим крестьянам в зависимости от поставленных целей и затрат. В Германии, например, ежегодно сравниваются статистические показатели развития аграрной сферы с перерабатывающей и пищевой промышленностью, что-
1 Колесниченко А. Блог в помощь // Аргументы и факты. - М., 2010. — № 8. - С. 4.
2 Тульчеев В.В., Жевора С.В., Лукин Д.Н. Конкурентоспособность картофелепродуктового подкомплекса АПК Российской Федерации в XXI столетии на основе кооперации и модернизации «сквозных технологий» в системе «поле - потребитель». - М.: ФГУП «Агронаучсервис», 2016, - 243 с.
бы они развивались синхронно, не отставали друг от друга и не наживались один за счёт другого, что повсеместно можно наблюдать в России.
Основной целью функционирования товарных ЛПХ, КФХ и СХО любого региона России является получение прибыли. Создание СПТК, АПП или АПО позволяет снизить риски: природные; климатические; биологические; хозяйственные (производственные, коммерческие, финансовые и т. п.); инновационные; политические и т.д. до оптимального, или полностью их устранить (за счёт качественных сертифицированных семян, орошения, гарантированных рынков сбыта или создания собственной торговой сети).
Целевая государственная поддержка развития региональных АПК должна носить селективный характер и быть направленной прежде всего на регионы, расположенные в благоприятных природно-климатических условиях, у которых ожидается более высокая отдача от вложенных средств. Создание СПТК, АПП и АПО, комплексное техническое переоснащение технологически взаимосвязанных производств и дальнейшая их постоянная модернизация в условиях высокой конкуренции является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики в АПК.
Аграрный протекционизм осуществляется государством с целью сохранения и развития отечественного сельского хозяйства в специализированных зерновых, картофельных и иных регионах, с целью обеспечения продовольственной безопасности страны с помощью ограничения импорта продовольствия, субсидирования экспорта наиболее рентабельных отраслей и прибыльных продуктов питания с высокой добавленной стоимостью.
Сегодня необходимо активно модернизировать модель управления региональными АПК. Переход от административных к экономическим (по сути инновационным) методам управления в АПК на всех уровнях способствует построению самой инновационной экономики России. Развивая конкурентоспособный реальный сектор экономики, в частности, зерновой, картофельный, овощной и другие, можно снизить рост цен и темп инфляции, рассчитываемый по виртуальной «потребительской корзине», которая значительно меньше реальных расходов жителей России.
На местном и региональном уровнях управления АПК в основу новых, регламентирующих управленческий труд документов должно быть положено главное - конкретные функции управления продуктовыми (технологическими) цепочками, за эффективность работы которых должен отвечать персонально каждый специалист и руководитель от районных до федеральных органов власти. Вместо «текучки» ничего не давших за 100 лет отчётов вся «вертикаль», начиная с местной власти и руководства СПТК, АПП, АПО и кончая МСХ РФ должна сосредоточить свои усилия на решении кардинальных, стратегических, инновационных и инвестиционных вопросов развития «своей» сельской территории в увязке с перспективами развития АПК района, области и страны.
Таким образом, для обеспечения государственного регулирования в интересах сельхозпроизводителей и потребителей, ускоренного создания во всех регионах России высокоэффективных специализированных безотходных СПТК, АПП и АПО целесообразно (как это планировалось при существовании Росагропрома) сначала создать полукоммерческие, затем хозрасчётные и самоокупаемые агропромышленные объединения федерального уровня типа бывших «Картофелепром», «Плодоовощпром», «Свинопром» и т.д. с небольшим штатом, но с определёнными полномочиями (в отличие от Союзов (Ассоциаций), имеющих лишь «компьютеры и ручки»), используя положительный опыт высоко интегрированного сегодня объединения «Птицепром», благодаря сохранению которого мы имеем сегодня мировые достижения, не уступающие западному уровню и ведущим ТНК.
В управлении АПК нужно отказаться от терпимости к чиновникам всех уровней, не справляющимися со своими обязанностями и выстраивать вертикаль власти с гибкой системой стимулирования, не меньшей, чем у руководителей предприятий, компаний и корпораций всех уровней, отвечающих за конкретные достижения в своих регионах, районах и т.п. Зарплаты, премии, надбавки региональным чиновникам необходимо ставить в зависимость от создания и эффективности функционирования современных СПТК, АПП и АПО, от развития основных продуктовых подкомплексов, на которых специализируются те или иные области, края и республики страны. Оплату труда руководства этих специализированных продуктовых Агропромов можно прямо увязать с показаниями снижения потерь и издержек в продуктовых цепочках, повышения в них энергоэффективности и производительности труда на основе внедрения инновационных техники и технологий, новых организационно-экономических решений.
Комплексное решение проблем на региональном и местном уровне по строительству сельских дорог, современных хранилищ, перерабатывающих предприятий и цехов в СПТК, АПП и АПО, а также другой производственной и рыночной инфраструктуры в благоприятных природно-климатических, почвенных и экономических условиях, обеспечение молодых специалистов жильем, водо- и газоснабжением, необходимыми социальными услугами позволят дать мощный толчок развитию АПК на всех уровнях с быстрым выходом конкурентоспособной сельхозпродукции на мировой рынок.
Сегодня используя имеющийся научный потенциал, передовой отечественный и зарубежный опыт, Россия в состоянии быстро догнать развитые страны, необходимо только, чтобы проблемами создания специализированных СПТК комплексно занимались не только наука и государство, но и региональные, федеральные «Союзы фермеров». А для промышленного производства, хранения, переработки и транспортировки сельхозпродукции специализированным рефрижераторным, железнодорожным и морским транспортом с использованием СПТК, АПП и АПО и хранилищ-комплексов (в т ч. прирельсовых) целесообразно создать «Картофепром», «Плодоовощпром» и др. внедряя в агропромышленных формированиях достижения мирового научно-технического прогресса, в т.ч. на транспорте (с тем-пературно-влажностным режимом, вентиляцией и т.п.) Для эффективного управления всеми сферами АПК необходимо создание единой системы и возвращения Минсельхозу РФ прежнего названия Росагропром России с функциями стратегического прогнозирования, регионального планирования, координирования, проектирования типовых объектов хранения, переработки, софинансирования производства средств производства для АПК и контроля, с целью решения вопросов бесперебойного обеспечения населения страны отечественными, качественным и дешевым продовольствием.
Многовековая мировая хозяйственная практика подтверждает, что приоритетное развитие сельского хозяйства обусловлено его базовым изначальным статусом в экономике любой страны как производителя продуктов питания, сырья для многочисленных отраслей пищевой, обувной, текстильной, другой перерабатывающей промышленности и корма для домашних животных. Поэтому сельским и фермерским хозяйством, как показал мировой опыт, надо заниматься не от случая к случаю и не по остаточному принципу, а капитально и навсегда, чтобы одновременно работали до 140 (в развитых странах мира - до 160) отраслей промышленности, в т.ч. 60 - перерабатывающих сельхозсырьё и 80 отраслей поставляющих сельскому хозяйству необходимые ресурсы (трактора, сельхозмашины, ГСМ, запчасти, удобрения и т.д.). Приоритетность сельского хозяйства подтверждена историческим и сегодняшним опытом таких стран как США, развитые страны ЕС, Китай, Индия, Бразилия.
Поэтому необходимо сформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства в форме субсидий, льготного кредитования, лизинга без первоначального взноса, а также усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе, формирующего спрос на сельхозпродукцию (в т.ч. экологически чистую) отечественного производства. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов партнеров по кооперации в т.ч. от экспорта продуктов питания глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью (рис. I)1.
Поддержка фермеров на федеральном и региональном уровне Повышение эффективности агропромышленного производства Формирование экспортообразующих отраслей
1 2 3
- снижение административных и законодательных барьеров (при оформлении земли в собственность или долгосрочную аренду, правоустанавливающих до-^ментов, упрощение отчетности при создании СПТК) - использование отечественного и мирового опыта, научных достижений в семеноводстве, в товарном производстве, хранении, переработке, экспорте и т.д. - использование лучших природно-климатических условий для создания специализированных СПТК, АПП, АПО и производства сельхозпродукции, обладающей конкурентными преимуществами по качеству и цене (с высокой добавленной стоимостью и доходностью)
- обеспечение быстросборными (за 30-40 дней) хранилищами из лёгких металлоконструкций (ЛМК), сельхозтехникой, оборудованием для хранения, переработки и транспортировки по лизингу, без уплаты первоначальных взносов - комплектная поставка современного высокопроизводительного сортировального, моечного (перерабатывающего), фасовочно-упаковочного оборудования и полносборных быстровозводимых хранилищ из ЛМК с установкой «под ключ» - создание органов контролирующих технологию выращивания, хранения и переработки сельхозпродукции, согласно международным стандартам качества и системами сертификации
- сертификация сельхозпродукции, соответствующая международным стандартам
- установление на 2-3 года льготных цен и тарифов на энергоносители для учредителей СПТК строящих механизированные и автоматизированные хранилища-комплексы ( в т. ч. прирельсовые) - освобождение сельхозтоваропроизводителей создающих СПТК, АПП и АПО от налогов на 2-3 года - Аграрный протекционизм для восстановления и наращивания экспортного уровня России с использованием (импортных пошлин, таможенных сборов, количественных ограничений, санитарных и фитосанитарных требований, стандартов качества и т.п.)
- развитие социальной инфраструктуры и привлечение квалифицированных специалистов с обеспечением жильём и достойной оплатой труда
- освобождение молодых фермеров и учредителей СПТК от воинской обязанности - государственное субсидирование строительных хранилищ-комплексов (в т. ч. прирельсовых) в СПТК, АПП и АПО, участвующих в федеральных и экспортных целевых программах
- получение льготных краткосрочных (2-3 года) и долгосрочных кредитов (до 10 лет)
Рисунок 1.
Перспективные направления развития СПТК, АПП и АПО
Таким образом, основными направлениями развития АПК и множества промышленных отраслей, стабилизации и развития сельскохозяйственного производства, максимального использования внутренних резервов и совершенствования паритетных экономических отношений в продуктовых подкомплексах и АПК в целом, является кооперация и агропромышленная интеграция, так как с применением этих организационных форм прекращаются ежегодные колоссальные потери сельхозпродукции в масштабе страны, обеспечивается экономия ресурсов и затрат в расчете на единицу конечной продукции. Во всех 83 регионах России необходима приоритетная «точечная» инвестиционная поддержка создания СПТК, АПП, АПО и строительства в них высокомеханизированных и автоматизированных хранилищ-комплексов (в т. ч. прирельсовых) особенно в тех регионах, где «созрели» или имеются необходимые условия и
1 Тульчеев В.В., Жевора С.В., Лукин Д.Н. конкурентоспособность картофелепродуктового подкомплекса АПК Российской Федерации в XXI столетии на основе кооперации, интеграции и модернизации «сквозных технологий» в системе «поле-потребитель». - М.: Агронаучсервис, 2016. - 243 с.
не требуются значительные капитальные вложения. Это в первую очередь - строительство, реконструкция, модернизация, техническое переоснащение существующих растениеводческих хранилищ, перерабатывающих цехов и предприятий. Перепрофилирование животноводческих комплексов, других зданий и сооружений убыточных СХО (животноводческого направления) и создание на их основе растениеводческих высокорентабельных СПТК.
Государство может стимулировать инновационные процессы в региональных АПК через создание СПТК, АПП и АПО на условиях ГЧП (государственно-частного партнерства)1, через реализацию федеральных целевых программ развития основных продуктовых подкомплексов с помощью внедрения «сквозных технологий», используя прямую господдержку, госгарантии по кредитам, совместную реализацию с регионами и крупным бизнесом запланированных инвестиционных инфраструктурных и конкурентоспособных технологических проектов, завязанных на конечный продукт и высокие конечные показатели работы СПТК, АПП и АПО.
1 Зельднер А.Г., Осипов В.С., Абдулмановов, Халтурин Р.А. Государственно-частное партнёрство: состояние и проблемы. -Махачкала: ИД «Наука плюс», 2015. - 204 с.; Гуртов В.К., Реков И.В. Государственно-частное партнёрство - инструмент перехода к инновационному типу развития экономики России // Россия: государство и общество в новой реальности: сборник научных статей. - М. Проспект, 2016. - Т. 1. - С. 52-58.