Научная статья на тему 'Новая модель АПК РФ и решение глобальной проблемы продовольствия'

Новая модель АПК РФ и решение глобальной проблемы продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безотходные технологические цепочки в местах специализированного производства / «сквозная» хозрасчетная модель управления / высокорентабельный бизнес в СПТК. / non-waste technological chains in places of specialized production / «end-to-end» self-supporting manage- ment model / highly profitable business in SPTC.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордиенко Н. Н., Жевора С. В., Тульчеев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая модель АПК РФ и решение глобальной проблемы продовольствия»

Гордиенко Н.Н. н.с. ВНИИКХ [email protected] Жевора С.В.

к.с.-х.н., директор ВНИИКХ [email protected] Тульчеев В.В. д.э.н., гл.н.с ВНИИКХ [email protected]

НОВАЯ МОДЕЛЬ АПК РФ И РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Ключевые слова: безотходные технологические цепочки в местах специализированного производства, «сквозная» хозрасчетная модель управления, высокорентабельный бизнес в СПТК.

Keywords: non-waste technological chains in places of specialized production, «end-to-end» self-supporting management model, highly profitable business in SPTC.

В настоящее время в число приоритетных задач России входит модернизация экономики. Под модернизацией экономики России и ее АПК нами понимается комплексный процесс, в котором органично соединятся структурная перестройка давно устаревшей плановой советской системы народного хозяйства с валовыми показателями производства под требования современной рыночно-плановой экономики, основанной на высоких конечных показателях деятельности кооперативов, холдингов, отраслей, сфер и подкомплексов АПК, ТЭК (топливно-энергетического комплекса) и других народнохозяйственных комплексов, созданных на базе единых «сквозных» малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологических цепочек от поля (фермы, скважины, рыболовного траулера, рудника, генератора энергии, лесосеки и др.) до потребителя и эффективной системы управления этими вертикально-интегрированными системами.

Сельское хозяйство России связано со 140 отраслями промышленности, расположенных в основном в городах, в т.ч. 60 отраслей перерабатывающих сельхозсырьё и 80 (в развитых странах мира до 100) поставляют ему удобрения, средства защиты сельхозмашины, трактора, запчасти, ГСМ, погрузочно-разгрузочное, моечное, фасовочно-упаковоч-ное и прочее оборудование, стройматериалы и другие ресурсы для ведения агропромышленного производства, в т.ч. экологически чистого, орошаемого земледелия, хранения, переработки, товарной подготовки к реализации и транспортировки сельхозпродукции в торговую сеть. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) тоже задействует до 100 отраслей народного хозяйства. Два крупнейших межотраслевых гиганта - АПК и ОПК, связанные в своей деятельности с 240 отраслями экономики страны, в состоянии вывести её из сегодняшнего затяжного системного кризиса, так как являются лидерами по экспорту своих товаров на мировой рынок. Россия, обладая совокупным национальным богатством в 340-380 трлн. долл., т.е. в 10 раз больше, чем совокупный ВВП стран мира [1, с. 196], в состоянии осуществить технологический прорыв в будущее.

Гарантией стабильного развития сельского хозяйства и АПК России в целом может стать наличие 9% мировой продуктивной пашни, 52% мировых черноземов, 20% мировой пресной воды (2 место в мире после Бразилии), производство 8,5% минеральных удобрений, 1 место в мире по обеспечению сельхозугодиями (1,34 га/чел.) и пашней -0,81 га/чел. (при средней в мире - 0,23 га/чел.), 23% мировых запасов леса, в котором живет множество животных (в т.ч. пригодных в пищу) и ежегодно пропадает огромное количество полезной для здоровья высоковитаминной продукции (мёд, плоды, ягоды, грибы и т.п.), более 40 млн. га заброшенной (после массового банкротства СХО) пашни, которую в состоянии поднять лишь фермеры, их кооперативы, увеличив урожайность в 2-3 раза с использованием орошения. Между тем, Россия расходует сегодня менее 2% своих водных ресурсов, в то время как Германия - 48%, США - 18%, в странах Африки - 80%, Ближнего Востока и Средней Азии - 85%, Центральной Азии - 90%, а в среднем на орошение сельхозкультур сегодня затрачивается 8% водных ресурсов. По расчётам ФАО, в ближайшие 20 лет 80% продовольствия будет производиться в условиях орошения [2-4].

В настоящее время, малые формы хозяйствования (МФХ): личные подсобные (ЛПХ), фермерские (КФХ) хозяйства и малые СХО в России занимают 90-93% посевных площадей. На территории стран-участниц ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН мелкотоварное производство картофелеовощной, плодово-ягодной, бахчевой, цитрусовой, виноградной и др. продукции достигает 100%. Таким образом, на базе таких МФХ целесообразно создать специализированные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы (СПТК) по образцу наиболее развитых стран (особенно скандинавских) в т.ч. с собственной розничной торговлей и мощной материально-технической базой по хранению и безотходной переработке сельхозсырья. А на базе средних и крупных СХО, оставшихся в Беларуси и

России (в основном мясомолочного и зернового направления) целесообразно организовать агропромышленные предприятия (АПП типа совхоз-завод ЗАО «Озёры») и объединения АПО холдингового типа.

За период 1990-2015 гг. число СХО сократилось в 2,5 раза, оставив после банкротства 40 млн. га заросшей бурьяном пашни. Только за 2000-2015 гг. число СХО сократилось с 28 469 до 20 969 ед., или на 7,5 тыс. То есть ежегодно банкротится до 500 коллективных хозяйств. В результате у нас скоро не будет ни колхозов, ни совхозов, ни мощной фермерской прослойки, ни производственных кооперативов, по числу которых до революции мы занимали 1-е место в мире. А сегодня по ним даже нет статистических данных. За период 1990-2015 гг. произошло сокращение промышленных площадей под картофелем с 1318 тыс. га до 207 тыс. га, или в 6,4 раза [5, с. 139].

В 1974 г. для проведения единовременного статистического учёта ЦСУ СССР по предложению ВАСХНИЛ была введена новая институциональная единица «агропромышленное предприятие (АПП) и «агропромышленное объединение» (АПО), что позволяло отслеживать происходящие изменения в сельском хозяйстве и динамику роста агрофирм, агрокомбинатов и других агропромышленных формирований (АПФ), то с начала 90-х годов данную информацию получить невозможно. По данным ВНИОПТУСХ и ВИАПИ имени А. А. Никонова, рассчитанным в 2006 г. в России насчитывалось около 800 агрохолдингов, в которые входило 3,5 тыс. СХО (или в среднем на АПО - 4,4 хозяйства), в то время как они функционировали на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. На сегодня за-кредитованность СХО составляет свыше 2 трлн. руб., а перерабатывающих сельхозсырьё предприятий - до 2 трлн. руб. Это говорит о том, что в 60-70-е годы на основе убыточных и низкорентабельных колхозов, работающих на хозрасчёте надо было создавать не совхозы (госхозы) и заготовительные СПоК, не нашедшие широкого распространения в рыночных условиях, а кооперативы - типа СПТК, как это организовали в ГДР при объединении Германии. В принятой Госпрограмме на 2013-2020 гг. предусмотрена господдержка не только сельхозтоваропроизводителей, но и переработчиков), то есть возможна двойная поддержка в СПТК, АПП и АПО, занимающихся хранением и переработкой сельхозпродукции как единых неразрывных технологических производств.

Чтобы провести существенную трансформацию создаваемой более 70 лет плановой советской экономики, не имеющей ничего общего с сегодняшней рыночной, принципиальную реструктуризацию в сельском хозяйстве, АПК, других отраслях и модернизацию уже созданных единых низкозатратных технологических цепочек, необходимо, как в Китае, временно (на переходный период) национализировать жизненно важные для государства отрасли или усилить государственно-частное партнёрство. Из-за постоянного роста цен и тарифов необходимо достаточное государственное присутствие в банковской и страховой сфере, в монопольных отраслях, таких как энергетическая, железнодорожная (услуги по перевозке скоропортящейся сельхозпродукции и зерна) и др.

До 2020 года сельское хозяйство будет финансироваться по остаточной форме (табл. 1).

Таблица 1

Доля инвестиций федерального бюджета в основной капитал АПК, %.

Годы 2017 2018 2019 2020 2020 к 2017, %

Инвестиции в сельское хозяйство, % 1,4 1,2 1,2 1,1 78,5

Из таблицы видно, что в 2020 году доля инвестиций федерального бюджета в агропромышленное производство составит лишь 1,1% или 78,5% к 2017 году. Между тем, на образование будет потрачено 4,1% бюджета, на здравоохранение - 3,6%, на сельское хозяйство лишь около 1-2%. Это в то время как в отечественное сельское хозяйство практически не идут ни отечественные, ни иностранные инвестиции, а у сельхозпроизводителей лишних денег никогда не было. Ставка рефинансирования одна из самых высоких в мире - 7,5%, против 0,5 у американских и английских сельхозпроизводителей [6, с. 3].

Рыночная хозрасчётная модель развития АПК и экономика России, должны самоуправляться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, без административно-командного давления во всей продуктовой (сырьевой и т.п.) технологической цепочке, благодаря высокой конкурентоспособности товара по цене и качеству. В таких условиях должны создаваться суперсовременные СПТК, АПП, АПО и единые технологически взаимосвязанные компании, вертикально-интегрированные промышленные холдинги и т. п. Всей замкнутой и увязанной на конечный продукт цепочкой руководит лишь заинтересованность всех партнеров (звеньев) по кооперации, работающих в соответствии с типовой объединённой технологической картой - «производство (добыча) - хранение - переработка - транспортировка -оптовая и розничная торговля», подкрепленная заключёнными между ними долгосрочными договорами и совместно согласованными расчётными ценами. Дополнительный доход делится после реализации конечной продукции в зависимости от количества и качества вложенного в совместное дело труда, при внесении в любой момент в типовую объединённую технокарту фактических показателей и реальных затрат на каждом этапе за определенный период. При такой схеме оплата налогов производится лишь с последнего (конечного) звена (оптовой и розничной торговли). Все партнёры по кооперации в объединении, в холдинге равны между собой как в правах, так и в обязанностях, имеют одинаковые стартовые позиции (в т.ч. фермеры, добытчики природных богатств, специалисты по хранению, переработке, транспортировке и торговле продуктами питания, ГСМ, металлоизделиями или другими конечными товарами народного потребления).

При создании единого заинтересованного коллектива, ориентированного на максимальный выпуск конечной продукции с наименьшими потерями сырья, затратами труда и средств, возможно максимально раскрыть потенциал каждого фермера или работника того или иного отдельного звена (кооператива, объединения, холдинга) в единой технологической цепочке. Новая хозрасчетная модель управления подкомплексами АПК, его предприятиями и объединениями (СПТК, АПП, АПО в т.ч. в других народнохозяйственных комплексах), позволяет каждому фермеру или на-

ёмному работнику, другим партнерам по кооперации взять на себя большую ответственность, так как они вместе будут наращивать доходы и пропорционально делить их между собой (в зависимости от объёма и качества вложенного в совместное дело труда), направляя определенную часть на развитие объединения и повышение его конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. При этом никто единолично не сможет претендовать на прирост доходов (кроме налоговых органов), так как они заработаны честно в соответствии мировыми рыночными законами, по которым работают в сельском хозяйстве, например, развитые скандинавские страны и их передовые картофелеовощные и молочные СПТК с собственной торговой сетью, своим транспортом и холодильной сетью, собственным банком и всем необходимым для нормальной деятельности на внутреннем и мировом рынках, вплоть до собственных научных подразделений и исследовательских институтов.

Между тем, малый высокорентабельный бизнес в СПТК, обладая большой мобильностью, относительно малыми капвложениями (в сравнении с «флагманами» отрасли или «гигантами» пятилеток), оперативно может переключиться с одной на другую однородную продукцию, без простоев «гибкого» технологического оборудования и дополнительных банковских кредитов. Например, вместо уже мытого высокорентабельного картофеля, можно выпускать очищенные от кожуры клубни в вакуумной упаковке (т.к. они уже были мытые), или порезать уже очищенные клубни на дольки для производства замороженного картофеля «фри» или обжаренных «чипсов» (т.к. они уже были очищенные), затем перемолоть в муку и высушить, получив картофельное пюре или картофельный крахмал из нестандартных клубней и очисток, создав высокорентабельное безотходное производство на селе (деревне, станице, кишлаке, ауле и т. п.), производя в межсезонье чипсы из сушеных пеллет (на 80% готового фигурного полуфабриката), которые надо только обжарить в растительном масле. Осталось только организовать экспорт картофельной продукции, пользующейся спросом у большинства зарубежных потребителей.

В кооперации с другими СПТК вся прибыль достанется не посредникам, переработчикам и торговцам как сегодня в России, ЕАЭС и СНГ, а самим фермерам и их партнерам по кооперации, которые на следующий год удвоят и утроят свой урожай вместо ежегодной его гибели из-за отсутствия хранилищ, рынков сбыта.

Чтобы сделать Россию влиятельным и авторитетным лидером среди аграрных стран ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и ведущим экспортером продовольствия необходимо:

- коренным образом заменить давно устаревшую плановую, искусственно созданную структуру АПК (под 100% коллективизацию, 100% хранение и переработку в городах) под требования рыночной экономики в местах специализированного производства в интересах сельхозпроизводителей, прямых потребителей и государства, а не посредников и торговцев;

- обновить или заменить в новой системе «поле (ферма) - потребитель» устаревшее оборудование, технику и технологии на более современные производительные последних поколений;

- создать на селе организацию с квалифицированным персоналом по обслуживанию и своевременному ремонту сельхозтехники и оборудования;

- внедрить новую «сквозную» хозрасчётную модель управления подкомплексами АПК, его предприятиями и объединениями (СПТК, АПП и АПО), которые станут залогом решения проблемы импортозамещения, снижения потерь, роста продуктивности полей и ферм за счет заинтересованности взаимосвязанных коллективов, отдельных фермеров и специалистов в развитии совместного агропромышленного производства;

- развить сельскую инфраструктуру с доведением показателей до европейского уровня, что позволит сократить миграцию молодежи, других трудовых ресурсов и улучшить качество жизни на селе;

- подготовить высококвалифицированные кадры с учётом внедрения комплексной механизации, автоматизации и компьютеризации новых технологий, в том числе в системе «поле (ферма) - потребитель»;

- создать благоприятные условия для экспорта зерна, картофеля и другой сельхозпродукции с более глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью в страны-участницы ЕАЭС, ШОС, БРИКС и др.;

- отменить налоги и снизить процентные ставки по кредитам на 2-3 года для товарных ЛПХ, КФХ, СХО, создающих безотходные СПТК, АПП и АПО (практически не имеющие аналогов на Западе) до их вывода на полную мощность и самоокупаемость.

Список литературы

1. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. Издание 3 переработанное и дополненное. - М.: Дашков и Ко, 2003. - 296 с.

2. Kreul W. Fur Landwirtschaft und Nahrungsmitteiproduktion wird die Versorgung mit Wasser zu einem der Schlusselprobleme des 21. Jahrhunderts // Ber. Landwirtsch. 2009. - Vol. 87, N 3. - S. 510-518.

3. Тульчеев В.В., Прямов С.Б., Лукин Н.Д., Миндрин А.С., Ягфаров О.М. Инновационные организационно-экономические и технико-технологические научные разработки, реализованные на практике в области производства, хранения, переработки, товарной подготовки и реализации картофеля в условиях кооперации и интеграции. - М.: Россельхозакадемия, 2014. - 299 с.

4. Тульчеев В.В., Жевора С.В., Лукин Д.Н. Конкурентоспособность картофелепродуктового подкомплекса АПК Российской Федерации в XXI столетии на основе кооперации и модернизации «сквозных технологий» в системе «поле-потребитель». - М.: ФГУП «Агронаучсервис», 2016. - 243 с.

5. Агропромышленный комплекс России в 2015 году / МСХ РФ. - М.: Росинформагротех, 2016. - 704 с.

6. Зюганов Г. Кабинет создателей кризиса // Подмосковная правда. 2017. - № 16 (1063). - С. 1, 3.

7. Агропромышленный комплекс России в 2014 году / МСХ РФ. - М., 2015. - 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.