Научная статья на тему 'Государство в интеграции агробизнеса за рубежом'

Государство в интеграции агробизнеса за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство в интеграции агробизнеса за рубежом»

© 2003 г. О.Г. Гужвина

ГОСУДАРСТВО В ИНТЕГРАЦИИ АГРОБИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ

В результате реформирования системы закупок сельскохозяйственной продукции и демонополизации заготовительной сферы осуществляется переход к рыночной системе сбыта, основанной на свободном движении товаров и отмене ограничений при выборе деловых партнеров. Ведущие ученые и специалисты аграрной сферы российской экономики отмечают замедление процессов кооперации и интеграции в производстве, хранении, переработке и реализации продукции этой жизненно важной отрасли общественного производства. Во многом оказались нарушенными связи в подсистеме производство - переработка, многократно сократились внутрирегиональные и межрегиональные перевозки продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков. В целом происходящие здесь процессы направлены не на их интеграцию и кооперацию, а на организационное и экономическое разобщение и обособление. Вместе с тем, как, в частности, отмечает И. Ушачев, наблюдается негативная тенденция ухода государства от регулирования экономических отношений в аграрной сфере общественного производства [1].

В сложившихся производственных и организационно-экономических условиях [2, 3] требуется формирование и совершенствование концепции о роли горизонтальной (отраслевой) и вертикальной (межотраслевой) кооперации и интеграции производства в преодолении негативных явлений в агропромышленном комплексе. Высокоэффективное производство возможно на основе передовых наукоемких технологий как в производстве сельскохозяйственного сырья, так и при переработке, транспортировке, хранении и сбыте. Деятельность предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, может быть обеспечена за счет кооперации пред-приятий-партнеров в высшей ее форме - интеграции сельскохозяйственного и промышленного производства. Вместе с тем появление новых технологий, требующих значительных инвестиций, предопределило дальнейшее разделение производства уже непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях.

В этих условиях опыт организации и государственного регулирования сельскохозяйственного производства стран с развитой рыночной экономикой может служить организационно-экономической предпосылкой формирования отечественного АПК. Обобщение публикаций, посвященных государственному регулированию и вариантам формирования организационных структур в сельском хозяйстве стран с развитой рыночной экономикой, выявило высокий уровень разнообразия и активности этих процессов [3 - 5 и др.].

Механизм государственного регулирования. Любая экономика, зависящая от экспорта промышленной продукции, должна в первую очередь опираться на способность своих производителей поставлять товары по ценам,

обеспечивающим их конкурентоспособность на мировом рынке. Поэтому правительство данной страны пристально следит за событиями, которые могут привести к негативным результатам. Например, оно может ограждать своих фермеров от дешевого импорта или вообще запретить импорт, или ввести систему квот. Однако есть риск, что другие страны предпримут ответные акции. Тогда приводится в действие механизм управления ценами, могут быть назначены надбавки или введен налог на импортные продукты, что снижает их конкурентоспособность по отношению к товарам собственного производства. Такая система принята в странах ЕЭС.

В странах ЕЭС действует также механизм фиксации цен, запрашиваемых поставщиками определенных видов продукции (цен продавцов), на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность фермеров. Каждый из таких (впоследствии импортируемых) продуктов облагается налогом, определяемым разницей между соответствующей ценой продавца внутри страны и минимальной ценой, запрашиваемой за этот продукт на мировом рынке. Такая система защищает собственных производителей от экспансии мирового рынка. Однако, защищая высокопроизводительные хозяйства, она одновременно поддерживает и непроизводительные. Многие фермеры, которые в противном случае вышли бы из бизнеса, продолжают существовать благодаря политике ЕЭС, которая за счет потребителя фиксирует фермерские цены, не допуская в страну дешевые импортные продукты. Помимо упомянутого курса, в ЕЭС введена пошлина на ввоз сельскохозяйственных продуктов из стран, не входящих в Сообщество. Размер пошлины колеблется для разных товаров в пределах от 0 до 25 % их стоимости. Излишки продовольствия, создаваемые в странах ЕЭС благодаря программам ограничения импорта и поддержки фермеров тщательно учитываются.

Страны, где образуются излишки продовольственных товаров, субсидируют экспорт, с тем чтобы добиться конкурентоспособности на мировом рынке. Организованные закупки в ЕЭС приводят к образованию значительных запасов продовольствия в хранилищах. Сообщество в этом случае вынуждено возмещать убытки, чтобы способствовать продаже по низким ценам во внешние страны собственного дорогостоящего продовольствия. В противном случае продукты, пригодные к употреблению населением, подлежат переводу в категорию кормов для скота или даже в утиль.

В экономически развитых странах правительства, субсидируя фермеров, руководствуется несколькими соображениями. Часто этим пользуются как средством, стимулирующим проведение в жизнь проектов развития производства необходимых стране продуктов или мер совершенствования маркетинга. Однако цель может быть и противоположной - способствовать выходу людей из сферы сельскохозяйственного производства или прекращению ими выпуска определенных продуктов.

Политику выдачи фермерам ссуд под очень низкий процент проводит государственная организация «Французский Сельскохозяйственный Кредит» (France Credit Agricole) и на протяжении ряда лет ссужает фермеров на очень льготных условиях. В Бельгии существует правительственное учреждение -«Сельскохозяйственный Инвестиционный Фонд» (Agricultural Investment Fund), помогающее финансировать фермеров. В ФРГ эти функции выполняет система Кооперативных Банков.

Во многих странах есть регионы, где сельскохозяйственное производство протекает в исключительно сложных условиях. Сюда относятся топография, типы почв, климат, недоступность, транспортные расходы, дефицит рабочей силы. В таких неблагоприятных зонах с целью предотвращения падения уровней жизни населения и сельскохозяйственного производства принимаются специальные меры. Так при вступлении в ЕЭС Великобритания сохранила возможность оказывать поддержку фермерам, занятым горным скотоводством и овцеводством, путем выплат, размер которых зависит от поголовья. Возможна также форма увеличений субсидий в сравнении с другими регионами.

Введение в ЕЭС системы социально экономических консультаций имеет особую ценность для фермеров неблагоприятных зон. Ее цель - оказать помощь фермерам и их рабочим, повысить уровень производства, предоставляя им возможность усовершенствовать знания на специальных курсах. Учреждены также консультации по формам получения дополнительных доходов из несельскохозяйственных источников, таких, например, как туризм; трудовым проблемам и взаимоотношениям, взаимоотношениям с Сообществом и перспективам на будущее для фермеров и сельскохозяйственных рабочих.

Организационные структуры, союзы и кредитные ассоциации в сельском хозяйстве. В развитых странах содействие сельскому хозяйству оказывают целая гамма различных государственных организаций и общественных союзов, имеющих четко обозначенные права и направления деятельности. Например, в ФРГ структуру такого рода государственных и полугосударст-венных учреждений составляют федеральные и земельные учреждения, сельскохозяйственные палаты, НИИ, консультационные бюро и учебные заведения; независимыми учреждениями являются: Центральная комиссия по сельскому хозяйству, Немецкий крестьянский союз, в который входят земельные крестьянские союзы, союзы женщин и союзы молодежи, Немецкое сельскохозяйственное общество, Немецкий кооперативный союз, биржи продуктов и товаров, союзы землевладельцев и арендаторов, конфессионные организации, союзы работодателей, профсоюзы; специализированные союзы созданы по растениеводству (селекционеры, сельскохозяйственной техники и т.д. по конкретным видам производства) и животноводству (союз селекционеров, союз конного спорта, союзы по осеменению, учреяедения по контролю за откормом и т.д.), а также организации по продаже, союз защиты животных, сельское

ремесло и промышленность по сельскохозяйственной технике, торговля продуктами питания, мельницы. К многочисленным организациям, сотрудничающим с сельским хозяйством, относят банки, страховые компании, ярмарочные общества и т.д. Отдельные сельхозтоваропроизводители могут одновременно быть членами и пользоваться услугами нескольких союзов, различающихся целями и возможностями. Так, Центральный союз Немецкого крестьянского союза состоит из земельных крестьянских союзов, головных организаций сельского и лесного хозяйства. Задачами Немецкого крестьянского союза являются профессиональное представительство людей, работающих в сельском и лесном хозяйстве ФРГ и в отраслях экономики близких к ним, а также защита аграрных, экономических, правовых, налоговых, социальных, образовательных и общественно-политических интересов сельского и лесного хозяйства. Этот Союз оказывает целый ряд услуг для своих членов: помощь по вопросам налогообложения и бухучета; партнерство для обращения по интересующим вопросам; работа с общественностью; консультирование по вопросам социального обеспечения; содействие образованию и повышению квалификации. Все финансирование осуществляется исключительно за счет взносов без какой-либо государственной поддержки.

Изучение зарубежного опыта показывает, что в странах с развитой рыночной экономикой организационно-экономической основой эффективного сельского хозяйства являются система маркетинга и постоянное совершенствование хозяйственных связей на основе контрактации и интеграции как горизонтальной, так и вертикальной. В этих странах особое внимание уделяется прежде всего системе реализации продукции, основной целью всех звеньев которой является по возможности более быстрое доведение ее от производителей до потребителей и осуществление регулирования рыночных цен в рамках существующих мероприятий по устойчивому функционирования рынка. Концентрация посевных площадей и уменьшение количества производителей в сочетании с развитием перерабатывающих мощностей оказали решающее воздействие на систему сбыта, для которой характерен процесс ослабления позиций розничной торговли при усилении роли крупных торговых фирм. Основными каналами сбыта являются оптовые рынки, сбытовые фермерские кооперативы, прямая продажа перерабатывающим предприятиям и супермаркетам.

Переработка плодоовощной продукции там сосредоточена в крупных агропромышленных формированиях кооперативного и монополистического типа, действующих на основе контрактов. Важная роль в переработке сырья принадлежит также фермерским кооперативам. Для обеспечения консервных заводов сырьем необходимого качества созданы специализированные зоны производства овощей и фруктов. Загрузка этих предприятий обеспечивается возделыванием сельскохозяйственных культур соответствующих ассортимента и кондиции. Развитие различных видов переработки: консервирование,

замораживание, сушка, производство пищевых концентратов, соков и напитков, позволяет использовать плодоовощную продукцию с максимальной эффективностью.

Реализацией переработанной продукции занимаются крупные агропромышленные объединения, имеющие в своем составе предприятия общественного питания, оптовой и розничной торговли. Оптовой реализацией свежей плодоовощной продукции занимаются агроторговые формирования, отличающиеся многообразием организационных форм: аукционы, оптовые рынки, кооперативы, торговые центры, гарантирующие фермеру реализацию всей произведенной продукции необходимого качества, определенного условиями договора контрактации. Получает распространение реализация продукции через фирменные магазины, принадлежащие кооперативам и крупным производителям, имеющим свою торговую марку. Значительное развитие получила сеть общественного питания за счет введения новых точек: экспресс-кафе, кафетериев и закусочных, на долю которых в настоящее время приходится около 50 % общего объема продаж в системе общественного питания.

Формирование транспортной системы направлено на обеспечение гарантированных перевозок плодоовощной продукции, организованной за счет развития специализированного транспорта, применения пакетных и контейнерных перевозок, а также совершенствования их технологии - погрузка продукции в тару транспортных фирм, что обеспечивает механизацию этих работ и сокращает время на доставку продукции потребителю. Развитие системы хранения направлено на создание хранилищ с регулируемыми температурой и газовой средой, организацию хранения в местах производства плодоовощной продукции и применение современных технологий хранения, предварительного охлаждения, доработки и упаковки продукции, а также снабжение непосредственно фермеров унифицированной тарой и упаковочными материалами.

По существу государство контролирует организацию интегрированного производства в отраслях сельского хозяйства в целях оптимального распределения финансового риска между всеми участниками продовольственных рынков на основе сбалансированного учета их экономических интересов. Для реализации этого принципа используется система экономических рычагов -налоги, кредиты, различные субсидии и программы поддержки, что позволяет эффективно регулировать их взаимоотношения, формировать основу стабильности рыночных отношений в плодоовощном производстве и обеспечивать развитие всего подкомплекса.

Ассоциации сельскохозяйственного кредита и другие источники финансирования капитальных и текущих затрат сельхозтоваропроизводителей в развитых странах представляют хорошо развитую структура, учитывающую широких круг возможных ситуаций. Так в США фермерам и владельцам ранчо доступны многие источники кредитования. Лучший выбор зависит от типа

требуемого кредита и положения дел предпринимателя. При этом следует знать альтернативные источники кредитов, их требования, учитывать особенности деятельности различных кредиторов. Сельскохозяйственный кредит обычно подразделяют на две категории: недвижимого и движимого имущества. К первой причисляют ссуды на приобретение земли, строительство крупных сооружений, а также на возмещение задолженности по кредитам движимого имущества. Срок выплаты может быть от 10 до 40 лет. Вторая категория включает краткосрочные ссуды с выплатой в течение года и ранее, среднесрочные ссуды на приобретение капитала с периодом погашения менее 10 лет.

В США кредиторы, обслуживающие фермы и ранчо, принадлежат к 7 основным группам: а) система фермерского кредита, в которую входят ассоциации производственного кредита (АПК) и ассоциации федеральных земельных банков (ФЗБ); б) коммерческие банки; в) страховые компании; г) администрация сельскохозяйственного строительства (АСХС); д) товарнокредитная корпорация (ТКК); е) торговцы и посредники; ж) частные лица и другие организации. Некоторые кредиторы предлагают как недвижимый, так и движимый кредит. На рисунке показана относительная значимость различных групп кредиторов и процентное соотношение двух категорий их займов [5].

Структура сельскохозяйственного кредита США: а) кредитование недвижимого имущества; 6) кредитование текущих расходов.

Система фермерского кредита - объединение кооперативов фермеров под руководством Администрации по делам фермерского кредита (федерального агентства), создана правительством для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственном кредитовании. Займы выдают кооперативы на местах, которыми владеют и управляют сами заемщики-фермеры. Правительство также осуществляет контроль и надзор за деятельностью кооперативов, хотя и получает возмещение за свою финансовую помощь при создании этой системы.

Сельские предприниматели получают кредит либо в ассоциациях федеральных земельных банков (ФЗБ), либо в ассоциациях производственного кредита (АПК). Местные ФЗБ выдают долгосрочные недвижимые кредиты на

приобретение земельных участков, усовершенствование недвижимой собственности и рефинансирование. АПК предоставляют кратко- и среднесрочные кредиты движимого имущества в основном на нужды производства и приобретение техники.

Таким образом, анализ методов и средств государственного регулирования и вариантов интеграционных процессов, инициированных правительством и общественными формированиями в сельском хозяйстве стран с развитой рыночной экономикой показывает широкий диапазон возможных организационно-экономических решений по развитию и повышению экономической эффективности аграрного сектора экономики России.

Литература

1. Ушачев И. Основные направления социально-экономического развития АПК // Экономист. 2003. № 6. С. 80 - 90.

2. Буробкин И.Н. и др. Место кооперации в системе мезоэкономики многоотраслевого АПК // АПК: Экономика, управление. 2001. №12. С. 57 - 63.

3. Усенко Л.Н. Агропромышленная интеграция в рынке плодоовощной продукции. Ростов н/Д, 1999.

4. Бакетт М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. М., 1989.

5. Касл Э. и др. Эффективное фермерское хозяйствование. М., 1991.

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия,

г. Зерноград 15 октября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.