Научная статья на тему 'Формирование единого научно-технологического пространства в АПК ЕАЭС и СНГ в условиях евроазиатской интеграции'

Формирование единого научно-технологического пространства в АПК ЕАЭС и СНГ в условиях евроазиатской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные исследования в АПК / рынок НТП / создание и использование результатов НТД / экономические отношения / импортозамещение / research in agriculture / STP market / the creation and use of NTD / economic relations / import substitution
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тульчеев В. В., Жевора С. В., Аршин К. В., Овэс Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование единого научно-технологического пространства в АПК ЕАЭС и СНГ в условиях евроазиатской интеграции»

Тульчеев В.В.

д. э. н. ВНИИ картофельного хозяйства

lib.vniikh@bk.ru

Жевора С.В.

к. с.-х. н., директор ФГБНУ ВНИИ картофельного хозяйства

coordinazia@mail.ru

Аршин К.В.

к.ф.н. зав. отделом научно технической информации и координации научно-исследовательских работ ВНИИ картофельного хозяйства coordinazia@mail.ru Овэс Е.В.

к.с.-х.н., заместитель директора по научной работе ВНИИ картофельного хозяйства e-oves@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В АПК ЕАЭС И СНГ В УСЛОВИЯХ ЕВРОАЗИАТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ключевые слова: научные исследования в АПК, рынок НТП, создание и использование результатов НТД, экономические отношения, импортозамещение.

Keywords: research in agriculture, STP market, the creation and use of NTD, economic relations, import substitution.

На саммите ЕАЭС и ОДКБ в Санкт-Петербурге подписана новая редакция Таможенного кодекса ЕАЭС. Создан ёмкий общий рынок, действующий по правилам ВТО.

Так как страны-участницы ЕАЭС в основном сельскохозяйственные, то необходимо создать такой Общий аграрный рынок, в котором выгодно было бы работать всем сельхозтоваропроизводителям. Для этого всем его участникам как во внутренней, так и во внешней торговле (в основном скоропортящимися продуктами питания), необходимо уделить особое внимание созданию суперсовременных транспортных систем с соответствующей механизированной и автоматизированной складской, погрузочно-разгрузочной инфраструктурой, вплоть до «сквозной» холодильной цепи специально созданной для системы «поле (ферма) - потребитель» охватывающую не только дальних потребителей (в т. ч. в портовых городах) картофеля, овощей, плодов, мясомолочной и другой скоропортящейся сельхозпродукции в России, но и в странах ЕАЭС, ШОС, БРИКС. В обратном направлении, например из Мурманска, Архангельска, портов Дальнего Востока можно в тех же вагонах везти свежезамороженную рыбу, другие морепродукты, а из южных стран ЕАЭС, СНГ и других - недостающую в России раннюю, плодоовощную, ягодную, экзотическую и иную сельхозпродукцию.

Важность проблемы перевозки скоропортящейся сельхозпродукции железнодорожным и смешанным транспортом состоит в том, что ни одно НИУ в СССР данным «наукоёмким» процессом никогда глубоко не занималось, так как такое товародвижение охватывало интересы десятков министерств и ведомств и оно осталось «без глаза», в то время как сегодня транспортные расходы (с учётом погрузки, транспортировки смешанным транспортом, разгрузки, складирования, или реализации «с колёс» и т.п.) достигают 50% и более постоянно растущей розничной цены скоропортящейся сельхозпродукции (без учёта её огромных потерь в пути, кратковременном хранении и т.д.). А проблемами роста товарооборота высококачественной сельхозпродукции между бывшими республиками вообще мало кто занимался. В результате потери сельхозпродукции в системе «поле - потребитель» с использованием железнодорожного транспорта достигли 60% и более, что и явилось одной из причин перехода стран СНГ на самообеспечение картофелем, овощами, плодами, бахчевыми и виноградом.

Перевозка скоропортящейся сельхозпродукции всеми видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным, морским и воздушным) наиболее выгодна, когда она всё время находится в пути (в скоростных авторефрижераторах, в специализированных скоростных вагонах, морских судах, в воздухе) и поэтому следует максимально сократить простои во время её транспортировки, при оформлении провозных документов (в т. ч. на таможенных пунктах), сервисном обслуживании, загрузке и выгрузке «нежного» продовольствия, ежеминутно теряющего свои первоначальные свойства, качество, витамины и т. п. При этом повреждение плодово-ягодной, картофелеовощной, бахчевой, виноградной, цитрусовых и другой скоропортящейся продукции должно быть также сведено к минимуму, так как потери свежеубранной механизированным способом, частично повреждённой, «дышащей», выделяющей тепло и влагу сельхозпродукции в пути и дальнейшем её хранении очень высоки как в натуральной, так и в денежной форме.

Наряду с торговлей продовольствием со странами ЕАЭС, БРИКС и др. перспективным является переход к совместным научно-исследовательским и конструкторским работам и последующему совместному производству унифицированных проектов хранилищ-комплексов, увязанных с национальными особенностями уборки сельхозпродук-

ции, сельхозмашин, оборудования по мойке (переработке), фасовке, упаковке, полевого и внешнего транспорта и т.п., ориентированных в основном на специализированные сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПТК), и небольшие дешёвые фермерские магазины. Элитным супермаркетам и крупным торговым сетям сложно конкурировать с дешёвой фермерской и кооперативной розничной торговлей отечественной сельхозпродукцией, так как у них нет посредников, всевозможных «накручиваний» на розничную цену сельхозпродукции, прочих накладных расходов. Прибыль фермеров будет увеличиваться (как и во многих развитых странах мира) за счёт роста товарооборота и прямой доставки высококачественных продуктов питания потребителям, без заезда в какие-либо плодоовощные базы и т. п.

Главная проблема нынешней экономики сельского хозяйства России, ЕАЭС, СНГ в целом состоит в том, что мы продолжаем работать в физически и морально устаревшей и искусственно созданной структуре АПК под 100% коллективизацию и 100% размещение базы хранения и переработки сельхозпродукции в городах, чего нет нигде в мире. Сегодня многоотраслевые низкорентабельные акционированные сельхозорганизации (СХО) полностью потеряли свои организационно-экономические и технологические связи со ставшими частными городскими плодоовощными базами и перерабатывающими сельхозсырьё заводами, принадлежащими в основном иностранным компаниям, которые стараются работать на импортном сырье, что ведёт к росту потерь (до 50% и более) и себестоимости отечественной сельхозпродукции в системе «поле (ферма) - потребитель», бессмысленным затратам труда и средств, а в конечном счёте, к неконкурентоспособности конечных продуктов питания на внутреннем и мировом рынках, дальнейшим убыткам в СХО, КФХ и сокращению сельскохозяйственного производства в России.

Таким образом, необоснованный импорт продовольствия и сырья для иностранных предприятий не решает проблемы продовольственной безопасности России, а наоборот, способствует спаду производства в отечественном сельском хозяйстве, перерабатывающей и пищевой промышленности. К тому же ведёт товарный кредит, реализуемый в России по мировым ценам, так как способствует сокращению покупок, а следовательно, и производства отечественных продуктов питания. В свою очередь реализация импортного продовольствия по ценам ниже отечественных также ведёт к сокращению сельхозпроизводства в России, а следовательно, к убыточности и банкротству СХО и КФХ, росту безработицы. К снижению платежеспособного спроса населения в стране также ведёт и постоянное ничем неоправданное увеличение цен на большинство продуктов питания, от которого страдают потребители, производители и государство, т.к. при низких закупочных ценах перекупщиков и спекулянтов - сельское хозяйство не развивается. Отсутствие гарантированных каналов сбыта произведённой в России, ЕАЭС, СНГ, БРИКС сельхозпродукции подрывает не только рост производства и экономику СХО, КФХ и т.п., но и разрушает созданный потенциал соответствующих подкомплексов АПК РФ, к росту безработицы в городах, где сосредоточена его I, Ш, и IV сферы, к дальнейшему банкротству СХО.

Если бы в 60-70 - е годы (когда начались закупки зерна и др. из-за границы за нефтедоллары) мы на базе убыточных колхозов и особенно совхозов создали высокоэффективную прослойку из фермерских СПТК, то сегодня Россия была бы сытой и богатой, и ни о каких санкциях не могло быть и речи. Сейчас же у нас нет ни колхозов, ни совхозов, ни мощной фермерской прослойки, ни высокопроизводительной материально-технической базой хранения, переработки в местах специализированного производства сельхозпродукции - в СПТК, АПП и АПО, ни контролируемой торговли.

Отметим, что Ден Сяопин, взяв на вооружение принципы НЭПа, использовав дореволюционный российский кооперативный (передовой в то время в мире) и прогрессивный европейский опыт развития фермерских хозяйств, в кратчайшие сроки провёл реформу и за 3 года накормил огромную страну, выставив на экспорт значительные излишки сельхозпродукции.

Для стран - участниц ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС главным является развитие экономики на базе современной техники, оборудования передовых технологий последних поколений, расширяющих производственную базу с целью противостояния внешним конкурентам. Поэтому совместная работа в ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и в других интеграционных объединениях с участием нашей страны должна быть реальной и постоянной, а не протокольной (от сессии к сессии), когда важнейшие совместные проекты остаются лишь проектами на бумаге, а медленное согласование совместных программ и проектов в министерствах, ведомствах, НИИ и др. ведёт лишь к снижению конкурентоспособности техники, технологий и произведённой в продукции на мировом рынке. Этому должно способствовать и создание в ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС единого информационного пространства и повышение пропагандистской работы СМИ.

В связи с тем, что в России произошли серьёзные сдвиги по импортозамещению во многих промышленных областях: фармацевтической, лёгкой, химической, тяжёлом машиностроении, железнодорожной технике и др., пора как можно быстрее создать совместно со странами ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др. низкозатратную, высоконкурентную реальную рыночную структуру АПК и сельского хозяйства (на базе СПТК, АПП и АПО) с наименьшими затратами суммарных средств и инвестиций в каждом государстве-участнике.

Некоторые государства ЕАЭС и БРИКС демонстрируют высокие темпы роста экспорта в другие страны-участницы, которые также являются в основном аграрными странами. Так прирост экспорта продовольствия из Армении в Россию и Беларусь за январь-июнь 2016 г. к соответствующему периоду 2015 г. составил 87,4 и 47,2% соответственно. Китай, несмотря на недостаток потребления картофеля в расчёте на 1 человека, всё же планирует создать 20 специализированных картофельных хозяйств и современные хранилища на границе с Россией с целью обеспечения населения Дальнего Востока «вторым хлебом».

России также необходимо активно продвигать свои экспортные позиции по зерну, картофелю и другой сельхозпродукции на внешний рынок с целью экономического роста и развития соответствующих продуктовых подком-

плексов АПК. России необходимо особо стимулировать экспорт продуктов переработки зерна и картофеля с высокой добавленной стоимостью, оставляя всё больше и больше нестандартной продукции, отходов и очисток картофеля для изготовления высококачественного корма для скота, находящегося как в СХО, СПТК или АПО, так и в ЛПХ.

Государственное регулирование экспортно-импортных процессов должно включать в себя и информационную составляющую - об избытке и недостатке тех или иных продуктов питания в каждой стране-участнице ЕАЭС, СНГ и БРИКС, о компаниях и фирмах поставщиках продуктов питания на экспорт, других заинтересованных контрагентах, объединяющих малый и средний сельскохозяйственный бизнес за рубежом, о специализированных зонах, в которых экономически выгодно создавать совместные (в т.ч. с иностранным капиталом) специализированные СПТК и т.п., реализующие оптом из своих крупных хранилищ-комплексов (в т.ч. прирельсовых) большие однородные партии высококачественной свежей сельхозпродукции, в т. ч. экологически чистую, которую в коллективных отечественных многоотраслевых СХО получить практически невозможно.

В первую очередь на экспорт из России желательно поставлять экологически чистые продукты питания из СПТК, т.к. по состоянию на 1 ноября 2016 г. 27 стран принимают в отношении российских товаров защитные меры и 127 стран ограничительные1.

У России имеется громадный потенциал для выхода на рынок развивающихся стран мира, население которых к 2050 г. (по данным ООН) составит 4/5 жителей планеты как зерном и картофелем, так и продуктами их переработки.

Сегодня, помимо Вьетнама, появилось несколько десятков стран, заинтересованных в свободной торговле со странами ЕАЭС, в т.ч. страны АСЕАН, потребление «второго хлеба» в которых (с учётом импорта картофеля) составляет: Сингапур - 24,9 кг/чел./год, Бразилия - 15, Индия - 17, ЮАР - 26, Китай - 35, Бруней - 12,9, Мьянма - 5,5, Лаос -5,0, Малайзия и Камбоджа - по 5.1, Таиланд - 4,9, Индонезия и Вьетнам по 4,2 кг/чел./год, в то время как в Латвии 1 чел. в год потребляет 140 кг, в Польше - 130, в Португалии - 125, Эстонии, Литве, Ирландии и Великобритании -около 120 кг, в Канаде - 85, Дании - 73, США - 70 кг/чел./год, в России - 126 кг/чел./год (табл. 1).

С развитием первичного и элитного семеноводства картофеля в России (в т. ч. с помощью производства мини-клубней в Китае), наша страна может увеличить и ускорить поставку недостающего продовольственного картофеля и продуктов его переработки в развивающиеся страны СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН и др.

Таблица 1

Производство и потребление картофеля в странах БРИКС (в среднем за 2009-2012 гг.)

Страна Население, тыс. человек. Площадь, тыс. га Урожайность, т/га Валовой сбор, тыс. т. Производство на 1 чел/кг/год Потребление на 1 чел./кг/ год, 2003 г.

Российская Федерация 143 300 2164,7 13,1 28 318,7 197,6 126

Китайская Народная Республика 1 339 450. 5194,8 15,6 81 075,4 61,0 35

Индия 1 187 550 1842,2 20,5 37 769,2 31,8 17

Бразилия 193 467 143,0 25,0 363,6 2,0 15

Южно-Африканская Республика 49 991 60,4 19,0 114,1 1.4 26

ИТОГО 2 913 758 9405,1 15,7 147 641,0

Население стран БРИКС превышает 3 млрд. чел. и составляет 43,5% от всего населения Земли. На долю этих стран приходится 32% пахотных земель, из них в России находится 9% мировой пашни, более 50 чернозёмов, 20 мировой пресной воды, 9 минеральных удобрений и 8,4% производимого мирового картофеля. В общемировом производстве продовольствия на долю стран БРИКС приходится около 940 млн. т зерна (37%), около 150 млн. т картофеля (41%), 130 млн. т мяса (42%), 244 млн. т молока (32%), 83 млн. т сахара (46%). Суммарная площадь под картофелем в СНГ и БРИКС составляет 62% от всех посадок на планете.

Таблица 2

Потенциал сельского хозяйства стран БРИКС, %

Показатели Россия Бразилия Индия КНР ЮАР

Доля сельхозугодий в общей площади 13 33 61 55 80

Доля сельского хозяйства в ВВП 4,0 6,0 18,0 10,0 2,5

Доля сельского хозяйства в валовой добавочной стоимости 4,4 5,6 22,8 10,3 3,2

Занято в сельском хозяйстве от общего числа занятых в экономике 9,5 18,3 50,5 39,6 5,1

Коэффициент Джини 0,421 0,547 0,334 0,425 0,631

Доля госрасходов на развитие инфраструктуры в сельском хозяйстве 18,0 41,0 - 36,0 33,0

Показатели табл. 2 свидетельствуют о том, что в России доля сельхозугодий в общей площади самая маленькая из стран БРИКС, в то время как площадь пашни - более 115 млн. га, а в расчёте на душу населения самая большая в мире - 0,8 га. При этом доля сельского хозяйства в ВВП России меньше чем в других странах БРИКС, кроме ЮАР -2,5%, при 3% в среднем по миру. Меньше всех государственных расходов на инновации и развитие инфраструктуры в сельском хозяйстве также в России2.

Не ссорясь ни с США, ни с Китаем и Европой, мы должны воспользоваться ситуацией. И то, к чему шли европейские фермеры 200-300 лет, особенно скандинавские страны, создав с помощью СПТК самую эффективную систе-

1 Лисоворик Я. Экономический альянс не выходит из кризиса // Московский комсомолец. 2016. - 24 ноября. - С. 4.

2 Черкасова О. Потенциал аграрной сферы стран БРИКС // АПК: Экономика. Управление. 2016. - № 2. - С. 81-86.

му товародвижения картофеля, овощей, молочной и другой сельхозпродукции с использованием собственных небольших магазинов «шаговой доступности» с собственным хранением, безотходной переработкой, транспортом, («своей» холодильной цепью), мы можем создать в растениеводстве за 2-3 года, а в животноводстве - за 5-7 лет.

При этом комплекс современной ресурсо- и энергосберегающей унифицированной сельскохозяйственной техники и оборудования в России, странах ЕАЭС, СНГ и др. должен охватывать в КФХ полный цикл машинного производства той или иной культуры (например, картофель 100-120 га) в каждом продуктовом подкомплексе АПК, начиная от обработки почвы до уборки, хранения, товарной подготовки (переработки) и реализации через СПТК конечных продуктов питания потребителям с наименьшими потерями сырья, затратами труда и средств с использованием оптимального автомобильного, железнодорожного, водного и морского транспорта.

Помня, что в отличие от «короткой» жизни углеводородов в мире (постоянно меняющихся в цене), огромный российский земельный капитал - является вечным, на основе имеющихся в России возобновляемых ресурсов мы можем прокормить (с учётом изменения климата и расширения пахотнопригодной земли на Севере страны) более 500 млн. граждан дружественных нам стран.

Несмотря на то, что Китай и Индия экспортирует картофель в Россию, всё же на роль «кормильцев» населения планеты эти страны не подходят, так как степень распашки их территории составляет соответственно 75 и 70% при предельных значениях 40%.

При создании в России специализированных СПТК, АПП и АПО холдингового типа мы можем в течение 1-2 лет решить в основном свои проблемы с картофелем и начать экспортировать его (в т.ч. в переработанном виде) в больших масштабах в развивающиеся страны ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН и др.

Стратегия развития АПК ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС должна обеспечить прежде всего конкурентоспособность их продуктов питания на мировом рынке, модернизацию техники и технологии в продуктовых цепочках «поле (ферма) -потребитель», получение патентов, лицензий и т.п. Создание рабочих групп по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства, хранения и переработки, транспортировки, оптовой и розничной торговли, работающих на регулярной основе, обеспечит ускоренное инновационное технологическое развитие. Очевидная взаимодополняемость стран ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС по вопросам тракторостроения, сельхозтехники, оборудования по переработке, фасовке - упаковке и т.п. для одних и тех же «мировых» продуктов питания - зерна, картофеля, овощей, яблок, груш и др. в свежем и переработанном виде, позволит организовать эффективный и взаимовыгодный обмен научно-техническими и практическими достижениями, что будет способствовать социально-экономическому развитию каждой страны и названных интеграционных объединений в целом.

Огромная потребность населения мира в продовольствии и особенно в зерне и картофеле в первую очередь жителей развивающихся стран, в т.ч. - Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) ведёт к тому, что Россия, являясь абсолютным лидером по экспорту пшеницы, к 2020 г. может довести производство зерновых до 130 млн. т, (по итогам 2016 г. в стране собрано 126 млн. т зерна), а также картофеля до 35 млн. т. Для создания экспортных коридоров зерна (картофеля) и продуктов их переработки в Азию, начато строительство крупных перевалочных терминалов в Приморском и Забайкальском краях. Как сказал глава Минсельхоза А. Ткачёв на II Всемирном зерновом форуме, «со странами Содружества обсудим перспективы развития совместных инвестиционных аграрных или инфраструктурных проектов в приграничье, что позволит усилить наши позиции на зерновых международных рынках1.

В 2016 г. экспорт зерна может превысить 25 млн. т, а к 2030 г. продажа зерна на экспорт может превысить 60 млн. т, которых достаточно для питания 600 млн. чел. при потреблении 100 кг/чел./год.

Отдельная проблема для роста производства и расширения экспорта второго хлеба - это обеспечение сельхозтоваропроизводителей высококачественным семенным материалом картофеля. Недостаток качественного семенного материала для своевременного сортообновления и сортосмены - один из основных факторов, сдерживающих рост урожайности культуры, объемы экспорта и выхода стандартных высококачественных клубней с 1 га посадок.

Создание в странах ЕАЭС, СНГ и др. СПТК, АПП и АПО холдингового типа приведёт к значительному снижению издержек в расчёте на единицу конечной сельхозпродукции, расширению объёмов производства и реализации продуктов питания с использованием специализированного автомобильного и железнодорожного транспорта, восстановлению бывшей союзной кооперации в области производства тракторов и других сельскохозяйственных машин, фасовочно-упаковочного, перерабатывающего оборудования, спецтранспорта и т п.

Единая таможенная территория создаёт условия для восстановления совместной научно-технической и производственной кооперации. Дальнейшая интенсификация производства картофеля, картофелепродуктов, овощей, плодов и т.п. в СПТК, АПП и АПО и совершенствование прямых торгово-экономических связей, в особенности при взаимовыгодных поставках высокотехнологичных продуктов питания, позволит получить большой дополнительный эффект, особенно при транспортировке сухих полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов питания.

В этой связи, в рамках согласованной агропромышленной политики необходимо налаживать в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС производство достаточного количества высококачественного семенного картофеля для полного обеспечения им сельхозтоваропроизводителей (СХО, КФХ, ЛПХ и др.). Для прохождения таможенного контроля качества семенного, продовольственного картофеля и продуктов его переработки (в т.ч. относящихся к экопродукции), очевидно, нужно совершенствовать и гармонизировать существующую систему сертификации и стандартизации с международной.

Требования относительно безопасности картофеля, овощей и прочих пищевых продуктов регулирует ТРТС 021/2011. Сертификат на картофель действует на территории всех государств ЕАЭС. Этот документ надёжно защищён

1 Зачем нам так много зерна? // Аргументы и факты. - М., 2016. - № 43. - С. 20.

200

от копирования. Выдают декларации и сертификаты на картофель специализированные агентства (центры) сертификации. Ответственным за достоверность всех указанных в декларации сведений является заявитель (предприниматель). Добровольный сертификат на картофель также является существенным преимуществом во время розыгрыша национального тендера.

Кроме того, для отгрузки семенного и продовольственного картофеля в южные страны ЕАЭС и СНГ в любое время года (а также приёма овоще-бахчевой, виноградной и др. скоропортящейся сельхозпродукции) СПТК, АПП и АПО, должны иметь крупные прирельсовые хранилища-комплексы с крытым дебаркадером (или отапливаемым коридором) для исключения отпотевания, подмораживания и других нежелательных процессов, снижающих качество скоропортящегося товара.

Перспективным видится сотрудничество научно-исследовательских учреждений государств-членов Союза для осуществления совместных проектов в селекции и семеноводстве картофеля.

Кроме того, требуются: организация сортового первичного семеноводства в северных (чистых от вирусов) регионах России как для себя, так и для стран-членов ЕАЭС; строительство семеноводческих хранилищ-комплексов из ЛМК (в т.ч. прирельсовых) в семеноводческих СПТК, АПП и АПО; организация эффективной системы межгосударственного и международного лизинга лабораторного и технологического оснащения селекционно-семеноводческого процесса, унифицированной картофелеводческой и овощеводческой техники и оборудования (в т.ч. Фасовочно-упаковочного, загрузочного и др.) как для семеноводческих, так и продовольственных хранилищ-комплексов; создание системы целевого консультирования и обучения фермеров через Интернет; содействие в освоении новейшей техники, технологий и оборудования в системе «поле - потребитель»; налаживание системы льготного кредитования и максимального снижения налогов для сельхозтоваропроизводителей и тарифов на железнодорожные перевозки.

Так как Россия, страны ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН и другие объединяют дороги с твёрдым покрытием, железнодорожные, морские пути и самолёты, то создание современных систем (в т. ч. смешанных) высокопроизводительных погрузочно-разгрузочных механизмов, высокомеханизированных и автоматизированных пропускных пунктов, таможенных терминалов и т. п. ещё требует своего решения на всём пространстве интеграционных сообществ. Подчеркнем, что это дело государственной важности, с которым частным компаниям не справиться. Проблема состоит лишь в том, что сегодня каждое государство пытается сделать что-то своё и по-своему, что при их объединении (в т. ч. научно-технических потенциалов) или неэффективно, или слишком затратно, особенно в условиях финансового, экономического и иных кризисов, охвативших страны ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др.

Несмотря на положительную динамику сотрудничества в рамках ЕАЭС, СНГ существует ряд проблем, тормозящих фермерское, кооперативное и агропромышленное развитие в каждом государстве Союза и Содружества, в которых преобладает мелкотоварное производство. Отсутствие рыночного опыта и политической воли в создании АПФ и новой системы товародвижения скоропортящейся сельхозпродукции с использованием рефрижераторного автомобильного и железнодорожного транспорта (который стал в основном частным), сдерживает рост экономики в каждой стране. Проблему создания в странах ЕАЭС производственно-торговых СПТК (в т. ч. прирельсовых) с круглогодичным обращением вагонов-термосов, автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) и 5-вагонных рефрижераторных секций Брянского машиностроительного завода и с использованием многооборотной сборно-разборной или другой тары, без совместного решения правительств государств ЕАЭС, СНГ и др. нам не осилить. Торговые представительства должны заниматься не только поисками партнёров в экспортно-импортном сегменте стран ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС, и создавать взаимовыгодные условия для работы взаимосвязанных СПТК, АПП и АПО, разрабатывать преференции для объединения МФХ с целью экспорто-ориентированного развития производства экопродукции в каждом государстве, но и развивать сотрудничество в расширении сети лабораторий по сертификации экологически чистого картофеля, плодоовощной, мясомолочной и другой сельхозпродукции как для реализации внутри ЕАЭС и СНГ, так и для поставки на мировой рынок.

В новых стандартах на семенной и продовольственный картофель должны быть отражены: рациональное место размещения хранилищ-комплексов (в т. ч. прирельсовых); наиболее эффективные способы уборки и транспортировки семенного и продовольственного картофеля поставляемого в страны ЕАЭС и на экспорт в другие государства; требования к качеству картофеля, допустимые нормы засорённости клубней; эффективные способы перевозки (в т.ч. тара и упаковка) скоропортящейся сельхозпродукции специализированным автомобильным, железнодорожным и морским транспортом; режимы, способы хранения и приборы применительно к конкретной технологии товарной обработки (переработки) и перевозки картофеля; а также другие обязательные технологические операции, составляющие законченный процесс производства и доведения картофеля и продуктов его переработки до потребителя с наименьшими затратами труда и средств; технологические требования по загрузке и выгрузке картофеля из вагонов и другим работам, проводимым при транспортировке клубней, овощей, фруктов, винограда, бахчевых и т.п. Важно также указать технологические требования, предъявляемые к сортированию, фасовке, упаковке, этикетировке, таре, транспортным средствам, операциям в оптовом и розничном торговом звене в стране-покупателе (потребителе) картофелеовощной и другой продукции.

В области проведения совместной научно-исследовательской работы необходимо:

- определить потребности каждой страны ЕАЭС в оригинальном, элитном и репродукционном семенном материале, а также имеющиеся собственные мощности по хранению и др., и уточнить необходимые объемы производства и переработки части продовольственного картофеля, овощей и др. с учетом импортозамещения из стран дальнего зарубежья;

- разработать новые системы машин «поле - потребитель» с целью сертификации и стандартизации технологий производства, хранения и реализации оригинального, элитного и репродукционного семенного материала, а также

продовольственного картофеля, овощей их продуктов его переработки для обеспечения единой государственной технологической политики в картофелеовощном подкомплексе АПК РФ и на пространстве ЕАЭС;

- обосновать способы и формы совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между партнерами по семенной и продовольственной технологическим цепочкам с целью достижения ими наименьших затрат и высоких конечных результатов совместного труда как в производстве элиты картофеля, так продовольственного картофеля, картофелепродуктов и картофельного крахмала.

К основным целям и задачам экономического развития ЕАЭС можно отнести: поддержание качественного и устойчивого экономического роста государств-членов и Союза в целом за счёт реализации их конкурентных природно-климатических преимуществ; проведение скоординированной политики, способствующей повышению технологического уровня производства, хранения, переработки и реализации продуктов питания; диверсификацию национального производства и экспорта сельхозпродукции; стимулирование внутренней деловой активности и спроса на сельхозпродукцию государств-членов; формирование единого экономического пространства для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; создание общего финансового рынка Союза на базе гармоничного законодательства государств-членов и единой валюты; принятие совместных мер по развитию экспорта продуктов питания (в частности страхования и кредитования экспорта); развитие инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта и их интеграцию в мировую транспортную систему; создание единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг; совершенствование таможенных и транспортных процедур; разработку единых требований и стандартов по ресурсосбережению и энергоэффективности к ввозимой и выпускаемой продукции; стимулирование применения трудо-, энерго-, ресурсосберегающих и безотходных технологий производства (переработки) и доведения конечной продукции до потребителей государств ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС; стимулирование специализации АПК государств-членов на производстве сельхозпродукции, имеющей лучшие природно-климатические, почвенные, экономические и другие конкурентные преимущества (не во вред пороговому гарантированному самообеспечению продовольствием); переориентацию потребителей Союза на производство конкурентоспособной сельхозпродукции государств-членов с целью сокращения импорта из других стран; создание Общего аграрного рынка Союза.

В целях развития импортозамещения Правительством Российской Федерации были определены приоритетные направления Господдержки в АПК: селекционно-генетические и селекционно-семеноводческие центры; плодово-, картофеле- и овощехранилища; тепличные комплексы; животноводческие комплексы молочного направления. Предложены новые формы господдержки инвестиционных процессов в отрасли - возмещение сельсхозтоваропроизводите-лям части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса и проектное финансирование.

Для реализации согласованной (скоординированной) политики ЕАЭС был утверждён перечень индикативных показателей развития агропромышленного комплекса государств-членов Союза. В данный перечень были включены такие показатели как посевные площади зерна, картофеля, поголовье скота и птицы, производство основных видов продуктов питания, инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, добавленная стоимость переработки сельскохозяйственной продукции, рентабельность сельскохозяйственной продукции. Таким образом, появляется чёткая статистическая основа для анализа и выработки предложений по совершенствованию скоординированной агропродо-вольственной политики в целях повышения эффективности работы технологически взаимосвязанных отраслей зерно-, овоще-, картофелепродуктового и других подкомплексов АПК с ориентацией на высокие конечные результаты и на доведение высококачественных дешёвых продуктов питания до сегодняшних и будущих потребителей Общего аграрного рынка стран ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС с наименьшими потерями, затратами труда и средств.

Единое экономическое пространство, общий рынок, услуг, капитала труда и сельхозпродукции должны обеспечить равные условия конкуренции малого, среднего и крупного бизнеса стран участниц ЕАЭС, выявить основные направления эффективного развития сельского хозяйства и основных отраслей, по которым можно достичь максимального эффекта.

Одним из направлений развития картофелеводства и овощеводства ЕАЭС является концентрация и специализация. Наилучших результатов добиваются хозяйства с площадью посевов до 100 га и более, что позволяет применять комплект картофелеводческой и овощеводческой техники, передовую технологию, внедрять достижения науки, уменьшить материальные и трудовые затраты в расчёте на единицу продукции, улучшить её качество, максимально загрузить сортировальные, моечные, высокомеханизированные и автоматизированные поточные перерабатывающие, фасовочно-упаковочные линии, внутренний и внешний транспорт.

Для повышения конкурентоспособности ЕАЭС на мировом рынке необходимы согласованные действия стран-участниц в рамках ЕЭК как наднационального органа и выбора основных экспортообразующих отраслей и подком-лексов АПК. Стабилизация единого рынка труда может произойти при условии роста доходов фермеров и квалификации наёмных работников специализированных СПТК, АПП и АПО, которых можно приглашать из других стран СНГ, профессионально знакомых с производством картофеля, плодов, овощей, бахчевых, винограда и т. п.

Из-за девальвации рубля в России и ослабления национальных денежных средств в странах ЕАЭС и СНГ значительно выросли цены на импортное сырьё, технику, оборудование, материалы, запчасти, семена и др. Кредитные ресурсы стали более дорогими и менее доступными. Кредиторская задолженность как в сельском хозяйстве (в СХО РФ свыше 2 трлн. руб.) так и в пищевой промышленности (свыше 2 трлн. руб.) колоссальны, что говорит о полной непригодности давно устаревшей структуры искусственно созданного АПК под 100% коллективизацию. В этой связи на переходный период к массовому созданию СПТК на базе МФХ и АПП и АПО на основе средних и крупных СХО в странах ЕАЭС, СНГ и др. целесообразно осуществить прямую господдержку сельхозтоваропроизводителей с особым

режимом субсидирования, отменить все налоги на 2-3 года участникам целевых государственных региональных, федеральных и экспортных программ с установкой льготных отпускных цен на дизельное топливо, бензин, газ, воду, канализацию и электроэнергию. Целесообразно повысить экономическую доступность кредитных ресурсов (под 5% годовых и менее), совершенствовать залоговые операции, стимулировать массовый переход владельцев товарных ЛПХ в КФХ, возврат КФХ из «тени», оздоровить и поддержать финансовую устойчивость малых, средних, крупных СХО и немедленно прекратить их умышленное и иное банкротство, так как они дают работу до 90-95% сельских жителей, в то время как реальными фермерами-предпринимателями может стать в любой стране не более 5-10% от всех сельских жителей.

Для российских условий функционирования сельского хозяйства особую значимость представляет вид государственной поддержки из «зелёной корзины»: страхование урожаев; строительство хранилищ-комплексов (в т. ч. прирельсовых), другой рыночной инфраструктуры; развитие консалтинга и информационное обеспечение фермеров и других сельхозтоваропроизводителей. Основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка экспорта зерна, картофеля, продуктов их переработки и др. высокорентабельной сельхозпродукции, завоевание новых ниш на мировом рынке, так как их там никто без боя не отдаёт. Основной приоритетной задачей в настоящий момент является увеличение инвестиций в зерновой и картофелепродуктовом подкомплексы, АПК РФ в глубокую переработку зерна и картофеля с высокой экспортной добавленной стоимостью с целью закупки за валюту последних поколений передовой техники и технологии для дальнейшего расширения производства первого и второго хлеба нашей планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.