Научная статья на тему 'Национальные интересы России: приоритеты технологического развития АПК и государственная поддержка'

Национальные интересы России: приоритеты технологического развития АПК и государственная поддержка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / импортозамещение / санкции / быстроокупаемые СПТК / АПП / АПО. / food security / import substitution / sanctions / quick payback SPTK / APP / APO.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тульчеев В. В., Жевора С. В., Гордиенко Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы России: приоритеты технологического развития АПК и государственная поддержка»

Тульчеев В.В.

д. э. н., гл.н.с. ВНИИКХ

Жевора С.В.

к.с-х.н. директор ВНИИКХ

Гордиенко Н.Н.

н.с. ВНИИХ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Ключевые слова: продовольственная безопасность, импортозамещение, санкции, быстроокупаемые СПТК, АПП, АПО.

Keywords: food security, import substitution, sanctions, quick payback SPTK, APP, APO.

Утверждённая Президентом В. Путиным стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г. предусматривает предотвращение кризисных явлений в сырьевой, продовольственной, научно-технической и финансовой сферах, а также недопущение снижения качества жизни граждан в условиях новых вызовов и угроз национальным интересам страны.

За последние 10 лет сельское хозяйство показало рост в 35%, в то время как промышленность - 5%, транспорт подрос на 2%, а строительство сократилось на 10%. Если только сельское хозяйство ежегодно даёт рост ВВП до 4%, то с учётом заготовки, хранения, переработки, транспортировки, оптовой и розничной торговли сельхозпродукции мы имеем более 20% ВВП страны. С организацией более глубокой переработки сельхозпродукции и её реализации (с высокой добавленной стоимостью) ВВП страны увеличится (с учётом экспорта) намного больше.

В 2016 году Россия вышла на 1-е место в мире по экспорту пшеницы, по производству сахара и сахарной свеклы. Доля убыточных сельхозорганизаций снизилась в 1,5 раза - до 18,7%. Закредитованность СХО составила 2 трлн. руб., или 80% от объёма их реализованной продукции. Оплата труда в сельском хозяйстве в 2016 г. составила 21,4 тыс. руб. в месяц при средней заработной плате по РФ - 36,7 тыс. руб., или в 1,7 раза меньше1.

Локомотивами экономики России сегодня являются АПК и ОПК, задействовавшие соответственно до 140 и 100 отраслей народного хозяйства, которые производят товары двойного назначения - оборонного и сельскохозяйственного (сельскохозяйственное, тракторное, транспортное и прочее машиностроение), используя схожие технологии.

Сегодня России очень сложно планировать своё существование на длительный срок, так как свыше 40% федерального бюджета формируется за счёт внешнего фактора, в частности цены за баррель нефти и зависит от частых её скачков. Нестабильность порождает противоречия в планировании экономического блока - сегодня одни прогнозы, завтра другие, которые противоречат первым. Поэтому необходимо создать подушку безопасности для экономики из двух многоотраслевых гигантов (АПК и ОПК) объединяющих до 240 отраслей народного хозяйства, которые дадут стране необходимую стабильность и независимость, станут гарантом продовольственной и национальной безопасности.

Прошедшие за последние 25 лет разрушительные процессы в агропромышленном производстве и социальной сфере села набрали такую инерционную силу, которую преодолеть в условиях торговой войны, экономического, финансового, металлического и других кризисов возможно, если на решение продовольственной, а значит, и национальной безопасности поднимется весь народ, как это и происходило в трудные моменты российской истории.

Для структурной перестройки давно устаревшего планового АПК необходимо задействовать радикальные мобилизационные меры, возможно (как и раньше) с использованием КБ и специалистов оборонных отраслей.

В настоящее время малый и средний бизнес в нашей стране не в состоянии эффективно участвовать в создании инфраструктурных рыночных объектов из-за снижения спроса на заёмное финансирование, несмотря на снижение ЦБ ключевой ставки. По данным ЦБ на 1 января 2017 г. портфель кредитов, выданных малому и среднему бизнесу составил 4,5 трлн. руб., что на 2,5% меньше уровня предыдущего года2.

Низкорентабельным и убыточным КФХ и СХО, перерабатывающим и пищевым предприятиям сложно получить новые кредиты, имея огромную задолженность. Без новой сельхозтехники и перерабатывающего оборудования невозможно произвести высококачественные конкурентоспособные продукты питания с низкой себестоимостью и ценой. Значит, необходимо срочно создавать быстро окупаемые агропромышленные формирования (АПФ) - специализированные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы (СПТК) на основе малых форм хозяй-

1 Аганбегян А. Рекорд коровы по кличке пазуха // Аргументы и факты. - М., 2017. - № 10 - С. 16.

2 Кривянский С. Малый бизнес учится жить без кредитов (в 2016 г. две трети компаний не обращались в банки за займами) // Московский комсомолец. 2017. - № 8 (458). - С. 4.

ствования (МФХ) - личных (ЛПХ), фермерских (КФХ) хозяйств и малых сельхозорганизаций (СХО), а также агропромышленных предприятий (АПП типа «совхоз-завод») и объединений (АПО холдингового типа), центром которых должны стать малоотходные и безотходные высокомеханизированные и автоматизированные хранилища-комплексы, в которых следует размещать мобильные и менее рискованные по капвложениям гибкие высокопроизводительные, механизированные и автоматизированные обрабатывающие, перерабатывающие сельхозсырьё и фасовочно-упаковоч-ные поточные линии малой и средней мощности. Объединить сельхозпроизводство с хранением и переработкой требует как высокий удельный вес МФХ в производстве сельхозпродукции в России, так и неравномерный рост цен продукции у сельхозпроизводителей, заготовителей (посредников), переработчиков, пищевиков и торговцев каждый из которых стремится получить максимальную прибыль. То есть продолжается рост доходов посредников, спекулянтов, переработчиков, транспортников и торговли за счет крестьян и потребителей при постоянном повышении розничных цен.

Поддержание и создание новых экономически крепких и эффективных СПТК, АПП и АПО позволит восстановить уничтоженные школы, больницы, построить каждому высококвалифицированному специалисту новое жильё с водопроводом, газом, канализацией и садовым участком. Без создания мощных СПТК. АПП и АПО, необходимого соцкультбыта, не внедрить будущие агроландшафтные и дизайнерские проекты, которые будут радовать мимо проезжающих россиян, гостей и туристов не одно столетие. Такие начинания оживят и одухотворят близлежащие сельские территории, в которых СПТК, АПП и АПО увеличат сельхозпроизводство в т.ч. на заброшенных 40 млн. га пашни, взятых в аренду.

Действительно, созданный при поддержке государства высокорентабельный растениеводческий малый и средний бизнес в СПТК, АПП и АПО может в дальнейшем рассчитывать на собственные средства (без услуг коммерческих банков), решая одновременно проблемы импортозамещения и роста экспорта конечной сельхозпродукции ово-щекартофелепродуктов, соков и т.п. с высокой добавленной стоимостью, используя российские плодородные земли, большие запасы пресной воды, минеральных удобрений, относительно дешёвые энергоносители и рабочую силу, а также традиционную помощь оборонных отраслей.

Процесс интенсивного развития сельского и народного хозяйства России зависит от пропорционального и сбалансированного развития продуктовых и непродуктовых подкомплексов АПК, сырьевых, промышленных и других единых технологических цепочек, эффективность работы которых зависит от рационального использования производственных мощностей в системе «поле (ферма, рудник, скважина, лесосека, море, океан и др.) - потребитель», включающих всех взаимосвязанных сельхозтоваропроизводителей, рабочих и специалистов, технику, оборудование, а также передовые технологии производства, хранения, переработки, фасовки, упаковки, транспортировки, оптовой и розничной торговли конечными продуктами питания. Чтобы удвоить производство отечественного продовольствия (хотя бы основных высокорентабельных продуктов питания), обеспечить быстрый рост экономики страны и ВВП необходимо не только сосредоточить производство, хранение, переработку и реализацию «в одних руках» - СПТК, АПП и АПО, но и восстановить связи промышленного картофелеводства, плодоовощеводства и некоторых других отраслей сельского хозяйства со 140 смежными с ними отраслями.

Так как сельское хозяйство медленнее других отраслей народного хозяйства приспосабливается к быстро меняющимся экономическим, демографическим и другим условиям, то требуется на новой технологической ресурсосберегающей основе создать в благоприятных природно-климатических, почвенных и экономических регионах специализированные растениеводческие и животноводческие СПТК, АПП и АПО с современными высокомеханизированными и автоматизированными собственными хранилищами и комплексами, лучшими районированными сортами и породами животных, с учётом зональных специфических агротехнологий, подключая помимо известных факторов интенсификации наиболее подходящие (даровые) силы Природы (почва, вода, солнце, климат, длительность вегетации, севообороты и т.п.).

Специализация, кооперация и агропромышленная интеграция, позволяют организовать высокорентабельные формирования; создать единое производственное пространство в рамках района, региона, федерального округа и России в целом по экспорту зерна и картофеля; использовать приёмы и методы рыночного планирования, с увязкой с госзаказами (по зерну, картофелю и т. п.), целевыми государственными региональными, федеральными и экспортными программами с соответствующей господдержкой сельхозтоваропроизводителей, без которой невозможен прогресс в сельском хозяйстве и создание быстроокупаемых СПТК, АПП и АПО, которые в состоянии работать на полном хозрасчёте, без услуг коммерческих банков в ближайшие 50-100 лет1.

Параллельно необходимо (с учётом анализа финансовой и производственной деятельности СПТК, АПП и АПО и системы «поле (ферма) - потребитель») определить себестоимость производства конечных продуктов питания, соответственно минимальные оптовые и розничные цены конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынке, обеспечивающие достаточную рентабельность для расширенного воспроизводства. Затем на основе изучения спроса на основные продукты питания определить оптимальное соотношение уровня доходов населения и максимально допустимого уровня цен, достаточных для роста товарооборота АПФ и обеспечения нормального уровня питания, согласно рекомендуемым нормам. При этом механизмы госрегулирования в АПК, существующие во всех развитых странах мира, должны постоянно совершенствоваться в зависимости от изменений на внутреннем и мировом рынках. При этом государством используются следующие механизмы: госзакупки и товарные интервенции; льготное кредитование, таможенное регулирование (экономическое и административное) и др.

В целом государственное регулирование и поддержка АПК и его продуктовых подкомплексов должны обеспечить:

1 Тульчеев В., Лукин Д., Лукин Н. Кооперация и интеграция малых форм хозяйствования - перспектива развития АПК и общего аграрного рынка ЕАЭС // АПК: экономика, управление. 2017. - № 7.- С. 22-32.

- адаптацию агропромышленного производства тех или иных продуктов питания к рыночным условиям;

- развитие рыночной инфраструктуры в системе «поле-потребитель», включающей в первую очередь хранение и переработку сельхозпродукции в местах его специализированного производства - в СПТК, АПП, АПО и др., дороги с твёрдым покрытием, специализированный транспорт в т.ч. железнодорожный;

- дальнейшую интенсификацию процессов производства, хранения переработки и реализации продукции;

- снижение энергоёмкости и ресурсоёмкости единицы конечной продукции;

- международный маркетинг и реализацию программ расширения экспорта сельхозкультур и продуктов их переработки, в страны-участницы ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН и др.

Государственная поддержка сельского хозяйства и приоритетное развитие конкурентоспособных, экспортоори-ентированных производств должны осуществляться за счёт внедрения комплекса технико-технологических и организационно-экономических инноваций в СПТК, АПП и АПО на основе сочетания системы государственной поддержки и использования внутренних резервов товарных ЛПХ, КФХ и СХО. При этом СПТК, АПП и АПО должны обеспечить пропорциональное и сбалансированное развитие всех 3-х сфер АПК РФ и его основного звена - сельского хозяйства в режиме расширенного воспроизводства в сочетании с экспортом основных продуктов питания в страны ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и другие1. При этом одновременно необходимо ввести государственные нормативно-правовое регулирование по созданию трудо- энерго- ресурсосберегающей единой технологической (продуктовой) цепочки от поля (фермы) до потребителей (в т.ч. зарубежных), адаптированной к международным требованиям с целью повышения конкурентоспособности отечественных продуктов питания на мировом рынке.

У наших зарубежных партнеров, например, США экономическая политика предусматривает: снижение налогов на бизнес и средний класс, рост госинвестиций на инфраструктурные проекты в размере 1 трлн. долл., которые вместе с частными средствами будут вкладываться в строительство дорог, аэропортов и нефтепроводов, так как Трамп считает, что только частные инвестиции эту проблему не решат2.

Таким образом, в США фискальная политика строится в интересах бизнеса и среднего класса, а само государство берётся за совершенствование инфраструктуры в масштабе страны. При создании новой рыночной инфраструктуры в России целесообразно перенять опыт США, где за государственными успешно идут частные инвестиции.

Помогая малому бизнесу беспроцентными кредитами (через Госбанки), сняв налоги с мелких предпринимателей, власти Вьетнама получили громадный эффект - страна завалена собственными продуктами, рост экономики составил 6,7% в год.

Чтобы приостановить рост розничных цен на продукты питания и увеличить платежеспособность спроса, необходимо как в Китае, Вьетнаме и других развивающихся странах освободить начинающих (в т.ч. создающих СПТК) фермеров, других сельхозтоваропроизводителей и индивидуальных предпринимателей от налогов на 3 года и дать им возможность выйти напрямую (без посредников) в торговую сеть, в т.ч. и собственную (кооперативную). Известно, что чем больше продавцов и магазинов в расчёте на определённую территорию, тем выше конкуренция и ниже цена продуктов питания. И если крупные (в основном иностранные) торговые сети вытесняют с рынков отечественных мелких продавцов, то фермерские (кооперативные) магазины «шаговой доступности», кооперативные логистические центры и собственные производственные рынки, наоборот, снизят цены на более качественную сельхозпродукцию, чтобы увеличить товарооборот и как можно скорее реализовать свой скоропортящийся товар.

Государство и чиновники оказывают финансовую помощь в основном крупным торговым сетям. В регионах цены на продовольствие только растут. Если посмотреть на самое популярное славянское блюдо - борщ, то окажется, что свекла в нём азербайджанская, морковь израильская, капуста турецкая, картофель египетский, свинина бразильская, сметана белорусская. Зато многие российские фермеры увязли в кредитах, не могут найти цивилизованные рынки сбыта своей экологически чистого «борщового набора».

Вместо того чтобы развивать фермерскую торговлю у себя на местах 50 регионов Российской Федерации сегодня направляют своих сельхозтоваропроизводителей на ярмарки в Москву, где вместо палаток и шатров на Семёновской площади появился комфортабельный крытый павильон, где оборудованные торговые места предоставляют бесплатно, что снижают цену продуктов питания. Аренда павильонов с современными холодильниками также бесплатно, что позволяет торговать фермерам круглый год, в любую погоду3. Этот положительный опыт необходимо развивать во всех регионах России, одновременно с созданием кооперативных продовольственных рынков, кооперативных пригородных логистических центров и фермерских магазинов «шаговой» доступности. От этого питание россиян станет лучше и дешевле.

Если в Москве в 2017 г. работали 200 сельскохозяйственных рынков и ярмарок на 15 тыс. торговых мест, в т.ч. 102 ярмарки выходного дня, 30 региональных и межрегиональных, 47 торговых центров и 22 традиционных капитальных сельхозрынков, то в других крупных городах и промышленных центрах России таких достижений пока нет, как нет и пригородных фермерских логистических центров, а также прирельсовых хранилищ-комплексов в СПТК или АПО, которые в любое время года могут отгрузить (поставить) в любой город или район России, в страны-участницы ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН и др. отечественный картофель, овощи, плоды и продукты их переработки длительного хранения.

1 Тульчеев В.В., Чекмарёв А.П., Жевора С.В. Развитие технико-технологического сотрудничества в картофелепродуктовом подкомплексе стран БРИКС // АПК: экономика, управление. 2016. - № 5. - С. 59-66.

2 Вардуль Н. Трампоэкономика на марше // Московский комсомолец. 2017. - № 8 (458). - С. 4.

3 Дмитриева И. Как изменились ярмарки // Аргументы и факты. - М., 2017. - № 25. - С 10.

Разовое вливание федеральных и региональных бюджетных средств в сельское хозяйство или в любое другое звено единой технологической цепочки «поле (ферма) - потребитель» является не чем иным, как латанием дыр «в сгнившем чулке», это не имеет ничего общего с целенаправленной научно обоснованной политикой продовольственного обеспечения населения, (особенно в условиях преобладающего неэффективного мелкотоварного производства.

В условиях некооперированного и неинтегрированного экстенсивного развития мелкотоварного сельского хозяйства Российской Федерации, импортные продукты питания даже из развивающихся стран мира скоро окажутся слишком дорогими для россиян, для населения ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др. Поэтому рано или поздно проблему создания АПФ и быстрой прямой доставки местной скоропортящейся сельхозпродукции к столу потребителей (без посредников) придётся решать совместно, опираясь на реальное обновление кадров на всех уровнях.

Большинство аналитиков сходятся в том, что выход из кризиса будет достаточно медленным, с чем нельзя согласиться. Всё зависит как от принимаемых мер - жёстких и непопулярных, как в Китае, Вьетнаме и других быстро-развивающихся странах, так и от реального обновления кадров на всех уровнях.

Новые руководители в новых, рыночных условиях, быстрее, на наш взгляд, найдут с помощью передовой мировой науки и техники выход из сложившейся в России тяжёлой финансово-экономической и продовольственной ситуации, нежели старые «проверенные» кадры, выступающие против кооперации, агропромышленной интеграции любых технико-технологических и организационно-экономических нововведений уже более 70 лет. Подбор честных, нацеленных на конечный результат, горящих энтузиазмом руководителей и исполнителей любого возраста, позволит сменить коррумпированную, забюрократизированную, «молчаливую» по всей вертикали систему, боящуюся потерять хорошую зарплату, пенсию и льготы. По обобщающему индексу «эффективности государственного управления» Россия недалеко ушла от африканских государств1.

Сегодня продовольственные, «металлические», финансовые, экономические и другие кризисы и бесконечные санкции должны стать локомотивами истории, «ракетами-носителями» всего нового и интенсификации экономики АПК и России, ускорителями НТП во всём народном хозяйстве. Уже сегодня необходимо двигаться в направлении кооперации и агропромышленной интеграции, реально заняться созданием экспортоориентированных высокоэффективных и безотходных СПТК, АПП и АПО, которые не только быстро решат проблему импортозамещения многих продуктов питания за счет сокращения потерь отечественной сельхозпродукции в 2-3 раза, но и выведут фермеров, их кооперативы и других сельхозтоваропроизводителей на мировые рынки продовольствия. Если сегодня в СХО развитие получили зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, лён и др. культуры, то МФХ должны объединиться в СПТК и специализироваться на производстве самых трудоёмких культур - картофеле и овощах открытого грунта, реализуя крупные однородные сортовые партии на рынок как в свежем, так и в переработанном виде.

Когда в России с каждым днём дорожает хлеб, картофель, молоко и другие продукты питания первой необходимости, растут цены на лекарства, тарифы на ЖКХ, энергоносители, транспортные услуги, а предприниматели и предприятия АПК ощущают кредитный голод, не зная, как расплачиваться за ранее взятые заёмные средства, то в Китае, например, инфляция близка к нулю, низкопроцентное банковское кредитование переживает бум, а национальный юань по отношению к доллару только крепнет. Если цены более чем на 90% видов сельхозпродукции диктуются рынком, то на базовую продукцию (нефть, газ, электроэнергию) государство устанавливает твёрдые цены. В результате если постоянно растущий монопольный диспаритет цен в России ведёт к свёртыванию сельскохозяйственного производства, то в Китае, наоборот, - к расширению воспроизводства продовольствия, развитию тракторного и сельхозмашиностроения, других отраслей. В России естественные и другие монополии уничтожают аграрный сектор, стремясь поднять цены на газ, электричество, тепло, ГСМ до европейского уровня, в то время как оплата сельского труда в 2 раза меньше даже средней по экономике и в десятки раз меньше чем на Западе.

Нужна разработка не только целевых государственных (в т.ч. экспортных) программ по зерну, картофелю и продуктам их переработки, механизмов государственной (в т.ч. экспортной) поддержки мер ответственности и других условий, обеспечивающих развитие этих и других основных высокорентабельных продуктовых подкомплексов АПК РФ с конкретными проектами различной мощности высокомеханизированных и автоматизированных хранилищ-комплексов, элеваторов, цехов переработки и разнообразием каналов реализации (в т.ч. на экспорт), но и программ для приобретения отечественных и зарубежных поточных автоматизированных линий малой и средней мощности для установки в хранилище-комплексе СПТК (окупаемые за 0,5-1,0 года), нужны кредиты по ставкам, сравнимым с западными. Падение интереса к банковским займам малого бизнеса связано с высокими ставками по кредитам, частым отказам в его получении без объяснения причин и др. Между тем, малый высокорентабельный бизнес в СПТК, АПП и АПО, обладая большой мобильностью, относительно малыми капвложениями (в сравнении с советскими «флагманами» отрасли или «гигантами» 5-ти летки), оперативно может переключиться на другую однородную продукцию, без простоев технологического оборудования и банковских кредитов. Например, вместо уже мытого высокорентабельного картофеля, можно выпускать очищенные от кожуры клубни или порезать их на дольки для производства замороженного картофеля, «фри» или обжаренные чипсы, затем перемолоть в муку и высушить, получив картофельное пюре или картофельный крахмал из нестандартных клубней и очисток, создав высокорентабельное безотходное производство на селе, производя в межсезонье чипсы из пеллет (разнообразного на 80% готового фигурного полуфабриката), которые надо только обжарить в растительном масле. Осталось только открыть собственную торговую сеть (или в кооперации с другими СПТК) и вся прибыль достанется не посредникам, переработчикам и торговцам, как сегодня, а самому фермеру и партнерам по кооперации, которые на следующий год удвоят и утроят урожай спецсортов картофеля и овощей.

1 Костиков В. Патока в кисельных берегах // Аргументы и факты. - М., 2010. - № 41. - С. 6.

206

Учёные сегодня не в состоянии проверить свои перспективные технологии в современных семеноводческих и продовольственных хранилищах, вместимостью на 3-5-10-20 тыс. и более, так как нет таких специализированных объектов, оснащенных по последнему слову науки и техники. Не отработаны и рациональные схемы товародвижения в системах «поле-потребитель» на натуральных образцах семенных и товарных СПТК, АПП и АПО, которые также в дальнейшем необходимо постоянно модернизировать, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность.

Без специализированных хранилищ-комплексов (семенного и продовольственного) построенных из быстро-возводимых (за 30-40 дней) лёгких металлических конструкций (ЛМК) любой вместимости, в каждом из которых сосредотачивается до 80-90% всех затрат труда и средств на производство конечной продукции - семян элиты или различных готовых к употреблению картофельных продуктов (построенных в натуре), невозможно продолжать исследования по дальнейшей механизации и полной автоматизации уборки, транспортировки, загрузки и выгрузки, сортировки, фасовки, упаковки, мойке, сушке, переработке картофеля, овощей, плодов и т.д. загрузки их в тару, транспорт и т.д. Таких современных образцов предприятий будущего в России на селе практически нет, так как проектные НИИ федерального уровня в большинстве своём ликвидированы.

Сегодня необходимо готовить высокооплачиваемых специалистов широкого профиля межотраслевого, межпрофессионального уровня с различными, но необходимыми знаниями (инженеров-экономистов, технологов-экономистов, менеджеров-маркетологов и т.п.), а не узких специалистов - агрономов, ветеринаров, инженеров, которые без экономических знаний не в состоянии видеть перспективу и стратегию развития своих предприятий, объединений, комплексов, отраслей и сфер подкомплексов АПК РФ, а также конкурировать с западными фермерами, знающими «всё» или кооперирующихся с другими, чтобы знать еще больше. В картофелепродуктовом подкомплексе руководители и специалисты широкого профиля должны так же знать всё или почти всё - от пробирки до хрустящего картофеля, других картофелепродуктов, картофельного крахмала (в т.ч. модифицированного), полученных от выборки множества спецсортов. В свеклосахарном - от высокопродуктивных определённых сортов сахарной свеклы до максимального выхода сахарного песка с 1 га (или 1 т сырья). В мясомолочном подкомплексе - от специальной породы животных до получения мраморного мяса или сыра со специфическим вкусом, запахом и другими, требуемыми потребителями свойствами. В птицеводстве - от яйца с эмбрионами до яичного порошка; в льняном - от сорта льна до получения ткани нужного качества и других конечных товаров (каждый из подкомплексов также состоит из 3-х своих специфических основных сфер).

Из-за недостатка или отсутствия средств (а соответственно спроса на сельхозтехнику), СХО и КФХ не в состоянии быстро развиваться. Многие заводы 1 сферы АПК, созданные в СССР (поставляющие средства производства для всех подкомплексов), ликвидированы, находятся за рубежом или на гране банкротства.

Хищническая эксплуатация «советских» заводов сельхозмашиностроения, размещённых в республиках СССР, полученных в ходе приватизации собственности, сдача ещё работающих станков и оборудования в металлолом, жадность, стремление к наживе и перепродаже остатков предприятий новым собственником привела к тому, что 1 сфера АПК должна создаваться практически с нуля, но уже под требования новых СПТК, АПП и АПО.

Масштабное отставание в сельском хозяйстве является одной из угроз национальному суверенитету страны. Например, плодородие Северного Кавказа, благоприятные климатические условия, множество рек, озёр и прудов, которые можно задействовать для полива, (в т.ч. горные реки вечных льдов с бетонными каналами), позволяют рационально использовать самый ценный ресурс - землю (как это осуществляется в южных регионах Казахстана).

Аграрный разворот экономики России на основе развития одновременно всех аграрных регионов в т.ч. Северного Кавказа - поставщика ранней плодовоягодной, овощной и другой сельхозпродукции, традиционные высокие трудовые навыки, развитие фермерского и кооперативного движения в производстве экологически чистых продуктов питания позволили бы решить проблему занятости миллионов сельских жителей южных регионов, в том числе в уборке, хранении, переработке, фасовке, упаковке и реализации на внутреннем и мировом рынках, с качеством продуктов не хуже турецких египетских, индийских и китайских фермеров - поставщиков ранних картофеля, овощей, плодов и т.п. в Россию.

Помимо быстрого оборота капитала и окупаемости инвестиций в хранилища, линии обработки и переработки, достойных заработков для жителей сёл, аулов, станиц, деревень и т. п., значительные налоги получила бы местная власть для обустройства сельских территорий. В условиях развития агропромышленного производства в СПТК появились бы новые многочисленные каналы сбыта и для домашних мелкотоварных хозяйств, в т.ч. расположенных в предгорных, горных и высокогорных регионах, при условии обеспечения их необходимыми высококачественными семенами, тарой, транспортом и т.п.

Вывозимые из страны миллионы долларов опять вернутся в Россию в АПК и органически связанную с ним промышленность, состоящую от 140-160 отраслей. На территории где осуществляется добыча и переработка природных богатств страны (как в дореволюционный период) олигархи начнут строить на «своей» территории для своих рабочих и служащих вместе с СПТК фермерские магазины «шаговой доступности», кормить их не импортным «химическим» и «синтетическим» продовольствием, а экологически чистыми дешёвыми местными продуктами питания в т.ч. на фермерских продовольственных рынках, доставленными прямо с поля, или с хранилища в течение 3-4 часов, вместо 3-4 дней через посредников и спекулянтов с наименьшими потерями, затратами труда и средств, из совместно созданных «подшефных» СПТК, растениеводческого и животноводческого направления с согласованной оптимальной ценой или торговой наценкой. В данных условиях восстановится социальная справедливость и паритетные отношения в АПК и народном хозяйстве, начнёт процветать наша родная страна, показывая всему миру образец действительно демократического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.